Какие реформы провел в италии джолитти

Обновлено: 18.09.2024

Джолитти Джованни(Giolitti, Giovanni)
(1842-1928), итальянский политический деятель. Родился 27 октября 1842 в Мондови. В 1882-1924 несколько раз избирался в палату депутатов и неоднократно занимал пост премьер-министра (в 1892-1893; 1903-1905; 1906-1909 и в 1911-1914). Добиваясь расположения реформистского крыла рабочего движения, Джолитти вводил в правительство социалистов, провел либеральные реформы, легализовал рабочие организации, признал право рабочих на забастовки (1901), ввел всеобщее избирательное право для мужчин (1912). Он был превосходным мастером всякого рода интриг, давления, манипуляций с голосами избирателей, при этом оставаясь лидером демократической ориентации. Джолитти ввел Италию в Тройственный союз, но наладил отношения и с Францией; предпринял также захват Ливии. Джолитти одержал победу на выборах в 1914, однако ушел в отставку "по состоянию здоровья", хотя и считал возможным вернуться к власти, если в том будет необходимость. Он пытался предотвратить вступление Италии в Первую мировую войну, возглавляя лагерь сторонников нейтралитета Италии. Большой успех Народной партии и социалистов на выборах 1919 стал причиной изменения его довоенной политической тактики. Поэтому последний срок пребывания Джолитти на посту премьер-министра оказался кратким (15 июня 1920 - 4 июля 1921). Потворство фашистам не помогло ему восстановить свой авторитет, и в 1921 он был вынужден уйти в отставку. Как и большинство довоенных политиков, Джолитти поначалу заигрывал с фашистами, но после убийства Маттеотти ушел в оппозицию и выступил против тоталитарного правления.
Умер Джолитти в г.Кавуре (Италия) 17 июля 1928.
ЛИТЕРАТУРА
История Италии, т. 3. М., 1971


См. также `Джолитти Джованни` в других словарях

(Giolitti) — итал. политический деятель, род. в 1842 г. Получил юридическое образование. В 1876 г., в министерство Депретиса, он был назначен директором таможенного управления. В 1889 г. Криспи предоставил ему пост министра казначейства, а в 1890 г. — финансов. Вскоре, однако, Д. вышел из кабинета вследствие несогласия с министром публичных работ, и затем немало содействовал падению министерства Криспи. Д. стоит во главе пьемонтской группы левого центра. В мае 1892 г., после падения кабинета Рудини, Д. назначен президентом совета и министром внутр. дел. Новый кабинет встречен был парламентом несочувственно, и Д. решил подать в отставку, но король отказался принять ее. Впоследствии кабинет Д. упрочился, особенно после общих выборов в ноябре 1.

Джолитти Джованни Джолитти (Giolitti) Джованни (27.10.1842, Мондови, ‒ 17.7.1928, Кавур), политический и государственный деятель Италии; наиболее последовательный представитель итальянского либерализма начала 20 в. Сын чиновника, по образованию юрист. В 1889‒1890 министр казначейства, в 1901‒03 министр внутренних дел. В 1892‒93, 1903‒05, 1906‒1909, 1911‒14, 1920‒21 премьер-министр. С именем Д. связана эра расцвета и кризиса итальянского буржуазного либерализма начала 20 в. Д. стремился расширить социальную базу буржуазного режима в Италии. Путём либеральных реформ и некоторых уступок рабочим [государственное страхование, легализация рабочих организаций и признание права рабочих на стачки (1901) и др.] Д. пытался смягчить остроту классовых противоречий в Италии. Неоднократно приглаша.

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

Путём либеральных реформ и некоторых уступок рабочим [государственное страхование, легализация рабочих организаций и признание права рабочих на стачки (1901) и др. ] Д. пытался смягчить остроту классовых противоречий в Италии.

Ответ

+

Абылай – выдающийся государственный деятель, полководец, восстановил территориальные владения Казахстана. С 15 лет активно принимает участие в борьбе с джунгарами, имел большой авторитет. В 1771 году после смерти хана Абулмамбета, Абылай официально возглавил Казахское ханство. Период правления Абылая ознаменовал установление долгожданного спокойствия в степи. Ему удалось восстановить единство Казахского ханства. Он стремился внести в управление жузов элементы феодализма на основе традиционного менталитета. Возрастает роль султанов. В государственный аппарат входили лица, кровно связанные с ним, таким образом они беспрекословно исполняли его волю. Это был единственный укрепления и централизации власти. Правил единолично, обладал организаторским, полководческим талантом, дипломатическим искусством, дальновидностью и мудростью, поддерживал развитие культуры и искусства.

В основе внешнеполитического курса лежали гибкость, умение пойти на компромисс. Использовал политику двойного подданства. Приняв подданство России Абылай оставался фактически независимым, за исключением охраны сибирских селений и торговых караванов. Сообщал царской администрации о своих действиях в выгодном свете. Не выполнял и требования властей, если они не соответствовали его целям. С южными соседями он вел иную политику. Периодически совершал походы против киргизов, вернул Ташкент, Сузак, Шымкент, Сайрам. В годы его правления положение Каз. ханства значительно упрочилось. При жизни причислен к лику святых, олицетворение единства и целостности. Обеспечил безопасность всей территории ханства.

Ответ

+

В борьбе бояр за ведущую роль при новом царе победителем вышел Годунов Борис Федорович, устранив соперников. С 1585 года он в течение 13 лет правил Россией от имени царя Федора.

Женой Бориса Годунова была Мария Григорьевна Скуратова-Бельская, дочь знаменитого Малюты Скуратова. Выгодный брак Борису подняться к вершинам власти.

Личность Бориса Годунова проявилась как энергичного политика и талантливого дипломата. Он перезаключил перемирие с Польшей, вернул позиции у Финского залива, отторгнутые в итоге русско-шведской войны. Продолжались заботы о русской колонизации и закреплении Московскому государству завоеванных областей Поволжья и Западной Сибири. При Годунове расширяются связи России с Грузией.

Годы правления Бориса Годунова отмечены размахом городского и церковного строительства. Для этих целей были приглашены иностранные архитекторы и строители. Среди крепостей, построенных при Борисе Годунове, самым грандиозным сооружением называют Смоленскую крепостную стену для защиты запада России от Польши.

Во внутренних делах самое видное место принадлежит учреждению патриаршества, что повысило престиж России и позволило отделиться Русской православной церкви от Византийской патриархии. Годунов в 1588 году добился того, чтобы патриархом был назначен митрополит Иов.

Своей церковной реформой Борис Годунов приобрел крепкую поддержку Русской церкви в лице патриарха Иова, который поддерживал политику Годунова. Имея опору в духовенстве, Борис Федорович расположил в свою пользу и военное сословие.

Внутренняя политика Бориса Годунова была направлена на укрепление феодального государства и удовлетворение интересов дворянства, которому щедро раздавались земли.

Выходом из хозяйственного кризиса 1570-начала 1580 гг. Годунов видел в усилении крепостного права. Для закрепления крестьян за их владельцами был выполнен ряд мероприятий: проведена перепись населения, заведены писцовые книги, которые получили значение закрепощающего документа и изданы указы.

Указы Бориса Годунова:

15 мая 1591 года в Угличе умер младший брат Федора Ивановича Дмитрий. Затем умирают и другие члены царской семьи. Народная молва обвиняла Годунова в убийствах и даже приписала ему отравление самого царя Федора 7 января 1598 года.

В феврале 1598 года Земский собор избирает Бориса Годунова царским преемником, а 1 сентября 1599 года совершилось его коронование.

Царствование Борис Годунов начал с попытки сближения с Западом, осознавая отсталость русского народа в образовании сравнительно с народами Западной Европы. Он поручал набирать за границей врачей и разных мастеров. Царь даже задумал о заведении высшей школы в Москве с иностранными учителями, но, не успев привести свою мысль в исполнение, отправил несколько молодых людей учиться в Англию, Францию, Австрию. Эта попытка оказалась неудачной, все ученики там и остались. Видимо, из-за наступившего потом Смутного времени.

Внешняя политика Бориса Годунова была, можно сказать, робкая. В то время началась вражда между Польшей и Швецией, но Борис не воспользовался такими благоприятными обстоятельствами для приобретения хотя бы части Ливонии, за которую было отдано столько усилий. Вместо энергичных мер он прибег к бесполезным переговорам.

В своем рвении породниться с европейскими царствующими домами Годунов усердно искал невесту своему сыну Федору и жениха дочери Ксении. Но все старания о прочности своей династии на Московском престоле оказались тщетными.

Опасаясь козней от бывших своих соперников, Борис Годунов поощрял шпионство и доносы. Начавшиеся опалы, пытки, ссылки и даже казни (вопреки обещанию, данному во время царского венчания) лишили царя народного расположения.

В 1601-1603 годах страну постигли неурожаи, приведшие к страшному голоду и эпидемиям. Вымирали целые деревни, города, посады. Развернулась спекуляция хлебом. Не все феодалы могли прокормить своих слуг, в силу чего правительство разрешило переход крестьян, в 1603 году объявило об освобождении холопов.

В народе пошли слухи, что царствование Бориса Годунова беззаконно, не благословляется богом, и потому на страну обрушилась кара Божья за убийство законного наследника престола.

Резкое ухудшение положения народных масс стало главной причиной крестьянских восстаний. Одно из таких восстаний произошло в 1603 году под начальством атамана Хлопки Косолапа. Царское войско подавило восстание. Воевода Иван Басманов погиб, а Хлопко взят в плен и повешен.

Ответ

+

Константин в 314—324 годах провёл монетную реформу; государство было разделено на 4 округа: Восток, Иллирию, Италию и Галлию, которые делились на более мелкие административные единицы - диоцезы.

Ответ

+

Заключение мира с Францией в 1802 году.

Амбициозный план, реализация которого была начата в 1789 году, предусматривал бесплатное и обязательное начальное образование.

Ответ

+

ответ:Президентство Дмитрия Медведева началось с непростого решения о военной операции против атаковавшей Южную Осетию Грузии, а заканчивается масштабной политической реформой, включающей в себя упрощение регистрации политических партий и возвращение выборов губернаторов, указ о которых глава государства подписал накануне. Четыре года Медведева-президента также запомнятся переименованием милиции в полицию, сменой примерно половины губернаторского корпуса, образованием "большой Москвы" и отменой привычного для россиян сезонного перевода стрелок часов.

Читайте про 10 главных дел Владимира Путина на посту премьера >>

Медведев после назначенной на 7 мая инаугурации избранного президента Владимира Путина уходит с высшего государственного поста и, как ожидается, станет премьером. Его кандидатуру на пост главы правительства Госдума может рассмотреть 8 мая.

Модернизация экономики России стала главной программной "фишкой" нового президента Дмитрия Медведева, который фактически ввел это слово в современный российский лексикон. В послании федеральному собранию 2009 года он назвал модернизацию вопросом выживания страны и заявил, что медлить с этим больше нельзя. Модернизировать, по словам Медведева, необходимо экономику в целом, а также производственную сферу, армию, медицину, технологии, вплоть до космических, образование и воспитание человека. Большое значение в этой связи приобретает внедрение инноваций и энергоэффективности. Символом новой экономики призван стать инновационный центр "Сколково", созданный по инициативе Медведева после того, как он посетил в США знаменитую Кремниевую долину. В перспективе "Сколково" должно стать крупнейшим в России испытательным полигоном новой экономической политики. На специально отведенной территории в ближнем Подмосковье будут созданы особые условия для исследований и разработок, в том числе для создания энергетических и энергоэффективных технологий, ядерных, космических, биомедицинских и компьютерных технологий. В 2012 году на программы в области модернизации, по словам Медведева, выделят около 1 триллиона рублей.

2. Изменения конституции

Зачитывая свое первое послание Федеральному Собранию спустя девять месяцев после вступления в должность, Медведев предложил внести в Конституцию РФ поправки об увеличении срока президентских полномочий с четырех до шести лет, депутатов Госдумы - с четырех до пяти лет, а также об обязанности правительства ежегодно отчитываться перед депутатами. Это стало первым изменением российской Конституции за всю ее пятнадцатилетнюю историю. В соответствии с этой нормой в декабре 2011 года в России выборы в Госдуму, а в марте 2012 года - президента.

Нововведения коснулись и Совета Федерации. Теперь сенатором может стать только депутат, который избран в региональные органы власти и местного самоуправления. Госдума также приняла законы, запрещающие называть глав регионов президентами; регионы должны будут привести свои конституции или уставы в соответствие с принятым законом до 1 января 2015 года.

Последним и весьма существенным изменением основного закона страны стал возврат прямых выборов глав регионов, которые были отменены в 2004 году - накануне Медведев подписал соответствующий закон, который он ранее внес для обсуждения в парламент. Кроме того, был существенно упрощен порядок регистрации политических партий.

3. Удар по коррупции

Борьба с коррупцией также была одним из главных тезисов предвыборной кампании Медведева. О коррупции как основной беде России, тяжелой болезни, разъедающей национальную экономику и разлагающей российское общество, президент говорил и в инаугурационной речи, и в многочисленных интервью после вступления в должность.

Уже через две недели после инаугурации глава государства подписал указ о создании совета при президенте РФ по противодействию коррупции. В июле того же года он подписал антикоррупционный план, рассчитанный на несколько лет, а позднее парламент принял президентский пакет законопроектов, направленный на выполнение этого плана.

В рамках противодействия коррупции и повышения эффективности госуправления Медведев обязал госслужащих и членов их семей, а также руководителей госкорпораций и фондов предоставлять сведения о доходах и имуществе. В противном случае их ждало увольнение. Кроме того, в марте 2011 года глава государства потребовал вывода госчиновников из состава советов директоров крупных госкомпаний и госбанков, что было сделано к октябрю.

По оценке самого Медведева, несмотря на очевидные успехи в борьбе с коррупцией, в частности принятие первого в истории страны свода антикоррупционных правил, борьба с этим видом преступности далека от завершения, так как принимать участие в ней должно все общество, а не только государство.

Упадок парламентской системы в Италии – важный аспект глубокого кризиса либерального буржуазного государства, созданного в период Рисорджименто. В основу устройства этого государства был положен Статут Сардинского королевства, составленный по образцу французской конституции 1830 г. и дарованной населению Пьемонта еще в начале революции 1848 г. королем Карлом Альбертом. После объединения вокруг Пьемонта многих итальянских государств парламент страны принял 17 марта 1861 г. закон об образовании Итальянского королевства и провозглашении Виктора Эммануила II королем Италии. В 1865 г. столица Итальянского королевства была перенесена из Турина во Флоренцию, а в 1871 г., после присоединения Папского государства, в Рим. Завершение объединения итальянских государств способствовало тому, что парламентские традиции в стране развивались. С некоторыми изменениями Альбертинский статут признавался основным законом страны почти сто лет. В то же время присоединение в 1870 г. Папского государства обострило отношения между церковью и государством, создало так называемый “римский вопрос”. В начале XX в. в стране, особенно на севере, стала быстро развиваться тяжелая промышленность, в то же время на юге страны и на островах сохранялись пережитки феодальных отношений. Именно в это время наметились первые признаки кризиса либерального государства. Развитию этого кризиса во многом способствовала первая мировая война, захватившая почти все европейские государства. В результате войны политическая карта Европы претерпела серьезные изменения: потерпевшие поражение Австро-Венгерская и Российская империи перестали существовать. К глубоким изменениям мировая война привела и в Итальянском королевстве.

Осуществленные в Италии как незадолго до начала первой мировой войны, так особенно после ее окончания либерально-демократические реформы вызвали взрыв недовольства и озлобления реакционных кругов правящего класса, побудили отказаться от прежнего либерально-консервативного курса в управлении страной и искать выход из кризиса на пути милитаризма и колониальной экспансии. Еще колониальная империалистическая война в Ливии, развязанная правительством Джолитти в сентябре 1911 г., без санкции парламента (согласно Альбертинскому статуту (статья 5-я) все вопросы, связанные с финансированием мероприятий исполнительной власти – короля и правительства, принадлежали исключительно парламенту), поставила деятельность органов исполнительной власти вне контроля со стороны власти законодательной и таким образом создала опасный прецедент. Война привела к консолидации разных политических группировок на платформе милитаризма и воинствующего национализма и ослабила позиции приверженцев демократических традиций эпохи Рисорджименто.

Уже в этот период сторонники “сильного” правительства, диктатуры крупного капитала решительно выступили против попыток Джолитти при помощи реформ расширить массовую базу правительства и создать “центристскую” группировку. 7 марта 1914 г., т.е. незадолго до начала мировой войны, Джолитти был вынужден выйти в отставку. Новое правительство во главе с Саландрой – правым либералом (впоследствии в 1922 г. назвавшим себя “почетным фашистом”) попыталось воспользоваться началом войны, чтобы навязать стране свой курс, более отвечающий интересам монополистического капитала. Саландра изображал участие Италии в войне против Австро-Венгрии как “последнюю войну Рисорджименто”, как войну за “неискупленные земли” (т.е. территории Австро-Венгерской империи, населенные итальянцами). Политике Джолитти, в основе которой лежали расширение избирательных прав итальянцев, “демократия избирательного бюллетеня”, обещание предоставить крестьянам землю за участие в войне, он противопоставлял “демократию крови”.

В тайне от парламента Саландра заключил с представителями держав Антанты (Франция, Англия, Россия) так называемый Лондонский договор от 26 апреля 1915 г., согласно которому Италия обязывалась не позднее чем через месяц объявить войну Австро-Венгрии. Большинство членов парламента, сторонников Джолитти, считало этот договор невыгодным для Италии и высказывалось за сохранение нейтралитета. Пообещав пересмотреть принятое решение и не дожидаясь вотума недоверия, Саландра подал в отставку, назвав короля в качестве возможного преемника Джолитти. Этим ловким маневром, “блефом” он поставил Джолитти в затруднительное положение, тем более что как по сигналу во всех крупных городах начались бурные демонстрации сторонников вступления Италии в войну. Как правило, участники этих демонстраций принадлежали к “средним классам”. Их активно поддержал ренегат Социалистической партии, будущий вождь фашистского движения Б.Муссолини. С тем чтобы “задушить нейтрализм”, интервентисты клеймили Джолитти и его сторонников как “изменников родины” и пособников иностранцев, угрожали убийством депутатов парламента, которые проголосуют против вступления в войну. Их бесчинства происходили под прямым покровительством властей (полиции, судебных инстанций), а также самого кабинета Саландры. В этих условиях лидер “нейтралистов” Джолитти решил “дать задний ход” и отклонил предложение возглавить правительство. Такая позиция была на руку Саландре, понимавшему, что отказ от заключенного им договора привел бы к его политической смерти, а короля к отречению от престола. 16 мая король отклонил отставку Саландры, на другой день Джолитти выехал из Рима, а парламент (за исключением социалистов и католиков) предоставил правительству “особые полномочия”.

23 мая Италия вступила в войну. Таким образом, при принятии такого важного решения, как вступление в мировую войну, парламент как бы самоустранился, согласился на ограничение своих прерогатив, нарушение конституции. Высший представительный орган страны таким образом сам нанес удар по своему авторитету в глазах широчайших народных масс. Для широких масс трудящихся (и прежде всего рабочих-социалистов и крестьян-католиков) парламент стал казаться органом враждебным, выражающим интересы лишь верхушки буржуазии и латифундистов (крупных землевладельцев), враждебных народу. Практика управления при помощи декретов, получившая широкое распространение во время войны, еще более ослабила авторитет Италии и ее позиции во время мирной конференции. Нежелание “союзников”, и в особенности США, вступивших в войну спустя два года, в апреле 1917 г., считаться с требованиями Италии, способствовало распространению в стране националистических настроений и убеждения, что возрождение Италии возможно только путем установления диктатуры. При этом представители разных классов вкладывали в это понятие различный смысл. Для социалистов, противников вступления Италии в войну, образцом служила Октябрьская революция 1917 г. в России, в особенности декреты II съезда Советов о мире (8 ноября 1917 г.) и земле. Октябрьская революция оказала на развитие обстановки в Италии не меньшее влияние, чем вступление в войну США.

Окончание войны выдвинуло новые проблемы и привело к значительным изменениям в позиции разных групп. Прежде всего отметим раскол в лагере интервентистов. Сторонники “демократического” устройства мира в соответствии с выдвинутым президентом США Вильсоном принципом “самоопределения наций” (к ним прежде всего принадлежал социал-реформист Биссолати) были оттеснены ярыми националистами, не желавшими пойти на какие-либо уступки союзникам по вопросу о принадлежности важного порта на Адриатическом море Фиуме и разграничении границ с Югославией (новым государством, возникшим на обломках Австро-Венгерской империи). (Сам Биссолати был освистан пронационалистически настроенной публикой во время митинга, проходившего 11 января в театре Ла Скала.) 23 марта также в Милане в особняке на площади Сан-Сеполькро была основана новая организация, назвавшая себя “Фашо ди комбаттименто” (Союз борьбы). Как и “демократические интервентисты”, новая организация, положившая начало фашистскому движению, выступала, прикрываясь демократической маской. Учредительное собрание организации даже приняло “высший принцип Лиги наций”. От сторонников “демократического интервентизма” оно отличалось только одним пунктом, сближавшим ее с националистами: безусловным требованием присоединения к Италии Фиуме и населенной славянами Далмации. Собрание призвало также к решительной борьбе с бывшими нейтралистами. Уже в сентябре члены “фашо ди комбаттименто” (или, как их стали называть, фашисты) решительно поддержали захват Фиуме отрядом Г. Д’Аннунцио, составленным из бывших участников войны. Д’Аннунцио действовал в данном случае по образцу интервентистов 1915 г., добившихся вопреки воли парламента вступления Италии в войну. Несмотря на то, что его действия подрывали основы парламентской системы, правительство Нитти реагировало на него пассивным выжиданием.

Бывший интервентист и участник военного правительства Франческо Саверио Нитти хорошо понимал, что ключевыми проблемами кризиса были внутренние проблемы страны и прежде всего проблемы экономики. Уже в июне 1919 г. он отменил непопулярную в народных массах Италии посылку военной экспедиции в Грузию, подготовленную по желанию военных союзников Италии. В августе – сентябре 1919 г. он осуществил ряд важных реформ: введение пропорциональной избирательной системы, принятие декрета Визокки, предусматривавшего передачу крестьянским кооперативам необрабатываемых или плохо обрабатываемых земель. Этим декретом правительство отчасти выполнило свои обязательства, данные крестьянам-фронтовикам во время войны. Но несомненно, что этот декрет несколько запоздал: уже с начала осеннего сева на многих территориях Южной Италии развернулось массовое движение крестьян по захвату пустующих земель.

Декреты Нитти вызвали реакцию других интервентистов, отвергавших саму мысль, что политическими наследниками победы Италии в войне могут стать бывшие нейтралисты: социалисты, джолиттианцы, клерикалы.

Результаты всеобщих парламентских выборов ноября 1919 г. как бы оправдали эти опасения: подавляющее большинство получили партии и силы, выступавшие за сохранение мира: социалисты, католики (пополяри), либералы, радикалы и другие группы. Перед Италией открылся новый путь в будущее. Но силы, вошедшие в парламент, не были готовы следовать по новому пути: глубокие идеологические разногласия разделяли их и мешали заняться конструктивной работой. Социалисты, ставшие первой партией по числу полученных мандатов (они увеличили число своих мест в парламенте втрое – с 52 в 1913 г. до 154 в 1919 г.), решительно высказывались (за исключением небольшой группы реформистов) за насильственное свержение господства буржуазии и установление по примеру Советской России диктатуры пролетариата. Свой успех на выборах они отметили шумными демонстрациями, громкими речами, предвещавшими в ближайшем будущем окончательную победу социализма. Было нечто незрелое в их действиях и речах. Так в день открытия парламента 1 декабря 1919 г., как только глава государства король Виктор-Эммануил III поднялся на трибуну, депутаты-социалисты вскочили с мест и с возгласами “Да здравствует социализм!” покинули зал заседаний. Результатом этой выходки было усиление враждебности к пролетариату со стороны бывших участников войны, офицеров-фронтовиков и других слоев населения. В тот же день на улицах столицы произошли столкновения между членами ИСП и представителями непролетарских слоев населения города, расценивших выходку социалистов, депутатов от партии рабочего класса как проявление “дезертирства” и надругательство над национальной честью Италии в лице главы государства.

Спустя несколько месяцев кабинет Нитти был вынужден выйти в отставку. В этот период забастовочное движение рабочих достигло своего апогея. Новый премьер (им стал Джолитти) счел целесообразным пойти на некоторые уступки трудящимся и выдвинул программу выхода из экономического кризиса, предусматривавшую введение прогрессивного налогообложения, и с этой целью принял закон об именной регистрации ценных бумаг. Программа Джолитти подверглась яростным нападкам со стороны бывших интервентистов – фашистов и предпринимателей. На ряде заводов был объявлен локаут. В результате уже в начале сентября 1920 г. на многих предприятиях крупнейших городов Северной Италии развернулись грандиозные события – занятие фабрик и заводов рабочими и установление контроля над продолжением производства. Это движение приняло общенациональный характер, но оно не подняло вопроса о создании рабочего правительства. В свою очередь премьер Джолитти, отказавшись бросить против рабочих войска, занял осторожную выжидательную позицию: он явно рассчитывал на раскол в Социалистической партии, что произошло, но только спустя несколько месяцев, в январе 1921 г. Стремясь спровоцировать этот раскол, Джолитти способствовал заключению соглашения между предпринимателями и профсоюзами (Всеобщей конфедерацией труда, руководимой реформистами) – соглашения об отмене локаута, о повышении зарплаты рабочим и установлении фабрично-заводского контроля на предприятиях. Джолитти “гарантировал” это соглашение. Движение за занятие предприятий закончилось, рабочие получили кое-какие уступки. Но в их рядах усилились распри. Боевой дух их был подорван.

Уже майские выборы 1921 г. показали, что обстановка в Италии изменилась не в пользу рабочего класса. Однако даже в это время трудящиеся Италии (в отличие от трудящихся других стран Западной Европы) негативно относились к демократическим и парламентским институтам, рассматривая их исключительно как орудие угнетения пролетариата. В свою очередь различные группы либералов (за небольшим исключением) рассматривали трудящихся и их организации как силу, враждебную парламенту и конституции страны.

Провал попытки рабочих организаций провести в начале августа 1922 г. всеобщую забастовку протеста против фашистской опасности привел к катастрофическим последствиям: в стране установилась обстановка “двоевластия”. В Риме продолжало существовать либеральное правительство и парламент, из 536 членов которого фашисты составляли только 35. Но в провинциях господствовали фашисты. 24 октября на съезде Национал-фашистской партии, состоявшемся в Неаполе, Муссолини предъявил ультиматум правительству, потребовав передать ему пять министерских постов, а 28 октября, когда в сторону Рима из разных пунктов стали направляться фашистские отряды, правительство (его возглавлял либерал Факта), подало в отставку. Перед отставкой Факта предложил королю подписать декрет об осадном положении. Осуществление декрета привело бы к подавлению при помощи армии фашистского “похода на Рим”, подобного “походу на Фиуме”, тремя годами ранее осуществленного Д’Аннунцио. Но при помощи декрета нельзя было заполнить правительственный вакуум. Именно по этой причине, видимо, король Виктор-Эммануил III после некоторых колебаний отказался подписать декрет о введении осадного положения и поручил Муссолини сформировать новый кабинет. 30 октября новый премьер прибыл в Рим из Милана в спальном вагоне. Одновременно отряды чернорубашечников вступили в столицу. Фашистская “революция” таким образом свершилась. В стране произошла смена режима. Формально парламент продолжал функционировать, но, как заявил сам Муссолини на открывшемся 16 ноября заседании палаты депутатов, только от воли главы правительства зависело ее дальнейшее существование. Одобрив действия короля, “отказавшегося от реакционных попыток последнего часа” (т.е. от подписания декрета о введении осадного положения), Муссолини заверил депутатов, что “свободы, предусмотренные Статутом, не будут ущемлены, и закон будет соблюдаться любой ценой. Но палата должна понять свое особое положение: возможность ее роспуска через два дня или через два года”. По требованию нового премьера депутаты проголосовали закон, давший ему “особые полномочия”. Уже в ноябре глава правительства выдвинул беспрецедентный в истории и теории конституционного права проект реформы избирательной системы (а по существу изменения конституции в антилиберальном направлении) и по требованию короля 9 июня 1923 г. представил его в палату депутатов. Проведенные 6 апреля 1924 г. парламентские “выборы” дали фашистам абсолютное большинство. Фактически уже в этот период начался процесс постепенной ликвидации высшего представительного органа страны и глубокого изменения государственного устройства Италии в антилиберальном и антидемократическом направлениях. Этот процесс перехода от парламентской монархии к государству фашистского типа завершился в течение нескольких лет. Пост главы государства – короля – и институт монархии были сохранены. 11 февраля 1929 г. Италия и Ватикан подписали так называемые Латеранские соглашения, ликвидировавшие “римский вопрос” и укрепившие основы итальянского государства.

Таким образом первая мировая война, в которую Италия была втянута вопреки воле ее населения, обострила противоречия итальянского общества, возникшие еще в период Рисорджименто, подорвала самые основы парламентской системы. Переход от парламентарной монархии к государству фашистского типа стал возможным в Италии не только как логическое развитие особенностей истории страны, но и как результат кризиса капиталистической системы в Европе, как следствие характера международных отношений в эпоху империализма, другими словами – под влиянием причин не только внутреннего, но и международного характера. Не случайно фашистская Италия стала участницей и второй мировой войны. Поражение фашистской Италии во второй мировой войне, антифашистское движение Сопротивления привело к тому, что после референдума 2 июня 1946 г. Италия была провозглашена республикой, а спустя год Учредительное собрание страны приняло Конституцию Итальянской Республики, “основанной на труде”. В результате проблема укрепления парламентской демократической системы, ликвидация причин, порождающих тенденцию к созданию государства авторитарного фашистского типа, в новых исторических условиях все более связывается с проблемой предотвращения новой мировой войны, укрепления международного права и порядка.

М.А.ДОДОЛЕВ,

ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

Христианско-демократическая партия (ХДП), социалистическая партия (ИСП), коммунистическая партия (ИКП).

Важную роль в экономическом восстановлении сыграли внешние условия — либерализация мировой торговли, стабилизация мировой финансовой системы, помощь по плану Маршалла.

Однако не менее важными были внутренние факторы — наличие резервов дешевой рабочей силы, предприимчивость итальянцев, освобождение общества от тоталитарного контроля, активная роль государственного сектора и государственного регулирования и развитые рыночные отношения. Италия в массовом порядке скупала лицензии и патенты на новейшие технологии и научные разработки. На этой основе была осуществлена глубокая структурная перестройка экономики. Большую роль сыграли все секторы экономики — государственный сектор, крупнейшие корпорации, мелкий и средний бизнес, каждый из ко-торых имел свою нишу в экономической системе.

3. Каким образом региональные различия и проблема Юга Италии сказывались на противоречиях итальянского общества?

На фоне бурного развития передовых отраслей на итальянском Севере остро выявились диспропорции в экономике в целом, особенно отсталость аграрного Юга. С этим связаны и контрасты в развитии страны: демократия на Севере, клиентелизм и мафия на Юге; конфликты и преступность в обществе — коррупция, терроризм, внедрение мафии в политику.

4. Какие цели преследовали создатели коалиций центризма и левоцентризма?

Изоляция коммунистической партии.

5. Как эволюционировали левые силы в Италии (социалисты и коммунисты)?

Перемены произошли в Итальянской коммунистической партии: большая часть коммунистов перешла на социал-демократические позиции. Партия приняла новое название — Демократическая партия левых сил (ДПЛС) — и вступила в Социалистический интернационал. Были сняты лозунги диктатуры пролетариата, демократического централизма, изменены символы партии.

6. Назовите причины кризиса и краха партийно-политической системы, созданной в Италии после войны. Можно ли считать, что Италия приближается к двухпартийной системе (двум коалициям — правых и левых сил)?

Особенностью итальянской партийно-политической системы было господствующее положение на протяжении почти полувека Христианско-демократической партии.

Нерешенность многих проблем объяснялась фактической монополией на власть Христианско-демократической партии и отстранением от государственного руководства мощных левых оппозиционных партий — коммунистической и социалистической.

Многолетняя борьба правых сил Италии за изоляцию компартии провалилась. Был взят курс на сближение с коммунистической партии, который был сорван по причине убийства Альдо Моро.

После этого в 1980-е гг. менялись одно за другим правительства, формировавшиеся без коммунистов, на основе коалиции пяти партий (ХДП, ИСП, социал-демократы, республиканцы, либералы).

Парламентские выборы 1992 г. показали катастрофическое падение влияния главных политических партий, включая бывшие ИКП, ИСП и ХДП.

Послевоенная партийно-политическая система вступила в конечную фазу своего кризиса.

Причины развала сложившейся политической системы:

1. Выявление массовых фактов коррупции в самых высших эшелонах власти и в руководстве главных политических партий.

2. Развал всех старых партий, формирование новых партий.

3. Низкая активность избирателей из-за недоверия часто меняющимся правительствам.

7. Сравните политику С. Берлускони с политикой М. Тэтчер в Великобритании. Выделите общее и особенное.

Политика С. Берлускони строилась на базе идей неоконсерватизма: поощрение частной инициативы рынка и снижение налогов. Был отменен налог на наследство, снижены налоги на предпринимателей, прежде всего на малый бизнес, который играет особую роль в стране. Результат: роста экономического развития не произошло.

Читайте также: