Когда постеснялся сказать свою остановку и уехал в казахстан

Обновлено: 18.09.2024

Русскоязычные жители Казахстана, которые не страдают неприязнью к другим национальностям, просят привлечь к ответственности Куата Ахметова, блогера, который стал известен тем, что организовал так называемые языковые патрули.

Теперь о Куате Ахметове знают не только его соседи в Кустанае, но и жители России. Начинающий и не очень грамотный местный националист решил вдруг привить русскоязычному населению страны любовь к казахскому языку, который и многие не в совершенстве владеют. Результаты своих языковых патрулей он выкладывает в Интернет и, судя по всему, страшно этим гордится.

Чем провинилась обычная русская , которая всю жизнь живет в Казахстане и которую понимают другие местные жители русским здесь владеет подавляющее большинство), Ахметов не объяснил, но призвал казахов бороться. На одном из первых его видео женщина заявила, что город Актау основали русские, потом она вынуждена была извиняться перед Ахметовым: разные весовые категории.

Русским, которые не хотят извиняться на казахском и перед казахами, Ахметов предлагал покинуть страну и уехать в Россию. Поэкспериментировав на женщинах, борец за чистоту языка пошел дальше: попробовал научить местных полицейских говорить так же, как он, но те оказались не лыком шиты и тоже стали задавать ему вопросы. При этом любитель казахского бизнес свой ведет исключительно на русском и в российской социальной сети. Сначала он там вовсю продавал пластиковые окна из российского профиля, даже предлагал оформить кредит опять же через российский банк. Сейчас владеет неким ИП и очень не любит все, что связано с Россией и российским языком.

После таких выходок и резонных вопросов от русскоязычного населения Ахметова задержали и провели с ним профилактическую беседу. Выписали штраф в 25 тысяч в рублях, квитанцию борец уже продемонстрировал в очередном ролике, и, разумеется, на чистом казахском рассказал обстоятельства своего задержания. Судя по всему, считают российские политологи, появление такого блогера неслучайно. Учитывая, что сам торговец явно бы до такого не додумался.

Борис Якеменко, политолог: «Это же совершенно другая цель ставится — не восстановить справедливость, не сделать так, чтобы в Казахстане все говорили , речь идет о том, что нужно обратить на себя внимание, создать провокацию и сделать так, чтобы Россия обратила внимание. Все, а дальше он может спокойно говорить после этого .

Более того, эксперты полагают, что это такой вариант русофобии на экспорт и выгодоприобретателями в этой ситуации будут явно не казахи, и уж тем более не Ахметов, которому российское МВД уже запретило въезд на 50 лет и, вероятно, его мелкий бизнес станет исключительно отечественным.

На фоне появления блогеров, как Ахметов российские парламентарии уже разработали закон о запрете въезда русофобов в нашу страну. И не исключено, что в ближайшее время он будет принят.


В прокуратуре подчеркнули, что дискриминация по мотивам происхождения, национальности и языка недопустима и наказывается в Казахстане как уголовное преступление. Также ведомство призвало граждан неукоснительно соблюдать законодательство и не поддаваться на провокации.

С 1.11.21 на онлайн платформе стартовала очередная олимпиада.

Ребятам младших классов (1, 2, 3, 4 кл.) предоставлено 8 заданий, и если на все ответить правильно, то можно набрать максимально возможное количество баллов — 80.

На прохождение всех заданий даётся 60 минут.

Итак, первое задание называется Пешеход.

Для 1-4 кл. правильные ответы (будьте внимательны, поочерёдность такая):

Тротуаре

Налево

Направо

Налево

По сторонам

Второе задание называется Велосипедист.

Здесь точно также нужно заполнить пропуски.

Правильные ответы для 1-4 кл. следующие:

Спешиться

Тротуаре

Налево

Направо

Налево

По сторонам

Третье задание — Дорожные знаки.

Здесь необходимо перетащить нужные дорожные знаки на правильные места.

На первой картинке расставляем четыре дорожных знака, на второй картинке два знака, на третьей картинке 1 знак.

Правильно выполненное задание выглядит следующим образом, см. скриншот

Выбираем такую одежду, в которой ребёнок будет более заметным для водителя автомобиля.

Для начала оденем мальчика: выбираем зелёный свитер с полосками, розовые штанишки и оранжевую обувь с белыми полосками.

Теперь выберем эпикировку, в которой велосипедист будет более заметным для водителя автомобиля.

Правильно выполненное задание см. скрин

1. Ваня играет на проезжей части дороги, нужно выбрать верное утверждение: на проезжей части дороги опасно играть.

2. Миша катается на самокате по проезжей части дороги во дворе, выбираем верное утверждение:

Если быть внимательным, здесь можно кататься.

3. Лена гуляет на велодорожке, верное утверждение: гулять нужно по тротуару.

4. Маша играет вблизи проезжей части, а как известно, там играть опасно (верно первое утверждение).

Рядом с транспортом.

В этом задании нужно ответить на вопросы, выбрав один из двух верный вариант ответа.

1. Как перейти проезжую часть дороги, если из-за автомобиля не видно, что на ней происходит?

Ответ: отойти на такое расстояние, чтобы водители увидели тебя издалека, и перейти проезжую часть дороги.

2. Что делать после высадки из автобуса?

Ответ: дождаться, пока автобус отъедет от места остановки, и перейти проезжую часть дороги по пешеходному переходу.

3. Выбрать безопасный способ перейти проезжую часть дороги до места остановки трамвая.

Выбираем: посмотреть налево, убедиться, что водители пропускают тебя, и перейти проезжую часть дороги.

4. Как безопасно перейти проезжую часть дороги, выйдя из трамвая?

Ответ: посмотреть направо, убедиться, что водители пропускают тебя, и перейти проезжую часть дороги.

Здесь необходимо нажать на персонажа и выбрать действие, благодаря которому поездка получится безопасной.

Нажимаем на ребенка. Он отвлекает водителя рисунком. Что сделать? Необходимо сесть в автокресло и пристегнуться.

Теперь нажимаем на водителя. Он отвлекается и не следит за дорогой. Что ему нужно сделать? Конечно же смотреть на дорогу и не отвлекаться.

Ребёнок пристёгнут, но сидит не в автокресле. Что делать? Нужно сесть в автокресло и пристегнуться.

Ребёнок сидит пристегнутым в автокресле. Что делать? Здесь нужно быть очень внимательным, ни один ответ не является верным, поэтому здесь просто пропускаем.

Автобус. Определяем как нужно вести себя, чтобы поездка в автобусе была безопасной.

Мальчик с телефоном должен перестать облокачиваться и взяться за поручень.

Итак, как я и говорил в прошлой публикации на тему переезда – я планировал переезд на начало-середину июня 2020 года, чтобы спокойно забрать документы, однако пандемия коронавируса поломала планы. Впрочем, несмотря на это, мы все-таки уехали.

Оформляем выезд на ПМЖ

Начнем с того, что, если раньше правильное оформление выезда на ПМЖ было необходимо только для получения пенсионных, то теперь без выезда на ПМЖ почти нет возможности пересечь границу и выехать из Казахстана в Россию для переселения по программе.

Список оснований для пересечения границы Казахстана расположен тут.

Конкретно нас интересует пункт 12) граждан Республики Казахстан, при выезде из Республики Казахстан на постоянное место жительство в другое государство и/или имеющих иммиграционные визы;

Процедура оформления выезда на ПМЖ довольно таки длительная и имеет ряд подводных камней.

Впрочем, начнем с самого начала.

Первым делом я пошел в миграционку, чтобы получить список документов для выезда на ПМЖ. В миграционке меня обрадовали, что пока ЦОНы не откроются(а это был период плотного локдауна) – никто не будет оформлять выезд на ПМЖ, однако список необходимых документов дали.

Если с пунктами 2,3, 4, 7, 8 и 9 все понятно, то с пунктами 5 и 6 возникли некоторые сложности.

В прочем – все по порядку.

Пункт 5 – отказ от претензий потенциальных алиментополучателей ( Сейчас уже не нужен! )

Делается просто, родители идут к нотариусу и оформляют нотариально заверенный отказ от претензий и отсутствии возражения на выезд. Стоит эта услуга недорого, в районе пяти тысяч, плюс пересылка в общем и целом обходится где-то в районе 30 долларов.

Важно! Забегая вперед скажу, что когда мы подавали документы – порядок изменился и отказ от претензий нужен только в том случае, если есть исполнительный лист или судебное постановление.

Пункт 6 – заключение органов опеки и попечительства об учете мнения ребенка ( обязателен для детей достигших 10 лет )

Как было раньше:

  1. Идем к директору школы с ребенком, ребенок пишет заявление типа “Я, такая-то такая-то желаю выехать с родителями в Россию на ПМЖ”
  2. Возможно будет встреча со школьным психологом, но не обязательно. К слову, знаю девушку, у которой дочка после разговора с психологом отказалась уезжать, потому что у нее тут(в Казахстане) друзья. В итоге получили запрет на выезд на ПМЖ.
  3. Дальше эти документы несем в районный отдел образования, в отдел опеки и попечительства. Если у ребенка полная семья, то без проблем через 3-4 дня получаем документы и спокойно идем их сдавать на выезд.

Пункты один и два остались в силе, а вот с третьим вышел облом.

Когда мы приехали в районный отдел образования, секретарь нам сообщила, что теперь услуга оказывается только в режиме онлайн и нам необходимо провести ее через е-гов.

А там, сюрприз-сюрприз – услуга не автоматизирована

Почти неделя ушла на обивание порогов и звонки в отдел образования, пока не выяснилось, что услуга подается путем подачи электронного обращения в городской отдел образования, куда прикладываются все сканы документов.

Что характерно, срок рассмотрения электронного обращения – 15 календарных дней.

Кроме того, если чего-то не хватит или какие-то документы подлежат уточнению, то срок рассмотрения продлевается.

Все планы псу под хвост летят, особенно если заранее берешь билеты и планируешь выезд.

По окончанию рассмотрения вам позвонят и сообщат, когда и где можно будет забрать решение.

Подача документов на выезд на ПМЖ (Миграционка)

Как только открылись ЦОНы, мы направились в миграционку, чтобы подать документы на выезд.

Однако опять облом, в миграционке нам сообщили, что функция передана в ЦОН. К слову, если вы думаете, что в миграционку теперь не нужно будет ездить – спешу вас расстроить, вы будете курсировать между миграционкой и ЦОНом регулярно.

Ввиду пандемии коронавируса бушующей, как в мире, так и в Казахстане, доступ в ЦОН оказался ограничен. И возможность попасть в ЦОН зависела от того, успели ли вы забронировать посещение на необходимый день или нет.

Единственным полезным моментом стало то, что в миграционке на стендах были примеры заполнения заявления и обновленный список документов.

Как видим, изменилось требование о наличии отказа от претензий. Ранее он был необходим для потенциальных алиментополучателей, сейчас необходим в случае наличия исполнительного листа. Так что деньги на нотариально заверенные отказы мы выкинули на ветер.

Пример заявления-анкеты для выезда на ПМЖ

Бланки заявлений, к слову, можно получить как в миграционной полиции, так и в ЦОНе.

Подача документов на выезд на ПМЖ (ЦОН)

Предварительно бронируем посещение ЦОНа(сразу на всех взрослых, которые подают документы, так как необходимо личное присутствие)

Сделать это можно через e-gov, а также через телеграм-бота @Kenes1414Bot

К слову, тут может быть такой момент, что на одного взрослого бронь прошла, а на другого – нет, так как нет открытых слотов на этот день. Будьте внимательны.

Хочется отметить, что номерок на одну семью вам потребуется один. А вот на вход – на каждого отдельная бронь. Вот такой вот бред.

В казпочте оплачиваем гос.пошлину за каждого, ждем своей очереди, сдаем документы получаем расписку и радуемся жизни. На расписке пишут дату получения, но говорят, что обычно документы с миграционки приходят раньше, поэтому стоит зайти на неделю раньше срока.

В теории все должно быть хорошо. На практике – нет.

Приблизительно через 21 день поступает звонок из миграционки, в котором вам сообщают, что вам должны выдать документы в этот день, но из-за проблем с ответом с базы данных выдать документы не могут, так что выдадут через несколько дней.

Вы рады, что процесс идет и еще не подозреваете, что вас ждет дальше.

Суть в том, что на оказание гос.услуги дается 20 рабочих дней. И вот тут начинаются интересности.

При положительном рассмотрении вы получаете следующее уведомление.

То есть, если не сняться с учета в военкомате в течении 7 календарных дней, то все пропало – придется начинать заново.

А что самое прикольное, то, что я получил другую бумагу.

То есть, чтобы не выходить за рамки срока оказания гос.услуги, они сократили мне срок предоставления документов, причем тут есть еще один момент.

  • При положительном решении УМС ДП через ИС МП в “Интеграционный шлюз Автоматизированной системы мобилизационных ресурсов” (далее – ИШ АС МР) направляется уведомление территориальных подразделений местных органов военного управления с целью снятия с воинского учета. Военное управления в течении одного рабочего дня обрабатывает запрос и направляет уведомление о снятии услугополучателя с воинского учета.
  • При обращении за получением государственной услуги через портал поступает уведомление услугополучателю о необходимости обратиться в Государственную корпорацию по месту регистрации услугополучателя, для сдачи документов воинского учета (военный билет либо приписное свидетельство) в течение одного рабочего дня.
  • В случае обращении через Государственную корпорацию при положительном решении услугополучателю выдается уведомление согласно приложению 8 о необходимости сдачи документов воинского учета (военный билет либо приписное свидетельство) в течение одного рабочего дня.
  • После получения уведомления услугополучатель (для военнообязанных граждан Республики Казахстан) в течение одного рабочего дня предоставляет работнику Государственной корпорации военный билет или удостоверение о приписке к призывному участку.
  • При получении военного билета или удостоверение о приписке к призывному участку работник Государственной корпорации ставит отметку в Интеграционной информационной системе “Центров обслуживания населения” (далее – ИИС ЦОН) о сдаче услугополучателем документов.
  • После чего ИИС ЦОН формирует запрос в ИС МП о снятии с воинского учета услугополучателя и совместно следующих детей (в случае их наличия) и необходимости обращении в Государственную корпорацию для снятия с регистрации по постоянному месту жительства на территории Республики Казахстан которое направляется в Государственную корпорацию или портал.
  • В течение одного рабочего дня после получения уведомления услугополучатель должен обратится в Государственную корпорацию для сдачи удостоверения личности либо вида на жительство иностранца в Республике Казахстан или удостоверения лица без гражданства.

Таким образом, в теории за один день можно сняться с воинского учета и успеть предоставить документы в цон, для направления в миграционку.

А как на самом деле?

На самом деле – нет.

Начнем с того, что срок оказания государственной услуги по снятию с воинского учета сам по себе занимает 4 рабочих дня.

А с учетом того, что все документы передаются нарочно курьером, можно добавить еще пару рабочих дней, так как курьер обычно отвозит и привозит документы один раз в день, приблизительно в обед.

Что с учетом сокращенного рабочего дня в ЦОНах, а также дня рождения Елбасы могло привести к тому, что все пришлось бы начинать заново. При том, что вещи уже упакованы, заявление на увольнение написано, а еще ведь необходимо забрать документы детей из школы и оформить все документы на вывоз кошки.

В общем и целом – полный п…ц, других слов просто не оставалось.

Дальше пришлось отпрашиваться с работы, договариваться со всеми сотрудниками во всех органах, чтобы выдали документы на руки, носиться по всему городу, просить и уговаривать, чтобы пошли навстречу и рассмотрели документы, так как сроки не просто горели, времени попросту не оставалось. Просить людей дождаться меня, так как я уже еду, хоть и рабочий день уже кончился.

В общем это был тот еще стресс, но в конечном итоге все удалось.

Коррупция, столкнетесь ли вы с ней?

Более, чем уверен, что да!

Уже после оформления всех документов, я почитал телеграм-канал “Пенсионка+ПМЖВыписка из РК” и узнал, что подобная ситуация – не единичный случай. При этом некоторым людям некие помогайки решали вопрос за символические суммы.

Платить или не платить – решать вам. Только помните, что коррупция – это то самое зло из-за которого эта ситуация возникает. Вас просто подводят к тому, что вам становится гораздо выгоднее заплатить какому-то человеку, который все порешает за вас. И это печально.

Что дальше?

После получения листков убытия – забираем дела детей в школе. Иногда сотрудники школы требуют листок приема, как будто можно быть уверенным в том, что ты знаешь, в какую конкретно школу попадет ребенок.

Оформляем документы на вывоз животного.

Для этого необходим ветеринарный паспорт питомца с проставленными прививками и глистогонками. После чего, рано утром едем на осмотр в любую ветеринарную клинику. Проставляем печати, что осмотр проведен. После чего едем в городскую ветеринарную инспекцию(в Алма-ате находится на пересечении Толе Би/Байзакова в подвале бывшего БТИ), там получаем ветеринарную справку. После этого едем в комитет ветеринарного контроля Министерства Сельского Хозяйства РК, там заполняем документы, получаем реквизиты на уплату гос.пошлины за ветеринарный сертификат, оплачиваем и ждем три дня.

Через три дня получаем ветеринарный сертификат, который в свою очередь тоже действителен буквально несколько дней. Я точно не помню сколько именно по причине того, что он нам не пригодился. Ни на одном из пропускных пунктов никто их не спрашивал.

Все готово – можно ехать

Вот тут очередная сложность.

Пандемия же, самолеты не летают, поезда не ездят.

В общем, есть только два пути – на машине или пешком.

Пешком – долетаем до ближайшего приграничного города, оттуда на такси до пропускного пункта, пешком переходим границу и на такси едем в ближайший пограничный город.

Для нас этот вариант был неприемлем, ввиду того, что котейку нашу в самолеты не очень хотят брать, больно она большая( тоже бред, если честно ). Людей по 120 кг можно, а вот кошку 8+ кг – уже нет. Поэтому решили ехать на машине.

Так как возвращаться не планировали, а программа переселения разрешает ввоз одной машины на семью вне зависимости от класса и года выпуска, решили снять машину с учета и ехать на ней.

А вот и опять облом. Оказывается, что в стране уже более полугода нет транзитных номеров. То есть машину как бы снять с учета можно, но ехать на ней нельзя. В общем, куда не кинь – везде клин. Причем сотрудники ЦОНа так и говорят, что без номеров ехать нельзя, но можно же типа с гаишником на месте порешать.

Могу добавить, что пока ехал по трассе видел несколько десятков автомобилей с транзитными номерами. Странно как-то. Значит все-таки номера есть, но не для всех 🙁

Посоветовавшись, мы приняли решение ехать на казахстанских номерах, а уже потом, после получения РВП, снять с учета и переоформить.

ДТП – подрезали

Когда мы говорим, что автомобиль подрезали, то почти всегда имеется в виду некое специальное, умышленное действие второго водителя, который спровоцировал ДТП. Так действуют "учителя" на дороге, которые пытаются наказать или проучить своего оппонента, полагая, что водитель недостаточно удобно для него или неё едет или двигается слишком медленно. Иногда при таких маневрах не удается избежать столкновения транспортных средств и, казалось бы, простой конфликт уже перерастает в возмещение вреда. Но кто кому будет его возмещать, кто прав, и кто виноват в таких ситуациях, разберем более подробно в статье.

Что говорят ПДД о подрезании?

Ключевым понятием, которое нам понадобится, является перестроение. Но, к счастью, оно, как и другие термины, простое.

  • Перестроение – это когда автомобиль сперва ехал в одной полосе и потом переместился в соседнюю полосу, при этом направление движения сохранил.
  • Причём, если вы выехали на "встречку", то это тоже перестроение.
  • То же правило действует и для рядов, если в одной полосе их несколько.
  • Когда этот манёвр совершается неправильно, то может возникнуть опасность для движения. Она возникает, когда при продолжении дальнейшего движения, не изменяя скорости и направления, возникает риск столкновения автомобилей.
  • При этом очень важно какая дистанция и боковой интервал разделяют автомобили в начальный момент. От этого зависит, удастся ли избежать ДТП или нет.

Всё это включено в понятие опасное вождение, которое было введено в Правила дорожного движения в 2016 году. Опасное вождение запрещается водителям, но именно таким вождением и отличаются "учителя" на дорогах.

Такая манера вождения имеет относительно чёткие критерии, описанные в ПДД:

  • подрезание другого автомобиля – то есть неуступление дороги при перестроении,
  • резкое торможение, когда оно не нужно для предотвращения опасности на дороге и ДТП (это тоже включено в в понятие "подрезания"),
  • несоблюдение дистанции и/или бокового интервала,
  • препятствование обгону.

Нарушая требования Правил, они умышленно создают опасность на дороге, резко перестраиваясь перед автомобилями и тормозя, без какой-либо необходимости.

Траектории перестроения и опасное вождение

Подрезали при перестроении – кто виноват?

Кажется, что ответ на данный вопрос напрашивается сам собой, конечно же, виноват тот, кто подрезал. Но на практике не всё так однозначно, как хотелось бы.

Перестроились и затормозили – удар сзади

Для такой ситуации важным показателем будет дистанция. При этом, водителю, который едет прямо и не совершает никаких маневров необходимо держать безопасную дистанцию до впереди едущего транспортного средства. Он самостоятельно выбирает её, исходя из скорости его автомобиля, погодных условий и состояния дороги.

Но что делать и как быть, когда выбранную дистанцию нарушает перестроившийся автомобиль. При этом, он может не просто вклиниться в вашу полосу, но и затормозить перед вашим автомобилем.

В таком случае водитель, которого пытаются "проучить" должен со своей стороны соблюдать ПДД и при возникновении опасности тормозить вплоть до полной остановки. Так действовать предписывает пункт 10.1. И, если подрезающему водителю запрещено резко тормозить без какой-либо на то причины, то для второго водителя такие причины есть – вам необходимо избежать ДТП.

Когда дистанция, на которую перестроился "учитель" слишком мала, то, скорее всего, у вас не будет технической возможности остановиться, и произойдет столкновение. В данном случае виноват будет водитель, вас подрезавший, но самое важное здесь – вам данный факт предстоит еще доказать.

Пару слов скажем и про ситуации, которые случаются, как правило, в осенне-зимний период. У перестроившегося водителя может не быть желания и цели вас подрезать, он по невнимательности может просто не оценить дорожную обстановку.

К примеру, не учесть, что дорога скользкая или под слоем снега, а на таком покрытии тормозной путь увеличивается. И безобидное перестроение в соседний ряд на светофоре может привести к аварии, ведь автомобилю, который едет позади не хватит расстояния, чтобы остановиться. То есть данный пример прост:

  1. вы едете, например, со скоростью 30 км/ч и размеренно замедляетесь, чтобы остановиться на запрещающий сигнал светофора, правильно рассчитав расстояние до стоп-линии и тормозной путь при таком медленном торможении,
  2. но вдруг перед вами вклинивается другой автомобиль, который, хоть и движется со скоростью, к примеру, 5 км/ч, но уменьшает дистанцию, и ваш тормозной путь уже даже при экстренном торможении, которое вы начинаете применять, оказывается длиннее расстояния до подрезавшей машины.

Должны ли вы были предвидеть, что авто перестроиться, и интенсивнее тормозить ещё заранее? Нет. Могли ли вы предвидеть эту опасность в контексте пункта 10.1 ПДД? Нет. Виноваты ли вы в ДТП? Конечно же, нет!

В таком случае вина тоже будет лежать на невнимательном водителе, но обстоятельства произошедшего придется также доказывать. Ведь подрезавший вас водитель может указать, что и не перестраивался вовсе, а ехал по этой полосе уже давно.

ДТП: перестроились и затормозили

Если задели боковой частью

Как вы помните, кроме дистанции, есть еще и боковой интервал. Его не соблюдают, когда бьют задней частью опережающего или обгоняющего автомобиля в переднюю часть двигающуюся по своей полосе машину.

Избежать ДТП здесь крайне сложно, но можно, если, вовремя обнаружив опасность, затормозить либо отвернуть рулем в сторону.

Но крутить сильно рулем нельзя, ведь машину может занести, и тогда полученный вред будет еще больше, чем тот, которого хотелось избежать.

Также важно сохранить положение автомобиля в полосе на случай, если придется доказывать свою невиновность. Ведь второй участник ДТП скорее всего скажет, что это именно вы перестроились из другой полосы в его и врезались в его заднюю часть. Кроме того, вернёмся к пункту 10.1 – он указывает только тормозить до полной остановки, а никак не маневрировать.

Доказательства

Когда водитель попал в подобное ДТП, самым хорошим и надежным доказательством его невиновности является запись видеорегистратора, установленного в его автомобиле. В крайнем случае, в автомобиле, который двигался рядом в потоке.

Ведь на видеозаписи, как правило, видно, чьи именно действия привели к аварийной ситуации, кто обгонял, кто подрезал. А это главное при доказательстве виновности того или иного участника движения – установить причинно-следственную связь в ДТП.

Без записи бывает крайне тяжело доказать свою правоту, ведь объяснения участников будут противоречивые, а показания свидетелей не всегда помогают установить истину.

Кроме того, вокруг могут быть камеры видеонаблюдения. Поэтому сразу после аварии (после того, как вы выставите знак аварийной остановки, включите "аварийки" и вызовите ГИБДД) следует осмотреться вокруг на предмет их наличия. А затем соответствующим ходатайством заявить инспектору ГИБДД о необходимости запроса видео с этой камеры у соответствующей организации.

Что делать при таком ДТП?

Действия водителя при ДТП прописаны в ПДД, но там перечислены только обязанности с законодательной точки зрения, и не только эти обязанности необходимо выполнить водителю, но и другие действия, которые помогут вам остаться правым в такой ситуации.

  1. По возможности сразу же остановиться после столкновения.
  2. Не передвигать и не переставлять автомобиль с места, как минимум до того момента, как сможете зафиксировать все обстоятельства ДТП.
  3. Найти свидетелей и очевидцев аварии, записать их данные, спросить есть ли у них видеорегистраторы, если это водители из других авто.
  4. Сфотографировать автомобили, их взаимное расположение относительно друг друга и других стационарных объектов.
  5. Обязательно сфотографировать повреждения на обоих автомобилях и следы, осколки и т.п. на дороге. При этом, повреждения надо фотографировать очень детально, а следы и осколки в масштабе относительно автомобилей.
  6. Если нет возможности всё это фотографировать, тогда можно сделать видеозапись, на тот же видеорегистратор (при наличии).
  7. Вызвать ГИБДД для оформления происшествия, если необходимо.

В случае, когда следы на дороге, показывающие как двигались автомобили до ДТП, могут быстро исчезнуть (идет снег, дождь) то фиксировать их надо как можно быстрее.

После всего вышеуказанного, когда остается лишь ждать прибытия на место сотрудников полиции, необходимо осмотреть место ДТП и близлежащие объекты. Возможно где-то есть видеокамеры, на которые могла попасть ваша авария.

По факту мы перечислили почти всё, что должны делать сотрудники полиции после прибытия на место ДТП. Но они могут прибыть слишком поздно, когда уже не будет видно следов, разъедутся свидетели и очевидцы, поэтому в ваших интересах изначально брать на себя их обязанности, а потом всю информацию сообщить сотрудникам.

Если свидетелей или видеозапись удастся найти только спустя какое-то время, когда ДТП уже будет давно оформлено, то имеющуюся видеозапись нужно письменным ходатайством приобщить к материалам дела. Также письменно необходимо заявлять и о наличии свидетелей и об их опросе.

Что делать, если подрезали - судебная практика

Если подрезали и уехали с места происшествия?

Второй участник ДТП не всегда остается на месте происшествия, и даже в том случае, когда его автомобиль пострадал, ведь он понимает, что его действия могли стать причиной аварии. А в ситуациях, когда машину подрезали, но контакта между авто не было, уезжают почти всегда. Именно так поступают чаще всего так называемые "учителя".

В такой ситуации важно запомнить, записать, узнать, посмотреть на видеорегистраторе марку, модель и номерной знак подрезавшего автомобиля и сообщить их инспектору ДПС.

Инспектор обязан доложить дежурному о скрывшемся транспортном средстве и водителе и отразить эти данные в документах.

Скрывшегося водителя в итоге могут не найти и не оштрафовать (не привлечь к административной ответственности), но это не мешает вам получить возмещение по ОСАГО, если на автомобиль виновника был оформлен полис ОСАГО, или потребовать ущерб с собственника уехавшего автомобиля.

Судебная практика 2021 года

Практика в судах по таким ДТП различная и обобщить её не получится, но мы более подробно остановимся на одном деле, и на его примере расскажем, как и что обычно бывает в суде.

Решение по этому делу вынес Первоуральский городской суд 29 июля 2014 года, затем это решение было обжаловано, но решение устояло и вступило в законную силу.

Коротко о ситуации: водитель ехал в крайней левой полосе, и какой-то учитель решил его подрезать. В результате его действий водителю пришлось тормозить, и машина потеряла управление. Как итог, автомобиль потерпевшего выскочил на встречку, где столкнулся с большегрузом. Были пострадавшие. Учитель скрылся с места происшествия, контакта с его машиной не было.

Сразу отметим 3 фактора, которые, как нам кажется, привели к положительному решению по данному делу в пользу пострадавшего.

  1. У пострадавшего водителя в машине был видеорегистратор. Прибывший на место сотрудник ДПС сразу же просмотрел видеозапись и передал ориентировку на скрывшийся с места ДТП автомобиль. Его нашли и даже установили водителя. Далее именно запись видеорегистратора играла ключевую роль при проведении экспертиз, в том числе судебных.
  2. В данном ДТП были пострадавшие и уголовное дело. Хоть это плохо звучит, но именно этот факт повлиял на то, что в рамках уголовного дела проводилась автотехническая экспертиза, которая также была учтена судом при вынесении решения.
  3. Нашлись свидетели данного происшествия, и они дали показания в суде.

Основной довод виновника ДТП был в том, что это другой водитель сам не справился с управлением, начал крутить рулём и выехал на встречную полосу, а он не при делах.

Поэтому важно помнить о том, что мы писали выше, ваши действия не должны расходиться с Правилами дорожного движения, и, если в конкретной ситуации вы, просто тормозя, не избежите столкновения, может быть, вы тем самым избежите более серьезных последствий и разбирательств.

Даже если у вас будет видеозапись, нельзя быть на 100% уверенными в том, что вас не признают виновными. По делу могут быть проведены несколько экспертиз, и мнения экспертов могут кардинально отличаться. Важно, как суд в конечном итоге оценит все доказательства по делу.

В заключении хотелось бы сказать, что самое надежное средство – это стараться избегать таких ситуаций, соблюдать ПДД и не провоцировать других водителей на агрессию. Основные правила здесь просты:


Если вы на автостанции или автовокзале, то получать отметку про то, что автобус уехал раньше, а дальше обращаться к перевозчику за возмещением. Обычно такое быстро и просто решается по звонку напрямую либо по обращению дежурного к сотруднику перевозчика. Бывают случаи, когда на вокзале отметку не ставят, тогда надо звонить туда, где был куплен билет. Если же вы просто стоите на остановке в поле, то надо будет позже обратиться к перевозчику. Каждый автобус по закону оборудован тахографом, и перевозчик сможет легко установить, когда автобус уехал с вашей остановки.

— Есть ли автобусы с лежачими местами — можно ли ехать лёжа?

На смежных межрегиональных маршрутах паспорт не нужен, но при покупке онлайн паспортные данные понадобятся. Если вы едете из области в область — уже нужен в любом случае. То есть внутри одного субъекта Федерации можно покупать билет и двигаться вообще без документов. Что не исключает возможность того, что у вас их попросят предъявить для проверки по дороге.

— А кто имеет право останавливать автобус для проверок пассажиров?

На территории автовокзала автобус и документы пассажиров имеет право проверять администрация вокзала. По дороге могут проверять как самого перевозчика, так и пассажиров. МВД или ФСБ могут искать преступников, проверять багаж на наркотики и перевозку оружия и так далее. Дальше действуют обычные нормы, как если бы сотрудники подошли к вам на улице. Может быть и такое, что автобус задержала полиция, и пассажирам придется добираться самостоятельно.

— Если меня сняли с автобуса полицейские, они компенсируют мне убытки?

Если сняли правомерно, то не компенсируют. И перевозчик в этом случае ответственности не несёт. Если же сняли с нарушениями со стороны внутренних органов, то, конечно, дальше надо обращаться в суд.

— А если я не доехал до конца маршрута из-за ДТП, например?

Обычно перевозчик в таком случае отправляет дополнительный автобус, чтобы забрать пассажиров сломавшегося. Если же продолжение маршрута невозможно, то по нормативу оставшийся сегмент пути компенсируется деньгами. Например, 6,5 рубля за километр. Да, вы можете остаться где-то в степи ночью и получить 200 рублей компенсации потом, и да, дополнительный автобус может приехать через 6 часов.

— Приехали в конечный пункт маршрута на 2 часа позже, я получу компенсацию?

Билет должен быть сохранён пассажиром до конца поездки по закону. По идее, если контролирующие органы остановили ТС для проверки, а у пассажира нет билета и не может доказать, что он пассажир, и перевозчик не может предоставить список или посадочную ведомость, где пассажир вписан, — значит, он безбилетный пассажир.

Во второй ситуации, когда у вас есть билет, а у водителя нет списка или посадочной ведомости, то это уже его проблема. Главное, чтобы был билет.

Обратите внимание, что некоторые современные автовокзалы пропускают на рейс по изображению электронного билета с экрана телефона, но правильно такой билет печатать. То есть достаточно распечатать его дома (абсолютно ту же форму, что в электронном билете), часто это можно сделать на автовокзале. Это пока одна из главных причин, почему рост электронных билетов в России идёт так медленно. В перспективе стандарты могут поменяться и будет как на железной дороге, но пока терпите.

— Когда я еду в автобусе из одного города в другой, по нормативам какого города меня будут штрафовать, например, за безбилетный проезд?

— Кто отвечает за багаж в нижнем отделении автобуса?

За пассажиров и багаж на протяжении всей поездки несёт ответственность перевозчик. Крайне редко сумки в багажном отделении теряются. Но если вдруг такое случилось, ответственность перевозчика застрахована. Имея на руках багажный билет, надо обратиться к перевозчику.

Багаж вы кладёте в отделение сами, вынимаете тоже. Если у вас скоропорт в багаже, никаких претензий к перевозчику выдвигать вы не можете. А водитель и перевозчик не имеют права требовать открыть багаж перед погрузкой (но могут обратиться в МВД за этим, если происходит что-то подозрительное).

Если же вдруг из соседней с вашей сумки что-то вытекло, выбежало и покусало вашу сумку или плюнуло в неё кислотой — это уже чаще всего спор двух физлиц-пассажиров, а не пассажира и перевозчика. Но можно попробовать обратиться с претензией к перевозчику.

— У меня есть билет, я прихожу на вокзал, а меня нет в списках. Что делать?

Возможно два варианта:

  1. Вы купили поддельный билет.
  2. Что-то где-то пошло не так, и данные о покупке билета не дошли до списка.

Не стоит пугаться, если вы называете сервис по бронированию, а сотрудники автовокзала или перевозчика говорят, что впервые слышат и не работают с ними. Из-за этого клиенты часто ошибочно думают, что билеты ненастоящие. На самом деле, цепочка состоит больше чем из двух звеньев. Поэтому если вы подозреваете, что у вас поддельный билет, то позвоните туда, где этот билет покупали.

— Можно ли ехать в состоянии алкогольного опьянения?

На усмотрение перевозчика. Это среди всего прочего значит, что пьяное тело могут высадить на любой остановке по маршруту, если вдруг оно начало пахнуть, буянить или издавать неправильные звуки.

— Мой сосед начал как трезвый пассажир, но по дороге всосал две бутылки водки. Что делать?

Обратиться к водителю. Он принимает решение, высадить этого человека или нет. Если решает высадить, то может попробовать сделать это сам или вызвать полицию в помощь. С высокой степенью вероятности ваш сосед проснётся в отделении. Также можно попробовать обратиться к сотрудникам полиции на автовокзале напрямую.

— Я забыл багаж в автобусе, что делать?

Багаж доедет до конечного пункта (не того, до которого у вас билет, а того, где заканчивается весь маршрут) и там будет переложен в камеру хранения. Его могут досмотреть для поиска документов, скоропортящихся продуктов и для безопасности.

Для нашедшего вещь на автовокзале составляют акт с подробным описанием внешнего вида найденных вещей и обстоятельств их обнаружения. Одна копия акта остаётся на вокзале, одна выдаётся тому, кто принёс обнаруженную вещь. За хранение багажа (кроме дня поездки) придётся заплатить. Через 30 дней автовокзал может утилизировать или распродать ваш багаж.

Если багаж потеряли, выплатили вам за него деньги, а потом внезапно нашли, можно поменять эти деньги обратно на багаж или оставить багаж перевозчику.

Та же ситуация — это если вы не успели на автобус на промежуточной остановке, и он уехал без вас дальше.

— А если я забыл вещь в салоне, тогда что?

Сценарий выше вполне подходит. Вещь в салоне, в отличие от багажа, может быть не замечена на разворотном пункте (например, маршруте Санкт-Петербург — Петергоф — Санкт-Петербург), и поэтому стоит спросить её ещё в камере хранения начального пункта. Ещё её могут забрать пассажиры, и если это сделано не с целью вручить её вам обратно, то это уже преступление. Надо обратиться в полицию, они получат доступ к камерам салона (если они были установлены) или сделают что-то ещё, чтобы найти ваши вещи, например, попробуют найти и опросить тех, кто сидел рядом с вами. За данными камер лучше обращаться как можно быстрее.

— Что надо знать про остановки?

— Какие есть требования к автобусу для выхода на маршрут?

Автобус должен быть исправен, а водитель — пригоден. Первое проверяется механиком на начальном и конечном пунктах в дорейсовом и послерейсовом осмотрах (это может делаться в парке перевозчика в этом городе, а не на вокзале), водитель же должен иметь допуск медиков, что он здоров, трезв и способен управлять. Диспетчер вокзала также проверяет его путевые листы, чтобы понять, достаточно ли долго он отдыхал между рейсами. При ряде нарушений перевозчик в обход диспетчера вокзала может принять решение о начале рейса. Если в дороге будет выявлено нарушение, то пассажиров высадят, автобус отправят в парк, водителя и перевозчика оштрафуют. Если водитель откажется так делать, его ещё и посадят.

— Я не поехал, можно ли вернуть билет и получить часть денег обратно?

На рейсах внутри страны есть общие правила возврата:
— За два часа до рейса или больше — 95% стоимости билета (туда не входит комиссия);
— Между двумя часами и временем отправления рейса — 85%;
— Меньше, чем через 3 часа после отправления — 75%;
— Больше чем через 3 часа после отправления возврат уже не делается, т.к. позже кассиры уже не могут поставить отметку для внесения в систему.
Кроме того у перевозчиков и партнеров существуют свои дополнительные правила по возврату билетов.

Самый простой способ после звонка перевозчику (или агрегатору) — в кассе автовокзала. Если там не отдают наличными сразу, то надо поставить на билет отметку о возврате. Там нужна дата и время возврата, ФИО кассира, печать автовокзала, подпись кассира. Но это работает только с распечатанными билетами. Если билет приобретен онлайн, то кассир его печатать не будет и, соответственно, отметку ставить тоже.

Обмен билета делается через возврат одного и покупку другого.

— То есть не бывает невозвратных билетов?

Да. Любой билет, купленный по любой акции, можно вернуть по правилам выше. Обратите внимание, что это не касается трансграничных рейсов (выходящие за пределы государства) — там правила будут другие и часто установленные самим перевозчиком.

— Если автобус никак не приедет, то мне вернут деньги?

Да, если автобус задержался с выездом больше чем на час, можно сделать полный возврат. То же самое, если рейс отменён.

— Как страхуется пассажир?

На всех регулярных рейсах перевозчик обязан иметь ОСГОП — обязательное страхование ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам. Правда, если пассажира хватит кондратий во время поездки и это никак не будет связано с действиями перевозчика, то могут и не компенсировать.

— Возможен ли маршрут без туалета 12 часов?

— Вот эти ремни в автобусе — они нужны?

Да. Действуют обычные ПДД. По ПДД пассажиры должны быть пристёгнуты всё время, им нельзя ходить по салону. Если ребёнок маленький, его надо везти на руках. Специальных детских ремней нет.

— Я могу бесплатно сходить в туалет в конечном пункте?

На территории автовокзала по билету вас должны пускать в туалет бесплатно до поездки и через 2 часа после поездки в конечном пункте (отсчитывается от фактического прибытия). И ещё вас никто не погонит в это же время из зала ожидания. То же самое касается промежуточных остановок, но туалет там должен быть официально по документам — тогда он по билету для вас бесплатен. В реальности вы можете встретить туалет от соседнего помещения, кафе, например.

— Когда перестают продавать билеты?

Междугородние билеты перестают продавать за 5 минут до выезда автобуса по расписанию. Вам могут отказать в продаже билета, если вместимость автобуса закончилась (багаж некуда класть, например), но таких практических случаев мы не знаем. Зато знаем случай, когда человек купил онлайн билет, а потом оказалось, что все места уже заняты. Так называемый овербукинг. В этом случае пассажирам возвращаются деньги в полном объеме, но помощь в пересадке оказывают не все перевозчики.

Читайте также: