Какие ледниковые формы рельефа встретили на своем пути туристы

Обновлено: 18.09.2024

Области распространения ледникового морфогенеза широко распространены в современную эпоху и охватывают все широты, включая тропические. Сравнение форм, образующихся в настоящее время и сохранившихся от четвертичных оледенений показывает, что последние по-видимому формировались, в аналогичных условиях. Особенности распространения и строения ледникового рельефа дополнительно аргументируют сторонников концепции четвертичных оледенений, хотя и не позволяют однозначно решить проблемы их количества и продолжительности отдельных стадий.
Ледниковый морфогенез в горах и на равнинах (области покровных оледенений) имеет общие черты. Обусловленные механикой движения льда и существенные различия, определённые неодинаковым строением ложа, масштабом оледенений и особенностями питания. Отдельные вопросы л .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ОБЛАСТЕЙ ЛЕДНИКОВОГО МОРФОГЕНЕЗА 4
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЛЕДНИКОВОГО МОРФОГЕНЕЗА В ГОРАХ 10
ГЛАВА 3. РЕЛЬЕФ ОБЛАСТЕЙ ПОКРОВНЫХ ПЛЕЙСТОЦЕНОВЫХ ОЛЕДЕНЕНИЙ 16
3.1. Общие сведения о ледниковом морфогенезе в эпохи четвертичных оледенений 16
3.2.Рельеф зоны преобладающей ледниковой денудации 18
3.3. Рельеф зоны преобладающей ледниковой аккумуляции 22
3.4. Рельеф области водно ледниковой эрозии и аккумуляции 31
3.5. Гляциотектоника как рельефообразующий процесс 35
3.6. Особенности рельефа области четвертичных оледенений 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Введение

Вопросы ледникового морфогенеза (формирования ледникового рельефа), хотя давно и сравнительно хорошо изучены, сохраняют актуальность до настоящего времени. Морфология и динамика современного ледникового рельефа может использоваться для анализа условий, существовавших в эпоху четвертичных оледенений, по распространению аналогичных форм. Результаты геоморфологических исследований становятся существенным аргументом в научных спорах сторонников гляциализма и агляциализма (отсутствия четвертичных оледенений) в пользу первых. Формирование своеобразных комплексов форм, основные черты которых прослеживаются в современных областях оледенения, доказывает реальность более широкого распространения ледниковых покровов в четвертичное время.
Целью курсовой работы определена сбор и систематизация сведени й о ледниковом морфогенезе (образовании форм рельефа) по материалам учебной, научной, научно-популярной литературы.

Фрагмент работы для ознакомления

Список литературы

Асеев, A.A., Маккавеев А.Н. Гляциальная геоморфология [Текст]: / А.А. Асеев, A.Н. Маккавеев // Итоги науки и техники. ВИНИТИ. – М., 1976. -Т.4. - 177 с.
Борсук., O.A. Вопросы динамической геоморфологии [Текст]: / O.A. Борсук., И.И. Спасская, Л.А. Тимофеев Л.А. // Итоги науки; геоморфология. ВИНИТИ. - М, 1977. Т.5. - 149с.
Воскресенский, С.С. Динамическая геоморфология. Формирование склонов [Текст]: Монография / С.С. Воскресенский. - М., 1971. - 230 с.
Ананьев, Г.С. Динамическая геоморфология [Текст]: Учебное пособие / Г.С. Ананьев, Ю. Г. Симонов, А. И. Спиридонов. - М.: Изд-во МГУ, 1992. - 448 с.: ил
Лаврушин, Ю.А. Строение и формирование основных морен материковых оледенений [Текст]: Монография / Ю.А. Лаврушин. - М., 1976. - 238 с.
Левков, Э.А. Гляциотектоника [Текст]: Монография / Э.А. Левков. - Минск, Наука и техника, 1980. -280 с.
Никифоров, Л.Г. Проблемы теоретической геоморфологии [Текст]: Монография / Л. Г. Никифоров, Ю. Г. Симонов. – М.: Изд-во МГУ, 1999. – 512 с.
Рычагов Г. И. Общая геоморфология [Текст]: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. / Г.И. Рычагов. - М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2006. -416 с. (Классический университетский учебник)

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

Автор: Дойникова Ольга Анатольевна

Населенный пункт: Сахалинская область, Корсаковский район, с.Раздольное

Класс: 8.

Предметная область: география.

Учебно методический комплекс: физическая карта России, презентация, атлас, контурные карты, справочный материал, учебник.

Цель урока:- познакомить учащихся с влиянием внутренних и внешних факторов на формирование рельефа;

- показать непрерывность развития рельефа.

Задачи урока: создать условия для систематизации знаний о внешних факторах, рассмотрев различные формы рельефа;

- развивать умение работать с картой.

Планируемые образовательные результаты:

-личностные- формирование всесторонне образованную личность,обладающей системой современных взглядов, формировать представление о России как субьекте мирового географического пространства.

-метапредметные-прослеживать закономерность развития территории России как с исторической так и географической точки зрения,так же тесная связь с биологией и геологией.

-предметные-оценка деятельности учащихся на уроке в ходе работы с контурными картами и атласами, умение работать со справочным материалом и таблицами.

Формируемые УУД:

-личностные-способность ученика делать осознанный выбор , наличие позитивной ценностно-смысловой установки.

-познавательные-мотивация к учебной деятельности, умение работать с различными источниками информации.

-коммуникативные-воспроизвести знания и способы действий, необходимые для открытия новых знаний.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности ( 5 мин)

1. Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались “камень”.

2. Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены.

3. Самые высокие горы Юга Сибири.

4. Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют “Дальневосточным Уралом”.

5. Крупнейший горный хребет Камчатки.

6. Нагорье к северо-востоку от озера Байкал.

7. Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов.

8. Самое восточное нагорье России.

9. Горы на полуострове Таймыр.

10. Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника.

Проверка:

5. Срединный хребет

10. хребет Черского

Учитель:То есть какие формы рельефа мы сейчас в вами перечисляли?

Ответы учеников- это горы.

Учитель: Верно, а кроме гор какие еще формы рельефа встречаются на Земле?

Ученик: Кроме гор на земной поверхности есть еще равнины.

Географическая разминка у карты: Показать равнины ( Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская, Прикаспийская низменность, Колымская низменность, Яно-Индигирская), работы с атласами и настенной картой. на карте

2. Актуализация знаний(5 мин)

Учитель: что такое рельеф?

  • Рельеф — это совокупность форм земной поверхности (неровности), различных по очертанию, размерам, происхождению, возрасту и истории развития.

Учитель:Современные формы рельефа (те, которые обозначены на наших физических картах) образованы в результате длительного воздействия на земную кору каких процессов? (слайд №1,2)

Ученик: эндогенных, или внутренних сил Земли. Современные с точки зрения геологии эндогенные процессы называются неотектоническими, или новейшими. Они проявляются как на равнинах, так и в горах.

Учитель:Где расположена наша область и к какому району относительно движения земной коры относится?

Ученик:Сахалинская область расположена в сейсмоактивном поясе на стыке литосферных плит,работа с тектонической картой атласа.

3. Поставновка новой темы, целей и задач урока(5мин)

Учитель: Перед нами лоток из мокрого песка мы формируем вершину, самую высокую точку России, как она называется?

Ученики: гора Эльбрус.

Учитель: Представим что перед нами Эльбрус, ( у учителя в руках колба с водой), представьте ребята на протяжении многих сотен лет идут дожди и что же со временем произойдет с нашей горой?

Ученики: Она будет разрушаться.

-Да все верно разрушаются под влиянием каких сил?

Цель: Познакомится с влиянием внешних факторов на формирование рельефа.

4. Открытие новых знаний(20мин)

Учитель:Экзогенные процессы – это процессы, происходящие под влиянием внешних сил природы .Они формируют главным образом средние и мелкие формы рельефа.

-Ребята как вы думаете, какие силы внешние силы направленны на формирование рельефа? (слайд№3)

Выступления детей с домашним заданием

1 ученик: Деятельность ледников. В четвертичный период из-за похолодания климата во многих районах Земли возникло несколько древних покровных оледенений . В некоторых районах – центрах оледенения – на протяжении тысячелетий шло накопление льда. В Евразии такими центрами были горы Скандинавии, Полярный Урал, плато Путорана на севере Среднесибирского плоскогорья и горы Бырранга на полуострове Таймыр. Под действием собственного веса ледник сползал на юг.

2 ученик: Текучие воды (реки, ручьи, временные водные потоки) размывают земную поверхность. ( слайд №9,10)

  • наступлении морей осадочные породы откладываются горизонтальными слоями. (слайд №8)
  • ( слайд №4) 3ученик:Деятельность ветра. Ветер формирует рельеф главным образом в засушливых районах и там, где на поверхности лежат пески.(слайд № 12)

4 ученик: Рельеф формируется не только внутренними и внешними силами природы, но и человеком. Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются антропогенным рельефом. ( слайд №13,14)

Учитель:У вас на партах лежит раздаточный материал, в нем приведены основные формы рельефа их названия, кому сейчас походу заполнения таблицы что то будет непонятно вы можете им воспользоваться.

Совместная работа учителя и учеников, заполнение таблицы тетрадь+контурная карта.

Север Европейской части России,Полярный Урал, г. Бырранга

Смоленско - Московская возвышенности, Северные Увалы

Окско-Донская равнина, Мещерская низменность

Карелия, Северо-Запад России

Эрозионные формы рельефа:

б) временные потоки

Юг Русской равнины

в) подземные воды

-карстовые пещеры, воронки

В районах, где растворимые горные породы (мел, известняк)

3. Деятельность ветра

Куршская коса, Прикаспийская низменность

4. Деятельность моря

Различные типы берегов:

Ладожское и Онежское озера

5. Деятельность человека

карьеры, терриконы, тоннели, дороги

В районах активной хозяйственной деятельности человека

Учитель:Кроме этого можно отметить еще процессы направленные на формирование рельефа это:

-многолетняя мерзлота, в результате замерзания и оттаивания воды в холодном климате как вы думаете что претерпевают горные породы(деформацию), происходит так называемое морозное пучение, такие формы рельефа называют буграми пучения.

( Показать на карте районы распространения многолетней мерзлоты и нанести границы на карты)

-Формы рельефа созданные живыми организмами. Ребята может вы встречали такие формы рельефа и знаете как они называются или кто их может создавать (самые распространенные это сурчины и термитники).

5. Закрепление (5 мин)

Учитель: Итак ребята давайте вернемся к цели нашего урока,

1. Какие процессы относятся к внешним силам влияющие на формирование рельефа?(ответы учеников, в которых они перечисляют изученные в ходе урока процессы).

2. Основные формы рельефа созданные под влиянием внешних сил?

3. На что направленны внешние процессы рельефообразования?

-Какие территории нашей страны испытали наибольшее влияние ледника?(Приполярный Урал, г. Бырранга)

4. По картам атласа определите регионы где возможно формирование рельефа под влиянием текучих во( Волгоградская обл)

5.Какие из форм рельефа созданных под влиянием внешних процессов характерны для Сахалинской области?

Домашнее задание: п 12, письменно в тетради ответить на вопрос « Объясните различия в рельефе, созданном внешними силами на Русской, Западно-Сибирской равнинах и Среднесибирском плоскогорье.

Справочный материал.

Морена – геологическое тело, сложенное ледниковыми отложениями.

Представляет собой смесь обломочного материала разного размера – от гигантских глыб до песка и глинистого материала.

Бараньи лбы – скалы, сложенные из выступающих на поверхность коренных пород,

Озы (от шведского ås - хребет, гряда) — линейно вытянутые, узкие валы высотой до нескольких десятков метров, шириной от 100-200 м до 1-2 км и длиной (с небольшими перерывами) до нескольких десятков, редко сотен километров. Озы больше всего напоминают железнодорожные насыпи.

Зандровые равнины или зандры являются плоскими или слабонаклонными равнинами, сложенными чаще перемытыми грубозернистыми кварцевыми песками, иногда гравием, галькой, реже супесями.

Камы (нем., буквально — гребень), холмы из обломочного камня и гряды в областях распространения материкового оледенения. Встречаются одиночно и группами, преимущественно на северо-западе Европейской части России (Карелия, Прибалтика, Ленинградская область).

Деятельность ветра является одним из важнейших геологических и рельефообразующих факторов на поверхности суши. Все процессы, обусловленные деятельностью ветра, создаваемые ими отложения рельефа и формы называют эоловыми (Эол - бог ветров в греческой мифологии). Эоловые процессы протекают на всей территории суши, но наиболее активно проявляются в пустынях, полупустынях, на побережьях морей и океанов.

Фьорд (также фьёрд, фиорд) (норв. fjord) — узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской залив со скалистыми берегами. Длина фьорда в несколько (чаще всего, в десятки) раз превосходит ширину. Берега фьорда в большинстве случаев образованы скалами высотой до 1000 метров.

Лагу́на (итал. laguna, от лат. lacus — озеро) — мелкий водоём, отделённый от моря узкой полосой намытого песка (пересыпью) или коралловыми рифами.

Лагу́на - врезавшиеся более или менее глубоко в берег бухты и заливы, вполне или почти вполне отделенные от моря узкой песчаной или песчано-галечной грядой.


Ледниковые формы рельефа находятся формы рельефа созданный действием ледники. Большинство современных ледниковых форм рельефа были созданы движением крупных кусочки льда вовремя Четвертичные оледенения. Некоторые области, например Фенноскандия и южный Анды, имеют обширные проявления ледникового рельефа; другие области, такие как Сахара, демонстрируют редкие и очень старые ископаемые ледниковые формы рельефа.

Содержание

Эрозионные формы рельефа

По мере того, как ледники расширяются из-за накопившейся массы снег и лед они давят и истирать и очистить поверхности, такие как горные породы и коренная порода. Результирующий эрозионные формы рельефа включают полосы, цирки, ледниковые рога, Arêtes, линии обрезки, U-образные долины, Roches Moutonnées, сверхглубины и висячие долины.

  • Цирк: стартовая точка горных ледников. : последовательность цирков : П-образные долины образованы горными ледниками. Когда он наполнен океанской водой, чтобы создать ледниковое действие, выветривается насквозь, водосброс (или же Col) формы : резкое изменение продольного наклона ледниковой долины

Осадочные формы рельефа

Позже, когда ледники отступили, оставив после себя груз щебня и песка (ледниковый дрейф) они создали характерную осадочные формы рельефа. Примеры включают ледниковые морены, эскеры, и Камес. Драмлинс и ребристые морены также представляют собой формы рельефа, оставленные отступающими ледниками. Каменные стены Новая Англия содержать много ледниковые образования, скалы, которые утащил ледник за много миль от их коренной породы. [1]

    : Встроенная кровать подледниковый поток. : Бугорок неправильной формы. : Объект может быть конечным (в конце ледника), боковым (вдоль сторон ледника) или средним (образованным слиянием боковых морен от сопутствующих ледников). : Плетеный ручей, вытекающий из передней части ледника.

Ледниковые озера и пруды

Озера и пруды также могут быть вызваны движением ледников. Чайные озера образуются, когда отступающий ледник оставляет за собой подземный или поверхностный кусок льда, который позже тает, образуя впадину, содержащую воду. Моренные озера возникают, когда ледниковый мусор перекрывает ручей (или снежный сток). Джексон Лейк и Дженни Лейк в Национальный парк Гранд-Тетон являются примерами озер с моренными дамбами, хотя озеро Джексон усилено искусственной плотиной.

    : Впадина, образованная глыбой льда, отделенной от главного ледника, в которой образуется озеро. : Озеро образовалось в цирк к чрезмерное углубление : Серия озер в ледниковой долине, образованная, когда поток перекрывается последовательными отступающими моренами, оставленными наступающим или отступающим ледником. : Озеро, образовавшееся между передней частью ледника и последней отступающей мореной.

Особенности льда

Помимо форм рельефа, оставленных ледниками, сами ледники могут быть яркими чертами ландшафта, особенно в полярные регионы Земли. Известные примеры включают долинные ледники где ледниковый поток ограничен стенами долины, трещины в верхней части ледникового льда, и ледопады- ледяной эквивалент водопады.

Спорные происхождения

Под вопросом ледниковое происхождение некоторых форм рельефа.

Эрлинг Линдстрем выдвинул тезис о том, что Roches Moutonnées могут быть не полностью ледниковыми формами рельефа, принимающими большую часть своей формы до оледенения. Соединение которые вносят свой вклад в форму, обычно предшествующую оледенению, и формы, похожие на roche moutonnée, можно найти в тропических областях, таких как Восточная Африка и Австралия. Далее на Озеро Ивё в Швеции выветрившиеся каменные поверхности, обнаженные каолин горные работы напоминают roche moutonnée. [2]

Идея повышенного плоские поверхности сформированный оледенением - ледниковая пила эффект - был отвергнут различными учеными. В случае Норвегии повышенный бледная поверхность Было высказано предположение, что он был сформирован эффектом ледяной пилы. Однако это предположение трудно согласовать с тем фактом, что палевая поверхность состоит из серии ступеней на разных уровнях. [3] Дальнейшее ледниковое цирки, которые в гипотезе модной пилы способствуют выравниванию ландшафта, не связаны с какими-либо палеоповерхностными уровнями составной палеической поверхности, равно как и современные высота линии равновесия (ELA) или Последний ледниковый максимум ELA соответствует любому заданному уровню бледной поверхности. [4] В возвышенные равнины из Западная Гренландия также не связаны с каким-либо эффектом ледяной пилы. [3]

В Ботнический залив и Гудзонов залив, две большие впадины в центре бывшего кусочки льда, как известно, больше результат тектоника чем любой слабой ледниковой эрозии. [5]


Все вы конечно-же слышали о глобальных оледенениях в прошлом нашей планеты и многие наверно при этом обращали внимание, что при их описании часто можно прочитать или услышать о масштабных продвижениях ледника на далёкие расстояния, и вещественных следах таких движений, присутствующих по всему северо-западу России и Скандинавии.

Многих интересуют вопросы – а что-же двигает всю эту огромную массу льда? ведь это даже не миллионы, а миллиарды тонн! И каким образом оледенение меняет ландшафт.. да и вообще как появляется само оледенение?

Начнём с самого начала – как образуется ледник?

Это происходит следующим образом. Глобально понижается температура, до среднего значения ниже 0 градусов, из-за этого снег год за годом выпадает и не тает. Выпавший снег накапливается, образуя всё более толстый слой и через какое-то время самый нижний слой снега спрессовывается под тяжестью верхних слоёв. Постепенно этот нижний слой преобразуется в ледяную крошку, затем она с течением времени превращается в лёд. С каждым тысячелетием, толщина льда возрастает, ведь снег всё продолжает падать и не таять.

Когда оледенение достигает большой толщины в нём начинают происходить два интересных процесса. Выглядят они следующим образом: ледник своим колоссальным весом выдавливает во все стороны нижний слой льда. Ну а он в свою очередь частично увлекает за собой верхние слои, которые находятся над ним. Если ледник лежит на маленьком континенте или на острове, то его расширение ограниченно водой, лёд выдвигается в океан и там обламывается волнами и течениями, так создаются айсберги, в любое время возле Антарктиды их плавает не менее 100 тыс.

Ниже - фото ледового щита Антарктиды, который выдвинулся в океан.

(далее все пояснения к фото будут располагаться над ними)





Если оледенение находится на большом континенте, то оно, пока не настанет потепление, так и будет с каждым тысячелетием всё больше расширяться и расползаться, пока не упрётся в естественную преграду в виде океана или высоких гор.

Второй важный момент – поверхность планеты постоянно выделяет не большое количество собственного тепла, при этом толща льда является почти идеальным изолятором и это тепло постоянно подтапливает нижний слой ледника. Под любым крупным оледенением всегда обязательно циркулирует талая вода, образующая там целые сети подледниковых озёр и рек. Например, под ледяным щитом Антарктиды находятся водоёмы по размерам сравнимые с Ладожским или Онежским озером. Данная водяная прослойка облегчает движение оледенения, выполняя функцию своеобразной смазки между оледенением и поверхностью земли. Исходя из понимания двух этих особенностей, становится ясно, что любой предмет оставленный на поверхности ледника, будет всё глубже погружаться в его толщу и постепенно переместится в самый его низ, откуда после будет вынесен талой водой за его пределы или останется лежать на дне подледникового водоёма. Занять этот процесс может много времени – до сотен тысяч лет.То есть, нормальный ледник имеет некоторые черты сходства с живым организмом: представляет собой постоянно движущуюся систему, поскольку редко бывает в стационарном покое - он или расширяется, или отступает. Он постоянно самообновляется через одновременное таяние и нарастание льда. Как и все организмы состоит большей частью из воды. Каким образом лёд производит многочисленные виды масштабных воздействий: шрамы на скалах, гигантские желоба в которых потом образуются озёра, стёсывает возвышенности, расширяет дельты рек? Происходит это следующим образом: ледник своей колоссальной массой ломает крошит и вдавливает в себя то, что попадается ему на пути. Именно весь этот разнородный материал в виде камней, глины, песка и обломков скал производит разрушающее воздействие на рельеф при движении оледенения.

Некоторые виды ледниковых воздействий на ландшафты достойны того, что-бы по подробнее на них остановиться, рассмотрим пять, наиболее интересных.

1.) Фиорды (или фьорды) узкие, длинные морские заливы с высокими скалистыми берегами. Пожалуй, самые впечатляющие из них находятся в Норвегии, где последнее оледенение присутствовало относительно недавно, и толщина льда была наибольшая - там много фиордовых берегов, которые образованны именно движением льда, а не тектоническими подвижками. До оледенения норвежские речные долины имели гораздо более узкое дно. Движение ледников значительно расширило и углубило речное ложе, превратив его в глубокие каньоны.

Читайте также: