На каких самолетах летали летчики эскадрильи нормандия неман

Обновлено: 18.09.2024

Содержание

История

Личный состав



Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 1943 года после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав сперва 204-й бомбардировочной авиадивизии, а с апреля - 18 гвардейского истребительного полка 303-й истребительной авиадивизии1-й воздушной армии [2] .

Сражения

Полк принимал участие в Курской битве в 1943 году, Белорусской операции в 1944 году, в боях по разгрому немецких войск в Восточной Пруссии в 1945 году.

Результативность соединения

За время боевых действий на советско-германском фронте Второй мировой войны лётчики полка совершили 5240 боевых вылетов, провели около 900 воздушных боёв, одержали 273 подтверждённых победы [3] , 36 неподтверждённых, и повредили более 80 немецких самолётов [4] . Потери за время ведения боевых действий составили 42 лётчика. Всего за время ведения боевых действий через эскадрилью прошло 96 человек боевого личного состава [3] .

Послевоенная история

В январе 1946 года полк был переформирован в трёхэскадрильный и перебазирован из Ле-Бурже, который стал главным пассажирским аэропортом Парижа, на аэродром Туссю-ле-Нобль. На базе Нормандии была сформирована новая авиагруппа № 6, которая несла службу в французской зоне оккупации в Германии. К апрелю 1946 года лётнопригодными оставались 35 Як-3 [5] .

Осенью 1947 года полк получил на вооружение американские истребители Bell P-39 Airacobra. На них, а также на Bell P-63 Kingcobra, полученных в 1949 году, полк летал до 1951 года [6] .

29 октября 1949 года полк был переброшен в Сайгон (Вьетнам), где в течение двух лет участвовал в Индокитайской войне. Осуществил 4 977 боевых вылетов (6 900 лётных часов). За боевые действия во Вьетнаме полк был награждён Военным крестом иностранных театров военных действий и почётным знаменем Французской республики [6] [7] .

В мае 1951 года полк выведен из зоны боевых действий на французские авиабазы Авор и Мон-де-Марсан, откуда направлен в Алжир, на авиабазу Оран. Принимал участие в Алжирской войне. Произвёл 1 809 боевых вылетов (3 882 лётных часа). Летал на самолётах Grumman F6F Hellcat и Republic P-47 Thunderbolt. С началом эры реактивной авиации, в декабре 1951 года, полк получил на вооружение первые реактивные SE-535 Мистраль (французская версия британского De Havilland Vampire) и Gloster Meteor модификаций NF VII и XI [6] .

Эскадрилья вернулась во Францию, на авиабазу Оранж 13 марта 1962 года, а в июне 1966 года перебазирована на авиабазу BA112 в Реймсе, где и дислоцировалась следующие почти 30 лет [6] . На вооружение части состояли истребители SO-4050 Vautour, а позднее Мираж F-1 модификаций F1C и F1CT. Эскадрилья неоднократно принимала участие многонациональных учениях ОВС НАТО, привлекалась к участию в миротворческих операциях, в частности следующих:

Награды

Отличившиеся воины

Память


См. также

Напишите отзыв о статье "Нормандия-Неман"

Примечания

Литература

Ссылки

Авиакатастрофа ТБ-7 в 1941 году • Авиакатастрофа B-25 в 1950 году • Авиакатастрофа Ту-4 в 1957 году • Авиакатастрофа Ан-8 в 1962 году • Авиакатастрофа Ан-12Б в 1970 году • Авикатастрофа Ан-12БК в 1982 году • Авиакатастрофа Як-52 в 1988 году • Авиакатастрофа Ту-134 в 1992 году

Отрывок, характеризующий Нормандия-Неман

Когда привели к князю Андрею Николушку, испуганно смотревшего на отца, но не плакавшего, потому что никто не плакал, князь Андрей поцеловал его и, очевидно, не знал, что говорить с ним.
Когда Николушку уводили, княжна Марья подошла еще раз к брату, поцеловала его и, не в силах удерживаться более, заплакала.
Он пристально посмотрел на нее.
– Ты об Николушке? – сказал он.
Княжна Марья, плача, утвердительно нагнула голову.
– Мари, ты знаешь Еван… – но он вдруг замолчал.
– Что ты говоришь?
– Ничего. Не надо плакать здесь, – сказал он, тем же холодным взглядом глядя на нее.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.


Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.


В состав эскадрильи входили и советские механики. Из 17 членов техсостава до наших дней дожили всего четверо. "Комсомолка" разыскала Юрия Федорина, который живет в Мелитополе.


Юрий Филиппович в свои 93 года выглядит бодро, рассказывает интересно и помнит все, что происходило 70 лет назад. Ветеран живет в обычной однокомнатной квартире в центре города. На стенах - грамоты, его портрет в медалях, на столе - фронтовой альбом и книги о легендарной эскадрилье "Нормандия - Неман". На одном из "заглавных" снимков молодой Федорин жмет руку темнокожему французскому солдату.

- О, это летчик Роже Соваж! Замечательный человек, мой друг. Он, кстати, был единственным темнокожим во всем полку, - улыбается, бережно касаясь снимка, фронтовик. - Мы с ним хоть и говорили на разных языках, но все равно понимали друг друга. А подружились с самой первой встречи.

Эскадрилья "Неман" была сформирована в городе Иваново в декабре 1942 года. За девять месяцев до этого комитет "Сражающаяся Франция" предложил Советскому Союзу группу своих летчиков и механиков, чтобы вместе сражаться против Германии. Бойцы сами выбрали себе название - в честь французской провинции, которой больше других досталось от немцев. Через полгода "Нормандия" стала полком, состоящим уже из трех эскадрилей. В ноябре 1944-го за боевые заслуги при освобождении Литвы и форсировании реки Неман Сталин присвоил полку почетное наименование "Неманский". Отсюда и "Нормандия - Неман".

- Приехали французы налегке: в тапочках, ветровках, к холоду не привыкшие. А у нас морозы 30-градусные. Летчикам холода не страшны, они же в кабине сидят, а механикам нужно целый день возле самолета крутиться. Вот поэтому командиры решили заменить французов на наших, - говорит Юрий Филиппович. - Ох, и тяжело нам поначалу было с ними общаться. Мы по-французски ни бум-бум, они русский не понимают. Как немые были, все жестами объясняли.

Но на пальцах всего не расскажешь. Поэтому советским механикам приходилось туго. Вот, например, прилетает летчик с задания и сразу к механику - сообщать, как же техника вела себя в бою.

- Иностранцы заучили только два слова, которые еще и выговаривали не ахти как: "карашо" и "некарашо". Хорошо, когда "карашо". А вот когда "некарашо", он не может объяснить. Чтобы понять, что барахлит, где стучит, приходилось вдоль и поперек машину осматривать, - вспоминает фронтовик.

- На войне главное - поступки, а не речи. Роже видный парень был, статный. При этом очень хороший и отзывчивый человек. Свой паек летчика всегда с нами делил. Сигаретами угощал иностранными - для нас это было настоящим чудом. А вообще, конечно, разные мы с ними люди. Вот почему они сразу так много людей потеряли? Потому что каждый сам за себя. А у нас принцип другой - один за всех. Наши командиры такой взаимовыручке и иностранцев учили. Они всегда летали в одиночку. Им объясняли, что в небо нужно выходить парами - один впереди, второй хвост охраняет. Ведь в самолете это самое уязвимое место. Как только французы это поняли, потерь стало в разы меньше.

- От механика, по сути, тоже зависела жизнь летчика. Ведь, если во время боя что-то заклинит, немецкой пули не избежать?

- Безусловно. Ответственность огромная была. Прилетает как-то Соваж, отстегивается и подает мне вентиль от кислородного баллончика, говоря: "Некарашо". А это "некарашо" сразу стало известно начальству. Начали выяснять. Оказалось, немцы так высоко загнали Роже в небо, что ему пришлось кислородным баллоном воспользоваться. А он вместо того, чтобы его отвинтить, стал крутить в другую сторону. Да еще с такой силой, что сломал. Как все встало на свои места, Соваж ко мне подошел и извинился.

- Мой летчик сбил 14 немецких самолетов. Он на своем Яке кресты рисовал. Как наши солдаты звезды выводили. У эскадрильи "Нормандия - Неман" самолеты были советские, так как Франция не могла предоставить технику. Вот эти машины Сталин и подарил союзникам, когда война закончилась. Наш полк как раз был под Кенигсбергом. Отсюда летчики собирались ехать домой. А Сталин сказал: мол, нет, ребята, вы полетите домой на тех самолетах, на которых воевали. И 40 машин (остальные 20 сбили немцы) наше правительство подарило Франции. С пилотами разрешили полететь некоторым механикам. В их число попал и я. Мы сопровождали своих летчиков в Париж. Пробыли во Франции три месяца. Посетили Ниццу, Бордо, Марсель, Тулузу, Лион. Встреча была изумительная! Роже пригласил меня в гости к своей семье. За столом уже Соваж был переводчиком.

- Мы во Францию не с пустыми карманами приехали. Деньги у нас были свои. Как только во время войны границу Литвы перешли, нам начали платить 375 рублей и еще валюту. Советские деньги мы на книжку откладывали. А иностранную валюту куда нам было расходовать? Вот и накопилось. Во Франции мы стали подарки покупать, часы особенно запомнились. У нас же, кроме "кировских", других не было, а тут такое разнообразие!

- Орден Почетного легиона - самая престижная награда Франции. В 2010 году в Москве посол Франции мне ее вручил. Два боевых креста Франции тоже есть. Один вручили еще во время войны, второй - при встрече во Франции. Получали мы их за успешное выполнение поставленных задач.

- Четыре летчика получили звание Герой Советского Союза, один посмертно. Хотели и моего Роже Соважа наградить. Собирали документы, сделали снимки, интервью брали. Но в 1945 году случилась беда. Командир Третьей эскадрильи Марсель Лефевр с боя вернулся тяжелораненым и на подбитом самолете. Через несколько дней он умер в московском госпитале. В экстренном порядке кандидатуру Роже Соважа на награждение сняли, и Лефевру присвоили Героя посмертно. Роже, конечно, сильно обиделся.

После войны и каникул во Франции Юрий Филиппович вернулся на родину. Поступил в Томский институт железнодорожного транспорта. Здесь же познакомился со своей будущей женой. Галина Александровна родила фронтовику троих сыновей. Сейчас у Юрия Филипповича четыре внука, одна внучка и четверо правнуков! Тем не менее фронтовик находит время и силы ездить по школам с французским уклоном, где рассказывает детям о легендарной эскадрилье "Нормандия - Неман".

Был Юрий Федорин четыре раза в Москве, на встречах фронтовых летчиков и механиков. Вот только увидеться со своим французским другом Роже Соважем не довелось. Летчик рано умер. О смерти Соважа ветеран узнал через много лет от московского комитета ассоциации "Нормандия - Неман".

Папышкина Ирина Анатольевна

Задачи работы:

1) Сделать обзор литературы по данному вопросу.

2) Выяснить боевой путь легендарной эскадрильи.

ВложениеРазмер
proekt_po_kraevedeniyu._normandiya-neman.doc 107.5 КБ
prilozheni1.doc 2.26 МБ

Предварительный просмотр:

в козельском небе

МКОУ Средняя общеобразовательная школа №1

г. Козельск Калужской области

Руководитель: Косилова Светлана Ивановна , учитель истории

МКОУ Средняя общеобразовательная школа №1

г. Козельск Калужской области

2.2. История личного состава эскадрильи………………………………..6

IV. Список источников и литературы………………………………………12

Самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны - это война. Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, детей, стариков. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. Всюду боль, грязь, ненависть и смерть. Вот это и есть война. Те, кто затевают войны, думают только о себе и видят только себя главным во всем мире. Это подтверждают недавние события в Волгограде и Ставропольском крае. Видно многие люди забыли, что такое война…

Сейчас события Великой Отечественной войны стали актуальны как никогда, потому что многие воспринимают их как легенду. Слишком мало осталось тех, кто знает о ней не понаслышке. Об этих испытаниях нам напоминают книги, фильмы, а так же памятники, известные, великие и малоизвестные.

Такой неприметный памятник стоит в красивой берёзовой роще на 12-ом километре шоссейной дороги Козельск - Мещовск. Многие проезжают мимо, только повернув голову и едва взглянув на него. Кто-то вспоминает своих родственников, погибших в войне, и кладёт к постаменту полевые ромашки, пучки яркой земляники или просто зелёную веточку берёзы.

Эти воспоминания бабушки Максима дали толчок для моих дальнейших поисков, работа оказалась интересной.

1.2. Цели и задачи.

II. Основная часть

22 марта 1943 года, после освоения личным составом боевой техники, эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав 303-й истребительной авиадивизии 1-ой воздушной армии. И уже 5 апреля 1943 года эскадрилья приступила к боевым действиям.

2.2. История личного состава эскадрильи.

В числе первых прилетели майор Ж.Пуликен и начальник штаба старший лейтенант Ж.де Панж, а также пилоты Ж-Л. Тюлян, А.Литтольф, Ж.Риссо, А. Прециози, А.Познанский, Р.Дервиль, А.Дюран, М.Лефевр, Р.де ля Пуап, И. Бизьен, Д.Бегэн, М.Альбер и Н.Кастелэн. Группу технического состава возглавлял авиационный инженер А.Мишель. Под командованием майора Пуликена начались тренировки на учебных самолетах УТ-2, У-2, а потом на истребителях Як-7 и Як-1.

Собирая материал по крупицам, меня заинтересовали несколько эпизодов о боевых действиях французских лётчиков в период базирования их на аэродроме в д. Хатенки.

Гитлеровцы стали очень бояться истребителей с нанесенной на фюзеляже стрелой-молнией и советовали своим асам при встрече с ними уклоняться от боя. Но это редко спасало их.

Аэродромы на Калужской земле, с которых французские лётчики улетали на боевые задания, размещались в пяти районах области: Козельском, Дзержинском, Мосальском, Спас-Деменском и Куйбышевском.

2.5. Боевые результаты, награды, памятники, послевоенная история эскадрильи.

История не прощает, когда её забывают и, что хуже всего, предают. Имеет ли право на существование народ, не помнящий своего прошлого? Как показывает история, он умирает. К сожалению, сейчас все труднее дается сохранение традиций. Взгляды и ценности меняются. Поэтому для нас, молодых, так важно собрать по крупицам воспоминания очевидцев тех событий и воссоздать их реальную картину. Память о французских героях живет в названиях улиц и памятников.

Мы живем в то время, когда происходит крушение многих идеалов. В Конституции РФ говорится о том, что память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, и есть человеческая ценность. Мне хочется, чтобы моя работа способствовала дальнейшему развитию интереса моего поколения к изучению истории родного края, а также формированию патриотизма, о котором мои сверстники, к сожалению, иногда забывают

IV. Список источников и литературы

Вторая мировая война. Итоги и уроки. М., военное издательство 1989.

А. Котлобовский. Французы на Востоке . Авиация и время. — 2006. — № 2, 4, 5.

Советская военная энциклопедия, т. 6. М., военное издательство 1990.

Франсуа де Жоффр. Нормандия — Неман . / Перевод с французского языка Г. П. Загревского. — М.: Воениздат , 1960.

Франсуа де Жоффр. Нормандия — Неман: Воспоминания лётчика. Пер. с франц. Г. П. Загревского. — Изд. 2-е. — М.: Воениздат , 1982.

[1] - Василий Николаевич Сорокин (1915 - 1981) – краевед, педагог, один из основателей и директор Козельского краеведческого музея.

[2] - Николай Николаевич Анисимов (1897-1988) - краевед, основатель и руководитель Козельского краеведческого музея на общественных началах с 1957 по 1967 год.

[3] -Н.Анисимов, В.Сорокин. Козельск. – Приокское книжное издательство.- Тула, 1967 г.

К началу войны советская авиация имела на вооружении множество типов боевых самолетов. В 1940-м и первой половине 1941-го в войска поступило почти 2,8 тыс. современных машин: Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2.

Также имелись истребители И-15 бис, И-16 и И-153, бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, СБ (АНТ-40), многоцелевые Р-5 и У-2 (По-2).

 пикирующий бомбардировщик Пе-2,

пикирующий бомбардировщик Пе-2,

Штурмовик Ил-2

Бронированный Ил-2 — самый массовый боевой самолет в истории. Всего было выпущено более 36 тыс. машин. Его называли "летающим танком", руководство вермахта — "черной смертью" и "железным Густавом". Немецкие летчики прозвали Ил-2 "бетонным самолетом" за его высокую боевую живучесть.

Штурмовик Ил-2

Штурмовик Ил-2

Штурмовики Ил-2

Штурмовики Ил-2

Уже в 1941 году Ил-2 стал самым узнаваемым самолетом в гитлеровской армии — немцы боялись его больше, чем других советских самолетов

Уже в 1941 году Ил-2 стал самым узнаваемым самолетом в гитлеровской армии — немцы боялись его больше, чем других советских самолетов

Ил-2 показал себя крайне эффективным в борьбе с танками — пушки калибром до 37 и 45 мм превращали немецкие машины в костры

Ил-2 показал себя крайне эффективным в борьбе с танками — пушки калибром до 37 и 45 мм превращали немецкие машины в костры

Ил-4 (ДБ-3) Другой легендарный бомбардировщик советской авиации — Ил-4, тоже хорошо себя зарекомендовал и даже прославился во время бомбардировок Берлина летом-осенью 1941 года.

После начала войны, в августе, командование авиацией советского Балтийского флота разработало план по нанесению бомбовых ударов по немецкой столице. После тщательной разведки ВВС сформировали специальную ударную группу из пятнадцати самолетов Ил-4. В ночь с 7 на 8 августа звено провело бомбардировку Берлина. Нацисты оказались настолько ошарашены, что не смогли вовремя среагировать и сбить советские бомбардировщики силами своих ПВО. Все советские машины в целости вернулись на базу.

 бомбардировщик советской авиации — Ил-4

бомбардировщик советской авиации — Ил-4

 истребитель Китаева.

истребитель Китаева.

Николай Трофимович Китаев

Николай Трофимович Китаев

Николай Трофимович Китаев — участник Советско-Финской войны 1939 - 1940 годов, произвёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.

С ноября 1941 года старший лейтенант Н.Т. Китаев – на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1942 года служил в 25-м ИАП, летал на МиГ-3. С ноября 1942 года по июль 1944 года – в 131-м ИАП (40-м Гвардейском ИАП), летал на ЛаГГ-3 и Ла-5.

К марту 1943 года командир эскадрильи 40-го Гвардейского истребительного авиационного полка


(217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) Гвардии старший лейтенант Н. Т. Китаев выполнил 183 боевых вылета, в 45 воздушных боях сбил 8 самолётов лично, 8 – в составе группы.

1 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

 в музее появились фрагменты настоящей боевой машины – обломки Ла-5, найденные поисковиками на Северном Кавказе. Теперь посетители музея могут увидеть металлические фрагменты, пролежавшие в земле 76 лет, среди которых обломки двигателя, приборной доски, бронеспинки кресла лётчика, элементов управления, а также гильзы от снарядов авиационной пушки

в музее появились фрагменты настоящей боевой машины – обломки Ла-5, найденные поисковиками на Северном Кавказе. Теперь посетители музея могут увидеть металлические фрагменты, пролежавшие в земле 76 лет, среди которых обломки двигателя, приборной доски, бронеспинки кресла лётчика, элементов управления, а также гильзы от снарядов авиационной пушки

Ла-5Ф. Этот самолет приписывают летчику Герою Советского Союза А. Павлову из 41-го гвардейского иап

Ла-5Ф. Этот самолет приписывают летчику Герою Советского Союза А. Павлову из 41-го гвардейского иап

Немцы осматривают останки сбитого Ла-5Ф

Немцы осматривают останки сбитого Ла-5Ф

Герой Советского Союза П.Н. Белясник из 126-го иап у Ла-5Ф, купленного на собственные средства

Герой Советского Союза П.Н. Белясник из 126-го иап у Ла-5Ф, купленного на собственные средства

Ла-5Ф П.Н. Белясника

Ла-5Ф П.Н. Белясника

Як-3 по праву считается одним из самых лучших истребителей за всю Вторую мировую войну.

Як-3 Новый

Як-3 Новый "Як" принят на вооружение© ОКБ им. А. С. Яковлева

Интересные факты

Эскадрилья

Эскадрилья "Нормандия-Неман"© Минобороны РФ


Первые серийные самолеты Як-3 поступили в 91-й истребительный авиационный полк в июле 1944 года. Войсковые испытания проводились с 20 июня по 2 августа 1944 года.

Самолет отлично зарекомендовал себя в схватках с новейшими немецкими истребителями Bf-109G и FW-190А. Примечателен такой факт: в июле 1944 года 18 истребителей Як-3 91-го истребительного полка вступили в бой с 24 немецкими истребителями. Потери противника составили 15 самолетов, в то время как полк потерял только один Як-3.

Читайте также: