Какую валюту брать в сингапур

Обновлено: 18.09.2024

Сингапур — маленькая, но удивительная страна. Год обретения независимости, 1965-й, стал началом пути государства из числа бедных стран третьего мира до одного из признанных мировых лидеров, как по уровню экономического развития, так и по уровню жизни и внедряемых технологий. В текущем году Сингапур возглавил рейтинг умных городов по версии Juniper Research. О самобытном пути этого удивительного города-минигосударства, достигнутых им успехах и ближайших перспективах мы расскажем в нашей сегодняшней публикации.

После отделения от Малайзии в середине 60-х годов XX века Сингапур оказался в крайне зависимом и стесненном положении — без армии и поддержки между перманентно конфликтующими Индонезией и Малайзией, один на один с социальными и экономическими проблемами, с крайне ограниченным доступом к природным ресурсам и, конечно же, традиционным для азиатского региона уровнем коррупции. С точки зрения истории человечества временной интервал в 50 лет выглядит ничтожно малым, но эти несколько десятилетий стали для страны настоящим испытанием, которое она смогла пройти достойно.

image

Немного статистики

image

По условиям для ведения бизнеса Сингапур уже 9-й год подряд возглавляет престижный международный рейтинг World Bank. Ookla присвоила Сингапуру статус страны и нации с самым высокоскоростным интернетом, а Университет Тафтса — самой динамично развивающейся цифровой экономики в мире.

Уникальная бизнес-атмосфера и поощрение IT-инициатив благотворно отразились на развитии всей городской инфраструктуры. Но если до 2014 года это были, скорее, отдельные, хоть и масштабные проекты, то с 2014 года интеграция умных технологий в Сингапуре вышла на уровень национальной программы.

Умная нация

Эксперт в области инновационного развития городов Билл Хатчинсон условно делит умные города на версии: 1.0, 2.0 и 3.0. Умный город 1.0 развивается без общей стратегии, в нем автоматизируются отдельные, не связанные между собой элементы. Версия 2.0 интегрирует инициативы, выстраивает взаимосвязи и ставит целью свести вместе как можно больше источников информации. В умном городе по версии 3.0 проводится комплексное стратегическое сведение, а интеллектуальные технологии становятся неотъемлемой частью инфраструктуры. Именно такого уровня в своем развитии достиг сегодня Сингапур.

О проекте Smart Nation

В составе программы выделено пять основных направлений: снижение эффекта перенаселенности, решение проблемы старения нации, повышение уровня и качества медицинского обслуживания, создание устойчивой энергетической и транспортной сети. По каждому из направлений проект Smart Nation располагает своими уникальными решениями.

Общая площадь дорог Сингапура, по которым перемещается около миллиона автомобилей, занимают 12% всей территории, в то время как общая жилая — 14% от площади города-государства. И здесь принципиально важным для Сингапура становится снижение транспортных нагрузок. Эта проблема решается несколькими способами.

В городе превосходно развита система общественного транспорта. Большая часть городского метро (Mass Rapid Transit (MRT)) полностью автоматизирована и работает в беспилотном режиме. Информация о времени прибытия нужного автобуса и о количестве свободных мест в нем всегда можно узнать, используя специальное приложение. Распространена система каршеринга.

С 2010 года в Сингапуре действует программа бесконтактной оплаты проезда в любом общественном транспорте при помощи карт. В городе работает программа приоритетного проезда автобусов на светофорах, а на многих переходах установлены устройства, продлевающие зеленый сигнал для пожилых и людей с ограниченной мобильностью после приложения социальной карты.

Существенного сокращения числа городского транспорта планируется достичь за счет внедрения общественных беспилотных автомобилей. Сейчас в городе уже проходят испытания такие авто, разработанные в National University of Singapore и Singapore-MIT Alliance for Research and Technology (SMART). Благодаря оптимизации транспортных потоков удастся сократить количество пробок, что, по оценкам специалистов, даст экономический эффект более чем в $40 млн ежегодно.

В 2015 году был разработан план развития городской транспортной системы Smart Mobile 2030 с перспективой на ближайшее 15 лет с внедрением технологий взаимодействия транспортных средств между собой и с городской инфраструктурой.

Стоимость личного малолитражного автомобиля и 10-ти летней лицензии — еще один фактор, реально влияющий на загрузку транспортной инфраструктуры. Высокий ввозной налог разгоняет цену малолитражки до $50 000, при этом, в зависимости от объема двигателя и размеров автомобиля, стоимость лицензии, которая оплачивается независимо от стоимости авто составляет от $77 000 до $93 000.

Интерактивная карта Сингапура в режиме реального времени предоставит исчерпывающую информацию о происходящем в интересующем вас районе города, вплоть до количества людей, уровня трафика или паводка.

На фоне соседних мегаполисов Сингапур выглядит интеллигентом, помимо своей воли вынужденным терпеть сомнительную компанию. Так Пномпень (Камбоджа) на сегодня не может похвастаться не только метро, но и светофорами на отдельных перекрестках, присутствием дорожных знаков в нужных местах и единой общегородской автобусной системой. В Коала-Лумпур (Малайзия) ситуация с наземным транспортом выглядит просто катастрофически, в Хошимине (Вьетнам) дороги заполонил моторизованный транспорт, перемещающийся по своим собственным правилам.

Забота о всех и каждом

Другое проявление заботы о жителях города — возможность предоставления дистанционного медицинского обслуживания. Сегодня в нескольких больницах города тестируют системы диагностики, позволяющие получать требуемую информацию по беспроводным сетям от датчиков, подключенных к телу пациента. Активная поддержка государства даст возможность интегрировать системы телекоммуникационной связи с врачами в социальное жилье и национальную систему здравоохранения, а также задействовать возможности специалистов из различных сообществ для оказания людям социальной и эмоциональной поддержки.

Сейчас в стадии разработки программа телереабилитации, которая позволит общаться с психиатрами по скайпу. В ряде случаев подобные сервисы оказываются незаменимы и позволяют сэкономить время обеим сторонам.

image

Сингапур и экология

Практически полное отсутствие природных ресурсов, включая питьевую воду, становится мощнейшим стимулом для развития экологически чистых технологий, применения возобновляемых источников энергии делает вопросы экологии, возобновляемой энергии. И этой стране есть что продемонстрировать: по результатам исследований 2011 года, проведенных подразделением Siemens Green Cities город получил самую высокую оценку по развитию экологических технологий среди городов Азии.

image

Санитарное состояние улиц города с помощью продвинутой видеоаналитической системы и умных мусорных контейнеров, разработанных специалистами сингапурского института Temasek Polytechnic и ZWEEC Analytics контролируется в автоматическом режиме.

Дефицит пресной воды стимулировал создание в Сингапуре прогрессивной системы управления водными ресурсами, включающей системы по сбору дождевой воды, очистки и повторного использования отработанной воды. Разрабатываются и новые, вдвое более эффективные технологии опреснения соленых вод. Усилия в этих направлениях обходятся бюджету города-страны недешево, но и дивиденды свои того стоят: Сингапур сегодня оказывает услуги экспертизы по управлению водными ресурсами в азиатские регионы.

Не останавливаясь на достигнутом, это по-своему уникальное мини-государство продолжает строить и воплощать в жизнь свои амбициозные планы. В их числе уже утвержденная на уровне правительства программа развития до 2030 года, предполагающая, в частности: утилизацию до 70% своих отходов, улучшение показателей расхода энергии на 35% в сравнении с 2005 годом, сертификацию 80% зданий по рейтингу зеленого строительства BCA Green Mark, повышение доли общественного транспорта в структуре транспортной системы страны до 75%. Перечисленные направления — это только малая часть программы устойчивого развития Сингапура на обозримую перспективу. Подробная информация об утвержденных планах и перспективах развития города обновляется на сайте.

Еще одна из разработок Сингапура на стыке высоких технологий — умные обои с вживленными в них по всей площади микрофонами, сенсорами и динамиками.

image

image

Внешне невидимые, они управляются компьютером, расположенным в соседней комнате или в специально отведенной для этой цели части здания. Так стена становится частью единой экосистемы жилого пространства, создавая не только особый уровень комфорта и уюта, но и вполне ощутимые практические ценности.

На основе информации, централизованно собираемой в городе уже сегодня запущено более 100 инициатив. На портале госуслуг ecitizen доступны около 650 различных онлайн-сервисов. Переписку с разными муниципальными службами можно синхронизировать в один почтовый ящик через платформы Oneinbox. Все данные, комфортно структурированные по направлениям, всегда можно найти на информационном городском портале.

Сингапур ищет таланты

Оставаясь верным своим стратегическим приоритетам, правительство Сингапура активно поддерживает инициативы и инвестирует серьезные средства в исследования талантливых разработчиков на базе лабораторий двух ведущих вузов страны — National University of Singapore и Nanyang Technological University. Общий объем инвестиций в этом направлении за последние 25 лет составил без малого $22 млрд. Это позволило вывести проекты многих молодых перспективных инженеров и исследователей на коммерческий уровень. Только с 2011 года эти инвестиции дали жизнь 400 стартапам и позволили зарегистрировать 800 патентов. В текущем году правительство инвестировало в новый пятилетний план поддержки исследований в объеме $13,8 млрд.

image

Сингапур — рай для стартапов

image

Стартап-среда в Сингапуре

В соответствии с законодательством Сингапура, любое решение, связанное с использованием собранных Smart Nation данных не требует дальнейшего согласования в суде или с мнением граждан. Здесь в массе все согласились с тем, что государство лучше понимает, какой информацией и в какой мере оно может и должно владеть. Так, к примеру, с 2011 года абсолютно все дороги и переулки в Сингапуре пребывают под неусыпным видеонаблюдением. Это позволяет, с одной стороны, исключить безнаказанное нарушение ПДД, с другой, — обеспечить беспрецедентно высокий уровень контроля всей городской экосистемы. И именно здесь, в Сингапуре, человек, бросивший окурок из окна многоэтажки поплатился за это штрафом в $14 000.

В мою программу также входило полугодовое обучение в Ирландии и Германии, где я здорово подтянул английский язык и с нуля выучил немецкий. Мне было 18 лет. Я не остался в Германии, хотя очень хотел. Без стартового капитала и местного диплома открыть бизнес или устроиться на работу было бы сложно. В России 2010-х была движуха, большой и динамичный рынок – экономика хоть и неустойчивая, но давала место для создания своих сервисов и стартапов.

Переехать в Сингапур я решил на фоне протестов декабря 2011 года. Тогда было предвкушение перемен. Весной 2012 в Москве у меня были предложения по работе от Xerox и SAP с высокой зарплатой, но политических перемен не случилось — и сразу после выборов, пятого марта, я послал резюме бывшим коллегам со словами, что переезжаю.

Через полчаса один из них написал, что у него есть знакомый HR в Сингапуре. Так я и нашел вакансию русскоговорящего специалиста по продаже суперкомпьютеров.

Я быстро прошел собеседование и уже через пару дней получил оффер с зарплатой в два раза выше, чем я рассчитывал. Это не самый большой оклад на рынке, но я был 26-летним парнем почти без опыта работы за рубежом. Думаю, что моего начальника подкупили слова о том, что вне зависимости от итогов собеседования я все равно поеду в Сингапур. Это ли не настрой на победу?


Про сам переезд

Страшно не было. Но была неопределенность – я не понимал, что такое Сингапур. Тогда я думал, что это часть Малайзии. Я переехал в 2012 году: в тот момент квот для иностранных сотрудников было гораздо больше, чем сейчас.

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Дело в том, что из пяти миллионов сингапурцев три – коренные жители, а два – экспаты. Еще порядка 300 тысяч филиппинских домработниц и полмиллиона рабочих из Пакистана и Бангладеша. Все это создает конкуренцию на рынке труда, нагрузку на публичный транспорт, увеличивает стоимость жилья.

Перед переездом я раздал большинство вещей. Помню, даже отдал свой пуховик в аэропорту охраннику, которому было холодно. По приезде я временно снял комнату на месяц за 500 SGD, а потом переехал в апартаменты, которые делил с коллегой, за 2500 тысячи SGD (один сингапурский доллар равен примерно 54 рублям, курс на момент публикации. – Прим.). В нашем доме были фитнес-зал и бассейн.


Три основных преимущества Сингапура для предпринимателей:

В Сингапуре говорят на смеси английского и словечек на слэнге из азиатских диалектов с особым произношением – Singlish. Мой английский ничем не помог. Первые 3-4 месяца я мог разве что заказать еду и купить продукты – настолько сложно мне было общаться на местном языке.


Почему русским сложно открыть бизнес в Сингапуре. И как я это сделал

Через восемь месяцев работы я решил открыть свой бизнес. Примерно год мне потребовалось на понимание ниши компании и подготовку почвы.

У иностранцев есть два способа открыть бизнес в Сингапуре:

  • Entrepreneur pass
    Предполагает не менее 50 тысяч SGD на счету, гарантийное подтверждение от одной из четырех инстанций Сингапура, например, IMDA – главное управление по всем коммуникациям и инновациям, детальный бизнес-план. Основная проблема – это составление гарантийного письма. Если ты не серийный предприниматель с хорошими выходами из прошлых стартапов, то шансы малы.
  • ВМЖ
    Тоже трудно из-за сокращения квот. Европейцы получили в прошлом году всего 0,8% разрешений на ПМЖ – это примерно 800 человек из 10 тысяч иностранцев на весь Сингапур. Скорее всего, эти квоты выдадут американцам, британцам, европейцам, но не русским.

Я думал, как обойти эти варианты. Есть что-то вроде легальной лазейки в законе: ты основываешь компанию и нанимаешь себя. Так делать можно, это законно, но не приветствуется.

В июне 2014 года я основал компанию. Работа на свою компанию по визе другой компании – серьезное преступление, за которое положен большой штраф – миллион рублей (или 19 тысяч SGD) или три месяца тюрьмы. Поэтому в августе я нанял свою подругу-сингапурку директором. Заплатил ей за несколько месяцев работы, и она подала заявку на мою новую рабочую визу. Через три месяца я получил разрешение о работе на два года и нанял себя.


Как компания стала заниматься VR

У меня было несколько попыток организовать свой бизнес. Я хотел взять успешный бизнес из России и адаптировать его тут, став региональным представителем. Начинал с алгоритмического трейдинга и затем перешел к 3D-печати.

Виртуальная реальность получилась случайно: знакомый спросил, можно ли смотреть инсталляции через шлем. Я изучил рынок и понял, что в Сингапуре мало компаний и предложений в сфере VR. Сюда не зашли крупные игроки, что открыло потенциал для небольших компаний вроде нашей. Мы позиционировались как русская компания со штаб-квартирой в Сингапуре. В Азии хорошо относятся к русским: нас считают крутыми техническими специалистами.

Считается, что русские работают по европейским стандартам, то есть качественно, но при этом в два раза продуктивнее европейцев.

Сейчас в компании фулл-тайм работает пять сотрудников, еще порядка десяти на аутсорсе. Вся техническая часть делается в России. Если говорить про налоги, то тут много бонусов для бизнеса. Например, новая компания первые три года не платит 75% от каждых 100 тысяч SGD прибыли. А так налог на прибыль составляет 17%. То есть, если ты заработал 50 тысяч прибыли, 75% из них не облагаются, а остальное идет по ставке 17%.

За 5 лет у нас не было ни одной проверки. Да, ты должен сдавать бухгалтерскую отчетность, но о таком, чтобы кто-то приходил в офис с обыском или проверкой, – никогда не слышал.

Рынок очень турбулентен. Три месяца сделок не было совсем, а на прошлой неделе я закрыл сразу квартальный план. При хорошем сценарии мы можем выйти на выручку в миллион SGD до конца года.


Хоть мои знакомые в России и помогли с наработками, первые полгода было сложно: мы продали один из проектов крупному сингапурскому банку. Затем попали в инкубатор, по итогам которого местный телегигант Mediacorp купил 7% нашей компании и проинвестировал 50 тысяч SGD и дал media credit на 500 тысяч SGD, из которого мы покрывали расходы на рекламу в прессе. Это [связь с Mediacorp] существенно упростило общение с клиентами и повысило доверие к нам: за три года число клиентов увеличилось с пяти до ста.

В Сингапуре очень хорошо работают сарафанное радио и нетворкинг. Когда мы только заехали в Mediacorp, за неделю познакомились с директорами всех каналов и радио Сингапура. Часто я делал презентацию за кофе для директора канала, а он потом звонил 2-3 друзьям.


Статья про наш проект для AirAsia (виртуальный аватар), 2020 год

Зачем я встречаюсь с похоронными бюро и свадебными салонами

Первые два года я старался проводить минимум пять встреч с перспективными клиентами в неделю, что дает около 200 встреч с новыми клиентами в год. Иногда это были свадебные салоны или похоронные бюро – совсем не наша аудитория. Но на встречи с ними я тоже хожу. Объясню, почему.

По официальной статистике в Сингапуре много миллионеров – каждый 10-й! И они вполне могут вложиться в твою компанию, даже если у них совершенно другая ниша.


Инкубатор KStartup. Сеул, 2017

Пандемия помогла переформатировать бизнес с кастомных решений на развитие единой платформы. Я увидел нишу – удаленная работа команд с помощью VR.


Выступление во время мероприятия PHD Merge. Слева от меня испанская кибер-артистка Moon Ribas. Сингапур, Октябрь 2017

Сейчас мы работаем над проектом для Subaru. Из-за карантина большинство автосалонов было закрыто – и мы предложили делать тест-драйв авто в VR. Благодаря технологиям в вашей комнате оказывается Subaru Forester: вы можете посмотреть цвет, колеса, вместимость; протестировать разные функции автомобиля, например, врезать его в стену, чтобы увидеть, куда уходит двигатель при лобовом столкновении. Сервис не заменяет полноценный тест-драйв, но помогает определиться с моделью. Если клиенту интересно, он далее записывается на реальный тест-драйв. Сейчас мы подписали с Subaru контракт на оцифровку 15 моделей. До конца года планируется еще около 50 моделей.

Еще мы подписали контракт с Samsung Asia на презентацию Note 20 в AR. Причина та же – большие ивенты сейчас не проведешь, а бюджет есть. Поэтому решили сделать приложение, которое даст краткий обзор основных функций продукта. Детали разглашать не могу, но в августе приложение будет доступно.


Как местный менталитет отражается на бизнесе

А когда все решено и контракт подписан, ты узнаешь, что предоплаты не будет, а оплату ждать еще два месяца.

Еще одна иллюстрация местного менталитета. Недавно я ездил на фабрику к клиенту, где участвовал в совещании. Все были в масках, пандемия же. Когда в помещение зашел босс, сотрудники встали. Затем он снял маску. Его зам сняла маску наполовину – у нее торчал нос и половина губы. Остальные остались в масках. То есть иерархия прослеживается даже в такой мелочи, как уровень маски на лице!


Сколько стоит жизнь в Сингапуре

По оценкам местного консульства, сейчас тут живет около пяти тысяч русских. Но это число уменьшается: сходят на нет медицинский туризм, оформление виз и другие области сервиса.

Жилье тут дорогое — в месяц от 1500 SGD за комнату в апартаментах и до 20-30 тысяч SGD за милый домик в колониальном стиле. Зато в каждом многоквартирном доме есть бассейн, охрана, спортзал.

Съем жилья – одна из самых затратных частей бюджета любого, кто живет в Сингапуре. Отчасти такой уровень цен связан с количеством экспатов, которым компания снимает жилье и при этом не смотрит на косты. Также здесь скупают недвижимость китайцы.

Чтобы снимать комнату, скромно жить и раз в несколько месяцев выезжать на Бали, нужно зарабатывать 5000 SGD в месяц на одного – стандартная зарплата по местным меркам. А для семьи нужно 10-12 тысяч SGD – это средний доход.

image

Чего мне не хватает, так это смены погоды: уже восемь лет я живу в вечном солнечном жарком дне – здесь постоянно лето, исключая сезон муссонов с сентября по февраль. Через пару лет это начинает удручать.

В России люди более бойкие, нацеленные на результат – сингапурцы расслабленные. Тут принято трудиться, но драться или искать место под солнцем – нет.

У всех офисных работниц обязательно должна быть брендовая сумка – Gucci, Louis Vuitton, Coach – и последняя модель iPhone. А одежда может быть недорогой. Девушки тут очень практичны: едут на работу в сланцах, а в офисе переобуваются в каблуки.


Сингапур, вид с 60-го этажа. Май, 2013

Самые хорошо одетые люди обычно обитают в Central Business District, там совсем другой дух, не как в остальном Сингапуре. После первого года жизни ты расслабляешься и уже одеваешься более свободно. Но и не надо забывать про климат: Сингапур – это сауна - +30 каждый день и высокая влажность. Заметил, что азиаты стараются одеться на полтона-тон более по-деловому, чем европейцы для первой встречи. То есть, если дресс-код сланцы, азиаты наденут рубашку, если smart casual, то придут в костюме. Возможно, это связано с тем, что они физически меньше европейцев и выглядят на 5-10 лет младше своего возраста. А брендовая одежда добавляет веса на переговорах.


Статистика инновационного лидера

В нулевых Сингапур сконцентрировался на , сделав ставку на привлечение международного инновационного бизнеса и развитие собственного. Государственная поддержка и лучшие в мире условия для бизнеса (на регистрацию компании через уйдет 15 минут) сделали свое дело: с 2005 по 2014 год число стартапов в стране увеличилось с 24 тысяч до 55 тысяч. В 2013 году сингапурские технологические бизнес-инициативы привлекли $1,7 млрд инвестиций, опередив всех азиатских конкурентов — Японию, Южную Корею, Гонконг.

© iStock

Сингапур вообще неплохо выглядит в мировых рейтингах, особенно экономических и связанных с IT: первый в рейтинге World Bank по условиям для ведения бизнеса (девятый год подряд), Ookla назвала Сингапур нацией самого высокоскоростного интернета, Университет Тафтса — самой быстроменяющейся цифровой экономикой в мире.

Такая бизнес-атмосфера и концентрация IT-инициатив не могли не сказаться на городском развитии. Но если до 2014 года это были отдельные, пусть и большие проекты, то в 2014 году внедрение умных технологий в Сингапуре приобрело масштаб национальной программы. И это больше чем популистское заявление: последние полвека показали, что государство умеет достигать поставленных целей.

Начало умной нации

Эксперт в области инновационного развития городов Билл Хатчинсон считает, что сегодня умные города стоит делить на версии: 1.0, 2.0 и 3.0. Умный город 1.0 действует без общей стратегии, в нем автоматизируются отдельные, не связанные между собой элементы. Версия 2.0 интегрирует инициативы, выстраивает взаимосвязи и стремится свести вместе как можно больше источников информации. В умном городе 3.0 проводится комплексное стратегическое сведение, а в инфраструктуру крепко встроены интеллектуальные технологии. К этому и пришел Сингапур.

Проект Smart Nation

24 ноября 2014 года премьер-министр Сингапура Ли Сяньлун официально запустил проект Smart Nation. В рамках программы планируются совместные действия правительства, жителей и бизнеса для решения больших задач — улучшения качества жизни жителей и модернизации экономики. Высокая плотность населения — одна из главных причин перегруженности всех систем и необходимости городских преобразований: в Сингапуре живут 5,7 миллиона человек, то есть примерно 8 тысяч на один квадратный километр. Это в 200 раз больше, чем в США (для той же площади), и в тысячу раз больше, чем в России. Сингапур выделил для себя пять основных направлений программы: снижение эффекта от перенаселенности, старение страны, медицинское обслуживание, устойчивая энергетика и транспорт. По каждому из направлений проект Smart Nation предлагает свои решения.

Транспорт

В Сингапуре около миллиона автомобилей, а дороги занимают 12% всей территории. Для сравнения: жилье занимает почти столько же — 14% площади города-государства. Снижение транспортных нагрузок принципиально важно для Сингапура и реализуется несколькими способами.

В городе отлично развита система общественного транспорта. Mass Rapid Transit (MRT) — городское метро, большая часть которого полностью автоматизирована и работает в беспилотном режиме. Через приложение можно узнать время прибытия автобуса и количество свободных мест в нем, распространена система каршеринга. В 2010 году в Сингапуре запустили программу бесконтактной оплаты проезда с помощью специальных карт во всем общественном транспорте. В городе работает программа приоритетного проезда автобусов на светофорах, а на многих переходах установлены устройства, продлевающие зеленый сигнал для пожилых и людей с ограниченной мобильностью после приложения социальной карты. Сокращения единиц транспорта в городе планируется добиться внедрением общественных беспилотных автомобилей. Сейчас в городе проходят испытания таких авто, разработанных в National University of Singapore и Singapore-MIT Alliance for Research and Technology (SMART). Экономический эффект от сокращения пробок оценивается более чем в $40 млн.

Parking Guidance System (PGS) найдет свободное место на парковке, а система Electronic Road Pricing (ERP) сама спишет деньги за нее. ERP работает от встроенных в авто устройств (In-Vehicle Unit, IU) и также снимает деньги со счета автолюбителя за пользование дорогами и проезд в определенных зонах города. Если автомобиль не оборудован IU, городская система определит это по камерам и вышлет владельцу счет. Один день езды по дорогам города обойдется в пять сингапурских долларов (около $3,5). Эта система позволила добиться снижения трафика в пиковые часы на 15% и повышения средней скорости на 20%. В 2015 году был разработан план развития транспортной системы города Smart Mobile 2030 на ближайшее 15 лет с внедрением технологий взаимодействия транспортных средств между собой и с городской инфраструктурой.

Еще один эффективный способ сокращения транспортного потока — запредельная стоимость личного автомобиля. Из-за высокого ввозного налога стоимость небольшого автомобиля составляет $50 000. Кроме того, для пользования им нужно приобрести лицензию, которая, в зависимости от размеров машины, обойдется от $77 000 до $93 000 и будет действительна только 10 лет.

На онлайн-карте Сингапура можно получить информацию о происходящем на улице в эту минуту — от количества людей или трафика до уровня паводков или вида на город с высоты птичьего полета.

На фоне мегаполисов — своих ближайших соседей Сингапур выглядит интеллигентом, оказавшимся в сомнительной компании: в Пномпене (Камбоджа) пока нет не только метро, но и светофоров, дорожных знаков и, трудно поверить, городской автобусной системы, в малайзийском Куала-Лумпуре транспортную ситуацию кроме как ночным кошмаром и не назовешь, а в Хошимине (Вьетнам) такое количество мототранспорта, что попытка перейти дорогу почти равнозначна самоубийству.

Забота о жителях

Другая возможность — предоставление медицинского обслуживания дистанционно. В нескольких городских больницах испытывают системы диагностики, в которых информация передается по беспроводным сетям от датчиков, подключенных к телу пациента. Развитие проекта на государственном уровне даст возможность интегрировать телесвязь с врачами в социальное жилье и национальную систему здравоохранения, а также привлечь различные сообщества для оказания людям эмоциональной и социальной поддержки. Сейчас разрабатывается программа телереабилитации, когда пациенты общаются с психиатрами по скайпу. Подобные сервисы удобны, а иногда незаменимы и экономят время для обеих сторон.

© iStock

Зеленый Сингапур

Практически полное отсутствие природных ресурсов, в том числе питьевой воды, делает вопросы экологии, возобновляемой энергии и устойчивого развития особенно актуальными в Сингапуре. И страна ими серьезно занимается: в исследовании 2011 года Siemens Green Cities город получил самую высокую оценку экологического положения среди городов Азии. Дефицит пресной воды стимулировал создание в Сингапуре системы управления водными ресурсами, которая включает сбор дождевой воды, очистку и повторное использование отработанной и разработку новой технологии опреснения соленых вод, которая должна стать на 50% эффективнее существующей. Это отнимает немало сил и ресурсов у города, но и дивиденды свои приносит: Сингапур продает экспертизу по управлению водными ресурсами в другие части Азии.

Планы экоразвития Сингапура на ближайшие 15 лет

В сфере устойчивого развития у азиатского мини-государства тоже неслабые амбиции. Утилизировать 70% своих отходов, улучшить показатели расходов энергии на 35% в сравнении с 2005 годом, сертифицировать 80% зданий по рейтингу зеленого строительства BCA Green Mark, поднять долю передвижений по городу на общественном транспорте до 75% — это только небольшая часть программы устойчивого развития Сингапура, которую планируется реализовать к 2030 году. Подробнее познакомиться с ее деталями и цифрами можно на сайте.

Гигантские деревья в саду Сингапура — не только знаменитая достопримечательность города. Они поглощают тепло, собирают дождевую воду, на вершине каждого из 18 сооружений расположены солнечные батареи, полученная энергия из которых используется для освещения сада.

© iStock

В городе существует автоматическая система контроля санитарии с помощью продвинутой видеоаналитической системы и умных мусорных контейнеров, разработанных сингапурским институтом Temasek Polytechnic и ZWEEC Analytics.

Разумеется, Сингапур планирует неплохо заработать на экспорте своих идей и технологий и занимается этим уже сегодня. Одна из таких площадок для адаптации собственных изобретений — экогород Тяньцзинь в Китае. На очищенной от тяжелого химического загрязнения территории бывшей промзоны возводится экогород, который обещает стать примером нового городского планирования для китайских поселений, отличающихся высоким уровнем загрязнения окружающей среды. Сингапур инвестирует в проект пополам с Китаем. Город должен быть готов к середине 2020-х годов и станет домом для 350 тысяч жителей.

Умные обои © Nanyang Technological University

Умные обои © Nanyang Technological University

Умные обои © Nanyang Technological University

Умные обои © Nanyang Technological University

Еще один интересный пример высокотехнологических разработок Сингапура — умные обои. Чудеса современных технологий позволяют вживлять микрофоны, сенсоры и динамики в бумагу и через тянущиеся по всей плоскости, но невидимые глазу микросхемы интегрировать их с компьютером, который расположен в другой комнате или даже здании. Значит это ровно то, что голосовой набор на смартфоне — прошлый век, в завтрашнем дне люди будут разговаривать со стенами. И самое приятное, что те будут отвечать.

На основе собираемой в городе информации уже запущено более 100 инициатив. На портале госуслуг ecitizen доступны около 650 различных онлайн-сервисов. Общение со всеми муниципальными службами можно синхронизировать в один почтовый ящик через платформы Oneinbox. Все данные, удобно структурированные по направлениям, можно найти на информационном портале.

Сингапур ищет таланты

Сингапурское правительство инвестирует в исследования и активно поддерживает талантливых разработчиков в двух ведущих вузах страны — National University of Singapore и Nanyang Technological University. За последние 25 лет Сингапур вложил более $22 млрд в то, чтобы вывести проекты молодых ученых на стадию производства. Только с 2011 года эти инвестиции поддержали 400 стартапов и спровоцировали регистрацию 800 патентов. В этом году правительство вложило $13,8 млрд в новый пятилетний план поддержки исследований.

В марте 2016 года Info-communications Development Authority of Singapore запустил программу Smart Nation Fellowship. Она направлена на привлечение в Сингапур ученых, разработчиков и инженеров со всего мира на срок от трех месяцев — для того, чтобы работать в команде города и создавать приложения и технологии, которые способны улучшить жизнь людей и инфраструктуру города. Если есть опыт работы с IT и современными технологиями, на сайте проекта можно подать заявку.

Почему стартапу хорошо в Сингапуре

Почему стартапу хорошо в Сингапуре

Особую любовь Сингапур испытывает к стартапам. Страна позиционирует себя как живая лаборатория для тестирования новых идей. Привлечение IT-бизнеса идет как за счет лучших в мире бизнес-условий, так и удачного расположения в центре Юго-Восточной Азии — в радиусе пяти-шести часов перелета проживают 4,2 млрд человек. 95% территории Сингапура покрывает сеть высокоскоростного интернета (1 Гб/с). И это дает результаты: сегодня 40% всех стартапов Юго-Восточной Азии сидят в Сингапуре.

Как устроена стартап-среда в Сингапуре

Как устроена стартап-среда в Сингапуре

Новая приватность

По закону Сингапура любое решение об использовании собранных Smart Nation данных не требует разрешения суда или мнения граждан. Считается, что государство лучше понимает, какую информацию должны предоставлять его жители. Например, с 2011 года абсолютно все дороги, даже проулки в Сингапуре находятся под постоянным видеонаблюдением. С одной стороны, это исключает безнаказанное нарушение ПДД, а с другой — никто не гарантирует, что личные карты маршрутов отдельных жителей не лягут кому-то на стол. Датчики на авто, кроме контроля трафика и удобной системы дорожных сборов, позволяют отслеживать все перемещения жителей города-государства. Широко известен случай, ставший уже почти анекдотом, когда человека, выбросившего из окна окурок, зафиксировали камеры видеонаблюдения и в итоге он заплатил штраф в $14 000. Такое ущемление конфиденциальности вряд ли можно назвать обратной стороной эффективных городских проектов Сингапура — скорее побочным эффектом. Обмен свобод на благосостояние и высокий уровень технологического и — отдельный вопрос, но у абсолютного большинства жителей Сингапура ответ на него есть.

Несмотря на подобные ограничения, проект Smart Nation популярен среди населения — во многом из-за высокого доверия правительству. Жители готовы платить эту цену за улучшение качества жизни и мировое технологическое лидерство. В Сингапуре принимают однопартийную политическую систему и сильные ограничения свободы слова, которые жители расценивают как плату за рост благосостояния. Так, во Всемирном индексе свободы прессы 2016 года Сингапур занимает 154-е место. Россия обошла юго-восточное государство в этом списке и расположилась на 146-м месте.

© iStock

Умные технологии — самое очевидное развитие городов в ближайшем будущем. Вне зависимости от того, нравятся эти решения или вызывают скепсис, внедряться в привычную нам городскую среду они будут, и с каждым годом все быстрее. Когда город будет знать практически все про своих жителей, приватность в ее сегодняшнем представлении исчезнет. Но как открытые профили соцсетей стали привычными для нас, так же, скорее всего, не будет смущать и то, что вся наша жизнь 24 часа в сутки будет записываться на видео, а стены — прислушиваться к разговорам. Жизнь сильно изменится оттого, что мы сблизимся с технологиями еще сильнее, а на глобальном рынке появятся гиганты-производители умных решений. Сегодня определяются города — лидеры по внедрению технологий в инфраструктуру, и, судя по всему, они будут значительно отличаться от своих собратьев уже в недалеком будущем.

Всем привет! Меня зовут Василиса, я из Беларуси и вот уже четвертый год живу и учусь в аспирантуре в Сингапуре. Страна совсем небольшая: на площади в 720 кв. км проживает 5,8 млн человек. Еще в 1960-е годы здесь были разруха, бедность и коррупция, но премьер-министру республики Ли Куан Ю удалось совершить настоящее экономическое чудо и превратить Сингапур в одно из самых преуспевающих государств в мире.

1. Сингапур — страна штрафов

Строгие законы и высокие штрафы во многом помогли превратить Сингапур в то государство, каким он является сейчас. Страну даже в шутку называют fine city (игра слов в английском языке, где fine – "прекрасный" и "штраф").

Здесь нельзя курить, мусорить и даже есть в неположенных местах - например в общественном транспорте перекусить не получится. Намусорите еще раз - получите табличку "Я намусорил" и будете убирать улицу все выходные. За езду в непристегнутом виде вам выпишут штраф, а вот за превышение скорости могут и в тюрьму посадить.

Штрафы предусмотрены за нецензурную брань в общественном месте и даже за несмытый туалет. Говорят, в некоторых лифтах есть детекторы, и если вдруг кто-то нагадит внутри, то лифт заблокируется до приезда полиции.

Также запрещается подключаться к чужой сети Wi-Fi: такое поведение могут посчитать хакерством. До недавнего времени существовал закон о запрете разгуливать голышом по собственной квартире, если это вдруг увидят соседи.

Некоторые преступления караются битьем палками. Но самое серьезное наказание ждет тех, кто как-либо связан с употреблением и распространением наркотиков. За такое нарушение, а также за жестокое убийство предусмотрена смертная казнь: в Сингапуре этот показатель один из самых высоких в мире.

2. Зато здесь очень безопасно

Благодаря своей строгой судебной системе и законодательству, Сингапур по праву считается одной из самых безопасных стран в мире. Здесь очень низкий уровень преступности, а большинство заключенных — это нарушители ПДД. В городе много камер, которые следят за порядком, а полицейских практически нет. Можно спокойно гулять по улицам как днем, так и ночью.

3. В Сингапуре ведут здоровый образ жизни

Небольшой стадион недалеко от моего дома.

Власти страны стараются приучать жителей к здоровому образу жизни. Прибегают снова к ограничениям и запретам: к примеру, здесь запрещены кальяны, электронные сигареты и нюхательный табак. Алкоголь нельзя купить после 22:30, а на сигаретах печатают устрашающие картинки. Но запретами политика ЗОЖ не ограничивается.

Практически в каждом дворе есть тренажеры и беговые дорожки: заниматься там можно бесплатно. А еще в стране много спортивных комплексов, где сингапурцы занимаются, например, йогой, пилатесом. Занятия проходят и во дворах, и даже в торговых центрах: так, возле моего дома каждый четверг проводится бесплатная зумба. Если же ты живешь в жилом комплексе получше, то там однозначно будет и тренажерка, и бассейн. Для пожилых людей создаются клубы: в них помимо посещения спортивных мероприятий совершенно бесплатно люди почтенного возраста могут проводить свой досуг, например, гуляя в парке.

В стране часто проходят разного рода марафоны по здоровому образу жизни — например, марафон по похудению с возможностью выиграть призы или марафон по шагам, когда ты каждый день проходишь 1 000 шагов и участвуешь в розыгрыше призов. И это не говоря о беговых марафонах, которых тут очень много: и для детей, и для взрослых.

Вместе с высоким уровнем медицинских услуг и высокой социальной ответственностью эти условия приносят свои плоды. Средняя продолжительность жизни в Сингапуре, по данным 2017 года, составила 83 года.

4. В этой стране живет необычный человек — Мистер Туалет

В Сингапуре живет человек с необычной "профессией": его зовут Джек Сим и он известен как Мистер Туалет. Джек шефствует над Всемирной организацией туалетов, и в 2001 году он даже придумал такой праздник, как День туалетов (19 ноября, если вдруг захотите отметить).

Шутки шутками, а организация действительно делает полезные вещи: занимается просвещением в вопросах гигиены, содействует созданию и поддержанию нормальной санитарной обстановки. Идея состоит в том, чтобы позаботиться о здоровье людей (антисанитария и загрязнение воды плохо на нем сказываются). К примеру, эта организация проделала огромную работу в Индии, где, как мы знаем, с культурой гигиены все очень и очень плохо.

Я имела честь лично встретиться с Джеком, и, даже если учесть щепетильную тему, о которой он рассказывал, мотивировал он похлеще Шварценеггера. Сказал, что построил множество бизнес-проектов, а потом в 50 лет понял, что жизнь не вечна, а хочется сделать для мира что-то полезное, - так он и создал свою организацию.

5. Увидели салфетки на столе? Здесь занято!

В малайском языке есть слово chope [чоп], которое означает "печать" или "штамп". А в современном "синглише" (местный диалект, смесь сингапурского и английского языков) - "занять место на фудкорте с помощью салфеток и других предметов" (я не шучу, это дословный перевод).

То есть в Сингапуре вы можете зарезервировать (заштамповать) за собой столик на фудкорте, просто положив на него упаковку салфеток, зонтик, проездной, пластиковый пакет, бутылку с водой, и все! Никто это не возьмет и не займет место, и все будут знать, что здесь уже занято.

Конечно, если вы забыли свои салфетки или зонтик на столе, то, возможно, через пару часов персонал их все-таки уберет, но это не точно. Люди будут толпиться, встречаться и расставаться, а одинокие салфетки на одиноком столике так и будут лежать как нерушимый памятник сингапурскому "чопу".

6. Машина — это роскошь

Во-первых, с учетом пошлин и платежей за регистрацию, налогов и сборов покупка автомобиля уже выходит в кругленькую сумму — примерно $ 100 тыс. (и это только нижний порог цен). Во-вторых, в Сингапуре множество платных участков дорог, тоннелей, стоимость парковки тоже влетает в копеечку. Таким вот суровым образом эта маленькая страна борется с пробками и загрязнением планеты.

В то же время здесь хорошо развит общественный транспорт: регулярно ходят отлично оборудованные автобусы, железнодорожный транспорт и метро, есть легкорельсовая система и велосипедные дорожки. В транспорте действуют разные приятные фишки: бесплатный вход в метро до 7:45 (только в центре города), недорогие ночные автобусы и т. п.

7. В Сингапуре очень жарко. Но в то же время и холодно

В Сингапуре царит вечное лето: температура редко опускается ниже +30 градусов по Цельсию. Поэтому если соберетесь в эту страну, то обязательно возьмите с собой солнцезащитный крем и головной убор — иначе вы быстро сползете по стеночке от теплового удара.

А местные владельцы магазинов, работники метро и автобусов, а также офисные клерки скучают по прохладе и удерживают температуру кондиционеров максимум на 16 градусах тепла. Кондиционеры здесь практически повсюду — вот и представьте, какие перепады температур. Честно говоря, никак не могу привыкнуть к этой особенности, поэтому приходится постоянно носить с собой свитер.

8. Кое-что об особенностях местного стиля

В целом большинство жителей Сингапура похожи на европейцев: здесь любят хорошо одеваться и обожают бренды. Правда, есть кое-какая фишка: из-за влажного и жаркого климата максимально удобной и комфортной обувью здесь являются шлепки и вьетнамки. Поэтому во многие рестораны можно прийти в этой незамысловатой обуви, и никто даже не посмотрит косо. Если для какого-то мероприятия необходим дресс-код, то дописывают, что приходить в шлепках запрещено.

9. В большинстве семей есть помощницы по дому

Все заработанные деньги они отправляют домой. Обычно это 500–600 сингапурских долларов в месяц (23–28 тыс. рублей). Помимо расходов на зарплату хозяева платят налоги и тратят средства на питание помощницы.

10. Это настоящий город будущего. И еще он просто красивый

Проще всего сюда переехать по учебе, как сделала это я. В первое время Сингапур был вежлив ко мне, но немного отстранен. Со временем я обжилась и привыкла, мне по-настоящему нравится здесь. Сингапур — это такой хаб талантов, мостик между мирами: я приехала сюда из Беларуси и теперь могу перебраться в любую точку планеты — и все благодаря моему образованию, полученному здесь. Да, тут очень комфортно, но приходится платить частью собственной свободы. И здесь уже каждый решает сам, хочет ли он жить в таком городе будущего или нет.

Читайте также: