Почему посещали театр в афинах было доступно даже беднейшим гражданам

Обновлено: 18.09.2024

Происходил из знатного, но обедневшего аристократического рода, ведущего свое происхождение от легендарного афинского царя Кодра. Стесненное материальное положение побудило Солона заняться торговлей. Он много путешествовал, на досуге писал стихи. Во время войны между Афинами и Мегарами за о-в Саламин Солон не только поднимал патриотический дух своими стихами, но и, будучи избранным командующим, успешно завершил кампанию (ок. 595 г. до н.э.).

В начале VI в. до н.э. в Аттике обострилась политическая ситуация: народ был недоволен усиливающимся неравенством и долговой кабалой. В силу своего авторитета, происхождения (принадлежность к эвпатридам), занятий (контакты с торгово-ремесленными кругами), карьеры (продемонстрировал свою компетентность в разнообразных сферах) и интеллекта (репутация мудреца) Солон был идеальной фигурой для эсимнета – посредника, примирителя в назревающей смуте, которую можно было избежать с помощью реформы существующего общественного строя. И стихи Солона, и вся его деятельность указывают на его главный мировоззренческий принцип: мера и норма, эвномия (благозаконие), социальный компромисс, неприязнь к единовластию, тираническому правлению. Будучи избранным архонтом на 594 г. до н.э., Солон провел ряд важнейших реформ. Не исключено, что на время архонтата приходится лишь часть его преобразований, которые могли растянуться на годы.

Тимократическая реформа (введение имущественного ценза) подразумевала деление населения Афин на имущественные разряды (классы): пентакосиомедимны, всадники, зевгиты и феты. Предполагается, что какое-то цензовое деление, относящееся к военной службе, было и до Солона (за исключением пентакосиомедимнов), но Солон облегчил доступ к исполнению должностей для иных, кроме эвпатридов, категорий населения. Должность архонта была доступной для первых двух классов.

По инициативе Солона появляются новые политические институты. Это Совет Четырехсот (буле), куда входят по 100 человек от каждой из четырех родовых фил. Совет готовит повестку народного собрания, принимает предварительные решения по выносимым на экклесию вопросам (пробулевтическая функция).

Большой потенциал имел еще один новый орган, созданный Солоном, – гелиэя, народный суд. Развитие данного института напрямую связано с развитием афинской прямой демократии, а рост политического значения народного суда был и следствием, и катализатором процессов по её радикализации. В работе солоновской гелиэи могли принимать участие феты, это был единственный орган помимо народного собрания, куда допускались беднейшие граждане Афин. Гелиэя во времена Солона, по-видимому, являлась апелляционным судом, в котором рассматривались жалобы на приговоры, выносимые должностными лицами.

О какой-либо Солоновой реформе экклесии неизвестно; народное собрание, очевидно, существовало и ранее, но влачило жалкое существование при гегемонии аристократов-эвпатридов. Совокупность разнообразных мер и законов, предложенных Солоном, не могли не привести к увеличению роли более широких слоев граждан и автоматически – народного собрания – в жизни Афинского государства.

Значение личности и деятельности Солона для Афинского государства трудно переоценить. Фактически рождение афинского полиса как гражданской общины, где граждане отличаются по имущественному положению, но свободны, активно участвуют в политической жизни и никто не может лишить их гражданского статуса за долги, – заслуга Солона. Многие античные авторы были уверены в том, что именно он заложил основы афинской демократии. Большинство современных исследователей более сдержанны в своих оценках: Солона едва ли можно назвать отцом-основателем афинской демократии, так как он сохранил многие прежние политические органы аристократического государства, однако ряд его преобразований, прежде всего гелиэя, имели т.с. определенный демократический потенциал: задали определенный вектор движения в сторону демократии, создали условия для её последующего развития.

Сочинения:

Iambi et elegi Graeci ante Alexandrum cantati. Vol. 2: Callinus. Mimnermus. Semonides. Solon. Tyrtaeus. Minora adespota / Ed. M. L. West. Oxford, 1992.

Солон. Фрагменты // Античная лирика. Библиотека всемирной литературы. Серия первая. Т. 4. М., 1968.

1. Театр1 возник в Древней Греции. Его зарождение свя­зано с празднествами в честь бога Диониса — покровителя виноделов. На этих празднествах греки облачались в козли­ные шкуры и маски, подражая лесным богам — сатирам, постоянным спутникам Диониса.

Ряженые разыгрыва­ли сценки из мифов о Дионисе. Это и были первые те­атральные представления. Позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, содержание которых уже не было связано с мифами о Дионисе. Строители создавали

Развалины древ­негреческого театра. Вид в наши дни.


театральные здания. Такие здания появи­лись почти во всех городах Греции.

2. Здание театра, актёры и хор. Грече­ские театры располагались под открытым небом на склонах холмов и вмещали ты­сячи зрителей. Здание театра состояло из трёх частей.

Одна часть театра — места для зрите­лей.

Другая часть театра — орхестра — кру­глая или полукруглая площадка, на кото­рой выступали актёры и хор. Без несен и танцев не проходило ни одно представление. Участники хора в зависимости от содер­жания спектакля изображали или друзей главного действующего лица, или горожан, или воинов, иногда животных — птиц, ля­гушек — и даже облака.

Третья часть театра называлась скеиё.

Это была примыкавшая к орхестре построй­ка. К её стене прикрепляли разрисованные доски или полотнища, изображавшие то вход во дворец, то портик храма, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актёров.

Трагическая и ко­мическая маски.

Актёр в маске и особой обуви. Древняя стату­этка.

Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках, в особой обуви на толстой подошве, чтобы казаться выше ростом. Ме­

няя костюмы и маски, актёры играли по несколько ролей в каждом спектакле.

В греческом театре было два главных вида представлений — трагедия и коме­дия. В трагедиях обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страда­ния и часто гибель. Действующими лицами комедий — весёлых и насмешливых пред­ставлений — наряду с героями мифов были современники зрителей.

Театральные представления устраива­лись не ежедневно, а лишь несколько раз в году.

3. На представлении трагедии. В дни ве­сеннего праздника Великих Дионисии афи­няне спешили в театр. Располагался он на склоне Акрополя. Те места, что были ближе к орхестре, занимали с ночи. С со­бой приносили узелки с едой и питьём: в театре предстояло провести весь день, одно представление следовало за другим. Поэты, актёры и хоры состязались между собой в таланте и мастерстве. На исходе праздника имена победителей и лучшую постановку называли сами зрители, избранные из пу­блики в судьи.


Софокл.

нове её содержания лежит древний миф. К царю греческого города Фивы стра­жи приводят девушку. Чем провини­лась юная Антигона? Брат её в борьбе за власть пошёл войной на родной город.

Однако его войско потерпело пораже­ние, а сам он был убит. Тело юноши царь велел бросить на съедение хищным пти­цам, запретив под страхом смерти хоро­нить убитого. Антигона нарушила запрет, засыпав тело брата землёй. Она, как и все греки, верила, что душа умершего об­ретает покой лишь после погребения. Те­перь бесстрашную девушку ждёт казнь.

Хор фиванских старцев осуждает суро­вый приговор. За Антигону вступается её жених, сын царя.

— Все граждане и весь народ фиван- ский её вины не признают! — убеждает он отца. Но что царю до народа.

— В моей земле я царствую один!

— Принадлежать не может одному свободная земля! — восклицает смелый юноша. Гордому ответу рукоплещут афинские зрители.

Из песни хора старцев в тр;

В мире много сил великих, Но сильнее человека Нет в природе ничего. Мчится он, непобедимый, По волнам седого моря Сквозь ревущий ураган.

Создал речь и вольной мыслью Овладел, подобной ветру, И законы начертал. Злой недуг он побеждает, И грядущее предвидит Многоумный человек.

И, гордясь умом и знаньем, Не умеет он порою Отличить добро от зла. Человеческую правду И небесные законы Ниспровергнуть он готов.

Но и царь непобедимый, Если нет в нём правды вечной, На погибель обречён: Я ни чувств, ни мыслей, Ни огня, ни кровли С ним не разделю!

Театральные представления наряду с Олимпийскими играми были любимыми зрелищами эллинов.

Объясните значение слов: сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия. Проверьте себя. 1. Зарождение театра связано с празднествами в честь одного из богов. Кого именно? Что рассказывали о нём греки? 2. Поче­му посещение театра в Афинах было доступно даже беднейшим гражда­нам? 3. Почему места в театре занимали с ночи? 4. Чем участники пред­ставлений отличались от актёров нашего времени? 5. Кому принадлежат имена Эсхил, Софокл, Аристофан? Чем прославились эти греки?


Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • АНТИЧНЫЙ ТЕАТР
  • Древнегреческий театр
  • Древнегреческие драматурги
  • Театр эллинистической эпохи
  • Древнеримский театр
  • Древнеримские драматурги
  • ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Популярная история театра предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Древнегреческий театр берет свое начало от народных гуляний в честь бога Диониса. Изначально Дионис почитался греками как бог производительной силы природы, но несколько позже, когда народ Древней Греции стал возделывать виноградники, он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра.

Эти народные празднества происходили несколько раз в году. На них пели хвалебные песни Дионису, которые назывались дифирамбами. Из торжественной части праздника родилась трагедия, а из веселой и шутливой — комедия.

Считается, что древнегреческое искусство берет свое начало в мифологии. По мере развития греческой трагедии ее основой стали повествования не только о жизни Диониса, но и таких героев древности, как Эдип, Агамемнон, Геракл, Фесей и пр. Таким образом, во все времена греческая трагедия пополнялась сюжетами из мифологии, потому что в ней имелась глубокая художественная выразительность. Греческая мифология образовалась тогда, когда возникло стремление народа объяснить окружающий мир. В Греции не было замкнутой и могущественной касты жрецов, которая запрещала бы изображать богов в виде людей, она не мешала свободному созданию мифов. Вот почему все мифы, хотя они и относятся к религиозным сказаниям, изобилуют жизненными мотивами.

Феспид — это первый афинский трагический поэт. Его первая пьеса была поставлена весной 534 года до н. э. на великих дионисиях. С тех пор эту дату считают годом рождения мирового театра.

Греческие трагедии раннего периода представляли собой чаще всего лирические кантаты, состоявшие из песен хора и актера. Многие из ранних произведений не дошли до наших дней.

Сюжеты комедий, так же как и трагедий, содержали в себе не только религиозные, но и житейские мотивы, которые со временем стали доминирующими, а потом просто единственными. Но все равно комедии по-прежнему посвящались Дионису. В праздничных шествиях, помимо песен, стали появляться маленькие комические сценки, в которых актеры разыгрывали чисто бытовые сюжеты (например, кража ворами пищи и вина, визит врача-иностранца к больному и пр.). В это же время к содержанию комедий стали примешиваться элементы социальной и политической сатиры. Актеры поднимали вопросы политического строя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, ведения войн и т. д.

Пика своего расцвета греческое театральное искусство достигло во времена творчества трех великих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедиографа Аристофана. Конечно, в то время жили и писали и другие драматурги, но их произведения, к сожалению, не дошли до наших дней. Иногда историкам и исследователям театра известны только имена греческих авторов, а из их произведений — небольшие отрывки.

Поскольку театр в Древней Греции был учреждением государственным, то и организацией представлений занимались специально назначенные для этого люди.

Драмы давались три раза в год: на малых, или сельских, дионисиях, ленеях и великих, или городских, дионисиях. Чаще всего представления напоминали состязания драматургов. Обычно в этом действе принимали участие три трагика и три комика. Каждый трагик должен был представить по четыре произведения (три драмы и одну пьесу шутливого содержания, или сатировскую драму). Кроме того, три драмы должны были иметь единый сюжет, т. е. составлять трилогию. Только после этого можно было ставить сатировскую драму. Все вместе эти произведения являлись тетралогией.

Как правило, состязания длились три дня. Целый день зрителям предлагались трагедии и сатировские драмы, а под вечер ставилась комедия одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

Все театры в Древней Греции строились на открытом воздухе, обычно вмещали огромное количество зрителей (например, афинский театр Диониса (рис. 1) был рассчитан на 17 000 человек) и состояли из трех основных частей: орхестры, тэатрона и скены.


Орхестра представляла собой круглую площадку, на которой размещались хор и актеры. Поначалу зрители рассаживались вокруг этой площадки, немного позднее возникли специальные места для публики, которые были расположены на склонах прилегающих к орхестре холмов. Скена находилась недалеко от орхестры, ее передняя стена — проскений, имела вид колоннады и изображала фасад храма или дворца. На обоих концах скены имелись боковые пристройки, которые назывались параскениями. В них обычно хранили всякое театральное имущество. В некоторых случаях, когда по сюжету пьесы требовалось несколько комнат, использовали параскении. Между скеной и зрительскими местами имелись пароды, представлявшие собой проходы, по которым актеры выходили на орхестру. В то время актеры играли представления прямо на орхестре перед проскением, потому что никаких сценических площадок еще не было.

С постепенным развитием древнегреческой драматургии происходила эволюция постановочной техники. На ранних стадиях в пьесах Эсхила использовались декорации, представлявшие собой мощные деревянные сооружения. Во времена Софокла стали появляться расписные декорации, которые в считанные минуты помогали превратить проскений в фасад дворца или храма, в стену палатки предводителя и т. д. Расписные доски или холсты устанавливали между колоннами проскения.

Античные театры строили с таким расчетом, чтобы в них была хорошая слышимость. Иногда для усиления звука в театрах устанавливали резонирующие сосуды, которые размещали среди мест для публики. Занавеса в таких театрах не было. Но изредка в некоторых пьесах кое-какие части проскения временно занавешивали.

В связи с тем что греческий театр был тесно связан с культом Диониса, а значит, и со всей общественной жизнью Афин, актеры пользовались большим уважением и почетом. Они занимали высокое общественное положение, избирались на высшие государственные должности, отправлялись в качестве послов в другие государства и т. д. Но актером мог стать только свободнорожденный житель Афин.

Поначалу победителями на драматических состязаниях могли стать только драматург и хорег (лицо, которое тренировало и обучало хор, а также обеспечивало хористов костюмами и деньгами). Но уже со второй половины V века до н. э. протагонисты принимали участие в состязаниях.

Обычно в постановках греческих драм участвовало по три актера. В связи с этим часто получалось так, что одному и тому же актеру приходилось играть несколько ролей. Но поскольку большая часть пьесы проходила не перед глазами зрителей (они узнавали о происшедших событиях от слуг, вестников, домочадцев и прочих), то появилась возможность обойтись малым количеством актеров. Если в драмах имелись немые роли, то их исполняли статисты.

В те времена женщин в театре не было. Их роли в драмах играли мужчины. Помимо хорошей дикции и умения декламировать стихи, актеры должны были хорошо петь. Это было нужно для того, чтобы в патетических местах пьесы исполнять монодии (арии). Для актеров были разработаны специальные упражнения, занимаясь которыми постоянно, они достигали наибольшей силы и звучности голоса, а также выразительности и безупречной дикции, т. е. они доводили певческое искусство почти до полного совершенства. Немного позднее в действие пьес стали вводиться некоторые элементы танцев, поэтому актерам нужно было учиться хорошо владеть своим телом.

Поскольку греческие актеры были в масках, то выразить удивление, восхищение или гнев при помощи мимики они не могли. Поэтому актерам приходилось много работать над выразительностью жестов и движений.

Появление масок в древнегреческом театре обусловлено связью с культом бога Диониса. Актер, который играл роль божества, всегда был в маске. В более позднее время в классическом театре маска утратила свое культовое значение. Но с ее помощью актеры могли создавать героические или карикатурно-комедийные образы. Кроме того, исполнение женских ролей мужчинами тоже требовало применения масок. Имелась еще одна причина использования масок — это размеры театра. Если бы актеры не надевали масок, то зрители последних рядов не смогли бы разглядеть их лица.


Иногда маски вырезали из дерева, иногда изготовляли из полотна (рис. 2). Если маска была полотняной, то ткань натягивалась на каркас, обмазывалась гипсом, а потом расписывалась яркими красками. Маски были разного размера. Одни из них закрывали только лицо, другие — лицо и голову. В этом случае прическу закрепляли на маске, иногда к ней крепили и бороду. В комедийных пьесах маски должны были вызывать у публики смех, поэтому их делали карикатурными, даже гротесковыми. Когда авторы комедии описывали в своих произведениях современников, маски актеров выглядели как шаржированный портрет.

Для того чтобы придать фигуре объемность, актеры-трагики подкладывали под одежду специальные ватные подушечки. Актеры комедийного плана при помощи ватных подушек и прокладок придавали своему телу гротескный, смешной вид.

Для женских персонажей в комедиях использовали обычный женский костюм, для мужских — короткую куртку или плащ. При раскопках старинных поселений было найдено множество статуэток, которые изображали комедийных древнегреческих актеров. У статуэтки были оттопыренные живот и зад (подложены ватные подушки), вытаращенные глаза, безобразные рот и нос и пр.

В трагедийном представлении хор, как правило, изображал людей, близких к главному герою. В комедии хористы изображали не только людей, но и животных, и сказочных существ.

Представления в театрах шли с рассвета до заката. Поэтому зрители, которые находились в театре, там же пили и ели. Горожане надевали свои лучшие одежды, на голову — венки из плюща. Пьесы представлялись согласно жребию, о начале каждой из них возвещала труба.

Афинская публика выражала свои эмоции очень непосредственно. Если зрителям нравилось представление, то они громко кричали и аплодировали. Если же пьеса не интересовала зрителей, то они свистели, топали ногами, кричали. Иногда актеров прогоняли со сцены, бросая в них камни. Практически всегда успех драматурга зависел от суждения народа о его произведении.

Театр в Древней Греции

Театр (от греческого “место для зрелищ”) ‒ это вид искусства, показывающий жизнь общества через драматическое действие в ходе игры актеров перед зрителями. Сложно представить современную культуру без театра. Он прочно вошел в нашу жизнь и имеет множество поклонников по всему миру.

Театр в Древней Греции

История театра

Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.

Театр в Древней Греции

В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.

Театр в Древней Греции

В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.

Театр в Древней Греции

Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.

Театральное действие в Древней Греции

Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.

Театр в Древней Греции

Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.

Театр в Древней Греции

Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.

Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.

Актерское мастерство и костюмы

Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.

Театр в Древней Греции

Актер должен был хорошо петь и декламировать, а также танцевать и жестикулировать. Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры носили маски, изображавшие различных персонажей. Маски делали из дерева или из ткани, вымоченной в гипсе. Маска одевалась целиком на голову вместе с прической и бородой. Маски выражали разные эмоции: страх, скорбь, веселье, гнев. Если актер изображал реального человека, маска делалась похожей на его лицо, но в гротескной форме. Так, в комедии Аристофана “Облака” использовалась маска, изображавшая Сократа. Отверстие для рта и выступ на лбу служили резонаторами и помогали делать голос зычным. За один спектакль актер мог менять разные маски. Женские маски были белыми, а мужские темного цвета. Так же они различались по возрасту и социальному положению персонажа. Были маски, изображающие мужчин и женщин разного возраста, рабов, богов, мифических существ, силы природы и абстрактные понятия (зависть, смерть, безумие, вина и т.д.).

Театр в Древней Греции

Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.

Архитектура древнегреческого театра

Орхестра

В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.

Театр в Древней Греции

Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.

Места для зрителей ‒ театрон

Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.

Театр в Древней Греции

Скена

В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.

Театр в Древней Греции

Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.

Вакханалия картина

- Пьесы у тебя скучные; герой стоит, а хор поёт, герой скажет два-три слова, тут пьесе и конец. Слова у тебя старинные, громоздкие, непонятные. А у меня всё ясно, всё как в жизни, и люди, и мысли, и слова.
- Поэт должен учить добру и правде. Гомер тем и славен, что показывал всем примеры доблести, а какой пример могут подать твои влюблённые героини? Высоким мыслям подобает высокий язык, а твои тонкие речи могут научить граждан лишь не слушаться начальников.

Вот примерно такой диалог состоялся у Эсхила и Еврипида в загробном мире (а кто и что говорил, попробуйте догадаться сами)*.

27 марта - Международный День театра! Обязаны мы этому великому искусству древним грекам, а точнее Дионису. Но кое-кто считает, что и Прометея**.

Статуя Диониса. Эрмитаж

Трагедия - высокий жанр, комедия - низкий и многими презренный. Всё это вбивалось на уроках литературы со школьной скамьи. Но что же было на самом деле? И откуда вообще возникла необходимость выходить на сцену перед публикой и страдать на забаву толпе?

Всё же театр зародился в рамках культа бога Диониса. Это тот самый, который Вакх, Бахус и имеющий ещё тысячу имён (египтяне и того почему-то Осирисом обозвали). Дионис - бог виноделия, плодородия, а в последствии покровитель поэзии и театра. Самые первые празднества возникли именно во время почитания его несколько раз в году. В это время толпы (стоит отметить, упорядоченные толпы) людей торжественно проходили по городу, распевали дифирамбы. А затем, устроившись в лонах природы, напивались и предавались поэзии, театру, плотским утехам и много чему ещё.

На малых и больших Деонисовых праздниках в Афинах в театре Диониса под открытым небом начинались представления, длинной в четыре дня! Самое интересное, что попасть на них можно было не то, что легко, а элементарно выгодно: амфитеатр вмещал в себя 17 000 зрителей, а за посещение и отлынивании от работы на это время зрителям ещё и доплачивали.

Афинский театр Диониса

Изначально в таких представлениях во славу божества участвовал только хор. Пятнадцать человек двигались в разные стороны перед алтарём, пели воззвания к богу, затем поучительный миф и под конец молитву о милости.

При архонте*** Солоне к хору был приставлен ещё один человек, который должен был надевать маску и исполнять роль кого-нибудь из мифа. Причём и маски, и роли можно было свободно менять (чай не кабуки, и не комедия дель арте). Так один и тот же человек мог сначала быть Одиссеем, а потом сменить маску и вести речь от лица его спутника.

Архонт Солон

Со временем торжественные песнопения и молитвы превратились в настоящие истории, состоящие буквально из диалогов актёра и хора: актёр рассказывал о чём-то, как участник событий или их свидетель, а хор принимал роль сочувствующих.

Но хорошего мало не бывает, так что вскоре на сцене стали делить славу сразу два актёра. Теперь беседы велись актёрами, а хор стоял на подпевках, давая о себе знать, как только актёры замолкали (вспоминая текст) . Именно Эсхил ввёл это новшество.

Вместительность 17000 человек - это, конечно, хорошо, но плохо видно. Так что все выступающие надевали башмаки на очень высокой платформе. Из-за того, что они чувствовали себя, как на ходулях, и норовили упасть, выходили они на сцену с посохом, чтобы было на что опереться. Маски на них были в разы больше древнегреческих голов, а костюмы делались из исключительно ярких красок. Женщинам на сцену вход был запрещён (не женское это дело, богиню играть), все их роли доставались мужчинам.

Так как много двигаться в таких нарядах было крайне сложно, то ни убийство, ни самоубийство показать было нельзя. Об этом рассказывали вестники. Восполняя ущерб физическим упражнениям, монологи и диалоги были интересны, остры и величавы.

Медея. Виктор Моттес

Кстати, комедии в Древней Греции ставились только по праздникам. В них участвовали хор и три актёра. Если трагедии основывались на мифах, то комедии ставили по вполне приземлённым бытовым сценкам, или вообще выдуманным. У того же Аристофана в одной комедии то мужик на небо на навозном жуке летит, чтобы привести оттуда богиню мира, то в другой крестьяне устраивают между небом и землёй собственное государство Тучекукуевск, то в третей афинские женщины решили устроить коммунизм с общим имуществом и общими мужьями.

Читайте также: