Озеро где расположились туристы тянулась вдоль дороги

Обновлено: 18.09.2024

После краткого отдыха мы поплыли дальше. Около железнодорожного моста горы кончились. Я вышел из лодки и поднялся на ближайшую сопку, чтобы в последний раз осмотреться во все стороны. Красивая панорама развернулась перед моими глазами. Сзади, на востоке, толпились горы: на юге были пологие холмы, поросшие лиственным редколесьем; на севере, насколько хватал глаз, расстилалось бесконечное низменное пространство, покрытое травой. Сколько я ни напрягал зрение, я не мог увидеть конца этой низины. Она уходила вдаль и скрывалась где-то за горизонтом. Порой по ней пробегал ветер. Трава колыхалась и волновалась, как море. Кое-где группами и в одиночку росли чахлые берёзки и другие какие-то деревья. С горы, на которой я стоял, реку Лефу далеко можно было проследить по ольшаникам и ивнякам, растущим по её берегам в изобилии. Вначале она сохраняет своё северо-восточное направление, но, не доходя сопок, видневшихся на западе километрах в восьми, поворачивает на север и немного склоняется к востоку. Бесчисленное множество протоков, слепых рукавов, заводей и озерков окаймляет её с обеих сторон. Низина эта казалась безжизненной и пустынной. Ярко блестевшие на солнце в разных местах лужи свидетельствовали о том, что долина Лефу в дождливый период года легко затопляется водой.

На всём этом пространстве Лефу принимает в себя с левой стороны два притока: Сандуган[26] и Хунухезу[27]. Последняя протекает по такой же низменной и болотистой долине, как и сама Лефу.

К полудню мы доехали ещё до одной возвышенности, расположенной на самом берегу реки, с левой стороны. Сопка эта высотою 120 — 140 метров покрыта редколесьем из дуба, берёзы, липы, клёна, ореха и акаций. Отсюда шла тропинка, вероятно, к селу Вознесенскому, находящемуся западнее, километрах в двенадцати.

Во вторую половину дня мы проехали ещё столько же и стали биваком довольно рано.

Главными представителями этих трав будут: тростники (Phragmites communis Trin.) высотой до 3 метров, вейник (Calamagrostis willosa Mutel) — 1,5 метра, полынь (Artemisia wulgaris L.) — 2 метра и др. Из древесных пород, растущих по берегам проток, можно отметить кустарниковую лозу (Salix wiminalis L.), осину (Populus tremula L.), белую берёзу (Betula latifolia Tausch), ольху (Ainus hirsuta Turcz.) и др.

Население этих болотистых степей главным образом пернатое. Кто не бывал в низовьях Лефу во время перелёта, тот не может себе представить, что там происходит. Тысячи тысяч птиц большими и малыми стаями тянулись к югу. Некоторые шли в обратном направлении, другие — наискось в сторону. Вереницы их то подымались кверху, то опускались вниз, и все разом, ближние и дальние, проектировались на фоне неба, в особенности внизу, около горизонта, который вследствие этого казался как бы затянутым паутиной. Я смотрел, как очарованный.

Выше всех были орлы. Распластав свои могучие крылья, они парили, описывая большие круги. Что для них расстояния? Некоторые из них кружились так высоко, что едва были заметны. Ниже их, но всё же высоко над землёй, летели гуси. Эти осторожные птицы шли правильными косяками и, тяжело вразброд махая крыльями, оглашали воздух своими сильными криками. Рядом с ними летели казарки и лебеди. Внизу, близко к земле, с шумом неслись торопливые утки. Тут были стаи грузной кряквы, которую легко можно было узнать по свистящему шуму, издаваемому её крыльями, и совсем над водой тысячами летели чирки и другие мелкие утки. Там и сям в воздухе виднелись канюки и пустельга. Эти представители соколов описывали красивые круги, подолгу останавливались на одном месте и, трепеща крыльями, зорко высматривали на земле добычу. Порой они отлетали в сторону, опять описывали круги и вдруг, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх. Грациозные и подвижные чайки и изящные проворные крачки своей снежной белизной мелькали в синеве лазурного неба. Кроншнепы летели легко, плавно и при полёте своём делали удивительно красивые повороты. Остроклювые крохали на лету посматривали по сторонам, точно выискивая место, где бы им можно было остановиться. Сивки-моряки держались болотистых низин. Лужи стоячей воды, видимо, служили для них вехами, по которым они и держали направление. И вся масса птиц неслась к югу. Величественная картина!

Вдруг совершенно неожиданно откуда-то взялись две козули. Они были от нас шагах в шестидесяти. В густой траве их почти не было видно — мелькали только головы с растопыренными ушами и белые пятна около задних ног. Отбежав шагов полтораста, козули остановились. Я выпалил из ружья и промахнулся. Раскатистое эхо подхватило звук выстрела и далеко разнесло его по реке. Тысячи птиц поднялись от воды и с криком полетели во все стороны. Испуганные козули сорвались с места и снова пошли большими прыжками. Тогда прицелился Дерсу. И в тот момент, когда голова одной из них показалась над травой, он спустил курок. Когда дым рассеялся, животных уже не было видно. Гольд снова зарядил свою винтовку и не торопясь пошёл вперёд. Я молча последовал за ним. Дерсу огляделся, потом повернул назад, пошёл в сторону и опять вернулся обратно. Видно было, что он что-то искал.

— Кого ты ищешь? — спросил я его.

— Козулю, — отвечал он.

— Да ведь она ушла.

— Нет, — сказал он уверенно. — Моя в голову его попади. Я принялся тоже искать убитое животное, хотя и не совсем верил гольду. Мне казалось, что он ошибся. Минут через десять мы нашли козулю. Голова её оказалась, действительно, простреленной. Дерсу взвалил её себе на плечи и тихонько пошёл обратно. На бивак мы возвратились уже в сумерки.

Вечерняя заря ещё пыталась было бороться с надвигающейся тьмой, но не могла её осилить, уступила и ушла за горизонт. Тотчас на небе замигали звезды, словно и они обрадовались тому, что наконец-то солнце дало им свободу. Около протоки темнела какая-то роща. Деревьев теперь разобрать было нельзя: они все стали похожи друг на друга. Сквозь них виднелся свет нашего костра. Вечер был тихий и прохладный. Слышно было, как где-то неподалёку от нас с шумом опустилась в воду стая уток. По полёту можно было узнать, что это были чирки.

После ужина Дерсу и Олентьев принялись свежевать козулю, а я занялся своей работой. Покончив с дневником, я лёг, но долго не мог уснуть. Едва я закрывал глаза, как передо мной тотчас появлялась качающаяся паутина: это было волнующееся травяное море и бесчисленные стаи гусей и уток. Наконец под утро я уснул.

На следующий день мы встали довольно рано, наскоро напились чаю, уложили свои пожитки в лодку и поплыли по Лефу.

Чем дальше, тем извилистее становилась река. Кривуны её (так местные жители называют извилины) описывают почти полные окружности и вдруг поворачивают назад, опять загибаются, и нет места, где река хоть бы немного текла прямо.

Сань-дао-ган — увал, по которому проходит третья дорога, или третий увал на пути.

Новый пробный тренировочный вариант №14 КИМ №211206 в форме решу ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки на 100 баллов от 6 декабря 2021 года. Данный тренировочный тест составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются правильные ответы и решения.

скачать вариант с ответами

Решу ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс вариант №211206:

Задания и ответы для варианта ЕГЭ 2022:

В этот день нечего было и думать о прогулке. Правда, утром мы еще побродили часок по дорожкам облетевшего сада, (…) после обеда (когда не было гостей, миссис Рид кушала рано) холодный зимний ветер нагнал угрюмые тучи и полил такой пронизывающий дождь, что и речи не могло быть ни о какой попытке выйти еще раз. Что же, тем лучше: я вообще не любила подолгу гулять зимой, особенно под вечер.

По моему представлению, просто ужасно возвращаться домой в зябких сумерках, когда пальцы на руках и ногах немеют от стужи, а сердце сжимается тоской от вечной воркотни Бесси, нашей няньки, и от унизительного сознания физического превосходства надо мной Элизы, Джона и Джоржианы Рид. Вышеупомянутые Элиза, Джон и Джорджиана собрались теперь в гостиной возле своей мамы: она полулежала на диване перед камином, окруженная своими дорогими детками (в данную минуту они не ссорились и не ревели), и, очевидно, была безмятежно счастлива.

Я была освобождена от участия в этой семейной группе; как заявила мне миссис Рид, она весьма сожалеет, но приходится отделить меня от остальных детей, по крайней мере до тех пор, пока Бесси не сообщит ей, да и она сама не увидит, что я действительно прилагаю все усилия, чтобы стать более приветливой и ласковой девочкой, более уживчивой и кроткой, пока она не заметит во мне что-то более светлое, доброе и чистосердечное; а тем временем она вынуждена лишить меня всех радостей, которые предназначены для скромных, почтительных деток.

  • 1) Приведённый текст характеризуется типичной для официально-делового стиля точностью, широкий использованием канцелярских оборотов.
  • 2) В синтаксисе текста важно отметить обилие сложных предложений, части которых связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.
  • 3) В приведённом тексте встречаются эпитеты (приветливой и ласковой девочкой; что-то более светлое, доброе и чистосердечное; дорогими детками, угрюмые тучи и др).
  • 4) Цель текста – воздействие на воображение читателя, что характерно для художественного стиля.
  • 5) В приведённом отрывке встречается много терминов и клише, почти все слова употреблены в прямом значении.

Ответ: 234

2)Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.

Ответ: но

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, -я, ср.

Ответ: 4

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. начАвший донЕльзя откупОрил красИвее знАчимый

Ответ: окупорил

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. ИСКУССТВЕННЫЙ международный язык эсперанто стал 64-м языком, используемым в автоматическом переводе в Интернете. Мама строгим голосом сказала мне ОДЕТЬ шапку. Преподаватели консерватории требуют от студентов соблюдения неукоснительной ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ дисциплины. ИРОНИЧЕСКИЙ мюзикл по рассказам О. Генри покажет Театр сатиры. Испытав БЕЗОТВЕТНОЕ чувство к Онегину, Татьяна дала согласие стать женой нелюбимого человека.

Ответ: надеть

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. От восторга перед предстоящей прогулкой Верочка не могла спокойно стоять и то и дело подпрыгивала вверх.

Ответ: вверх

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Ответ: двух

  • 1) блистательный, университет, компьютер
  • 2) объединение, просвещение, заверять
  • 3) опираться, фиолетовый, облако
  • 4) заварной, наказание, строительный
  • 5) измерительный, помириться (с другом), деревянный

Ответ: 245

  • 1) пр..успел (в жизни), пр..уныть, пр..ступление
  • 2) бе..душный, и..воротливый, бе..молвие
  • 3) раз..рвал, пр..честь, пр..росиийский
  • 4) вз..скать, про..грал, супер..гра
  • 5) по..цепил, о..гонять, пре..стать

Ответ: 23

  • 1) затм..вающий, раскорч..вать
  • 2) тюлен..вый, запуг..вать
  • 3) черешн..вый, письм..цо
  • 4) увещ..вать, продл..вать
  • 5) обмен..вать, ореш..к

Ответ: 134

  • 1) встреч..нный, застел..шь
  • 2) запомн..вшийся, воспользу..шься
  • 3) располож..нный, увид..нный
  • 4) дыш..шь, немысл..мый
  • 5) скле..вший, слыш..шь

Ответ: 1345

13)Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Пройти по лабиринту авторской мысли читателю бывает далеко (НЕ)ПРОСТО. Проблема космоса до конца (НЕ)ИЗУЧЕНА. (НЕ)ЯРКОЕ освещение и сырость – вот что поразило нас. (НЕ)ОБЛАДАЮЩИЙ тактом человек не имеет друзей. На деньги ума (НЕ)КУПИШЬ.

Ответ: неяркое

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)СЛЕДСТВИЕ дождя утреннее выступление детей на летней площадке парка перенесли (НА)КОНЕЦ дня. Я хочу, ЧТО(БЫ) у тебя, (ПО)МИМО небольших и временных личных целей, в жизни была и одна большая цель. (ВО)ВРЕМЯ путешествия яркая роскошь южной природы не трогала старика, (ЗА)ТО восхищала Сергея. (ЗА)ЧАСТУЮ героями рассказов А.П. Чехова являются врачи, ТАК(КАК) сам писатель был врачом. В разговоре люди ведут себя (ПО)РАЗНОМУ – в зависимости от ситуации, а ТАК(ЖЕ) от цели общения.

Ответ: чтобы помимо

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Ночи становились по-осе(1)ему дли(2)ы и холодны, утра тума(3)ы, листве(4)ые деревья все стояли голые, а покосившийся деревя(5)ый забор сделался соверше(6)о чёрным.

Ответ: 123456

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Дед ждал нас летом на покос этим летом однако не дождался. 2) Любовь к изобразительному искусству проходит через всю жизнь М.Ю. Лермонтова и отражается в его творчестве. 3) Впоследствии Пётр вспоминал и эти цветы и этот лес и радостный птичий гомон в вершинах берёз. 4) Многие набоковские размышления об А.С. Пушкине не потеряли художествоенного значения и актуальности и в наши дни. 5) Листья с деревьев полностью опали и журавли уж улетели в тёплые края.

Ответ: 15

17)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Плавно вынырнув из воды (1) на поверхности моря показались дельфины и (2) на миг (3) сверкнув на солнце (4) блестяще-чёрным боком (5) скрылись в глубине.

Ответ: 125

18)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. И когда мы приходим, Мы смотрим на небо, Мы смотрим на небо, Мы смотрим в него так долго! И (1) может быть (2) это картина, Иллюзия и картина, Но (3) может быть (4) это правда. Скорее всего (5) это правда Сестра! Здравствуй (6) сестра Нам не так (7) уж (8) долго Осталось быть вместе.

Ответ: 123456

19)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Мальчик, выглянув из кибитки (1) смотрел (2) как горит над степью заходящее солнце и (3) как ложатся длинные вечерние тени на траву.

Ответ: 12

20)Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Петух ходил по двору (1) и (2) хотя все и так старались держаться от него подальше (3) громко кукарекал каждый раз (4) когда видел собаку или кота.

Ответ: 234

21)Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1) Но ему стало неловко от собственных слов, так как у него с Алариным не могло найтись никаких общих интересов. (2) Он замолчал и полез целоваться, оставляя на губах Аларина запах фиксатуара, которым были намазаны его усы. (3) У полнолицего брюнета нашлось больше такта. (4) Он молча широко улыбнулся, показав великолепные вставные зубы, и крепко стиснул руку Аларина. (5) Он радовался тому, что сейчас кончится тяжелое и неловкое положение и он опять станет господином своего времени. (6) Аларин понял его без слов и отвечал таким же красноречивым рукопожатием. (7) Паровоз свистнул, шум мгновенно возрос до галдения, застучали буфера вагонов, точно кто-то раза два встряхнул огромными железными цепями, и поезд тронулся. (8) Аларин высунулся из окошка. (9) Его приятели махали платками, и ему казалось, что он вследствие этого обращает на себя общее внимание, но он, преодолевая смущение, махнул им фуражкой.

Ответ: 12579

  • 1) Рассказчик купил у пожилой женщины букетик полыни, чтобы использовать эту траву в лечебных целях.
  • 2) Пожилая женщина, сидевшая на набережной, просила у людей милостыню.
  • 3) Супружеская пара завязала знакомство с пожилой женщиной, продающей на набережной букетики полыни.
  • 4) Когда рассказчик увидел, что пожилая женщина, у которой он купил полынь, проводит вечер в обществе супружеской пары, у него стало спокойно на душе.
  • 5) Полынь, по мнению героев, обладает полезными свойствами.

Ответ: 345

25)Среди предложений 2-11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ: 11

Упражнение 101. Вставьте пропущенные в суффиксах и окончаниях причастий и прилагательных гласные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3. 1. Около стро..щ..йся3 купальни барахтается в воде плотник Герасим (Тургенев). 2. В Ломоносове было два бор..щ..хся призвания – поэта и учёного (Белинский). 3. На стене висели географические карты, все почти изорв..нные, но искусно закле..нные рукой Карла Ивановича (Л. Толстой). 4. Я беспощадно погонял измуч..нн..го коня (Лермонтов). 5. От надвига..щ..йся отовсюду растительности стало ещё теснее (Бунин). 6. Вдоль дороги дымились в росе вызр..вш..3 овсы (Шолохов). 7. Метелица вскинул голову и оглядел эту колебл..щ..юся3 пёстр..ю толпу (Фадеев). 8. Между колёсами телег, полузавеш..нн..х коврами, горит огонь (Пушкин). 9. Егорушка вообразил себе шесть высок..х, рядом скач..щ..х колесниц (Чехов). 10. Всё утром дышит, ветерок играет в Тереке, на волнах вздымает зыбл..мый3 песок (Лермонтов). 11. Вслушайтесь в дальн..й рокоч..щ..й гул (Л. Толстой). 12. Троекуров мало заботился о выигрыше зате..нн..го им дела (Пушкин). 13. Кое-где в ложбинках видны остатки та..щ..го снега (Л. Толстой). 14. Я заметил особый вид можжевельника, стел..щ..гося3 по земле длинными плетями (Арсеньев). 15. Она свежа, как вешний цвет, взлеле..на в тени дубравной (Пушкин). 16. В котле, подвеш..нн..м на сучковатой палке, варилась рыба (Арсеньев). 17. В едва брезж..щ..м рассвете мы тихо шли по лесу (Соколов-Микитов). 18. Зарево на дальних высотах трепещ..щ..м румянцем отразилось (Лермонтов). 19. Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щ..й флажком связист (А.Н. Толстой). 20. Степь на многие вёрсты оделась колыш..щ..мся серебром (Шолохов). 21. В тёмных каменных трещинах зеленел, колебл..мый3 ветром, дикий кустарник (Коптяева). 22. Лукьяныч отворил узк..ю дверь, окле..нн..ю обоями (Л. Толстой). 23. В искусственно возвыш..нн..х стойлах стояло около тридцати лошадей, выхол..нн..х и вычищенн..х на славу (Л. Толстой). 24. В прозрачн..м, насто..нн..м на кедров..й смоле воздухе чернели голые пики Верхоянского хребта (Алданов). 25. Последн.. тучка рассе..нн..й бури! Одна ты несёшься по ясн..й лазури (Пушкин)

Сколько можно уже говорить вам, друзья! Ну не указывайте вы первый класс. Указываете тот, который есть у вас, потому что я буду делать для уровня первого класса. А если это сложно, как сейчас. то буду просто писать, что задание не уровня 1 класса и буду удалять вопрос. 1. Около строЯщЕйся купальни барахтается в воде плотник Герасим (Тургенев) . 2. В Ломоносове было два борЮщИхся призвания – поэта и учёного (Белинский) . 3. На стене висели географические карты, все почти изорвАнные, но искусно заклеЕнные рукой Карла Ивановича (Л. Толстой) . 4. Я беспощадно погонял измучЕннОго коня (Лермонтов) . 5. От надвигаЮщЕйся отовсюду растительности стало ещё теснее (Бунин) . 6. Вдоль дороги дымились в росе вызрЕвшИЕ3 овсы (Шолохов) . 7. Метелица вскинул голову и оглядел эту колебл. ЮщУюся пёстрУю толпу (Фадеев) . 8. Между колёсами телег, полузавешЕннЫх коврами, горит огонь (Пушкин) . 9. Егорушка вообразил себе шесть высокИх, рядом скачУщИх колесниц (Чехов) . 10. Всё утром дышит, ветерок играет в Тереке, на волнах вздымает зыблЕмый песок (Лермонтов) . 11. Вслушайтесь в дальнИй рокочУщИй гул (Л. Толстой) . 12. Троекуров мало заботился о выигрыше затеЯннОго им дела (Пушкин) . 13. Кое-где в ложбинках видны остатки таЯщЕго снега (Л. Толстой) . 14. Я заметил особый вид можжевельника, стелющегося по земле длинными плетями (Арсеньев) . 15. Она свежа, как вешний цвет, взлелеЯна в тени дубравной (Пушкин) . 16. В котле, подвешЕннОм на сучковатой палке, варилась рыба (Арсеньев) . 17. В едва брезжУщЕм рассвете мы тихо шли по лесу (Соколов-Микитов) . 18. Зарево на дальних высотах трепещУщЕм румянцем отразилось (Лермонтов) . 19. Время от времени впереди на полотне появлялся машУщИй флажком связист (А. Н. Толстой) . 20. Степь на многие вёрсты оделась колышУщИмся серебром (Шолохов) . 21. В тёмных каменных трещинах зеленел, колеблемый ветром, дикий кустарник (Коптяева) . 22. Лукьяныч отворил узкУю дверь, оклеЕннУю обоями (Л. Толстой) . 23. В искусственно возвышЕннЫх стойлах стояло около тридцати лошадей, выхолЕннЫх и вычищеннЫх на славу (Л. Толстой) . 24. В прозрачнОм, настоЯннОм на кедровОй смоле воздухе чернели голые пики Верхоянского хребта (Алданов) . 25. ПоследнЯЯ тучка рассеЯннОй бури! Одна ты несёшься по яснОй лазури (Пушкин). Часть речи слова строящейся — причастие, образовано от глагола строиться. Морфологические признаки Начальная форма: строящийся (именительный падеж единственного числа мужского рода); Постоянные признаки: действительное, настоящее время, несовершенный вид; Непостоянные признаки: единственное число, родительный падеж, женский род, полная форма. Синтаксическая роль – определение вызревшие Часть речи слова вызревшие — причастие, образовано от глагола вызреть. Морфологические признаки Начальная форма: вызревший (именительный падеж единственного числа мужского рода); Постоянные признаки: действительное, прошедшее время, совершенный вид; Непостоянные признаки: множественное число, именительный падеж, полная форма. Синтаксическая роль – определение колеблющуюся Часть речи слова колеблющуюся — причастие, образовано от глагола колебаться. Морфологические признаки Начальная форма: колеблющийся (именительный падеж единственного числа мужского рода); Постоянные признаки: действительное, настоящее время, несовершенный вид; Непостоянные признаки: единственное число, винительный падеж, женский род, полная форма. Синтаксическая роль – определение зыблемый Часть речи слова зыблемый — имя прилагательное. Морфологические признаки Начальная форма: зыблемый (именительный падеж единственного числа мужского рода); Постоянные признаки: относительное; Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма. Синтаксическая роль – определение стелющегося Часть речи слова стелющееся — причастие, образовано от глагола стлаться. Морфологические признаки Начальная форма: стелющийся (именительный падеж единственного числа мужского рода); Постоянные признаки: действительное, настоящее время, несовершенный вид; Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, средний род, полная форма. Синтаксическая роль – определение колеблемый Часть речи слова колеблемый — причастие, образовано от глагола колеблать. Морфологические признаки Начальная форма: колеблемый (именительный падеж единственного числа мужского рода); Постоянные признаки: страдательное, настоящее время, несовершенный вид; Непостоянные признаки: единственное число, именительный падеж, мужской род, полная форма. Синтаксическая роль – определение


Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножья горы расстилается долина, покрытая темно – зелёным лесом. Кое – где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.

1 вариант 2 вариант

1. Произведите синтаксический разбор предложения, отмеченного

2. Выпишите по одному глаголу с орфограммой в корне:

безударной гласной, проверяемой чередующейся гласной.

Графически объясните выбор орфограммы в корне.

3. Разберите по составу:

Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шёл по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые боры с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.

Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте.* Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твёрдую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки.* Плывущие по ней брёвна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву.

На другой стороне реки яркой точкой горел костёр, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.**

Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окружённой со всех сторон густым лесом, увидел костёр. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек.** Он что-то негромко напе

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперёд задние ноги. Здесь он хозяин. (166 слов)

Если бы удалось чудесным образом оживить девочку, жившую в Риме более двух тысяч лет назад. Она не поняла бы речи окружающих. Все: ее родители, учителя, подруги и знакомые – говорили на латинском языке. За это время он изменился до неузнаваемости. Сегодня на нём идут богослужения в католических храмах, его изучают языковеды, его терминологией пользуются учёные. Но на родной улице нашей девочки никто не обратится к прохожему на латыни. Его место занял итальянский язык. Итальянский – потомок латинского. В других частях Римской империи на смену латыни пришли французский, испанский, румынский, португальский.

Наш современный язык неизмеримо богаче словами и терминами, чем язык времён Александра Невского или даже Пушкина. (140 слов)

Конец сентября. С этой поры сады пустеют, погода круто меняется. Ветер треплет деревья, и дожди, не прекращаясь, поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков. Ветер не унимается. Он волнует сад, рвёт непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро и затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск, закрывается окошечко в голубое небо, и в саду становится пустынно и скучно. Снова сеется дождь.

Из такой трёпки сад выходит совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. Зато как красив он, когда снова наступает ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых заморозков. Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. (162 слова)

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН НАД МОСКВОЙ

Большой церковный двор в одном из московских переулков медленно наполняется народом. Ждут. Будет звонить замечательнейший из звонарей! Переговариваются, поглядывая наверх, где виднеется, по временам исчезая за каменными выступами колокольни, силуэт человека в тёмном.

Мороз пощипывает. Люди постукивают нога о ногу. Ожиданье становится томительным. И всё-таки оно взорвалось неожиданно. Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул! Второй удар! Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идёт от него. И вдруг заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением каких-то неведомо больших птиц, праздником колокольного ликования! Перекликание звуков, светлых, сияющих на фоне гуда и гула! Перемежающиеся мелодии, спорящие, уступающие голоса! Это было половодье, хлынувшее, потоками заливающее окрестность. Оглушительно-нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр!

Подняв головы, смотрят стоявшие на того, кто играл наверху. А он летел бы, если б не привязи языков колокольных, которые он держал в самозабвенном движении, как бы обняв распростёртыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов.

Март – первый весенний месяц./ Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.

Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая её штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.

В России март не всегда бывает тёплым./ / Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И всё же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки.* В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи.** Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья.

Читайте также: