Когда япония открыла границы в 20 веке

Обновлено: 18.09.2024

Когда мы говорим о Японии, в голову приходит либо классическая культура - храмы, гравюры и хайку, либо что-то очень современное: с аниме, технологиями и роботами. И очень часто мы упускаем из виду то промежуточное время, когда Япония из одной культуры трансформировалась в другую.

Однако именно в это время была сформирована страна, которой мы так восхищаемся сегодня, и несомненно для того, чтобы лучше представлять себе современных японцев, об этом времени стоит узнать побольше. Да, эта тема - не самая комфортная для рассказа и обсуждения, и японцы говорить об этом тоже не любят; зато она безусловно и интересная, и поучительная.

Реставрация Мэйдзи 1868 года положила начало триумфальному выходу Японии на мировую арену и во многом предопределила последующие события: как экономический подъем, так и милитаристские настроения.
В конце 19 – начале 20 столетий японцы изменили свои бытовые привычки и образ жизни, одержали победы над двумя сильнейшими державами – Китаем и Россией, а в итоге – поняли, что они достойны того, чтобы стать во главе Великой Азии и изменить мировой порядок.


Выход на мировую арену тесно связан с территориальным развитием. Япония прирастает материковыми землями: теперь у неё есть Корея, Тайвань, и ей хочется ещё.
Успешное участие в Первой мировой войне ещё больше убеждает японцев в необходимости продолжать экспансию.
А дальше – расцвет милитаризма, захват Маньчжурии, пакт с Гитлеровской Германией, наступление на тихоокеанские острова, а в итоге война с США, поражение и две атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки.



Эта страница новейшей японской истории – одна из самых неизвестных и одновременно самых страшных.
Бородатый полуслепой гуру, послушники с электродами, подключенными к головам, убийства и разработки химического оружия, связи с российскими политиками и японскими якудза, а в конце – крупнейший теракт в истории страны: распыление в 1995 году нервно-паралитического газа зарин в токийском метро.

Историк-японист, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии языка и преподавания иностранных языков факультета психологии МГУ, приглашенный лектор университета Тохоку (Япония)

Александр Ахметов
Австралия, г Канберра

Привет, миннасан!
Зовут меня Александр, или Алекс, а с некоторых пор, с тех самых, как я начал своё бесконечное, но равно и бесконечно восхитительное путешествие по миру японского языка, и конечно культуры, отражением которой является любой язык, созданный человечеством; так вот с некоторых пор я выяснил, что меня также зовут и アレックス - Ареккусу; родом я из Казахстана, но вот уже 12 лет живу в Австралии, стране, пожалуй, не менее экзотичной, чем Япония, и уж точно куда менее известной миру. В большинстве случаев, знание ее ограничивается жуткими историями о змеях, пауках и акулах, ну, и пожалуй, о постоянной нескончаемой жаре. Все это - расхожие стереотипы, вроде медведей с балалайками на улицах сибирских городов; на самом деле, Австралия куда более глубока и многогранна, чем принято считать.
Однако, написать меня побудила не она, а совершенно великолепный курс Александра Раевского о японских божествах больших и малых, и, в частности, о ёкаях, как составной части этого бесконечного списка.
Но прежде всего я хотел бы поблагодарить Дарью и всех ребят, кто с ней работает и кому удалось создать такую многоуровневую и разветвлённую структуру онлайн обучения, отвечающую чаяниям любого порядка - как таким элементарным, как изучения хираганы или катаканы, так и сложным грамматическим разборам JLPT верхнего уровня.
Сам я много лет увлекался японской культурой, не умея прочитать ни единого слова, написанного, той же хираганой. Что уж говорить о сложносочинённых предложениях с использованием кандзи и окуриганы. Однако, первое мое путешествие в Японию, совершенно выбило почву из под ног. Япония околдовала своей таинственностью и непохожестью ни на что, с чем мне приходилось встречаться раньше, и потому по возвращении оттуда я начал отчаянно бросаться из стороны в сторону в поисках основанья, базы, от которой можно было бы оттолкнуться и начать своё плавание по миру японского языка. Тут-то и пришла на помощь онлайн школа Дарьи Мойнич. Как минимум, она помогла мне ту базу обрести (курсы 'японский отжиг'), чтобы и в дальнейшем уже развивать ее в местном университете и даже впоследствии сдать JLPT N5 (да-да, уровень не ахти, но я все равно невероятно горд, что мне это удалось); а как максимум - именно школу Дарьи я считаю тем волшебным пенделем, что отправила меня в это бесконечное путешествие, в эту Neverending Story, в которой я пребываю вот уже который год.
А теперь, собственно, о лекциях. Моя давняя киномансквя любовь к хоррорам в целом, и J-horror фильмам в частности, в итоге, привела к тому, что в своём погружении в японскую культуру и историю, я, похоже, напрочь застрял в той ее части, которая касается многочисленных ёкаев, юреев, бакемоно и прочих обитателей японского поту- и посюстороннего бестиария. И лекции Александра Раевского - это неоценимое подспорье, если вы пытаетесь в них разобраться и хоть как-то различать меж собой. Особенно учитывая тот факт, что Александр с такой любовью, практически упоением и невероятным юмором о них рассказывает, как если б они все были его близкими и дальними родственниками и друзьями. Хотя, кто знает, кто знает.
И вне всяких сомнений, если вам хоть сколько нравятся японские хорроры-кайданы - Пионовый фонарь и несчастный Безухий Хоичи; или, пусть не хорроры, а просто мистические или любовные истории о Снежной женщине или тарелках дома Банчё .. или даже не мистика, а просто веселые сказки про хитрых лис-кицунэ или бесшабашных енотах-тануки - вам сюда, в увлекательный мир лекций Раевского. Уверен, будет интересно.

Александра Хибученко
36 лет, г.Санкт-Петербург

Меня зовут Александра, 36 лет, живу в Санкт-Петербурге.
Хочу поделиться своими впечатлениями о курсе "Жизнь легче пуха. Истории о самураях", который только что закончился.
Во-первых, немного о лекторе. Александр Раевский очень позитивно и легко преподносит материал, слушать его - одно удовольствие. При этом он рассказывает не только общедоступные факты, но пытается по каждому пункту поделиться чем-то интересным и не столь известным. Ещё один плюс лектора - укладываясь в отведённое время, он ещё умудряется читать вопросы слушателей и отвечать на них. Александр - находка для курсов по культуре Японии.
Во-вторых, о самом курсе.
Самураи интересовали меня с детства, поэтому я записалась на курс сразу, как только о нём узнала. Данный курс охватывает весь период эпохи правления самураев, умело поделён на 3 части, сопровождается отличными презентационными материалами. Единственный недостаток курса в том, что занятий слишком мало для данной эпохи. Одним только историческим личностям можно выделить по занятию на каждого. Для первичного ознакомления с эпохой курс подходит великолепно. Но даже несмотря на то, что я была в курсе почти всего, о чём говорилось на занятиях, мне было очень интересно слушать лектора. А повторение - мать учения, и потому полезно. Собираюсь посмотреть лекции в ближайшее время ещё раз!
Спасибо за курс! Хотелось бы в будущем углубиться в эпоху самураев глубже!

Татьяна Фёдорова
47 лет, г. Москв а

Здравствуйте, меня зовут Татьяна Фёдорова, 47 лет, живу в Москве, по профессии художник-живописец, график. Мне очень нравятся та увлечённость и высокий уровень знаний, с которыми ведёт лекции о самураях и "Потусторонней" Японии Александр Раевский.
Он даёт заряд бодрости и позитивный настрой, будучи сам энергичным и позитивным. Очень живо и бодро, в хорошем темпе, он стремится рассказать, насколько возможно, много о том, что всем нам интересно и важно знать--о любимой нами Японии, её истории и деятелях самурайской эпохи, основах религии синто, о психологии японцев. Когда он говорит, я очень ярко представляю себе всё происходившее когда-то в Японии, благо он очень хороший психолог,и умеет увлечь слушателя яркими образами.
Я ему хочу пожелать дальнейших успехов на этой интересной стезе--японоведении. Очень жалею, что раньше не стала заниматься этим серьёзно, на профессиональном уровне. Теперь, конечно, много времени упущено, и у меня совершенно другой род занятий--я художница. Но и в своём деле тоже стараюсь учиться у японцев, погружаясь в их мир, благодаря такому талантливому лектору, как Александр Раевский. Спасибо ему!

Александра Коренькова
30 лет, г. Тула

Здравствуйте! Меня зовут Александра, мне 30 лет, работаю воспитателем в детском саду.
Хочу оставить отзыв курсе лекций с Александром Раевским "Жизнь легче пуха. Истории о самураях".
Курс был очень познавательный, интересный, и что самое главное, я с пользой провела время. Конечно, я кое-что уже знала о самураях и книги соответствующие читала. Но Александр, так понятно преподнес материал, что вопросов практически не возникало, а если они и возникали, то я сразу же спрашивала и получала исчерпывающий ответ. Теперь благодаря курсу Александра Раевского, я узнала много еще чего нового.
Так что если вы интересуетесь историей Японии, и самураями в том числе, я советую сходить на этот курс.
А создателям (Дарье Мойнич и Александру Раевскому) этого курса я хочу сказать ОГРОМНОЕ СПАСИБО. 🤝👏👍

Татьяна Березина
г. Тула

Наталия Обжогина
г.Новочебоксарск

Наталия, филолог по образованию. Я слушатель курса "Дораэмон встречает Годзиллу" с почти нулевым уровнем знания о Японии (общеизвестные вещи и заблуждения не в счет), но мне нравится проводить культурологические сравнения между Востоком и Западом. Культура Японии - это как клубок, потянешь за ниточку, и постепенно такое (!) откроется. ))) Почти ничего не знала о манге, зато очень интересуюсь кино. Тем и интересно было послушать лекции, расширить кругозор.
Стиль подачи материала Александра Раевского привлек еще на вводной лекции о самураях: информативно, емко, доходчиво, с личной оценкой. Вообще здорово оказаться среди людей с ощущением "я знаю, что я ничего не знаю". Лекция про историю японского кино - это вообще супер-супер! Правда, спасибо большое Александру. И новое об известных легендах, и информация о кинофильмах (и литературных источниках), которые взяла на заметку, и история про "Короля Льва", и война, отразившаяся и в манге, и в фильмах - это реально новый мир.
Отдельное спасибо за Достоевского, теперь точно посмотрю-почитаю мангу и фильм Куросавы с таким сравнением. Да, "Ахиллес и черепаха" - это вообще моя тема, теперь и тут открыто поле для сравнений. Не хватило только списка литературы (хотя бы 1-2х названий) для начинающих, чтобы глубже войти в тему. Я не изучаю японский, не дозрела до этого еще, но однозначно посоветую записываться на этот курс, если он будет повторяться.
Дверей в жизни много, но лучше открыть эту, чем пройти мимо!

Здравствуйте!
Меня зовут Анастасия. Я выпускница 12-го класса, будущая студентка факультета востоковедения.
Мой интерес к Японии, её языку и культуре начался ещё в средней школе с любви к азиатской анимации и литературе. Три года назад начала посещать языковые курсы и активно углубляться в изучение истории страны.

В первую очередь хочу выразить огромную благодарность лектору! Александр Раевский превосходный оратор, а спектр его знаний просто поражает. Я уверена, что никогда бы самостоятельно не нашла всю эту информацию. Возможность задавать вопросы в чате во время урока, а также пересмотреть и законспектировать запись очень порадовала. Но лично для меня самое главное достоинство курса заключается в том, что весь материал не был подан в виде сухой фактической информации, а рассказан в контексте японского мировоззрения, менталитета и уклада жизни, что однозначно погрузило меня в почти что мистическую атмосферу этой страны и ещё на шаг приблизило к пониманию загадочной японской души. Уверена, что полученные знания помогут мне в дальнейшей учёбе.

Спасибо большое за ваш труд и душевные уроки!

Петрова Надежда
30 лет, г.Москва

Здравствуйте.
Представлюсь - Петрова Надежда, мне 30 лет, по роду деятельности юрист.
Японский язык пока еще не изучаю, но уже пару лет отслеживаю различные школы преподающие исключительно его. Интерес к культуре Японии пришел с открытием для себя такого мастера анимации как Миядзаки Хаяо примерно лет 10 назад, глубокий смысл и символизм которым наполнены работы, заставляет о много задуматься, но из-за разности культур не всегда понятна до конца.
На курс лекций "Жизнь легче пуха.
Истории о самураях" записалась из интереса услышать и узнать немного больше, чем то о чем уже наслышана, сомнений не было, тем более что на пробной лекции, преподаватель - Александр Раевский - просто жил, той темой о которой рассказывал (Сакоку- закрытие Японии), это был не только не занудный рассказ, но словно ожившая история происходящая вокруг тебя. Стоит отметить, что он не разочаровал. К сожалению онлайн удалось послушать только 1 лекцию, а оставшуюся часть курса уже просматривать в формате видео, но это отнюдь не было хуже.
Лично для себя в круговерте этих красочных событий и лиц, удалось "разложить по полочкам" людей и события, и в какой-то степени приоткрыть завесу казавшегося "странным" времени самурайства. Большое спасибо Александру за то что эту историю он начал задолго до описываемого периода, и закончил не оборвав определенными годами, а показав что же последовало дальше, конечно с оговоркой что "но, это была уже совсем другая история". Так же очень импонирует, что преподаватель готов ответить на некоторые вопросы которые можно задать во время лекции.
Хочу поблагодарить организаторов курса - Дарью Мойнич и ее команду, за возможность окунуться в историю, расширить кругозор и глубже понять другую культуру. Не смотря на загадочность и даже некоторую "странность" культуры, на поверку оказалось все гораздо проще.

Матвей Ткачев
19 лет, г. Москва

Добрый день. Меня зовут Матвей, я студент-лингвист, только что закончил второй курс. Японский язык (пока) не изучаю, но очень давно, класса с пятого, интересуюсь культурой Страны Восходящего Солнца.
В один прекрасный момент я случайно узнал об открытой лекции Александра Раевского о периоде Сакоку и решил её послушать. Подача лектора и количество информации в единицу времени настолько меня увлекли, что я сразу же без сомнений решил записаться на анонсированный тогда же цикл лекций "Жизнь легче пуха" об истории самураев. Что ж, я совершенно не прогадал. Александр совершенно замечательно расставил в моей голове ранее разрозненную информацию о самураях, щедро добавив новой.
Я очень доволен тем, что сходил (точнее, послушал, сидя дома за компьютером, но неважно) на этот цикл и надеюсь в ближайшем будущем послушать ещё лекций об истории Японии. (фотография с котом для привлечения внимания)

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Войти

Похожие публикации

foliant25


Автор foliant25 Добавлен 01.08.2019 Категория Китай

foliant25

Просмотреть файл Черепанов А. И. Записки военного советника в Китае - 1964
Черепанов А. И. Записки военного советника в Китае / Из истории Первой гражданской революционной войны (1924-1927)
/ Издательство "Наука", М., 1964.
DjVu, отсканированные страницы, слой распознанного текста.
ОТ АВТОРА
"В 1923 г. я по поручению партии и правительства СССР поехал в Китай в первой пятерке военных советников, приглашенных для службы в войсках Гуаннжоуского (Кантонского) правительства великим китайским революционером доктором Сунь Ят-сеном.
Мне довелось участвовать в организации военно-политической школы Вампу и в формировании ядра Национально-революционной армии. В ее рядах я прошел первый и второй Восточные походы — против милитариста Чэнь Цзюн-мина, участвовал также в подавлении мятежа юньнаньских и гуансийских милитаристов. Во время Северного похода HP А в 1926—1927 гг. я был советником в войсках восточного направления.
Я, разумеется, не ставлю перед собой задачу написать военную историю Первой гражданской войны в Китае. Эта книга — лишь рассказ о событиях, в которых непосредственно принимал участие автор, о людях, с которыми ему приходилось работать и встречаться.
Записки основаны на личных впечатлениях, рассказах других участников событий и документальных данных."
Содержание:

Автор foliant25 Добавлен 27.09.2019 Категория Китай

foliant25

Интересным вопросом представляется путь, по которому в прошлом ходили от Яркенда до городов Афганистана.
То, что описывали древние китайские паломники, несколько нерелевантно - больше интересует Новое Время.
То, что была дорога из Бадахшана на Яркенд, понятно - иначе как белогорские братья-ходжи Бурхан ад-Дин и Ходжа Джахан бежали из Яркенда в Бадахшан?
Однако есть момент - Цины, имея все возможности преследовать белогорских ходжей, не пошли за ними. Вряд ли они боялись бадахшанцев - били и не таких.
Скорее, дорога не позволяла пройти большому конному войску - ведь с братьями-ходжами ушло не 3000 кибиток, как живописал Санг Мухаммад, а около 500 человек (это с семьями), и они прибыли к оз. Шиве совершенно одичавшими и оголодавшими - тут же произошел конфликт из-за стада овец, которое они отбили у людей бадахшанского мира Султан-шаха Аждахара!
Ищу маршруты, изучаю орографию Памира. Не пойму пока деталей, но уже есть наметки.
Если есть старые карты Памира, Восточного Туркестана и Бадахшана в большом разрешении - приветствуются, ибо без них сложно.

foliant25

Япония открывается для европейцев. В этой части выясним, как подражание Европе привело японцев к экономическому расцвету.

Что же происходит, когда американцы приплывают в Японию?

👨‍✈️ Решение о том, что делать в этой ситуации, должен был принять сегун — военачальник, который получил от императора право на ведение всей политики страны.

🤷‍♂️ Никто не был готов к внешнему вторжению или войне, самураи за два мирных столетия уже разучились сражаться.

🏯 Тогда сегун отправился в императорский дворец в Киото, чтобы сообщить о прибывших кораблях. Император настаивал на том, чтобы ни при каких условиях не открывать страну. Однако самураи, которые посмотрели на американские корабли и пушки, не были с ним солидарны, они уже готовы были сдаться.

🗝 Японии пришлось смириться с тем, что мир вокруг поменялся, и открыть границы.


Посмотрим, как происходило взаимодействие японцев с европейцами на примере одной истории, произошедшей в начале 1860-х годов рядом с Иокогамой.

👬 Молодые британские подданные ехали через японскую деревню Намамуги. Навстречу им двигалась процессия из ста человек, сопровождающая местного феодала.

🗡 Англичане отъехали на обочину, чтобы пропустить процессию, однако после этого самураи, ничего не говоря, убили всех иностранцев.

💰 Половину суммы должно было выплатить японское правительство, половину — феодал, подданные которого и убили англичан. Сегун сразу выплатил свою часть, а княжество Сацума, которым владел феодал, отказалось.

🗣 Князь аргументировал это так: в Японии, если ты встречаешь феодала, то должен обязательно слезть с коня, иначе ты нарушаешь закон. Поэтому, раз самураи поступили по закону, деньги выплачивать не за что.

⚔️ После этого начинается Сацумо-британская война, когда огромная империя сражается с маленьким княжеством на юге Японии. После заключения мира Сацума начала активно сотрудничать с Великобританией.

Инцидент в Намамуги


После открытия границ в Японии в 1868 году начинается реставрация Мэйдзи.

🤴 Сегун уходит в отставку, к власти возвращается император. Япония открывается остальному миру, но пока совершенно не понимает, как к нему адаптироваться.

🔎 Японцы мало что умели придумывать самостоятельно, зато очень хорошо заимствовали. Поэтому они быстро начали делать все по европейскому образцу. За несколько десятилетий в стране появились герб, флаг и конституция, а также различные технологические новшества, включая телеграф и железную дорогу. Была создана парламентская республика и проведена реформа армии по немецкому образцу.

🏃‍♂️ Япония фактически за 30 лет прошла тот путь, который европейские государства проходили несколько столетий.

🏭 Ключевым фактором, повлиявшим на развитие экономики, стало появление дзайбацу — конгломератов предприятий, принадлежавших одной семье. Формируется клановая экономика — несколько богатых семей контролируют множество предприятий.

Дзайбацу стали очень успешными по двум причинам:

▪️ дешевая и качественная рабочая сила
▪️ вложение всех заработанных денег в оборот предприятия

🔫 Многие связывают эту модель с японским милитаризмом, так как почти все заработанные деньги вкладывались в развитие армии. Именно благодаря этому совсем недавно открывшаяся страна выигрывает войну у двух огромных империй — Китая и России.



Курс о том, как изменилась наша страна за последние 100 лет. Наполним смыслом знакомые со школы имена и даты, и узнаем больше о себе и наших предках. Взглянем в прошлое непредвзято и попробуем составить свое мнение — в этом нам помогут исторические документы и фото.

Приветствую вас, жаждущие знаний! В этой экскурсии пред нашими очами предстанут Китай и Япония начала и середины 20-го века. О событиях в период с 1900 по 1945 гг, происходивших в этих странах, мы и узнаем прямо сейчас. Не будем тратить время зря, ведь нам пора в увлекательное приключение!

В начале 20-го столетия в результате развития колониализма и торговли существенно усилилось европейское и американское влияние в Азии. Китай и Япония, два наиболее крупных независимых государства, реагировали на эти тенденции совершенно по разному.


Китай

В течение тысячелетий китайцы по праву считали себя самым развитым и цивилизованным народом в Азии. Вместо того чтобы подражать западной цивилизации, Китай стойко противился всему чужеземному.

Правда, кое какие современные западные веяния всё же проникли в эту страну в 19 веке. Это случилось когда Франция, Россия и Англия основали вдоль побережья Китая ряд портов, таких, как Шанхай.


Но несмотря на это, в Китае не произошло никаких изменений ни в экономике, ни в политической системе.

Боксёрское восстание

Его участники считали, что смогут защитить себя от иностранного оружия при помощи китайских боевых искусств

Восстание было жестоко подавлено международным экспедиционным корпусом. Корпус составляли английские, французские, японские и российские войска.


Впоследствии эти державы поделили между собой богатые прибрежные районы Китая на зоны влияния.

Последний император

Начиная с 1644 г в Китае властвовала маньчжурская династия Цин, и за время её правления не прилагалось абсолютно никаких усилий для хоть какого-то совершенствования политической системы.

Когда в 1908 г умерла императрица Цы Си, трон унаследовал её двухлетний племянник Пу И.


Влиятельные китайские политики воспользовались его малолетством и ввели в стране ограниченную демократию.

В 1910 г состоялось первое заседание национального собрания.

Падение маньчжурской династии

Однако попытки правительства провести реформы явно запоздали. В 1911 г маньчжурская династия была свергнута группой радикально настроенных националистов, называвших себя гоминьданом и стремившихся к полной демократии.


Они провозгласили в стране республику, и вслед за этим последовал период нестабильности. Власть в провинциях перешла к военным, имевшим под своим началом небольшие армии

Северо — Западный поход

В то же время вскоре власти Чан Кайши был брошен вызов со стороны вождя китайских коммунистов Мао Цзэдуна. План Мао состоял в том, чтобы заручившись поддержкой сельских жителей, заняться распространением коммунистических идей в больших городах.


В 1931 г он объявил о создании Китайской Советской Республики в отдалённой Цзянси. Однако три года спустя войска Чан Кайши выбили коммунистов из этого укрепрайона. Это вынудило Мао предпринять 8000-километровый марш через весь Китай с 10 тыс. своих сторонников.

В результате рискованного манёвра, получившего название Северо-западный поход, им удалось сформировать коммунистическое правительство в защищённом горами районе Яньань на северо-западе страны

Именно там, на своей базе в Яньане, Цзэдун вынашивал свои планы по захвату всего Китая.

Япония

Вследствие бурной индустриализации, способствовавшей созданию сети железных дорог и осуществлению реформы образования, Япония стала единственной азиатской страной, вступившей в 20 век с экономикой западного типа.

Война с Россией

В 1904 г началась война с Россией за контроль над Маньчжурией и Кореей. Маньчжурией в то время правила вышеописанная династия, а Корея являлась независимым государством.

В военном отношении Россия резко отставала от Японии. Результат, — японцы остановили продвижение российских войск на суше и полностью уничтожили российский флот.


По Портсмутскому договору 1905 г , положившему конец войне, Япония получила контроль над Кореей.

Маньчжурия формально оставалась частью Китая, однако экономически полностью зависела от Японии

Во время Первой мировой войны Япония выступала на стороне Антанты. Ею были захвачены германские колонии в Китае и на Тихом океане. Мирные конференции, состоявшиеся по окончании войны, подтвердили статус Японии как мировой державы и позволили ей приобрести новые территории.

Захват Маньчжурии

Резкое сокращение мировой торговли в 1929 г очень болезненно сказалось на Японии. Многие в стране считали, что лишь сильная армия может решить экономические проблемы путём захвата территорий.

В 1931 г японские войска вторглись в соседнюю Маньчжурию, где год спустя было создано марионеточное государство во главе с Пу И (бывшим императором Китая, низложенным республиканцами).


Японский император почитался как живое божество и формально обладал ничем не ограниченной властью. Но в 1930-е гг его влияние на положение дел в стране начало неуклонно ослабевать. Реальная власть постепенно стала переходить к военным.

Вся экономика страны была поставлена на службу военно-промышленному комплексу.

Вторжение Японии в Китай

В 1937 г японские войска вторглись в Китай и захватили его прибрежные области. Хотя им не удалось установить контроль над всей страной, китайцам не хватало сил для того, чтобы изгнать японскую армию с оккупированных земель.

В 1936 г японское правительство заключило союз с Германией, что способствовало вовлечению Японии во Вторую мировую войну. В декабре 1941 г японская авиация внезапно атаковала тихоокеанскую военно-морскую базу США в Пёрл-Харборе, вследствие чего Штаты и Великобритания объявили войну Японии.


К началу следующего года японцы оккупировали значительную часть Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. В феврале 1942 г они захватили крупнейшую английскую базу в Сингапуре. Позднее в этом же году Япония принудила ряд государств региона вступить в экономический и политический союз, в которой ей принадлежала главенствующая роль.

Поначалу налёт на Пёрл-Харбор серьёзно ослабил военный потенциал США, так как многие военные корабли были уничтожены. Однако впоследствии превосходство американской армии оказалось в полной мере, и она одержала ряд решительных побед.

Невзирая на тяжёлые потери японцы отказывались капитулировать вплоть до августа 1945 г, когда США сбросили на Японию две атомных бомбы, а СССР объявил ей войну.


Читайте также: