Почему болгария выслала наших дипломатов

Обновлено: 18.09.2024

Почти в каждом иностранном государстве есть маленький кусочек России — это посольство.

Многие уверены, что если за границей случится какая-то беда, нужно срочно бежать в посольство: там встретят, выслушают, помогут решить проблемы и вернуться на родину, еще и денег с собой дадут.

Наверное, так когда-нибудь будет в прекрасной России будущего. Но сейчас все работает несколько иначе.

Зачем нужны посольства (дипломатия для самых маленьких)

Россия хочет, чтобы в мире ее уважали, а страны-соседи с ней дружили и торговали. Для этого у нее есть специальные люди — дипломаты. Они разъезжаются в разные части света, открывают там свои офисы и начинают общаться с представителями других стран как бы от лица России.

Еще дипломаты следят за тем, чтобы другие государства учитывали российские интересы и не нарушали права проживающих за границей россиян.

Если интересы России или права ее граждан как-то ущемляются, посольство начинает писать и звонить во все местные инстанции, чтобы узнать, в чем дело. И власти иностранного государства не могут просто так отмахнуться от требований посольства, иначе вся Россия может на них обидеться.

Венская конвенция о дипломатических сношениях: кто такие дипломаты, зачем они нужны и какие у них есть права

Какие права есть у россиянина за границей

Когда россиянин пересекает границу России, он становится иностранцем и на него начинают распространяться законы другой страны. Если россиянин нарушит закон в иностранном государстве, с ним будут разбираться в соответствии с нормами этой страны. Даже если там законы совсем не такие, как в России, и гражданин стал нарушителем по незнанию.

Например, в России за оскорбления или агрессивные жесты в общественном месте можно отделаться простым разговором с полицией, а вот в Австрии за такое без лишних слов оштрафуют на крупную сумму или дадут 3 месяца тюрьмы. В каких-то странах строгий сухой закон или нельзя ходить в шортах выше колен, а где-то привезенные из России лекарства могут признать наркотиками и дать пожизненное.

В то же время у гражданина России есть права, нарушать которые не может никто и нигде: это право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливый суд и защиту законом наравне с местными жителями. Еще россиянин за границей не должен подвергаться произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Вот именно за соблюдением этих прав и следят российские дипломаты.

Чем посольство может помочь

Из-за такой размытой формулировки россияне за границей ждут от посольства радушия и гостеприимства: например, что дипломаты заставят полицейских искать карманника, который украл все деньги российского туриста, или добьются, чтобы отель предоставил тот номер, который обещал при бронировании, или оплатят лечение, если угодил в больницу.

Но по сути посольство России в иностранном государстве — это такое же госучреждение, как районная поликлиника или отделение полиции. Когда случаются неприятности, мы идем туда, чтобы нам оказали госуслугу: вылечили, дали справку для бассейна, поговорили с шумными соседями или стали искать карманника, который украл сумку с деньгами. Но никто не ждет, что полицейские напоят чаем или пустят переночевать. Хотя это совсем не значит, что такого вообще не может быть. Везде же люди.

Общий порядок работы посольства прописан в административных регламентах Министерства иностранных дел России: там указано, что и как должны делать дипломаты. Рассмотрим наиболее частые проблемы россиян за границей и то, как в их решении может помочь российское посольство.

Потеря или порча документов

Чаще всего в посольство приходится обращаться тем, кто остался без документов и теперь не может вернуться домой. В таких случаях оформляют свидетельство на возвращение в Россию, или СНВ , — оно выдается бесплатно.

Это специальный бланк, который сотрудники посольства заполняют на русском и английском языках. Он подтверждает, что его предъявитель — гражданин России, следующий на родину.

В некоторых странах по СНВ россиянина беспрепятственно пропустят через границу, даже если для въезда требовалась виза. В других государствах правила строже, поэтому понадобится оформить дополнительные документы, разрешающие выезд без паспорта. Не забудьте узнать в посольстве, что вам делать после получения свидетельства.

СНВ дает 15 дней, чтобы покинуть территорию иностранного государства и вернуться в Россию. На родине этот документ станет основанием для оформления нового загранпаспорта взамен утерянного. Если вместе с загранпаспортом был утрачен и обычный паспорт гражданина РФ , СНВ можно в течение 15 дней использовать как удостоверение личности на территории России.

дает СНВ на то, чтобы покинуть территорию иностранного государства и вернуться в Россию

Чтобы получить свидетельство на возвращение, нужно прийти в посольство или ближайшее консульство России за границей и написать заявление. Прошение о выдаче СНВ можно подать и на сайте Консульского департамента МИД России, но получать свидетельство все равно придется лично, в консульстве.

Чтобы оформить СНВ , дипломаты должны убедиться, что заявитель — на самом деле гражданин России. Для этого пригодятся любые документы: общегражданский российский паспорт, водительские права, служебное удостоверение или ксерокопии утерянного заграна. Если ничего этого нет, придется привести с собой двух граждан России, которые письменно подтвердят гражданство заявителя.

Если предоставить в посольство все нужные документы, свидетельство оформят максимум за 2 рабочих дня. На практике СНВ часто выдают в день обращения, особенно если у человека есть билеты на обратный рейс и самолет вот-вот улетит в Россию.

Если документов и свидетелей нет, посольству придется направлять запрос по месту жительства заявителя, и процесс может затянуться до 27 дней.

Обращение за медицинской помощью

Если за границей россиянину потребуется помощь врача, нужно напрямую обращаться в местные медицинские учреждения. Скорее всего, услуги иностранных врачей будут платными, и нести эти расходы придется самому пострадавшему или его родственникам — так написано в законе о выезде и въезде на территорию России.

От больших финансовых потерь в таких ситуациях может спасти страховка для выезжающих за рубеж — оформлять ее советует МИД России.

Что такое туристическая страховка и зачем она нужна, мы уже подробно писали в отдельной статье.

Покупайте страховку только у надежных компаний и следите, чтобы сумма страхового покрытия была не меньше 30 000 $, потому что лечение в зарубежной клинике может стоить дорого

Если россиянин попал в иностранную больницу и ситуация серьезная, посольство должно немедленно предупредить родственников и страховую компанию, если с ней заключен договор. Еще дипломаты могут помочь при общении с иностранными медиками, если иначе пациента не хотят лечить по страховке. Но постоянно сидеть у кровати больного и выступать бесплатными переводчиками они вряд ли станут.

Тот же порядок распространяется и на репатриацию — так называется возвращение тела или праха погибшего россиянина на родину для захоронения. Все в той же статье закона говорится, что расходы на транспортировку останков покрываются либо за счет страховки умершего, либо оплачиваются его родственниками. Российские дипломаты лишь помогают с правильным и максимально быстрым оформлением всех документов, требующихся для перевозки гроба с телом через границу.

Но иногда происходят ситуации, не описанные в законах и регламентах, и посольству приходится импровизировать.

В практике знакомого дипломата был такой случай: российский турист отдыхал на горнолыжном курорте и получил тяжелую травму позвоночника. Местные медики оказали ему всю необходимую первую помощь, а затраты покрыла страховка. Но авиакомпания, которой летел этот человек, теперь отказывалась сажать его на обратный рейс, потому что не хотела отвечать за его состояние во время полета. Медицинская транспортировка на специальном самолете стоила огромных денег, и страховка ее не покрыла бы.

После долгих переговоров посольство все же убедило авиакомпанию взять россиянина на рейс — в сопровождении врача и под личную ответственность дипломатов.

Арест или тюремное заключение

Самая сложная ситуация — когда гражданина России за границей обвиняют в нарушении местных законов и берут под стражу. По международным нормам иностранная полиция должна сразу же сообщать в посольство России о любом задержанном россиянине, чтобы дипломаты могли встретиться с ним и узнать, что случилось.

В таких случаях нужно повторять одну-единственную фразу:

Рано или поздно консула к задержанному россиянину пустят, и тогда нужно подробно рассказать ему все, что произошло: кто задерживал, кто допрашивал, чего хотели, насколько вежливо разговаривали, в каких условиях держали. Консул все зафиксирует, а потом посольство России направит официальный протест правительству иностранного государства. Порой этого бывает достаточно, чтобы россиянина отпустили с извинениями.

Когда обвинения против россиянина обоснованы, а дело дошло до суда, возможности посольства ограничены. Дипломаты обязаны соблюдать законы государства, в котором находятся, и не вмешиваться в работу правосудия, иначе их просто вышлют на родину. Поэтому, если начался суд, дипломаты могут лишь найти хорошего адвоката и следить за тем, чтобы судебное заседание шло в рамках закона. Платить за адвоката придется самому задержанному или его родственникам.

Обычно дипломаты стараются не довести дело до тюремного заключения и убеждают местные власти ограничиться депортацией нарушителя. Часто им идут навстречу, ведь никому не выгодно, когда россиянин томится в зарубежной тюрьме и проедает деньги иностранных налогоплательщиков.

Принцип взаимности

Каждая страна суверенна, то есть может делать все, что захочет, тем более внутри своих границ. Но если где-то систематически нарушаются права российских граждан — например, их задерживают по надуманным обвинениям, а потом не дают встретиться с российскими дипломатами, — Россия может обидеться и так же поступать с гражданами этой страны. Иногда это приводит к международным скандалам, разрыву дипломатических отношений и даже к вооруженным конфликтам.

Но если это не целенаправленная политика иностранного государства, а просто глупость или злой умысел конкретных полицейских, задержавших россиянина, тогда одно только требование вызвать консула может сделать их гораздо вежливее и внимательнее. Никто же не хочет на пустом месте стать виновником международного конфликта.

За границей без средств к существованию

Если россиянин по каким-то причинам оказался за границей совсем без денег, посольство даст ему возможность связаться со знакомыми в России, чтобы те смогли перевести ему необходимую сумму. В большинстве случаев помощь посольства на этом заканчивается.

Но есть и исключительные случаи, когда дипломаты могут оплатить россиянину жилье и питание, купить средства первой необходимости и даже обратный билет на родину. Так будет, если человек заявит, что находится в бедственном положении, из-за чего его жизни угрожает опасность, — и сможет это доказать.

Для рассмотрения каждого такого случая в посольстве собирается специальная комиссия, которая изучает все обстоятельства и решает, нужно ли предпринимать экстренные действия. При этом заявителю придется подробно рассказать комиссии, как он попал в страну, что с ним случилось и почему ни родственники, ни знакомые, ни соседи не могут помочь ему вернуться на родину. Еще он должен убедить дипломатов, что есть прямая угроза его жизни, которая может быть устранена, только если он немедленно вернется в Россию.

Если комиссия решит, что экстренная помощь необходима, дипломаты снимут заявителю самое дешевое жилье, купят немного еды, средства личной гигиены и минимум одежды, а также оплатят обратный билет на родину — по минимальному тарифу перевозчика.

Родные пропали без вести за границей

Бывают случаи, когда россияне едут на отдых в иностранное государство и исчезают там без следа, — порой некому даже написать заявление в местную полицию. Если родственники начали беспокоиться, они могут попросить помощи у российских дипломатов.

В Консульский департамент можно обратиться и когда вам кажется, что посольство или конкретный дипломат не хотят помогать в решении вашей проблемы

Поэтому, когда отправляетесь в зарубежную поездку, лучше подстрахуйтесь и оставьте родным копию загранпаспорта, а также подробно расскажите им о предстоящем маршруте и дате возвращения в Россию.

Если потребуется организовать поиски россиянина, дипломаты из посольства, конечно, не будут сами бегать с фонариками и искать пропавшего. Их главные инструменты — официальные запросы и звонки в компетентные органы иностранного государства. Но даже эти действия часто приносят ощутимую пользу: местные власти не могут просто так отмахнуться от просьб дипломатов и спустить дело на тормозах, иначе будут последствия — все по тому же принципу взаимности.

Стихийные бедствия, войны, революции

Иногда за границей россияне попадают в теракт, революцию или цунами. В такие моменты самое страшное — отсутствие проверенной информации и непонимание, что делать дальше. Мне пришлось прочувствовать это на собственном опыте.

В 2012 году я поехал изучать арабский язык и восточную культуру в Ливан. Спустя две недели недалеко от дома, где я жил, произошел теракт: взорвали какого-то генерала, а вместе с ним целую жилую улицу. Следующие несколько дней весь город гудел: одни люди жгли покрышки, другие строили баррикады, на улицы вывели военную технику, начались перестрелки.

Я решил позвонить в посольство и спросить, что происходит, — может, началась революция или очередная война с Израилем. В посольстве ответили, что по телефону мне ничего говорить не будут: мол, вдруг я какой-нибудь провокатор.

Еще мне сказали, что если я чувствую угрозу своей безопасности, то могу на время укрыться на территории посольства, а там уже решат, что со мной делать. Вот только идти до посольства мне пришлось бы через блокпосты военных и баррикады мятежников. Гораздо безопаснее оказалось добраться до аэропорта, поэтому я купил обратный билет и вернулся в Россию.

Сейчас для чрезвычайных ситуаций в Министерстве иностранных дел РФ есть специальная структура — департамент Ситуационно-кризисный центр. Он координирует действия посольств и других российских ведомств в случаях, когда жизням граждан России за границей угрожает опасность: например, помогает укрыться в ближайшем посольстве, быстро получить последние сведения об обстановке в стране или узнать, где будет точка сбора, если принято решение об эвакуации россиян из зоны бедствия.

После установки приложение попросит ввести данные загранпаспорта и номер телефона. Если зарегистрировать маршрут будущей поездки, то при возникновении опасных ситуаций на телефон придут оповещения. Эта информация также постоянно публикуется в Твиттере Ситуационно-кризисного центра.

В приложении можно узнать полезную информацию о стране, в которой вы находитесь, и найти ближайшее посольство или консульство, используя геолокацию

Что грозит дипломатам, которых выдворяют из чужой страны как шпионов

В ответ на высылку нашего дипломата Украина выпроводила российского. Чехия высылает 18 российских дипломатов из-за вновь открывшихся обстоятельств по взрыву в 2014 году, Россия в ответ - 20 чешских. Болгария выдворила двух российских дипломатов - Москва обещает ответные меры… Меньше месяца тому назад аналогичный инцидент произошел в Италии. И все закручено вокруг интриг со сбором секретной информации, работой на спецслужбы, участия в тайных сговорах и заговорах.

Миссия миссии рознь

Существует такой специальный термин "дипломатическая разведка". Это сбор, систематизация и анализ данных, которые находятся в открытом доступе и на основе которых делаются политические и экономические прогнозы, могущие отразиться на отношениях между двумя странами. Занятие легальное и вменяется в обязанность работникам посольств и консульств.

Другой вопрос, что под респектабельным пиджаком дипломата может крыться незримый военный мундир, а его реальные задачи простираться дальше протокольных обязанностей.

- Все разведки всех стран мира используют дипломатическое прикрытие, - говорит бывший глава Службы внешней разведки Николай Маломуж. - И ни для никого не секрет, что в любой дипломатической службе есть люди, которые осуществляют как основную, так и тайную миссию. Например, советник посла по экономическим вопросам является сотрудником определенной спецслужбы своей страны и занимается для нее сбором данных.

Однако между дипломатом, работающим за границей на спецслужбу, и заброшенным этой же спецслужбой разведчиком есть существенная разница.

Разведчик имеет легенду, часто берет чужое имя, оставляет на родине семью, манипулирует спецаппаратурой, которая прослушивает и подглядывает, вербует агентуру и все время жестко рискует собой. Потому что, если разведчика разоблачат, он будет объявлен шпионом, попадет под уголовное преследование и сядет в тюрьму на чужбине.

У дипломата-разведчика положение в разы комфортнее.

Дипломатическая "консерва"

Дипломат-разведчик живет и работает под своим именем. В стране аккредитации его окружают родные жена и дети. Он вхож в высшие круги общества, посещает различные мероприятия, волен бесконечно заводить знакомства.

- Из ста контактов, - отмечает Николай Маломуж, - обязательно будут три-четыре человека, которые являются носителями ценной информации. Поверьте, существует не один метод, чтобы ее получить.

Единственное неудобство - все сотрудники дипломатических ведомств находятся под неусыпным мониторингом контрразведки страны пребывания. И это тоже "секрет Полишинеля". Разведчика могут быстро вычислить, за ним могут следить, но так просто взять, запугать и выбить показания - ни-ни! Иммунитет!

Контрразведке приходится попотеть, чтобы получить на дипломата стопроцентные доказательства "превышения дипломатического статуса" или "выполнения не свойственных дипломату функций".

Поэтому многие раскрытые разведчики с диппаспортами спокойно завершают свой срок работы консулами или советниками и уезжают домой с почетом.

Но даже если доказательства есть, это тоже не гарантия мгновенного конца карьеры. Потому как дипломатия - штука тонкая. Если между странами все тип-топ, зачем вносить сумятицу? Вот когда отношения дадут трещину, тогда можно будет вытащить "консерву" и предъявить: глядите, что ваши посланцы тут у нас вытворяют. А до поры до времени наблюдать за разведчиком, чтобы он не продвинулся совсем глубоко, и по случаю подбрасывать дезинформацию.

Зачем нужен принцип взаимности

Все, чем рискует дипломат-разведчик - это выдворением из страны. Ему сообщают, что аккредитация прерывается, что он персона нон грата, послу вручают ноту протеста. На то, чтобы покинуть страну, дается двое-трое суток. То есть остается даже время на покупку сувениров.

- Это было давно, в 1996 году, поэтому могу рассказать. Я как раз пришел работать в МИД, а из СБУ нам передали полученные оперативным путем видеоматериалы, которые свидетельствовали против двух сотрудников китайского посольства. Мы просматривали их вместе с Константином Грищенко, который тогда был заместителем министра иностранных дел, - рассказывает один из бывших дипломатов. - Дипломатов объявили персонами нон грата, послу вручили ноту. Речь шла о военных разработках, поэтому многие за эту спецоперацию получили награды и повышения. Но само дело спустили на тормозах. Между Украиной и Китаем развивалось сотрудничество, и после этого инцидента оно даже укрепилось.

Чтобы конфликт не раздувать, но оставить ощущение равновесия, был придуман так называемый "принцип взаимности", или, как его называют, "зеркальный ответ". Этакая дипломатическая сатисфакция.

- Принцип взаимности не записан в конвенциях и не является обязательным, - говорит бывший посол Украины в Иране и Сенегале Александр Овчаров. - В ответ на выдворение своего дипломата страна отвечает тем же - выдворяет чужого. Кандидат подбирается по желанию, причина лишения аккредитации не обосновывается - как обычному человеку отказ в визе на въезд в страну.

Процедура может быть чисто формальной. Например, когда в Украина выдворила трех сотрудников посольства Ирана, Иран тоже официально удалил трех. К этому времени один "изгнанник" уже уехал на родину, второй сидел на чемоданах и только третий оставался действующим дипломатом.

Провал "тайны"

Дипломат-разведчик, как и настоящий шпион, может охотиться за информацией любого характера. Из официальных источников можно понять, что сотрудников посольств выдворяли за интерес к высоким компьютерным технологиям, документам экономического и производственного характера. Военного - само собой.

- С военными разведчиками своей страны дипломаты обычно не контактируют - слишком большой риск подставить под провал. Свою агентуру могут вербовать, но зачастую она их и подводит, - поделился на правах анонимности один из сотрудников спецслужбы.

По мнению нашего собеседника, именно так провалилась "военная тайна" российского офицера, работающего в штате военного атташе при посольстве в Риме. Россиянин подкупил работника итальянского генштаба, чтобы тот скопировал на флешку нужные документы. Оба были задержаны при передаче денег. Вместе с российским штабником был выдворен еще один посвященный в вопрос дипломат.

Военные атташе - это официальные сотрудники разведки при посольствах. Они уполномочены координировать работу с оборонными и спецслужбами страны пребывания, могут посещать закрытые выставки вооружений, присутствовать на парадах техники и военных учениях. Поэтому именно они часто раздвигают рамки дозволенного, отчего фигурируют в скандалах.

Например, в 2011 году из Украины были выдворены за шпионаж два военных атташе Беларуси. Лукашенко ответил тем же и по той же причине. При этом на публику обе страны всячески пытались заретушировать инцидент.

Интересна роль украинского военного атташе в истории похищения судьи Николая Чауса из Молдовы. Неделю назад, как помнит читатель, в руки журналистам попала записка, где Минск просит Киев снять с дипломата неприкосновенность. Официальных подтверждений этому нет, комментарий от МИД обеих стран - тоже. Хотя сам скандал с похищением получился знатным.

О чем говорят и чем молчат

Настоящая дипломатия - это молчание. "Обмен шпионами" не такая уж редкость даже между союзниками, но факты стараются держать в секрете. Хотя бы в одностороннем порядке. Когда в 2011 году Россия выслала за шпионаж израильского военного атташе, ответа как бы не последовало. Только через три месяца СМИ удалось разузнать, что в Иерусалиме соблюли принцип взаимности, но не разгласили высылку российского дипломата.

Поэтому все, о чем говорят - это политика. После отравления в Солсбери Николая Скрипаля и его дочери Великобритания выслала 60 российских дипломатов и еще 25 государств заявили, что сокращают российский дипкорпус. Это был демонстративный шаг - реакция на инцидент.

Нынешняя "война дипломатами" - это тоже фрагмент геополитики.

- Международные отношения между Россией и Западом перегреты. Франция не заинтересована в общем обострении, поэтому скрыла дипломатический инцидент, - говорит политолог Алексей Якубин. - Зато Польша, которая ориентирована на Америку, не просто сообщила о нарушении россиянами дипломатического статуса, но и подчеркнула, что поддерживает санкционный список США в отношении Кремля. Очевидно, есть свой интерес и у Чехии, раз она именно сейчас обратилась к истории со взрывом боеприпасов в 2014 году и заявила о причастности российских спецслужб.

Высылка дипломатов считается серьезным политическом шагом. Однако на практике сам процесс редко влияет на отношения между государствами. Это скорее способ выпустить пар из котла. Важно, что остается в нем кипеть.

Главный прокурор Болгарии Иван Гешев

Прокуратура Болгарии предъявила обвинение в шпионаже двум российским дипломатам. Однако расследование было приостановлено из-за их неприкосновенного статуса. Им предписано в течение 72 часов покинуть страну, сообщили в МИД страны Болгарской службе Радио Свобода.

Дело возбудила специальная прокуратура по запросу контрразведывательной Национальной службы безопасности. Согласно материалам расследования, россияне с 2016 года собирали информацию о планах модернизации болгарской армии и состоянии боеготовности техники. Они контактировали с гражданами Болгарии, имеющими доступ к информации военно-промышленного комплекса, в некоторых случаях им были обещаны деньги за работу, утверждает прокуратура.

В январе Болгария уже высылала двоих российских дипломатов по подозрению в шпионаже. Один из них был первым секретарем консульского отдела посольства России, а второй работал сотрудником торгового представительства России. Тогда Москва назвала их высылку недружественным шагом. В октябре 2019 года София высылала еще одного российского дипломата с тем же обвинением. Москва подозрения отрицала.

Никол Пашинян, Ираклий Гарибашвили

Премьер-министры Грузии и Армении договорились приложить совместные усилия для лучшего и более эффективного экономического сотрудничества между странами, написал в Twitter по итогам переговоров в Тбилиси глава правительства Армении Никол Пашинян.

Грузия и Армения установили дипломатические отношения 17 июля 1992 года. Страны сотрудничают по многим направлениям, в том числе интенсивно в сфере торговли и экономики. Между странами действует режим свободной торговли, и Армения входит в десятку основных торговых партнеров Грузии.

В Грузии работают около 400 компаний, которые были созданы при помощи армянского капитала. Особенно интенсивным является сотрудничество с Арменией в сфере транспортной логистики, в направлении сухопутного транспорта. Также запланированы новые проекты в сфере энергетики.

Посольство Беларуси в Вильнюсе, Литва

Беларусь значительно сократит дипломатические миссии в странах Запада и нарастит их в СНГ, Китае, Индии и других странах дальнего зарубежья. Об этом сообщил 20 декабря министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей по итогам доклада Александру Лукашенко.

  • В июле 2021 года дипломатический статус в Литве получил офис Светланы Тихановской. Страна признала его официальным представительном белорусской демократии.


Бывший президент Украины Пётр Порошенко заподозрен в государственной измене и содействии терроризму. Против него открыто дело о закупках угля у пророссийских сепаратистов Донбасса. Об этом сообщают украинские информационные агентства.

Агентство УНИАН сообщает только о деле о госизмене и изначально ссылалось на бывшего секретаря Совета национальной безопасности и обороны Александра Турчинова. Теперь ссылка заменена на "анонимный источник в правоохранительных органах". "Интерфакс-Украина" также ссылается на анонимный источник.

Сам Порошенко находится за границей. Утверждается, что он извещён о деле по почте.

Самопровозглашённые сепаратистские республики на Украине признаны террористическими организациями. По делу о поставках угля от них уже было предъявлено обвинение в госизмене главе политсовета партии "Оппозиционная платформа – За жизнь" Виктору Медведчуку.

По версии следствия, после потери контроля над западным Донбассом, где расположены угольные шахты, Украина остро нуждалась в угле и пыталась закупить его в ЮАР. Но Медведчуку удалось сорвать поставки, чтобы уголь закупался у сепаратистов. При этом он ссылался на покровительство властей и вступил в сговор с "высшими лицами страны", – настаивают в Службе безопасности Украины.

8 октября глава СБУ Иван Баканов сообщил, что спецслужба проверяет возможный сговор Медведчука с Порошенко.

Представители Медведчука и Порошенко обвинения отрицают и называют дела против них политическими. Их партии контролируют крупнейшие оппозиционные фракции в украинском парламенте.

  • Ранее в пятницу следователям Государственного бюро расследований не удалось вручить Порошенко повестку на допрос, сообщается на сайте ведомства. Турчинов, который возглавляет центральный штаб партии Порошенко, заявил "Украинской правде", что политик будет ходить на допросы, когда вернётся в страну.

Дмитрий Медоев и Сергей Лавров

Министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил готовность РФ оказывать всемерное содействие самопровозглашенным республикам – Абхазии и Южной Осетии. Об этом он заявил на трехсторонней встрече с руководителями МИД этих республик – Иналом Ардзинба и Дмитрием Медоевым.

Мевлют Чавушоглу

По информации ведомства, стороны обсудили актуальные аспекты ситуации на Южном Кавказе, а также состояние безопасности в Европе.

Как отметили в МИД РФ, был выражен общий настрой на углубление внешнеполитической координации с акцентом на расширение связей Сухуми и Цхинвали с зарубежными странами.

please wait

No media source currently available

Ранее Сергей Лавров провел в Сочи отдельные встречи с Иналом Ардзинба и Дмитрием Медоевым.

Следствие по делу сняло обвинения в коррупции с первого президента Кыргызстана Аскара Акаева. Политика допрашивали в связи с уголовным делом о крупнейшем в Центральной Азии месторождении золота Кумтор. Он прилетал на допросы в Бишкек, но вернулся в Москву.

О том, что у следователей нет претензий к Акаеву, сообщает Радио Аззатык. “В ходе расследования подтвердилось, что он ни брал ни тыйына с Кумтора”, – цитирует радиостанция соратника бывшего президента Бекболота Талгарбекова.

Аскар Акаев возглавлял Кыргызстан с 1991 по 2005 год. Он был отстранён от власти после массовых выступлений оппозиции, названных тогда “революцией тюльпанов”. С 2005 года экс-президент живёт в России. 77-летний политик дважды приезжал на допрос в Бишкек. В первый раз – в августе. Тогда он впервые вернулся на родину после бегства.

К этому моменту он находился в розыске по запросу Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана. Утверждалось, что он и бывшие премьер-министры Турсунбек Чынгышев и Апас Джумагулов привлечены к уголовной ответственности по факту коррупции при заключении соглашения по разработке Кумтора в 1992 году и внесении в документ изменений в 1994-м.

В ходе допросов выяснилось, что компания-разработчик Кумтора могла недоплатить за лицензию. "Аскар Акаев попросил прощения у народа за то, что не изучил этот момент", – заявил Талгарбеков. В ГНКБ ситуацию пока не комментировали.

Михаил Саакашвили

Третий президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что готов встретиться с четвертым президентом Георгием Маргвелашвили в любое время. Саакашвили призвал власти не создавать преград их встрече.

Саломе Зурабишвили

Президент Зурабишвили начала процесс национального (не)согласия

Игорь Стрелков (Гиркин)

В Нидерландах на суде по делу о катастрофе малайзийского пассажирского "Боинга", сбитого над Донецкой областью Украины 17 июля 2014 года, сторона обвинения в понедельник начала выступление по существу дела.

Ожидается, что обвинение будет представлять свои аргументы в течение трёх дней. В среду 22 декабря оно должно сообщить суду, какого наказания требует для четверых обвиняемых в причастности к катастрофе "Боинга". Это бывший командующий поддерживаемых Россией сепаратистов Донбасса Игорь Стрелков (Гиркин) и трое его бывших подчинённых - двое граждан России и гражданин Украины. Никто из них в суде не присутствуют, их судят заочно.

Следствие в понедельник вновь представляет доказательства того, что "Боинг" был сбит с контролируемой сепаратистами территории из установки "Бук", ранее доставленной из России и принадлежавшей российским военным. Помимо свидетельских показаний, среди доказательств - аудиозаписи телефонных переговоров обвиняемых, протоколы исследований обломков "Боинга", фото- и видеосвидетельства, в том числе задокументировавшие перемещения "Бука".

Как заявила сторона обвинения, она исходит из того, что обвиняемые, по всей видимости, намеревались сбить украинский военный самолет, а не пассажирский "Боинг". Это, однако, не меняет сути обвинений, в том числе в умышленном убийстве 298 человек, бывших на борту "Боинга". Обвинение подчёркивает, что подсудимые не участвовали в международном конфликте как военнослужащие и не соблюдали законы ведения войны, поэтому к ним нельзя относиться как к легитимным участникам военных действий (комбатантам).

Сторона обвинения также обвинила Россию в ведении дезинформационной кампании и сообщила о том, что личности ряда свидетелей пришлось скрыть из-за опасений за их безопасность, связанных, в том числе, с деятельностью российских спецслужб. Отмечено, что Россия в недостаточной степени сотрудничала со следствием и судом. Тем не менее, к материалам дела приобщены ответы российских властей на запросы, показания производителей вооружения и показания свидетелей, в том числе и не совпадающие с выводами следствия.

После выступления прокурора суд, как ожидается, объявит перерыв до марта 2022 года, когда выступит защита подсудимого Олега Пулатова, единственного, кого в суде защищают адвокаты. После этого состоятся прения. По предварительным данным, суд, в зависимости от того, затянутся ли они, сможет огласить вердикт 22 сентября, 17 ноября или 15 декабря 2022 года. Начался судебный процесс в марте 2020 года.


Россия приостанавливает работу своего представительства при НАТО. В Москве будет прервана деятельность военной миссии Альянса и его информационного бюро. Это ответ на сокращение миссии России при НАТО.

Научный сотрудник Института США и Канады Александра Филиппенко и генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов рассказали Настоящему Времени, с чем они связывают очередное обострение отношений между Россией и НАТО и какими будут дальше отношения Москвы и стран-участниц Североатлантического альянса.

Александра Филиппенко: "Этот шаг России играет на руку нынешней американской администрации"

Александра Филиппенко о прекращении миссии НАТО в России

пожалуйста, подождите

Александра Филиппенко о прекращении миссии НАТО в России

No media source currently available

— Как вы думаете, насколько закрытие представительства России при НАТО и военной миссии НАТО в Москве связано с прозвучавшими заявлениями, что двери в НАТО для Украины и Грузии открыты?

— Конечно, для России в целом отношения с НАТО никогда не имели успешных дипломатических последствий. Очень правильно один из экспертов уже отметил, что ничего особенно, наверное, не изменится. Конечно, один из болезненных для России вопросов, то, что Кремль беспокоит больше всего, – это пресловутое расширение НАТО на Восток. Это та бесконечная фраза, которую мы слышали постоянно на протяжении конца 1990-х – начала 2000-х годов.

Поскольку мы знаем, что Организация стран Варшавского договора, в которую входили страны, подконтрольные Советскому Союзу в период холодной войны, была расформирована, распалась вместе с крахом Советского Союза, а НАТО – это организация, которая была создана противоборствующей Организации Варшавского договора, она продолжает существовать.

И Москва на протяжении долгих лет пыталась каким-то образом доказать, что раз нет ОВД, то и НАТО теперь не нужно. Однако мы понимаем, что НАТО – это организация, которая не занимается противостоянием с Россией, а занимается попытками обеспечения безопасности всех ее членов. Поэтому, конечно, то, что касается потенциального входа в организацию Грузии и Украины, – это для России дипломатический удар, основанный на этой истории холодной войны.

— Можно ли утверждать, что чем быстрее Россия рвет отношения с НАТО, тем быстрее в Альянс возьмут Украину и Грузию?

— Да, отчасти. Во-первых, мы понимаем, что дипломатия требует переговоров. И в любом случае выход из переговоров, даже из самых сложных, – это, конечно, должно было бы быть последним шагом, последним этапом. И одновременно еще нужно уточнить, что такой шаг России удивительным образом на руку играет Джо Байдену, президенту США. Потому что, если мы вспомним, Дональд Трамп, которого так пытались поддерживать из Москвы, заявлял о том, что США вообще могут выйти из Альянса. Он говорил, что страны-участницы НАТО – нахлебники и не вкладывают достаточно денег в работу Альянса.

А сейчас на первых строчках [газеты] The New York Times, даже мне пришло оповещение среди ночи, когда пришло заявление о том, что Россия разрывает дипломатические отношения с НАТО, – о визите замгоссекретаря Нуланд The New York Times не писали, о восстановлении российско-американских отношений, а вот об усложнении российско-американских отношений сейчас очень много говорят. И НАТО снова теперь в глазах американцев будет показывать большую эффективность и необходимость для обеспечения безопасности. Поэтому удивительным образом этот шаг России играет вполне на руку нынешней американской администрации.

— А вообще можно ли говорить, что теперь совсем никаких контактов по линии взаимодействия Россия – НАТО не будет?

— Нет. Во-первых, Россия остается в дипломатических отношениях со всеми странами-участницами НАТО. Конечно, в любом случае вопросы общей безопасности так или иначе обсуждаются. Такие яркие дипломатические шаги, конечно, посылают очень серьезные сигналы, очень усложняют отношения, но одновременно нужно помнить, что после Женевы сейчас происходят переговоры о так называемой стратегической стабильности между Россией и США: все, что касается вооружения, все, что касается кибербезопасности, так или иначе сейчас это обсуждается. Поэтому да, это усложнит отношения.

Но, возвращаясь к началу, стоит сказать, что отношения России с НАТО никогда не были особенно успешными. Поэтому это, к сожалению, еще один знак усложнения российско-американских отношений. И такой яркий шаг со стороны российского МИДа, который посылает определенные сигналы, просто усложняет отношения, которые и так непростые. А изменения здесь вряд ли какие-то последуют.

— А зачем вообще делать этот шаг? Учитывая, что есть двусторонние отношения у России и США, у России и других стран, зачем все это нужно?

— Это символический жест, который действительно ничего особенно не изменит, наверное, но тем не менее вызывает большую волну обсуждений, в том числе даже мы с вами сейчас это обсуждаем. В целом отношения России и США сейчас и так уже находятся на таком низком уровне, мы уже устали говорить о том, что это холодная война 2.0, но действительно, мы находимся примерно в подобной ситуации.

В любом случае любые контакты очень важны. Даже, опять же повторюсь, визит замгоссекретаря Нуланд – это очень важно для российско-американских отношений, продолжение переговоров о вооружении – это очень важно. И такие шаги только усложняют нынешнюю сложившуюся ситуацию. Для США в целом это не так важно, но тем не менее это такой дипломатический сигнал.

Андрей Кортунов: "После какой-то паузы стороны начнут искать иные форматы взаимодействия"

— Решение о закрытии российского представительства НАТО в Брюсселе – это исторический шаг, но в России шли к нему достаточно давно, с осени 2008 года, когда страна НАТО впервые заморозила работу совета Россия-НАТО в ответ на известные события в регионе Южного Кавказа (российско-грузинская война в Южной Осетии – НВ).

Тогда работа совета была достаточно оперативно возобновлена, но в 2014 году было принято решение о прекращении военного сотрудничества между НАТО и Россией в связи с событиями в Украине и аннексией Крыма. И тогда это решение было интерпретировано Западом как отказ от любых контактов между российскими и натовскими военными.

Примерно три с половиной – четыре года совет Россия-НАТО вообще не работал. Потом его работа была частично восстановлена, но она свелась к фактически формальным встречам, на которых стороны излагали свои официальные позиции. Поскольку эти встречи были не очень продуктивными, то Россия после отъезда российского посла в НАТО Глушко просто не назначила нового посла НАТО в Брюсселе. НАТО неоднократно призывало Россию все-таки его назначить, но при этом не торопилось восстановить военное измерение взаимодействия России и НАТО.

А после последнего решения о высылке российских дипломатов стало ясно, что совет Россия-НАТО в качестве полноценного органа работать уже не будет, по крайней мере в обозримом будущем. Ну и, по всей видимости, это и спровоцировало нынешнее, достаточно резкое решение уже с российской стороны.

Я сам несколько лет участвовал в попытках восстановления диалога между Россией и НАТО. Были разные варианты, разные алгоритмы. Мы с нашими коллегами из экспертного сообщества неоднократно выходили с предложениями, как это сотрудничество можно реализовать. Но, в общем, успеха мы не имели. И для себя я сделал вывод, что, скорее всего, дело идет к тому, чтобы этот диалог был полностью прекращен.

Сейчас разрабатывается новая военная стратегия, скорее всего, в следующем году она будет приниматься. Очевидно, что в Брюсселе возобладали те силы, которые бы хотели "перевернуть страницу" в отношениях Россия-НАТО и начать новую главу.

Несколько каналов взаимодействия все еще есть. Есть двусторонние, с основными странами-членами Альянса, прежде всего с Соединенными Штатами. Как вы знаете, сейчас идут российско-американские консультации по целому ряду направлений, включая стратегическую стабильность. Есть контакты с британскими коллегами и с некоторыми другими членами Альянса.

В многостороннем плане самой перспективной структурой сейчас, наверное, остается ОБСЕ, и в рамках ОБСЕ можно обсуждать некоторые вопросы, которые касаются мер укрепления в военной области. Но при этом нынешнее взаимодействие между Россией и НАТО вряд ли что-то может изменить. И я думаю, что после какой-то паузы стороны начнут искать иные форматы взаимодействия.

Может быть, например, создана какая-то рабочая группа по управлению кризисами между РФ и НАТО. Будет создана какая-то структура, которая, может быть, будет и не такая полезная, как совет Россия-НАТО, но которая будет выполнять функции обмена информацией и снижения рисков неконтролируемой эскалации конфликта в случае возникновения каких-то кризисов. Без этого, я думаю, нам не обойтись.

Читайте также: