Материк на котором двигаясь строго на восток можно совершить кругосветное путешествие

Обновлено: 18.09.2024

Первое кругосветное плавание - испанская морская экспедиция начавшаяся под руководством Фернана Магеллана 20 сентября 1519 года и завершившаяся 6 сентября 1522 года под командованием Хуана Себастьяна Элькано. Основная цель плавания - достичь Азии, следуя на запад. Колонизация Америки еще не успела принести существенных прибылей в отличие от колоний португальцев в Индии, и испанцам хотелось самим плавать к Островам Пряностей и получать выгоду. В результате мятежей, тяжелейшего пересечения Тихого океана и стычек с населением Филиппин и Островов пряностей только одному судну удалось вернуться в Испанию, имея 18 человек на борту. Сам Фернан Магеллан погиб. Экспедиция оказалась весьма успешной в коммерческом отношении, принеся организаторам большую прибыль.

После долгого торга с королевскими советниками, выговорившими себе солидную долю ожидаемых доходов и уступок со стороны португальцев, был заключен договор. По соглашению Карл I обязался снарядить пять кораблей и снабдить экспедицию припасами на два года. Однако перед отплытием Фалейру отказался от предприятия, и Магеллан стал единоличным начальником экспедиции.

Разумеется, португальцам приготовления к путешествию не нравились и они пытались всячески устранить конкурента. На убийство не решились, однако использовали другие методы, в частности очерняли Магеллана перед испанцами. При этом многие испанцы также были недовольны тем, что главным в экспедиции будет португалец.

В 1518 году между участниками будущего плавания и жителями Севильи произошло столкновение из-за того, что Магеллан поднял на кораблях свой собственный штандарт, который местные жители приняли за португальский и потребовали снять. Однако все закончилось достаточно хорошо и конфликт был улажен. Для того, что бы противоречий больше не возникало, Магеллану приказали ограничить количество португальцев в будущей экспедиции до 5 человек. Однако в результате их оказалось 40 человек, так как среди испанцев не хватало опытных моряков, которые были нужны для столь долго и сложного плавания.

Антонио Пигафетта - историк экспедиции

Парусники взяли на борт запас провизии и всего необходимого в расчете на 2 года автономного плавания: сухари, вино, оливковое масло, уксус, соленая рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль, анчоусы, изюм, чернослив, сахар, айвовое варенье, каперсы, горчица, говядина и рис. На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз, 60 арбалетов, 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и ртуть.

Полная смета экспедиция превосходила сумму в 8 миллионов мараведи, что эквивалентно 18 тоннам золота, по современным меркам - более 650 миллионов долларов. Большую роль в спонсировании экспедиции сыграли ряд европейских купцов, у которых не было возможности участвовать в торговле с Ост-Индией которая в то время была очень выгодной.

29 ноября 1519 года флотилия достигла побережья Южной Америки.

31 марта 1520 года Магеллан принял решение встать на зимовку, так как продвижение шло очень медленно из-за приближающейся зимы, флотилию атаковали штормы. Экспедиция остановилась в ранее неизвестной бухте, которую в последствии назвали Сан-Хулиан. Встав на зимовку, капитан распорядился урезать нормы продовольствия, что вызвало ропот среди моряков, уже измотанных сложным плаванием. Этим пыталась воспользоваться группа офицеров, недовольных Магелланом.

2 апреля 1520 года ночью начался мятеж. В руках заговорщиков оказалось три крупных корабля. Но мятежники не желали дальнейшего кровопролития, опасаясь, что им за это придется отвечать по прибытии в Испанию. К Магеллану была послана шлюпка с письмом в котором говорилось, что их цель всего лишь заставить его правильно выполнить приказы короля. Они согласны считать Фернана капитаном, но он должен советоваться с ними по всем своим решениям. После этого стороны пригашали друг друга на свои корабли для дальнейших переговоров.

Для суда над мятежниками был создан трибунал. По его решению 40 участников были приговорены к смерти, но тут же помилованы, поскольку экспедиция не могла терять такое количество матросов. Был казнен только совершивший убийство Кесадо. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан приказал оставить на берегу после ухода флотилии. О их дальнейшей судьбе ничего не известно.

24 августа 1520 года флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан. За время зимовки она лишилась 30 человек. Уже через два дня экспедиция вынуждена была остановиться в бухте Санта-Крус из-за непогоды и повреждений. В путь флотилия вышла только 18 октября 1520 года.

1 декабря 1520 года корабли прошли близ полуострова Тайтао, а затем суда удалились от материка на максимальное расстояние в 300 км. Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тысяч км. Такие огромные размеры нового океана оказались неожиданными для моряков. При планировании экспедиции исходили из предположения, что Азия находится сравнительно близко от Америки. Не готовая к такому переходу, экспедиция испытывала огромные лишения. На кораблях свирепствовала цинга. Погибло от одиннадцати до двадцати девяти человек.

24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров из архипелага Туамоту. Однако высадиться на него не представлялось возможности из-за скалистых берегов. Через 10 дней был обнаружен еще один остров, в архипелаге Лайн. Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания.

6 марта 1521 года флотилия увидела населенный остров Гуам из группы Марианских островов. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все, что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими.

10 марта 1521 года испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов, которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он решил искать необитаемый остров.

17 марта 1521 года экспедиция Магеллана высадилась на острове Хомонхом, тем самым закончился переход через Тихий океан. На острове был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке.

27 апреля 1521 года, в роли покровителя новых христиан, Магеллан организовал военную экспедицию против вождя острова Мактан Лапу-Лапу, который противился новым порядкам и не собирался отдаваться под власть испанцев. Магеллан отправился туда с 60 людьми на лодках, но они из-за рифов не могли подойти близко к берегу. Оставив в лодках арбалетчиков и мушкетеров, с 50 людьми он переправился вброд на островок. У селения испанцев атаковали три отряда. Основная часть испанцев бросилась в бегство. Магеллан и восемь человек из его команды остались. Мактанцы закидали Магеллан копьями. Переговоры о выдачи тела капитана к успеху не привели.

Антарктида — южный и холодный континент, который большую часть времени полностью покрыт льдами. В силу особенностей сурового климата эти земли считаются самыми загадочными и сложными для освоения. Крайне интересна история открытия континента. На протяжении нескольких веков исследователи Антарктиды пытались достичь Южного полюса, составить подробную карту и описать эти земли.

Исследователи Антарктиды

История открытия

Предположения о том, что существует далекая южная земля, делались еще в глубокой древности. Например, Аристотель утверждал, что существует огромный материк, который соединен с Африкой и уравновешивает северные континенты.

Первые попытки доплыть до Антарктиды предпринимались в начале XVI века. Знаменитый флорентийский мореплаватель и путешественник Америго Веспуччи отправился в полное опасностей плавание в 1501 году. Его корабли смогли подойти к островам Южная Георгия, однако продвинуться дальше не удалось из-за страшного холода. Основные сложности при изучении Антарктиды:

Мореплаватель и путешественник Америго Веспуччи

  • удаленность континента;
  • частые шторма;
  • сложности со снабжением;
  • ужасающий холод.

Более чем через два века английский мореплаватель Джеймс Кук во время своего длительного кругосветного путешествия в 1772—1775 годах смог далеко продвинуться в арктические воды. Но материка он не достиг.

Кук сделал предположение, что он обследовал все полушарие, не нашел признаков большой земли, поэтому никакого континента здесь нет и никогда не было. Этот путешественник имел непререкаемый авторитет, поэтому в ближайшие сорок лет никто не занимался вопросами поиска Антарктиды.

Русские исследователи

Опытный мореплаватель Фаддей Беллинсгаузен

4 июля 1819 года оба судна вышли из порта Кронштадта и достигли к декабрю Южной Георгии. Моряки потратили несколько недель на составление подробной карты побережья. Вскоре ими были открыты три небольших вулканических острова. Двигаясь на юг, русские моряки достигли Земли Сандвича, открытой еще Джеймсом Куком. Было установлено, что это огромный архипелаг, ставший самым южным на карте Земли. Продвигаясь вдоль 60 параллели, корабли русской экспедиции 28 января 1820 года достигли берегов неизвестного ранее материка.

Первоначально Беллинсгаузен и Лазарев полагали, что это лишь очередные острова, однако вскоре поняли, что открыли огромный материк, который практически полностью покрыт льдами. В течение двух месяцев они плавали вдоль берегов Антарктики, что позволило составить подробную карту с промером глубин во многих бухтах. С наступлением зимы в южном полушарии мореплаватели отправились на свою базу к берегам Австралии.

Экспедиция не только позволила впервые достичь южного континента, но и доказала на практике возможность относительно безопасного плавания в этих водах. В течение последующих 20 лет никто не приближался к берегам Антарктики. Это объяснялось отсутствием интереса к исследованию южного континента.

Ранее считалось, что это крайне суровые и безжизненные земли, поэтому человек здесь не сможет продержаться даже несколько недель.

Второй период экспедиций

Настоящий прорыв в исследованиях южного континента пришелся на период с 1838 по 1842 год. Именно тогда три различные экспедиции из Франции и Великобритании смогли не только достичь берегов Антарктиды, но и высадились на сушу, существенно продвинувшись вглубь материка. В это время была составлена подробная карта материка, вычислено расположение Южного магнитного полюса. Мореплавателям удалось пройти вдоль шельфового ледника Росса. Также была открыта часть суши, названная Землей Виктории в честь королевы Британии.

После открытий 30—40-х годов XIX века интерес к Антарктиде угас, лишь в конце столетия эти воды вновь стали посещать корабли. В рамках экспедиций изучалась численность популяции китов, которые ранее встречались в этих холодных водах. Французские и бельгийские команды не только исследовали береговую линию и прибрежные земли, но и организовали полноценную зимовку в Антарктиде. Это доказало, что при должном снабжении человек может выжить даже в суровых условиях.

 Английский исследователь Э. Шеклтон начал свой путь от мыса Мак-Мердо

В начале XX века началось так называемое соперничество путешественников, которые первыми стремились достичь Южного полюса. Английский исследователь Э. Шеклтон начал свой путь от мыса Мак-Мердо и смог добраться до 88 градусов южной широты. В 1911—1912 годах сразу две хорошо снаряженных команды начали идти к Южному полюсу.

Считается, что первым его достиг норвежец Р. Амундсен, который шел маршрутом из восточной части мыса Барьер Росса. Через несколько дней после экспедиции потомков викингов полюса достиг британец Р. Скотт. Однако на обратном пути он попал в страшный буран и погиб от холода.

В начале XX века активно изучала южный континент Австралия. Путешественники из этой страны построили в Антарктиде две базы, где в летнее время проживали исследователи. Ими была составлена карта шельфовых ледников, определены особенности этого материка. Именно австралийцы определили, что толщина льдов центрального щита составляет около двух километров. Их исследования позволили ученым продвинуться в изучении истории Антарктиды.

Использование авиации

Развитие дальней авиации дало существенный толчок к исследованию Антарктиды. У ученых и путешественников появилась возможность летать на этот континент. В его льдах были обустроены взлетно-посадочные полосы.

Впервые полет над Южным полюсом совершил американец Р. Бэрд в 1929 году. С воздуха были открыты новые горные пики на побережье и острова, которые ранее из-за удаленности были недоступны с воды. Значение авиации при исследовании Антарктики:

  • существенное упрощение снабжения баз;
  • простая доставка ученых на южный континент;
  • возможность полетов круглый год.

Использование авиации для исследования Антарктиды

В 40—50-х годах на побережье были созданы наземные станции, где полярники жили постоянно. Для их снабжения использовалась дальняя авиация, которая доставляла в Антарктику исследовательское оборудование и провиант. С помощью сверхточной оптики была проведена аэрофотосъёмка, что позволило составить максимально точную карту материка. С земли в 1956 году исследовалась мощность ледяного покрова, под которым были найдены высокие горные цепи и подземные гигантские озера на каменном основании.

Это происходит из-за искажений формы градусной сетки на карте полушарий.

б) Почему меридианы на карте полушарий имеют неодинаковую длину?

Также из-за искажений градусной сетки, в результате чего длина меридианов на карте полушарий разная.

Параметры Меридианы Параллели
В какие стороны горизонта направлены? север-юг запад-восток
Значение в градусах от 0° до 180° от 0° до 90°
Длина одного градуса в километрах 111.1 км 0° — 111.3 км
30° — 96.5 км
60° — 55.8 км
90° — 0 км
Какую форму имеют на глобусе? Окружность
Какую форму имеют на карте полушарий? Дуги сверху вниз Дуги справа налево

а) определять положение объектов на карте:

т.к. на карте есть градусная сетка, то можно определить положение объектов по широте и долготе;

б) наносить объекты на карту:

если известны долгота и широта объекта, то с помощью градусной сетки можно нанести данный объект на карту;

в) измерять расстояния на карте:

т.к. нам известна длина одного градуса по меридиану и по параллели в километрах, можно измерить расстояние на карте.

1. Уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
2. Любой отрезок линии показан с одинаковым уменьшением относительно земной поверхности.
3. При изображении земной поверхности возникают искажения.
4. Не показываются подробности.
5. Искажения тем больше, чем большая часть Земли показана.
6. Уменьшение площадей объектов во всех частях одно и то же.
7. Земная поверхность изображается в очень уменьшенном виде.
8. Сохраняется постоянство площадей.
9. Объемная модель Земли.

Карта: 1, 3, 5, 7.
Глобус: 2, 4, 6, 8, 9.

Совершить кругосветное путешествие можно, двигаясь только:

Верный вариант: с запада на восток.

Признаки План Карта
1 Видна часть поверхности Земли +
2 Мелкий масштаб +
3 Учтена кривизна Земли +
4 Все объекты изображены в масштабе +
5 Крупный масштаб +
6 Чертеж небольшого участка местности +
7 Масштаб 1:200 +
8 Кривизна Земли не учтена +
9 Очертания материков искажены +
10 Видна поверхность всей Земли +
11 Масштаб 1:1 000 000 000 +
12 Направление на север — юг определяется по меридианам +
13 Направление на север — верхняя рамка, на юг — нижняя рамка +
14 Нанесены меридианы и параллели +

а) точки А относительно точки Б: 450 – 400 = 50 м;
б) точки Б относительно точки В: 400 – 250 = 150 м;
в) точки А относительно точки В: 450 – 250 = 200 м;
г) точки В относительно точки Б: 250 – 400 = –150 м;
д) точки Б относительно точки А: 400 – 450 = –50 м.

Материк Наивысшая точка Абсолютная высота
Евразия г. Джомолунгма 8848 м
Африка г. Килиманджаро 5895 м
Северная Америка г. Денали 6190 м
Южная Америка г. Аконкагуа 6962 м
Австралия г. Косцюшко 2228 м

На Земле существует самая северная точка — Северный полюс, самая южная — Южный полюс, а западной и восточной — нет.

а) Географической широтой называется:

Верный вариант: расстояние от определенной точки до экватора в градусах.

б) Географической долготой называется:

Верный вариант: расстояние от определенной точки до нулевого меридиана в градусах.

Верный вариант: 20° с. ш. 15° в. д.

а) Географическая широта Южного полюса составляет: 90° ю. ш.;
б) Географическая широта экватора составляет: 0°;
в) Высокими широтами считаются: более 60°;
г) Низкими широтами считаются: 0°–30°;
д) Угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет — это: азимут.

а) 30° с. ш. 31° в. д. → г. Каир
б) 69° ю. ш. 91° з. д. → о. Петра I
в) 56° с. ш. 38° в. д. → г. Москва

а) севернее Минска: Витебск, Полоцк, Липель;
б) южнее Минска: Гомель, Мозырь, Солигорск;
в) западнее Минска: Гродно, Лида, Новогрудок;
г) восточнее Минска: Могилёв, Кричев, Хотимск.

Вариант 1

39° с. ш. 77° з. д. — г. Вашингтон
40° с. ш. 50° в. д. — г. Баку
34° ю. ш. 19° в. д. — Мыс Игольный
58° с. ш. 23° в. д. — о. Сааремаа
0° ш. 102° в. д. — о. Суматра

Вариант 2

20° с. ш. 80° в. д. — п-ов Индостан
1° ю. ш. 78° з. д. — г. Кито
43° с. ш. 79° з. д. — оз. Онтарио
20° ю. ш. 46° в. д. — о. Мадагаскар
35° с. ш. 140° в. д. — г. Токио
30° с. ш. 90° з. д. — г. Новый Орлеан

а) Нулевой меридиан проходит через: Лондон.
б) Какое кругосветное путешествие короче? 70° с. ш.
в) Для определения какого места на Земле нужно знать только широту? Нулевой меридиан.
г) Продолжением меридиана 30° в. д. в западном полушарии является: 150° з. д.

Самолёт вылетел из Москвы на юго-восток в Нью-Дели, пролетев 4340 км.

У берегов японских островов.

а) географические координаты: 54° с. ш. 28° в. д.
б) абсолютную высоту: 283 м.

а) Нью-Дели: 29° с. ш. 77° в. д.; находится на юго-востоке от Минска в 4867 км.
б) Якутск: 62° с. ш. 130° в. д.; находится на западе от Минска в 6094 км.
в) Нью-Йорк: 41° с. ш. 74° з. д.; находится на юго-западе от Минска в 7118 км.

1) Определите географические координаты наивысших точек материков.
2) Определите географические координаты областных центров Беларуси.

а) мелкомасштабные: физическая карта мира, карты отдельных материков, их климатические карты, карта рельефа Земли;
б) среднемасштабные: карты областей, регионов страны, карта России или любой другой страны;
в) крупномасштабные: карты отдельных городов, топографические карты, карты населённых пунктов;
г) общегеографические: карта горного рельефа Северной Америки, карта рельефа Латинской Америки, карта растительного мираАвстралии и Океании;
д) тематические: карты размещения населения Евразии, карта уровня преступности по странам, карта преобладания гендерного состава стран мира, карты национального состава стран, карты конфессионального состава стран, карты отдельных элементов погоды, карты миграций и трудовых ресурсов, карты различных геогологическиъ эпох и периодов.

Меня заинтересовала физическая карта Беларуси. На ней различным цветом были показаны области, их границы и областные центры . По ней можно узнать, где находятся возвышенности, откуда и куда текут реки, размеры озер. Масштаб карты мелкий.

На физической карте Беларуси не показаны области, их границы и областные центры различным цветом. Это можно заметить на политико-административной карте.

1. Где на земном шаре можно построить дом, все окна которого смотрят на юг? На Северном полюсе, т.к. направления от него всегда идут на юг.

2. Какое направление имеет улица, на которой в полдень не бывает тени от домов? Направление север-юг.

3. Где находится точка, широта и долгота которой 0°? На пересечении экватора и нулевого меридиана.

4. Чему будет равна сторона квадрата, построенного в масштабе 1:300 000? Сторона будет ровна размеру, построенному на карте, умноженному на 300 000.

5. Определите, на запад или на восток двигались туристы, если известно, что с правой стороны дороги на обочине снег уже начал таять, а с левой стороны на обочине еще лежали сугробы. Туристы двигались на восток.

Нужно иметь изображение местности для того, чтобы определить рельеф того места, где собираются что-либо строить. Для того, чтобы строить жилые дома, нужно определить, находятся ли там ямы и холмы.

Географические карты используют геологи, военные, пожаоные строители, лётчики, археологи, гиды и др.

Планом местности — на туристических соревнованиях; географическими картами — при поездке в другой город или страну.


По горизонтали: 2. Наука о географических картах и способах их составления. 4. Шар невелик, лениться не велит, если знаешь ответ, то покажешь весь свет. 8. Линия, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору. 9. Город, координаты которого 51° с. ш. 30° в. д. 10. Собрание карт. 13. Пояснительная таблица условных знаков на географических картах и планах. 14. Величина, с помощью которой измеряют дугу меридиана и параллели.

По вертикали: 1. Расстояние от экватора по меридиану, выраженное в градусах. 2. Географическая широта и географическая долгота любой точки на земном шаре. 3. Город, координаты которого 60° с. ш. 30° в. д. 5. Параллель, делящая земной шар на Северное и Южное полушария. 6. Создатель первой подробной карты мира. 7. Предельная граница, крайняя точка. 11. Норд. 12. Вест.

Спросите любого, и он вам скажет, что первым человеком, совершившим кругосветное путешествие, был португальский мореплаватель и исследователь Фердинанд Магеллан, который погиб на острове Мактан (Филиппины) в ходе вооруженной стычки с туземцами (1521 год). То же самое написано и в учебниках по истории. На самом деле, это миф. Ведь получается, что одно исключает другое.

Магеллану удалось пройти только половину пути.

Primus circumdedisti me (ты первым обошел меня) - гласит латинская надпись на увенчанном земным шаром гербе Хуана Себастьяна Элькано. Действительно, Элькано был первым человеком, совершившим кругосветное плаванье.

Многое в биографии Элькано до сих пор не выяснено. Как ни странно, человек, впервые обогнувший земной шар, не привлек внимания художников и историков своего времени. Нет даже его достоверного портрета, а из написанных им документов сохранились лишь письма королю, прошения и завещание.

В 1510 году Элькано, владелец и капитан корабля, участвовал в осаде Триполи. Но испанское казначейство отказалось выплатить Элькано причитающуюся для расчетов с экипажем сумму. Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, — в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне… Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными.

Корабли флотилии Магеллана

Магеллан энергично и жестоко подавил мятеж: Кесаде и еще одному из главарей заговора отрубили головы, трупы четвертовали и изуродованные останки наткнули на шесты. Капитана Картахену и одного священника, также зачинщика мятежа, Магеллан приказал высадить на пустынный берег бухты, где они впоследствии и погибли. Остальных сорок бунтовщиков, в том числе и Элькано, Магеллан пощадил.

1. Первое в истории кругосветное плавание

2. Прощай Ла-Корунья

3. Несчастья главного кормчего

Могучая, хорошо вооруженная флотилия Лоайсы вышла в море 24 июля 1525 года. Согласно королевским инструкциям, а их в общем у Лоайсы было пятьдесят три, флотилия должна была следовать по пути Магеллана, но избегать его ошибок. Но ни Элькано — главный советник короля, ни сам король не предвидели, что это будет последняя экспедиция, посланная через Магелланов пролив. Именно экспедиции Лоайсы было суждено доказать, что это не самый выгодный путь. И все последующие экспедиции в Азию отправлялись из тихоокеанских портов Новой Испании (Мексики).

ХУАН СЕБАСТЬЯН ЭЛЬКАНО

5 апреля суда вошли в Магелланов пролив. Между островами Санта-Мария и Санта-Магдалена адмиральский корабль постигло очередное несчастье. Загорелся котел с кипящей смолой, на корабле возник пожар.

4. Кормчий умирает адмиралом

Четыре человека поднимают обернутое в саван и привязанное к доске тело Хуана Себастьяна. По знаку нового адмирала они бросают его в море. Раздался всплеск, заглушивший молитвы священника.

МОНУМЕНТ В ЧЕСТЬ ЭЛЬКАНО В ГЕТАРИИ

Эпилог

Источенный червями, истерзанный бурями и штормами одинокий корабль продолжал свой путь. Команда, по словам Урданеты, «была страшно измучена и истощена. Не проходило дня, чтобы кто-нибудь из нас не умирал.

В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.

История кругосветных путешествий: от Магеллана до Пикара


12 февраля 1908 года в Нью-Йорке стартовал первый в мире кругосветный автопробег – весьма смелое и рисковое мероприятие в духе той эпохи великих технических открытий и достижений. Но авантюристы существовали всегда – они жили до 1908 года, они были после него, они прекрасно себя чувствуют и в наше время. И сегодня мы расскажем про историю кругосветных путешествий , начиная от Магеллана и заканчивая современными отважными рыцарями компаса и карты.

Кругосветное плавание Магеллана (1519-1522)

Портрет Фернана Магеллана. Источник фото: antarcticguide.com

20 октября 1519 года пять кораблей под его командованием вышли из испанского порта Санлукар-де-Баррамеда. На борту суден насчитывалась команда из более чем двухсот человек. Экспедиции во главе с Магелланом, действительно, удалось обогнуть Американский континент с юга, преодолеть Тихий океан, добраться до Молуккских островов (Острова Пряностей) и вернуться 6 сентября 1522 года в Севилью.

Карта маршрута экспедиции Магеллана. Источник фото: Википедия

Но во время кругосветного плавания экспедиция потеряла четыре корабля, а из 235 человек личного состава в Испанию вернулось всего тридцать шесть (18 на последнем оставшемся судне и еще столько же разными путями в течение последующих месяцев и даже лет). Погиб в стычках с туземцами сам Магеллан и большинство командиров. А завершил экспедицию капитан Хуан Себастьян Элькано – единственный выживший офицер.

Кругосветное путешествие на велосипеде (1884-1886)

Томас Стивенс и его велосипед. Источник фото: diletant.ru

Начав свое путешествие в Сан-Франциско, Стивенс пересек всю Америку с запада на восток до Нью-Йорка. Затем он изрядно поездил по своей родной Англии, проехал через Европу, Османскую Империю, перезимовал в Тегеране как личный гость шаха, побывал в Афганистане, вернулся в Стамбул, приплыл по морю в Индию, отметился в Китае и Японии, а затем вернулся в исходную точку путешествия, потратив на поездку более двух с половиной лет.

Карта поездки Томаса Стивенса. Источник фото: diletant.ru

Кругосветное путешествие на яхте (1895-1898)

Ставшее легендарным кругосветное путешествие Джошуа Слокама стартовало 25 апреля 1895 года в городе Бостон. 10-метровая яхта Sprey, на которой в одиночку плыл канадско-американский путешественник и авантюрист, сначала пересекла Атлантический океан, приблизившись к Пиренейскому полуострову, затем прошла вдоль западного побережья Африки, снова преодолела Атлантику, прошла через Магелланов пролив, достигла Австралии, побывала в Новой Гвинее, обогнула мыс Доброй Надежды, а 27 июня 1898 года финишировала в городе Ньюпорт в штате Род-Айленд.

Джошуа Слокам на яхте Спрей. Источник фото: ptsail.org

Яхта Спрей. Источник фото: ptsail.org

Джошуа Слокам пропал без вести во время плавания на яхте в 1909 году в районе Бермудских островов, что стало одной из причин появления легенды о Бермудском треугольнике.

Первый кругосветный автопробег (1908)

12 февраля 1908 года стартовал первый кругосветный автопробег, организованный американской газетой New York Times и французской Matin. Это событие было приурочено к 99-летию со дня рождения Авраама Линкольна. Планировалось, что в нем примут участие 13 экипажей, но семь из них снялись в самый последний момент, до начала поездки.

Первый кругосветный автопробег. Источник фото : afflictor.com

Главной проблемой первых недель пробега стал холод. Автомобили тех времен не были оснащены обогревателями, а некоторые вообще были без крыши. При этом изначально планировалось, что экипажи переедут из США в Россию через замерзший Берингов пролив. Но жуткие погодные условия на Севере заставили сменить маршрут – машины были погружены на корабль в Сиэтле и транспортированы во Владивосток.

Американский экипаж. Победители на финише. Источник фото : afflictor.com

Участники автопробега пересекли всю Евразию. Первым достиг финиша в Париже немецкий экипаж на автомобиле Protos. Случилось это 11 июля, через 169 дней после начала. Но оказалось, что немцы нарушили условие соревнований, за что получили штраф в 15 дней. Так что победителями стали американцы на машине Thomas Flyer, приехавшие к последней точке аккурат 26 июля. Вот для американских участников заезд и стал кругосветным - после триумфа в Париже они вернулись в Нью-Йорк, замкнув, тем самым, круг.

Кругосветное путешествие на самолете (1924, 1957)

Это сейчас можно облететь вокруг Земного шара на авиалайнере чуть более чем за сутки. А в 1924 году четырем самолетам Douglas World Cruiser понадобилось почти полгода. Вернее, это вылетели из Сиэтла 6 апреля четыре летательных аппарата, а вернулись обратно 28 сентября всего два – остальные разбились по дороге.

Самолеты Douglas World Cruiser во время кругосветного путешествия. Источник фото: flickr.com

А первый беспосадочный кругосветный перелет совершили в январе 1957 года три американских бомбардировщика В-52B, потратив на это 45 часов и 19 минут. По пути они трижды пополняли запасы топлива от самолета-дозаправщика.

Самолеты В-52B на земле готовятся к кругосветному полету. Источник фото: jitterbuzz.com

Кругосветное путешествие пешком (1970-1974)

20 июня 1970 года братья Дэвид и Джон Кунсты вышли из собственного дома в городе Уосека в Миннесоте и отправились в пешее путешествие вокруг света. Они дошли до Нью-Йорка, где сели на корабль до Лиссабона. Затем они пересекли на своих двоих всю Европу и дошли до Афганистана. Но там на них напали бандиты, Джон был убит, а Дэвид попал на четыре месяца в больницу.

Дэвид Кунст и иранские полицейские. Источник фото: newportbeachindy.com

Карта путешествия Дэвида Кунста. Источник фото: newportbeachindy.com

Дэвид Кунст вернулся в родную Миннесоту 5 октября 1974 года, преодолев на пути около 25 тысяч километров, став Послом Доброй воли ЮНИСЕФ, стоптав 21 пару обуви и познакомившись с австралийской учительницей Дженни Сэмюэл, которая сначала стала его спутницей в путешествии, а потом и в жизни.

Дэвид Кунст и Дженни Сэмюэл. Источник фото: home.earthlink.net

Беспосадочный кругосветный перелет на воздушном шаре (1999)

В конце двадцатого века воздушные шары практически перестали существовать. Остались лишь те, что использовались в рекламных, туристических, спортивных и научных (стратостаты) целях. Но появлялись также аэростаты, созданные специально для установления рекордов. К примеру, Breitling Orbiter 3, на котором в марте 1999 года Бертран Пикар и Брайан Джонс совершили беспосадочный кругосветный перелет длиной 45755 километров и длительностью 19 дней 21 час и 47 минут.

Аэростат Breitling Orbiter 3 во время кругосветного полета. Источник фото: revo-online.com

Но этого рекорда Пикару мало! Достойный своего деда, отца и дяди авантюрист собирается в 2015 году совершить первый в истории кругосветный перелет на самолете, получающем энергию исключительно из установленных на нем солнечных панелей.

Читайте также: