Когда дюна выйдет в прокат

Обновлено: 15.09.2024

Ну вот и дождались: в прокат вышел фильм Дени Вильнева "Дюна" - экранизация одноименного романа Фрэнка Герберта и одна из самых ожидаемых кинопремьер года.

Многообещающий каст, эффектные постеры и трейлеры, саундтрек от Ханса Циммера - все это заставило томиться в ожидании чего-то поистине эпохального и страхе быть обманутым умелой маркетинговой кампанией. Сотрудники портала Apostrophe посмотрели "Дюну" до официальной премьеры и выдохнули с облегчением - режиссер и его команда проделали огромную работу, чтобы подарить любителям блокбастеров идеальный научно-фантастический аттракцион, а поклонникам Герберта - первую достойную экранизацию книги.

10191 год, далекое будущее, в котором людям пришлось отказаться от чрезмерно развитого, а поэтому опасного искусственного интеллекта и вернуться к навыкам владения холодным оружием. В этом мире царит феодальный строй и монополия на межпланетные перевозки Космической гильдии. По приказу Императора герцог Лето Атрейдес прибывает на пустынную планету Арракис, где добывают важнее вещество во всей Вселенной - Пряность (Меланж, Спайс). Без него невозможны космические перелеты, а еще, говорят, Пряность продлевает жизнь.

Лето подозревает, что его новая миссия - коварная ловушка, но принимает вызов и приступает к сбору ценного вещества на Арракисе. При первой же возможности предатель семьи Атрейдес открывает двери дома врагу. После ожесточенной резни наложница герцога, леди Джессика и их сын Пол находят пристанище у фрименов - коренных жителей планеты. С детства женщина обучала парня особым способностям, так как верит, что он Избранный. Тот, кто спасет Арракис и восстановит порядок во вселенной.

Роман Фрэнка Герберта вышел в 1965 году: искусственный интеллект лишь начинал играть против человека в шахматы, а молодой Джордж Лукас снимал свои первые короткометражки - контракт на съемки "Звездных войн" режиссер подпишет лишь через шесть лет. Словом, вообразить то далекое и прогрессивное будущее было куда труднее, чем в наше время. И это парадокс, ведь масштабы и детали, описанные в "Дюне", поражают читателей даже сегодня, когда по миру уже шагают андроиды, способные дать фору человеку. Вообразить - сложно, а экранизировать - и подавно.

Впервые в 1970-х это попробовал сделать режиссер Алехандро Ходоровски, но после пятилетней подготовки и подсчета всех затрат проект, в котором должен был появиться даже Сальвадор Дали, забросили. В середине 80-х за экранизацию взялся Дэвид Линч. На 4-часовую версию фильма с дебютантом Кайлом Маклахленом в роли Пола Атрейдеса потратили колоссальные на то время $42 млн, а итоговый вариант ленты с хронометражем чуть более двух часов едва собрал в прокате $27 млн. Чрезмерно яркая и напоминающая арену цирка "Дюна" получилась настолько нелепой, что сам Линч потребовал заменить свое имя в титрах на Алана Смити. В 2000-х в Британии и США выходили низкобюджетные сериалы, основанные на романе, но и они канули в небытие.

Планы Дени Вильнева экранизировать проклятую, как ее называли, "Дюну" звучали заманчиво с первых интервью. Создатель успешной научно-фантастической ленты "Прибытие" планировал разделить первую книгу Герберта на два фильма, что в совокупности с бюджетом одной его части в $165 млн обещало пристальное внимание к деталям и попытку воссоздать на экране непосильные его предшественникам масштабы. Было много сомнений, но режиссеру это удалось. И что немаловажно - не только спецэффектами, а и идеальным балансом на линии сюжета, в котором таится глубокая человеческая драма.

"Дюна" Дени Вильнева - эпичная нуарная сага, в которой есть все, чтобы произвести впечатление: роскошная графика, зрелищные битвы и погони на кораблях, размах, сравнимый лишь с "Властелином колец", и атмосфера жаркой сухой пустыни, где под землей водятся 300-метровые черви. А операторская работа настолько искусна, что порой хочется убрать с языка песок и протереть глаза от пыли. При всем этом лента не лишена пронзительной актерской игры, живых улыбок и слез, уместного юмора и морали всей этой большой истории - как бы ни изменили мир время и прогресс, в нем всегда останутся безграничная любовь и люди, готовые совершать отчаянные поступки ради близких.

Content

This content can also be viewed on the site it originates from.

Что было для вас главным вызовом в этой работе? Было ли сложно создавать костюмы для фильма, большая часть которого — компьютерная графика?

Роберт Морган: Как правило, у нас всегда есть концепт-арт, от которого мы отталкиваемся, но тут нам повезло еще и со съемочными локациями — в Иордании, с настоящими песками и каменными утесами. Там действительно оказываешься на Арракисе (пустынной планете, где развивается большая часть событий в фильме. — Прим. Vogue). Так что наши сеты были очень продуманными, и работать было легко.

Chia Bella James

В каждом фильме — особенно таком масштабном, как этот — огромное количество костюмов. Нам нужно было создать три мира, которые должны были взаимодействовать друг с другом и соответствовать книге, как и само видение Дени. Поэтому, как мне кажется, нашей основной задачей было создать дизайн, который бы помог рассказать эту историю. Плюс производство и логистика. Когда мы все придумали и все со всем согласились, надо было еще понять: окей, а как нам сделать все это для трех армий?

Р.М.: Книга была главным источником вдохновения. И я, и Жаклин — большие фанаты романа, там столько материала. Это как энциклопедия фильма. Там даже есть полное описание фильтрокостюма: как он выглядит, как функционирует, для чего используется. Но кроме книги у нас были и другие референсы, многие — из искусства.

Courtesy of Warner Bros. Pictures

Chia Bella James

Courtesy of Warner Bros. Pictures

Эскиз костюма леди Джессики

Courtesy of Warner Bros. Pictures

Ж.У.: Думаю, потому что это был конец эры Романовых. И мне показалось, что для Дома Атрейдесов, планеты Каладан, это тоже конец эпохи.

Courtesy of Warner Bros. Pictures

Chia Bella James

Р.М.: Не думаю, что мы рассматривали их именно как футуристичные. Все костюмы существуют в едином мире. Были определенные элементы, которые требовалось добавить, чтобы герои могли выживать — защитные шлемы и маски, например. И это не кажется таким уж непривычным сегодня — если вам нужно путешествовать по космосу, где нет кислорода, вы тоже наденете скафандр.

Chia Bella James

Ж.У.: Как я уже говорила, Пол Атрейдес всегда казался мне кем-то вроде Лоуренса Аравийского. Вынужденный покинуть родину (там Великобритания, тут Каладан) и стать практически кочевником, как те другие, кого он повел за собой. Конечно, Пол должен был носить фильтрокостюм в этой суровой среде, по-другому в ней не выжить. Но все-таки я хотела сделать образ героя более романтичным.

Много лет назад я сделала для Barneys целую коллекцию из газа (легкая прозрачная ткань. — Прим. Vogue). Так, работая над фильмом, я начала экспериментировать c этой тканью, по-разному ее оборачивать. В самом начале, когда наш скаут по локациям отправился в Иорданию, я попросила привезти мне оттуда камни и песок. Затем я попросила своего мастера, который помогал мне с окрашиванием тканей, выкрасить примерно 45 метров газа в разные оттенки этих камней и песка. Несмотря на то что цвета Пола были белый и оттенки синего и голубого, я решила, что на Арракисе он должен слиться с пустыней. И газ двигался бы вместе с тем, как двигается он, и красиво бы скользил по песку.

Courtesy of Warner Bros. Pictures

Ж.У.: Чани — из народа кочевников-фременов, поэтому она должна постоянно носить фильтрокостюм и специальный аксессуар для носа. Правда, есть одна красивая сцена, в которой она появляется в платье с длинными рукавами, наподобие джеллабы, тоже в марокканском стиле. В нем Чани похожа на ангела, потому что она, как мне показалось, — это единственное хорошее, что есть в жизни Пола, борющегося со злом. Но я чувствовала, что она сама больше воин по духу, поэтому все остальное время Чани — в фильтрокостюме и накидках.


Осторожно, спойлеры!

Явление Фейд-Рауты


В первом фильме Вильнёв намеренно познакомил нас лишь с двумя представителями дома Харконненов: хитрым и коварным бароном Владимиром и его племянником Раббаном по прозвищу Зверь, жестоким, но безмозглым садистом, который по воле барона получил в своё распоряжение Арракис после смерти герцога Лето Атрейдеса. Но у барона есть и другой племянник, Фейд-Раута.

Фейд-Раута, пожалуй, самый опасный из троих Харконненов. Барон коварен и хитёр, но немного предсказуем: всегда можно понять, когда именно он воткнёт кинжал тебе в спину. Зверь жесток, но туповат и бесхитростен. Фейд-Раута — тоже садист и убийца, как и его старший брат, он обожает убивать рабов, травить людей и наблюдать за чужими страданиями. Вот только его садизм и жестокость скрыты за маской обходительного и харизматичного аристократа.

Фейд-Раута может быть милым и приятным собеседником. Барон специально велел Раббану как можно жёстче обращаться с населением Арракиса, чтобы потом его младший брат на фоне дуболома-предшественника выглядел настоящим спасителем и героем.


В книге Фейд-Раута появляется уже в первых главах, но Вильнёв намеренно отложил экранный дебют этого персонажа до второй части, чтобы его появление произвело большее влияние на зрителей.

Барри Кеоган, Гарри Стайлс, Лукас Хеджес

Падишах-император


Увидев в популярности герцога Лето Атрейдеса угрозу для своей власти, Шаддам отобрал у Харконненов право на добычу меланжа и передал Атрейдесам. Именно он подтолкнул барона к мысли об искусном устранении соперника и помог Харконненам в этом, одолжив своих отборных телохранителей-сардаукаров. По сути, барон при всем своём коварстве и гениальности сыграл роль орудия в руках настоящего интригана и кукловода. Сейчас Шаддам прикладывает все усилия, чтобы скрыть, какую роль сыграл дом Коррино в падении Атрейдесов.

1

1

Фан-арт: какими императорами вышли бы Йен Маккеллен и Чарльз Дэнс

Принцесса-спойлер

Помимо Шаддама, должна появиться и его дочь, принцесса Ирулан. Читатель знакомится с принцессой заочно, как только открывает роман Герберта — главы предваряются цитатами из её будущей книги о деяниях Пола Атрейдеса. Большую часть первой книги принцесса сорит спойлерами, предвосхищая события, и лишь в конце романа появляется лично.


Ирулан в сериале

1

1

Сестра за брата

Прежде чем подарить дочери жизнь, леди Джессика вынуждена принять участие в ритуале Воды Жизни — необходимой части обряда посвящения в Преподобные Матери. Поскольку Алия также подвергается воздействию ритуала, она рождается крайне необычным ребёнком: быстро взрослеет, с рождения отличается синими глазами и обладает доступом к Памяти Предков.


Становление Муад’Диба

Изнеженного аристократа и капризного наследника мы уже видели. Весь первый фильм Пол пытается понять, кем должен стать: наследником отца, политическим и военным лидером дома Атрейдесов, как рассчитывал Лето, или важным религиозным деятелем, как настаивала мать.

В конце первой части Пол берёт свою судьбу в собственные руки и решает, что будущее ждет его в пустыне. Во второй части герою предстоит выковать это будущее и на самом деле стать Муад’Дибом, мессией и императором. И одним из самых запоминающихся шагов на этом пути станет…

Укрощение песчаного червя


Укрощение червя у Линча

В финальных сценах первого фильма зрители видят вдали фримена, оседлавшего гигантского червя. Шаи-хулуды занимают важнейшее место в культуре фрименов. Одним из главных событий в жизни каждого кочевника становится укрощение огромного пустынного монстра: каждый мальчишка уже в двенадцать лет должен оседлать песчаного червя и научиться им управлять.

Пол вырос на Каладане и по книге попал к фрименам, когда ему уже исполнилось пятнадцать. Пришедший с другой планеты чужак сумел заслужить авторитет и уважение фрименов, но, чтобы стать их полноценным лидером, Полу требовалось оседлать гигантского песчаного червя, прозванного Делателем. Это одна из самых масштабных сцен во второй половине романа, Вильнёв может и должен сделать из неё поистине запоминающееся зрелище.

Дуэль с Фейд-Раутой


По книге Фейд-Раута Харконнен — своего рода тёмное отражение Пола. Неудивительно, что в финале романа Пол сходится с Фейд-Раутой в ритуальной дуэли канли.

Больше Чани

Зендея в фильме Вильнёва

В интервью Вильнёв уже говорил, что в сиквеле Зендея будет играть главную женскую роль. Можно не сомневаться, что одной неделей на съёмочной площадке актриса не отделается. И не все стоящие перед её героиней испытания будут лёгкими.

Пол и Чани потеряют ребёнка


Чани с детьми в сериале

Однако даже знатоки первоисточника порой забывают, что Лето и Ганима не первые дети Пола и Чани. Ещё в конце первой книги Чани подарит Полу первенца, которого также назовут в честь деда. Лето Старшему уготована жестокая судьба: ближе к финалу романа сардаукары Императора нападут на секретный ситч, где жил малыш, возьмут в плен Алию Атрейдес, а сам ребёнок… будет убит Раббаном Харконненом.

Становление тирана

Леди Джессику ждут новые испытания


Во-первых, ей предстоит родить ребёнка. Во-вторых — занять освободившееся место Преподобной Матери всех фрименов. Джессика обучалась традициям Бене Гессерит, но у народа пустыни своя трактовка их обычаев. Исполнительница роли Джессики Ребекка Фергюсон рассказывала, что заранее знала, что предстоит её героине, и во время съёмок первой части намеренно следила за манерой игры Шарлотты Рэмплинг, сыгравшей Преподобную Мать ордена Бене Гессерит Гайю-Елену Мохийам.

В-третьих, Джессике предстоит увидеть, как её сын превращается в тирана. Ну а в-четвёртых, её ждёт ещё одно откровение…

Я твой отец, Джессика

Леди Джессике предстоит узнать, что её отец — жестокий барон Владимир Харконнен . Это знание является Полу в одном из видений. Сцена, в которой это происходит, вошла в первый фильм, но Вильнёв предпочёл придержать это откровение, по всей видимости, до второй части. Возможно, чтобы сделать противостояние с бароном ещё более личным.

Дюна 3?


Смотрите также

Кадр из фильма

Смысл фильма

Страна: США, Канада, Венгрия

Жанр: Фантастка, боевик, драма, приключения

Год производства: 2021

Режиссёр: Дени Вильнёв

Актёры: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин, Джейсон Момоа

Продолжительность фильма: 155 минут

Возрастные ограничения: 12+

Михаил Новожилов

Несмотря на освоение человечеством межпланетных перелётов, традиции общества словно вернулись к Средневековью, возродились дворянские сословия: императоры, герцоги, бароны. Сражения происходят на мечах, отпрысков знати обучают наукам, которые должны знать представители высших сословий. Вполне естественно, что возродились и подковерные интриги. Между Домами идёт постоянная вражда, где каждый стремится не упустить свою выгоду и заслужить благосклонность императора Шаддама IV.

Планета Арракис

Итак, 10191 год, Дом Атрейдесов.

На Арракисе нет ничего, кроме песка, поэтому данный мир в империи называют Дюной. При этом только на Дюне имеется специя – вещество неизвестного происхождения, которое невозможно синтезировать в лабораторных условиях. Специя позволяет людям совершать межгалактические перелёты и обладает уникальным свойством продлевать жизни. Вполне естественно, что вещество бесценно, и его добыча сулит баснословные прибыли.

Больше 80 лет Арракисом управлял Дом Харконненов, которых по приказу императора должны сменить Атрейдесы. Между этими Домами идёт давняя вражда, поэтому Харконнены сделали всё возможное, чтобы герцог Лето, возглавляющий Дом Атрейдесов не справился с заданием императора и утратил доверие правителя.

Герцог Лето

Герцог Лето Атрейдес в исполнении Оскара Айзека. Кадр из фильма.

Юный герцог Пол Атрейдес

Дункан Айдахо, один из ближайших помощников герцога, отправляется на Арракис, чтобы наладить контакт с фримэнами. Сын герцога Лето, Пол, видит странные сны о Дюне, сражается на мечах со своим наставником Гурни Халлеком и готовится покинут родную планету Каладан, чтобы переселиться в мир пустыни.

Пол – необычный отпрыск знатного рода. Его мать леди Джессика входит в древний сестринский орден Бене Гессерит, который незримо управляет всеми процессами обитаемой вселенной. Сестёр ордена называют ведьмами, и планы этого сообщества распространяются на столетия вперёд.

Жрицы ордена обладают невероятными умственными и физическими способностями и много лет проводят масштабный генетический эксперимент по созданию сверхчеловека. Сёстры обязуются рожать только дочерей, но Джессика подарила своему господину сына. Пол с детства познаёт тайные искусства Бене Гессерит, и уже осваивает Голос – ментальную способность подчинять волю другого человека.

Перед самым отлётом пареньку приходится встретиться с Гайей Еленой Мохийям – Преподобной Матерью ордена, которая подвергает юношу смертельному испытанию, которое сводится к нечеловеческой боли. Если Пол не сможет сдержать эмоции, он умрёт на месте.

Однако юный герцог выдерживает испытание, и Преподобная Мать включает его в число избранных. Ведьма отправляется в Дом Харконненов, и даёт распоряжение барону Владимиру сохранить Джессике и Полу Жизнь.

Пол Атрейдес

Тимоти Шаламе в роли главного героя, Пола Атрейдеса. Кадр из фильма.

Тайный план Харконненов

Глава сестринского ордена знает, чем закончится назначение Атрейдесов наместниками на Арракис. Там должно произойти полное уничтожение всего Дома силами Харконненов и бойцов личной императорской гвардии – сардаукаров. Это солдаты-фанатики, которые относятся к Дому Коррино, проходят жёсткую подготовку на пустынной планете Салуса Секунда.

Герцог начинает осваивать доставшееся ему месторождение по добыче пряности. У него есть обязательства по большим поставкам и изношенное оборудование. Арбитр смены, Льет Кайнз – ставленник императора на Арракисе, занимает нейтральную позицию.

Она фримэн, поэтому придерживается общего постулата своего народа: Великие Дома приходят и уходят, и только фримэны живут на Дюне вечно.

Фримены из Дюны

Кадр из фильма.

Предательство

С первых дней нахождения на Дюне герцог Лето проявляет себя мудрым правителем. Он встречается с лидером фримэнов, соблюдает местные традиции, находит консенсус при разграничении интересов. Вместе с Льет Кайнз и сыном он вылетает к месту добычи пряности, где лично видит силу песчаного червя, который проглатывает огромную машину, добывающую спайс.

Однако времени, чтобы укрепиться в этом мире, у герцога нет. Его придворный врач, Веллингтон Юэ, служивший Дому много лет, оказывается предателем. Доктор заключает сделку с бароном Владимиром Харконненом и сдаёт своего господина в обмен на свободу жены. На Дюну начинается массированное вторжение солдат Харконненов и сардаукаров.

Смена власти на Арракисе

Силы Атрейдесов уничтожены. Помня об обещании, Владимир сохраняет жизнь Полу и Джессике, но лишь на время. Барон собирается бросить их в пустыне, где мать и сына ждёт неминуемая гибель.

Пленников перевозят вглубь песков на орнитоптере, но пользуясь Голосом, мать и сын заставляют своих похитителей уничтожить друг друга. Герцог оказывается в плену у барона, где совершает самоубийство, раскусив искусственный зуб с ядом, который ему поставил доктор Юэ. Лето планирует прихватить с собой на тот свет и барона, но тот не получает нужную порцию яда, и используя антигравы, поднимается к потолку, куда не достаёт ядовитое облако.

План по смене власти на Арракисе реализован. Барон проходит курс реабилитации, даёт указание своему племяннику Раббану возобновить поставки пряности в прежних объёмах, чтобы компенсировать убытки, вызванные уничтожением Дома Атрейдесов.

Глоссу Рабан

Дейв Батиста в роли Глоссу Раббан. Кадр из фильма.

Спасение Джессики и Пола

Джессика с Полом оказываются в пустыне, где встречают чудом спасшегося Дункана и Льет Кайнз, которая решила помочь изгнанникам. Однако сардаукары выслеживают беглецов. Чтобы спасти юного герцога, Дункан жертвует собой, чтобы дать время уйти Полу. Кайнз отправляется к фримэнам, но её настигают сардаукары.

Она привлекает внимание песчаного червя и отправляется к нему в пасть вместе с преследователями. Джессика с Полом спасаются на орнитоптере, и преследователей теряют их в мощной песчаной буре, где никто не способен выжить. Однако мать и сын спасаются, и даже умудряются пройти сквозь владения червя.

Они достигают гор, где встречают отряд фримэнов, которых ведёт Стилгар. Именно этот вождь разговаривал с отцом Пола. В отряде есть и девушка Чани, которую юный герцог видел во снах. Джессика проявляет себя в качестве одной из сестёр Бене Гессерит, поэтому фримэны не убивают незваных гостей, чтобы забрать воду, а собираются взять их с собой в свой город.

Поединок с Джамисом

Только один из фримэнов – Джамис, не согласен с решением вождя. Он бросает вызов, и сходится с Полом в ритуальном поединке. Чани даёт юноше свой кинжал из зуба песчаного червя, утверждая, что умереть с таким оружием в руках – это великая честь.

Однако ко всеобщему удивлению, паренёк убивает опытного воина, чем заслуживает уважение других фримэнов. Теперь Полу Атрейдесу предстоит стать тем, кем ему предназначено судьбой – мессией, который принесёт на Арракис мир, бросив вызов империи. Титры, финал.

Суть фильма

Объяснение всех хитросплетений, показанных в фильме, только одно. Дом Атрейдесов начал усиливать своё политическое влияние на просторах империи, а это прямая угроза действующему правителю. Император просто решил избавиться от герцога Лето, сделав всю грязную работу руками Харконненов. Поэтому объяснение назначению Атрейдосов на Арракис в том, что им изначально был подписан смертный приговор.

Однако это ещё не вся разгадка. У шкатулки вполне может оказаться двойное, а то и тройное дно. В частности, по ходу сюжета очень мало внимания уделяется ордену сестёр Бене Гессерит. При этом данное сообщество является мощной политической фигурой в империи. Не исключено, что, владея Голосом, сёстры давно превратили императора в свою марионетку, и ведут свою игру по созданию сверхчеловека.

Смысл концовки

Это очень наглядно демонстрирует финал. В конце фильма Пол впервые сходится с противником в настоящем бою. Противостоит ему опытный воин, в победе которого никто не сомневается. Победитель в схватке должен быть лишь один, поэтому молодой Атрейдес пусть не сразу, но убивает своего соперника.

поединок Атрейдеса

Кадр из фильма.

Есть ли сцена после титров

Сам Дени Вильнёв прокомментировал это следующим образом. Режиссёру просто не нравятся послетитровые сцены, он никогда их не добавлял в свои фильмы и не собирается это делать. Кроме того, по словам режиссёра, финальная сцена фильма задаёт определённое настроение, которое не нужно портить дополнительными эпизодами.

обложка культовой книги

Помимо этого, режиссёру удалось очень тонко обойти тему политики, хотя в целом фильм посвящён именно политическим интригам. В романе эта тема раскрывается очень детально, а фильм не перегружен этой закулисной вознёй. Но при этом политические акценты расставлены очень точно.

Какие ещё фильмы были сняты по роману Фрэнка Герберта

песчаный червь

Кадр из фильма.

Читайте также: