На каких двигателях летает китай в космос
Обновлено: 18.09.2024
17 октября Китай запустил на орбиту пилотируемый корабль "Шэньчжоу-11" с двумя космонавтами на борту, которые должны провести на орбите около месяца. Этот полет - важный этап в амбициозной программе Китая по освоению космоса.
На борту "Шэньчжоу-11" - 50-летний Цзин Хайпэн и 37-летний Чэнь Дун. Для Хайпэна это уже третий полет в космос. В первый раз он отправился в космос 25 сентября 2008 года в составе экипажа корабля "Шэньчжоу-7", второй раз - 16 июня 2012 года в составе экипажа "Шэньчжоу-9". Для Чэнь Дуна это первый полет в космос.
В течение двух дней после запуска "Шэньчжоу-11" должен состыковаться на высоте в 393 километра с космической лабораторией "Тяньгун-2" ("Небесный дворец-2"), запущенной 15 сентября. Всего экипаж пробудет на орбите 33 дня, из которых 30 - на борту "Тяньгун-2". В рабочем расписании тайконавтов медицинские, научные и другие эксперименты. После завершения своей миссии на корабле "Шэньчжоу-11" они отстыкуются от лаборатории и в течение суток вернутся на Землю.
Как сообщают разные источники, всего в космической лаборатории "Тяньгун-2" установлено 14 разных видов научного оборудования, включая самый крупный в мире высокочувствительный детектор гамма-излучения, разработанный совместно инженерами КНР и Европейского космического агентства. Программа экспериментов очень разнообразна: планируется, к примеру, даже понаблюдать за развитием растений в условиях микрогравитации. Объектом исследования станет и сам экипаж - при поддержке французских экспертов китайцы изучат влияние невесомости на сердечно-сосудистую систему.
Ожидается, что после возвращения тайконавтов на Землю орбитальный модуль продолжит сбор научных данных в автоматическом режиме. Расчетный срок его работы - два года.
Напомним: пять лет назад Китай запустил свою первую орбитальную станцию и произвел первую стыковку. В 2012 году состоялся первый пилотируемый полет на национальную орбитальную станцию. Наряду с США, Россией и Европой, Китай имеет национальную глобальную спутниковую систему навигации ("Бэйдоу").
Китай объявил об обширной перспективной космической программе, включающей в ближайшем будущем создание собственной многомодульной постоянно пилотируемой орбитальной станции и в отдаленном будущем - многоразовые транспортные космические системы и пилотируемые полеты к Луне. СМИ пишут, что в 2021 году Китай планирует посадить зонд на Марс, а на 2024 год запланирована высадка на Луну. В планах и строительство лунной базы к 2050 году. Для этого будет создана сверхтяжелая ракета-носитель "Чанчжэн-9".
Вот только один сюжет. В 2013 году в космосе побывал "Шэньчжоу-10" - пятый пилотируемый космический корабль КНР серии "Шэньчжоу". Этот полет стал самой продолжительной пилотируемой миссией в истории космонавтики Китая. Экипаж состоял из трех человек, и во второй раз в китайской космонавтике в полете участвовала женщина (первая слетала на орбиту годом раньше).
На Земле тайконавтов Не Хайшэна, Чжана Сяогуана и вторую женщину-космонавта Китая Ван Япин встречали овациями и цветами. "На орбите я осуществила ряд экспериментов и провела урок. Не знаю, понравился ли он", - отчиталась Ван Япин. Об этой мужественной женщине хочется сказать особо. После строгого отбора она вошла в одну из первых партий тайконавток Китая. Кстати, обязательными условиями для дам было такое: замужем и есть дети. Причем Ван Япин не просто летчик военно-транспортной авиации, но даже была заместителем командира авиационной эскадрильи.
Главной задачей той звездной экспедиции китайцев была отработка технологии стыковки с модулем "Тяньгун-1" ("Небесный дворец-1"), который к тому времени летал на орбите уже более 630 дней. Он по сути стал прообразом будущей китайской орбитальной станции. Впрочем, 21 марта этого года в китайских СМИ появилась заметка о том, что связь со станцией Тяньгун-1 прекращена. По некоторым неофициальным данным, просочившимся в интернет, "Тяньгун-1" войдет в плотные слои земной атмосферы в конце второй половины 2017 года.
Как говорят эксперты, с которыми беседовал корреспондент "РГ", по темпам развития китайская космонавтика сегодня, безусловно, в лидерах. К третьему десятилетию 21-го века Китай полностью пройдет по уже протоптанной дороге, за исключением, быть может, высадки на Луну. А дальше начнется самое интересное. Скорее всего, Китай не будет ждать, пока новые цели поставят Соединенные Штаты и Россия. Он вполне может оказаться в числе самых-самых первых.
Сколько человек сегодня в отряде китайских тайконавтов? По открытым источникам, число тех, кто прошел подготовку в Китайском национальном космическом управлении и участвовал в космических полетах, как минимум, десять человек. Но понятно, что отряд по численности куда больше.
Справка "РГ"
Первые орбитальные пилотируемые корабли США Mercury выводили в космос астронавтов благодаря баллистическим ракетам Atlas-D с тремя американскими ЖР-двигателями фирмы Rocketdyne: LR-105 (маршевый) и два ЖРД LR-89 (стартовые ускорители).
Американские пилотируемые двухместные корабли Gemini, благодаря которым США догнали и перегнали СССР по числу отправленных астронавтов в космос, выводились на орбиту ракетой-носителем Titan II. На первой ступени ракеты стояли два РЖ-двигателя LR87, на второй ступени - РЖ-двигатель LR91. Оба типа РЖД были разработаны в фирме Aerojet.
Лунные "Apollo" летали на самых мощных пока в истории ракетах Saturn V с пятью маршевыми ЖР-двигателями F-1 на первой ступени, разработанных и производимых той же компанией Rocketdyne. На второй ступени стояли пять ЖРД J-2 этого же изготовителя, на третьей - один J-2.
Rocketdyne использовал опыт F-1 потом, когда спроектировал маршевый ЖР-двигатель SSME (RS-25) для многоразовых челноков Space Shuttle. На ракетоплане - "челноке" их стояло три штуки, еще два твердотопливных боковых ускорителя SRB компании Thiokol помогали Шаттлу разогнаться до 1кс.
Из ныне летающих ракетоносителей США следует отметить сверхтяжелую ракету Delta-IV. На первой ступени стоят три ЖР-двигателя RS-68 всё той же фирмы Rocketdyne: один маршевый и два боковых в качестве ускорителей. На второй ступени установлен ЖРД RL-10B-2 компании Pratt & Whitney (купив в 2005 году Rocketdyne и права на этот еще один её двигатель).
Другая часто летающая в настоящем времени тяжёлая ракета Atlas V - это именно та американская ракета, у которой на первой ступени стоит ЖРД российского прозводства РД-180. Вместе с тем по бокам ступени устанавливается до пяти твердотопливных ускорителей AJ-60A американской компании Aerojet. На второй ступени устанавливается также один или два ЖРД RL-10A-4-2 (вышеупомянутого альянса Rocketdyne/Pratt & Whitney).
Нужно иметь в виду, что американцы активно готовят "импортозамещение" двигателю РД-180: в ближайшее время его должен заменить новый американский ЖРД BE-4, разработанный фирмой Blue Origin.
Ставшая чемпионским прорывом в последние годы ракета Falcon 9 частной компании SpaceX (владелец - широкоизвестный Илон Маск) выводится на орбиту девятью ЖР-двигателями Merlin 1 D, который был разработан инженерами этой компании во главе с Томасом Мюллером. Тяжелый вариант ракеты - Falcon Heavy - состоит из связки трех ракет Falcon 9 (т.е, запускается 27-ю двигателями Merlin). На второй ступени стоят опять же фирменные ЖРД Merlin 1D Vacuum.
В завершении стоит отметить, что на запускаемой в производство новой сверхтяжёлой ракете SLS для полётов на Луну и Марс будут стоять модернизированные и доказавшие надёжность шаттловские RS-25D/E легендарной компании под новым именем Aerojet Rocketdyne.
Так что распространнный тезис в России, что "американцы летают на наших двигателях и не имеют своих ракетных технологий" - слишком преувеличен и далёк от истины.
460 тонн над Землей
Станция составлена по принципу отдельных модулей, которых на данный момент насчитывается 15. Ее вес составляет около 460 тонн, а ее площадь сопоставима с площадью футбольного поля.
Ее может увидеть каждый
МКС можно увидеть невооруженным глазом с Земли, и она является вторым по яркости объектом на ночном небе после Луны и Венеры.
16 восходов солнца в сутки
Оказывается, МКС совершает один оборот вокруг Земли всего за 90 минут. По этой причине каждые 45 минут экипаж станции может наблюдать восход или закат солнца, а всего в течение традиционных земных суток, обитатели МКС наблюдают 16 восходов и 16 закатов.
Только энергия Солнца
Всю энергию, необходимую для работы МКС, получают при помощи солнечных панелей.
Невероятная скорость
Станция движется со скоростью 27 700 км/час.
Почему китайцы не летают на МКС
Китайским космонавтам не удастся в ближайшем будущем побывать на МКС, так как еще в 2011 году конгресс США проголосовал за запрет любого сотрудничества в сфере космоса с Китаем. Но это обстоятельство ничуть не расстроило китайцев: их космонавты летают на собственные космические станции, которые Китай самостоятельно собирает и выводит на орбиту.
Хочешь в космос, учи русский язык
Все американские космонавты, которых NASA готовит к полету на МКС, обязаны сдать экзамен на знание русского языка.
Чем выше, тем экономнее
Скоро появится новый российский модуль
Сколько еще будет работать МКС
Завершение эксплуатации МКС намечено на 2024 год. И несмотря на то, что некоторые участники проекта, а также частные компании высказывают предложения по поводу продления срока службы МКС, служебный модуль, который уведет ее с орбиты, уже начали наполнять топливом.
© thespaceway
Сегодня поговорим об американских ракетных двигателях, которые существовали, существуют и продолжают создаваться.
Данный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) был разработан компанией Rocketdyne в конце 1950-х годов и с 1967 по 1973 годы применялся на ракете-носителе Сатурн V. До 2009 года считался самым мощным летавшим однокамерным двигателем.
© nasa.gov
Чертежи двигателя никто не терял, как утверждают любители теорий заговора. Наработки стали частью программы сверхтяжелой ракеты-носителя NASA Space Launch System (SLS), которая создается именно для дальних пилотируемых полетов.
На сегодняшний день F-1 не используется по той же причине, почему перевозить килограмм картофеля из одного конца страны в другой, используя грузовик — иррациональность.
J-2 отличился высокой надежностью и когда в конце 1970 года в NASA строили планы по реализации пилотируемой миссии на Марс, то именно данный ракетный двигатель рассматривался, как лучший кандидат.
По сей день двигатель существует, до 2010 года активно модернизировался, а затем наработки подключили к процессу создания SLS, как и F-1.
Так как RS-25 — легендарный двигатель современности, то его и решили использовать в качестве основного двигателя в ракете-носителе NASA SLS, предназначенной для полета на Марс.
Модернизированная версия RS-25 прошла огневые испытания 29 июля 2016 года.
RS-27A
Всего двигатель принял участие в 158 запусках, но прогресс не стоит на месте и использование RS-27A было прекращено 15 сентября 2018 года.
Последний запуск был произведен 16 марта 2019 года и как известно, эксплуатация RS-68 будет продолжаться минимум до 2023 года.
Резерфорд
Данный двигатель был создан в 2017 году частной американо-новозеландской компанией Rocket Lab для сверхлегкой ракеты Electron.
В мире пока нет конкурентов у ракеты Electron, так что рынок небольших коммерческих космических заказов в руках Rocket Lab.
TR-106
Данный ЖРД разрабатывался в 2000 году компанией TRW в рамках программы Space Launch Initiative и прошел успешные испытания, но программу свернули.
В 2002 году TRW купила компания Northrop Grumman, которая начала разработку кислородно-керосинового двигателя ТР-107 по заказу NASA.
Том Мюллер, главный конструктор, работающий над TR-106, рассчитывал на роль вице-президента компании, но после слияния его надежды рухнули. В это время к Мюллеру явился Илон Маск, который взял его в SpaceX, дав пост главы двигательного подразделения. Конструктор переманил других инженеров и опыт работы над TR-106 лег в основу двигателя Merlin.
Merlin
Многоразовый ЖРД от компании SpaceX, использующий пару керосин-кислород. Использовался на ракетах носителях Falcon 1, Falcon 9 и Falcon Heavy.
Имеет множество модификаций: Merlin 1A, Merlin 1В, Merlin 1С, Merlin 1С Vacuum, Merlin 1D, Merlin 1D Vacuum, Merlin 1D+, Merlin 1D Vacuum +.
Можно уверенно сказать, что технология живет и процветает.
Draco
Очередной многоразовый ЖРД от SpaceX, введенный в эксплуатацию в 2010 году. Применяется на космических кораблях Dragon, Dragon 2 и второй ступени ракеты-носителя Falcon 9 v1.0.
SuperDraco
Как можно догадаться, это очередное детище от SpaceX, которое используется с 2015 года.
Восемь двигателей SuperDraco устанавливаются на корабле Dragon 2 и применяются для управляемой посадки корабля, а также в качестве системы аварийного спасения. Да, тоже многоразовый.
Raptor
ЖРД от SpaceX, работающий на метане и кислороде. По задумке создателей, будет использоваться на ракете-носителе BFR для полетов к Луне и Марсу.
В ходе огневых испытаний 7 февраля 2019 года, Илон Маск подтвердил проектную мощность.
В процессе создания:
Данный жидкостный ракетный двигатель создает частная космическая компания Blue Origin. Планируется использовать на первой и второй ступенях ракеты-носителя Vulcan (замена Атлас-5), которую разрабатывает United Launch Alliance (ULA).
Первый запуск запланирован на конец 2019 года. Важно отметить, что BE-4 станет официальной заменой для РД-180.
Читайте также: