Когда открылся новый иерусалим

Обновлено: 18.09.2024

Съездил в Новый Иерусалим – уникальный архитектурно-исторический комплекс, расположенный в Подмосковье. Ощущение осталось двоякое: с одной стороны, масса впечатлений, с другой, - осознание того, что все не такое уж и древнее, как это может показаться.

В середине XVII века в пол сотне километров к западу от Москвы патриарх Никон затеял грандиозную стройку. По его плану здесь, на берегах реки Истры была воссоздана библейская Палестина. В миниатюре, конечно, но с сохранением топографии и топонимики. Центральное место отводилось – как и положено – Иерусалиму, роль которого выполнил монастырь, который так и был назван – Новый Иерусалим. Окрестные деревни переименовались соответственно: Назарет, Вифлием. речка Истра стала Иорданом, внутри монастыря появилась Голгофа, а под его стенами раскинулся Гефсиманский сад. Сердцем Нового Иерусалима стал Воскресенский собор, в котором находился ни много, ни мало Гроб Господень. В общем, все точно так, как на Святой земле. По замыслу Никона русская Палестина должна была стать центром мирового православия.

Считается, что Никон послал в Иерусалим монаха Арсения Суханова, чтобы тот снял мерки с Церкви Гроба. И что по его модели как раз и был построен Воскресенский собор. Однако те, кто видел и оригинал, и копию замечают, что между ними мало общего. Куда же ездил монах и ездил ли вообще? И насколько вообще достоверна история монастыря того времени?

Научное исследование Нового Иерусалима началось только в самом конце XIX века. Тогда миру открылись многие его артефакты и даже библиотека, в которой, как вдруг оказалось, хранилось множество древних книг и других письменных источников, в том числе и таких важных для русской истории, как Никоновская летопись, Воскресенская летопись, Изборник Святослава 1073 года и другие. Где же все это время лежали эти сокровища, пережившие пожары и разрушения собора? Может, их и не было? Когда не задолго до этого Льюис Кэрролл посетил Новый Иерусалим и оглядел все, в том числе и рукописи, он, по его словам, не нашел там ничего ценного и заслуживающего внимания.

Кстати, о разрушениях. В начале XVIII века рухнул шатер большой ротонды, и половина собора простояла без крыши около двадцати лет. В то же время собор выгорел до тла. Что там может сохраниться? Правильно – ничего. После страшного запустения его интерьер был фактически отстроен заново. Вся старая барочная лепнина, краски и прочее, что можно сегодня видеть – было сделано под руководством известного архитектора Бартоломео Растрелли. По его плану был возведен новый шатер, на этот раз деревянный и, к тому же, внешне отличный от старого. Это все - спустя столетие после возведение собора Никоном! Далее - больше. В 1941 году фашисты взорвали монастырь и он превратился в руины. После отстройки и реконструкции, продолжающейся по сегодняшний день, сказать, что в соборе осталось что-то от никоновских времен, вряд ли возможно.

Воскресенский собор. На переднем плане подземная церковь Константина и Елены.

Церковь не врыта в землю, а стоит на дне котлована, стенки которого выложены камнем. Ее пол находится на глубине шесть метров.

Это я. На лужайке перед церковью. На заднем плане крепостная стена, по галереям которой бегали актеры фильма "Иван Васильевич меняет профессию".

Купол церкви Константина и Елены. Башенка, на которую он опирается, украшена арабесками, что говорит о древности сооружения. Но, скорее всего, судя по сохранности, эти украшения новодельные.

Монастырь опоясан мощной каменной крепостной стеной. Но возвел ее вовсе не Никон. При нем она была деревянной, а каменной стала только лет через сорок после основания монастыря, при Петре Первом.

В двух башнях выставляются некоторые экспонаты местного музея. Можно попробовать прочесть надписи на пушках.

Вид на Воскресенский собор с крепостной стены. Громадный восемнадцатиметровый шатер венчает ротонду, в которой находится символическая гробница Христа. И она, и главный купол собора со своей башней отстроены заново во второй половине ХХ века. Судя по строительным лесам вокруг шатра, собор продолжает омолаживаться. За зеленой строительной сеткой спрятаны руины колокольни, бывшей до войны самым высоким строением в монастыре.

То, что осталось от колокольни. Внутренняя часть.

В центральную часть собора не пускали, пришлось снимать издалека. Интерьер очень сильно пострадал от фашистского варварства. Им, кстати, это припомнили на Нюрнбергском процессе. На фото - часть собора, которая не была капитально разрушена и впоследствии была лишь слегка подреставрирована.

Скоро, вроде бы, ожидаются серьезные восстановительные и реставрационные работы. Но по мне, так уж пусть лучше остается таким - памятник, все-таки.

Где-то здесь должен находится Гроб Христа, но где я так и не выяснил. Белые колонны по правому краю - огромные массивные столпы - были целиком выстроены после войны.

Внешняя часть придела, под которым захоронен Никон. Кажется, что видимые разрушения стены остались со времен войны, однако, судя по фотографиям прошлых лет, она была полностью отремонтирована.

Здесь покоится прах патриарха Никона. Покрывало на надгробии.

Гефсиманская башня. Через нее осуществляется вход в монастырь. Новодел. Как и все остальные башни, была почти полностью разрушена фашистами.

Монастырское кладбище. Из-за него, в общем-то, я сюда и приехал. Надписи на надгробиях говорят о захоронениях не ранее конца XVIII века. Может, есть и более ранние, но об этом могильные плиты молчат. На заднем плане дом, в котором живут монахи.

Могильные плиты не переделывают, не реставрируют, практически не фальсифицируют. Поэтому они, в отличие от других источников знания о прошлом, хранят настоящую историю. Глаз в треугольнике и череп с костями - типично масонские символы. Откуда они здесь?

Череп - самый распространенный символ на местном кладбище. Вероятно, подразумевается череп библейского Адама, покоящийся не где-нибудь, а именно под Голгофой.

Очень архаичное изображение креста (плита повернута нижней частью от нас). Верхняя часть плиты, с текстом, исчезла. Скорее всего, не случайно.

Сильная коррозия камня не позволяет уже прочесть выбитые на нем слова, но еще можно разглядеть символ, понятный и без них.

Камням около трех веков, а они уже сгнили так, что не дают фактически никакой исторической информации. А как же те памятники, которые, как уверяют нас историки, спокойно простояли, пролежали по две, три и даже более тысяч лет? Каков же их возраст на самом деле?

Эти уже совсем отжили свое. Просто камни.

Просто фото. Для компенсации мрачной тематики.

Дорога к скиту Никона, в котором он жил, будучи в опале. Паломники и просто фанаты святых мест оставляют на ограждении мостика замки, вероятно, символически цепляя свою душу к этому месту.

Недалеко от мостика с замками есть другое фанатское место. С чем оно связано, не знаю.

Новоиерусалимский монастырь

Воскресенский Новоиерусалимский монастырь — исторически ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви в городе Истра Московской области.

Монастырь основан в 1656 году Патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины.

История

Основание

Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина Василия Шереметева, князя Алексея Трубецкого, стольника Романа Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.

Первый этап строительства

При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем выдавались жалованные грамоты.

Воскресенский собор был заложен в сентябре 1658 года — архимандрит Леонид (Кавелин), опираясь на надпись на колоколе, отлитом при патриархе, относит это событие к 1 сентября. В этом же году Никон был удалён из Москвы. До конца 1666 года патриарх находился в Новом Иерусалиме, руководя строительством собора. В его личное управление были переданы три основанные им монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный. Из документов того периода следует, что монастыри были объединены в одну вотчину, в которую входили солеварни в Усолье Камском и Старой Руссе, рыбные ловли на Кольском полуострове, два московских подворья, земли в центральных и северных уездах. Большая часть доходов с этого владения шла на строительство Воскресенского собора.

Во второй половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжающая традиции канта — польско-украинского духовного песнопения. Два настоятеля монастыря — архимандриты Герман и Никанор были в своё время руководителями хора (уставщиками). Их личные библиотеки состояли из книг-пособий (в том числе латинских и польских) по стихосложению, исторической литературы, нотных рукописей. Три стихотворных произведения Германа и Никанора высечены на каменных плитах Воскресенского собора. Предполагается, что Николай Дилецкий создал свой Воскресенский канон по заказу Новоиерусалимского монастыря.

Конец XVII века

Церковный собор 1666—1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Единая вотчина была разделена: Иверскому и Крестовому монастырям были возвращены их земли по состоянию на 1658 год. Воскресенский монастырь не имел более средств на продолжение строительства. После удаления Никона его противники пытались лишить обитель вотчин, однако они (кроме вотчин приписных монастырей) были признаны приобретёнными законно и в 1668 году утверждены за Воскресенским монастырём Соборной грамотой. Строительство возобновилось в правление Фёдора Алексеевича, ученика Никона, который, под влиянием тётки, Татьяны Михайловны, обратил внимание на дела обители. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. С 1679 года монастырь был передан в ведение отделения Приказа Большого Дворца — Мастерской палаты, сам царь принимал активное участие в управлении и благоустройстве обители. В 1678 году Новому Иерусалиму были возвращены все прежние приписные монастыри и дарованы новые.

В 1681 году Никону, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля. Его похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.

XVIII век

В правление Петра I в Новом Иерусалиме так же, как и в других крупных обителях, был уменьшен штат монахов, на содержание которых выделялись из монастырских доходов ограниченные средства (остальное уходило в государственную казну). Кроме этого монастырь был обязан поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.

При Елизавете Петровне (1741—1761), взявшей монастырь под покровительство, материальное положение Нового Иерусалима улучшилось, увеличились его земельные владения. Благодаря императрице, выделившей 30 тысяч рублей, начался ремонт Воскресенского собора, шатёр ротонды которого обрушился в 1723 году.

Перед секуляризацией церковных земель Новый Иерусалим владел 13 935 (по другим данным 16 287) душами мужского пола и 22 000 десятин земли. После Манифеста от 26 февраля (8 марта) 1764 года все монастырские крестьяне были переданы в экономические . У монастыря остались два подворья в Москве и 30 десятин земли. Сумма, отпущенная на содержание обители, составила 30 процентов от былых доходов. Однако большую часть доходов монастырю обеспечивало паломничество, не прекращались и поступления крупных частных вкладов. Монастырское подворье в Москве было сдано в аренду.

В 1762 и 1792 годах на территории монастыря произошли крупные пожары. Средства на восстановление были выделены Екатериной II.

XIX век

Появляются описания монастыря, адресованные широкому кругу читателей: А. Н. Муравьёва, И. М. Снегирёва и других авторов. Всего известно более двадцати паломнических описаний второй половины XVIII — начала XX века, которые стали источниками сведений об утраченных к настоящему времени сооружениях и деталях архитектурного комплекса, особенностях богослужебной практики, характерной только для этого монастыря, быта насельников и богомольцев.

Монастырь в XIX — начале XX века стал одним из центров русского паломничества; с постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло. За оградой монастыря каменные сооружения сменили деревянные гостиницы для богатых паломников и странноприимный дом — для неимущих, построено монастырское училище. К 1913 году монастырь ежегодно посещало около 35 000 человек.

После 1918 года

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.

В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.

Возобновление монастыря в 1990-е гг.

В 1994 году возобновлён Ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный Синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.

Архитектурный комплекс

Вторая половина XVII века

Воскресенский собор

Сложно сказать, насколько Воскресенский собор, законченный уже после смерти Никона, соответствовал его замыслу, но в общих чертах его внешний вид повторял Храм Гроба Господня. Как и его палестинский прототип, собор состоял из трёх частей, сведённых в цельную архитектурную композицию. Центр храма — четырёхстолпный, перекрытый мощным куполом на барабане. Расположенная с востока апсида подобно хору западноевропейских соборов имеет круговой обход или деамбулаторий. Своды трансепта, ориентированного с севера на юг — вспарушённые крестовые. С запада расположен второй главный архитектурный и семантический акцент собора — огромная ротонда, перекрытая шатром, над часовней Гроба Господня (иначе называемой кувуклией), украшенной изразцами. Она повторяла часовню иерусалимского храма, перестроенную после 1808 года. Первый шатёр ротонды собора, возведённый до 1685 года, имел высоту 18 м, а диаметр основания — 23 м. Сооружение с тремя рядами окон было покрыто, вероятно, изразцами, имитировавшими мрамор. Завершала шатёр медная золочёная полуглава с крестом. Ротонда соединяется с основным пространством двухъярусной триумфальной аркой.

Изразцы, изготовленные во второй половине XVII века в керамической мастерской монастыря, имеют сложный профиль, тщательно проработанный рельеф и отличаются большими размерами. В своём роде это уникальная архитектурная керамика, более не имеющая себе подобной в русском зодчестве.

К концу XVII века в соборе насчитывалось 14 приделов. В XVIII—XIX веках были устроены ещё 15 приделов. Придел Марии Магдалины в 1802 году по заказу императора Павла I и его жены оформлял Матвей Казаков.

Подземная церковь Константина и Елены

С востока к основному объёму собора примыкает подземная церковь Константина и Елены (в Иерусалиме подобная церковь вырублена в скале), соединяется с собором ходом из заалтарной части. Строительство церкви началось ещё при Никоне, в 1658 году. В конце XVII века это было простое прямоугольное в плане здание с плоской кровлей, обведённой балясником. Стены церкви возвышались над уровнем земли на 1,5 метра, её венчала одна глава, украшенная изразцами.

В середине XVIII века для предохранения от грунтовых вод здания, углублённого в землю на 6 метров, вырыли ров. В начале XIX века был устроен тоннель, по которому отводится вода, а сам ров облицован белым камнем.

Интерьер церкви в середине XVIII века был переделан в стиле барокко.

Крепостная ограда

Некрополь

Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены. В ходе исследований 1999—2003 годов выявлено 100 целых или сохранившихся крупных частей надгробных памятников, среди них лишь небольшое количество объёмных архитектурных форм. Существенный урон некрополю был нанесён во время богоборческой кампании 1920-х — 1930-х годов и в результате взрыва собора в декабре 1941 года.

На начальном этапе строительства собора отчасти было скопировано расположение важнейших захоронений иерусалимского собора. В храме Гроба Господня в приделе Иоанна Предтечи (Адамовом) находились легендарные захоронения Адама и первого ветхозаветного священника Мелхиседека. Символично, что Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребён Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан жизненный путь Никона. Автор эпитафии основателю монастыря — архимандрит Герман. В 1680-х годах в приделе установлена плита, сообщающая, что в храме Гроба Господня на этом месте погребены Готфрид Бульонский и Балдуин. В первом ярусе колокольни в Иерусалиме расположены гробницы иерусалимских патриархов, в первом ярусе колокольни Воскресенского собора — настоятелей монастыря (архимандритов Герасима, Германа). Из-за разрушения в 1941 году другие могилы утрачены, однако известно, что внутри собора продолжали хоронить и во второй половине XVIII века. Самые ранние захоронения в соборе — могилы Петра Заборского и иподиакона Никиты Никитина (под лестницей на придел Голгофы), в южной части погребён автор жизнеописания Никона Иван Шушерин (придел Архангела Михаила).

Реконструкции

XVIII век. Разрушение Воскресенского собора. Восстановительные работы

Под руководством Мичурина к 1736 году были восстановлены два нижних яруса ротонды, создан и установлен керамический фриз второго яруса, подобный фризу второго яруса крестовой части. Однако полным ходом исследования и работы пошли после того, как императрица Елизавета Петровна выделила на них деньги (1749). В своём проекте Б. Растрелли (1756) также предусматривал возведение шатра из кирпича, сомнения в прочности конструкции задержали его выполнение. Архимандрит Амвросий, ссылаясь на то, что купол палестинского прообраза Воскресенского храма выполнен из дерева, предложил построить деревянный шатёр. По второму проекту Растрелли сохранялись уцелевшие конструкции ротонды и возводился шатёр из дерева, конструкция которого была разработана инженером В. Бернардаччи. Проект был реализован под руководством К. Бланка к 1759 году. Собор получил ротонду, выполненную в стиле европейского барокко. С фасада при восстановительных работах были сняты керамические пояса, их место заняли белокаменные карнизы. В новом третьем ярусе ротонды было устроено пятнадцать окон, в шатре — шестьдесят окон-люкарн в три ряда. Наиболее сильное впечатление производил интерьер собора, залитый светом, украшенный резьбой и лепниной. Хоры ротонды и пространства между окнами были заполнены картинами на библейские сюжеты из художественной мастерской будущего настоятеля монастыря Никона Зертис-Каменского. Керамические иконостасы были покрыты масляной краской, а частями — позолотой.

В результате восстановительных работ 1750-х годов собор приобрёл тот вид, в котором просуществовал до декабря 1941 года. При ремонтных работах, проводившихся в XIX веке, существенных изменений в его облик внесено не было.

Послевоенная реставрация. 1942—1969

Реставрационные работы

1970-е — 1990-е годы

В 1978—1979 годах на барабане центральной части собора установлена керамическая храмозданная надпись (повторение надписи 1830-х годов). В 1982—1983 году по проекту Н. Любимовой реконструированы керамические подвески и наличники (убранные ещё во время ремонтных работ XVIII века) большой главы. Таким образом, глава получила архитектурную керамику, подобную украшениям XVII века, а не декор XVIII-го, сохранявшийся до её разрушения.

2011—2016 год

В 2014 году рядом с Воскресенским собором была восстановлена уничтоженная в 1941 году немецкими войсками колокольня и установлены новые колокола.

Реставрационные работы в монастыре планируется закончить в 2016 году.

Список архитектурных сооружений

Крепостные стены и башни (1690—1694)

  • Гефсиманская башня
  • Сионская башня
  • Давидов дом
  • Надвратная Елизаветинская башня
  • Иноплеменничья башня
  • Башня Варуха
  • Ефремова башня
  • Дамасская башня

Постройки, расположенные за крепостной стеной

  • Скит Никона (1658)
  • Музей деревянного зодчества: мельница, церковь (сгорела в 2000), часовня, крестьянская изба.

Современная жизнь обители.

Наместник монастыря с мая 2008 года (утверждён Священным Синодом 23 июня 2008 года) — игумен Феофилакт (Безукладников). Монастырь имеет подворье: храм Воскресения Христова, Санкт-Петербург, ул. Камская 11, лит А.

23 июля 2008 года монастырь с неофициальным визитом посетили Президент России Д. Медведев и Патриарх Алексий II; было принято решение о создании Попечительского совета для оказания помощи в восстановлении монастыря. В октябре 2008 года Президент России Д. Медведев призвал за ближайшие 5—7 лет полностью восстановить Новоиерусалимский монастырь.

Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь имеет богатую историю, которая тесно взаимосвязана с памятью его отца-основателя - патриарха Никона. Святейший очень любил эту обитель и прожил тут около восьми лет после того, как был удалён из Москвы. Все свои силы преподобный направил на то, чтобы воплотить собственный замысел: в Подмосковье должен был быть создан монастырь, который стал бы точной копией знаменитого храма Воскресения Господня, находящегося в Иерусалиме. В соборе были полностью воспроизведены священные подобия пещеры гроба Господня, горы Голгофы, места погребения и Воскресения Христова. Патриарх хотел, чтобы православный народ созерцал обитель как место святых страстей.

новоиерусалимский монастырь

Особенности территории

Новоиерусалимский монастырь начал возводиться в 1656 году, когда Никон ещё находился в доброжелательных отношениях с царём Алексеем Михайловичем. При его пособии строительство шло быстро, однако приостановилось на четырнадцать лет после ссылки патриарха. Усердием царя Фёдора Алексеевича благое дело возобновилось. В его же царствие сбылось пожелание самого святейшего – вернуться в свою излюбленную обитель. От царя он получил разрешение возвратиться в Новый Иерусалим, но преставился на пути из ссылки и был погребён.

В начале XIX века Новоиерусалимский монастырь был одним из самых популярных паломнических центров в стране. Когда неподалёку было проложено железнодорожное полотно, количество прихожан возросло ещё больше. В 1913 году обитель посетило около 35 тысяч человек. На средства, выделенные монастырём, был возведён странноприимный дом для нищих паломников и гостиницы. Богатые вклады в ризницу вносили даже члены царской семьи.

новоиерусалимский монастырь истра

Исторические исследования

Закрытие обители в революцию

воскресенский новоиерусалимский монастырь

Монастырские дела и Великая Отечественная война

В 1941 году обитель оказалась в очаге ожесточённых боёв за Москву. Большинство построек и зданий монастыря очень сильно пострадали, некоторые из них и вовсе были разрушены. Сведения об этом фигурировали даже на Нюрнбергском процессе. После войны, ближе к 50-м годам, в монастыре начались реставрационные работы. Архитектурный комплекс обители был поднят из руин. Затем были проведены работы по восстановлению внутренней отделки собора. Милостью Господа ожил Новоиерусалимский монастырь, Истра по сей день протекает по его территории, подчёркивая умиротворение и благолепие местности.

Собор и современная история

В 1994 году Русская Православная Церковь объявила о возобновлении деятельности русской Палестины. Новоиерусалимский монастырь, реставрация которого тогда ещё не началась, получил нового главу. Патриарх Алексий Второй назначил наместника обители – архимандрита Никиту.

С середины 2008 года Священный синод РПЦ утвердил главой благочинного игумена Феофилакта. В этом же году обитель посетил сам патриарх в сопровождении Президента РФ Дмитрия Медведева. Они ознакомились с сооружениями и сошлись на том, что предстоит много сделать, чтобы возродить прежнее благолепие русской Палестины. Именно тогда был создан благотворительный фонд монастыря.

В 2009 году Президентом был подписан указ, благодаря которому были предприняты меры по воссозданию исторического облика территории. Из федерального бюджета выделяются субсидии на восстановление обители. По замыслу архитекторов вся местность должна принять свои исторические черты, которыми так знаменит Новоиерусалимский монастырь. Когда закончится реставрация, двери обители широко откроются для всех паломников и прихожан.

новоиерусалимский монастырь когда закончится реставрация

Музей монастыря

Художественный и историко-архитектурный музей монастыря был основан в 1920 году. На сегодняшний день это один из самых крупных и старейших государственных музеев, расположенных в Подмосковье. За период своего существования он пережил множество потрясений и преобразований. В 1941 году здание было практически разрушено фашистскими захватчиками. Несмотря на столь сильный ущерб, памятное место возродилось и по сей день активно развивается.

Современный музей стал вместилищем более 180 тысяч экспонатов, где пристального внимания заслуживают уникальные коллекции церковной утвари, зарубежной и отечественной живописи, оружия, фарфора, раритетные печатные и рукописные издания. Можно ознакомиться с коллекциями произведений декоративно-прикладного искусства, графикой и живописью двадцатого века. В парковой зоне прямо под открытым небом расположен отдел деревянного зодчества. Любой турист или паломник может осмотреть исторические памятники XIX века: мельницу, часовню, крестьянские избы.

На сегодняшний день музей размещён в современном здании, которое было возведено специально неподалеку от обители. Посещать Новоиерусалимский монастырь, фото которого представлено ниже, благодаря такому решению, стало удобнее.

новоиерусалимский мужской монастырь

Экскурсионные программы

Прежде всего, внимания достойна эксклюзивная программа, которая рассчитана на зимнее время года. В рамках этой экскурсии проводится осмотр архитектурного ансамбля Воскресенского монастыря. Просмотр достопримечательностей предусматривает посещение центральной части собора, подземной церкви святых Елены и Константина, приделов и многого другого. Программа также подразумевает катание на лошадях и чаепитие с монастырскими пирогами. Посещение доступно для любых возрастных групп.

Музейный работник в ходе экскурсии рассказывает о судьбе основателя обители. Широко освещается его роль в русской истории XVII века. Хождение по памятным местам проводится для взрослых и детей. За самую символическую плату можно осмотреть Новоиерусалимский мужской монастырь, собор и прилегающие территории.

воскресенский собор новоиерусалимского монастыря

Реставрационные работы

Музей начнёт функционировать полноценно в конце 2015 года. Его новое здание практически в три раза превышает старое. Кроме экспозиционно-выставочной зоны, проектом реставрации предусмотрено создание современных фондохранилищ, музейных магазинов и кафе, множества культурно-образовательных зон. Несмотря на ремонтные работы каждый прихожанин или турист может посетить Новоиерусалимский монастырь. Экскурсии проводятся регулярно.

Сейчас готовится к выпуску издание, которое будет освещать все этапы спасения и реализации реставрационных работ архитектурного ансамбля Новоиерусалимского монастыря. В нём будет обнародовано множество воспоминаний современников, документов и фотографий.

Все реконструкционные работы, которые переживает Новоиерусалимский монастырь, планируется завершить к концу будущего года, музей будет отреставрирован чуть раньше. Обитель полностью восстановится.

Воскресенский собор

На сегодняшний день он является единственным памятником русского искусства, в котором для внутреннего убранства интерьеров использовались изразцы. Парапеты галерей, керамические фризы, надписи полностью соответствуют членению пространства храма. Дверные проёмы оформляют керамические порталы. В семи приделах удалось сохраниться уникальным иконостасам, которые также выполнены из изразцов. Особенно впечатляют трехъярусные иконостасы, высота которых достигает восьми метров. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря поражает своей красотой.

Как доехать до обители

музей новоиерусалимского монастыря

Если подразумевается автомобильное путешествие, следует выехать на Волоколамское шоссе. Двигаться необходимо мимо Нахабино, Красногорска, Снегирей, Дедовска, через город Истра, шоссе как раз походит мимо монастыря. На территории предусмотрены специальные места, где можно оставить собственное транспортное средство.

Отзывы туристов

Посещение монастыря даже в ходе ремонтных работ становится для людей одним из самых знаменательных событий. Даже издалека на обитель открывается великолепный вид. Как говорят туристы, это то место, которое можно посещать неоднократно. Тут царит особый дух, который остаётся с человеком на несколько дней после путешествия в обитель. По словам побывавших в обители, очень яркие впечатления дарит музей Новоиерусалимского монастыря, в котором проводятся интересные и познавательные экскурсионные программы.

Люди отмечают в своих отзывах изумительно красивый и необычный купол, чудесные стены, впечатляющие своим великолепием с первого взгляда. Этот монастырь выделяется среди всех остальных древних храмов России, что сразу заметно для опытного туриста. Очень интересно, по словам прихожан, проходить сквозь главные ворота: сначала взору открывается подземная церковь, затем - главный собор. Воспоминания и впечатления о таких святых местах остаются на длительное время.

Других людей радует, что монастырю принадлежит большая, просторная территория, есть родник со святой водой, места, где можно покататься на лошадях, очень много цветов, открыты лавочки с сувенирами. Все паломники, туристы, люди, которых встречаешь по пути, улыбаются и сияют доброжелательностью.

Монастырь можно посещать с детьми, что отрадно для всех семей. При желании можно перекусить простой, но вкусной пищей и продолжить осмотр.

Вместо заключения

Территория обители – это место, где чувствуется особенная благость. Даже в период восстановления своего облика храм открыт для прихожан и туристов, которые хотят ощутить духовную глубину намоленного места и воочию увидеть всю красоту, которую являет собой Новоиерусалимский монастырь. Когда закончится реставрация, территория и музей будут радовать прихожан своим восстановленным внутренним и внешним убранством.

Музей Новый Иерусалим

Выставочный комплекс Новый Иерусалим в Истре

В 1935 году музей Новый Иерусалим получил новое название и коллекцию экспонатов от Московского областного краеведческого музея, который был ликвидирован. Основу его коллекции составляли предметы монастыря: здесь были представлены вещи из храмов, ризницы, а также артефакты, найденные в результате археологических раскопок на северо-западе Подмосковья. Кроме того, коллекция постоянно пополнялась, и после национализации подмосковных усадеб, в музей стали привозить предметы искусства, которые раньше хранились в дворянских домах. Картины из усадеб Чернышевых и Гончаровых в Яропольце, из усадьбы Толстых в Рождествено заняли свое место в богатой художественной коллекции Новоиерусалимского музея. Здесь же оказались предметы из Саввино-Сторожевского монастыря и Лужецкого Богородицкого Ферапонтова монастыря, который находится под Можайском.

Музей Новый Иерусалим

Комплекс Новый Иерусалим

К началу Великой Отечественной войны музей Новый Иерусалим представлял из себя огромный запасник предметов искусства и истории, расположившихся в 42 залах. К сожалению, все это богатство было никак не готово к тому, что в ноябре-декабре 1941 года Истра будет захвачена немецкими войсками, а в зданиях музея разместится госпиталь для раненных солдат вермахта.

Несмотря на отсутствие плана эвакуации, работникам удалось спрятать часть экспонатов в тайниках на территории монастыря, а часть вывезти в Алма-Ату, но, конечно же, это была капля в море. Для того, чтобы демонтировать выставку полностью и вывезти ее в безопасное место не было ни временных, ни людских ресурсов.

Музей Новый Иерусалим

При отступлении немцы взорвали монастырь, в результате была уничтожена колокольня, обрушена ротонда собора, сожжены Трапезные палаты, и частично обрушены крепостные стены. Экспонаты, которые не успели упаковать с собой отступающие германцы, были уничтожены в результате пожаров и взрывов. То, что удалось спасти, уже в 1944 году начали возвращать обратно в музей Новый Иерусалим, а к концу 40-х годов началось масштабное восстановление. К концу 1950-х годов Московский областной краеведческий музей Новый Иерусалим вновь вернулся в Истру. В семидесятых музей начал расширяться и появился отдел деревянного зодчества, открывшийся на парковой территории, где можно было увидеть деревянные строения XIX века. В 1994 году было принято решение передать Новоиерусалимский монастырь церкви, а значит следовало начать выведение из стен святой обители музея. Процесс этот затянулся надолго и завершился лишь к 2009 году, когда власти начали строительство нового музейного комплекса, но уже за монастырскими стенами. В 2012 году музей был полностью выведен с территории Вознесенского монастыря и переехал в новое просторное здание.

Музей Новый Иерусалим

Новое здание музея Новый Иерусалим

На сегодняшний день, это один из самых больших подмосковных музеев - его площадь 28 тысяч квадратных метров, а площадь выставок более 10 тысяч. Согласно проектным данным, музей может принимать около полумиллиона человек в год.

Мы решили посетить этот музей и посмотреть, как же строят современные музеи, что в них показывают и ходят ли туда люди? Мы были поражены размаху и площадям, но еще больше удивлены тому, что в будний день мы оказались единственными посетителями этого монстроидального сооружения.

Музей Новый Иерусалим

Почти пустая парковка перед входом

Музей Новый Иерусалим открыт ежедневно кроме понедельника с 10:00 до 17:00, кассы закрываются за 30 минут до конца рабочего дня. Цена билетов для взрослого на все экспозиции стоит 230 рублей, но есть выставки, на которые билеты нужно приобретать отдельно. Это можно сделать как в кассах музея, так и на официальном сайте. Отдельно оплачивается фотосъемка - 150 рублей.

Музей Новый Иерусалим

Касса в музее Новый Иерусалим

Музей Новый Иерусалим

Почти во всех залах за тобой по пятам следуют бабушки-смотрители - такое ощущение, что идешь под конвоем или тебя подозревают, что ты сейчас эти все картины украдешь или нарисуешь на каждой слово из трех букв. Лично нам было очень некомфортно, и хотелось поскорее оттуда сбежать.

Огромный холл Новоиерусалимского музея с ужасной навигацией и неработающими лифтами

Экспозиций в момент нашего визита было открыто несколько, но так как мы не являемся особыми ценителями искусства, а точнее, не очень в нем разбираемся, то нам больше всего понравилась та часть, которая посвящена Великой Отечественной войне, и мы как раз были в музее после майских праздников.

Музей Новый Иерусалим

Выставка в музее Новый Иерусалим

Музей Новый Иерусалим
Музей Новый Иерусалим
Музей Новый Иерусалим

Музей Новый Иерусалим

Экспозиция, посвященная войне

Музей Новый Иерусалим
Музей Новый Иерусалим
Музей Новый Иерусалим

Понравилась нам и та часть выставки, которая была посвящена древнерусским иконам.

Музей Новый Иерусалим

Музей Новый Иерусалим

В целом ходить по музею можно долго, особенно, если ты интересуешься живописью.

Музей Новый Иерусалим

Картины в Новоиерусалимском музее

Музей Новый Иерусалим
Музей Новый Иерусалим
Музей Новый Иерусалим

Что касается инфраструктуры музея, то она только начинает создаваться, но уже есть кафе, столовая, детская комната, магазин сувениров.

Музей Новый Иерусалим

Музейный комплекс Новый Иерусалим

Есть в музее и смотровая площадка на крыше, с которой открывается отличный вид на Вознесенский Новоиерусалимский монастырь, парковку и окрестности.

Музей Новый Иерусалим

Монастырь Новый Иерусалим с крыши музея

Музей Новый Иерусалим
Музей Новый Иерусалим
Музей Новый Иерусалим

С нашей стороны будет несправедливо только ругать Новый Иерусалим и не отметить положительных моментов, но, к сожалению, их не очень много, и с музейной деятельностью они не связаны. Больше всего нам понравилось кафе и девушка-продавец в сувенирном магазине, которая очень быстро сориентировалась, подслушав наш диалог, и предложила книгу об истории Подмосковья, от которой мы не смогли отказаться - очень уж интересная оказалась. А вы уже были в обновленном музее Новый Иерусалим? Какие впечатления? Поделитесь своими отзывами в комментариях, нашим читателям будет интересно их почитать.

Музей Новый Иерусалим на карте

Полностью согласен с автором статьи. Я живу в Сергиевом Посаде и в прошлом году специально приехал, впервые, чтобы посетить тематическую выставку Шишкина. Заодно прошёлся и по всему музею, по постоянным экспозициям. Общее впечатление в трёх словах: плоходоступный, пустоватый, никогонеждущий. Как-то всё неустроенно, холодно, неприветливо. Единственно что порадовало, так это выставка кузнечного искусства! Сейчас, конечно, уже ничего не исправишь, но КТО и ЧЕМ думал, когда принималось решение строить новое здание именно здесь, в Истре? Сам город маленький, вдали от основных туристических маршрутов, да сам музей ещё дальше. Богомольцы? Да они дальше монастыря и не ходят, да и от монастыря добраться до музея пёхом? Чтобы специально приехать в такую даль, специально в музей - надо иметь очень хорошую мотивацию, а её как раз и нет. Вот прочитал о выставке Фаберже, но тащиться туда ради одной выставки? А больше там ничего и нет.

обидно за такой отзыв . Прочитав этот комментарий , захотелось встретиться лично с написавшим его и вместе пройтись по залам Ново-Иерусалимского комплекса . Здесь воплощаются в жизнь межмузейные проекты , проводятся встречи с артистами и музыкантами , отдельные выставки детского творчества. В настоящее время , Музейно-выставочный комплекс "новый Иерусалим "-часть нашей жизни . Вот и на завтра , мы с супругом запланировали посетить выставку"Стиль Фаберже ", а также выставку Московского художника Бориса Смотрова " Путь к авангарду". Это мы выбрали 2 выставки , взаимно противоположные , а сколько культурных проектов проводится на сегодня - не сосчитать ! Приезжайте к нам в гости и мы изменим Ваше впечатление о выставочном комплексе " Новый Иерусалим "!

Мы уже не раз были в этом комплексе в разное время - впечатления те же , но если бы часть этих денег что потрачены на данный комплекс выделили на наши библиотеки в городе Королеве - мы были бы более счастливыми нежели при посещении музейного комплекса.


Вид из окна гостиницы поутру должен был придать должный настрой:

Утром в воскресенье я позвонила в паломническую службу монастыря и узнала, есть ли возможность записаться на экскурсию для индивидуальных посетителей (на сайте было обозначено время начала в 11.00, 13.00 и 15.00).
Девичий голосок с готовностью ответствовал, что экскурсии проводятся без предварительной записи, нам рекомендовали явиться к 13.00 к входу в Воскресенский собор.

До начала экскурсии, с учетом нашей вредной привычки долго собираться по утрам, оставалось всего/еще (нужное подчеркнуть) два часа, поэтому мы отправились в музейный комплекс Новый Иерусалим.
сайт

Возвращаясь к музею: если монастырь носит название Новый Иерусалим, то этот современный музей следовало бы назвать Новый Новый Иерусалим!
Но посетить его стоило однозначно, чтобы узнать об основных вехах истории монастыря.

Музей включает в себя несколько экспозиций и выставок, вход на каждую – около 300 рублей, единый билет на все экспозиции – 600 рублей, фотосъемка – 300 рублей, на телефон – бесплатно.
Берем единый, на фотосъемке решаем сэкономить: посещение музеев как-то резко стало довольно затратным мероприятием, уже которую неделю подряд каждый маршрут выходного дня выливается в 2000-3000 рублей – и это только на входные билеты и экскурсии. Особенно убыточным стало пушкинское Захарово и Большие Вязёмы – но об этом как-нибудь позже, а пока возвращаемся в Истру.

Своим появлением монастырь обязан известному русскому патриарху – Никону.

В 1656 году патриарх купил земли, на которых заложил Воскресенский монастырь, иначе — Новый Иерусалим.
Почему такое название?
Первоначально топография, топонимика и церковные здания Нового Иерусалима воспроизводили христианские святыни Палестины – так в центре московского государства появился свой холм Сион, река Иордан, Гефсиманский сад, а Воскресенский собор в своей основе имеет план Гроба Господня в Иерусалиме.

Патриарх Никон руководил процессом строительства, принимал самое деятельное участие в создании проекта…

… а завершить грандиозное дело не успел: в 1666 году был низложен и отправлен в ссылку.
Работы по строительству были возобновлены в 1679 году, но увидеть результат великого дела своей жизни Никон не успел – он умер в 1681 году на пути из ссылки в Ярославле.
Тело усопшего бывшего патриарха доставили в Воскресенский монастырь через десять дней после смерти – но оно пребывало нетленным. Его захоронили в гробнице в одном из приделов Воскресенского храма.

В советское время могилу патриарха вскрыли ученые – были обнаружены нетленные мощи, но судьба их неизвестна. Предметы из могилы патриарха Никона были переданы музею, сейчас они выставлены в экспозиции, монастырь предъявил свои права на реликвии – но безуспешно.

Дальнейшую историю монастыря можно воспроизвести в нескольких ярких картинах.

Новый расцвет ожидает монастырь при воцарении императрицы Елизаветы, а впоследствии – Екатерины, статус обители как места массового паломничества оставался незыблемым вплоть до революции 1917 года.

В послевоенные годы началось постепенное восстановление монастырского комплекса, огромные средства были выделены в 1970-е годы, но основная работа закипела после передачи монастырского комплекса церкви и особенно – после создания Попечительского совета по восстановления, где сопредседателями стали Президент России Дмитрий Медведев и Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
До экскурсии по монастырю у нас еще есть время, поэтому мы успеваем ознакомиться с еще несколькими экспозициями музея.

Боясь опоздать на экскурсию, пришлось срочно бежать. Совершенно справедливо рассудив, что быстрее домчимся пешком, машину оставили на поместительной музейной стоянке – а вот под стенами монастыря свободное место пришлось бы поискать.
Через минуту после того, как мы примчались к месту сбора групп, из паломнического отдела вышла девушка, собрала с желающих по 300 рублей – и мы отправились на экскурсию.
Гид понравился, рассказ был доступным, понятным, профессиональным, вот только нас было чересчур многовато: никак не меньше пятидесяти человек в группе, и никто не отстал, все напросились на более интенсивный темп знакомства с монастырем, так что увидели и услышали довольно много.


Церковь Рождества Христова, разбавляющая общий бело-лазорево-зеленоватый колор монастырских строений насыщенным оттенком красно-гранатового цвета:

Собор настолько сложносочиненный (но при этом гармонично единый), что мне показалось очень трудной задачей самостоятельно разобраться с входящими в его состав частями. В этом нам помог экскурсовод, который доходчиво все объяснил, провел по всем приделам, с ним мы поднялись на верхние ярусы и спустились в подземную церковь – и уже потом самостоятельно не спеша еще раз везде прошли и рассмотрели более детально и подробно все самое интересное.


Вид с восточной стороны:


Углубленная на шесть метров в землю церковь святых равноапостольных Константина и Елены – проекция Иерусалимского храма:


Над поверхностью возвышаются увенчанные куполами барабаны:


Совсем недавно восстановлена после взрыва 1941 года колокольня – от нее оставался только нижний ярус. По какой-то чудесной закономерности все заложенное патриархом Никоном в монастыре уцелело, и даже вот этот колокол – никоновский, сохранившийся:

Высота колокольни без креста – 59 метров, с крестом – 62,7 метра. Как отметил экскурсовод, более всего Ново-Иерусалимская колокольня схожа с колокольней Ивана Великого в Московском Кремле.


Северный фасад:


Огромных размеров ротонда расположена в западной части храма, диаметр круглого барабана, увенчанного куполом, — 13,2 метра.

Патриарх Никон не успел завершить строительство этого грандиозного элемента, сложнейшего с технической точки воплощения. Изначально его конструкцию пронизывали железные связи, которые значительно утяжеляли кладку. В 1723 году шатер обрушился, но никто не пострадал: трагедия произошла в праздник Вознесения Господня, когда все духовенство и богомольцы ушли крестным ходом на гору Елеон.
Восстановление затянулось до 1756 года, пока за дело не взялся прославленный Бартоломео Растрелли: он нашел техническое решение вопроса в создании каркаса из твердых пород дерева.

В центре ротонды расположена Кувуклия, устроенная подобно прообразу на Святой земле:

Через арку из помещения ротонды виден деревянный золоченый иконостас, отделяющий главный алтарь от крестовой части храма:

Иконостас состоит из 12 ярусов – четырех больших, четырех средних и четырех малых:

Вид на свод большой главы – воскресший Христос в белых ризах:

На Святую Голгофу ведет так называемый Жалостный путь – каменная лестница. В этой части придела воспроизведено Лобное место, а также находится богато украшенный иконостас XVIII века.

Центральный столп Голгофского придела облицован изразцами ковровым узором с восьмиконечными звездами и четырехконечными крестами:

Спустившись с Голгофского придела, можно увидеть место погребения патриарха Никона – после вскрытия каменного саркофага советскими учеными он стоит пустой, но, по словам экскурсовода, молящиеся в этом месте получают помощь и исцеление.


Напротив южного входа в собор находится камень миропомазания (или же камень повития) – священное подобие мраморной плиты в храме Гроба Господня, на которой верные ученики помазали миром и обвили плащаницей снятое с Креста Тело Господне.
Трещина в плите – это след от страшного взрыва 1941 года.

В подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены ведет лестница из 33 ступеней – по числу лет земной жизни Христа:

В храме сохранился медный чеканный иконостас XVIII века:

Здесь же находится источник со святой водой.
В северной части подземного храма есть придел, основанный семьей прославленного российского полководца Александра Суворова, члены этой почтенной фамилии были вкладчиками монастыря, здесь в подземной части храма похоронены жена полководца Варвара и их сын Аркадий.

Я пересказала лишь незначительную часть из того, что мы услышали и увидели во время экскурсии, при самостоятельном изучении и после прочтения купленного в монастыре путеводителя по обители. Очень многое осталось неохваченным, предполагаю, что здесь можно провести целый день или даже больше.
Мы посвятили этому удивительному месту почти шесть часов – они промелькнули очень быстро.


Возвращались на парковку к музею через Гефсиманский сад – очередная отсылка к библейской топонимике.
Здесь увидели одно из самых первых по времени сооружений Нового Иерусалима – Богоявленскую пустынь в виде высокого каменного столпа, основанную патриархом Тихоном для уединенных трудов и молитвы. Первый этаж – это хозяйственные помещения, второй – третий – палаты и церкви, а вот крошечное сооружение на кровле – это летняя келья самого патриарха.

Внутри помещения очень тесные, но вот вид с высоты каменного столпа у патриарха был просто восхитительным – на реку Истру с плавающими лебедями.


Река и сегодня здесь протекает, очень чистая и холодная.
В Истре-Иордане оборудованы места для захода в воду, а еще здесь место массового паломничества для соблюдающих традиции крещенских купаний.


В качестве завершения.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь нужно было воссоздать в первоначальном виде хотя бы потому, чтобы разрушенные ротонда и колокольня не служили памятником варварству фашистов.
Пусть лучше является свидетельством силы духа, таланта, умения создавать красоту и гармонию.

Читайте также: