Перед глазами туристов поднявшихся на вершину горы открывается чудесный вид причастный оборот

Обновлено: 18.09.2024

Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами. В предложении является определением. Рассмотрим правила постановки запятых в простом предложении с причастным оборотом с примерами.

Обособление причастного оборота

Причастный оборот широко распространён в письменной речи, поэтому необходимо знать пунктуационные правила его обособления в предложениях.
Работая с причастным оборотом, в предложении нужно уметь находить 3 элемента:

  1. определяемое слово. Существительное или местоимение (редко), от которого зависит причастие. Может стоять в любом падеже. На схемах обозначается крестиком сверху. Будем выделять его полужирным шрифтом;
  2. причастие;
  3. слова, зависящие от причастия.

Особенности пунктуации в предложении с причастным оборотом зависят от расположения определяемого слова и причастного оборота относительно друг друга. На схемах причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, зависимость от главного слова показывают стрелочкой.

Причастный оборот, знаки препинания

Причастный оборот обособляется всегда, если стоит после определяемого слова.


Примеры причастного оборота после определяемого слова:

  • Корабль, показавшийся на горизонте, можно было заметить только в бинокль.
  • Из земли, щедро политой майским дождём, дружно показались зелёными иголочками всходы.

Обычно причастный оборот не обособляется перед определяемым словом.


Примеры причастного оборота перед определяемым словом:

  • Парящий над полеморёл вдруг камнем полетел вниз.
  • Внезапно налетевшийветер сорвал с моей головы шляпу.

Внимание! Если причастный оборот имеет добавочное действие уступки или причины, то выделяется запятыми, даже если стоит перед определяемым словом.

  • Уснувшая только глубокой ночью, мать утром чувствовала себя разбитой.
  • Слегка припорошенный снегом, лёд на солнце ослепляюще сверкал.

Причастный оборот, относящийся к местоимению, всегда выделяется знаками.

  • Увлечённые разговором, они не услышали приближавшихся шагов.
  • Удивлённые неожиданной встречей, мы не могли найти слов.

Несколько причастных оборотов в предложении

В предложении может быть не один причастный оборот, а два или даже три. Если они однородные (то есть относятся к одному определяемому слову), то действуют правила постановки знаков препинания между однородными членами.

Несколько причастных оборотов в предложении

Однородные причастные обороты, примеры:

  • Первый снег, выпавший ночью и скрывший осеннюю грязь, безумно обрадовал детвору.
  • От пыли, поднятой порывом ветра, закружившейся столбом и полетевший по дороге, пришлось зажмуриться.

Предложение может содержать и неоднородные причастные обороты, которые относятся к разным словам в предложении.

Предложения с двумя причастными оборотами, примеры:

  • Лаявшая на прохожихсобака была привязана к деревцу, гнущемуся от её порывистых движений.
  • Солнце, выглянувшее из-за тучи, озарило луг, только что политый обильным дождём.

Распространённые ошибки при использовании причастного оборота

Распространённые нарушения построения предложения с причастным оборотом, примеры:

Смотри также: Примеры деепричастного оборота

Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.

Что такое синтаксический разбор предложения?

Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:

  1. Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
  2. Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
  3. Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
  4. Выявить главные и второстепенные члены предложения.
  5. Определить грамматические основы.

При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.

Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?

Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:

  • по тексту;
  • по предложению;
  • по словосочетанию.

Выделяют 5 основных членов предложения:

  1. Подлежащее
  2. Сказуемое
  3. Дополнение
  4. Обстоятельство
  5. Определение

Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.

Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?

Как это работает:

Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:

  1. Какая это часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).

Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.

Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.

Кому понадобится синтаксический анализ предложений?

В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.


ПРИЧАСТИЕ. (Причастный оборот)

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

1. Притупивш..ся (какое?) долото надо было менять. 2. Он молча снял со столбика подпиравш.. (какого?) тростников.. (какой?) навес брезентов..(какой?) пиджак и парусинов.. (какую?) фуражку. 3. Это был росл.. (какой?) детина с выпирающ.. (какими?) (из)под рубашки упруг.. (какими?) мускулами. 4. Громоздивш..ся (какие?) вдали и окутан..(какие?) (молочно)синеват..(какой?) пеленой здания напоминали бесчислен.. (какие?) суда покоящ..ся(какие?) на зыбких просторах уснувш.. (какого?) моря. 5. По улицам снуют взад и вперёд кажущ..ся (какие?) игрушечн..(какими?) вагоны трамваев. 6. Смотрите, какая ночь, какая ч..рующ.. (какая?) картина!

Подчеркните причастия, обозначьте в них суффиксы.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания

1. Притупивш..ся долото надо было менять. 2. Он молча снял со столбика подпиравш.. тростников.. навес брезентов.. пиджак и парусинов.. фуражку. 3. Это был росл.. детина с выпирающ.. (из)под рубашки упруг.. мускулами. 4. Громоздивш..ся вдали и окутан.. (молочно)синеват.. пеленой здания напоминали бесчислен.. суда покоящ..ся на зыбких просторах уснувш.. моря. 5. По улицам снуют взад и вперёд кажущ..ся игрушечн.. вагоны трамваев. 6. Смотрите, какая ночь, какая ч..рующ.. картина!

Укажите суффиксы причастий и место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Выделите грамматические основы, укажите суффиксы причастий и место причастного оборота по отношению к определяемому слову.

1. Притупивш..ся долото надо было менять. 2. Он молча снял со столбика подпиравш.. тростников.. навес брезентов.. пиджак и парусинов.. фуражку. 3. Это был росл.. детина с выпирающ.. (из)под рубашки упруг.. мускулами. 4. Громоздивш..ся вдали и окутан.. (молочно)синеват.. пеленой здания напоминали бесчислен..2суда покоящ..ся на зыбких просторах уснувш.. моря. 5. По улицам снуют взад и вперёд кажущ..ся игрушечн.. вагоны трамваев. 6. Смотрите, какая ночь, какая ч..рующ.. картина!

Спишите. Поставьте пояснительные слова к причастиям, раскройте скобки и напишите правильно НЕ с причастиями. Объясните написание НЕ. Вставьте пропущенные буквы.

1.(Не)успевшая замёрзнуть вода в реке бл..стела как зеркало. 2. В затянувшемся тучами небе гудели (не)видимые моторы. 3. (Не)улетевшие птицы мелькают среди голых кустов и деревьев. 4. На (не)скоше..ом лугу дети соб..рали цветы. 5. Вдали чернел (не)разбуженный лес. 6. (Не)нарушаемая тишина. 7. Ветерок чуть-чуть шелестел (не)опавшей дубовой листвой. 8. Воспоминания – это (не)пожелтевшие письма (не) старость (не)засохшие цветы и реликвии а живой трепещ..щий полный жизни мир.

Спишите. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, обозначая орфограммы. Укажите грамматическую основу. Обозначьте причастный оборот как член предложения.

1. Привезли арбузы слав..щиеся2 своей сочносьтю. 2. Судно шло к катеру терп..щему бедствие. 3. Был укр..плён флюгер верт..щийся под порывами ветра. 4. Мы увид..ли мальчика пристально смотр..щего вдаль. 5. Вагон груж..(н,нн)ый зерном подали к пл..тформе. 6.Кофточка вяза..(н,нн)ая сестрой удивляла всех своей изысканностью. 7. На обед подали жаре(н,нн)ые в масле овощи. 8. В комнат.. (не)ряхи всегда грязно (не)уютно постель (не)прибрана пыль со стола (не)стёрта посуда (не)перемыта (не)убрана.

Спишите. В данные предложения вставьте стоящие в скобках причастные обороты, расставьте знаки препинания, определите падеж причастий.

1. Я1 воображал себя путешественником (открывший новый вид растений). 2. В соседнем саду пышно расцвели пионы (расположенный рядом с нами). 3. Листья деревьев заблестели (обильно забрызганный росой). 4. Мы любовались звездой3 (ярче других светившаяся, двигавшаяся2 с запада на восток). 5. Тропинка приобрела приятную, упругую мягкость(огибавший рощу). 6.Овраги перестали увеличиваться2 (покрытый деревьями, травой).

Нажмите, чтобы узнать подробности

мультимедийный проектор (все работы проецируются на экран).

Форма работы: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная под

Ход и структура урока

Игра- разминка,перевод (для поднятия хорошего настроения и создания рабочей обстановки)

-Подберите слова в рифму:

казакша-жел-жар- тар- т?р-а?ма?-

орысша- сел- пар- дар- сор- дурак-

Организационный момент

Запись даты, темы урока. Постановка цели и задачи урока.

Падающая указка- обозначает признак действия, ж.р,ед.ч,несов.вид;наст.в.

Слово падающая объединяет в себе признаки двух частей речи- глагола и имени прилагательного, т.е есть признаки

Прилагательного глагола

Обозначает признак действие

Могут иметь определяемое слово зависимое слово

Итак, причастие - особая форма глагола, совмещает признаки прилагательного и глагола.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Делятся на действительные и страдательные причастия.

Морфемным признаком действительных причастий являются суффиксы: -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш-(-ш-),

Морфемным признаком страдательных причастий являются суффиксы -ем- (-ом-, -им-), -енн-, -нн-, -т- Краткие причастия имеют суффиксы –ен-, -н-.

Например: Летящая птица – действительное причастие , ж.р: ед.ч; несов.в; И.п; наст.в.

Блеснувший луч- действительное причастие, м.р;ед.ч;И.п; прош.в; сов.в.

-В данных словосочетаниях укажем причастия, почему?

Старший брат, лаявшая собака (причастие), растаявший снег (причастие), плывущие облака (причастие), построенный дом (причастие), волнистые волосы, дремучий лес.

Работа по тексту(Найдите причастия и докажите)

Если мне случиться иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею,низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящим на столе, майской темной ночью, глядящий из сада сквозь растворенное окно и боже, какая умная навевается мне тогда вереница воспоминаний!

К причастию могут относиться и зависимые слова. Причастие с зависимым словом называют причастным оборотом.

Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми.

Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра.

Грянул гром- и тучи дрогнули, охваченные синим огнем.

-Выделите причастный оборот и укажите определяемое слово.

Тронутые заморозком листья, пожелтели.

Голубое южное небо, потемневшее от пыли, мутно.

Упражнения на закрепление

-В данных предложениях вставьте недостающие запятые. Назовите картины русских художников, которые могут служить иллюстрациями к предложениям.

Прочитайте предложения, соблюдая интонации при причастных оборотах.

1.Старая дорога, заросшая кудрявой муравой ,уходила в бесконечную русскую даль.

2. Прелестный неуловимо- лиловатый тон был этих белых с золотом вершинах, сквозивших по лазури.

3. Она видела колокольню, мелькавшую своей белизной, птиц, кружившихся над крестом, а потом улицу, выходящую в поле.

4. Кипит играет и спешит, крутясь хрустальными клубами. И под ветвистыми дубами. Стеклом расплавленным бежит.

5. Они косили и пели,и весь березовый лес, еще не утративший пустоты и свежести, звучно откликался им.

6. Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши деревьев, синее, огромное и удивительное нежное небо.

7. Чуть показавшееся сзади солнце, озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берез.

Обращается внимание на выписанные причастия и причастные обороты. Какую роль играют причастия в художественном тексте? (придают тексту эмоциальную окраску)

Творческая работа

-Подберите причастия и причастные обороты в данный текст

На картине Маковского изображена (приближающаяся) гроза. На (потемневшем) небе большая серая туча.Она закрыла почти все небо. Солнца не видно. (Налетевший) ветер клонит к земле траву, спелую рожь, (желтевшую вдали), и цветы. Перед нами крестьянские ребятишки, (убегающие от грозы). Они, очевидно, ходили в лес за грибами. У девочки в переднике много грибов. Ее льняные волосы растрепались от быстрой ходьбы и сильного ветра. На спине у нее маленький братишка, (обнявший шею сестры ручонками). Он боится хоть на минуту оторваться от нее. (Замирающее от страха) сердце девочки громко стучит, успеет ли она добраться до деревни, прежде чем (сверкающая) молния вспыхнет в черном небе, загрохочет гром хлынет дождь. Вот уже девочка на мостике, (слегка прогнувшемся под тяжестью детей). Вот – вот разразится гроза.

-Работа по карточкам. Образуйте причастия от глаголов

Самостоятельная работа

Найдите в предложениях причастия, запишите их в соответствующую группу (САД, ЛЕС, ЛИСТВА, ПОЛЕ),объясните написание причастий (учащиеся работают в тетрадях).

  1. Я в холодный обнаже(н,нн) сад войду.
  2. А возле леса еще тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ. й листвы.
  3. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад,помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш. й листвы- и запах антоновских яблок.
  4. И небеса, и без границы в них уходящ..е поля.
  5. Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого садавспыхивали зарницы.И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем.
  6. Свернувш..еся и почерневш..е от мороза листья шуршат под сапогами в березовой аллее.
  7. А лес стоит в оцепененье.Наполне(н,нн) бледной легкой мглой.
  8. Лес, точно терем расписной.Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Заворож..(н,нн) тишиной.

Работа в группах

1 группа – запишите пословицы и поговорки с причастиями (Пропущенный час годом не воротишь. Обдуманное слово дороже жемчуга. Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова. Слова, рожденные обидой, не торопись произносить. и т.д.)

Работа по учебнику

Стр 27 упр53 – спишите, заменяя данные глаголы в скобках причастиями и расставьте знаки препинания.

Работа по карточкам. Образуйте причастия от глаголов

Подведение итогов урока, задание на дом

Обобщение изученного материала по учебнику.

Написать сочинение- миниатюру с причастиями и причастным оборотом на тему

Читайте также: