Когда выполните можете отдохнуть

Обновлено: 15.09.2024

(1). Привет, старик!

(2)Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбёшку в непыльном уголке. (3)Правда, комары проклятые донимают, но жизнь всё едино райская! (4)Давай, старик, цыгань отпуск и рви к нам. (5)Тут полное безмашинье и безлюдье. (6)Раз в неделю шлёпает к нам моторка с хлебушком, а так хоть телешом весь день гуляй. (7)К услугам туристов два шикарных озера с окунями и речка с хариусами. (8)А уж грибов.

(9)Впрочем, сегодня моторкой приехал какой-то старикан: седой, коренастый, без руки, и с ним капитан-ракетчик.(10)Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно - тятей. (11)Что-то они тут стали разыскивать - я не вникал.

…(12)Вчера не успел дописать: кончаю утром. (13)Здесь, оказывается, тоже воевали.

(14)Воевали, когда нас с тобой ещё не было на свете. (15)Альберт Федотыч и его отец привезли мраморную плиту.(16)Мы разыскали могилу - она за речкой, в лесу. (17)Отец капитана нашёл её по каким-то своим приметам. (18)Я хотел помочь им донести плиту и -не решился. (19)А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел.

…(20)За соснячком лежал мшистый, весь в валунах пологий берег Легонтова озера. (21)Бор начинался на взгорбке, и к нему вёл корявый березняк да редкие хороводы приземистых ёлок. (22)Он впереди шёл, Четвертак с Комельковой - основным ядром, а Осянина замыкала.

(23)Сторожко шли, без шума, да опять, видно, к себе больше прислушивались, потому что чудом на немцев не нарвались. (24)Чудом, как в сказке.

(25)Счастье, что старшина первым их увидел. (26)Как из-за валуна сунулся, так и увидел: двое в упор на него, а следом остальные. (27)И опоздай Федот Евграфыч ровно на семь - шагов кончилась бы на этом вся их служба. (28)В две бы хороших очереди кончилась.

(29)Но семь этих шагов были с его стороны сделаны, и потому всё наоборот получилось.

(30) И отпрянуть успел, и девчатам махнуть, чтоб рассыпались, и гранату из кармана выхватить. (31)Хорошо, с запалом граната была: шарахнул ею из-за валуна, а когда рвануло, ударил из автомата.

(32)В уставе бой такой встречным называется. (33)А характерно для него то, что противник сил твоих не знает: разведка ты или головной дозор - им это непонятно. (34)И поэтому главное тут - не дать ему опомниться.

(35)Федот Евграфыч, понятное дело, об этом не думал. (36)Это врублено в него было, на всю жизнь врублено, и думал он только, что надо стрелять. (37)А ещё думал, где бойцы его: прятались, залегли или разбежались?

(38)Треск стоял оглушительный, потому что били фрицы в его валун из всех активных автоматов. (39)Лицо ему крошкой каменной иссекло, глаза пылью запорошило, и он почти не видел ничего: слёзы ручьём текли. (40)И утереться времени не было.

(41)Лязгнул затвор его автомата, назад отскочив: патроны кончились. (42)Боялся Васков этого мгновения: на перезарядку секунды шли, а сейчас секунды эти жизнью измерялись.

(43)Рванутся немцы на замолчавший автомат, проскочат десяток метров, что разделяли их, и - всё тогда.

(44)Но не сунулись диверсанты. (45)Голов даже не подняли, потому что прижал их второй автомат - Осяниной. (46)Коротко била, прицельно, в упор и дала секундочку старшине, ту секундочку, за которую потом до гробовой доски положено благодарить.

(48)Сколько тот бой продолжался, никто не помнил. (49)Если обычным временем считать - скоротечный был бой, как и положено встречному бою по уставу. (50)А если прожитым мерить - силой затраченной, напряжением, - на добрый пласт жизни тянуло, а кому и на всю жизнь.

…(51)Рита Осянина знала, что рана её смертельна и что умирать она будет долго и трудно.

(52)Хотелось пить. (53)Но пить было нельзя, и Рита просто мочила в лужице тряпочку и прикладывала к губам. (54)Она не жалела себя. (55)Сын её, Альберт, оставался сиротой, оставался совсем один на руках у болезненной матери, и Рита гадала сейчас, как переживёт он войну и как потом сложится его жизнь. (56)Вскоре вернулся Васков. (57)Разбросал ветки, молча сел рядом, обхватив раненую

руку и покачиваясь.

-(58)Они ушли. (59)За взрывчаткой, видно. -(60)Он поймал её тусклый, всё понимающий взгляд, выкрикнул вдруг:

- Не победили они нас, понимаешь? (61)Я ещё живой, меня ещё повалить надо. (62)Он замолчал, закачался, баюкая руку.

-(64)Здесь у меня болит. -(65) Он ткнул в грудь. -(66) Здесь свербит, Рита, так свербит. (67)Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? (68)3а десяток фрицев?

- (69) Ну зачем так. (70)Всё же понятно, война.

- (71)Пока война, понятно. (72)А потом, когда мир будет? (73)Будет понятно, почему умирать приходилось? (74)Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? (75)Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли! (76)Что ж это вы со смертью их оженили, а сами целенькие? (77)Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? (78)Да там ведь тоже, поди, охрана, - там ведь людей больше, чем пять девчат да старшина с наганом!

- (79)Не надо, - тихо сказала она. -(80) Родина ведь не с каналов начинается.

(81)Совсем не оттуда. (82)А мы её защищали. (83)Сначала её, а уж потом канал.

(По Б.Л. Васильеву*)

*Борис Львович Васильев (1924-2013) - русский писатель

1. Рита Осянина, смертельно раненная в бою с врагами, думала не о себе, а о судьбе своего маленького сына. 2. В гибели девушек, группой которых руководил Васков, старшина винит себя. 3. Все отдыхающие на берегу Легонтова озера знали, что здесь когда-то шли ожесточённые бои с фашистами. 4. После войны в память о подвиге девушек поставили обелиск. 5. Из всех бойцов группы под руководством старшины Васкова в итоге в живых остался только он. .


Сформировать умение выполнять деление суммы на число, выбирая рациональный способ вычисления.

Отработать навыки деления суммы на число.

Термины и понятия

Названия компонентов действий умножения и деления; алгоритм, задача.

Формируемые УУД:

Познавательные (анализ, сравнение и классификация, выбор эффективных способов решения);

Коммуникативные (работа в парах, умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи);

Личностные (смыслообразование, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, уважительное отношение к мнению других);

Регулятивные (целеполагание, постановка учебной задачи, контроль и оценка результатов).

Организация образовательного пространства

Медиапродукты: тест на сайте Дневник.ру в приложении ЯКласс, образовательная платформа: Учи.ру

Фронтальная, парная, самостоятельная.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Здравствуйте!

-Ребята прочитайте внимательно высказывание:

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?

-А вы боитесь трудностей?

-Готовы трудиться? Покорять все крепости математики?

Воспринимают речь учителя.

Рассуждают, мотивируют учебную деятельность. Выражают свое отношение к математике

Формирование коммуникативной грамотности.

Актуализация опорных знаний.

1)Запишите результаты выражений:

4 ∙ 6, 36: 9, 6 ∙ 3, 30 : 10, 48 : 8

- На какие группы можно разделить результаты?

- Составьте выражения на умножение и деление с полученными результатами.


- Назовите компоненты умножения и деления.

Записывают результаты, классифицируют их на группы.

Называют компоненты умножения и деления.

Повторение табличных случаев умножения и деления.

Постановка учебной задачи.

Продолжим работу в группах.

- Ребятам выдаются карточки 3-х вариантов.

Карточка № 1 (Лёгкий уровень)

-Найди ошибки, исправь и реши пример.

(8 + 4) ∙ 5 = 8 ∙ 5 + 4

(3 + 9) ∙ 2 = 3 ∙ 9 + 9 ∙ 2

Карточка № 2 (Средний уровень)

Соедини пары выражений.

(30 + 2) ∙ 4 (40 + 8) ∙ 2

(21 + 34) ∙ 2 30 ∙ 4 + 2 ∙ 4

40 ∙ 2 + 8 ∙ 2 21 ∙ 2 + 34 ∙ 2

Карточка № 3 (Повышенный уровень)

Решите примеры с объяснением.

- Какое математическое свойство использовали, когда выполняли задания на карточках?

- Проверка по эталону.

- А сейчас вам нужно найти значения следующих выражений:

(Второй пример должен вызвать затруднение)

- Какое выражение вызвало затруднение?

- А мы умеем быстро и правильно делить сумму на число?
- Кто догадался какова тема урока? (Деление суммы на число)

- Итак, сегодня мы будем учиться делить

сумму чисел на однозначное число.
- Какую цель мы поставим?

- Что мы для этого будем делать?

Исправляют ошибки в выражениях; соотносят пары выражений, применяя правило умножения суммы на число; решают примеры с объяснением, используя ранее полученные знания.

Проверяют по эталону

Находят значения выражений. Выделяют проблему.

Определяют тему урока.

Формулируют цель и задачи урока

Формирование коммуникативной грамотности

Применение распределительного свойства умножения.

Открытие нового знания

- Ребята, давайте рассмотрим способы деления суммы на число. Для этого выполним практическую работу. Выложите 4 палочки белого цвета и 6 палочек красного цвета.

- Сколько палочек вы выложили? (4+6=10)

- Как разложить эти палочки на 2 части?

- Запишите решение задачи выражением.
Проверка. Первая пара выходит к доске и рассказывает свой способ решения.

(4+6):2=5 палочек в каждом ряду

к 4+6 получили 10 и разделили на 2.
- Как еще можно разделить эти палочки на 2 части?

Второй способ: можно сначала разделить 4 палочки на 2 части, а потом разделить 6 палочек на 2 части и полученные результаты сложить. Запись выражения - (4:2+6:2=5)

- Какой вывод позволяют сделать найденные пути решения задачи? (Сумму на число можно разделить двумя способами)

- Какими двумя способами можно разделить сумму на число? Давайте соберем алгоритм деления суммы на число.

1. Вычислить сумму.

1. Разделить первое слагаемое на число.

2. Разделить полученный результат на число.

2. Разделить второе слагаемое на число.

3. Полученные результаты сложить

- Сравним свои выводы с выводом в учебнике на с.27

Иллюстрируют способ деления. Находят значения выражений, используя различные способы решения.

1. Эмпатия

Что ж, начнем с самого очевидного. Эмпатия — это способность осознанно сопереживать эмоциональному состоянию другого человека. Если говорить проще, эмпаты — люди, которые умеют ставить себя на место другого человека, понимают чувства окружающих и проявляют готовность оказать им необходимую поддержку. Допустим, если ты переживаешь вместе с другом, который рассказывает тебе неприятный случай из своей жизни, эмоционально поддерживаешь свою подругу, которую бросил парень, и часто ловишь себя на том, что проживаешь чувства даже малознакомого человека вместе с ним самим, — ты эмпат.

2. Прокрастинация

При этом ты начинаешь испытывать вину за то, что не успел переделать дела, — вот главное отличие от обыкновенной лени. Когда ты ленишься, тебя не терзает совесть, а когда ты прокрастинируешь — ты начинаешь переживать.

3. Фрустрация

Хотя бы однажды ты наверняка испытывал чувство нереализованности, которое становилось причиной отсутствия мотивации и желания что-либо делать. Это и называется фрустрацией. Когда кажется, что ты в жизненном тупике: тебе всё осточертело, и ничего не получается.

Больше всего к фрустрации склонны люди, которые имеют точное представление о способе достижения поставленной цели и стараются придерживаться этого плана. Любое отклонение от намеченного курса может привести их к замешательству.

4. Амбивалентность

Амбивалентность — это особенность переживания, выражающаяся в том, что один и тот же предмет (или ситуация) вызывает у человека одновременно два противоположных чувства (к примеру, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, дружелюбие и враждебность). Швейцарский психиатр Э. Блейлер считал амбивалентность одним из признаков шизофрении. На самом же деле амбивалентность абсолютно нормальна в отношении объекта, который играет в жизни человека неоднозначную роль.

5. Инсайт

Если переводить напрямую с английского языка, insight — это способность постигать суть, внезапное озарение, нахождение верного решения. Обычно в сложных задачах приходит инсайт, то есть озарение. После нескольких часов или дней, потраченных на поиск оптимального решения, ты вдруг четко понимаешь, что тебе нужно делать дальше.

6. Конформизм/нонконформизм

Прежде всего стоит разобраться в том, что такое конформность. Конформность — это склонность человека менять свое первоначальное мнение об объекте под влиянием окружающих. Чаще всего это происходит из-за боязни быть не как все, не понравиться другим людям, выглядеть глупо. Но погоди с негативной оценкой — конформность является еще и элементом социализации человека. Одно из полезных ее проявлений — это способность усвоения норм и правил поведения, установленных в обществе.

Нонконформизм — это противоположное понятие, выражающее отстаивание человеком своего мнения, даже если оно отличается от мнения большинства.

7. Катарсис

По сути катарсис — это эмоциональная разрядка, которая наступает в процессе долгого переживания, волнений. Как только эмоции выплеснуты — настает облегчение. К примеру, у человека есть проблема, которая в какой-то момент достигает своего пика, и он начинает страдать. Но страдать вечно оказывается невозможным — проблема постепенно отходит на второй план или теряет свою актуальность. Злость стихает, и наступает момент, когда человек высвобождается от всех отрицательных эмоций.

8. Ригидность

9. Ассертивность

10. Обсессия

Обсессия — это навязчивые мысли и идеи, которые спонтанно возникают в голове у человека и не поддаются контролю. Самостоятельно избавиться от обсессии не получается, переключить внимание на что-то другое попросту невозможно. Наглядный пример обсессии — возвращение домой, чтобы проверить, перекрыт ли газ и не оставлен ли включенным утюг.

11. Локус контроля

Термин обозначает приписывание своих успехов и провалов влиянию внешних факторов или собственным способностям. То есть человек либо валит всё на неудачное стечение обстоятельств, либо полностью берет на себя ответственность за свои действия.


12. Интроспекция

Интроспекция — это самонаблюдение. С помощью этого метода человек может познавать себя, свои мысли, чувства, переживания. Главный плюс такого метода в том, что человек может самостоятельно заняться исследованием себя. Но тут же стоит упомянуть и о главном минусе: исследование может получиться необъективным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

2. Какое наречие должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Запишите это слово.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОСТ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РОСТ, а (-у), м.

1) Увеличение организма или отдельных органов в процессе развития. Быстрый р. детёнышей. Весна и летовремя роста растений. Трава пошла в рост (растёт).

2) Увеличение в числе, в размерах, развитие. Р. городов. Р. промышленности.

3) Совершенствование в процессе развития. Р. таланта. Р. мастерства. Творческий, научный р.

4) Размеры человека или животного в высоту. Высокий, низкий, средний р. Костюм не по росту (велик или мал).

5) То же, что проценты (устар.). Давать деньги в р.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

граждАнство укрепИт вернА лилАсь защЕмит

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Форвард забросил две шайбы и сделал одну результативную ПЕРЕДАЧУ.

Несмотря на запреты и гонения, народ всегда выдвигал из своей среды выразителей своей мятежной, мужественной и ДОВЕРЧИВОЙ души.

В качестве минеральной подкормки для сельскохозяйственных животных используется КОСТНАЯ мука.

КАМЕННАЯ глыба неожиданно преградила нам дорогу, и пришлось возвращаться в лагерь по другой тропе.

Щебень и известковая мукá – ИСХОДЯЩИЕ материалы для приготовления сухих смесей, побелки.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Первый тур недавно стартовавшего в Швеции чемпионата мира по хоккею на льду не принёс комментаторам и болельщикам никаких неожиданных сюрпризов.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

на ОБОИХ бе­ре­гах

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1) Те, кто не освоил никакого ремесла и ведёт праздную жизнь, поступает дурно.

2) Критик увидел в этом произведении то, что автор изменил стиль письма.

3) Правильно распорядиться возможностями памяти – вот стоящая задача перед каждым человеком.

4) Те, кто увлекается дизайном одежды, оценят новую коллекцию модельера.

5) Делегатов, собравшихся на съезде работников киноискусства, приветствовал министр культуры.

6) Выехав из рощи, дорога круто повернула вправо.

8) Пишу вам из деревни, где оказался вследствие печальных обстоятельств.

9) Сразу по приезду в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками.

1) спл..титься, вн..запно, выб..рать

2) ухв..титься, хл..потать, выч..сление

3) соб..рёшь, к..вычки, упр..щённый

4) зам..реть, угн..тённый, пок..ление

5) кр..тиковать, укр..щать (зверя), обр..мление

2) пр..добрый, гостепр..имный, правопр..емник

3) бе..срочный, и..черченный, ра..пущенный

4) вз..скание, без..нтересный, меж..нститутский

5) н..дломить, поз..бросил, з..ночевать

2) кварц..вый, остр..нький

3) отво..вать (право), обнадёж..вать

4) привередл..вый, затм..вать

5) засветл. (пилить) нож..вкой

1) представ..шься, независ..мый

2) налад..шь, скле..нный

3) сия..шь, закле..вший

4) щур..щийся (от солнца), (они) увид..тся

5) онеме..шь, ожида..мый

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Князя Андрея раздражал холодный, (НЕ) ПРОПУСКАЮЩИЙ в душу взгляд Сперанского.

(НЕ) КАЖДЫЙ может точно сформулировать свою мысль.

(НЕ)ЗА­КОН­ЧЕН­НАЯ шах­мат­ная пар­тия пе­ре­не­се­на на зав­тра.

Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (НЕ) НАДО.

На лугах стояла ещё (НЕ) КОШЕННАЯ трава.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО) ВСЮДУ вставали ТЕ(ЖЕ) глубокие буераки.

(ОТ) ТОГО поворота дорога шла (В) ВЕРХ среди столетних сосен.

(В) СЛЕДСТВИЕ бесснежной зимы лыжные соревнования проведены не были, (ЗА) ТО заранее был разработан сценарий спортивного праздника.

(В) СКОРЕ солнце стало сильно пригревать, и большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Двойная стекля(1)ая дверь на балкон была наглухо задела(2)а на зиму. В

два окна кабинета и стекла балко(3)ой двери переулок был виден в дли(4)у –

убегающая вдаль дорога, криво расставле(5)ые домики, кривые заборы.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Романы писателя не столь занимательны и до сих пор они остаются незамеченными.

2) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими и церковными рукописными собраниями.

3) Культура наша сильна не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки бледными радужными спицами.

5) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Подключившись к быстро развивающемуся интернет-проекту (1) новые участники (2) глядя на рейтинги лидеров (3) и тщательно готовясь к каждому новому этапу (4) стремились соответствовать всем предъявляемым требованиям.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Опамятуйся, просветлей (1) душа!

Вернись (2) былое (3) зренье!

Земля (4) пошли мне исцеленье,

Влей в тёмное моё смятенье

Спокойствие твоих полей! (В. Тушнова)

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).


Часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3) которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности (5) тянулись, казалось, вечность.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые

Княгиня была женщина ума необыкновенного (1) и (2) хотя она была очень небогата (3) и не могла давать обедов и балов (4) она сумела приобрести всеобщее уважение.

21. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.

(3)В пустынных местах нередко звучат обширные площади движущихся песков – кажется, будто поёт вся пустыня. (4)Что же заставляет пески звучать? (5)Некоторые учёные считают, что звук рождается при трении песчинок. (6)Для других причина пения – движение воздуха в промежутках между песчинками. (7)Есть и такое предположение: звучание песков вызывается подземными водами. (8)Но, пожалуй, скорее всего правильно иное: звуки объясняются электризацией песка. (9)Благодаря трению песчинки поющей горы заряжаются разноимёнными электрическими зарядами и начинают отталкиваться одна от другой, и это вызывает звуки.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1)Весь в пару, надвинулся к перрону поезд. (2)Обындевелые крыши вагонов, натёки льда с крыш, белые слепые окна. (3)И словно это поезд нанёс с собой ветер: помело с крыши вокзала, закружило. (4)В снежном вихре, в пару отчаянно метались люди от дверей к дверям, из последних сил бежали вдоль состава.

(5)Каждый раз вот так бегают с вещами, с детишками, а везде всё закрыто, ни в один вагон не пускают.

(6)Санитар, стоявший рядом, тоже смотрел.

– (7)Вот бы Гитлера сюда этого! (8)Сам-то он в тепле сидит. (9)А народу такие мучения принимать. (10)Да с детишками.

(11)И зябко ёжился, будто уже совсем замёрз.

(12)Глупым показался Третьякову этот разговор. (13)Срывая на санитаре зло, потому что ему тоже было жаль метавшихся по морозу баб, которых гнали от поезда, сказал:

– Что ж, по-твоему, захотел какой-то Гитлер – и война началась? (14)Захотел – кончилась?

(15)И сам от своего командирского голоса распрямился под халатом. (16)Санитар враз поскучнел, безликим сделался.

– (17)Не я ж захотел, – бормотал он себе под нос, переходя к другому окну. – (18)Или мне моя нога лишней оказалась?

(19)Третьяков посмотрел ему вслед, на один его сапог и на деревяшку. (20)Что ему объяснишь? (21)Не приставишь оторванную ногу и не объяснишь. (22)А самое главное, что и себе не всё объяснишь.

(23)В школе со слов учителей он знал, как и почему возникают войны, и успешно отвечал на отметку. (24)И их неизбежность при определённых условиях тоже была объяснима и проста. (25)Но тому, что он повидал за эти годы, не было лёгких объяснений. (26)Ведь сколько раз бывало уже: кончались войны, и те самые народы, которые только что истребляли друг друга с такой яростью, как будто вместе им нет жизни на земле, эти самые народы жили потом мирно и ненависти никакой не чувствовали друг к другу.

(27)Так что же, способа нет иного прийти к этому, как только убив миллионы людей? (28)Какая надобность не для кого-то, а для самой жизни в том, чтобы люди, батальонами, полками, ротами погруженные в эшелоны, спешили, мчались, терпя в дороге голод и многие лишения, шли скорым пешим маршем, а потом эти же люди валялись по всему полю, порезанные пулемётами, размётанные взрывами, и даже ни убрать их нельзя, ни похоронить?

земле гуще растёт трава. (30)Но ведь не для того живёт человек на свете, чтобы удобрить собою землю. (31)И какая надобность жизни в том, чтобы столько искалеченных людей мучилось по госпиталям?

(32)Ещё до войны прочёл он поразившую его вещь: оказывается, нашествие Чингисхана предварял целый ряд особо благоприятных лет. (33)Шли в срок дожди, небывало росли травы, плодились несметные табуны, и всё вместе это тоже дало силу нашествию. (34)Быть может, разразись над этим краем многолетняя засуха, а не сойдись всё так благоприятно, и не обрушилось бы страшное бедствие на народы в других краях. (35)И история многих народов пошла бы по-другому.

(36)На фронте воюет солдат, и ни на что другое не остаётся сил. (37)Но здесь, в госпитале, одна и та же мысль не давала покоя: неужели когда-нибудь окажется, что этой войны могло не быть? (38)Что в силах людей было предотвратить это? (39)И миллионы остались бы живы. (40)Двигать историю по её пути – тут нужны усилия всех, и многое должно сойтись. (41)Но, чтобы скатить колесо истории с его колеи, может быть, не так много и надо, может быть, достаточно камешек подложить?

(По Г.Я. Бакланову*)

* Григорий Яковлевич Бакланов – (1923–2009) – русский советский писатель и сценарист.

1) Перед нашествием Чингисхана много лет подряд было засушливое лето.

2) Резкий ответ санитару объяснялся жалостью Третьякова по отношению к женщинам, которые не могли найти места в поезде.

3) В школе Третьякову казалось, что неизбежность войн при определённых условиях легко объяснить.

4) Санитар объяснил Третьякову, что потерял ногу в результате взрыва, разметавшего его однополчан по полю боя.

5) Третьяков мучительно размышлял над тем, возможно ли было избежать войны, уносящей миллионы жизней.

2) В предложениях 7–10 представлено рассуждение.

3) В предложениях 20–22 представлено повествование.

4) Предложения 23–25 содержат описание.

5) Предложение 33 поясняет содержание предложения 32.

24. Из предложений 6–16 выпишите антонимы (антонимическую пару).

25. Среди предложений 19–25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-ими) с помощью союза и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Список терминов:

4) восклицательные предложения

5) вопросительные предложения

7) лексический повтор

8) книжная лексика

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Читайте также: