Какую реформу провел клисфен в афинах

Обновлено: 07.09.2024

Противоположность монархии (правление одного), демократия (от греческого слова demokratia) означает правление народа или правление большинства. На практике это означает, что власть принадлежит избранным представителям или самим людям.

Кто изобрел эту концепцию?

Традиционно считается, что концепция демократии возникла в Афинах в 508 году до н. э., хотя есть основания полагать, что демократические системы правления, возможно, существовали в других странах мира до этого, хотя и в меньшем масштабе.

В Афинах дворянин по имени Солон заложил основы демократии и ввел новую конституцию, основанную на праве собственности. В соответствии с этим афиняне были разделены на четыре класса, между которыми была распределена политическая власть.

Самые высокие должности занимали те люди, чья земля производила 730 бушелей зерна (международной торговле под бушелем, как правило, понимается коробка весом 38,691 кг), в то время как низший класс состоял из рабочих, которые не могли занимать должности, но могли голосовать в собрании. Важно отметить, что в соответствии с конституцией Солона коренные граждане не могли быть порабощены своими согражданами.

Как развивалась демократия в Афинах?

Реформы Солона в конце концов провалились, когда правящие классы начали воевать между собой, поставив Афины на грань гражданской войны. Среди них особо славился Писистрат, который захватил власть в 546 году до нашей эры. После его смерти сыновья Писистрата стали правителями, пока не были свергнуты в 510 году до н. э. с помощью Спарты.

Когда фракционная борьба за власть вновь вспыхнула между афинскими знатными семьями, Клисфен заручился поддержкой простого народа, предложив новую конституцию. Эта новая конституция включала в себя установление сортировки, в соответствии с которой граждане выбирались случайным образом для заполнения государственных должностей, а не получали их по наследству.

Законы, заложившие основы демократии в Афинах.

Насколько демократичной была древнегреческая демократия на самом деле?
Десять новых групп – или племен – были созданы как способ разрушения существующей структуры власти с политическими правами и привилегиями, зависящими от племени. Более того, все афиняне имели право присутствовать и голосовать в экклесии, собрании, которое проводилось каждые десять дней. Чтобы гарантировать, что даже самые бедные граждане могли позволить себе посещать политические мероприятия города и участвовать в них, им выплачивалась денежная компенсация за посещение.

Совещательный орган, известный как буль, принимал 500 случайно выбранных людей (по 50 из каждого племени) ежедневно для обсуждения законодательства, которое затем согласовывалось гражданами в экклесии.

Какую роль играли женщины в афинской демократии?

Афинская демократия не распространялась на женщин, и они играли незначительную роль в политической жизни государства и не имели права голоса. Афинские девушки не получали формального образования, и их права были ограничены.

Всегда ли афинская демократия была продуктивной?

Возможно, самым драматичным аспектом афинской демократии был остракизм, который был распространен между 487–417 годами до нашей эры. Если бы за определенное решение проголосовало 6 000 избирателей, любой афинский гражданин мог быть отправлен в изгнание на десять лет — тактика, которая часто использовалась, чтобы избавить город от влиятельной, но, возможно, непопулярной персоны.

Считается, что население Афин пятого века до н. э. составляло около 250 000 человек, однако только около 30 000 были полноправными гражданами Афин и, следовательно, могли воспользоваться преимуществами новой конституции. Остальные были рабами, женщинами, детьми или иностранцами. Более того, только мужчины могли участвовать в демократическом правительстве.

1. Ситуация в Афинах

2. Реформы Солона

Решающее значение для оформления классового общества и государства в Афинах имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона. Он являлся потомком царской фамилии Медонтидов и стяжал себе славу по всей Греции. После победы афинян, которыми командовал Солон, над Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран первым архонтом. Преодолевая сопротивление верхушки аристократов, он решительно провел крупные реформы, которые затронули многие стороны общественной жизни. Ущемляя интересы знати и делая уступки демосу, Солон спасал еще не окрепшее рабовладельческое государство.

Первой и самой крупной реформой была сисахфия – отмена долговой кабалы и всех поземельных долгов 1 . Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства 2 . Отмена долговой кабалы имела огромное историческое значение, так как дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения численности свободных членов общества, а за счет иноплеменников, захваченных на войне или купленных на мировом рабовладельческом рынке.

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Одновременно с этим была провозглашена широкая завещательная свобода. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих тел (52,5 л.). Те, кто получал 500 медимнов был отнесен к первому разряду пентакосиомедимнов; получающие 300 медимнов или способные содержать боевого коня относились к всадникам. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли быть только представители первого разряда. Таким образом, вместо аристократического принципа был утвержден имущественный. От этого выигрывали купцы и ростовщики, и проигрывала родовая знать.

К разряду зевгитов относились те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа закрепила законодательно уже сложившееся к тому времени разделение общества.

Деление населения по имущественному признаку имело и политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда. Всадники и зевгиты были несколько ограничены в своих правах. Феты обладали правом только избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.

Первые два разряда служили в коннице. Эта служба требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд – тяжеловооруженные гоплиты – пехотинцы, стали истинной славой афинского войска. Четвертый разряд сначала был отстранен от службы, но затем составил легковооруженную пехоту.

Высшим органом власти было афинское народное собрание, обсуждавшее все важные государственные дела и принимающее законы. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и гелиэя. Совет четырехсот избирался старыми племенами ежегодно по сто человек от каждого племени из первых трех разрядов. Он играл важную роль в законодательной процедуре, руководил подготовкой дел для обсуждения Народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела.

Сохранился ареопаг, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания. Значительную роль играл суд присяжных – гелиэя, которая была одновременно судебным и законодательным органом. Членами этого суда могли быть представители всех разрядов.

Солон стремился ослабить противоречия между богатыми и обедневшими гражданами, не допустить социальных потрясений. Ущемив имущественные интересы эвпатридов, он предотвратил возможность массовых выступлений разорившихся общинников. Он удовлетворил требования зажиточной части демоса: земледельцев, купцов, ремесленников. Реформы повлияли на демократизацию Афинского государства, социальной основой которого стали средние и мелкие земельные собственники, верхушка ремесленников и купцов. Реформы Солона носили компромиссный характер. Однако они изменили весь строй социально-политической жизни в Афинах и способствовали дальнейшей демократизации государства. Вместе с тем именно реформы Солона доказывают недолговечность политики компромиссов.

3. Реформы Клисфена

После Солона власть захватил тиран Писистрат. В период правления Писистрата и его сыновей сохранялся и упрочился политический строй, созданный Солоном. Во главе движения против Писистратидов стоял Клисфен , принадлежавший к роду Алкмеонидов. С именем Клисфена связана дальнейшая демократизация афинского политического строя. Клисфену пришлось выдержать напряженную борьбу с реакционной группировкой землевладельческой знати, возглавляемой Исагором, сыном Тисандра. Попытка возродить в Афинах аристократический строй при помощи спартанцев, таким образом, привела к восстанию народа. Родовая аристократия потерпела поражение, и Клисфен встал во главе государства. Придя к власти (508 г. до н. э.), он приступил к проведению реформ, которые должны были закрепить победу демоса и навсегда покончить с опасностью возрождения власти родовой аристократии.

В более демократическом духе преобразовываются государственные учреждения, вводятся новые должности. Так, Аристотель пишет, что Клисфен установил Совет пятисот вместо четырехсот, по пятидесяти от каждой филы, а до тех пор было по сто. Выборы членов Совета пятисот происходили по демам, так что в нем были представители всего демоса Аттики. Коллегия архонтов - главный орган власти эвпатридов - потеряла свое былое значение, особенно с тех пор, как появилась коллегия стратегов, решавшая вопросы военных дел и внешних сношений.

Клисфену принадлежит изобретение остракизма (суда черепков), который применялся в качестве политической меры. Каждый имеющий право голоса писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя повторялось до шести тысяч раз, то назначалось изгнание сроком на десять лет без лишения прав и конфискации имущества 4 . Решение об остракизме принимало только Народное собрание путем тайного голосования

4. Вывод

Важнейший этап в становлении афинского государства связан с реформами Солона. Впервые были серьезно подорваны позиции родовой знати и заложен фундамент афинской рабовладельческой демократии.

К экономическим реформам Солона принято относить сисахфию, денежную реформу, законы, поощрявшие развитие торговли и ремесел, закон о земельном максимуме, свободе завещаний и др.

К политическим реформам Солона относят тимократическую (цензовую) реформу, организацию Совета четырехсот и суда присяжных (гелиэю); возрождение роли народного собрания (экклесии), лишение гражданских прав (атимию) лиц, не принимающих участия в политической борьбе.

Вместе с тем, нельзя не учитывать того, что эти реформы не привели к расцвету рабовладельческой демократии, а лишь заложили ее фундамент. Компромиссный характер реформ Солона обусловил дальнейшую социальную борьбу в Афинах.

Особое место в процессе становления демократического строя занимает деятельность Клисфена. Постепенный рост демократических элементов к этому времени приводит к существенным качественным изменениям - демос превращается в политическую силу решающего значения. Победа в политической борьбе Клисфена - это победа всего афинского демоса. Реформаторская деятельность Клисфена означала дальнейшее расширение прав народа. Он провел территориальную реформу, как одну из основных, организацию управления, остракизм и др. реформы. Реформами Клисфена завершается длительный период борьбы между демосом и знатью. В ходе этой борьбы окончательно оформляется Афинское рабовладельческое государство в форме демократической республики.

5. Список литературы.

Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. М., 1998.

История государства и права зарубежных стран./ Под ред. Жидкова О.А., Крашенинниковой Н.А. М., 1998.

Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003.

Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002.

1  Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран. М., 2003. Стр. 61.

2  Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М., 2002. Стр.62.

Будучи избранным в 594-593 гг. до н. э. архонтом и айсимнетом, Солон провёл ряд реформ. Прежде всего Солон отменил жестокие Законы Драконта, за исключением тех, которые касались убийств.

Важнейшая из реформ состояла в том, что Солон ликвидировал долговое рабство и приказал снять все долговые камни, которые устанавливались ранее на земле должника. Крестьян, проданных за долги в рабство за границу, он велел разыскать и выкупить за государственный счет. Эта реформа получила название сисахфия, в буквальном переводе "стряхивание бремени".

Солон произвел преобразование государственного строя. До реформ вся власть в Афинах принадлежала эвпатридам, народ не принимал участия в управлении государством. Солон привлёк к управлению государством не только эвпатридов, но и богатых людей простого происхождения. Он разделил всех граждан на 4 разряда в зависимости от их имущественного положения.(пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты). Это деление влияло на службу в войске и на возможность занимать государственные должности: граждане первых трёх разрядов могли занимать высшие должности, беднейшие же граждане имели право участвовать только в народном собрании и в судах.

Высшей законодательной властью в Афинах стало народное собрание. Для предварительного обсуждения законов был создан особый Совет четырехсот. Народ же утверждал или отвергал предложенные ему проекты законов. От народного собрания зависело также избрание высших должностных лиц. Охрана законов и наблюдение за их выполнением поручались ареопагу.

Суд при Солоне стал составляться из всех граждан. Любой гражданин мог сам или через посредника преследовать обидчика по суду. Солон осуществил унификацию мер и весов, провёл реформу афинского календаря. Законы Солона должны были действовать в течение ста лет. Они были написаны на специальных досках, выставленных для всеобщего обозрения на городской площади.

Реформы Солона заложили основы афинской рабовладельческой демократии.

Вот что написал о Солоне Плутарх:

Поскольку неравенство между бедными и богатыми дошло тогда,так сказать,до высшей точки,государство находилось в чрезвычайно опасном положении.Весь простой народ был в долгу у богатых:одни обрабатывали землю,платя богатым 6ую часть урожая. другие брали у богатых в долг деньги под залог тела;их заимодавцы имели право обратить в рабство,при этом одни оставались рабами на родине ,других продавали на чужбину.Многие вынуждены были продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого)и бежать из отечества из-за жестокостти заимодавцев.Но огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, собирались и уговаривали друг друга не остваться

равнодушными зрителями,а выбрать себе одного вожака,надежного человека и освободить должников,пропустивших срок уплаты,а землю переделить и

совершенно изменить государственный строй.

Реформы Клисфена в Афинах. Аристотель про реформы Клисфена.

Территориальное деление

Демы названы были или по именам занимаемых местностей, или по их мифическим основателям, или, наконец, по знатным родам, обитавшим в том или другом деме (например дем Филаидов). Афинянин теперь становился членом гражданского коллектива не через принадлежность к роду, а через принадлежность к дему; в своем деме он по достижении совершеннолетия (18 лет) вносился в гражданские списки, в официальных документах он именовался по названию дема (например: Деметрий из Алопеки); как полагают, Клисфен стремился, чтобы это наименование вытеснило традиционные отчества. Впрочем, наименование дема быстро утратило связь с фактическим местожительством и напоминало лишь, к какому дему были приписаны его предки при Клисфене.

По населённости и пространству демы сильно разнились между собой, так как при образовании их Клисфен исходил от исконного деления Аттики на поселения. Дем пользовался самоуправлением в местных делах; в государственном управлении демы участвовали преимущественно через филы.

Дем, с его демархом и др. местными властями, с его общедемотскими собраниями, землями, культом, воспитывал гражданина для деятельности на более широкой общегосударственной арене. Законодателю не трудно было ввести в новые деления и новых граждан — поселившихся в Аттике иноземцев и вольноотпущенников.

Несколько демов составляли триттию; всего триттий было 30: 10 в городе и его округе, десять в Паралии (на побережье) и 10 в Месогее (внутренней области Аттики). Триттии были распределены по жребию между 10 филами, так чтобы в каждой филе была одна триттия городская, одна триттия Паралии и одна — Месогеи. Таким образом были разорваны старые родо-территориальные связи и предупреждено образование партий наподобие педиеев, паралиев и диакриев.

Клисфеновские деления можно проследить до середины IV в. нашей эры (причём тогда было уже 13 фил и до 200 демов). Патронами клисфеновских фил сделались, по указанию Пифии, 10 отечественных героев, которые и дали филам свои имена.




Реформа городского Совета

Реформа территориального деления повлекла за собой реформу городского Совета. По конституции Солона Совет формировался по 100 человек от каждой филы, и таким образом представлял собой Совет Четырёхсот. Новый Совет Пятисот представлял собой по 50 человек от филы, избиравшихся в демах; весь состав совета делился в течение года на 10 секций (пританий) по филам; должностные коллегии состояли обыкновенно из 10 магистратов, по одному от каждой филы; 6000 присяжных судей выбирались также по филам; пехота делилась на 10 полков, а конница на 10 эскадронов и т. д. В основу государственного управления положена была, таким образом, не территориальная, но политическая единица.

Другие реформы

Клисфен также создал коллегию из 10 военачальников — стратегов (по 1 от каждой филы), в руки которых в последдующие годы перешла от архонта-полемарха вся военная власть; в отличие от архонтов, в которые избирались только представители двух высших имущественных классов, стратегами могли стать представители всех классов, кроме последнего — фетов.

Для предупреждения новых попыток захвата тиранической власти Клисфен ввёл остракизм.

Результат

Многими своими достижениями современная европейская цивилизация обязана Древней Греции. Ведь именно там впервые появились театр, педагогика, философия, спорт и, конечно же, демократия. Главным центром всего передового в мире в античный период истории была столица современной Греции. Поэтому особенно большое влияние на дальнейшее развитие человечества оказало зарождение демократии в Афинах.

Предыстория

Как известно, в Древней Греции преобладали полисы — города-государства, из которых крупнейшими были Спарта и Афины. Там не существовало двух резко разделенных групп жителей — победителей и побежденных, так как не было порабощенных, и эти государственные образования сформировались путем мирных слияний с некоторыми более слабыми соседями. Несмотря на это, существовало разделение по классовому признаку, что не могло не вызывать возмущения у обедневших слоев населения. Со временем противоречия между аристократией и демосом становились все более явными. Назревала революция, которой мог помешать только кардинальный пересмотр существующего государственного устройства.

рождение демократии в афинах

Кем был Солон

Примирить все противоречия удалось одному из представителей знатного рода Кодридов, ранее являвшегося царским. Его звали Солоном, и впоследствии он вошел в историю как один из семи мудрецов Древней Греции. До прихода в политику он был известен афинянам как превосходный поэт и мыслитель, а затем прославился в качестве успешного военачальника. В 594-м году до н. э., примерно в возрасте 34-35 лет, Солона избрали архонтом-эпонимом, т. е. главным из 9-ти коллективных правителей, и возложили на него чрезвычайные полномочия. Как оказалось, мудрец Солон давно готовился к преобразованиям в родном полисе, и он сразу же приступил к реформам. Спустя несколько десятилетий его дело продолжил Клисфен, и именно преобразования этих политиков предопределили ход развития человеческого общества на тысячелетия вперед.

рождение демократии в афинах реформы солона и клисфена

Реформы Солона

Считается, что зарождение демократии в Афинах началось задолго до Солона. Однако именно он создал законы, на которые она стала опираться. Первым делом он объявил сисахфию, отменяющую все долги, заложенные земельные участки возвращались владельцам, и было запрещено брать ссуды под залог людей. Кроме того, за счет афинской казны были выкуплены и возвращены на родину жители полиса, проданные на чужбину. Также Солон установил максимальную норму землевладения, т. е. ни один гражданин не мог скупать участки сверх положенной площади и становиться сверхкрупным землевладельцем.

зарождение демократии в афинах всемирная история

Органы власти

Высшими госорганами в Афинах периода правления Солона были ареопаг, Народное собрание и буле. Последнее было совершенно новым органом и состояло из четырехсот человек. Кстати, многие исследователи считают, что именно его появление и означало рождение демократии в Афинах. В буле предварительно обсуждались все законы и вопросы, которые затем рассматривались в Народном собрании. Хотя Экклесия существовала в Афинах и других полисах Греции и ранее, при Солоне она стала по-настоящему действующим органом, и ее созывали гораздо чаще. Более того, архонт издал указ, согласно которому в период междоусобиц каждый свободный мужчина, достигший совершеннолетия, был обязан занимать активную позицию в обществе, иначе ему грозило лишение гражданских прав.

Зарождение демократии в Афинах (всемирная история): реформы Клисфена

Окончательное формирование политической системы Афин, основанной на свободном волеизъявлении народа, произошло в конце 6-го века до н. э. Автором новых реформ стал Клисфен, которого выбрали архонтом, с такими же полномочиями, какими когда-то наделили Солона.

зарождение демократии в афинах

Он разделил территорию Аттики на 3 округа: непосредственно Афины, прибрежная полоса и равнинная территория. Каждый из них, в свою очередь, делилась на 10 триттий. Кроме территориальной, Клисфен провел также избирательную реформу. Согласно новым законам, формировалось 10 фил, в которые входили граждане из трех триттий, по одной от каждого округа. Филы выдвигали из своего числа по 50 человек для участия в Совете 500. Таким образом, Клисфен, как писали современники, “перемешал” афинян. Это значило, что теперь они избирали органы власти уже не по территориальному или родовому признаку, а исходя из личных предпочтений.

Экклесия при Клисфене

Все важные решения в Афинах в этот период принимались коллективно обновленной экклесией, осуществляющей законодательную, судебную и исполнительную власть. Основными вопросами, решаемыми во время таких всеобщих народных собраний, были:

  • избрание должностных лиц;
  • решение об изменении существующих законов и принятие новых;
  • остракизм относительно отдельных граждан;
  • решение по важнейшим общегосударственным вопросам, касающимся войны и мира, заключения союзнических договоров, расходования государственных денег и др.

Интересная подробность: перед каждым “заседанием” Народного собрания председательствующий должен был развесить по городу плакаты, сообщающие о вопросах, которые должны были рассматриваться. Кроме того, чтобы обеспечить непредвзятость Совета 500, каждая фила осуществляла свою деятельность в течение всего 1 месяца в году.

Гелиэя

Зарождение демократии в Афинах ознаменовалось и возникновением нового вида судопроизводства, которое также стало коллективным. Дела решала так называемая Гелиэя — суд присяжных, который состоял из 6000 человек. Параллельно существовал и ареопаг — суд старейшин, состоящий из аристократов, который с появлением демократических органов стал утрачивать свое влияние и значение.

Остракизм

Зарождение и развитие демократии в Афинах сделало возможным и появление совершенно нового явления в истории человечества. Им стал остракизм. Раз в год экклесия должна была ответить на такой важный вопрос: "Нет ли среди граждан человека, который способен захватить власть и стать тираном?" Если Народное собрание считало, что такой человек есть, то назначалось еще одно заседание для проведения процедуры своеобразного голосования на глиняных черепках. Если потенциально “опасное” для демократии лицо получало большинство голосов против себя, то его изгоняли из полиса.

зарождение и развитие демократии в афинах

Теперь вы знаете, как происходило рождение демократии в Афинах (реформы Солона и Клисфена) и сможете сравнить ее с современным аналогом.

Читайте также: