Когда плисецкая уехала в германию

Обновлено: 15.09.2024

Смерть Майи Плисецкой в далеком Мюнхене стала поводом для новой антисоветской и антирусской истерии.

Ну, как же-родители репрессированы кровавыми русскими большевиками-черносотенцами.

Мне кажется, что в футболе я хорошо разбираюсь.

А в балете не разбираюсь совсем.

Но у меня, находящегося в таком пещерном состоянии, есть три ясных вывода о личности Плисецкой.

1. У нее были очень сильные ноги.

2. У нее была очень развитая мускулатура.

3. Она была женщиной огромной физической силы.

В связи с этим у меня один вопрос.

Почему Майя Плисецкая более знаменита, чем тетя Глаша, которая во время войны носила на себе шпалы?

БОЛЬ+ШОЙ от БАЛетное ШОУ, а сам термин БАЛЕТ имеет семантику "показ яиц". Танец балетный, как и иные танцы это брачный ритуал, перенесенный в верхний секс (СКС), иСКуСство (СКС), иными словами, вертикальный показ горизонтальных страстей.

Как будет жить Русь без призывов к брачным танцам, не представляю, тут и главный конкурент балерин Виагра не в удел, ушла самая из иСКуСных звонарей к совокуплению. Правда, говаривают, что в БАЛетном ШОУ (Большом) появилась-таки талантище, которая своим танцем способствует решению брачных проблем.

А наша Глаша - роза брошенная на снег!

Родители якобы репрессированы, а она танцует в Большом театре, а не носит шпалы на себе, как тетя Глаша, во имя Победы. Наверное, тетя Глаша носила шпалы на себе, потому что ее родители не были репрессированы. Балерина как-то заявила, что она ненавидела советскую власть с момента своего рождения, но ее почему-то не репрессировали в момент рождения. Пожалели. А они, страдальцы, орденоносцы, лауреаты и Народные артисты, страну НАШУ вместе с миллионами тетей Глаш не пожалели.

Ушёл из жизни человек, вне всякого сомнения, неординарный! Пусть будет земля ему пухом! Но человек определяется не только, и не столько, мерою отпущенного ему свыше таланта, не только профессиональными своими качествами! Помимо всего такого "технического", в Человеке должна "быть в наличии" ещё и душа! Мы все, не знавшие лично Майю Плисецкую, конечно, не можем судить о ней сколько-нибудь "объективно", опираясь лишь на то, что нам преподносят СМИ. Но вот то, что они преподносят, не внушает оптимизма в этом отношении. "Ненавидела всю свою жизнь Советскую власть"! Но, позвольте! Разве пристало кому бы то ни было, если он ненавидит кого-то или что-то, пользоваться теми благами, которые ему предоставляют ненавидимые?! Принимать от них высокие награды, привилегии, высокое положение?
Безоговорочно верить скомпрометировавшим себя за последние десятилетия СМИ, конечно, было бы большой наивностью. Поэтому не уверен, что великая балерина, благородная натура, действительно опускалась до неблагородного и неблагодарного чувства ненависти к своей стране. Скорее всего, тут дело в своего рода неуважении и этаком презрении к "совку", к нашей сермяжной "рассейской" действительности! Что, кстати, и подтверждает своеобразный демарш народной артистки СССР – четверть вековое проживание последних её лет жизни в Германии!

А кто такой "совок"? Это народ РУССКИЙ. Неуважение к "совку" еще хуже, чем ненависть к советской власти. Власть приходит и уходит, а народ остается, тот самый совок, которого они ненавидят и презирают и от которого, на всякий случай, бегут к "несовкам", которые их в печах сжигали. И еще раз сожгут, если представится случай. А "совок" снова будет их спасать ценою собственной жизни, чтобы снова в очередной раз быть оплеванным и оболганным.

Не сомневайтесь, всю жизнь ненавидела Советский Союз и Советскую Россию, прикрываясь ненавистью к советской власти. Недаром, когда не стало советской власти и причины для ненависти не осталось, рванули из антисоветской России на Запад - благословенную Германию, несмотря на то, что была она когда-то нацистской и не жаловала "демократическую национальность", пока "совки" ее не разбили. Но теперь-то Германия не нацистская, - скажет наш поклонник балерины. Так и Россия сейчас не советская, а антисоветская, чего бежать-то из нее? Да потому что всю жизнь они ненавидели Россию, ненавидят ее и сейчас.

Мне тоже не нравятся люди, которые бегут из России, ищут для себя более теплые места. Но Майя Плисецкая - наша великая балерина. Она бесподобна в исполнении Сен-Санса - Умирающего лебедя, в "Жизели", "Лебедином озере" и других балетных спектаклях. Этого отнять у нее нельзя. Все же она, наверно, любила Россию, что завещала развеять свой прах, как и мужа, над Россией.
Пусть земля будет ей пухом.

Ничего не имею против М.Плисецкой,которой Родина дала все.Даже то,что уехала,- скатертью дорожка. Рад отметить, что первый раз беэ купюр согласен с комментарием уважаемого С.Ермолина от 04.05.1.32.по этому поводу.

Да и я, собственно, почти о том же, что и Вы. . Просто, как известно, "о почивших - либо хорошее, либо ничего". Сам я, в контексте разворачивания современных событий, ни в коей мере не вкладываю в понятие "совок" негативного смысла, а скорее, наоборот. Сам себя считаю "совком" и "ватником" и горжусь этим!

Александр Андрух 04.05.2015 19:10
Сергею Ермолину

Не надо путать: уважать и оценивать. Это совсем не одно и тоже. Объективно оценивая ее как великую в профессиональном смысле балерину, я совсем не обязан уважать неблагодарную антисоветчицу Плисецкую, которая была обласкана этой властью, выведена на мировую сцену, осыпана всеми мыслимыми и немыслимыми наградами и почестями. Она была бы достойна уважения, если не служила искусством ненавистной ей власти и отказалась в знак протеста, вспомнив своих "репрессированных родителей", от звания "народной артистки СССР", от звания "Героя социалистического труда", от "Ленинской премии", от ТРЕХ орденов Ленина.

Лучше уж не уважать антисоветчицу Плицецкую, чем уважать Бандеру и Шухевича, как это делает наша либеральная, белосотенная шваль, поддерживая киевскую бандеровскую власть на Украине. Не сомневаюсь, что балерина и ее мужинек были не на стороне в данном вопросе России и ее народа.

Предлагаю Марку Тальбергу поразмыслить над словами из Библии (вероятно Книги для него незнакомой):

"первые будут последними, а последние первыми", и ещё:
"что высоко у людей, то мерзость перед Богом".
Не в этих ли словах говорится о том, что всё наше копошение, суета и оценки - есть ничто перед оценкой ЕДИНСТВЕННО ВЕРНОЙ!

И, потом, как Вы умудрились в моём комментарии углядеть хотя бы тень неуважения к усопшей? Удивлён.

Александр Андрух 05.05.2015 12:19
Предлагаю Марку Тальбергу поразмыслить над словами из Библии (вероятно Книги для него незнакомой):

Не стройте из себя дурака. И не повторяйте пошлые либеральные сплетни о тяжкой жизни в СССР великой балерины. Это-то Ленинская премия - вшивая, это звание Народного артиста СССР - вшивое? Эта вшивость стоила сотни тысяч рублей, не считая прочих материальных благ на сотни тысяч рублей. Вот и отказалась бы балерина, ненавидящая советскую власть, от них и сбежала бы от этого вшивого народа с его вшивыми премиями, как сбежали Барышников, Нуриев, Годунов. Ну и кем бы она там была, когда бы не было за ее спиной Советского Союза? И кто бы дал ей танцевать до 65 лет, несмотря на то, что перед ней преклонялись Де Голль, Карден и Жерар Филипп?

Сергей Ермолин 06.05.2015 18:01

А Вы, надо полагать, вместе с балериной ходили выпрашивать квартиру и машину в партком? Вообще-то говоря, партком не имел отношения ни к квартирам, ни к машинам. И миллионы советских людей получали квартиры и покупали машины без всякого участия парткома. А что касется власти, то если ненавидишь власть, не служи ей и не благодари Великого Вождя дрожащим голосом.


Большая Лубянка, 23/22


Гагаринский переулок, 7/8


Копьевский переулок, 3/5


Один из бывших доходных домов Хомякова, 22 комнаты в квартире, один туалет. Те жильцы, что не могли дождаться своей очереди, бегали по нужде в соседнее здание — на работу, в Большой театр. У Суламифи Мессерер — звезды того времени — было две комнаты в коммуналке. В доме распевались оперные, настойчиво репетировали струнники и духовики, под окном посреди ночи разгружали декорации. Отсюда Майя Плисецкая ходила на занятия в хореографическое училище, благо было оно рядышком. Во время реконструкции Большого из здания извлекли всю начинку и внутри все построили заново. Теперь тут репетиционный корпус театра.

Пушечная, 2/6


Эта теперь знаменитая балетная школа находится на 2-й Фрунзенской улице, где ей в 1967 году выстроили учебный корпус. Тогда занятия шли совсем рядом с Большим театром — буквально дорогу перейти (теперь там балетмейстерский факультет ГИТИСа). Плисецкая начала учиться танцу еще когда с семьей все было в порядке — рыжеволосая девчонка поразила приемную комиссию одним своим реверансом. Теперь она подросла и училась у Елизаветы Гердт, смирявшей московскую буйную стихию Майи воспитанной петербургской прохладой стиля (за что Плисецкая ей потом всю жизнь была благодарна). Выпускной — в 1943-м. Майя — в Большом.

Театральная площадь, 1


Этот адрес принадлежал Плисецкой наибольшее количество лет — она меняла квартиры (а под конец ХХ века и страны, перебравшись в Мюнхен), театру же была верна до почтеннейшего возраста.

Кутузовский проспект, 4



Кремль


Старая площадь, 4



В балетоманских кругах начался ажиотаж (ее поклонники всегда специально разрабатывали траекторию бросаемых букетов и потому стремились проникнуть в определенные ложи). Органы безопасности доложили об этом Екатерине Фурцевой, которая еще не была министром культуры. Фурцева вызвала Плисецкую на Старую площадь и велела обзвонить поклонников и попросить не аплодировать ей. Балерина сообщила, что не сможет этого сделать. Спектакль прошел, разумеется, с триумфом.

Тверская, 25/9



Здесь жила уже не просто отечественная балерина, а символ мирового балета, работавшая с Морисом Бежаром и Роланом Пети, с Сержем Лифарем и Джиджи Качуляну.

Сквер Майи Плисецкой между домами 12/1, стр. 1 и 16, корп. 1 по Большой Дмитровке


Когда в начале века снесли один из домов на Большой Дмитровке, там образовался маленький уютный сквер. В 2013 году бразильский художник Эдуардо Кобра нарисовал на стене одного из домов Майю Плисецкую в образе Лебедя — такой, какой он представлял ее по фотографиям. Плисецкая увидела рисунок, и он ей понравился. Поэтому когда Плисецкой не стало, именно этот сквер назвали в ее честь, а в 2016-м здесь поставили памятник, где балерина предстала в образе Кармен. Так они теперь и перекликаются друг с другом, две ее великие роли. И то, что сквер рядом с Большим театром, но не прямо перед ним, символично. Майя Михайловна сохранила независимость.


Азарий, Майя и Александр с мамой Рахиль

Стресс в кинозале

Свободу женщинам Востока!

Отец Майи Михаил Плисецкий родился в Гомеле в 1899-м, воевал в годы Гражданской. Потом был экономический факультет, должности в комиссариатах иностранных дел, внешней торговли. Если взглянуть на снимки, становится ясно: стать и благородная внешность народной артистке достались от папы.

Мама балерины Рахиль Мессерер родилась в Вильне в 1902 году. Ее сценический псевдоним Ра: это и первые буквы имени, и имя египетского бога солнца. Ее отец — зубной врач родом из Долгиново Минской области. Там будущая звезда немого кино часто проводила лето. В семье было 10 детей! Все названы библейскими именами. В 1904-м семья переехала в Москву. Кроме самой Рахиль прославились сестра Суламифь и брат Асаф. Они блистали на сцене Большого театра, были орденоносцами, что в будущем сильно выручит мать Майи.


Сёстры Мессерер: Суламифь, Элишева и Рахиль, 20-е гг.

Еще учась во ВГИКе, Рахиль поняла, что в Москве ей придется работать в условиях жесткой конкуренции. В Узбекистане она стала избранной, приглашенной актрисой, ее уважали. Девушка решила играть узбечек сама. Ей хотелось помочь угнетенным женщинам Востока. Волосы у нее были темные, оставалось правильно подвести стрелки в уголках глаз.

Карьерный взлет

Жизнь в Ташкенте была насыщенной, но опасной. По ночам басмачи совершали налеты. Поэтому после дюжины картин, из которых сохранились только некоторые, семья Плисецких в 1929 году возвращается в Москву.

На краю земли


Прерванный полет

Весна 1937-го выдалась солнечной. Да и жизнь казалась безоблачной. Рахиль вновь носила под сердцем ребенка. Каждое утро за молодым успешным супругом приезжал служебный автомобиль. Михаила наградили, выделили новую квартиру в центре Москвы. В это время семья Мессерер-Плисецких — на вершине славы.


Асаф Мессерер

Москва в тот год полнилась слухами о массовых арестах. Но настроение у членов семьи благостное. Михаилу Плисецкому прислали приглашение на два лица на первомайский парад. Место — на боковой трибуне с другими руководителями отраслей, справа от вождя. Это косвенно означало, что туч над ним нет. Поскольку супруга в положении, он решил взять на парад Майю. Она готовилась и 30 апреля засыпала в ожидании праздника. Михаил и подумать не мог, что пригласительный — перестраховка чекистов. Немало чиновников, не дожидаясь ареста, пускались в бега вглубь страны. Плисецкий не бежал. И был арестован в ночь на 1 мая.

Неутомимая Суламифь


Майя Плисецкая и Суламифь Мессерер

Выяснялись обстоятельства

После первых бомбежек Москвы Рахиль эвакуировалась в Свердловск. Дети были при ней. Удалось устроиться в регистратуру поликлиники и получить рабочие карточки на питание. Но стремилась она в Куйбышев. Там эвакуированной труппой Большого театра руководил ее брат Асаф. Майе нужно было продолжать танцевать. Война войной, но оставаться в профессии необходимо. Из-за эпидемии сыпного тифа выехать туда не смогли. А когда немцев отбросили от Москвы, часть труппы вернулась в столицу. Рахиль с Майей и детьми отправилась туда в сентябре 1942-го. Начинались спектакли военного времени. Не хватало солисток, и Майя стала выходить на сцену. Вскоре получила сольные партии, потом утвердилась в статусе прима-балерины.

Справочно

Азарий Плисецкий провел с матерью первые три года своей жизни в лагере и ссылке, стал известным танцовщиком и хореографом.

Средний сын, Александр Плисецкий, был солистом балета Большого театра.

Про Майю Михайловну с ее неувядающей красотой и профессионализмом всё известно.

Асаф Мессерер по окончании карьеры танцовщика преподавал за границей — Брюссель (1961–1962), Венгрия, Польша.

Рахиль прожила 91 год, до последних дней заботясь о внуках, племянниках.

Смотрите также:

Maya Plisetskaya 01

ЦЕЛЬЮ МОЕЙ ЖИЗНИ ВСЕГДА БЫЛ ТАНЕЦ. И эта цель достигнута.

Я ВСЕГДА ЛЕНИЛАСЬ. Если можно было сделать комбинацию один раз, я делала ее один, а не десять. Не всегда получалось фуэте, иногда выходило, иногда нет. Ну и что! И даже сейчас я думаю, что благодаря своей лености я сохранила ноги.

Maya Plisetskaya 02

МОЙ ДЕД БЫЛ ЗУБНОЙ ВРАЧ, жили мы на Сретенке. Там я родилась.

Maya Plisetskaya 03

Я С ДЕТСКИХ ЛЕТ НЕ В ЛАДАХ С НЕПРАВДОЙ. Она меня коробит пуще красной тряпки.

Maya Plisetskaya 04

МОЙ ОТЕЦ БЫЛ КОНСУЛОМ НА ШПИЦБЕРГЕНЕ, я там жила два года. Там, знаете, было не до кино, не до чего. Потом наступили страшные годы, когда его арестовали, расстреляли, мать попала в ГУЛАГ. Так что детство было не очень веселое.

МОЙ ОТЕЦ ВЕРИЛ, что система человеческих отношений в новом строящемся обществе будет справедливее, чем в прошлых веках. Но десятилетия идут, а система человеческих отношений к лучшему не меняется.

Maya Plisetskaya 05

НАС С ЩЕДРИНЫМ (Родион Щедрин,композитор, муж Майи Плисецкой.) познакомила Лиля Брик, которая обожала знакомить.

Maya Plisetskaya 06

МЫ СНИМАЕМ КВАРТИРУ. Это, как в старину говорили, меблированные комнаты. Я не нахожу радости в том, чтобы шиковать. Я нахожу в этом заботы. Если иметь дом, его же надо убирать, содержать. Караул! А так, как в гостинице, — мне удобно.

БЫВАЕТ, ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ, ДАЖЕ БЛИЗКИЕ, КАК-ТО ЗАВИДУЮТ ДРУГ ДРУГУ. С Щедриным этого не может быть. Он болеет за меня как никто.

Maya Plisetskaya 07

ЕСЛИ БЫ У НАС БЫЛ ДАЖЕ ОДИН РЕБЕНОК, у нас была бы другая жизнь. Мы бы заботились только о нем, думали только о нем, жили бы только ради него. А я тогда к такой жертвенности не была готова. Рождение ребенка — это минимум один пропущенный год карьеры. Я была не уверена в том, что, испортив фигуру и пропустив год, смогла бы вернуться на сцену. Риск был огромен. И я не рискнула.

ВЛИЯНИЕ НУРИЕВА НА БАЛЕТ ОГРОМНО. Но сегодня он бы не произвел такого фурора. Сегодня многие так танцуют.

Maya Plisetskaya 08

МНЕ КАЖЕТСЯ, НЕ ЗРЯ СУЩЕСТВУЕТ МНЕНИЕ, что если в картинную галерею привести дикаря, он ткнет пальцем в шедевр.

КОГДА Я ВИЖУ СЕЙЧАС ГОЛЫХ, таких, сяких на сцене, я радуюсь и потираю руки: вот вам, ешьте! Нам-то ничего не разрешали! Ведь получалось, что коммунисты в шубах делали своих детей.

Maya Plisetskaya 09

ИДИОТИЗМ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ ГРАНИЦ НЕ ЗНАЛ. Мы даже в балете танцевали только оптимизм. Побеждали злого гения.

Maya Plisetskaya 10

КОЛЕНО ВСЕГДА БОЛИТ, ВСЮ ЖИЗНЬ. Я думаю, что вообще практически никакие травмы не проходят. У спортсменов то же самое, еще хуже. Они хромые, кривые. Потому что насилие над телом.

Я ЕЛА ВСЕГДА МНОГО И ДИЕТ НЕ СОБЛЮДАЛА. И вес мой был чуть-чуть больше, чем нужно.

Maya Plisetskaya 11

ХЛЕБ С МАСЛОМ — лучшее, что придумали люди.

Maya Plisetskaya 12

ЛЮДИ ЛЮБЯТ ПОНИМАТЬ, СОПЕРЕЖИВАТЬ. Можно на сцене делать много технически замечательных, совершенных трюков, а зритель пришел домой, поужинал — и забыл.

Я ТАНЦЕВАЛА ВСЕГДА ТОЛЬКО ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ. После ухода со сцены не танцевала ни разу. Что-что, а танцевать для себя мне в голову не приходило.

Maya Plisetskaya 13

Я НЕ ВИЖУ В СТАРОСТИ, В МОРЩИНАХ КРАСОТЫ. Я вообще старыми людьми не очень-то восторгаюсь. А уж молодящийся старичок или старушка — это вообще смешно.

ЗРИТЕЛИ ВСЕГДА ВОСПРИНИМАЛИ МЕНЯ С ОТКРЫТЫМ СЕРДЦЕМ. Может быть, поэтому я и живу так долго.

Maya Plisetskaya 14

Я НЕ ПРОСТИЛА СВОИХ ВРАГОВ И НЕ СОБИРАЮСЬ ЭТОГО ДЕЛАТЬ. С какой стати? За что мне их прощать, скажите на милость? Люди не меняются, это мое глубокое убеждение. И пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила.

Плисецкая Майя Михайловна – великая русская балерина, обладательница множества наград, актриса, хореограф, сильная, яркая и талантливая женщина. Майе Плисецкой самой судьбой было предначертано принадлежать миру искусства, поскольку яркий талант этой выдающейся звезды отечественного балета во многом был предопределен генами.

Майя Плисецкая


Майя Плисецкая | Глазами женщины

Девочка родилась 20 ноября 1925 года в Москве в семье актрисы Рахили Мессерер и Михаила Эммануиловича Плисецкого. По материнской линии в роду Майи было сразу несколько знаменитостей: тетя Суламифь Мессерер и дядя Асаф были звездами балета и пользовались особым покровительством вождя. Тетка Елизавета, была актрисой, и именно ей маленькая Майя обязана своей любовью к театру. Мать будущей балерины играла в немом кино, а отец имел более приземленную профессию, занимая высокие хозяйственные должности при правительстве.

Майя Плисецкая с родителями


Майя Плисецкая с родителями | Комсомольская правда

Майя Плисецкая в детстве


Майя Плисецкая в детстве | Комсомольская правда

1 мая Михаила Эммануиловича арестовали по подозрению в измене родине, а через год расстреляли без суда и следствия. Отец Майи был реабилитирован посмертно, в эпоху хрущевской оттепели. Через год после ареста отца забрали и маму, прямо из зала Большого театра, где шел спектакль в исполнении ее сестры, Суламифи. Рахиль вместе с грудным братом Майи, Азарием, была сослана в Казахстан, и лишь в 1941 году ей удалось вернуться в Москву. Другого сына Плисецких, Александра, приютил его дядя Асаф, двенадцатилетнюю Майю удочерила тетя Сулмифь, в противном случае осиротевшим детям грозил детский дом.

Майя Плисецкая в юности


Майя Плисецкая в юности | LiveInternet

Во многом благодаря усилиям тетки, Майя не только пережила эту страшную трагедию, но и нашла в себе силы вновь встать к балетному станку, учиться и жить дальше. Необыкновенный природный артистизм, гибкость, выразительность, тонкое чувство музыки и ритма юной Плисецкой снискали ей благосклонность педагогов. За день до начала войны состоялся выпускной концерт, первый профессиональный дебют будущей примы-балерины.


СЕМЬЯ И ДЕТСТВО МАЙИ ПЛИСЕЦКОЙ

Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной еврейской семье. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф.

У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом.

А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой.

В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.


Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее.

Первые выступления

Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.

Майя Плисецкая в юности


Майя Плисецкая в юности | Понедельник







Карьера в Большом театре

Вся биография Майи Плисецкой тесно связана с балетом, как, впрочем, и личная жизнь: эта женщина просто не мыслила себя без сцены и искусства. Вскоре талантливой балерине стали доверять центральные роли, ко многим заглавным партиям она продвигалась постепенно, от одного женского персонажа к другому.

Майя Плисецкая на сцене Большого театра


Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Студия танцев

Другими, не менее яркими ролями прославленной танцовщицы стали ведущие партии в балетах:

Зная о тяжелом повседневном труде большинства танцовщиц и изнуряющих балетных тренировках, нетрудно поверить в то, что Майя Плисецкая не любила эти занятия. По ее собственному признанию, она любила танцевать, вкладывала душу не только в пластику и гармонию движений, но и проживала жизнь своих героинь на сцене. Возможно, именно талант и природный артистизм позволили великой балерине, не доводя себя до физического истощения бесконечными занятиями, так долго оставаться в форме, танцевать до 65 лет и выходить на сцену в 70 лет.

Майя Плисецкая на сцене Большого театра


Майя Плисецкая на сцене Большого театра | Российская газета

Майя Плисецкая прославилась не только как великолепная танцовщица, но и как талантливый хореограф-постановщик и балетмейстер. В том числе немало спектаклей она поставила на сцене Большого театра, исполняя во многих заглавные роли. К сожалению, в конце 80-х годов балерина была вынуждена уйти с главной балетной площадки страны. Причиной стал конфликт с руководством. В 1990 году Юрий Григорович уволил свою приму вместе с Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

Майя Плисецкая


Майя Плисецкая | Brainspace

Творческий путь

Буквально за день до начала страшной войны в филиале Большого театра был выпускной концерт студентов хореографического училища, в котором училась Майя. До окончания учёбы было ещё два года, но на этот концерт отбирали, кроме выпускников, самых лучших старшеклассников. Выступление на этом вечере стало для Плисецкой значимым событием, это был первый её успех.

На следующий день началась война. Майя с мамой и братьями уехала в эвакуацию в город Свердловск. По недостоверной информации, училище и Большой театр тоже должны были быть эвакуированы сюда. Но ни те, ни другие не приехали в Свердловск, и Майя на целый год потеряла возможность заниматься балетом профессионально. Девушку постепенно охватывала паника, она жизни своей уже не могла представить без балета.

До Свердловска дошли слухи, что часть труппы Большого театра и училище, в котором занималась Плисецкая, были в Москве и никуда оттуда не уезжали. Майя сбежала из Свердловска и отправилась в столицу. Как только приехала, приступила к занятиям немедленно. Её приняли сразу в выпускной класс.


Ей стали подвластными любые балетные партии, будь это мятущаяся острохарактерная героиня либо тонкая и лирическая.

Меньше чем за 10 лет Майя Плисецкая была удостоена сразу трёх званий:

  • 1951 – заслуженная артистка РСФСР;
  • 1956 – Народная артистка РСФСР;
  • 1959 – Народная артистка СССР.

Фильмы и книги

Как и всякий талантливый человек, Майя Плисецкая не ограничивала свою творческую деятельность одним видом искусства, хотя балет был ее жизнью. Она снялась во многих лентах, среди которых были и драматические роли, и экранизации балетных постановок, и отдельные номера.

О жизни и судьбе балерины снято несколько документальных фильмов, а сама она написала и издала серию мемуаров, где описала свою жизни откровенно и беспристрастно.

На всех фото талантливая танцовщица выглядит сильной, яркой и дерзкой. Несмотря на средний рост, она всегда казалась чуточку выше других благодаря прекрасной осанке и гордой посадке головы. Такой она и была в жизни, судьбе не удалось сломить эту женщину, которая и в 70 лет выходила на сцену с грацией юной девушки. Возраст — таланту не помеха, и Майя доказала это с блеском. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий, в том числе и зарубежных.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин


Майя Плисецкая и Родион Щедрин | Российская газета

Знаменитой балерине принадлежит немало интересных высказываний, ставших крылатыми фразами. Так, в своих мемуарах она упоминала о Пьере Кардене как о лучшем по ее мнению дизайнере, а на вопрос о том, как ей удается сохранять прекрасную фигуру, с юмором отвечала, что просто жрать надо меньше. И никаких вам зверских диет.

И чего не любила

У Плисецкой был очень острый язык, поэтому её побаивались: она давала такие оценки и комментарии, которые приклеивались к человеку навсегда. При этом и по отношению к самой себе была иронична.

Читайте также: