На каких двигателях летает китай в космос

Обновлено: 18.09.2024

Запуск пилотируемого корабля

17 октября Китай запустил на орбиту пилотируемый корабль "Шэньчжоу-11" с двумя космонавтами на борту, которые должны провести на орбите около месяца. Этот полет - важный этап в амбициозной программе Китая по освоению космоса.

На борту "Шэньчжоу-11" - 50-летний Цзин Хайпэн и 37-летний Чэнь Дун. Для Хайпэна это уже третий полет в космос. В первый раз он отправился в космос 25 сентября 2008 года в составе экипажа корабля "Шэньчжоу-7", второй раз - 16 июня 2012 года в составе экипажа "Шэньчжоу-9". Для Чэнь Дуна это первый полет в космос.

В течение двух дней после запуска "Шэньчжоу-11" должен состыковаться на высоте в 393 километра с космической лабораторией "Тяньгун-2" ("Небесный дворец-2"), запущенной 15 сентября. Всего экипаж пробудет на орбите 33 дня, из которых 30 - на борту "Тяньгун-2". В рабочем расписании тайконавтов медицинские, научные и другие эксперименты. После завершения своей миссии на корабле "Шэньчжоу-11" они отстыкуются от лаборатории и в течение суток вернутся на Землю.

Как сообщают разные источники, всего в космической лаборатории "Тяньгун-2" установлено 14 разных видов научного оборудования, включая самый крупный в мире высокочувствительный детектор гамма-излучения, разработанный совместно инженерами КНР и Европейского космического агентства. Программа экспериментов очень разнообразна: планируется, к примеру, даже понаблюдать за развитием растений в условиях микрогравитации. Объектом исследования станет и сам экипаж - при поддержке французских экспертов китайцы изучат влияние невесомости на сердечно-сосудистую систему.

Ожидается, что после возвращения тайконавтов на Землю орбитальный модуль продолжит сбор научных данных в автоматическом режиме. Расчетный срок его работы - два года.

Напомним: пять лет назад Китай запустил свою первую орбитальную станцию и произвел первую стыковку. В 2012 году состоялся первый пилотируемый полет на национальную орбитальную станцию. Наряду с США, Россией и Европой, Китай имеет национальную глобальную спутниковую систему навигации ("Бэйдоу").

Китай объявил об обширной перспективной космической программе, включающей в ближайшем будущем создание собственной многомодульной постоянно пилотируемой орбитальной станции и в отдаленном будущем - многоразовые транспортные космические системы и пилотируемые полеты к Луне. СМИ пишут, что в 2021 году Китай планирует посадить зонд на Марс, а на 2024 год запланирована высадка на Луну. В планах и строительство лунной базы к 2050 году. Для этого будет создана сверхтяжелая ракета-носитель "Чанчжэн-9".

Вот только один сюжет. В 2013 году в космосе побывал "Шэньчжоу-10" - пятый пилотируемый космический корабль КНР серии "Шэньчжоу". Этот полет стал самой продолжительной пилотируемой миссией в истории космонавтики Китая. Экипаж состоял из трех человек, и во второй раз в китайской космонавтике в полете участвовала женщина (первая слетала на орбиту годом раньше).

На Земле тайконавтов Не Хайшэна, Чжана Сяогуана и вторую женщину-космонавта Китая Ван Япин встречали овациями и цветами. "На орбите я осуществила ряд экспериментов и провела урок. Не знаю, понравился ли он", - отчиталась Ван Япин. Об этой мужественной женщине хочется сказать особо. После строгого отбора она вошла в одну из первых партий тайконавток Китая. Кстати, обязательными условиями для дам было такое: замужем и есть дети. Причем Ван Япин не просто летчик военно-транспортной авиации, но даже была заместителем командира авиационной эскадрильи.

Главной задачей той звездной экспедиции китайцев была отработка технологии стыковки с модулем "Тяньгун-1" ("Небесный дворец-1"), который к тому времени летал на орбите уже более 630 дней. Он по сути стал прообразом будущей китайской орбитальной станции. Впрочем, 21 марта этого года в китайских СМИ появилась заметка о том, что связь со станцией Тяньгун-1 прекращена. По некоторым неофициальным данным, просочившимся в интернет, "Тяньгун-1" войдет в плотные слои земной атмосферы в конце второй половины 2017 года.

Как говорят эксперты, с которыми беседовал корреспондент "РГ", по темпам развития китайская космонавтика сегодня, безусловно, в лидерах. К третьему десятилетию 21-го века Китай полностью пройдет по уже протоптанной дороге, за исключением, быть может, высадки на Луну. А дальше начнется самое интересное. Скорее всего, Китай не будет ждать, пока новые цели поставят Соединенные Штаты и Россия. Он вполне может оказаться в числе самых-самых первых.

Сколько человек сегодня в отряде китайских тайконавтов? По открытым источникам, число тех, кто прошел подготовку в Китайском национальном космическом управлении и участвовал в космических полетах, как минимум, десять человек. Но понятно, что отряд по численности куда больше.

Справка "РГ"


Первые орбитальные пилотируемые корабли США Mercury выводили в космос астронавтов благодаря баллистическим ракетам Atlas-D с тремя американскими ЖР-двигателями фирмы Rocketdyne: LR-105 (маршевый) и два ЖРД LR-89 (стартовые ускорители).

Американские пилотируемые двухместные корабли Gemini, благодаря которым США догнали и перегнали СССР по числу отправленных астронавтов в космос, выводились на орбиту ракетой-носителем Titan II. На первой ступени ракеты стояли два РЖ-двигателя LR87, на второй ступени - РЖ-двигатель LR91. Оба типа РЖД были разработаны в фирме Aerojet.

Лунные "Apollo" летали на самых мощных пока в истории ракетах Saturn V с пятью маршевыми ЖР-двигателями F-1 на первой ступени, разработанных и производимых той же компанией Rocketdyne. На второй ступени стояли пять ЖРД J-2 этого же изготовителя, на третьей - один J-2.

Rocketdyne использовал опыт F-1 потом, когда спроектировал маршевый ЖР-двигатель SSME (RS-25) для многоразовых челноков Space Shuttle. На ракетоплане - "челноке" их стояло три штуки, еще два твердотопливных боковых ускорителя SRB компании Thiokol помогали Шаттлу разогнаться до 1кс.

Из ныне летающих ракетоносителей США следует отметить сверхтяжелую ракету Delta-IV. На первой ступени стоят три ЖР-двигателя RS-68 всё той же фирмы Rocketdyne: один маршевый и два боковых в качестве ускорителей. На второй ступени установлен ЖРД RL-10B-2 компании Pratt & Whitney (купив в 2005 году Rocketdyne и права на этот еще один её двигатель).

Другая часто летающая в настоящем времени тяжёлая ракета Atlas V - это именно та американская ракета, у которой на первой ступени стоит ЖРД российского прозводства РД-180. Вместе с тем по бокам ступени устанавливается до пяти твердотопливных ускорителей AJ-60A американской компании Aerojet. На второй ступени устанавливается также один или два ЖРД RL-10A-4-2 (вышеупомянутого альянса Rocketdyne/Pratt & Whitney).

Нужно иметь в виду, что американцы активно готовят "импортозамещение" двигателю РД-180: в ближайшее время его должен заменить новый американский ЖРД BE-4, разработанный фирмой Blue Origin.

Ставшая чемпионским прорывом в последние годы ракета Falcon 9 частной компании SpaceX (владелец - широкоизвестный Илон Маск) выводится на орбиту девятью ЖР-двигателями Merlin 1 D, который был разработан инженерами этой компании во главе с Томасом Мюллером. Тяжелый вариант ракеты - Falcon Heavy - состоит из связки трех ракет Falcon 9 (т.е, запускается 27-ю двигателями Merlin). На второй ступени стоят опять же фирменные ЖРД Merlin 1D Vacuum.

В завершении стоит отметить, что на запускаемой в производство новой сверхтяжёлой ракете SLS для полётов на Луну и Марс будут стоять модернизированные и доказавшие надёжность шаттловские RS-25D/E легендарной компании под новым именем Aerojet Rocketdyne.

Так что распространнный тезис в России, что "американцы летают на наших двигателях и не имеют своих ракетных технологий" - слишком преувеличен и далёк от истины.

460 тонн над Землей

Станция составлена по принципу отдельных модулей, которых на данный момент насчитывается 15. Ее вес составляет около 460 тонн, а ее площадь сопоставима с площадью футбольного поля.

Почему китайцы не летают в космос вместе со всеми, и другие интересные факты об МКС

Ее может увидеть каждый

МКС можно увидеть невооруженным глазом с Земли, и она является вторым по яркости объектом на ночном небе после Луны и Венеры.

Почему китайцы не летают в космос вместе со всеми, и другие интересные факты об МКС

16 восходов солнца в сутки

Оказывается, МКС совершает один оборот вокруг Земли всего за 90 минут. По этой причине каждые 45 минут экипаж станции может наблюдать восход или закат солнца, а всего в течение традиционных земных суток, обитатели МКС наблюдают 16 восходов и 16 закатов.

Почему китайцы не летают в космос вместе со всеми, и другие интересные факты об МКС

Только энергия Солнца

Всю энергию, необходимую для работы МКС, получают при помощи солнечных панелей.

Почему китайцы не летают в космос вместе со всеми, и другие интересные факты об МКС

Невероятная скорость

Станция движется со скоростью 27 700 км/час.

Почему китайцы не летают в космос вместе со всеми, и другие интересные факты об МКС

Почему китайцы не летают на МКС

Китайским космонавтам не удастся в ближайшем будущем побывать на МКС, так как еще в 2011 году конгресс США проголосовал за запрет любого сотрудничества в сфере космоса с Китаем. Но это обстоятельство ничуть не расстроило китайцев: их космонавты летают на собственные космические станции, которые Китай самостоятельно собирает и выводит на орбиту.

Почему китайцы не летают в космос вместе со всеми, и другие интересные факты об МКС

Хочешь в космос, учи русский язык

Все американские космонавты, которых NASA готовит к полету на МКС, обязаны сдать экзамен на знание русского языка.

Почему китайцы не летают в космос вместе со всеми, и другие интересные факты об МКС

Чем выше, тем экономнее

Почему китайцы не летают в космос вместе со всеми, и другие интересные факты об МКС

Скоро появится новый российский модуль

Почему китайцы не летают в космос вместе со всеми, и другие интересные факты об МКС

Сколько еще будет работать МКС

Завершение эксплуатации МКС намечено на 2024 год. И несмотря на то, что некоторые участники проекта, а также частные компании высказывают предложения по поводу продления срока службы МКС, служебный модуль, который уведет ее с орбиты, уже начали наполнять топливом.

Какие ракетные двигатели есть в США?

© thespaceway

Сегодня поговорим об американских ракетных двигателях, которые существовали, существуют и продолжают создаваться.

Данный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) был разработан компанией Rocketdyne в конце 1950-х годов и с 1967 по 1973 годы применялся на ракете-носителе Сатурн V. До 2009 года считался самым мощным летавшим однокамерным двигателем.

Какие ракетные двигатели есть в США?

© nasa.gov

Чертежи двигателя никто не терял, как утверждают любители теорий заговора. Наработки стали частью программы сверхтяжелой ракеты-носителя NASA Space Launch System (SLS), которая создается именно для дальних пилотируемых полетов.

На сегодняшний день F-1 не используется по той же причине, почему перевозить килограмм картофеля из одного конца страны в другой, используя грузовик — иррациональность.

J-2 отличился высокой надежностью и когда в конце 1970 года в NASA строили планы по реализации пилотируемой миссии на Марс, то именно данный ракетный двигатель рассматривался, как лучший кандидат.

По сей день двигатель существует, до 2010 года активно модернизировался, а затем наработки подключили к процессу создания SLS, как и F-1.

Так как RS-25 — легендарный двигатель современности, то его и решили использовать в качестве основного двигателя в ракете-носителе NASA SLS, предназначенной для полета на Марс.

Модернизированная версия RS-25 прошла огневые испытания 29 июля 2016 года.

RS-27A

Всего двигатель принял участие в 158 запусках, но прогресс не стоит на месте и использование RS-27A было прекращено 15 сентября 2018 года.

Последний запуск был произведен 16 марта 2019 года и как известно, эксплуатация RS-68 будет продолжаться минимум до 2023 года.

Резерфорд

Данный двигатель был создан в 2017 году частной американо-новозеландской компанией Rocket Lab для сверхлегкой ракеты Electron.

В мире пока нет конкурентов у ракеты Electron, так что рынок небольших коммерческих космических заказов в руках Rocket Lab.

TR-106

Данный ЖРД разрабатывался в 2000 году компанией TRW в рамках программы Space Launch Initiative и прошел успешные испытания, но программу свернули.

В 2002 году TRW купила компания Northrop Grumman, которая начала разработку кислородно-керосинового двигателя ТР-107 по заказу NASA.

Том Мюллер, главный конструктор, работающий над TR-106, рассчитывал на роль вице-президента компании, но после слияния его надежды рухнули. В это время к Мюллеру явился Илон Маск, который взял его в SpaceX, дав пост главы двигательного подразделения. Конструктор переманил других инженеров и опыт работы над TR-106 лег в основу двигателя Merlin.

Merlin

Многоразовый ЖРД от компании SpaceX, использующий пару керосин-кислород. Использовался на ракетах носителях Falcon 1, Falcon 9 и Falcon Heavy.

Имеет множество модификаций: Merlin 1A, Merlin 1В, Merlin 1С, Merlin 1С Vacuum, Merlin 1D, Merlin 1D Vacuum, Merlin 1D+, Merlin 1D Vacuum +.

Можно уверенно сказать, что технология живет и процветает.

Draco

Очередной многоразовый ЖРД от SpaceX, введенный в эксплуатацию в 2010 году. Применяется на космических кораблях Dragon, Dragon 2 и второй ступени ракеты-носителя Falcon 9 v1.0.

SuperDraco

Как можно догадаться, это очередное детище от SpaceX, которое используется с 2015 года.

Восемь двигателей SuperDraco устанавливаются на корабле Dragon 2 и применяются для управляемой посадки корабля, а также в качестве системы аварийного спасения. Да, тоже многоразовый.

Raptor

ЖРД от SpaceX, работающий на метане и кислороде. По задумке создателей, будет использоваться на ракете-носителе BFR для полетов к Луне и Марсу.

В ходе огневых испытаний 7 февраля 2019 года, Илон Маск подтвердил проектную мощность.

В процессе создания:

Данный жидкостный ракетный двигатель создает частная космическая компания Blue Origin. Планируется использовать на первой и второй ступенях ракеты-носителя Vulcan (замена Атлас-5), которую разрабатывает United Launch Alliance (ULA).

Первый запуск запланирован на конец 2019 года. Важно отметить, что BE-4 станет официальной заменой для РД-180.

Читайте также: