Можно ли вывозить металлолом из казахстана в россию

Обновлено: 18.09.2024

Каковы правила ввоза и вывоза денежных средств, дорожных чеков и иных денежных инструментов из Республики Казахстан в государства Таможенного союза и другие страны? Существует ли ограничение по размеру суммы? Требуется ли декларирование и подтверждение легальности происхождения денег?

Чем регулируется порядок ввоза и вывоза денежных средств?

Ранее порядок ввоза и вывоза наличной иностранной валюты регулировался нормами статьи 18 Закона Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле". В настоящее время этот порядок изменен Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, подписанным главами государств-участников Таможенного союза 5 июля 2010 года в городе Астана. Закон Республики Казахстан о ратификации данного договора введен в действие с 30 января 2011 года (по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).

Согласно статье 4 Конституции Республики Казахстан международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед её законами и применяются непосредственно. Поэтому нормы указанного договора имеют приоритет перед нормами Закона "О валютном регулировании и валютном контроле".

Ввоз и вывоз валюты между государствами Таможенного союза

Ввоз в Республику Казахстан или вывоз из Республики Казахстан физическими лицами наличных денег и денежных инструментов с территории или на территорию государств Таможенного союза, осуществляется без ограничений и таможенного декларирования.

Ввоз денежных средств на территорию Таможенного союза

В соответствии со статьей 3 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза ввоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию таможенного союза с территории третьих стран осуществляется без ограничений в следующем порядке:

  • при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США, они не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;
  • при единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США, они подлежат таможенному декларированию в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

По желанию физического лица единовременный ввоз наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть также задекларирован в письменной форме.

Ранее в соответствии со статьей 18 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" порог обязательного декларирования начинался с суммы в размере, превышающем эквивалент 3 000 долларов США.

Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков (то есть векселей, чеков, банковских чеков, ценных бумаг в документарной форме на предъявителя) осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

Вывоз денежных средств с территории Таможенного союза

В соответствии со статьей 4 Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков с таможенной территории таможенного союза осуществляется без ограничений в следующем порядке:

  • при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США, они не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;
  • при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 000 долларов США, они подлежат таможенному декларированию в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

По желанию физического лица единовременный вывоз наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в общей сумме, равной либо не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, также может быть задекларирован.

Ранее в соответствии со статьей 18 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" порог обязательного декларирования начинался с суммы в размере, превышающем эквивалент 3 000 долларов США.

Вывоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков (то есть векселей, чеков, банковских чеков, ценных бумаг в документарной форме на предъявителя), осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

Пассажирская таможенная декларация

В соответствии со статьей 6 указанного Договора в целях обеспечения противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении физическими лицами через таможенную границу таможенного союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, в пассажирской таможенной декларации должны быть дополнительно указаны следующие сведения:

  • дата и место рождения физического лица, реквизиты документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) на территории государства – члена таможенного союза, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания на территории государства – члена таможенного союза;
  • сведения о денежных инструментах, за исключением дорожных чеков, (вид денежного инструмента, наименование эмитента, дата выпуска и идентифицирующий номер при наличии);
  • сведения об источнике наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, их владельцах (в случаях перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, не являющихся собственностью декларанта), а также о предполагаемом использовании;
  • сведения о маршруте и способе перевозки (о виде транспорта) наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Требуется ли подтверждение легальности происхождения денежных средств?

Ранее действовавший порядок предусматривал при вывозе наличной иностранной валюты из Республики Казахстан физическими лицами — резидентами и нерезидентами в размере, превышающем эквивалент 10 000 долларов США, необходимость представление в таможенные органы Республики Казахстан документов, подтверждающих легальность их происхождения, на сумму, превышающую эквивалент 10 000 долларов США.

В настоящее время форма декларации для наличных денежных средств и (или) денежных инструментов предусматривает указание сведений, необходимых для целей финансового мониторинга. Поэтому при декларировании наличных денежных средств и (или) денежных инструментов представление документов, подтверждающих легальность их происхождения, не требуется.

На этой неделе российское правительство приняло решение о повышении экспортной пошлины на лом черных металлов с 70 до 100 евро за тонну. Новая ставка будет действовать с 1 января 2022 года и имеет, если не запретительный, то очень близкий к тому уровень.

Интересно, что идеи еще сильнее ограничить экспорт металлолома возникли осенью почти одновременно в России и в Евросоюзе. Вот только российская бюрократия оказалась расторопней в реализации. Но нет сомнений, что европейская подобный шаг в итоге тоже сделает. Потому что лом черных металлов становится все более востребованным и дефицитным сырьем. И за него на мировом рынке ведется нешуточная борьба.

Для начала, от лома на 95% и более, то есть практически полностью, зависит работа электросталеплавильных мощностей. Для информации: по данным ассоциации WorldSteel, в 2020 году доля электрометаллургии в Турции составила 69%, в Европе — 42%, в России — 32%, на Украине — 5,5%.

Для других способов выплавки стали лом важен в меньшей степени, но все равно необходим. Если при электрическом способе выплавки стали для получения тонны конечного продукта нужно 1,1 тонны лома, то для мартеновской выплавки нужно 0,4-0,5 тонн, а для конвертерной 0,2-0,25 тонн.

Далее, вторичная переработка металла просто дешевле многочисленных процедур, которые проходят от добычи руды до выплавки стали.

Плюс к тому в конце прошлого — первом полугодии нынешнего года наблюдался бешеный (в 3-4 раза) рост цен на железную руду. В частности, из-за резкого сокращения ее добычи в Бразилии из-за пандемийных последствий и быстрое восстановление экономики Китая. Что само собой заставило металлургов обратить повышенное внимание на металлолом, хотя и потянуло его цены вверх тоже.

Ну и куда же деваться от борьбы с углеродом, необходимости достижения "карбоновой нейтральности" и так далее. Переработка металлолома, уж конечно, сокращает выбросы СО2 и других сопутствующих соединений с углеродом. Причем вплоть до немалых 60%. Так использование металлолома — ключевой фактор сокращения углеродных выбросов. Что в свете грядущего внедрения Европой (а потом, возможно, и всем коллективным Западом) углеродного налога становится еще более важным — экология экологией, а деньги любят счет.

Заместитель министра экономического развития Владимир Ильичев заявил по поводу повышения ставки экспортной пошлины: "Мера принимается для обеспечения внутреннего рынка сырьем для производства стали и сдерживания цен. В то же время нам важно не допустить ущерба для рентабельности экспортеров, а также снижения занятости в области ломозаготовки. В случае изменения динамики в конце декабря вернемся к вопросу о размере ставки пошлины на лом".

В ноябре цена за тонну лома черных металлов на российском рынке выросла до 29,5 тысяч рублей, то есть до 400 долларов. На рынке крупнейшего импортера российского (и, кстати, европейского тоже) металлолома, Турции, цены выросли до 500 долларов за тонну. Собственно, пошлина в 100 евро в большинстве случаев будет делать экономически более оправданными поставки лома отечественным металлургам. Хотя "металлоломщики", конечно, этим решением недовольны.

Евросоюз в вопросе ограничения экспорта металлолома идет другим путем. Еврокомиссия (ЕК) представила проект документа, регулирующего в том числе экспорт черных металлов — Waste shipment regulations (WSR). И хотя европейские металлурги призывали полностью запретить экспорт лома, упирая еще и на получаемый в этом случае эффект сокращения выбросов СО2, ЕК пока решилась лишь на жесткое ограничение экспорта в страны, не являющиеся членами ОЭСР и на наделение себя дополнительными полномочиями.

Не членам ОЭСР для получения права на закупку европейского лома придется готовить официальное обращение на ЕК с обоснованием необходимости закупки лома и указанием возможностей его переработки. ЕК также получит право запрещать экспорт, если возникнут подозрения (!), что он может нанести вред здоровью и жизни людей. То есть для стран — не членов ОЭСР вводится ручной режим со стороны крупнейшего экспортера лома, на которого приходится 25% мирового рынка.

Четверть от всего европейского экспорта идет именно в такие страны. Из крупных игроков под ограничения попадут Индия, Пакистан, Египет, Малайзия, Индонезия, Китай и Россия. С учетом этого обстоятельства решение российского правительства тем более своевременно. Кстати, Турция, являющаяся крупнейшим импортером лома из ЕС, — член ОЭСР.

Однако ЕК наделяется полномочиями и по контролю объемов экспорта даже в страны ОЭСР. И если объемы экспорта "резко растут" и "могут нанести ущерб экологии или здоровью общества", ЕК может принять решение о прекращении экспорта и в них. При этом, что такое "резкий рост", документ не определяет. То есть опять-таки вводится ручной режим — просто чуть более мягкий.

Ожидается, что принятие документа приведет к сокращению экспорта лома из ЕС на 5-6 миллионов тонн в год, а это 5-6% мирового рынка. К слову, Россия в 2020 году экспортировала 4 миллиона тонн лома из заготовленных 26,4 миллионов тонн.

На общемировом фоне борьбы за дефицитный ресурс особняком стоит Украина. За 10 месяцев текущего года экспорт металлолома с Украины вырос в 15 (!) раз, превысив весьма существенные для страны полмиллиона тонн, из которых 90% были отгружены в Турцию.

Украинские металлурги уже почти год умоляют власть в Киеве принять хоть какие-то меры, препятствующие вывозу сырья (российское правительство начало принимать соответствующие меры еще прошлой зимой). При этом "соросятские" украинские СМИ пишут, что запрет экспорта Киевом — это нехорошо и нецивилизованно.

А Зеленский панически боится хоть чем-то обидеть "друга Реджепа", который, как он заявил на недавней пресс-коференции, за закрытыми дверями обсуждает с украинским президентом такие важные вещи, что о-го-го. За дружеское похлопывание по плечу и периодически произносимые Эрдоганом ритуальные фразы о том, что Крым — это Украина, Зеленский сливает Турции различные украинские рынки, идет на множество уступок и даже торопится подписать соглашение о зоне свободной торговли (процесс саботирует местная бюрократия), который может стать последним гвоздем в крышку гроба украинской экономики.

А вот последним гвоздем для украинской металлургии могут стать как раз решения России и Евросоюза по металлолому, которые заставят турок выгребать с Украины весь лом подчистую. И при этом не исключено, что Зеленский еще и порадуется тому, какой мощный удар с помощью Эрдогана он нанес по разругавшемуся с ним Ахметову.

Собственно, все это говорит о том, что нынешний передел рынка металлолома может стать предвестником грядущего передела рынка черных металлов, в котором Украина по причине бестолковости своего руководства может стать первой, но, скорее всего, не единственной жертвой.

За два мартовских дня со-трудники милиции задержали три автомашины, которые в общей сложности перевозили 19 тонн металлолома. Один климовчанин гнал за “кордон” 10 тонн, сельчанин из быховской деревни Мокрое смог собрать лишь тонну. Зато кричевские правоохранители задержали два грузовика, в которых в сторону соседней страны двигалось 8 тонн металла. А несколькими днями позже на автодороге из Бобруйска в Быхов сотрудникам милиции попался металлоперевозчик из Витебска, который вез уже 20 тонн цветмета, принадлежащего бобруйчанину. А на этот лом, как нетрудно догадаться, уже совершенно иная цена.

Насколько металлоэпопея носит массовый характер, можно судить по тому, что в году минувшем, по данным могилевской милиции, был пресечен вывоз за пределы страны 945 тонн лома черных и цветных металлов, оцененных почти в 268 млн рублей. Это по белорусским расценкам. Чтобы узнать, сколько бы ушлые предприниматели получили от российских купцов, по мнению начальника отдела транспорта и связи комитета экономики Могилевского облисполкома Владимира Барботкина, приведенную сумму следует увеличить в два—два с половиной раза. С ним согласен и заместитель начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями областного УВД Андрей Евдокимов.

Не изменилась ситуация и нынче. С начала года на РУПП “Могилеввтормет” поступило 14 тонн лома-конфиската и еще 305 тонн находится на ответственном хранении, ожидая судебного решения своей судьбы. Причем в кричевском цеху предприятия — 121 тонна. У милиции несколько иные цифры, поскольку часть задержанного металла еще не прошла процедуру оформления. По состоянию на 14 апреля с. г. выявлено 130 попыток незаконного вывоза металла общим весом 465 тонн, из которых 96 — цветной металл.

В принципе разница в закупочной цене и является одной из причин такого нелегального бизнеса. Особенно если лом принимается от людей, у которых по утрам “трубы горят”. Этим лишь бы на опохмелку хватило. Об официальной закупочной цене на металл они уже речь и не заводят. Поэтому подпольные предприниматели чаще всего имеют даже не тройной навар.

В связи с этим открывается вторая важная причина, по которой сырье для металлургии уплывает из страны. Она заключается в безответственном отношении к металлоизделиям и конструкциям. Они становятся легкодоступными для всякого рода барыг, которые тащат железо к скупщикам. Примеры? Пожалуйста! Как-то в Быхове в одночасье исчезли чугунные крышки канализационных люков и с колодцев иного предназначения, расположенных на некоторых улицах. В конечном итоге оказалось, что это дело рук “металлистов”. В Глуске с территории строительной базы “Ориентир” трое местных жителей похитили три пролета чугунного забора. Стоимость литья оценивается в 1 млн рублей. 40-летний могилевчанин в подвале многоэтажного дома снял и сдал в пункт приема чугунные канализационные трубы общим весом в полторы тонны и стоимостью 6 млн рублей. Из Костюковичского спиртзавода умыкнули специальные фильтры из цветмета, сняв их прямо с работающего агрегата. Заметьте, были украдены эксплуатируемые металлические детали и конструкции, имеющие конкретных хозяев. Что же тогда говорить о практически бесхозных и вышедших из эксплуатации частях и механизмах, которые нередко остаются на обочинах полей, за заборами мехдворов. Это легкая добыча искателей наживы.

Кстати, предприятиям и организациям, находящимся под юрисдикцией облисполкома, как сообщили в комитете экономики, доведен весьма напряженный госзаказ на сдачу металлолома. В течение нынешнего года на переработку должно поступить 39 тысяч тонн черных и 200 тонн цветных металлов. Трехмесячный план оказался выполненным лишь на 78 процентов, за январь—февраль отставание было еще большим. Тогда ссылались на снег, из-под которого выкопать металлолом было сложно. Теперь этой проблемы нет. И металл, как утверждает директор РУПП “Могилеввтормет” Михаил Бондарев, пошел активно. Во всяком случае, никаких проблем с выполнением доведенного его предприятию госзаказа в более чем 163,5 тысячи тонн он не видит. Начальники кричевского и бобруйского цехов сообщают об огромных очередях, образуемых сдающими металл. Причем привозят не только многотонными грузовиками, но и в прицепах для легковушек, в колясках. Где-то уже подумывают об организации для мелких сдатчиков отдельной приемки, чтобы “не путались под ногами”. В Могилеве с утра на сдачу лома стояла очередь в три десятка автомобилей.

— В апреле—мае всегда такая активность, — отмечает Михаил Иванович. — Летом появляются иные заботы, очередей практически не бывает.

Говоря о причинах незаконного вывоза вторичного металлосырья, Бондарев более категоричен. Главной считает, и, наверное, не без оснований, весьма незначительную ответственность, предусмотренную законом за это правонарушение. И хоть внесенные в минувшем декабре изменения в Административный кодекс ужесточили ее — установлены штрафные санкции от 10 до 30 базовых величин независимо от объема вывоза и конфискации металлолома, она не соразмерна с той выгодой, которую дельцы получают, если афера проходит.

И в этом убеждает простая арифметика.

Два десятка тонн черного лома даже по государственным закупочным ценам обходятся сдающему в 7,4 млн рублей. У российского скупщика он получит в два раза больше — почти 15 млн рублей. А если попадется при перевозках, уплатит максимальный штраф всего чуть больше миллиона. Правда, потеряет и металл, который будет конфискован. Но скупал заготовитель его у синеносых “работяг” далеко не по госрасценкам. Поэтому тут потеря невелика. Если же речь о чугуне, белорусская цена которому 530 тысяч за тонну, или цветном металле, то выручка при удачном сбыте несоизмерима с ответственностью.

— Не штрафовать, а сажать года на два надо, — высказывает мнение Бондарев. — Тогда многие задумаются, стоит ли рисковать свободой в угоду барышам.

Экономисты предлагают иной путь. Тот же Владимир Барботкин рассказал, что “Белвтормету” предлагали приблизить наши закупочные цены на лом к тем, что дают российские скупщики. Причем прецедент уже был, когда белорусы вывозили в российские регионы молочные продукты, хлеб, которые у нас стоили дешевле. Тогда этот процесс был прекращен именно таким способом. С металлом пока никто не решается.

Не чувствуется оптимизма в разрешении проблемы и у правоохранителей. То, что попадает в их “сети”, — лишь малая часть реально вывозимого. И оно понятно. Во-первых, между Россией и нашей страной нет охраняемых границ, таможенные посты устроены только на международных трассах, поскольку и таможенный союз общий. А второстепенных дорог и проселков у “металлистов” множество. Все не перекроешь.

Во-вторых, для серьезного наказания (до пяти лет лишения свободы) надо доказать состав преступления, подпадающий под статью о незаконной предпринимательской деятельности. А это весьма непросто. Хотя подчас и удается. Скажем, в январе возбуждено уголовное дело в отношении одного из неработающих бобруйчан, который в течение двух лет занимался незаконной предпринимательской деятельностью, связанной со скупкой лома черных металлов и последующей его реализацией за наличный расчет в Российской Федерации.

Бывали случаи, когда и у самих правоохранителей желание получить легкую наживу брало верх над чувством долга и профессиональной чести. И они “крышевали” “металлистов” или даже сопровождали транспорты с ломом до самой границы. А тот же Михаил Бондарев рассказал, что как-то из горецкого цеха по приему металловторсырья ему доложили, что взвешивались на весах и куда-то уезжали в сопровождении людей в фуражках восемь груженых машин.

Кстати, ситуацией с незаконным вывозом из нашей страны, как отметил Андрей Евдокимов, обеспокоена и российская милиция. И в первую очередь потому, что она приведет к созданию устойчивых преступных групп, которые от мелочных операций с металлоломом могут перейти к более прибыльному бизнесу. И тогда в качестве груза может быть что угодно.

Но как бы там ни было, а бороться с такой “коммерцией” нужно сообща. Белорусам — чтобы не терять того вторсырья, которого не хватает своей металлургии. Ведь Жлобинский металлургический комбинат, покупая у россиян лом, вынужден платить им значительно более высокую цену. Соседям же — чтобы в конечном итоге не нажить головной боли с весьма серьезными осложнениями.

Что можно провозить через границу Казахстана, а что - нельзя?

Казахстан постепенно открывает свои границы для въезда и выезда. Вместе с этим активизируются и путешественники. Разумеется, они при возвращении домой хотят привезти с собой сувениры или что-то еще. В данной статье мы расскажем, что можно провозить через границу РК, а что - запрещено.

Куда можно поехать?

В августе текущего года было подготовлено и подписано постановление главного государственного санитарного врача, согласно которому были разрешены перелеты между Казахстаном и рядом других стран. Всего было разрешено летать в 20 стран, а именно:

  1. КНР
  2. Южная Корея
  3. Япония
  4. Грузия
  5. Таиланд
  6. Венгрия
  7. Индия
  8. Германия
  9. Чехия
  10. Малайзия
  11. ОАЭ
  12. Беларусь
  13. Турция
  14. Египет
  15. Украина
  16. Нидерланды
  17. Россия
  18. Польша
  19. Узбекистан
  20. Таджикистан

Стоит отметить, что по последним трем пунктам были введены особые условия. Кроме проверки температуры и подготовки анкеты по приезду, граждане обязаны предоставить справку ПЦР, с момента оформления которой прошло не более 5 суток. После возвращения из других стран справок не нужно.

Важно! Общий вагон – это вагон, который предназначен для перевозки пассажиров сидя, без лежачих мест.

Отметим, что 2 ноября текущего года Межведомственная комиссия Казахстана приняла несколько важных решений, которые касаются пересечения границ страны гражданами-резидентами и людьми, которые не являются резидентами республики. А именно:

  1. Иностранцы, у которых есть вид на жительство в РК, и иностранцы, которые входят в состав казахстанской семьи, могут проезжать через границу государства не чаще 1 раза в 3 месяца. Ранее действовало ограничение на 1 месяц.
  2. До 1 мая следующего года продлевается запрет на въезд без визы для 57 стран мира.
  3. Транзитные пассажиры из КНР и Индии до начала следующего года не имеют в своем запасе 72-часового пребывания в стране без визы.
  4. Сокращено число регулярных рейсов между Казахстаном и Турцией с 33 до 20 в неделю.

Такие меры были предприняты в связи с ростом заболеваемости COVID-19 в большинстве регионов страны.

Что можно перевозить через границу?

Казахстан входит в состав Евроазийского экономического союза, который регулирует правила перевоза грузов физическими и юридическими лицами между членами данного союза. Соответственно, в Казахстане действуют соответствующие ограничения.

Что касается физлиц, то им можно провозить:

  1. Алкоголь
    до 3 литров бесплатно на 1 человека
    до 5 литров с выплатой пошлины 10 евро за литр
  2. Табак
    Сигары – 50 штук
    Табак – 250 грамм
    Сигареты – до 200 штук
  3. Топливо
    Дизель – до 150 литров
    Бензин – до 100 литров
  4. Наличка
    До 10 тысяч долларов
    100 тысяч долларов и выше можно провозить при наличии декларации, подтверждающей законность происхождения этих денег.
  1. Оружие
  2. Наркотики
  3. Порнографию
  4. Печатные и художественные материалы, пропагандирующие войну, расизм, ксенофобию, нацизм, насилие, подрыв основ государства, революционный настрой
  5. Грунт и почву, а также растения в нем
  6. Вирусы и инфекции
  7. Продукция, которая находится под карантинным надзором
  8. Насекомые, клещи, поврежденные растения и грибы

Запрещено вывозить из страны:

  1. Боевую и военную технику
  2. Патроны и прочие боеприпасы
  3. Воинское снаряжение
  4. Оружие массового поражения
  5. Антиисламскую литературу, фото, видео и прочую продукцию
  6. Документы, дискредитирующие власть
  7. Наркотики
  8. Психотропные препараты
  9. Редких животных и растения
  10. Редкие драгоценности и минералы
  11. Артефакты и предметы старины, которые находятся под охраной государства
  12. Рога сайгака
  13. Акции и прочие ценные бумаги, которые были отменены

На данный момент каких-либо других ограничений законодательство Казахстана и Евразийского союза не предусматривает.

Читайте также: