Когда и почему произошла первая волна миграции гуннских племен на территорию казахстана

Обновлено: 15.09.2024

Аланы. Борьба аланов с гуннами

III—IV вв. н. э.— время крупнейших сдвигов в кочевом мире, о которых, однако, известно лишь постольку, поскольку они затрагивали судьбу соседних рабовладельческих империй. Более или менее ясны события, имевшие место на берегах Дуная и Хуанхэ, но то, что происходило посередине, в самом сердце азиатских степей и плоскогорий, остаётся недостаточно выясненным. А между тем именно здесь

Возни кновение аланского племенного союза

Таким образом, в I в. н. э. на указанной выше территории происходит образование обширного племенного союза аланов. У Аммиана Марцеллина хорошо показано, как аланы, побеждая соседние племена, принуждали их вступать в своё племенное объединение. Поэтому этнический состав аланского племенного союза был довольно разнородным. Лукиан (или другой автор II в., сочинение которого приписано Лукиану) наряду с аланами упоминает в долине Кубани синдов, сарматов, махлиев и скифов.

Возможно, что эти этнические наименования обозначают, во всяком случае частично, племена аланского союза. Большинство этих племён говорило на диалектах иранской группы, но в составе аланского союза могли быть и племена, говорившие на кавказских языках (например, синды). Что касается племени, которое стало называться аланами и объединило вокруг себя окрестных кочевников, то это были, возможно, аорсы, упоминания о которых прекращаются со второй половины I в. н. э.

Аммиан Марцеллин описывает аланов как высоких, белокурых воителей, суровых и подвижных, по образу жизни напоминающих гуннов, однако более цивилизованных. Ввиду разнородности племён аланского союза трудно сказать, относится ли это описание ко всем аланам или к какой-либо их части.

О хозяйственном быте аланов в источниках имеются различные известия. Аммиан Марцеллин характеризует их как типичных кочевников и сопоставляет с гуннами, тогда как китайские источники, напротив, утверждают, что аланы живут оседло. Объясняется это, повидимому, отчасти тем, что в составе аланского союза имелись и оседлые и кочевые племена. С другой стороны, многие племена Северного Кавказа вели полукочевой образ жизни, сочетая скотоводство с примитивным земледелием. Это подтверждается данными археологии. Богатые керамикой городища, расположенные по берегам Кубани, Терека и Сунжи, встречающиеся в них жернова и зерновые ямы, иногда с остатками проса, определённо указывают на наличие оседлой жизни и земледелия. Весьма характерно наличие архаической культуры проса, типичной, с одной стороны, для кочевников вообще, с другой стороны, для горских народов Кавказа.

Общественный строй аланов определяется разложением первобытно-общинных отношений, хотя традиции их были ещё очень сильны. По словам Аммиана Марцеллина, аланы не знали рабства в своей среде. Однако первобытно-общинный строй уже начал клониться к упадку. Это прежде всего нашло отражение в окончательной победе патриархата. Если когда-то для сарматских племён Юго-Восточной Европы и Северного Кавказа были характерны сильные пережитки матриархата, то у потомков сарматов —аланов женщины были уже совершенно бесправны. Жену убивали на могиле мужа и хоронили вместе с ним. Вместе с тем начинается расслоение в среде свободных. Из общей массы погребений выделяются более богатые, в которых встречаются золотые украшения со вставками из полудрагоценных камней и другие предметы роскоши. Подобные погребения раннеаланской знати, сплошь разграбленные ещё в древности, встречаются в большом количестве на Северном Кавказе.

Набеги аланов на Закавказье и Переднюю Азию, переселение их на запад

Военные набеги и грабёж занимали довольно большое место в жизни аланов. Аланы сражались и в конном и в пешем строю. Для вооружения аланов характерны длинные железные мечи, сходные с сарматскими. Конные дружины аланов упоминаются в античных источниках, а также в армянских и грузинских летописях. Основной целью аланских набегов были Закавказье и прилегающие области Ирана и Передней Азии. Особенно усиливаются их набеги в Закавказье с III в. В это время начинается наступление сасанидского Ирана на Закавказье, и аланы часто нанимаются на службу к армянским и иберским царям. Узкий проход между долинами Терека и Арагвы, именовавшийся ранее то Кавказскими, то Каспийскими, то Сарматскими воротами, получает теперь название Аланских ворот.

Аланы совершали также далёкие походы на запад. Уже один из авторов I в. связывает их с Истром (Дунаем). При Антонине Пии Римской империи пришлось вести войну с аланами. При Марке Аврелии аланы участвовали в великом союзе племён Средней и Восточной Европы против Римской империи, с которым римлянам пришлось выдержать многолетнюю борьбу (Германская и Сарматская, иначе первая Маркоманская война 167—175 гг., и затем возобновление борьбы в 178—180 гг.). В 242 г. аланы под Филиппополем во Фракии нанесли поражение Гордиану III. Первоначально на запад проникали отдельные военные дружины, которые, захватив добычу, уходили назад. Позднее стали приходить целые племена, надолго остававшиеся в придунайских степях. К IV в. европейские аланы, т. е. жившие к западу от Танаиса, составляли уже значительный элемент в населении степей Северного Причерноморья. Тем не менее основной территорией аланов продолжали оставаться степи к востоку от Танаиса. Образование аланского племенного союза способствовало относительной безопасности торговых путей и облегчило торговые связи между Восточной Европой, с одной стороны, Центральной Азией и Китаем — с другой.

Таково было аланское общество к середине IV в. н. э., когда на восточной границе области аланов появился новый страшный враг — гунны.

Вторжение гуннов в Европу

Перемещение гуннов на запад началось ещё с I в. до н.э. В середине I в. до н. э. часть гуннов признала себя зависимой от Китая, а часть откочевала на запад, в Южный Казахстан. На рубеже нашей эры гуннские элементы появляются на побережье Аральского моря, где они смешиваются с местным кочевым населением. Таким образом, уже в I в. н. э. гунны были восточными соседями аланов.

Новый напор кочевников на запад начался с III в., когда тунгусо-маньчжурские кочевники сянь-би стали теснить гуннов к укреплённым границам Китая и на запад, в степи Казахстана. Вторжение кочевников в Китай и делёж ими богатых провинций Китайской империи несколько ослабили напор с востока, но затем он усиливается снова.

Гунны разгромили закаспийских аланов, перешли Урал, Волгу и вторглись на территорию западных аланов, именовавшихся танаитами (поскольку они жили на берегах Танаиса — Дона). На своём пути гунны предавали всё огню и мечу, безжалостно истребляли всех противившихся им. Многочисленные городища по Тереку, Кубани и особенно Нижнему Дону прекратили своё существование именно в это время. Оседлое аланское население было в значительной части перебито, а кочевые племена вынуждены были влиться в состав гуннского племенного союза. Только в степях за Тереком и в горных областях Кавказа сохранилось независимое аланское население.

Ответ

1) Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.

Одним из ключевых событий был климатический пессимум раннего Средневековья, ставший катализатором многих миграций. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась, в конечном счёте, масса германских переселенцев, к началу V века новой эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. Великие переселения заложили наследия для образования и развития на европейском континенте новых государств в период Средневековья.

Ответ

В результате внутренних междоусобиц в 55 г. до н. э. произошло разделение могущественного хуннского государства на две части -южную и северную. Южные хунну приняли подданство Китая, а северные хунну во главе Чжи-чжи, откочевали к озеру Кыргыз-Нур в северо-западной Монголии.В 47 г. до н.э. северные хунну пересекли Тянь-Шань и приблизились к владениям канглов. Чжи-чжи заключает союз с государством Канглов для совместной борьбы против уйсуней. Правитель канглов пригласил Чжи-чжи в свои владения и предоставил ему командовать канглыской кавалерией, также отдал ему в жены свою дочь, в надежде что разбив уйсуней, Чжи-чжи уйдет в долины рек Или и Чу. Однако в 46-36 гг. до н.э. в результате войны Чжи-чжи не смог разгромить уйсуней.

Назрел конфликт между ним и канглыской аристократией. Чжи-чжи отказался подчиниться канглам, в гневе убил свою жену и несколько полководцев армий канглов. Он ушел к реке Талас, где два года строил свой город с двумя оборонительными стенами.:

Ответ

Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках[1], главным образом с периферии Римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.

Одним из ключевых событий был климатический пессимум раннего Средневековья начавшийся в 535 году н.э., но катализатором миграций стало завоевание Европы гуннами за 160 лет до этого события. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась, в конечном счёте, масса германских переселенцев, к началу V века новой эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Под ударами гуннов Римская империя была ослаблена и фактически разбита на две части. Римляне были вынуждены уйти с ранее завоеванных колоний в том числе и с Британских островов. Одновременно под давлением гуннов германские племена англов и саксов вынуждены были бежать на запад и поселились на Британских островах потеснив коренных жителей кельтов. Таким образом завоевание Европы гуннами впоследствии образованию Великобритании. Великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. Великие переселения заложили наследия для образования и развития на европейском континенте новых государств в период Средневековья

Ответ

Объяснение:Минотавр – древнегреческое чудовище с телом человека и головой быка является одним из наиболее известных мифологических существ. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, исполнял роль наказания за грехи Афинян перед критским царём Миносом. И каждый год в его лабиринте должны были безнадёжно плутать 7 юношей и 7 девушек, обречённые на страшную смерть.

Ответ

Духовная. большой толковый словарь: реформация . [от лат. reformatio - преобразование] в западной европе в 16 в. : социально-политическое движение против феодализма, принявшее форму религиозной борьбы против католической церкви и папской власти. о влиянии реформация на духовную жизнь общества. итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. с одной стороны христианского мира, который объединял все народы европы под духовным руководством папы римского, больше не существовало, равно как и не существовало единой христианской культуры. единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. с другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов европы. при этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей северной европы, которая до этого была как бы окраиной христианского мира — необходимость изучения библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме приходских школ) , так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них библию. провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в церковью, а гражданам — в государством. в плане реформация способствовала смене старых феодальных отношений на новые капиталистические. стремление к , к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. в итоге протестантские государства начали опережать в развитии католические и православные. даже самая этика протестантов способствовала развитию ! реформация , удешевила и демократизировала церковь, поставила внутреннюю личную веру выше внешних проявлений религиозности, придала нормам буржуазной морали божественную санкцию. реформаторское движение достигло высшей точки в 16 веке. в ряде европейских стран, хотя и разными путями, был осуществлен переход к новой, протестантской церкви. кое-где мещанство удовлетворилась реформацией католической церкви. 17 век уже не знает реформации. в последующем развитии постепенно образуются условия для эпохи буржуазных революций. следовательно, очевидна та исключительная роль эпохи реформации в становлении мировой цивилизации и культуры. не провозглашая никакого социально - политического идеала; не требуя переделки общества в ту или иную сторону; не совершая никаких научных открытий и достижений в художественном творчестве, реформация изменила сознание человека, открыла перед ним новые духовные горизонты. человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки папства и церкви, получил высшую для него санкцию - религиозную - на то, что только собственный разум и совесть могут подсказать ему, как следует жить. реформация способствовала появлению человека буржуазного общества - независимого индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках. в носителях протестантских идей выразился новый тип личности с новой культурой и отношением к миру.

Ответ

Ну потому что они знали что цари будут им указывать плохо обращаться,не думая о своей народе.они римляне знали что цари хотят только славу и богатую жизнь.поэтому римляне создали свою республику : -)

1) Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках, главным образом с периферии Римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.

Одним из ключевых событий был климатический пессимум раннего Средневековья, ставший катализатором многих миграций. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась, в конечном счёте, масса германских переселенцев, к началу V века новой эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. Великие переселения заложили наследия для образования и развития на европейском континенте новых государств в период Средневековья.

Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IV—VII веках[1], главным образом с периферии Римской империи, инициированное вторжением гуннов с востока в середине IV века н. э.

Одним из ключевых событий был климатический пессимум раннего Средневековья начавшийся в 535 году н.э., но катализатором миграций стало завоевание Европы гуннами за 160 лет до этого события. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась, в конечном счёте, масса германских переселенцев, к началу V века новой эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Под ударами гуннов Римская империя была ослаблена и фактически разбита на две части. Римляне были вынуждены уйти с ранее завоеванных колоний в том числе и с Британских островов. Одновременно под давлением гуннов германские племена англов и саксов вынуждены были бежать на запад и поселились на Британских островах потеснив коренных жителей кельтов. Таким образом завоевание Европы гуннами впоследствии образованию Великобритании. Великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а впоследствии и религиозными конфликтами между германскими племенами и романизированным оседлым населением. Великие переселения заложили наследия для образования и развития на европейском континенте новых государств в период Средневековья

Объяснение: не знаю забей в интернете

Объяснение:Минотавр – древнегреческое чудовище с телом человека и головой быка является одним из наиболее известных мифологических существ. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, исполнял роль наказания за грехи Афинян перед критским царём Миносом. И каждый год в его лабиринте должны были безнадёжно плутать 7 юношей и 7 девушек, обречённые на страшную смерть.

Каждый день жизни первобытного человека был похож не предыдущий, и каждый следующий день он должен был заниматься тем же, чем и накануне. уже на заре своего существования люди понимали, что в условиях постоянного противостояния с природой выжить поодиночке им не удастся, поэтому они объединялись в племена. у каждого племени был свой вождь, который следил за порядком в племени и распределял обязанности всех его представителей. как правило, на долю мужчины выпадала защита племени от нападений соседних племен и свирепых животных, а также забота о благополучии женщин и детей своего племени. каждое утро мужчины должны были отправляться на охоту и, рискуя жизнью, добывать для себя и своего племени пропитание. в то время опасность подстерегала охотников на каждом шагу, а примитивные орудия не могли их спасти от нападений свирепых хищников. да и победить хищника, имея в своем распоряжении лишь копья с каменными наконечниками, было сложно. поэтому каждый раз, отправляясь на охоту, первобытный человек не мог рассчитывать на то, что ему удастся вернуться с добычей, удастся вернуться живым и невредимым. в то время, когда мужчины уходили на охоту, женщины должны были заботиться о детях, готовить еду для всего племени и, выказывая всю свою находчивость, придумывать одежду из шкур убитых животных, которая смогла бы защитить их от холода. такой труд был не легче, чем охота, поскольку первобытные люди чаще всего жили в пещерах, которые были слабой защитой от непогоды и холода. когда мужчины возвращались с охоты, женщины кормили их и окружали заботой. причем, у первобытного человека в непрестанной борьбе за выживание находилось время для того, чтобы составить рассказы о своей жизни, о своих повседневных делах и заботах. такие рассказы воплощенные в картинках, можно и сегодня увидеть на стенах многочисленных древних пещер. рисунки, сохранившиеся от первобытных людей, рассказывают нам об охоте, о животных, которые жили в то время, о спасительном тепле очага и о многом другом. я думаю, что даже один день жизни первобытного человека может многому научить нас и сегодня. прежде всего, мы видим, что уже тогда люди понимали, что добиться чего-нибудь в одиночку невозможно. они отдавали себе отчет в том, что нужно заботиться о своих близких и защищать их от опасностей. кроме того, в жизни каждого человека, несмотря на все сложности и опасности, несмотря на постоянную борьбу за выживание, обязательно должна присутствовать духовная и культурная составляющая. познакомившись с одним днем жизни первобытного человека, мы с уверенностью можем сказать, что он во многом похож на один день жизни нашего современника

норманнами — северными людьми — в западной европе называли жите­лей скандинавии, предков современных дат­чан, шведов, норвежцев и исландцев. на руси их именовали варягами, а у самих скандина­вов участники дальних походов назывались викингами. скандинавия — страна с суровым климатом. она малопригодна для земледелия. её обитатели предпочитали мореходство и войну. наибольшим уважением у норманнов пользовались вожди — конунги. они имели большие военные дружины. высшей честью для норманна считалась смерть в бою.

норманны умели строить большие, креп­кие, быстроходные корабли. продвигаясь на запад, они открыли исландию, гренландию, достигли островов у побережья северной америки. эту землю они назвали винланд.

вскоре дружины викингов проникли в глубь европы. они разорили париж, ахен и другие крупные европейские города. норманны захва­тили обширные территории, основали на них свои государства. так, французский король вынужден был отдать норманнам северо-западную часть своих владений. здесь образовалось герцогство нормандия. норманны быстро усво­или язык и обычаи местного населения, приня­ли крещение. выходцы из нормандии дошли со своими дружинами до сицилии и осно­вали нормано-сицилийское королевство.

Расовое своеобразие казахов: в нас столько всего намешано…

Загадки этногенеза

Какие исторические процессы происходили на территории Казахстана 4-5 тыс. лет назад, каково соотношение индоевропейского/индоиранского/индоарийского, тюрко-монголоидного и славянского компонентов в нашей хаотичной этногенетической истории? Когда и откуда индоевропейцы (индоиранцы и индоарии) появились на просторах Великой казахской равнины, какими были их антропогеноз и культурогенез, вклад в этноисторию казахов, след в их физическом облике?

Например, почему у казахов 70% монголоидных и 30% европеоидных черт? Дает ли это нам право считать себя потомками древнейших индоевропейцев, индоиранцев и индоариев? Почему северные казахи более европеоидны и менее монголоидны, а южные, наоборот, – более монголоидны и менее европеоидны ?

При этом неплохо бы поучиться у более развитых народов почитанию своей истории. Например, в Европе создана единая этноисторическая база данных, где исследованы, подтверждены и задокументированы миграции, передвижения и расселение на территории Старого Света 891 этнической группы за последние 4 тысячи лет. Таким образом, европейцы – потомки отвратительных неандертальцев и малосимпатичных кроманьонцев, а также различных племен-мигрантов со всего света – имеют полную картину своего далекого темного прошлого для строительства светлого будущего.

Неплохо бы и нам подсчитать и составить такую же таксономическую схему или таблицу с информацией обо всех племенах, народах и этносах, проживавших на современной территории Казахстана в течение 5 тысячи лет, чтобы получить подробную этногенетическую, антропологическую и лингвистическую картину. Вне сомнения, чтение этого увлекательного тезауруса было бы не менее интересным, чем таксономическая история европейцев, американцев или китайцев, а, может быть, более захватывающим и даже в чем-то интригующим.

История Казахстана на протяжении тысячелетий – это история обширной контактной зоны Большой Евразии, где происходили непрерывные миграции (в самых разных направлениях) многочисленных этнических групп, племен, народов с иными языками и культурами, носителями разнообразных антропологических типов. Все они приняли участие в формировании различных протогосударственных объединений, племенных союзов и ранних государств, в этногенезе протоказахов и современного казахского этноса.

Из глубины тысячелетий

Эти положения требуют выяснения времени начала формирования на территории Казахстана арийского ираноязычного населения, реконструкции этногенетических процессов, начиная с эпохи энеолита в IV-III тыс. до н.э., бронзы в II-I тыс. до н.э. и эпохи ранних кочевников железного века в VIII-II вв. до н.э. Для чего необходимо обратиться к истории древнейшего индоевропейского народа планеты.

Позднейшие тюрки переняли и развили достижения индоевропейцев-ариев, доведя степную цивилизацию до высшей степени совершенства. И если древние индоиранцы и индоарии были чистыми европеоидами средиземноморского типа, то в древнетюркскую эпоху и в средневековье стал формироваться современный монголоидный антропологический тип казахов.

Зарождение номадизма

Самый сложный и спорный вопрос историко-лингвистической науки – прародина индоевропейцев и его составной части - индоиранских этносов, которые внесли огромный вклад в историю мировой цивилизации. Исследователи этой проблемы, основываясь на одних и тех же археологических, антропологических и лингвистических данных, часто приходят к противоположным выводам.

На протяжении последних 150 лет ученые помещают индоевропейскую прародину в самых разных ареалах Евразии. Ни одна гипотеза не является абсолютно убедительной, тем не менее принято считать, что причерноморско-прикаспийская гипотеза их прародины является если и не наилучшей, то и не самой худшей среди других.

Великая Евразийская степь - уникальная экологическая система, с запада на восток она протянулась на 7500 км от Дуная до Великой Китайской стены. Составная ее часть - Каспийско-Причерноморская зона – это обширная степная полоса, природно-климатические особенности которой создавали идеальные условия для экстенсивного скотоводства. Степь располагала бескрайней кормовой базой для скота, обладала необходимым биологическим фоном (наличие диких лошадей, верблюдов и овец), открывала большие перспективы для освоения новых пространств, дальнейшего развития подвижных форм скотоводства, получения значительного и даже избыточного прибавочного продукта, а также выработки новых форм общественной жизни.

Таким образом, во второй половине IV тыс. до н.э. – первой половине III тыс. до н.э. в степной полосе Восточной Европы, включая Волжско-Уральское междуречье, начал формироваться принципиально новый тип хозяйства – подвижное скотоводство. Наиболее приспособленное к экологической нише степей, оно породило экономику, развитие которой в дальнейшем привело к формированию номадизма. Номадизм, без сомнения, в данной экологической зоне был экономически более выгоден, чем примитивное земледелие. Важнейшим прорывом стало приручение дикой лошади-тарпана, который в свете хромосомной теории рассматривается палеозоологами как наиболее вероятный предок домашней лошади.

От европеоидов к монголоидам

Сегодня окончательно утвердилась мнение ученых о восточно-европейской прародине индоевропейцев и степной прародине индоиранцев и индоариев. Бассейны рек Урал, Эмба, Иргиз, Нура, Есиль, Тобол, Торгай, Иртыш, горы Мугоджары и Улытау, просторы Сары-Арки стали этапными маршрутами продвижения индоевропейских племен к восходу солнца, в поисках новых пастбищ и рудников. Отсюда индоевропейские и индоиранские племена расселились на занимаемых ныне их потомками территориях. Поэтому нет никаких сомнений в том, что далекие индоарийские предки казахов составляли часть большой индоевропейской общности.

Во 2-й половине III тыс. до н.э. единая индоевропейская общность стала на путь распада и территориального разобщения, когда образовались две большие новые общности, кардинально изменившие этническую карту Евразии.

Первая - среднеевропейская общность в составе будущих славян, балтов, германцев, кельтов, италиков. Она переместилась на территории Центральной Европы, Северо-Западного Причерноморья и Балкано-Дунайского региона, где возникли современные европейские народы.

Вторая – арийская общность в Юго-Восточной Европе. Примерно 2500 лет назад она распадается на две ветви - протоиндоиранскую и протоиндоарийскую, которые уходят на восток, за Волгу, постепенно заняв обширные степи Казахстана. Затем одна из этих групп, индоарии, через Южный Казахстан и Среднюю Азию достигла Индии, где смешалась с древнейшими жителями цивилизаций Мохенджо-Даро и Хараппы, а часть индоариев переселилась в Восточный Иран и даже Шри-Ланку.

Замечательной иллюстрацией прогресса индоираноарийского мира в середине II тыс. до н.э. стала уникальная андроновская культурно-историческая общность, охватившая территорию Евразии от Урала до Енисея. Ее ярким памятником является бегазы-дандыбаевская культура ариев Центрального Казахстана на этапе поздней бронзы в XII-IX вв. до н.э., открытая выдающимся ученым А.Х.Маргуланом. Этот регион длительное время был центром всего индоиранского мира, где господствовала молодая и энергичная раса андроновцев-ариев. Они были чистыми европеоидами без какой-либо примеси монголоидных признаков, отличались высоким ростом, могучим телосложением и массивными черепами. В них можно увидеть черты древнейших индоариев, обитавших прежде на всей территории Казахстана. В позднейшую скифскую и гунно-сарматскую эпохи типичные европеоиды и классические монголоиды центрально-азиатского происхождения мирно сосуществовали друг с другом.

До эпохи Великого переселения народов в II-VII вв. н.э. физический тип протоказахов (усуней, канглы) был еще близок к европеоидному расовому типу. И лишь с началом древнетюркской эпохи (середина VI в. н.э.) возникает явление, которое в науке называют антропологической диффузией: в физическом облике протоказахов-европеоидов растет чуждый им антропокомпонент, который впервые принесли орды азиатских гуннов. Антропогенез предков казахов начинает кардинально меняться, приобретая все более очевидные монголоидные расовые черты (прежде всего краниологические признаки и особенности строения туловища). Позже этому также способствовали завоевательные походы каракитаев (киданей) в XI-XII вв., возникновение государства Караханидов в X-XII вв., переселение найманов в конце XII- начале XIII вв., нашествие монголов Чингисхана в XIII-XIV вв. и агрессия джунгарских захватчиков в XVII-XVIII вв.

Что будет завтра?

Таким образом, этногенез казахского народа с антропологической точки зрения представляет собой процесс автохтонного развития первоначально на индоевропейской расовой основе, начиная с эпохи энеолита и ранней бронзы, но сопровождавшийся затем мощной антропологической монголо-тюркоязычной диффузией с первых веков нашей эры.

И сегодня в физическом составе казахской нации присутствует редко встречающееся антропологическое своеобразие: 70% монголоидных признаков и лишь 30% прежних европеоидных отличий (возможно, даже меньше). В то же время у современных казахов встречаются как ярко выраженные монголоиды, так и европеоиды, представители средиземноморской и даже экваториальной рас как итог смешения и метисации разных народов и этносов на протяжении веков и тысячелетий.

В заключение отмечу, что в исторической перспективе не приходится надеяться на кардинальную перестройку физических особенностей основной массы ярко выраженного монголоидного облика казахского народа. Можно лишь предполагать, что с дальнейшим развитием урбанизации и переселением основной массы казахов в современные мегаполисы типа Астаны и Алматы культурогенез и морфология казахов будут постепенно изменяться. Особенно в центральных и северных регионах Казахстана, где это будет происходить под влиянием столичного мегаполиса.

В настоящее время среди 228 стран мира Казахстан по уровню урбанизации занимает 140-е место. Доля городского населения в РК составляет 57%, тогда как в развитых европейских странах она колеблется от 75% до 85%. По мере усиления урбанизации начнет формироваться неоказахская европеоидная группа: ее представители станут высокообразованными англоязычными интеллектуалами с европейским менталитетом, синтетической культурой и психологией, рослыми, светлокожими и кареглазыми, с мягкими шелковистыми волосами и отсутствием эпикантуса.

То есть, они будут напоминать представителей промежуточной австралоидной расы, станут носителями более европеоидной и менее монголоидной комбинации расовых признаков. Но при этом неоказахи, разумеется, не перестанут быть истинными казахами, поскольку многие вековые традиции и привычки сохранятся как реликт былой эпохи. Как говорили древние, можно покорить кочевников, но невозможно изменить их.

Если же в перспективе, ближайшей или отдаленной, новая волна антропологической диффузии придет с востока (активное проникновение и заселение Казахстана ханьцами - потомками синантропов), то это может привести к сильному изменению физического облика наших потомков в сторону азиатов-монголоидов: вьетнамцев, малайцев, тибетцев, филиппинцев, островитян Океании и других. В таком случае нельзя исключать и исчезновения казахов как этноса. Кому как нравится, но лично я хотел бы, чтобы наши потомки были больше похожи на европеоидных ариев-индоиранцев, чем на монголоидов-китайцев…

Автор: Мурат Абдиров, доктор исторических наук, профессор Университета международного бизнеса
Источник

Читайте также: