Почему андрей болконский поехал на войну с наполеоном в австрию мечтать о тулоне

Обновлено: 18.09.2024

Читатель знакомится с Андреем Болконским практически в самом начале произведения. Андрей принадлежит к светскому обществу, но не поддерживает его привычный жизненный уклад. Герой женат, но интересы с супругой практически полностью не совпадают. В то время как Елизавету заботят только светская карьера мужа и положение в обществе, Андрей устал от бессмысленности существования светского человека. Ему наскучило общество, где нет стремления к чему-то подлинному, честному, настоящему, где все только рисуются друг перед другом. Андрей мечтает о подвиге, он хочет сделать что-то для человечества, оставить свой след в истории, а не просто праздно проводить время на светских сборищах, попусту теряя его. Его тяготит лживость светского общества, он заявляет, что не хочет больше так жить. Андрей мечтает совершить подвиг, мечта Болконского о славе держит его и не дает спокойно жить.

Слова героя подкреплены действием – он не просто вздыхает о тщетности своего существования, он на самом деле готов совершать поступки для достижения своих целей. Он отправляется на службу и поступает в штаб главнокомандующего.

Кумиром Андрея является Наполеон. Он видит в его действиях высшую цель. Во многих вещах князь старается быть похожим на своего кумира, подражает ему в манерах и поведении. В сражении Андрей ведет за собой солдат со знаменем в руках. Жажда подвига удовлетворена, но Болконский ранен. Лежа во время сражения на земле со взором, обращенным в небо, он понимает, что жил неправильно.

Осада Тулона 1793 года. Как Наполеон стал военным гением Французской революции?

Британия не оставляла надежды сокрушить своего политического конкурента — Францию. Потому англичане активно поддерживали роялистов, многие из которых укрылись в Лондоне. Британский флот старался блокировать коммуникации республиканцев на море. События в Тулоне пришлись как нельзя кстати. Англичане получили шанс удержать главную базу французского флота на юге. И помогли им в этом приверженцы казненного короля Людовика XVI.

В1793 году на юге Франции вспыхнуло контрреволюционное восстание. Роялисты захватили важную военно-морскую базу Тулон. Революционная армия во главе с полковником Карто по приказу правительства двинулась на юг, вступила в Экс.

В Тулоне

Артиллерийский офицер Наполеон Бонапарт в Тулоне

На рейде

Флот на рейде Тулона

Конвент приказал Карто осадить Тулон с суши. Главнокомандующего повысили в звании: теперь он стал генералом, сделав великолепную военную карьеру, особенно если учесть, что к военному делу он, бывший художник, никакого отношения не имел. В осадном деле Карто ничего не понимал. Зато он был искренне предан идеалам революции, ненавидел монархический режим.

Как отмечал потом Наполеон Бонапарт:

Вскоре армия Карто осадила Тулон. Конвент назначил 24-летнего капитана Наполеона Бонапарта помощником начальника осадной артиллерии. Имени этого офицера никто в высших военных кругах не знал. До осады Тулона 1793 года он с трудом продвигался по служебной лестнице. Революция предоставила ему шанс отличиться. Он прибыл в Тулон, трое суток изучал местность, разработал план действий, изложил его главнокомандующему. Строго аргументированный доклад, страстный, абсолютно уверенный в своей правоте голос капитана артиллерии не вдохновили генерала, хотя идея Наполеона отличалась предельной ясностью и четкостью следующих друг за другом мероприятий, которые — так считал докладчик! — просто обязаны были закончиться взятием Тулона.

Англичане

Наполеон ведет солдат в бой против роялистов и англичан

Будущий император Франции предлагал бывшему художнику сначала занять позиции на мысах Кэр, Эгильетт и Балагье, возвышающихся над ближайшими окрестностями порта и города, затем установить на них осадную артиллерию, хорошо укрепив при этом подступы к батареям. Отсюда снаряды и каленые ядра могли достичь противоположных окраин Тулона, а также обоих рейдов, где стояли корабли противника и 30 кораблей роялистов.

Карто представил себе, как его пушки с вершин трех мысов бомбят корабли неприятеля, окраины осажденного города. Грандиозным огненным зонтиком накрыл в своих планах артиллерийский капитан военно-морскую базу, и бывший художник лишь позавидовал пространственному мышлению молодого офицера, но план Бонапарта не принял, хотя и не отказался от него, дал приказ своему помощнику Лаборду взять мысы Эгильетт и Балагье. Лаборд, получив 400 солдат, выполнил приказ. Наполеон попросил у главнокомандующего подкрепления, понимая, что противник обязательно попытается вернуть важные высоты. Карто слишком долго обдумывал ситуацию, упустил момент. Англичане высадили на высотках четырехтысячный десант, выбили оттуда французов — нужно было начинать все сначала.

Молодому, безвестному, безродному офицеру сложно было руководить осадными работами. Он делал все, даже невозможное, чтобы осуществить свой план: следил за сооружением фортов, собирал отовсюду пушки, агитировал и призывал в войско старых артиллеристов, постоянно доказывал, убеждал, предлагал, поражая всех напористостью, трудоспособностью, внимательным отношением к простым воинам.

Батареи

Батареи Тулона в 1793 году

Наполеон работал по 15-16 часов в сутки. Так он будет работать последующие 22 года. Здесь он научился убеждать в своей гениальной правоте всех. Карто, правда, переубедить ему не удалось. Карто лишь сомневался. И то хорошо! Наполеон приказал поставить на берегу моря две батареи, пушки принялись осыпать снарядами малый рейд. Англичанам это не понравилось, они отступили. Успех окрылил Наполеона, артиллеристов.

Осажденные решили выбить республиканцев-французов с выгодной позиции и 14 октября бросили в бой 4 тысячи человек. Бонапарт в свите офицеров прибыл на боевые позиции. Солдаты, увидев его, невысокого, с огромной головой и жестким взглядом, закричали в один голос, чтобы только он командовал ими. Стоявшие рядом полковники и генералы удивленно переглянулись. Даже в революционной армии такое своевольство не поощрялось. Генералы не догадывались, кто рождается на их глазах в битве за Тулон.

Карно

Лазарь Карно и революционные солдаты Франции

В тот день генералы сделали так, как просили солдаты. Батареями командовал Наполеон. Он вел бой четко, спокойно. Солдаты безукоризненно выполняли его команды. Дружными залпами пушек и ружей они остановили неприятеля и бросились в контратаку. Англичане откатились назад. Абсолютно уверенный в том, что после первых же залпов с мысов противник сложит оружие, Бонапарт иной раз вынужден был не выполнять тупые приказы Карто, обрекая себя в случае неудачи на смертную казнь.

Сразу после прибытия нового главнокомандующего Тулон мог быть взят революционными войсками. Бонапарт в тот день был по делам в штабе. Раздались звуки боя. Он вместе с Доппе поспешил к месту событий. Бой, как оказалось, разгорелся самопроизвольно. Французы узнали, что испанцы подвергли бесчеловечной казни попавшего в плен, и бросились в атаку. Сначала поднялся батальон, за ним — полк, и вот уже вся дивизия Брюле атаковала противника.

Генерал Бонапарт

Молодой генерал Бонапарт

Доппе продолжил бой. Французы окружили форт Мюрграв. Бонапарт, и в этот раз руководивший сражением, построил две роты в ударную группу, приказал им по ложбине незаметно пробраться к форту и сам повел людей в атаку. Пуля врага скользнула по лбу. Кровь залила мундир. Наполеон продолжил бой. Победа была близка. Солдаты чувствовали ее. И вдруг они услышали отбой и, изумляясь, отошли на свои позиции, где Бонапарт узнал потрясающую новость. Оказывается, рядом с Доппе убили адъютанта. Генерал так перепугался, что прекратил бой!

Генерал Дюгоммье принял план артиллерийского майора (Бонапарту присвоили очередное звание), и подготовка к штурму пошла полным ходом. Иной раз, правда, в военное дело вмешивались чисто мирные люди, народные представители. Толку от этого было мало. Зато много — суеты.

Однажды они явились на засекреченные батареи мыса Кэр, похвалили воинов за работу и разрешили им начать пальбу и… рассекретили батареи, загубив тяжелый труд сотен людей.

Утром крупный английский отряд в 7000 человек атаковал мыс Кэр, добился успеха, французы оставили позиции. Английские солдаты заклепали ружья, замешкались на занятой позиции вместо того, чтобы продолжить атаку. Этим тут же воспользовались Дюгоммье и Наполеон. Генерал скакал на коне в гущу отступающих соотечественников, отдавал спокойные команды, воины вмиг преображались, становились в строй. Бонапарт в это время устанавливал пушки, прикрывая французов. Оба командира не видели друг друга, но принимали удивительно точные, словно бы согласованные решения. Прекрасно зная местность, Наполеон привел солдат по выкопанной и замаскированной им же траншее в центр расположения врага: с одной стороны прохаживались англичане, с другой — неаполитанцы. Бонапарт, поделив людей поровну, приказал стрелять одним влево, другим вправо от траншеи.

Английский генерал О’Хара очень удивился, услышав залпы ружей, подошел к насыпи перед траншеей, получил пулю в руку и провалился сквозь землю — прямо в руки врага упал!

Дюгоммье быстрым маршем вышел во фланг неприятелю, англичане, боясь окружения, покинули вместе с союзниками важную высоту. Бонапарт стал полковником. 14 декабря главнокомандующий приказал открыть огонь по позициям противника. Трое суток били пушки. 16 декабря пошел сильный дождь. Генерал решил отложить штурм, но Наполеон и поддержавшие его народные депутаты уговорили атаковать Тулон.

На следующий день ливень не прекратился, ветер усилился, но теперь уже самого Дюгоммье нельзя было остановить. Он повел батальоны в бой. Англичане выставили на дорогах завалы. Французы потеряли много времени, разбирая их; противник открыл огонь по атакующим.

Французская пехота

Пехота Французской республики в 1794 году

Дюгоммье дал приказ командирам рассыпаться в цепи, но шквал огня вынудил полководца отступить к четвертой, резервной, колонне, возглавляемой Бонапартом. Тот отправил на штурм форта роту капитана Мюирона. Прекрасно зная местность, капитан пробрался без единого выстрела к укреплению и, пользуясь мглой, провел роту через амбразуры в форт Мюграв. За капитаном следовали Дюгоммье и Наполеон. С противоположной стороны к форту подошли еще два батальона. Шум ливня и ночная мгла помогли смельчакам. Они дождались рассвета и неожиданной атакой выбили врага с ключевой позиции.

Английский главнокомандующий надеялся удержать два других форта, но сделать это не смог и приказал сниматься с якоря. Англичане так спешили, отступая, что оставили протоколы совета противнику. Дюгоммье ознакомился с ними и очень удивился. Несколько месяцев назад на совете революционной армии никому неизвестный капитан артиллерии абсолютно точно предугадал поведение противника! Как только осаждавшие Тулон заняли форты Кэр, Эгильетт и Балагье, англичане тут же поспешили выбраться из-под смертельного зонта Наполеона и покинули город. Роялисты разбежались. Тулон был взят.

А для героя осады важной военно-морской базы страны осада Тулона 1793 года явилась трамплином в карьере. Наполеон получил отличный повод заявить о себе, обрести авторитет среди военной элиты Французской республики. Шаг за шагом он стал затем приближаться к безграничной власти над Францией и Европой.

Переоценка ценностей

Лежа раненным на поле боя, Андрей вдруг осознает, что главная ценность в жизни – это любовь и семья. Он возвращается на родину, но не находит отдушины в своих новых ценностях. Его жена Елизавета скончалась. Он посвящает всего себя сыну, старается изменить жизнь крестьян в лучшую сторону. Наполеон больше не является для него идеалом, так как Андрей понял, сколько горя и страдания Бонапарт принес людям.

Предыстория

В мае 1793 года Тулон, где собралось много недовольных роялистов, восстал против Конвента. Для его усмирения послана была республиканская армия под начальством генерала Жана-Франсуа Карто. Не видя возможности сопротивляться этой армии и опасаясь репрессий Конвента, тулонские роялисты отдались под защиту Великобритании и в конце августа передали крейсировавшему в виду Тулона адмиралу Худу все форты, рейд и 46 судов. Худ принял всё это, признав законным королём Франции пребывавшего в заключении малолетнего Людовика XVII, но предполагал в случае необходимости скорее сжечь флот, чем отдать французам. В Тулон прибыло до 19 тысяч английских, испанских, сардинских и неаполитанских войск, так что с находившимися там роялистами гарнизон возрос до 25 тысяч.

В первом же авангардном сражении был тяжело ранен начальник осадной артиллерии республиканцев майор Доммартен, и взамен его Конвент прислал молодого капитана Наполеона Бонапарта, который здесь положил начало своей славы.

I. Стремление к высшей правде – цель духовных исканий главных героев романа. Сложность и противоречивость характера князя Андрея предопределяет трудность жизненных поисков героя, мучительность его нравственного прозрения.

II. Духовные искания Андрея Болконского:

1. Поиск истинного, достойного дела: неудовлетворенность светским обществом; разочарованность в семейной жизни; мечта о подвиге. стремление к славе; желание на военной службе обрести уверенность в себе.

2. Участие в войне 1805 года: чувство воинского долга, воспитанное отцом; неприятие законов света в среде военного офицерства; стремление испытать судьбу Наполеона на себе; встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сражении возвращает Андрея к реальности); подвиг Андрея во время Аустерлицкого сражения; небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность в своем кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление к личной славе).

3. Смерть жены и рождение сына; понимание Болконским того, чем он пожертвовал ради собственных честолюбивых устремлений.

4. Уход в себя, отречение от активной деятельности.

5. Разговор с Пьером о добре, справедливости и правде – этапный момент в жизненных исканиях князя Андрея;

7. Стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским.

8. Любовь к Наташе, чувство долга и ответственности перед любимым человеком;

9. Разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить близкого человека, заостренность на себе).

10. Участие в войне 1812 года – решающий этап в жизни Болконского: возвращение в армию, стремление быть полезным отечеству, слияние с судьбой народа; смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе; нравственный подвиг Андрея на поле Бородина – подвиг выдержки и силы духа; смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину – необходимость любви к людям; чувство жалости к Курагину; возрождение любви к Наташе; смерть Андрея (т.4, ч1, гл. 14-16 – сон-смерть).

Путь нравственных исканий Пьера Безухова.

Эпизоды для рассмотрения: дружба с Андреем, получение наследства, женитьба на Элен Курагиной, дуэль с Долоховым, встреча с Наташей, вступление в масонский орден и преобразования в имениях, участие в Бородинском сражении, плен, встреча с Каратаевым, женитьба на Наташе, эпилог романа.

Писатель поднимает в своем романе философские, исторические и нравственные проблемы. Среди огромного количества действующих лиц особо выделяются любимые герои автора: Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди, ищущие смысла жизни, непрерывно размышляющие о своем земном предназначении. Писатель рисует трудный, трагический путь Андрея и Пьера к самопознанию, к ответу на вопросы, высказанные Пьером Безуховым: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?”

Андрей и Пьер противопоставлены многим героям романа именно тем, что хотят постигнуть смысл и цель своего существования. Они не похожи на завсегдатаев салона Шерер, на довольных собой Курагиных, которым все в жизни понятно и идеалы которых предельно ясны: богатство и удовольствия.

Князь Андрей, как и Печорин, не находит приложения своим силам, он чужд светскому обществу, и его начинает всерьез привлекать военная карьера. Болконский хочет славы, подвига, готов на самопожертвование во имя того, чтобы все любили и прославляли его. Он верит в свою высокую миссию. Но решительный поворот происходит в сознании князя Андрея во время Аустерлицкого сражения, когда после ранения Болконский смотрит в “высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась сияющая бесконечность”, он понимает мелочность своих честолюбивых планов, своего стремления к славе.

После смерти жены, пережив глубокую драму, Андрей считает свою жизнь конченой. Он сравнивает себя со старым дубом, стоящим одиноко сухим отшельником среди буйного цветения весенней природы. Разговор с Пьером, а затем поездка к Ростовым в Отрадное, а позже новая встреча со знакомым дубом, который все-таки ожил, покрывшись молодой зеленью,— все это пробуждает в Болконском интерес к жизни, желание деятельности, любви. Он едет в Петербург, поступает на службу — хочет приносить пользу Отечеству. Увлечения идеалами Сперанского и разочарования в них, и новый взлет — встреча с Наташей. Он влюблен, счастлив, окрылен; и вновь разлад — Наташа не выдерживает испытания разлукой. Князь Андрей убит поступком невесты. Он снова едет в армию. Но сейчас не за славой, а защищать родную землю. Князь смертельно ранен во время Бородинского сражения — решающего для Родины события. Болконский видел, как ядро, несущее ему смерть, готово взорваться, но высокое звание офицера не позволило ему бежать или броситься на землю. Честь победила страх. В князе Андрее мы видим лучшие проявления человеческого духа: смелость, патриотизм, порядочность, доброту, ум. Эти качества ставят его в ряд лучших героев русской литературы. В последние часы жизни Болконский приходит к религиозному смирению. Он прощает Наташу, Курагина, которого долго считал своим злейшим врагом, и спокойно принимает смерть. Можно соглашаться или не соглашаться с мыслями князя Андрея. Для нас важнее сам дух исканий толстовских героев.

Каждый из нас задумывается над смыслом своего существования, над нравственными проблемами. Герои Толстого учат нас размышлять над своими поступками, они помогают нам постичь самих себя: учат задумываться о своем пути в жизни, поэтому роману “Война и мир” суждено бессмертие.

(на примере судеб Наташи Ростовой, Марьи Болконской,

Элен Курагиной, Сони)

Вопросы для размышления

Женский идеал у Толстого.

Какая красота, внешняя или внутренняя, важнее?

В чём счастье и драма любви?

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”. Это произведение — полемический ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве — Элен Курагина, Жюли Карагина, Анна Павловна Шерер; мечтает о собственном салоне холодная и апатичная Вера Берг.

Светское общество погружено в вечную суету. В портрете красавицы Элен Толстой видит белизну плеч, глянец волос и бриллиантов, очень открытую грудь и спину, застывшую улыбку. Такие детали позволяют художнику подчеркнуть внутреннюю пустоту, ничтожность великосветской львицы. Место подлинных человеческих чувств занимает в роскошных гостиных денежный расчет. Замужество Элен, избравшей себе в мужья разбогатевшего Пьера,— наглядное тому подтверждение. Толстой показывает, что поведение дочери князя Василия не отклонение от нормы, а норма жизни того общества, к которому она принадлежит. В самом деле, разве иначе ведет себя Жюли Карагина, имеющая благодаря своему богатству достаточный выбор женихов; или Анна Михайловна Друбецкая, пристраивающая сына в гвардию? Даже перед постелью умирающего графа Безухова, отца Пьера, Анна Михайловна испытывает не чувство сострадания, а страх, что Борис останется без наследства.

Толстой показывает великосветских красавиц и в семейном быту. Семья, дети не играют в их жизни существенной роли. Элен кажутся смешными слова Пьера о том, что супругов могут и должны связывать чувства сердечной привязанности, любви. Графиня Безухова с отвращением думает о возможности иметь детей. С удивительной легкостью она бросает мужа. Элен — это концентрированное проявление полной бездуховности, пустоты, суетности.

Излишняя эмансипированность приводит женщину, по мысли Толстого, к неправильному пониманию собственной роли. В салоне Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии. Чувство ложного патриотизма заставляет их в период нашествия французов говорить исключительно на русском языке. Великосветские красавицы во многом утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип женщины в подлинном смысле. В

Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берет жизнь как она есть. В самом деле, в произведении нет сознательно-героических женских натур, подобных тургеневским Марианне из романа “Новь” или Елене Стаховой из “Накануне”. Надо ли говорить, что любимые героини Толстого лишены романтической приподнятости? Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими мужскими вопросами, а исключительно в способности к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать — вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого. Этот вывод может вызвать сомнение при поверхностном чтении романа. Действительно, патриотичны поступки княжны Марьи и Наташи Ростовой в период французского нашествия, патриотичны и нежелание Марьи Болконской воспользоваться покровительством французского генерала и невозможность для Наташи остаться в Москве при французах. Однако связь женских образов с образом войны в романе более сложная, она не исчерпывается патриотизмом лучших русских женщин. Толстой показывает, что понадобилось историческое движение миллионов людей, чтобы герои романа (Марья Болконская и Николай Ростов, Наташа Ростова и Пьер Безухов) смогли найти путь друг к другу.

Любимые героини Толстого живут сердцем, а не умом. Все лучшие, заветные воспоминания Сони связаны с Николаем Ростовым: общие детские игры и шалости, святки с гаданием и ряжеными, любовный порыв Николая, первый поцелуй. Соня сохраняет верность любимому, отклоняя предложение Долохова. Она любит безропотно, но отказаться от своей любви не в силах. И после женитьбы Николая Соня, конечно же, продолжает любить его.

Марья Болконская с ее евангельским смирением особенно близка Толстому. И все же именно ее образ олицетворяет торжество естественных человеческих потребностей над аскетизмом. Тайно мечтает княжна о замужестве, о собственной семье, о детях. Ее любовь к Николаю Ростову — высокое, духовное чувство. В эпилоге романа Толстой рисует картины семейного счастья Ростовых, подчеркивая этим, что именно в семье обрела княжна Марья подлинный смысл жизни.

Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытность — источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным).

Любовь к князю Андрею с новой силой пробуждается в Наташе. Она покидает Москву с обозом, в котором оказывается и раненый Болконский. Наташей вновь овладевает непомерное чувство любви, сострадания. Она самоотверженна до конца. Смерть князя Андрея лишает жизнь Наташи смысла. Известие же о гибели Пети заставляет героиню преодолеть собственное горе, чтобы удержать старушку-мать от безумного отчаяния. Наташа “думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни —любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь”.

После замужества Наташа отказывается от светской жизни, от “всех своих очарований” и всецело отдается семейной жизни. Взаимопонимание супругов основано на способности “с необыкновенною ясностью и быстротой понимать и сообщать мысли друг друга путем, противным всем правилам логики”. Таков идеал семейного счастья. Таков толстовский идеал “мира”.

Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины, думается, не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют женщины, посвятившие себя политической или общественной деятельности. Но все же многие наши современницы выбирают то, что выбрали для себя любимые героини Толстого. Да и так ли уж это мало — любить и быть любимой?

Восприятие романа современным читателем, размышления об актуальности и значении романа в русской и мировой литературе и культуре в целом

Вопросы для размышления

Вот лишь несколько причин того, почему Толстовский эпос по-прежнему привлекает, просвещает и вдохновляет читателей всех возрастов и профессий, почему остается современным и актуальным и почему Вам тоже может захотеться поместить его в топ Вашего списка для чтения.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ

Первый раз читатель встречает этого героя в Петербурге в гостиной Анны Павловны Шерер с беременной женой Лизой. После званого обеда он едет к отцу в деревню. Оставляет свою жену там на попечении отца и младшей сестры Марьи. Отправляется на войну 1805 года против Наполеона в качестве адъютанта Кутузова. Участвует в Аустерлицком сражении, в котором был ранен в голову. По приезду домой Андрей застаёт роды своей жены Лизы.

Родив сына Николеньку, Лиза умирает. Князь Андрей винит себя в том, что был холоден со своей женой, не уделял ей должного внимания. После длительной депрессии Болконский влюбляется в Наташу Ростову. Предлагает ей руку и сердце, но откладывает по настоянию отца их женитьбу на год и уезжает за границу. Незадолго до возвращения князь Андрей получает от невесты письмо с отказом. Причина отказа — роман Наташи с Анатолем Курагиным. Такой поворот событий становится тяжёлым ударом для Болконского. Он мечтает вызвать Курагина на дуэль. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой им женщине князь Андрей полностью посвящает себя службе.

Участвует в войне 1812 года против Наполеона. Во время Бородинского сражения получает осколочное ранение в живот. При переезде раненый случайно встречается с семьей Ростовых, и те берут его опеку на себя. Наташа, не переставая винить себя в измене жениху и осознавая, что всё ещё любит его, просит прощения у Андрея, в доме у Ростовых

Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир - Наполеон.

Ради достижения своей цели готов принести в жертву

Лучшие минуты жизни

Что меняется в герое

Небо под Аустерлицем

Открытие богатства мирной жизни

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются естественные потребности любви и добра.

Встреча с Пьером в Богучарове

Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя.

Любовь к Наташе Ростовой

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.

Прощение Анатоля Курагина

Смерть Андрея Болконского

Этапы в развитии личности Андрея Болконского

Аустерлицкое сражение

Встреча с Пьером и Наташей

Разочарованный в прежних идеалах, пережив горе утрат, раскаяние, князь Андрей уверен, что понял, в чём заключается счастье: в отсутствии болезней и угрызений совести. Но Пьер (в споре на пароме) доказывает ему, что надо верить в добро и высокое предназначение человека. А встреча с Наташей спасает князя Андрея от духовного кризиса, пробуждает в нём любовь и желание жить.

Бородинское сражение

В Отечественной войне 1812 года судьба князя впервые сливается с судьбой народа. Он возвращается в армию, охваченный тем же чувством оскорблённой национальной гордости, которое ведёт в бой простых русских солдат. В Бородинском сражении (в отличие от Аустерлицкого) князь совершает настоящий нравственный подвиг, достигает гармонии с самим собой и понимает, что главное предназначение человека – служить интересам родного народа.

Князь Андрей умирает от раны, полученной на Бородинском поле. Толстой примиряет его не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Писатель вложил в образ князя Андрея свою заветную мысль о том, что только любовью и добротой правится жизнь и без них невозможно ни истинное совершенство, ни избавление от мук и противоречий.

ПЬЕР БЕЗУХОВ

Побочный сын крупного вельможи, унаследовавший титул графа и огромное состояние. Уважение к нему в свете основано на его имущественном положении. Открытость поведения и независимость мысли выделяют его из гостей салона Шерер.

Перед нами человек, так же как и Андрей Болконский, ищущий дело, которому можно было бы посвятить свою жизнь. Он не хочет и не может удовлетвориться светскими ценностями. Ему свойственны драматические заблуждения, противоречивость характера, в нём сочетаются ум с наивностью и простодушием, переплетаются хорошее и дурное (образ во многом автобиографичен). Он человек своей эпохи, живущий её интересами и духовным настроением.

Не видя своего места в жизни, не зная, куда девать свои силы, он поначалу ведёт разгульную жизнь в обществе Долохова и Курагина. Открытый и добрый, часто оказывается беззащитным перед умелой игрой окружающих. Он не умеет правильно оценивать людей и слишком часто ошибается в них.

Как и Андрей, свой нравственное развитие начинает с заблуждения – обожествления Наполеона. В романе показано несколько этапов в развитии личности Пьера. Основные события в его жизни: вступление в масонство, война 1812 года (Бородинское сражение, плен, расстрел поджигателей), встреча с Платоном Каратаевым, женитьба на Наташе Ростовой, увлечение идеями декабристов.

Этапы в развитии личности Пьера Безухова

Война 1812 года

Встреча с Платоном Каратаевым

Женитьба, увлечение идеями декабристов

На фото изображен персонаж Андрея Болконского.

Цитаты из книг

Андрей Болконский – центральный персонаж великого произведения Льва Николаевича Толстого, который проходит длинный и тернистый путь развития с первых страниц романа. Цитаты Болконского о войне, его мысли и размышления – краеугольный аспект характера князя.

Ведь именно этот персонаж поначалу стремится лишь к военной славе и готов за один момент торжества над людьми, по сокровенному признанию, отдать все, даже самых родных и близких. Однако уже через несколько лет, наполненных внезапными озарениями, трепетными чувствами, разочарованием и болью, он познает страшную и гадкую суть войны, и больше не может в нее играть.

Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.

Я умер - Я проснулся. Да, смерть - пробуждение!

Есть только два источника людских пороков: праздность и суеверие, и есть только две добродетели: деятельность и ум.

Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка.

Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныние и темнота..

Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!

– Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, всё, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё есть, всё существует только потому, что я люблю. Всё связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику.

На фото изображено высказывание Андрея Болконского из романа

Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя…чтоб он вырос у вас…пожалуйста. Андрей считает жену неспособной вырастить достойного сына.

Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне дорогие многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над другими людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей.

Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду…

Читайте также: