Какие вузы открылись в казахстане 1929 1930г

Обновлено: 18.09.2024


Ликвидация неграмотности рассмaтривалась как непременное условие обеспечения сознательного участия всего населения в политической и хозяйственной жизни страны. Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Декрет предусматривал также организацию обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Эта задача решалась посредством создания школ для переростков, а также — в условиях борьбы с беспризорностью — путем школ при детских домах, колониях и прочих учреждениях, входивших в систему Главсоцвоса.

Осуществление ликвидации неграмотности проходило в сложных экономических условиях. Население испытывало огромные лишения и нужду, не хватало хлеба и других предметов первой необходимости. Разруха была вызвана четырехлетней империалистической войной, иностранной интервенцией и гражданской войной. Восстанoвление народного хозяйства настойчиво требовало ликвидации неграмотности и повышения культуры всего народа. Советское правительство выделяло на борьбу с неграмотностью огромные средства. Все снабжающие организации были обязаны удовлетворять нужды ликбеза в первую очередь. В ликвидацию неграмотности включались массовые общественные организации. 19 июля 1920 г. СНК создал которая была подчинена Наркомпросу. Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л.Н. Сейфуллина, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, Д. Бедный, а также ученые Н.Я. Марр, В.М. Бехтерев и др.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше пятнадцати должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. В начале 20-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели своей целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства. Срок обучения составлял 3-4 месяца. Учебная программа потребовала широкой организованной подготовки учителей и других педагогических работников. К осени 1920 г. только органами ВЧК л/б в 26 губерниях были созданы курсы учителей — ликвидаторов неграмотности.

Обществосоздавалошколы,группы,членыеговелииндивидуальнуюработупообучению неграмотных,атакжеширокуюполитико-просветительнуюработу.В1930 г. Обществонасчитывалооколо3млн. членовс200тыс.ячеек;особеннобольшуюработуонопроделаловдеревне. Ликвидация неграмотности проходила в нелегких условиях: недоставало средств, не хватало учителей, учебников, пособий, письменных принадлежностей. Дело осложнялось также непродуманными алфавитными реформами. В конце 20 гг. ХХ века казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую, через десять лет — с латинской на современную кириллицу. Таким образом, один и тот же человек трижды обучался начальной грамоте [4]. Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письмeнными принадлежностями.

В Казахстане стал осуществляться закон об обязательном четырeхклассном начальном образовании для детей. Желающие могли продолжать свое образование дальше в семилетних и десятилетних школах. Претворение в жизнь требований данного закона сопровождалось большими трудностями: не хватало средств, школьных зданий, учебников и других школьных принадлежностей, учительских кадров. К середине 20-х годов, наряду со школами с казаxским и русским языками обучения, в республике работали татарские, узбекские, уйгурские, немецкие и одна эстонская начальная школа. Необходимо было обеспечить эти школы учебниками на родном языке, подготовить соответcтвующие учительские кадры. Кроме того, увеличилось количество беспризорных детей и сирот, которых следовало зарегистрировать, определить в государcтвенные учреждения, обеспечить их необхoдимым, дать образование. В 1932-1933 гг. было выявлено и определено в детские дома свыше 100 тыс. сирот и беспризорников.

В середине 30 гг. ХХ века было признано, что ОДН свою задачу выполнило. Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на соответствующие секции при местных Советах. Одновременно пересматривались программы школ ликбеза, рассчитанные на 330 учебных занятий (10 месяцев в городе и 7 месяцев на селе). Актуальной задачей считалась теперь борьба с малограмотностью, ставшей ощутимым тормозом в нормальной организации индустриального производства.

Начиная со второй половины 1930 гг., в области народного образования произошли значительные сдвиги. Было построено много школ. Открывались пришкольные интернаты, стали издаваться большими тиражами школьные учебники на родном языке. Крупный вклад в развитие народного образования в республике, особенно казахских школ, в этот период внесли казахские ученые-просветители, государственные и общественные деятели, писатели и поэты А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов, М. Жутабаев, К. Сатпаев, Г. Мусрепов, М. Дулатов, которые писали учебники и пособия для школ.

Республика испытывала острую нужду в кадрах со средним специальным профессиональным образованием. В связи с этим уже в начале 1920 гг. стали открываться техникумы. Первыми были открыты педагогические техникумы. В эти годы функционировали 11 техникумов по подготовке специалистов сельского хозяйства, промышленности, органов здравоохранения.

В 1928 году открылось первое высшее учебное заведение в Казахстане — Казахский педагогический институт. В 1930 гг. было открыто несколько высших учебных заведений: Уральский и Кзыл-Ординский педагогические институты (1931-1932 гг.), ветеринарно-зоoтехнический (1929 г.), сельскохозяйственный (1930 г.), медицинский (1931 г.) институты. Событием большого культурного значения стало открытие в 1934 г. Казахского государственного университета.

Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане было уже 20 высших и 118 средних учебных заведений, в которых обучались более 40тыс. студентов. За пять лет (1936-1940 гг.) они выпустили 24,4 тыс. специалистов, в том числе 1,7 тыс. — для промышлeнности и строительства, 1,2 тыс. — для транспорта и связи, 4,9 тыс. — для сельского хозяйства, почти 9 тыс. — для просвещения и искусства, 4,7 тыс. — для здравоохранения. К 1940 г. было уже 119 техникумов, в них обучалось свыше 30 тыс. будущих специалистов [6].

На протяжении всего послевоенного периода наиболее уязвимым участком в жизни высшей школы оставалась слабость учебно-материальной базы. Долгое время не хватало буквально всего: учебных помещений, общежитий, учебников, стипендиального фонда, парт, стульев, тумбочек, постельных принадлежностей. В учебных заведениях использовалось морально и физически устаревшее оборудование, приборы, механизмы, средства обучения. С каждым годом увеличивалось количество высших и средних специальных учебных заведений. Были открыты техникумы по подготовке кадров для сельского хозяйства, горной и нефтяной промышленности, финансовых органов и автомобильного транспорта. В различных сферах — сельскоxозяйственной, здравоохранения и народного образования — сформировались слои интеллигенции, возросла численность кадров национальной интеллигенции. Однако нехватка научно-технических кадров для народного хозяйства ощущалась остро.

Исторические уроки ликвидации неграмотности свидетельствуют, что повышение общеобразовательного и культурного уровня народа в сочетании с расширением политического кругозора является одним из существенных принципов социального переустройства, перехода к новому качеству общества.

Основные термины (генерируются автоматически): ликвидация неграмотности, Казахстан, народное образование, борьба, взрослое население, гражданская война, неграмотность, сельское хозяйство, школа, актуальная задача.

Владимир Ленин видел в социалистической революции возможность быстрейшего преодоления экономической и культурной отсталости страны. Культурная революция включала широкий комплекс задач социалистического строительства в области культуры. Школе отводилась особая роль как образовательному институту и инструменту коммунистического воспитания. Не зря Ленин на съезде работников просвещения заявил:

Таким образом, большевики совершенно верно и точно определили роль школы в советском проекте. Только массы образованных и технически грамотных людей могли простроить социалистическое государство.

Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП (б): Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский . А. В. Луначарский возглавлял Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) до 1929 г.


В частности, отказывались от преподавания истории, все цари, полководцы и т. д., попали в отрицательные деятели, убирали из программ русских классиков и мн. другое. Не зря в 1930-е годы (в период сталинизма) многое, что было положительного в сфере образования в Российской империи, восстановили, включая раздельное обучение мальчиков и девочек.

Также стоит помнить, что большой ущерб системе народного образования и распространению грамотности был нанесён Первой мировой и Гражданской войнами. Народное хозяйство было в разрухе. Из-за нехватки средств закрыли многие школы, сократилось количество учащихся.

Оставшиеся школы пребывали в запустении, для учеников не хватало бумаги, учебников, чернил. Учителя, годами
не получавшие зарплату, уходили из школ. Полноценное финансирование системы просвещения удалось восстановить только к 1924 году, после этого расходы на образование стабильно росли. Так, в 1925-1930 гг. расходы на народное просвещение составляли 12-13% от бюджета.

Пути формирования новой школы были определены в документах, принятых в октябре 1918 г.:

Советская школа создавалась как единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями : первая — 5 лет обучения, вторая — 4 года обучения. Провозглашалось право всех граждан
на образование независимо от национальной принадлежности, равенство в образовании мужчины и женщины, безусловность светского обучения (школа отделялась от церкви). Кроме того, на учебные заведения возлагались воспитательная и производственная функции (в современной РФ эти функции практически разрушены).


  • сокращение рабочего дня на 2 часа для обучающихся с сохранением заработной платы,
  • мобилизация грамотного населения в порядке трудовой повинности,
  • организация учёта неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза.

В борьбу с неграмотностью включились комсомол и профсоюзы. Однако выполнить этот план полностью также не удалось.

Не хватало кадров, материальной базы и т. д. Необходимо было прежде всего укрепить основное звено образования — школу, чтобы охватить всех детей.

Таким образом, проблема неграмотности решилась естественным путём.

Во второй половине 20-х годов образование выходит из кризиса. Страна восстанавливается после двух войн и хозяйственной разрухи, начинается регулярное финансирование образования.

Так, в 1927— 1928 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 г. выросло на 10%, а количество учащихся — на 43%. В 1922—1923 учебном году на территории страны насчитывалось около 61,6 тыс. школ, в 1928—1929 учебном году их число достигло 85,3 тысяч. За тот же период количество семилетних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них — вдвое.

В высшей школе новые власти старались привлечь на свою сторону кадры старой, дореволюционной интеллигенции и не без успеха, и создать новые кадры из представителей рабочего класса и крестьянства. Однако обучаться в вузах большинство принятых не могли, так как не имели даже среднего образования. Для решения этой проблемы были учреждены рабочие факультеты, создаваемые с 1919 г. по всей Советской России. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков составляли половину принятых в вузы студентов.


  • Социалистическая академия (с 1924 г. — Коммунистическая),
  • Коммунистический университет им. Я. М.,
  • Институт К. Маркса и Ф. Энгельса,
  • Комиссия по истории Октябрьской революции и РКП(б) (Истпарт),
  • Институт красной профессуры,
  • Коммунистические университеты трудящихся Востока и национальных меньшинств Запада.

Нехватка средств и квалифицированных преподавателей сдерживали расширение системы высшего и среднего специального образования. К 1927 г. сеть высших учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов
с числом студентов 114,2 тыс. и 672 техникума с числом учащихся 123,2 тысяч.


  • Так, в 1927— 1928 учебном году число учебных заведений по сравнению с 1913 г. выросло на 10%, а количество учащихся — на 43%.
  • В 1922—1923 учебном году на территории страны насчитывалось около 61,6 тыс. школ,
  • в 1928—1929 учебном году их число достигло 85,3 тысяч.
  • За тот же период количество семилетних школ увеличилось в 5,3 раза, а учащихся в них — вдвое.

Всеобщее обязательное начальное обучение вводилось с 1930—1931 учебного года для детей 8—10 лет в объёме
4 классов; для подростков, не прошедших начального обучения, — в объёме ускоренных 1-2-годичных курсов.

Для детей, получивших начальное образование (окончивших школу 1-й ступени), в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих посёлках устанавливалось обязательное обучение в школе-семилетке.

Расходы на школу в 1929—1930 году выросли более чем в 10 раз по сравнению с 1925—1926 учебным годом и в последующие годы продолжали расти. Это дало возможность в годы первой и второй пятилеток развернуть строительство новых школ: за этот период открылось около 40 тыс. школ.

Была расширена подготовка педагогических кадров. Учителям и другим школьным работникам повысили заработную плату, которая стала зависеть от образования и стажа работы. В итоге к концу 1932 г. почти 98% детей в возрасте от 8 до 11 лет были охвачены учёбой, что решало проблему безграмотности. Продолжалась работа по ликвидации неграмотности, которая давала уже более высокие результаты.

В начале 1930-х годов изменилось содержание и методы обучения в школе. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники, введено преподавание всеобщей и отечественной истории.

Основной формой организации учебного процесса стал урок, вводились строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями.

В школы пришло новое поколение педагогов, талантливых и добросовестных, любящих детей и свою профессию. Именно эти учителя и создали знаменитую советскую школу, лучшую в мире и которая до сих пор является источником новаций для самых эффективных школьных систем Запада и Востока.

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Восстание кыргызов в 1875-1876 гг. было использовано русскими как повод для ликвидации Кокандского ханства

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Положение уйгуров в 19 веке между Российской империей и Китаем

Мухаммад ибн Муса аль-Баласагуни – первый тюркский исламский ученый Ханафитского масхаба, современник Юсупа аль-Баласагуни

Кыргызы и уйгуры между великими государствами – Как Кокандское ханство помогало уйгурам в борьбе за независимость

Авторы

Последние статьи

Мнения

Код кыргызов

Мурас

"Айылын жоодой аңдыган жыйын чыгаар"

(Появится сборище, следящее за своим аулом, как за врагом)

Калыгул Бай уулу (1785 – 1855)

goloshekinf

Голощёкин Ф. И., секретарь Казахстанского крайкома ВКП(б), 12 сентября 1925 — февраль 1933

В 1930 г. было экспортировано 4,8 млн т зерна, в 1931 — до 5,2 млн, в 1932 г. — 1,8 млн, в 1933 — 1,7 млн т. [2].

yurt

qulaq

leninstalin

Такие тезисы давали вождям возможность искать внутренних врагов и подавлять их сколько угодно времени, укрепляя диктатуру. Тысячи восстаний по всей территории СССР были подавлены.

Plakat_unichtojim_kulaka_1930

karakolcolony

Вид на Каракольскую пристань с территории бывшей Иссык-Кульской сельскохозяйственной исправительно-трудовой колонии

maillart

Вот пример отчета по Киргизии из обзора ОГПУ:

Басмачество и антисоветские проявления

В 1929-1931 гг. в Казахстане их произошло 372 с числом участников более 80 тысяч. Только в 1929-1933 гг. областные тройки ОГПУ приговорили к расстрелу (по неполным данным) 3386 казахстанцев и заключили в лагеря ещё 13151 чел. Известно, что за 1930 г. тройки расстреляли 1218 человек, а в 1931 г. – 1001 человек [12]. Казахи бежали не только от голода. Они также бежали и от репрессий и убийств со стороны коммунистов. Однако и в других республиках их ждал такой же прием. Репрессии не заканчивались после бегства из КазАССР.

goloshekin

Переписка первого секретаря Крайкома ВКП (б) КазАССР Голощекина и секретаря обкома КирАССР А.О.Шахрая

В условиях распространения голода в собственной республике, отношение к беженцам было разным, были положительные моменты помощи беженцам, но были случаи конфликтов. Урезание суточной нормы хлеба для рабочих до 400 граммов, повышение цены на хлеб, создание лагерей для беженцев, и их отчаянные поступки в голодающем крае, боязнь за своих детей, голод и другие факторы могли породить отрицательное отношение к беженцам.

Фрунзенская милиция сообщала: “Ежедневно в дежурные части милиции, а особенно в Дунгановке и ниже Ташкентской улицы (3 и 5 дежурные части), поступают неоднократные жалобы на уничтожение огородов, посевов и порчу садов казахами-откочевниками, которые вырывают овощи, выкапывают картофель (были случаи выкапывания семенника), рвут колосья и недозрелые фрукты. Принимать против них меры уголовного порядка не представляется возможным, т.к. эти преступления совершаются ими на почве голода. На базарных площадях продолжаются, как и раньше, случаи грабежа (выхватывание продуктов из рук покупателей или продавцов). Вопросом сбора детей до сих пор занимались только Красный крест и деткомиссия при содействии милиции. Сбор проводился по улицам и окраинам города и охватывал только беспризорных детей или тех, которых сдавали сами родители. Имеющиеся факты убийства детей с целью употребления в пищу диктуют необходимость немедленного выделения всех детей к передаче в детдома и детприемники. Эти учреждения, имеющиеся в г.Фрунзе, не могут в себя вместить всего количества детей, находящихся в городе. Поэтому одновременно с систематическими обходами города в целях сбора детей казахов-откочевников надо организовать добавочные приемники и детдома” [20].

toqmoq

Надпись на обратной стороне фотографии

Бейше Турусбаев, преподаватель истории революционных движений, которому судя по всему надоела его работа пропагандиста (оказывается, такое бывает) в Иссык-Кульском конезаводе, в письме Сталину задает очень знакомые вопросы и немного упоминает о казахских беженцах:

“Иосиф Виссарионович! Разрешите получить у Вас ответ и соответствующее освещение на следующие мелочные вопросы помимо всех и всяких вопросов революции, партии, государства, класса, руководства, индустриализации, нации, экономики и коллективизации.

1. Неимоверный наплыв в Киргизию голодных, разоренных, погибающих от нищеты казахов из Казахстана, жуткую цену на хлеб (240 руб пуд муки), враждебно настроенных киргизов против прибывших нищих (почему это?).

2. Колхоз по госцене (1,16 руб.) сдает хлеб государству, но по 70-90 рублей не может найти и купить пуд хлеба на семена (это почему?)

3. В силу каких “кризисов” и затруднений установлен рецепт 400 граммов хлеба рабочим, считаете ли Вы с точки зрения физиологии труда такую штуку допустимой?” [15]

nevandovskaya

Татьяна Невадовская пытается помочь умирающему от голода казаху за несколько минут до его смерти. Казахстан, 1933 год [16].

7 июля 1933 г. Турар Рыскулов перенаправил со своим письмом руководству Средазбюро ЦК ВКП(б) и Киргизской АССР копию письма наркома юстиции РСФСР Н.В.Крыленко о безобразиях на питательных пунктах, организованных для казахов-откочевников в г.Токмак [19. ЦГА ПД КР. Ф. 10. Оп. 1. Д. 506, с. 63–64].

Киробком ВКП(б) 31 декабря 1932 г. рассмотрел вопрос о казахских откочевниках (как их тогда называли) и просило Средазбюро ЦК ВКП(б) о выделении продовольствия для оказания помощи беспризорным казахским детям и казахским беженцам [20]. Следует отметить, что в той системе все решения следовало согласовывать с краевым центром, который в свою очередь должен был направлять заявку в союзный центр. Любые решения должны были приниматься на основе решений Москвы. Другое дело, что на местном уровне могли приниматься решения, которые имели свои толкования.

colonalism

Из дневника Жусупа Абдрахманова: 10. 02. 31. Жизнь – сложная игра. Ею играешь, но не можешь учесть ее неожиданных поворотов. А от этого получается, что жизнь играет тобой [1. С. 156].

Выживание беженцев в голодающей республике на самом деле было очень проблематичным. Из-за того что беженцев считали за хозяйства и включали в план хлебозаготовок, республика старалась избавиться от них. Так, например, были вручены обязательства на хлебозаготовку по Иссык-Кульскому району на 8400 хозяйств, из которых 1837 хозяйств не имели совсем посевов (казахстанцы и сибиряки, спасавшиеся от голода) [1a. C. 49]. Турар Рыскулов, в течение весны 1933 г. он направил 4 правительственных телеграммы председателю СНК Киргизской АССР Ю.Абдрахманову по вопросу об обустройстве казахских беженцев и имевшей место практике административного выселения откочевников с территории автономной республики [19].

qazaqs

Пока что в оборот введено мало источников о помощи казахским беженцам в Киргизской АССР. Народный коммисар снабжения КирАССР Словацкий подписал распоряжение о распределении 1200 ц проса,при чем в случае его отсутствия производить выдачу кукурузой или кунаком. При этом 500 ц остается в резерве, 500 ц – Управлению общественного питания, которое организовывало питательные пункты для взрослых беженцев-казахов и 200 ц Народному комиссариату просвещения, который курировал детдома. Из Рыковского района КирАССР сообщали о том, что было учтено 3 тыс. переселенцев, из которых передано в колхозы 2 тыс. человек, организавано 4 детских питательных пункта на 200 чел., для трудоспособных с семьями на 600 человек. “На все строительство района потребную силу берем лишь из казахов. Организуем детдом на 100 чел. в с. Александровка” [1a. С. 51].

О надвигающемся голоде в Киргизской АССР, сам Абдрахманов пишет в своем дневнике:

На почве продзатруднений наблюдаются выходы из колхозов, бегство колхозников в другие районы и республики, массовые переходы в Китай за продуктами. За последние 1,5 месяца в Сталинском, Таласском, Кзыл-Джарском и Аламединском районах учтен 91 случай бегства из колхозов в другие районы Киргизии [22].

hlebozagotovka

Батырбаева Ш. Д. только по северу Кыргызстана оценивает число погибших от голода в около 40 000 человек [23], а сколько было по югу?

Голод в Киргизской АССР был. Как и любой другой голод он был страшным. Все, включая беженцев, выживали как могли, скорее вопреки государству, нежели благодаря ему или его мизерной помощи, взятой у самого народа.

Эта страшная трагедия не может быть объектом идеологии или гостайны. Потому что любая такая тайна всегда одета в ложь. Указ президента о днях памяти предков может и должен привести к тому, что наконец будут найдены места массовых захоронений жертв коллективизации и раскулачивания, голода и репрессий. Составлены книги памяти. Потому что для того, чтобы помнить и чтить предков, нужно хотя бы знать, где они лежат. Потому что память предков не терпит лжи. Они относятся к чын дүйнө – миру истинному, в отличие от нашего жалган дүйнө – мира, полного фальши. Для этого следует открыть архивы ГКНБ того периода для открытого их изучения, потому что это не является гостайной, если только чекисты все еще мысленно не живут в советском режиме.

1. Юсуп Абдрахманов. 1916. Дневники. Письма к Сталину. Фрунзе: Кыргызстан, 1991.

1.1. Дж. Джунушалиев, И. Е. Семенов. Верный сын народа (ЦПА, ф. 589, оп. 3, д. 56, л. 72) // Юсуп Абдрахманов. 1916. Дневники. Письма к Сталину. Фрунзе: Кыргызстан, 1991.

2. Сельское хозяйство СССР. Ежегодник. 1935. Москва, 1936. С. 222.

3. История СССР. 1990. № 4. С. 17—18.

5. Абылхожин Ж.Б., Козыбаев М.К. и Татимов М.Б. Казахстанская трагедия // Вопросы истории. Москва. №7. 1989.

6. Всесоюзная перепись населения 1937 года: Общие итоги // Сборник документов и материалов//Москва, РОССПЭН, 2007. Сталин не признал итогов переписи и репрессировав ответственных за нее, назначил новую перепись на 1939 год.

7. Сталин И. В. Сочинения, Москва, 1949 г., т.XI, С.171-172.

8. Ленин В.И. Сочинения. Москва, Партиздат, Госиздат 1926-1937г. т. XXIV, С.315.

12. Тепляков А. Г. Опричники Сталина. Москва: Яуза. 2009.

14. ЦГА ПД КР. ф.10. оп.1. л.25 (Протокол №91 КазКрайКома партии от 19. 02. 1932 года), л.26 (Записка по проводу Голощекину от Шахрая). Выражаю свою благодарность за предоставленные документы, главе Центра историко-культурных исследований, Мыктару Тагаеву.

15. Позже автор письма будет репрессирован и расстрелян. См.: Джениш Джунушалиев. Время созидания и трагедий. 20-30-е годы ХХ в. Бишкек, Илим, 2003. С. 165 – 166.

17. Шифротелеграмма И.В.Сталина Первому секретарю Казахского крайкома ВКП(б) Ф.И. Голощёкину о семенной и продовольственной помощи Казахстану. 7 марта 1932 г. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 43. Л. 8. Копия // Голод в СССР. 1929—1934: В 3 т. Т. 1: 1929 — июль 1932: Кн. 2. Стр. 211-212. Москва: МФД, 2011. — 560 с. — (Россия. XX век. Документы).

19. В.В. Плоских. Революцией мобилизованный и призванный: Турар Рыскулов. Вестник КРСУ. 2017. Том 17. № 4.

20. Сарсенбаев, Б.С. Помощь Кыргызстана казахам в период голода 1932−1933 гг. Вестник КРСУ. 2015. Том 15. № 3

21. Речь идет о постановлении СНК СССР от 5 октября 1932 г. за № 1533 “О сельском хозяйстве и животноводстве в Казакстане” для кочевых и полукочевых животноводческих хозяйств в Казакстане, которое было дополнено распространением таких же льгот и на 60 тысяч подобных хозяйств в Киргизской АССР (см. Протокол № 120 заседания Политбюро ЦК ВКП(б) от 23 октября 1932 года. п. 65/38: О льготах кочевым и полукочевым животноводческим хозяйствам Киргизской АССР. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 904. Л. 1-52; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 13. Л. 131-136).

22. Голод в СССР 1929-1934 Т. 2. Москва: МФД 2012 С. 735. ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 11. Д. 47. Л. 236–237. Подлинник

23. Батырбаева Ш.Д. Демографические потери киргизского населения в годы голода в начале 30-х годов ХХ в. Известия Томского политехнического университета. 2004. Т. 307. № 6.

Дневник Московского университета

Нет описания фото.

Полностью поддерживаю Постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года. Пора, наконец, с уважением относится к преподавателям !

Дневник Московского университета

Биологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова

Римма Павловна Барыкина
02.11.1928 - 18.12.2021

Дневник Московского университета

Биологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова

Николай Сергеевич Егоров
(05.01.1921-14.12.2021)

14 декабря 2021 г. на 101 году ушел из жизни легендарный профессор Московского университета Николай Сергеевич Егоров. Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Заслуженный профессор Московского университета, выдающийся микробиолог и биотехнолог, блестящий педагог и организатор образования.
Николай Сергеевич – фронтовик, участник первых лет Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. После ранения и демобилизации навсегда связал свою жизнь с Московским университетом.

Поистине огромная, невосполнимая потеря.
Коллектив биологического факультета и всего Московского университета выражает свои самые искренние соболезнования семье, родным, близким, коллегам и ученикам Николая Сергеевича.

О месте и дате прощания будет сообщено дополнительно.

Дневник Московского университета

Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Прожив всего 37 лет, ученый успел оставить после себя богатое научное наследие благодаря своей колоссальной работоспособности. Лев Семенович не имел специального психологического образования, закончив обучение на историко-философском факультете Университета им. Шанявского. Долгое время он работал в Гомеле учителем литературы в школе. Этот педагогический опыт стал основанием для его первых научных исследований в области методов воздействия на подрастающее поколение.

Вскоре Выготский создал экспериментальную лабораторию в Гомельском техникуме, в которой начала формироваться его педагогическая психология. Первые работы Выготского связаны с проблемами обучения аномальных детей. Эти исследования не только положили начало становлению дефектологии, но и стали серьезным вкладом в исследование высших психических функций и психических закономерностей.

На Всероссийском съезде психоневрологов в Петрограде Выготский сделал доклад, опираясь на данные, полученные в результате этих экспериментальных исследований. Работа молодого ученого произвела фурор, впервые прозвучали слова о зарождении нового направления в психологии. Льва Семёновича пригласили в Московский институт экспериментальной психологии.

В течение 10 лет Выготский занимался дефектологией, создав в Москве лабораторию психологии аномального детства, ставшую впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического института (ЭДИ), и разработав качественно новую теорию развития аномального ребенка. Он одним из первых среди отечественных психологов не только теоретически обосновал, но и подтвердил на практике, что любой недостаток можно компенсировать за счет сохранных функций и путем длительной работы.

Особое место в психологической концепции Льва Семёновича занимает культурно-историческая теория развития психики, суть которой заключалась в том, что социальная среда является главным источником развития личности. Выготский убедился, что на становление личности ребенка, на его полноценное развитие практически в равной степени оказывают влияние как наследственность, так и социальные факторы. Человек, по мнению ученого, существо абсолютно социальное, и вне общества многие психические функции не могут формироваться.

Многие идеи, высказанные Л.С.Выготским, остаются актуальными, и до сих пор растет популярность его научных исследований как в отечественной, так и в мировой психологии.

Читайте также: