Курортный туман где снимали
Обновлено: 18.09.2024
Самый передовой регион в нашей стране в плане киносъемок - Калининградская область - решил создать специальную экскурсию по местам, где снимались известные фильмы. Одна из ведущих гидов Калининграда и обозреватель "РГ" отправились прорабатывать киномаршрут под кодовым названием "Кино и немцы".
На самом деле редко какая экскурсия обходится без упоминания, что в таком-то месте снималось определенное кино, если есть о чем сказать. Пользуются у слушателей популярностью рассказы гидов и о кинозвездах, которые посещали те или иные города. Но специальные кинотуры и киномузеи в нашей стране есть лишь в избранных местах. Оставим в стороне столицы - в них есть все или почти все. И пойдем по пути "Игры престолов" - тур по местам съемок сериала пользуется повышенным спросом (по крайней мере, в допандемийные времена было так). Дети всего мира любят и экскурсию по "местам славы" Гарри Поттера - книг и фильмов о нем. В Лондоне на вокзале "Кингс Кросс", откуда Поттер с друзьями уезжали в Хогвартс, даже выстроили магическую платформу 9¾. А также открыли магазин, в котором продается все, связанное с Поттером, вплоть до волшебной палочки. Конечно, хорошо, если регион - родина кинозвезды. Например, Таганрог ассоциируется с Фаиной Раневской, Омск - с Михаилом Ульяновым, Павловский Посад - с Вячеславом Тихоновым. "РГ" писала о том, какой современный дом-музей "Штирлица всех времен и народов" организован в этом городе - всего в полутора часах езды от Москвы. По местам съемок известных фильмов возят точечно. Например, в Териберке ходят смотреть скелет кита, который "снимался" в "Левиафане", в Карелии, рядом с Сортавалой - водопады, навсегда запечатленные в любимом советском фильме "А зори здесь тихие". Но как сделать специальную киноэкскурсию? Делимся наработками.
Первое. Без истории - никуда
Елена Платунова - не просто экскурсовод, но соучредитель Калининградской Ассоциации профессиональных экскурсоводов и гидов-переводчиков, потомственный представитель профессии, смеется при знакомстве, мол, мама ее посадила в четыре года в туристический автобус, а вынуть - забыла. Елена считает, что без знания истории определенного места невозможен рассказ о кино. Елена права на сто процентов. Но главное, чтобы в туре о кино исторический контекст подавался дозированно и в сочетании с кинофактами.
Еще Елена говорит, что росла на советских фильмах. Это - плюс. К тому же сразу же распределяются роли - она рассказывает про советское кино и показывает заповедные места. А я - про кино нового времени. Таким образом, составляется подробная кинокарта области. Однако, справедливости ради, отметим, что экскурсию "Кино и немцы" начали разрабатывать еще до моего приезда - начали над ней работать Марина и Михаил Друтманы - руководители агентства, где работает Елена. Но три головы - хорошо, а четыре - еще лучше.
На самом деле такую экскурсию можно провести, и не выезжая из самого Калининграда. Мы смотрим в городе, например, старый вокзал, где снимался фильм "Щит и меч". Живописная арка, из которой выходили герои Олега Янковского и Станислава Любшина. Можно тоже из нее выйти и запечатлеть это на свою камеру. Не так далеко - двухъярусный мост, где создавалась картина "Встреча на Эльбе". Любовь Орлова сыграла в нем свою единственную отрицательную роль - очаровательной шпионки.
Калининградский Кафедральный собор - герой многих кинокартин. От "Судьбы человека" до "Женя, Женечка и Катюша". Те, кто любят киноленту "Отец солдата", обязательно посетят место в городе, где снималась она. Елена делает особенный акцент на "Жене керосинщика" Александра Кайдановского (кстати, в этом году отмечается 75-летие со дня его рождения). Ей фильм кажется показательным для Калининграда, потому что в нем даже ангелы ругаются на русском и немецком языках, что подчеркивает двустороннюю природу города. С одной стороны - немецкий Кенигсберг, с другой - российский Калининград. Действительно, тут любят снимать такое, за чем можно не выезжать в Европу. Но при этом с каждым годом все больше объектов и мест, которые характеризуют особенности нашей страны. Так что каждый творец находит тут свое.
Елена обращает внимание на Музей Мирового Океана. Часть экспозиции посвящена съемкам знаменитого "Титаника" Джеймса Кэмерона. В музее даже есть специальная программа - рассказывают, как и где снимался классический блокбастер, завоевавший любовь зрителей во всем мире.
К сказкам Гофмана мы обе, что называется, неровно дышим. У Елены даже есть специальная экскурсия "Гофманиана". О ней она мне рассказывает уже на пути в Светлогорск. Мы останавливаемся у отеля, посвященного Гофману, смотрим памятник - он тоже "двуликий", так и называется "Двойственность внутреннего мира", и перекликается с двойственностью мира внешнего. Рядом - схема-макет замка Кенигсберг и трех средневековых городов в 1510-1544 годах. Вспоминаем, конечно, и полнометражный мультфильм "Гофманиада" с рисунками Михаила Шемякина. Но он тут не снимался, просто не подумать о нем невозможно.
В Светлогорске первым делом задираем кверху головы - тут в центре города есть башня Звездочета из любимого советского фильма "Про Красную шапочку". Вспоминается песня Звездочета "Ни дождика, ни снега, ни пасмурного ветра". Но, как назло, на улице дождь - с погодой не повезло. Бежим прятаться в киноотель "Люмьер". Тут все искусством кино дышит-веет. Номера названы по имени классических кинокартин - например, "Унесенные ветром", "Красная шапочка" и так далее. Как только погода налаживается, идем на прогулку. Смотрим особняк и другие места, где снимался сериал "Пан или пропал" по повести Иоанны Хмелевской. По сюжету действие происходит в Копенгагене. Но мы, как и авторы картины, не покидаем пределов России.
Из Светлогорска едем в город Гвардейск. По дороге Елена рассказывает о замке Рагнит - в нем Алексей Герман снимал "Двадцать дней без войны". А в городе Рагнит - теперь он называется Неман - создавали фильм "Трое в лодке, не считая собаки". Река Неман "играла роль" Темзы. В городе Балтийске - создавались фильмы, действие которых происходит на флоте, например известный сериал НТВ "Морские дьяволы". Старые корабли - прекрасная натура. А в самом Гвардейске мы, собственно, тоже из-за фильма "Трое в лодке, не считая собаки". Местная речка Дейма тоже немного побыла Темзой. К ней вместе с нами подходит аист, словно для того, чтобы убедиться - память о героях Миронова, Ширвиндта и Державина с годами только крепчает.
Второе. Но есть и современность
Елена Платунова сетует на то - и она не первый человек в здешних местах, от кого я такое слышу - что в новое время в Калининграде и окрестностях в основном снимают фильмы-детективы и боевики про янтарную мафию. Негласной визитной карточкой последнего времени стал сериал "Желтый глаз тигра" с Павлом Прилучным и Романом Курцыным. Вспоминаем и сериал "Преступление" с Дарьей Мороз, и "Налет" с Владимиром Машковым - все проекты сделаны с помощью этой земли. Мне есть что добавить, и не только про детективы. "Герой" с Александром Петровым, сериал "Порт", военный фильм "На Париж!". Сам Жерар Депардье намерен сниматься тут в фильме о легендарной эскадрилье Нормандия - Неман. Недавно вышел сериал "Коса", снятый на Куршской косе. Снимается многосерийный фильм "Васнецова" с Анной Михалковой в главной роли. Закончились съемки фильма "Хочу замуж" с Кристиной Асмус и Милошем Биковичем. Готовится сериал "Оффлайн" для платформы Okko. Режиссер Стас Сапачев снимает свой полнометражный дебют - фильм "Пласт" с Маковецким, Вдовиченковым и Машковым. Олег Асадуллин - новую ленту "Туда и обратно".
И это еще не все. Съемок так много, потому что в Калининграде и области действует система рибейтов - возврат потраченных средств. Сумма возврата достигает 40%, и это делает регион весьма привлекательным для кинематографистов. Министр культуры Калининградского региона Андрей Ермак рассказал о том, что вводит систему возврата денег и за съемки музыкальных клипов. А еще тут собираются построить Киногород, где, в частности, съемочные группы смогут арендовать оборудование, остановиться, поесть, отдохнуть, поработать. Мы проезжаем то место, где запланировано строительство. Стройка скоро начнется. А пока регион занят тем, что уже в партнерстве с одним из ведущих санкт-петербургских вузов (СПбГУ) готовит кадры, дабы кинематографисты могли не привозить с собой представителей тех профессий, которые есть на местах.
Третье. Звезды освещают путь
Всегда важно, если есть звезда, которой гордится тот или иной регион. Рассказ о таком настоящем человеке - неотъемлемая часть хорошей киноэкскурсии. В Калининградской области таких людей несколько. Отсюда родом Светлана Светличная, Владимир Вдовиченков, Татьяна и Ольга Арнтгольц. Конечно же, сегодняшний Калининград немыслим без упоминания Евгения Гришковца. Елена показала мне дом 15 на улице Коммунальной - герой произведения Гришковца "Как я съел собаку" - в нем писатель, сценарист и актер жил ранее. Мы подъехали и к историческому особняку, который охраняется государством - в нем Гришковец живет сейчас. Очень кинематографичен - в нем можно снимать, например, будни олигарха. Еще мы побывали в месте под названием Altes Hause, кафе "Густав Гроссман" - в нем снимался сериал "Чужой дед", главную роль в котором исполнил Василий Лановой. Тут же нашлась свидетельница - хозяйка кафе, которая рассказала в подробностях, как проходили съемки и как она разговаривала с Лановым.
В центральном кинотеатре "Заря" по инициативе местного культуролога и писателя Александра Попадина установили памятник очкам Вуди Аллена. Почему? Настоящая фамилия Аллена - Кенигсберг. А именно так когда-то назывался Калининград.
Мы не заезжали на Куршскую косу, но Елена рассказала мне замечательную историю про Высоту Мюллера. Нет, не того Мюллера, из фильма "Семнадцать мгновений весны" - на дюнах на Куршской косе был инспектор Генрих Мюллер. Но я оценила юмор, когда Елена показала мне снимки - известного директора, который работал на нескольких престижных международных кинофестивалях - Марко Мюллера, когда он был в гостях на этой высоте на Куршской косе.
Еще одна героиня рассказов Елены - Светлана Дружинина - ее приезд в здешние места запомнился надолго. Актриса, режиссер и продюсер представляла тут очередную часть "Гардемаринов". Но что интересно - действие в первом фильме по сюжету происходит в здешних местах - Гросс-Егерсдорфф, семилетняя война. А на самом деле он тут не снимался.
Хорошо бы поставить таблички - специально для киноэкскурсии, где и какой фильм создавался и какое место имеет отношение к тому или иному кинодеятелю. Они облегчат и украсят такие кинотуры - сомнений нет. Да и просто обратят на себя внимание людей, в первую очередь - туристов, которые гуляют сами по себе.
Четвертое. Фестивали - двигатели прогресса.
Михаил Друтман - глава одного из крупнейших туристических агентств Калининграда, именно того самого, где любят придумывать нестандартные экскурсии, на короткое время присоединяется к нам во время кинопутешествия. "Декорации строить не надо", - так он поясняет любовь кинематографистов в Калининградскому региону. Все - натуральное, все - под рукой. Друтман показывает видео и фото - на нем изображены ростовые куклы Кант, Гофман, и Петр I. "Выходят" к людям они не каждый день, а на специально организованных праздниках, и сами смотрятся, как киногерои. Пока мы разглядываем фото, в голову приходит мысль о том, что четыре кинофестиваля, которые проходят в течение года в Калининграде и области, не только стимулируют кинематографистов приезжать сюда, а местное население - любить кино и даже самим снимать свое, но это и хорошая тема для гида во время киноэкскурсии.
Так, например, некоторое время назад в Светлогорске известная актриса Александра Яковлева делала кинофестиваль "Янтарная пантера". Он проходил всего два года, а память о нем осталась. Сейчас гвоздь фестивальной программы Светлогорска и области - кинофестиваль "Балтийские дебюты" - скоро будет 20 лет, как он тут проводится. В самом Калининграде проходит уже во второй раз новый фестиваль "Край света. Запад" и киносмотр короткометражного "Короче" - в следующем году будет юбилейный 10-й. И еще один фестиваль здешних мест - "Территория кино". Сколько с ними связано. Легенды и байки о фильмах, визитах знаменитостей передаются "сарафанным радио". Гидам остается только выбирать лучшее. Вот, например, из последнего - истории о том, как в Светлогорск приезжали Жерар Депардье с фильмом об Узбекистане, Михаил Швыдкой - с Театром мюзикла и Сергей Гармаш - был в жюри "Балтийских дебютов". Такое не забывается годами.
Пятое. Снимите свое кино
Сейчас программы позволяют монтировать и снимать на телефонах все, что хочешь. И для киноэкскурсии есть возможность заготовить кадры из фильмов или с изображением звезд, о которых идет речь, потом соединить их со своей собственной съемкой во время тура, и глядишь - уже готов собственный фильм для себя и друзей. Ощущение причастности к великому - в данном случае к кино - большая сила. Этим может озаботиться и турагенство, заранее пригласив фотографа и оператора на тур, потом он профессионально смонтирует кадры с изображением туриста с теми, которые есть в кино или засняты на фестивалях. В итоге - какая память!
Но еще не стоит забывать о возможности делать туры по локациям - местам съемок для будущих фильмов. Это, конечно, другая история и отдельная тема. Но только за последнее время обозреватель "РГ" побывала в таких турах на Байкале, в Хакасии (были организован Всероссийским молодежным кинофорумом), в Анапе (администрацией края). Пока мы с Еленой Платуновой совершали кинопоездку по Калининграду и окрестностям, могли убедиться: хочешь снимать фильм о нефти - можно здесь, о конных и оленьих фермах - пожалуйста, о сельском хозяйстве, так, чтобы в кадре были море и сосны - все к услугам творцов и продюсеров. И не только в Калининграде. Всем регионам нашей страны есть что предложить.
И осталось поделиться еще одним удивительным для автора этих строк наблюдением. В Калининграде люди не выпячивают свое знакомство со звездами, причастность к съемкам того или иного фильма. Так, например, разговорились с хозяином ресторана, где буквально вчера проходили съемки картины с ведущими звездами отечественного кино. И не в первый раз. "Почему вы хотя бы фотографии на стену не повесите?" - спросила я. "А зачем? Мне достаточно, что я это знаю, и эти люди ко мне приходят", - ответил он. И такой диалог повторялся три или четыре раза в разных местах. Перефразируя известное изречение, можно сказать: съемочный процесс любит тишину. Или, как обычно написано на табличке, "Тихо. Идет съемка".
Кстати
Когда готовилась эта статья, пришла информация, что специальный кинотур есть и в Казани. Готовимся туда теперь поехать-посмотреть.
Феномен курортов в мировом кинематографе появляется после Второй мировой войны, когда летний отдых становится массовым. До этого курорты были доступны для аристократов и состоятельных семей, или тех немногих, кому требовался отдых по состоянию здоровья. К курортным фильмам можно было бы отнести все фильмы о летнем отдыхе, в которых фигурируют дачи, пансионаты, детские лагеря или где действие разворачивается на фоне южных декораций. Однако, это не совсем правильно, так как если кино о курорте, то действующими лицами должны быть отдыхающие, и место действия должно соответствовать — преимущественно это юг.
Несмотря на то, что южная местность фигурирует в советских фильмах довольно часто, картин о курортах в советское время снято относительно мало. Связано это с тем, что в России лето короткое, незаметно начинается и также заканчивается, да и отдых на юге был не всегда доступен — дачи были не у всех, выезд за границу ограничен, а про личный транспорт и говорить не стоит. Однако счастливчикам всё-таки удавалось отдохнуть по путёвке или же у живущих на юге родственников. Часто это были представители интеллигенции, которые преимущественно и изображены в советских фильмах о курортах. В СССР ленты о южном отдыхе пользовались у зрителей популярностью, о чём свидетельствуют большие кассовые сборы.
Рассмотрим на примерах десяти картин, как существовал и развивался жанр курортного кино в советском, а затем и российском кинематографе.
Дама с собачкой (1960, реж. Иосиф Хейфиц)
Фильм Иосифа Хейфица, снятый по рассказу Антона Чехова, с некоторыми оговорками можно считать первым советским фильмом о курорте. В фильме изображено другое время, эпоха и люди, однако место действия будет оставаться неизменным и в последующих лентах о юге. Литературная основа делает его по-своему примечательным, отсылая к утраченному прошлому. В этом плане картина Хейфица интересна и как своего рода документ, так как показывает, каким был российский курорт до революции. Лишённая социальной проблематики, лента выглядит отчуждённой на фоне остального массива советских фильмов.
История начинается с того, что уставший от обыденности семейной жизни Дмитрий Дмитриевич Гуров на отдыхе в Ялте встречает одиноко прогуливающуюся по набережной незнакомку, имя которой Анна Сергеевна. Она представляет собой тип утончённой натуры, с меланхолическим взглядом и несчастной судьбой. Анна Сергеевна рано вышла замуж за человека, которого никогда не любила и не уважала. Гурову удаётся её заинтересовать, и их чувства друг к другу по ходу фильма перерастают в неподдельную любовь. Но отпуск вскоре заканчивается и нужно возвращаться к не вызывающей интереса жизни.
Три плюс два (1963, реж. Генрих Оганисян)
Интересно наблюдать за развитием отношений персонажей, так как интим здесь не более, чем комический приём. О том, как могло развиваться действие картины на самом деле, остаётся догадываться.
Существует две версии фильма: первая — широкоформатная, и вторая — обычная, 4:3. В связи с этим каждую сцену приходилось снимать по два раза. В итоге вариант фильма для широких экранов оказался на 11 минут дольше обычной версии. Однако посмотреть широкоформатную версию могли немногие, так как не во всех советских кинотеатрах это было технически осуществимо. Долгое время этот вариант фильма считался утерянным, однако в 2014 году на телевидении состоялась премьера найденной картины.
Опекун (1970, реж. Альберт Мкртчян)
Обличительный фильм воспитания тунеядца. Герой Александра Збруева, встретив утро в вытрезвителе после очередной пьянки, теряет работу. Друзья предлагают ему устроиться на металлургический комбинат, однако тяжёлая работа не прельщает привыкшего к праздному безделью Мишу, и он едет на черноморский курорт к своей старой подруге Любе (Клара Лучко). Та, не желая содержать бездельника, устраивает его опекуном престарелой соседки, дабы найти ему хоть какое-то занятие. В этот момент у Миши появляется идея получить наследство, и он с ответственностью начинает исполнять все просьбы опекаемой им женщины.
Друг Миши, безнадёжный алкоголик и тунеядец со стажем Тебеньков (Георгий Вицин), советует ему бросить это занятие и заняться чем-то полегче, но Миша остаётся упорным в своих действиях. В итоге он влюбляется в Любу, под влиянием которой становится на путь исправления. К тому же он узнает, что старушка, за которой он ухаживает, вовсе не такая беспомощная, как кажется. В финале фильма Миша меняется до неузнаваемости: кончает с пьянством и бездельем и начинает работать.
Из жизни отдыхающих (1980, реж. Николай Губенко)
Мёртвый сезон на крымском курорте, поздняя осень. По стечению жизненных обстоятельств действующие лица картины оказались в одном из домов отдыха на южном побережье. Однако все привычные прелести отдыха им недоступны, поэтому остаётся вести долгие разговоры ни о чём и, в то же время, обо всём сразу. В этой меланхоличной обстановке зарождается любовь двух одиноких и немолодых людей, которые будто ждали этой встречи всю жизнь.
Будьте моим мужем (1981, реж. Алла Сурикова)
Детский врач (Андрей Миронов) отправляется в долгожданный отпуск на юг. По приезду оказывается, что в гостиницах все номера заняты, а для того, чтобы сходить в ресторан, нужно занимать очередь. Частный сектор тоже переполнен отдыхающими, и найти крышу над головой в курортном городке практически невозможно. Герой Миронова знакомится с одинокой девушкой с ребёнком, которую играет Елена Проклова. Их объединяет общая проблема — поиск жилья. Проклова просит Миронова представиться своим мужем, так как хозяйка (Нина Русанова) отказывается сдавать комнату одинокой женщине с ребёнком. Так начинается история и, собственно, закручивается курортный роман.
Съёмки фильма проходили в Сочи и его пригороде Лоо. Сюжет ромкома — как череда советских анекдотов. Хозяйка дома селит практически без каких-либо условий огромное количество отдыхающих, которые этому рады — в тесноте да не в обиде, а мелкие конфликты между соседями — всего лишь ирония.
В целом, картина Аллы Суриковой — лёгкое и незамысловатое кино, в котором запечатлена летняя жизнь черноморского курорта. Фильм стал одной из самых популярных отечественных комедий о лете и входит едва ли не во все тематические списки. Секс-символ советского кино Андрей Миронов находился в тот момент на пике славы, а Елена Проклова считалась одной из самых привлекательных актрис того периода.
Спортлото-82 (1982, реж. Леонид Гайдай)
Дама с попугаем (1988, реж. Андрей Праченко)
Однако интерес его привлекает одинокая, сидящая на пляже с попугаем в клетке женщина (Светлана Смирнова). Она, в отличие от других, не настроена на курортный флирт, объясняя это тем, что у неё есть интеллигентный муж, работающий в институте, а сын-отличник отдыхает в пионерском лагере неподалёку. Попытки Сергея покорить даму с попугаем тщетны, отпуск заканчивается и пора возвращаться домой.
Дикий, дикий пляж. Жар нежных (2005, реж. Александр Расторгуев)
Предельный натурализм черноморского побережья показан режиссёром во всей своей обыденности. По мере просмотра ленты привыкаешь ко всему, даже к самым отвратным сценам. Представленные типы настолько живые и узнаваемые, что порой легче отказаться верить происходящему на экране и представлять это как сюр.
Шапито-шоу (2011, реж. Сергей Лобан)
Родина (2015, реж. Пётр Буслов)
А к пробам режиссер-балагур допускал только тех, кто выговорит название местности, где отбирали актеров. Рижская киностудия проводила кастинги в латвийском Клапкалнциемсе, и получившие роли артисты запомнили это название на всю жизнь.
Дислокация на местности
Действие в картине происходит в четырех уголках Крыма. Базой для съемок стала Зеленая бухта в Новом Свете, где стоял лагерь киношников. Полвека назад берег там еще не был обжитым и идеально подходил для съемок в качестве не тронутого цивилизацией прибрежного пейзажа. По воспоминаниям старожилов, раньше в тех местах берег действительно был песчаным, а затем песок вымылся штормами и изменившимися течениями.
Вторым местом съемок была набережная в Судаке – именно там снималась сцена в прибрежном ресторане, где Вадим демонстрировал свой безупречный английский Наташе. В кадре видны Крепостная гора, Капчик и Сокол.
Кстати, заграничные шорты, плавки, купальники, капри и сумки реквизиторы добывали для съемок у рижских фарцовщиков, а один купальник для актрисы позаимствовали у жены режиссера.
Еду съемочной группе привозили из Судака, по дороге она теряла кондицию, и есть ее могли только смельчаки. А выбор в местных магазинах ограничивался килькой в томате. Поэтому артисты налегали на белый хлеб и виноград, из-за чего Фатеева переживала, что к пляжным съемкам прибавила в талии. Но это не помешало ей влюбить в себя партнера по роли Андрея Миронова.
Лишь недавно зрители узнали, что комедия снималась в двух форматах – стандартном, с монозвуком, и широкоэкранном, со стереозвуком. Поскольку еще не было техники, позволявшей перевести один формат в другой (она появилась на несколько лет позже), каждый эпизод снимался дважды, на обычную и широкоэкранную камеры. Основная версия была широкоформатной, ее снимали первой, и актеры в полную силу выкладывались именно на ней. Даже по хронометражу широкоэкранный фильм полновеснее обычного: он на 12 минут длиннее. В стандартной версии, например, нет начальной сцены с переполненным отдыхающими пляжем. И начальные титры в широкоэкранном варианте другие: написанные на песке, они смываются волной.
Триумф и потери
И только режиссер Генрих Оганесян насладиться триумфом не успел: через год после премьеры 46-летнего режиссера не стало. Трудно представить, как не спавшему от боли человеку, умиравшему от рака желудка, удавалось поднимать всем настроение на съемках жизнерадостной комедии…
Что же изменилось за полвека?
И вот, просмотрев несколько раз сухотинский эпизод, снова отправляюсь на места съёмок с целью определить места установки камер. Честно говоря, сделать это оказалось не совсем просто. Идеально определить ракурс не удалось почти нигде. Но тем не менее кое-что всё же получилось.
Итак, эпизод первый. Белые убегают, красные догоняют.
2021 г. Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита
Здесь надо было на 2 шага левее переместиться. Река Ингода сразу за кустами слева в 20 метрах. Там по сюжету сначала проскакали белые, потом красные, подразумевается, что это дорога. На самом деле сразу под скалой дорога заканчивается небольшой тупиковой полянкой. Кстати, именно с этой скалы, только с другой стороны, и была сброшена лошадь.
Теперь переносим камеру на 100 метров назад и разворачиваем её в другую сторону.
2021 г. Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита
Здесь убегающие белые оказываются в окружении. Красноармейцы прыгают со скал, отрезая им дорогу. Белым ничего не остаётся, как повернуть немного назад, метров на 20, и уйти влево, поднявшись в крутую гору.
2021 г. Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита
Но реально подняться здесь на лошадях невозможно. Только пешком. Подъём очень крут.
Далее съёмки происходят сверху, на горе. Но и наверху белым нет покоя — красные выезжают из-за горы.
2021 г. Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита
Здесь тоже простая бутафория. Никакой дороги там нет. Там только небольшая площадка. А вот ракурс чуть-чуть не совпал. Надо было камеру расположить на метр правее.
Белые, видя, что и здесь им путь отрезан, развернули коней обратно. Однако скрыться им было не суждено. Красные догнали и полностью их окружили.
2021 г. Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита
А вот это самое удачное фото. Ракурс совпал на 100%. И с этого места наблюдательный зритель фильма заметит, что лето вдруг сразу превратилось в осень. Таким образом, видно, что эпизод на Сухотино снимался дважды в разное время.
Оказавшись в окружении, Северьян уже осенью на коне прыгает с обрыва. Только зад у лошади торчит.
2021 г. Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита
На самом деле в этом месте никакого обрыва нет — это просто полутораметровый уступ, за которым поляна длиной почти в 100 метров до обрыва. Это ракурс так интересно выбран. А сейчас сам смотрю и удивляюсь, как так получилось!
Следующий кадр — лошадь с наездником летит со скалы. К сожалению, пройти на место съёмки, не замочив ног, невозможно. Поэтому скалу летящей лошади я снял пока сверху. Камера во время съёмок стояла как раз в тех жёлтых кустах.
Фото: Андрей Котов Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита
А вот непосредственно место падения лошади.
Фото: Андрей Котов Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита
К месту установки камеры самого впечатляющего эпизода с Сухотино я подъехал по льду зимой.
2021 г. Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита
Здесь хорошо видно, что на лошади сидит не человек, а манекен, набитый ватой или соломой.
Лошадь продолжает падение.
2021 г. Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита
Известно, что лошадь не пережила падение. Да и не могла пережить. Глубина там порядка 2 метров, может, чуть более… Жалко лошадь. Но чтобы смерть лошади не попала в кадр и не было видно подмены на живую лошадь, а куклы на Северьяна, ракурс перед местом падения закидали ветками.
Фото: Кадр из фильма "Даурия" Всё, что происходит в Забайкалье и городе Чита
Вот такое небольшое получилось исследование. А можно ведь и по другим местам съёмок съездить. Есть желающие?
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
ЧИТАЕМОЕ ЗА СУТКИ
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Подвал дома в посёлке Забайкалья затопило фекалиями из-за засора колодца ЗабТЭКа 2
Мэрия Читы ответит перед судом за свалку в 28 тыс. квадратных метров на Титовской сопке 15
ЧИТАЕМОЕ ЗА СУТКИ
Суд вынес приговор водителю, сбившему двух студентов на вокзале в Чите 6131
Продавца магазина застрелили в Могоче 5066
Рост числа госпитализаций школьников из-за гриппа грозит ранним началом каникул в Чите 5017
Новогодняя ёлка упала в микрорайоне Октябрьский в Чите 4425
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Бардалеев: На корпоративы только с QR-кодом и оригиналом паспорта 41
Проверять QR-коды будут на входах в ТЦ Забайкалья с января 37
Следить за корпоративами по видео будут минэконом и Роспотребнадзор в Забайкалье 32
Осипов назвал три основные причины снижения темпов вакцинации в Забайкалье 30
Назван объём бензина, который можно купить на среднюю зарплату в Забайкалье — исследование 28
между прочим Модерация • 30.09 15:48
Старую кобылу купили в Верх-Чите за 300 р., трое суток выдерживали за ограждением на скале, чтобы привыкала. Потом столкнули с чучелом. В последствии режиссёр В.Трегубович придумал байку, что прыгал студент за те же 300 р.
Полуполтинных Александр Модерация • 30.09 21:06
Хорошее кино. Вот редкое фото со съемок.
Мы удаляем оскорбления героев публикации, авторов текста, комментаторов, просто третьих лиц. Удаляются обвинения в преступлениях и правонарушениях, подробности личной жизни героев публикации, личной жизни журналиста-автора, комментарии, которые не относятся к теме текста, маты, капс, обильные многоточия, истерики, бессвязная речь, любая реклама.
Комментарий будет удалён, если в нём есть призывы к нарушению законов, свержению власти, революции, массовым беспорядкам, нарушению территориальной целостности государства, разжиганию национальной розни, содержат признаки религиозного или языкового превосходства, содержит персональные данные или может нанести ущерб деловой репутации.
Удаляются комментарии, содержащие ссылки на сторонние сайты, не гарантирующие достоверность публикуемой информации, просьбы о переводе денег героям публикации (если ситуация того требует, эта информация есть в редакции и её можно получить по телефону 400-890). И мы оставляем за собой право удалять оценки работы редакции.
Читайте также: