Отдохнули какой вид глагола

Обновлено: 18.09.2024

Вид и способ глагольного действия.

Понятийная категория вида в русском языке выражается, в частности, в категории способа глагольного действия. Вопрос о соотношении категорий вида и способа действия традиционно относится к числу дискуссионных. Согласно наиболее распространенной в современной аспектологии точке зрения, способы действия представляют собой различные классы производных глаголов, связанные с исходным глаголом регулярными словообразовательными отношениями (например, хаживать представляет собой многократный способ действия, обозначаемого глаголом ходить, зашуметь – начинательный способ действия, обозначаемого глаголом шуметь и т.п). Способ действия не является грамматической категорией, так как его выражение в русском языке не обязательно. Мы говорим Он ко мне частенько захаживал (многократный способ действия) – если мы хотим специально выразить в глаголе идею многократности. Но мы можем обозначить ту же ситуацию словами Он ко мне часто заходил, оставив эту идею в глаголе невыраженной. Способ действия есть результат определенной семантической модификации исходного глагола, которая выражается формальными средствами – приставками и суффиксами. Так, глаголы закричать, накричаться, покрикивать, крикнуть представляют собой различные семантические модификации глагола кричать, каждой из которых соответствует свой формальный показатель. Некоторые из типов модификаций действия исходного глагола весьма близки, иногда даже тождественны, некоторым типам семантических соотношений в видовых парах. Поэтому бывает так, что один и тот же глагол является видовым коррелятом к некоторому глаголу противоположного вида и одновременно одним из образованных от него способов действия. Так, например, глагол понравиться является одновременно видовым коррелятом к нравиться и его начинательным способом действия. Глаголы типа прыгнуть, кинуть или укусить являются одновременно однократным способом действия к прыгать, кидать и кусать и их видовыми коррелятами. Хотя подобные совмещения функций встречаются относительно редко, в принципе такая возможность существует и обусловлена она сходством семантических отношений между членами видовой пары и между мотивирующим глаголом и его способом действия. Другими словами, содержательная сторона категории вида и категории способа действия очень близки – в том смысле, что множество передаваемых той и другой категорией значений имеет большую область пересечения. Различие же между ними касается функциональной стороны.

Вид как грамматическая категория.

Семантика видового противопоставления.

При помощи категории вида в русском языке могут выражаться различные смысловые противопоставления, относящиеся к понятийной категории вида. Принято говорить об общем значении (семантическом инварианте) – каждого из видов, а также самого видового противопоставления – и о частных значениях видов (частновидовых значениях).

Аспектуальная система русского языка опирается на определенный способ концептуализации действительности. А именно, различаются следующие фундаментальные категории: событие, процесс, состояние. Состояние – это положение дел, сохраняющееся неизменным на протяжении некоторого отрезка времени: Маша любит Петю; Васю знобит. Когда одно состояние сменяется другим, это концептуализуется как событие. Событие – это переход в новое состояние (в некоторый момент времени имело место одно состояние, а в некоторый последующий – уже другое): Маша разлюбила Петю; Вася согрелся. Наконец, процесс – это то, что происходит во времени. Процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга фаз и обычно требует энергии для своего поддержания: мальчик гуляет, играет; они разговаривают; костер горит. Русская аспектуальная система устроена таким образом, что глаголы сов. вида всегда обозначают события, а глаголы несов. вида могут обозначать любое из трех типов явлений: прежде всего процессы (кипит, беседует с приятелем, долго пишет письмо) и состояния (умирает от нетерпения, хворает, чего-то ждет), но также и события (внезапно понимает, каждый день приходит).

Частновидовые значения.

Совершенный вид имеет небольшой разброс частных значений. Основное значение сов. вида называется конкретно-фактическим (Иван уехал за границу). Имеется также ряд периферийных значений: наглядно-примерное (Увидит бездомную собаку на улице, скажет ей ласковое слово и пойдет своей дорогой); это же значение иногда называют узуальным, потенциальное (Ты, Вась, и мертвого расшевелишь), суммарное (Семь раз примерь, один отрежь) и некоторые другие. Несовершенный вид имеет более богатый спектр частновидовых значений; при этом некоторые из них возможны только для глаголов определенных семантических классов. Самым ярким значением несов. вида является актуально-длительное, которое называют также конкретно-процессным. Глагол несов. вида в актуально-длительном значении описывает процесс или состояние, длящиеся в момент наблюдения (Когда я вошел, моя жена накрывала на стол, а сын лежал на диване и читал книгу). Разновидностью актуально-длительного значения является когнативное, т.е. значение попытки (утешал, но не утешил; решал, но не решил).

Актуально-длительное (оно же конкретно-процессное) значение есть далеко не у всех глаголов несов. вида; более того, наличие или отсутствие у глагола актуально-длительного значения является его важной семантической характеристикой. А именно, это значение не может выражаться глаголами, описывающими ситуации, которые не являются актуальными (конкретными) или не являются длительными (процессными). Первую категорию составляют глаголы, обозначающие устойчивые состояния, свойства и соотношения, лишенные признака процессности, протекания во времени (знать, понимать, предполагать, подозревать, любить, существовать, присутствовать, отсутствовать, соответствовать, означать, иметь и т.п.). Такие глаголы можно назвать глаголами неактуального состояния. Другую группу глаголов, не способных к актуально-длительному употреблению, составляют глаголы, обозначающие вид деятельности (руководить, управлять, царствовать, воровать, учительствовать, торговать, рыбачить, плотничать, вдовствовать и т.п.). Не имеют актуально-длительного значения также глаголы многократного и прерывисто-смягчительного способа (хаживать, сиживать, бывать, почитывать, поколачивать и т.п.), у которых неактуальный характер действия входит в лексическое значение.

Помимо актуально-длительного, у несов. виды выделяют следующие значения. Узуальное: обозначение привычного, постоянно воспроизводимого действия (ср. Он курит, обедает в ресторане, спит с открытой форточкой, по субботам он моется в бане); потенциальное: значение умения, способности делать что-то (Она говорит по-французски = 'умеет говорить'; крокодилы не летают, мост выдерживает сто тонн). Специального упоминания среди значений несов. вида заслуживает значение многократности, или итеративное. Его особое место в системе частных значений несов. вида определяется даже не столько тем, что обозначение повторяющегося действия исторически является первичной функцией несов. вида (а формальные показатели имперфективации – исходно являются показателями итеративизации), сколько тем, что несов. вид здесь может использоваться для обозначения событий – вместо сов. вида, который был бы употреблен при обозначении того же события, но случившегося один раз, ср. Утром он заварил себе чай и Он каждое утро заваривает себе чай. Необходимость такой замены лежит в основе критерия установления видовой парности (см. ниже).

Еще одно важное частное значение несов. вида – общефактическое. Оно включает группу значений, главным в которой является общефактическое результативное, когда глагол несов. вида обозначает действие, достигшее результата (Зимний Дворец строил Растрелли – имеется в виду 'построил'). Важная роль этого значения в аспектуальной системе русского языка определяется тем обстоятельством, что здесь возникает так называемая конкуренция видов, так как несов. вид в общефактическом результативном значении может употребляться для обозначения тех ситуаций действительности, которые могут быть названы также глаголом сов. вида в конкретно-фактическом значении (ср. Ты показывал ей это письмо? и Ты показал ей это письмо?). Между совершенным и несовершенным видом всегда имеется, однако, различие на уровне интерпретации, способа видения одного и того же события действительности, суть которого сводится к тому, что общефактическое значение несов. вида делает акцент на самом факте, а конкретно-фактическое значение сов. вида – на его релевантных последствиях.

Кроме результативного, у общефактического результативного значения различают следующие разновидности: общефактическое двунаправленное (результат был достигнут, но аннулирован противоположно направленным действием: К тебе кто-то приходил = 'пришел и ушел'), нерезультативное (действие не достигло результата: Я умолял ее вернуться), непредельное (значение прекратившегося состояния или процесса (В детстве Маша боялась мышей; На этой стене висела картина).

Понятие видовой пары.

Зачем нужно понятие видовой пары? Прежде всего, затем, что видовыми парами активно пользуются носители языка в своей повседневной речевой деятельности. Дело в том, что многие языковые правила требуют, в определенных контекстах, замены совершенного вида глагола на несовершенный. Так, всем иностранцам, изучающим русский язык, сообщают правило, согласно которому в предложениях с императивом при добавлении отрицания совершенный вид заменяется на несовершенный (ср. Позвони жене – Не звони жене). Существуют и другие подобные контексты. Одним из них является повествование в так называемом настоящем историческом, когда рассказ о прошлых событиях ведется в настоящем времени, как если бы они происходили на наших глазах, например: И тогда Спартак поворачивает на юг и за три дня добирается до Сиракуз. Если бы мы вели повествование в прош. времени, мы бы сказали: повернул и добрался, восстановив тот сов. вид, который при переводе повествования в наст. историческом был заменен на несовершенный. Другой такой контекст – рассказ о повторяющихся событиях, ср.: Встретив на своем пути черную кошку, Николай каждый раз пугается, плюет через левое плечо и на всякий случай поворачивает обратно. Если бы речь шла о единичном событии, мы бы сказали: испугался, плюнул, повернул. Во всех таких случаях носитель языка легко справляется с подобной заменой, и тем самым с задачей нахождения видового коррелята – поскольку в качестве имперфективного субститута данного глагола сов. вида может выступать, естественно, не произвольный глагол несов. вида, а именно тот единственный глагол несов. вида, который образует с ним видовую пару.

На этом основан критерий видовой коррелятивности, предложенный Ю.С.Масловым в работе 1948 (которая была оценена по достоинству лишь в 1970-е годы и в значительной степени определила дальнейшее развитие аспектологической науки). Видовую пару образуют два глагола противоположного вида (их называют, соответственно, перфективным и имперфективным членом видовой пары), если данный глагол несов. вида может быть употреблен вместо данного глагола сов. вида при переводе повествования в форму наст. исторического и в контексте многократности. Так, например, глаголы открыть и открывать образуют видовую пару, потому что наряду с предложением Придя домой, я открыл окно в русском языке существуют предложения типа Прихожу я вчера домой, открываю окно… с одной стороны, и Каждый день, приходя домой, я открываю окно – с другой; при этом в обоих предложениях с глаголом несов. вида открывать этот глагол обозначает то же самое событие, что и глагол сов. вида открыть. Критерий Маслова позволяет установить и более нетривиальные случаи видовой коррелятивности, например, он показывает, что пара искатьнайти не является видовой (в отличие от семантически близкой ловитьпоймать). Так, например, предложение Он вышел во двор, поймал бабочку и принес ее домой в наст. историческом будет выглядеть как Он выходит во двор, ловит бабочку и приносит ее домой (здесь форма ловит указывает на процесс, достигший результата, т.е. = 'поймал'). Однако аналогичную замену нашел на ищет – например, в предложении Он нашел на дороге кошелек и поднял его произвести нельзя: ищет кошелек по-русски не может обозначать то же самое, что нашел кошелек. Последнее предложение в наст. историческом должно быть передано как Он находит на дороге кошелек и поднимает его – откуда следует, что видовой парой к найти является глагол находить.

Морфологически соотношение между членами видовой пары тоже может быть различным. Наиболее распространено такое формальное соотношение, при котором глагол несов. вида морфологически является производным от глагола сов. вида, а именно, получается при помощи присоединения имперфективирующего суффикса: -ыва-/-ива- (переписать – переписывать, зашнуровать – зашнуровывать просмотреть – просматривать), -а-/-я- (решить – решать, заменить – заменять, обвинить – обвинять), -а-/-ва-нажать – нажимать, напасть – нападать; открыть – открывать, убить – убивать), -ева- (затмить – затмевать, застрять – застревать). Глагол несов. вида может получаться из глагола сов. вида путем отсечения имеющегося в нем суффикса -ну-: и одновременного присоединения имперфективирующего суффикса -а-/-я- или -ыва-/-ива-, например: крикнуть – кричать, махнуть – махать, улыбнуться – улыбаться, отдохнуть – отдыхать, погибнуть – погибать, оглянуться – оглядываться и т.п. В других случаях, наоборот, глагол сов. вида получается из глагола несов. вида путем присоединения приставки (такие пары называются префиксальными – в отличие от суффиксальных, полученных присоединением суффикса): чувствоватьпочувствовать, варитьсварить, хотетьсязахотеться, слепнутьослепнуть, пугатьсяиспугаться. Имеются, кроме того, так называемые супплетивные пары, т.е. образованные от разных основ (взять – брать, положить – класть, поймать – ловить, сказать – говорить), а также разнообразные смешанные типы (покупать – купить, сажать – посадить, треснуть – трескаться и др.). Наконец, отдельным формальным типом видовых пар являются двувидовые глаголы (жениться, велеть, казнить, обещать, исследовать, ликвидировать, эмигрировать, квалифицировать и т.п.), которые с точки зрения их функционирования в системе представляют не что иное, как пары омонимичных (формально не различающихся) глаголов противоположного вида. Класс двувидовых глаголов в русском языке представляет собой периферийное явление. Он постоянно пополняется за счет заимствований, но по мере освоения эти глагола начинают формально дифференцироваться за счет того, что или перфективный член пары маркируется префиксом (ср. проинформировать, отреставрировать), или же имперфективный – суффиксом (арестовывать, организовывать).

Непарные глаголы.

Далеко не все русские глаголы входят в видовые пары. Существуют как непарные глаголы сов. вида (perfectiva tantum), так и непарные глаголы несов. вида (imperfectiva tantum). Эти два класса устроены по-разному. К непарным глаголы сов. вида относятся, например: очнуться, очутиться, ринуться, хлынуть, грянуть, рухнуть, посчастливиться, поперхнуться, угораздить, состояться; кроме того, сюда относятся также глаголы некоторых способов действия, а именно: инхоативного (заплакать), делимитативного (поиграть), дистрибутивного (пооткрывать ). Запрет на образование несов. вида от таких глаголов, как очнуться или ринуться, связан с морфологией и вообще говоря не имеет абсолютного характера: при необходимости в речи могут появится формы типа очунаться или ринаться. Невозможность имперфективации глаголов перечисленных способов действия имеет более системный характер. Что касается класса непарных глаголов несов. вида, то он, во-первых, является более обширным, во-вторых, отсутствие видового коррелята у этих глаголов обусловлено непосредственно их семантикой: это глаголы, обозначающие различные состояния, свойства и соотношения (иметь, значить, стоить, принадлежать, состоять, соответствовать, знать, любить, бояться и т.п.), которые не могут обозначать никакое событие – и тем самым не могут входить в видовую пару.

Категория вида относится к одной из наиболее сложных категорий русской грамматики; многие вопросы аспектологической теории остаются дискуссионными. Особенную трудность категория виды вызывает при изучении русского языка, так как выбор вида в конкретном высказывании является результирующей множества взаимодействующих факторов.

Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким, т. II. Братислава, 1960
Бондарко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. Л., 1967
Рассудова О.П. Употребление видов глагола в русском языке. М., 1968
Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. М., 1971
Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. М., 1976
Гловинская М.Я. Семантические типы видовых противопоставлений русского глагола. М., 1982
Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. Л., 1984
Падучева Е.В. Семантические исследования. Ч. I: Семантика времени и вида. М., 1996
Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). Ч. I: Онтология явлений и русский вид. М., 1997
Зализняк Анна А., Шмелев А.Д. Введение в русскую аспектологию. М., 2000

"Ты что, никогда не заблуждался?" Правильно ли сказано, ведь меняется смысл сказанного? Получается, будто он не потерял дорогу, а имеет ошибочное мнение.


4 ответа 4

Нет, неправильно. Глагол "заблудиться" не имеет парной формы несовершенного вида. Вернее, она есть (заблуждаться), но используется, как Вы и пишете, только в другом значении: иметь ошибочное мнение, находиться в состоянии заблуждения.

Попробую ответить на подразумеваемый вопрос, чем заменить отсутствующую форму.

Для передачи требуемого несовершенного вида к "заблудиться" можно использовать глагол "блуждать" (Ты что, никогда не блуждал?), но он имеет более широкий смысл (в т. ч. "странствовать", "путешествовать без определенной цели"). Если такая двусмысленность представляется нежелательной по контексту, лучше использовать составной синоним типа "потерять дорогу", "сбиться с пути" — но тут уже надо выбирать наиболее точный, поскольку это синонимы частичные. Самый близкий, пожалуй, синоним — "плутать" (Ты что, никогда не плутал?). но он имеет несколько разговорный характер.

Вариантов много, выбор за автором.

Вот подбор пары совершенного вида к "заблуждаться" может быть более труден. Иногда предлагают "сбиться с мысли" и другие подобные, но это весьма слабые синонимы. На мой взгляд самое точное — "впасть в заблуждение", но его почему-то нет в словарях.


В значении "заблудиться" так сказать нельзя ("заблуждаться" имеет только переносный смысл), но отсутствие парного глагола несовершенного вида с нужным значением легко восполнить добавлением вспомогательного глагола несовершенного вида:

Тебе что, никогда не случалось заблудиться?

Можно и иначе обойти проблему, если стоит задача сохранить глагол в личной форме:

Ты что, ни разу в жизни не заблудился?
С тобой что, никогда не было такого, чтобы ты заблудился?


Вольное дополнение к нескольким ответам.

Вообще-то историческая грамматика глаголов "заблуждаться" и "заблудиться" не дает полных оснований считать, что когда-то это были парные видовые формы. Как помню, неполнота парадигмы обоих связана с парой "блудить" и "блуждать". В историческом плане их можно рассматривать как парные глаголы движения, наподобие идти-ходить, катить-катать, вертеть-вращать. У таких глаголов очень часто видовая парадигма неполная или супплетивная. Так было и с глаголами всего ряда, порождаемого "блудить"-"блуждать". В дальнейшем из значения сильно разошлись (первое вообще развилось в ставший запретным морф), но неполнота парадигмы сохранилась.


ЗАБЛУДИТЬСЯ, св. Потерять дорогу, сбиться с пути. З. в лесу. ◊ Заблудиться в трёх соснах. Не суметь разобраться в чём-л. простом, несложном.

ЗАБЛУЖДАТЬСЯ, нсв. Неправильно думать, судить о чём-л.; ошибаться в своих представлениях, суждениях.

БЛУЖДАТЬ, нсв. 1. Ходить без определённой цели и направления; бродить. Рассеянно б. по дому. Бесцельно б. в парке. Б. по свету (скитаться, странствовать). // Бродить в поисках чего-л.; плутать. Б. в лесу. Б. в потёмках (также: действовать наугад, вслепую).

Итак, видовая пара заблудиться/заблуждаться разделилась по своему значению (физический и ментальный план обозначается разными формами).

Вариант 1. Он заблудился (сбился с пути, потерял дорогу), а ты никогда на сбивался с пути, не терял дорогу, не плутал по лесу?

В этом случае нам приходится использовать синонимы для обозначения незавершенного действия.

Как видно, во втором варианте две формы настоящего и прошедшего времени успешно справляются с ситуацией, так как действие рассматривается как незаконченный процесс в прошлом или настоящем.

Добрый день! Мучает вопрос относительно вида глагола "реализовать". Может этот глагол иметь сразу два вида: совершенный и несовершенный? Вроде, глагол "реализовывать" отвечает только на вопрос "что делать?" (явный несовершенный вид), а глагол "реализовать" отвечает на оба вопроса: "что сделать?" и "что делать?". И, например, в условиях грамматической основы "я реализую" (не "я реализовываю") у меня всегда непреодолимое желание задать оба вопроса от подлежащего к сказуемому: "я что делаю?" и "я что сделаю?". Так каков же вид глагола "реализовать"?

Ответ справочной службы русского языка

Реализовать - двувидовой глагол, он может употребляться и как глагол совершенного вида, и как глагол несовершенного вида.

Здравствуйте. Объясните, пожалуйста, почему на месте первой запятой не двоеточие. "Она ловила меня на улице, один раз сняла с забора, через который я перелезал, убегая от нее, и с упорным, неподвижным лицом вела к роялю". "Один раз сняла с забора" - это пояснение и перед ним можно подставить союз "а именно" или здесь "сняла" является вторым однородным членом: ловила, сняла, вела. Вот только "ловила" и "вела" - несовершенный вид глагола , а "сняла" - совершенный. Помогите разобраться)))

Ответ справочной службы русского языка

Это не пояснение. В данном случае, скорее, перечислительная интонация, которая на письме оформляется при помощи запятой (или присоединительная - можно подставить слово "даже", но и в этом случае нужна запятая).

Уважаемая справка - почему в слове Реставрированный пишется НН? Реставрированный автомобиль, реставрированный зуб. Ведь Реставрировать - бесприставочный глагол несовершенного вида, и в данных случаях нет зависимых слов.

Ответ справочной службы русского языка

Точнее будет сказать, что реставрировать – двувидовой глагол, он может употребляться и как глагол совершенного вида, и как глагол несовершенного вида. Но вид глагола в данном случае не имеет значения. Правило таково: пишутся с нн причастия и прилагательные на -ованный, -ёванный, -еванный (образованные от глаголов на -овать, -евать).

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, допускается ли написание "совершённая/несовершённая", когда мы говорим о форме глагола. Спасибо. С уважением, Анастасия

Ответ справочной службы русского языка

Написание с буквой ё ошибочно, потому что правильно произношение со звуком [э]: соверш[э]нный и несоверш [э] нный вид глагола . Обратите внимание: чаще видовые пары глаголов являются не формами одного и того же слова, а разными глаголами.

как определить вид глагола после таких слов, как НАДО, МОЖНО, ТРУДНО, МОЖНО НЕ, ДОЛЖЕН?

Ответ справочной службы русского языка

Ваш вопрос не вполне понятен. Эти слова никак не влияют на определение вида глагола. После них могут употребляться и глаголы несовершенного вида (надо читать, должен ехать), и глаголы совершенного вида (надо прочитать, должен приехать).

Глаголы совершенного вида отвечают в инфинитиве на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие (прочитать) или действие, достигшее определенного предела (похудеть). Глаголы несовершенного вида отвечают в инфинитиве на вопрос что делать? и не обозначают законченного действия (читать) или действия, достигшего определенного предела (худеть).

Ответ справочной службы русского языка

Дана загадка "Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит". В домашней работе дочь указала над глаголами "не вытечет" и "не выбежит" будущее время. Учительница исправила на настоящее. Я спросила её, почему? Она ответила: "Потому, что оно настоящее, я консультировалась с коллегами". Кто прав?
Я считаю, что глагол "не вытечет" отвечает на вопрос "что сделает?" и имеет совершенный вид. А у этого вида вообще не может быть настоящего времени, только или прошедшее, или будущее, как в нашем случае.
Если я права, то чем оперировать, чтобы доказать это учительнице?
Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Какое написание в дипломе является правильным: Иванову, проходившему курс обучения или : Иванову, прошедшему курс обучения? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Если курс обучения завершен, то лучше использовать совершенный вид глагола : Иванову, прошедшему.

Я не совсем понимаю кое что в морфологии. Например, что такое:
Вид глагола
Возвратность глагола
Переходность глагола
Спряжение глагола
Наклонение глагола
Лицо глагола
Разряд прилагательного
Склонение существительного.
Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Глагол совершенного вида отвечает (в начальной форме) на вопрос "Что сделать?".

Я японка, каторая занимается русским языком уже 30 лет. У меня вопрос совершенный вид глагола играть - поиграть? Я думаю нет.Поиграть имеет другое значение с играть. Дайте мне ответ на этот вопрос.

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день! Скажите, пожалуйста, как правильно употребляется совершенный вид глагола "экономить": "сыкономить", "сэкономить" или по-иному?

Ответ справочной службы русского языка

Я к вопросу № 226243.Интересно, какой вид глагола употребляется после "возникла необходимость . "? Спосибо!

Ответ справочной службы русского языка

Помогите, пожалуйста разобраться в следующем. я иногда путаюсь как правильно выбрать вид глагола в соответствующем контексте. Может подскажите что-нибудь чтобы стало понятнее? Спосибо большое.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Вид глагола определяется по вопросу, глаголы совершенного вида отвечают на вопросы _что сделать? что сделал? что делаю?_ и т. д., глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы _что делать? что делал? что делаю?_ и т. д.

Глагол как части речи занимает особое положение в современном языкознании. От других грамматических классов слов отличается тем, что описывает процессуальную ситуацию, в которой может участвовать не только объект, но и субъект. Морфологические категории переходности, спряжения и возвратности свойственны только глагольному слову. В статье рассмотрим ещё одну важную специфическую характеристику – совершенный и несовершенный вид глагола.

Какие бывают виды глаголов в русском языке

Вид относится к постоянным грамматическим признакам этой части речи, который присущ всем глагольным формам. Он рассматривает процесс с точки зрения временной составляющей: характеризуется отношение действия к внутреннему пределу (ограниченность или неограниченность).

В морфологии русского языка различают совершенный и противоположный ему – несовершенный вид глагола (далее – СВ и НСВ).

Глаголы совершенного вида

Что такое несовершенный вид глагола

Образование видов глаголов

От СВ образуются глаголы НСВ и наоборот. Существует несколько приёмов, с помощью которых происходит видовая трансформация:

рыть – пере рыть, писать – до писать, видеть – у видеть, делать – с делать

откры ва ть – открыть, спас а ть – спасти, раскид ыва ть – раскидать

разреш а ть – разреш и ть, замен я ть – замен и ть, свист е ть – свист ну ть, искуп а ть – искуп и ть

  1. Чередование гласных и согласных букв в корневой морфеме и замена суффиксов:

отслеж ива ть – отслед и ть, упраш ива ть – упрос и ть, вздох ну ть – взды ха ть

брать – взять, говорить – сказать

Отметим, что есть одновидовые и двувидовые глаголы. Одновидовые – это слова, которые не имеют пары и употребляются только в одной форме – СВ или НСВ. Например: очнуться, наиграться, хлынуть, понежиться – представлены только СВ. В свою очередь у слов терпеть, бежать, шуметь, начальствовать и некоторых других есть только форма НСВ.

Двувидовые – это слова, которые в разных контекстах могут выражать видовое значение СВ и НСВ.

Сравним два предложения:

  • Завтра Семён Гуров женится на моей сестре Елене (СВ).
  • Давно известно, что они женятся не по любви, а по договорённости (НСВ).
  • В начале урока учитель информировал нас о правилах пожарной безопасности (СВ).
  • Раз в неделю Анатолий Петрович информировал о делах компании (НСВ).

Как определить вид глагола

Непросто понять, как отличить совершенный вид глагола от несовершенного. Есть несколько простых способов, чтобы правильно определить видовую принадлежность конкретного слова. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Первый способ – вопрос

Чтобы узнать, какой вид у определённого слова в предложении, нужно задать подходящий вопрос:

Времена глаголов совершенного и несовершенного вида

Посмотрим, как изменяются личные формы.

НСВ употребляется в трёх категориях времени:

  • настоящее (открывают, спим, визжит, злюсь);
  • прошедшее (выл, целовались, торопилась, сверкало);
  • будущее сложное (будут стремиться, буду дружить, будем летать, будет гордиться).

СВ представлен двумя временами:

  • прошедшим (сорвали, схитрила, пришёл, сдуло);
  • будущим простым (откроют, закричу, переест, пожалеем).

Таким образом, глагольный вид – это важная грамматическая категория, без знания которой не получится дать полную характеристику этой самостоятельной части речи.

Значение глагола

Глагол – самостоятельная часть речи, обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

Глагол имеет категории вида, переходности, возвратности (постоянные признаки), лица, времени, наклонения, числа (в отдельных формах), рода (в отдельных формах) – непостоянные признаки.

Формы глагола

Формы глагола

Изменяемые формы

Спрягаемые формы глагола обозначают действие или состояние предмета, имеют категории наклонения, времени, лица, рода, числа, в предложении играют роль простого глагольного сказуемого.

  • Родилась уверенность, зацветают сады, сбежим с обрыва, думаю о будущем, помоги с уроками

Причастие – особая форма глагола, не спрягается.

  • Признаки глагола: время, вид.
  • Признаки прилагательного: обозначает признаки предметов, лиц, явлений, изменяются по родам, числам и падежам. В предложении играют роль определения.

Бушующий ураган, опоздавший поезд, застывшая фигура

Причастия бывают действительными и страдательными.

Образование причастий

Образование причастий

Инфинитив – неопределенная (начальная) форма глагола. Отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?

  • Помочь по дому, унести багаж, запеть песню, захрустеть под ногами

Деепричастие – особая форма глагола.

Признаки глагола: вид, переходность, возвратность

Признаки наречия: неизменяемое.

Образование деепричастий

Образование деепричастий

Спряжение глаголов

Спряжение глагола – это изменение его по лицам. Определяется по суффиксу перед окончанием –ТЬ, -ЧЬ, -ТИ (неопределенная форма глагола).

Спряжение глаголов

Наклонение глаголов

Наклонение – непостоянный признак глагола, обозначает, каким образом действие относится к действительности:

  • происходит в какой-то определенный отрезок времени, т.е. реальное действие;
  • мыслится, предполагается, планируется, требуется, т.е. нереальное действие.

В соответствии с этим выделяют три наклонения:

  • изъявительное;
  • сослагательное (условное);
  • повелительное.

Изъявительное наклонение

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, происходящее в настоящем, прошедшем или будущем времени. Имеют категории времени, числа, рода, лица.

Настоящее время Радую, радуешь, радуем, радуют, радуете
Прошедшее время Радовал, радовала, радовали
Будущее время Будем радовать, порадую, будешь радовать

Повелительное наклонение

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию, просьбу, приказ, совет, требование, пожелание и т.д. Имеют категории числа и лица.

Повелительное наклонение

Образование повелительного наклонения

Простая форма

Сложная форма

2 л., ед.ч., мн.ч.

  1. от основы наст.времени, несоверш.вида;
  2. от основы простого будущего времени сов.вида

с помощью нулевого суффикса или суффикса –И, плюс постфикс –ТЕ (во мн.числе)

  • слушаешь – слушай, слушайте
  • послушаешь – послушай, послушайте

глагол 1 лица мн.ч. с добавлением слов ДАВАЙ, ДАВАЙТЕ

3 л., ед. и мн.ч.

глагол 3 лица мн.ч. с добавлением слов ПУСТЬ, ПУСКАЙ

Сослагательное (условное) наклонение

Глаголы в сослагательном наклонении обозначают действие, которое может быть совершено при определенных условиях, предполагаемое. Имеют категории рода и числа.

Сослагательное (условное) наклонение

Образование сослагательного наклонения

Сослагательное наклонение образуется путем сочетания формы глагола прошедшего времени с частицами БЫ, Б.

Времена глаголов в русском языке

Время – непостоянный признак глаголов изъявительного наклонения.

  • Настоящее время – действие происходит в настоящий момент.
  • Прошедшее время – действие происходило в прошлом.
  • Будущее время – действие, которое будет происходит в будущем.

Образование времен глагола

глаголы несовершенного вида, отвечающие на вопросы

Что делает? Что делают? Что делаешь? Что делаем? Что делаете?

от основ глаголов сов. и несовер.вида с помощью формообразующего суффикса –Л-

(не изменяется по лицам)

  • летать (что делать?) – летал (что делал?)
  • взлететь (что сделать?) – взлетел (что сделал?)

простое

глаголы совершенного вида, отвечающие на вопросы

Что сделает? Что сделают? Что сделаешь? Что сделаете? Что сделаем?

  • заменит, заменят, заменим, заменю, замените, заменишь

сложное

Глаголы несовер.вида с добавлением слов будет, буду, будем, будете, будешь

  • буду радоваться, будем радоваться
  • будешь радоваться
  • будете радоваться
  • будет радоваться
  • будут радоваться

Лицо глагола в русском языке

Категория лица у глагола показывает, кто будет производить действие. Лицо глагола соотносится с личными местоимениями ед. и мн.числа. Это непостоянный признак глагола.

Лицо глагола в русском языке

Правописание личных окончаний глагола зависит от спряжения.

Личные окончания глаголов

лицо

Ед.число

Мн.число

1 спр

2 спр

1 спр

2 спр

1 л

подумаю

говорю

подумаем

говорим

2 л

подумаешь

говорите

3 л

подумает

говорит

-УТ-, -ЮТ-

подумают

-АТ-, -ЯТ-

говорят

Безличные глаголы

Безличные глаголы называют действие, которое происходит само по себе, без участия лица (субъекта). В предложениях с безличным глаголом в роли сказуемого невозможно подобрать подлежащее.

Уже давно светало.
Моей маме сегодня взгрустнулось.
На душе у меня повеселело.

Безличные глаголы имеют категории времени и сослагательного наклонения.

Вечереть
Вечерело – вечереет
Вечерело бы


Скоро будет вечереть.
Зимой быстро вечереет.
Скорее бы уже вечерело.

Переходные и непереходные глаголы

Переходность – постоянный признак глагола.

  1. Переходные глаголы способны управлять существительным без предлога в В.п., которые обозначают объект действия (на кого направлено действие).
    • Примеры переходных глаголов
      Люблю (кого?) детей (В.п., без предлога) – люблю (что?) мороженое (В.п., без предлога)
      Слушаешь (кого?) диктора (В.п., без предлога) – слушаешь (что?) музыку (В.п., без предлога)
      Понимает (кого?) сестру (В.п., без предлога) – понимает (что?) речь (В.п., без предлога)

  2. Непереходные глаголы такой способностью не обладают. Все возвратные глаголы являются непереходными.
    • Примеры непереходных глаголов
      Молчишь (о чем?) о разговоре (П.п., с предлогом)
      Подошел (к кому?) к генералу (Д.п., с предлогом)
      Любуюсь (кем?) мамой (Т.в., без предлога)
      Переживаю (о чем?) об экзамене (П.п., с предлогом)

Виды глаголов

Вид – постоянный признак глагола.

Глаголы могу составлять видовую пару, которая образуется разными способами словообразования.

Виды глаголов

Морфологические признаки глагола

Постоянные признаки глагола:

  • вид (совершенный\несовершенный);
  • переходность (переходный\непереходный);
  • возвратность (возвратный\невозвратный);
  • спряжение (1 или 2 спр.)

Непостоянные признаки глагола:

  • наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное);
  • время (в изъявительном наклонении);
  • лицо (в изъявительном и повелительном наклонении);
  • число;
  • род (в прошедшем времени изъявительного наклонения, в сослагательном наклонении)

Морфологический разбор глагола

План разбора

  1. Указать часть речи
  2. Задать вопрос, поставить в начальную форму (инфинитив)
  3. Указать постоянные признаки
  4. Указать непостоянные признаки
  5. Указать синтаксическую роль

Образцы разбора

Три дня сеял мелкий дождик-моросей.

Сеял – глагол

  1. Дождик (что делал?) сеял. Н.ф. – сеять
  2. Пост.признаки: несов.в., перех., невозвратн., 1 спр. непост.признаки: в изъявит.накл., прош.вр., ед.ч., муж.р.
  3. Что делал? сеял – простое глагольное сказуемое

И капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни, и много смелых сердец зажгутся безумной жаждой свободы света.

Читайте также: