Почему самолеты не летают над гималаями

Обновлено: 18.09.2024

Лайфхакер разоблачает очередную конспирологическую теорию, ставшую в последнее время очень популярной.

Что такое химтрейлы и почему о них все говорят

Инверсионный след самолёта над побережьем Западного Корнуолла, Великобритания. Фотография: Tom Corse / Wikimedia Commons

Вы наверняка видели такие белые полосы, которые оставляют за собой воздушные суда. Согласно одной из довольно распространённых теорий заговора, это так называемые химтрейлы (англ. chemtrails), или химиотрассы, — следы опасных химикатов, вирусов и канцерогенов, которые со злым умыслом распыляются в виде аэрозолей с самолётов.

Версии о том, по чьей воле и с какими целями их используют, разнятся Chemtrail conspiracy theory .

Некоторые, например, полагают, что таким образом тайное мировое правительство контролирует человеческую популяцию, делая людей бесплодными. Другие считают, что химтрейлы успешно применяются для распространения коронавируса (видимо, одних вышек 5G недостаточно). Третьи говорят, что военные так испытывают своё химическое оружие или учёные ставят опасные эксперименты над климатом, провоцируя кислотные дожди и прочие неприятности.

Как появилась эта теория заговора

В 1996 году ВВС США (USAF) опубликовали отчёт о возможности рукотворного изменения погоды. Засеивая Управление погодой и климатом облака специальными химическими реагентами, например иодидом серебра, гранулами углекислоты или тальком, можно заставлять воду в атмосфере менять агрегатное состояние. Тогда осадки выпадут раньше положенного, что позволит контролировать слишком сильные ливни и предотвращать град.

Самолёт Airbus A340 компании Lufthansa оставляет конденсационные следы от четырёх своих двигателей. Фотография: Joe Thomissen / Wikimedia Commons

Напуганные американцы засыпали федеральных чиновников гневными звонками и письмами и требовали прекратить распылять всякую химию сверху. С тревогой они всматривались в небо и в каждом кукурузнике видели скрытую угрозу — мало ли какие ещё эксперименты решат поставить эти вояки.

Как обстоят дела с теорией химтрейлов сейчас

Один опрос, проведённый Public understanding of solar radiation management, Hot topic: Should I worry about chemtrails? в 2011 году в США, Канаде и Великобритании, показал, что 16,6% респондентов верят в то, что правительство травит их разными химикатами с самолётов. В другом опросе, прошедшем Hot topic: Should I worry about chemtrails? в 2016 году в США, под теорией химтрейлов подписалось уже 30% граждан.

Как видите, нехватки конспирологов в Сети не наблюдается.

Что представляют собой химтрейлы на самом деле

Эти белые полосы, которые оставляют самолёты, называются конденсационными Contrail , или инверсионными следами. Когда воздушное судно сжигает авиационное топливо во время полёта, оно выбрасывает горячий влажный воздух, который, смешиваясь с окружающим воздухом низкой температуры, образует водяной пар. И тот конденсируется в виде полосы, тянущейся за самолётом.

Конденсационный след зависит Aircraft Contrails Factsheet от влажности и температуры окружающей среды. Если воздух влажный, то след будет сильно заметен, а если сухой, то он быстро рассеется.

Инверсионные следы в основном состоят из кристалликов льда, но в них есть и другие примеси: например, примерно 0,05% серных соединений, а также углекислый газ и оксиды азота. Они вполне безвредны Chemtrails Conspiracy Theory, My month with chemtrails conspiracy theorists . И хотя в некоторых особенно плотных коридорах воздушного движения из‑за инверсионных следов увеличивается плотность перистых облаков, что в перспективе может сказаться на климате, никаких ‎дождей из серной кислоты самолёты не вызывают Biological and health effects of exposure to kerosene‑based jet fuels and performance additives, The Contrail Education Project .

Почему ‎теория химтрейлов — это глупость

Если несмотря на всё вышесказанное вы всё равно продолжаете верить в распыление коронавируса и химикатов, вот несколько вещей, над которыми вам следует задуматься.

Распрыскивать что угодно — химикаты или простую воду — с пассажирских лайнеров не очень‑то эффективно, поскольку управлять разбросом жидкости с высоты 7–10 километров нереально. Именно поэтому сельскохозяйственная авиация Aerial application летает гораздо ниже. И да, сброс пестицидов с самолётов практически полностью запрещён Document 32009L0128 с 2009 года Европейским союзом. Использовать этот метод позволяется только в строго ограниченных случаях.

Сельскохозяйственный самолёт PZL‑106 Kruk за работой. Фотография: Stefan Krause / Wikimedia Commons

Водяной пар из конденсационных следов при низкой температуре нередко превращается Aviation and global climate change in the 21st century в самые обычные перистые или перисто‑кучевые облака. Контролировать, куда их отнесёт ветром и где они прольются дождём, невозможно. А следовательно, при распылении ядов с высоты полёта пассажирских лайнеров есть немалый риск потравить не тех, кого надо. Ведь вражеские государства и секретные мировые правительства, если уж на то пошло, дышат с нами одним воздухом.

В интернете можно найти немало фотографий интерьеров пассажирских лайнеров, в которых вместо сидений установлены баллоны с жидкостью. Сторонники теорий заговоров утверждают, что в них перевозятся яды, боевые отравляющие вещества, коронавирус и прочие гадости. Но это чушь.

Балластные цистерны в прототипе самолёта Boeing 747‑8I. Фотография: Olivier Cleynen / Wikimedia Commons

То, что вы видите на фото, — балластные Hot topic: Should I worry about chemtrails?, Debunked: Chemtrail Plane Interior (Ballast Barrels) бочки с простой водой, имитирующие вес пассажиров. Они необходимы на лётных испытаниях. Никаких ядов там нет.

Несмотря на то что химиотрассы якобы уничтожают и делают бесплодными миллионы людей, население планеты только растёт World Population Prospects 2019 . Видимо, пестициды некачественные.

В исследовании Quantifying expert consensus against the existence of a secret, large‑scale atmospheric spraying program, ‘Chemtrail’ conspiracy theorists: The people who think governments control the weather , проведённом в 2016 году Научным институтом Карнеги и Калифорнийским университетом в Ирвине, приняли участие 77 ведущих учёных — исследователей атмосферы и геохимиков. И они не нашли никаких доказательств секретной крупномасштабной программы распыления отравляющих веществ с самолётов.

Как сказал астроном Карл Саган, ‎экстраординарные утверждения требуют экстраординарных доказательств. Пока что оснований предполагать существование химтрейлов просто нет. А следовательно, верить в них явно не стоит.

Пассажирские авиалайнеры летают в воздушном коридоре от 9 до 12 км. Однако воздушная зона над Гималаями обладает пониженным содержанием кислорода в воздухе, что обуславливает резкие перепады атмосферного давления и сильные воздушные потоки. . В случае с Гималаями такой манёвр окажется невыполнимым.

Почему не летают над океаном?

По данным специалистов, воздушное пространство над Тихим океаном является наиболее восприимчивым, так как в этом месте атмосфера наиболее реагирует на азотные оксиды, находящиеся в выхлопных газах авиалайнера.

Почему самолеты не летают над Антарктидой?

Антарктида Антарктида, является запретной зоной для полетов гражданской авиации из-за труднодоступности материка для проведения спасательных операций. А так же неблагоприятного климата и отсутствия возможности, при необходимости совершить экстренную посадку, полеты над южным полюсом строго запрещены.

Почему самолеты не летают над Тихим океаном?

Дело в том, что большая часть авиамаршрутов через Тихий океан проложена как можно ближе к суше, таким образом максимально возможную часть полёта авиалайнеры находятся именно над ней, а над океаном летят только в тех местах, где расстояние от берега до берега будет минимальным.

Почему самолеты не летают над Северным полюсом?

Перелет из России в США через Северный полюс существенно короче, чем по традиционному маршруту через Атлантику. Эксперты называют и еще одну причину: навигационное оборудование на полюсах может попросту заглючить, и самолет потеряет ориентацию в пространстве. .

Почему самолеты не летают в Южном полушарии?

Но они все равно не летают над Антарктидой. Вторая причина заключается в том, что наиболее южные части материков в южном полушарии находятся гораздо дальше от полюса, чем наиболее северные в северном. . Ближе всего к Антарктиде пролетает регулярный рейс Qantas 63/64 между Йоханнесбургом (ЮАР) и Сиднеем (Австралия).

Почему самолетам нельзя летать над Тибетом?

Всё дело в географических особенностях этого региона. Местная горная цепь является самой высокой в мире, а средняя высота вершин достигает 5,5 – 6 км. Пассажирские авиалайнеры летают в воздушном коридоре от 9 до 12 км.

Как летают самолеты из сша в Японию?

Если посмотреть на карту полётов, то можно заметить интересную деталь: все самолёты, летящие из Америки в Японию или Корею, летят по дуге через Берингово море и через Камчатку. . На самом же деле ETOPS ни имеет никакого отношения к построению маршрута из Америки в Японию через Камчатку.

Почему все самолеты белого цвета?

Причины были экономические: белые самолеты легче цветных, они лучше всего отражают свет и, следовательно, меньше нагреваются на солнце, плюс так авиакомпаниям проще передавать друг другу самолеты во временное или постоянное пользование — всего-то и нужно поменять надпись и логотип.

Почему самолеты летают над сушей?

Над сушей маршруты прокладываются по коридорам через фиксированные географические точки, заданные системой управления воздушным движением. Это гарантирует защиту лайнеров от столкновений, а также от попадания в опасные и запретные зоны. Кроме того, есть предел удаления самолетов от запасного аэродрома.

Где не летают самолёты?

  • Сирия Когда в стране началась Гражданская война, мировое сообщество предлагало приостановить полеты над этим государством и северным Ираком. .
  • Эритрея и Эфиопия Эти две страны — не самые нестабильные в Африке, но в 1991там закончилась Гражданская война. .
  • Ливия .
  • Синайский полуостров

Кто перелетел через Южный полюс?

29 ноября 1929 года американский пилот Ричард Берд (Richard Byrd) первым совершил перелет через Южный полюс Земли.

Чем отличается Северный и Южный полюс?

Северный полюс — это, по сути, замерзший океан, окруженный континентами. В отличие от него Южный полюс — это континент, окруженный океанами. . Она окружена южной частью Тихого океана, южной частью Атлантического океана и Индийским океаном. Географические координаты Северного полюса: 90 градусов северной широты.

Правда ли, что самолеты сейчас летают медленнее, чем модели времен СССР

На сегодняшний день на борту современных самолетов можно найти комфортные спальные места, постоянный доступ к интернету, разнообразные мультимедийные установки, а так же изысканную еду.

Однако еще полвека назад всего этого не было на борту самолетов родом из СССР, но при этом они летали намного быстрее и прибывали в пункт назначения в среднем на 1-3 часа раньше, чем сегодняшние модели авиации.

Правда ли, что самолеты сейчас летают медленнее, чем модели времен СССР

Почему современные самолеты летают медленнее, чем 50 лет назад?

Авиастроители уже давно научились делать самолеты, которые летают на сверхзвуковых скоростях. Однако за долгие годы существования авиации, все современные пассажирские модели летают достаточно медленно с помощью дозвуковых скоростей. Но еще 50 лет назад инженеры СССР соорудили необычную модель сверхзвукового пассажирского самолета. Почему тогда его не используют для перевозок, а единственный экземпляр ТУ-144 стоит в музеи?

Важно! Сверхзвуковые пассажирские самолеты на сегодняшний день не используются авиакомпаниями по определенным причинам.

Есть несколько причин, почему сверхзвуковые самолеты не используются для пассажирских перевозок:

Правда ли, что самолеты сейчас летают медленнее, чем модели времен СССР

  1. Самолет в какой-то степени мешает воздуху. Если есть желание лететь со скоростью пули, то воздух может превратиться в реальную проблему. Сопротивление, которое он оказывает, не только тормозит, но еще и нагревает самолет. По этой причине современные обычные модели самолетов взлетают на высоту не меньше 10 тысяч километров над уровнем воздуха. Там в 4 раза меньше воздуха, а значит и сопротивление не такое большое. А вот всем сверхзвуковым моделям приходиться подыматься на высоту около 18 тысяч метров, где давление снижено в 10 раз. Но даже в таких условиях самолет все равно нагревается до 130 градусов. К тому же, многие пассажиры будут испытывать дискомфорт во время нахождения на таких высотах.
  2. Проблемы, связанные с топливом.Для сверхзвукового самолета нужно брать с собой в полет около 10 тонн керосина, что равняется больше половины от его веса.
  3. Ударная волна, которая спускается постоянно.Такой след может выбить окна, а так же повредить некоторые хлипкие сооружения.
  4. Сверхзвуковые самолеты не годятся для коротких маршрутов. Например, если расстояние между пунктами около 1000-2000 километров, то половину пути он будет разгоняться, а другую половину пытаться сесть.

Важно! Самолеты 50 лет назад летали намного быстрее так, как авиакомпании не экономили топливо – цена на него была намного ниже, чем сейчас.

Правда ли, что самолеты сейчас летают медленнее, чем модели времен СССР

Однако, созданный еще во временя СССР самолет ТУ-144 мог бы использоваться для дальних перелетов. Но по определенным причинам превратился в музейный экспонат.

Что же качается скорости, то современные самолеты летают намного медленнее, чем 50 лет назад. Связано это с тем, что для разгона скорости необходим определенный объем топлива. Из-за того, что цена на него изменилась в большую сторону, некоторые авиакомпании попросту экономят. Если они этого не будут делать, то это отобразиться на стоимости билета.

Жители столицы взбудоражены. Уже несколько дней над жилыми многоэтажками в районах Ясенево, Теплый Стан и Коньково со страшным гулом пикируют самолеты, которые заходят на посадку во “Внуково”. Почему над Москвой летают самолеты? За разъяснениями по этому поводу “МК” обратился в Федеральную аэронавигационную службу Минтранса РФ.

Нам объяснили, что полеты над Москвой разрешены временно в связи с реконструкцией взлетно-посадочной полосы в аэропорту “Внуково”, которая продлится до 1 июля. А пока, чтобы успокоить граждан, аэронавигационная служба организовала “горячую линию” по телефону (495) 956-43-01. Помощник директора филиала “Московский центр автоматизированного управления воздушным движением” Наталья Чувилина рассказала “МК”:

— Поступает бешеное количество звонков. Одна женщина говорит: “Я живу на 25-м этаже, и кажется, что шасси вот-вот заденет антенну на крыше”. У людей страх, испуг, животные из-за шума двигателей не вылезают из-под диванов, дети плачут — страшно. Некоторые угрожают, что подадут в суд, другие просто по-человечески просят прекратить безобразие. Люди жалуются, что за самолетами тянется шлейф черного дыма, который сильно повышает загазованность воздуха.

Прокомментировать ситуацию “МК” попросил главу Федеральной аэронавигационной службы Минтранса РФ Александра Нерадько:

— Как полеты над Москвой соотносятся с существующим запретом и не противоречит ли это закону?

— Нет, не противоречит. Эта схема захода на посадку находится в полном соответствии с инструкцией по производству полетов, утвержденной Генштабом РФ. Есть короткая схема посадки — до кольцевой дороги, и есть длинная — она проходит над Коньковом, Ясеневом, Теплым Станом… Длинная схема применяется только в крайних случаях. Но пока на полосе идет реконструкция, мы вынуждены ее использовать.

Тут еще многое зависит от ветра. Курс посадки выбирается в зависимости от его направления. Ветер для заходящего на посадку самолета должен быть всегда встречный. Если ветер будет в эти дни благоприятный, то курс может быть 60 градусов, и тогда жители этих районов не будут испытывать неудобства. Но ветром мы пока еще не управляем. Поэтому, когда будет работать длинный курс, 240 градусов — что зависит исключительно от метеоусловий, — тогда жители будут испытывать дискомфорт.

— А если самолет упадет на город?

— У нас в России порядка 40 городов, где аэродромы находятся внутри городской черты. Когда велось строительство аэропортов — в 50—70-е годы — никто не предполагал, что города быстро будут наступать на так называемые территории отчуждения. Муниципальные власти не заботились, что возникнут проблемы с шумами, безопасностью полетов, и легко согласовывали разрешения на строительство новых районов, приближая город к аэропорту.

— В Европе эта проблема существует?

— Да, к примеру, в Лондоне схемы посадки в Хитроу идут над центром города. Все они, так же, как и у нас во “Внуково”, “Домодедово”, выбираются с учетом безопасности полетов. А вот шум лондонцев не беспокоит — их самолеты “тихие”. Нам тоже нужно побыстрее выводить из эксплуатации “шумящие” “Ту-134”, “Ил-86”. Или переводить компании, которые их эксплуатируют, в более удаленные от Москвы аэропорты. А пока москвичам придется потерпеть до 1 июля.

ЗАО под крылом. Эксперты объяснили, что изменилось в схемах маршрутов самолетов и почему растет количество жалоб на их шум

Первые жалобы на шум от пролетающих самолетов, как это обычно бывает, стали появляться в группах социальных сетей, где вначале жители Подмосковья, а затем и ряда районов Москвы заметили кардинальные изменения в траектории полетов воздушных судов. Причем из москвичей первыми на это обратили внимание жители районов западного и северо-западного административных округов.

Как одна ночь лишила сна

Как рассказал порталу Крылатское.ру один из сотрудников аэропорта Шереметьево, сам проживающий в районе Крылатское, многочисленные разговоры о коррекции траекторий полетов не лишены смысла, так как данные изменения действительно произошли. Как пояснил собеседник, они касаются не только и не столько аэропорта Шереметьево, как всего московского аэроузла, который так или иначе оказывает влияние на европейскую часть российского воздушного пространства.

В Росавиации порталу Крылатское.ру подтвердили, что в Московском узловом диспетчерском районе (МУДР) действительно произошло изменение маршрутов полетов. Это, по данным ведомства, связано с внедрением новой структуры воздушного пространства Московской и смежных зон Единой системы организации воздушного движения РФ. Кроме того, добавили в Росавиации, ввод в эксплуатацию третьей взлетно-посадочной полосы в Шереметьево, безусловно, повлияло на изменение полетных маршрутов.

Изменения, о которых говорят в Росавиации, произошли еще в декабре 2020 года, однако жалобы на гул самолетов стали появляться только в 2021 году, причем массово уже летом. И этому, как оказалось, тоже есть свое объяснение.

Эффект пандемии

По мнению экспертов из авиаотрасли, 2020 год, как и начало 2021 года, отличались пониженным трафиком в воздушном пространстве, что было связано с закрытием ряда направлений. Говоря иначе, количество полетов было настолько невелико, что многие жители московского региона просто не заметили глобальных изменений. Исключение, по всей видимости, составляли только жители Подмосковья, чьи дома расположены в непосредственной близости от Шереметьево. Они, замечают эксперты, как раз первыми стали жаловаться на гул. А затем, по мере увеличения количества и регулярности полетов, на непривычное движение самолетов в небе стали обращать внимание и другие жители, в том числе и московских районов, чьи дома расположены в относительно приличном удалении от аэропортов.

Знали, но внимание не обращали

Спустя некоторое время, ряд небольших специализированных СМИ и экспертов стали отмечать, что новая схема гипотетически может быть воспринята жители отдельных населенных пунктов крайне негативно, так как раньше их дома находились в отдалении от маршрутов воздушных судов. Впрочем, особого продолжения данная тема не нашла, на что вновь повлияла пандемия, оттянувшая на себя все внимание и большинство информационных потоков.

Тем не менее, это не означает, что жалующиеся на гул самолетов москвичи и особенно жители Подмосковья сами виноваты в своих бедах, так как не забили тревогу заранее. Официальные ведомства реагируют на многочисленные обращения спокойно, уверяя, что новые изменения полностью соответствуют текущим российским законам.

Перспективы туманны, придется привыкать

Как рассказал порталу Крылатское.ру житель Подмосковного города Лобня (расположен в 15 км к северу от московского МКАД – прим. ред.) Павел Туманов, он входит в число жителей, написавших уже несколько обращений в Росавиацию, Роспотребнадзор, Прокуратуру и даже Администрацию президента, однако проблема не только не решена, но и продолжает усугубляться.

По его словам, первые проблемы появились как раз в 2019 году, после ввода в эксплуатацию третьей взлетно-посадочной полосы Шереметьево. И первое время, замечает Туманов, жители старались как-то привыкнуть.

По словам Ольги Карповой, проживающей в столичном районе Митино, у нее есть ответ из управления президента по работе с обращениями граждан и организаций, в котором отмечается, что полеты самолетов над жилыми районами не противоречат законам РФ.

По словам представителей авиаотрасли, вернуться к прежним, а, значит, более привычным схемам, сейчас невозможно, хотя определенные локальные изменения провести можно. Например, изменив расписание, вычеркнув из ночного графика самолеты с повышенным уровнем шума. Однако полностью запретить летать по ночам не представляется возможным.

Тем не менее, большинство жителей скептически относятся к подобным мероприятиям, отмечая, что кардинально ситуация не изменится и к новым реалиям как-то придется приспосабливаться.

Согласно информации, которая распространяется по разным районным группам в социальных сетях, наибольший дискомфорт новая схема полетов (если брать в расчет только районы Москвы – прим. ред.) доставляет жителям Митино. Определенные неудобства испытывают жители отдельных домов в Строгино, Крылатском, Солнцево и даже Кунцево. При этом, на непривычное движение самолетов в небе обратили внимание практически все жители районов Северо-западного, Западного и Юго-западного административных округов. Впрочем, это не означает, что воздушные суда мешают жителям этих районов из-за повышенного или изменившегося шума. Многие об этом в своих постах не отмечают, говоря только о непривычной траектории полетов.

Хуже ситуация обстоит в Подмосковье и так же по западному и северо-западному направлению. Там жители уже давно обсуждают как изменившиеся маршруты полетов, так и возросший шум.

Читайте также: