Почему шопен уехал из польши

Обновлено: 18.09.2024

Будущий известный польский музыкант родился в небольшой деревне близ Варшавы в 1810 году. Семья Шопенов была интеллигентной и уважаемой: детей с самых юных лет приучали к музыке и литературе.

Про Шопена есть интересный факт: многие сравнивают его с Моцартом. Дело в том, что подобно австрийскому музыканту, Фредерик Шопен начал музицировать и импровизировать с ранних лет. С пятилетнего возраста мальчик влюбился в фортепиано. Начиная с 7 лет он начал брать уроки у известных музыкантов. Вскоре юный Фредерик Шопен превзошел по навыкам многих своих взрослых коллег.

Юноша, благодаря своим изысканным манерам и острому уму, быстро влился в высшее общество. Современники, вспоминают, что композитор вёл себя в обществе как самый настоящий князь.

Видео

Любовь и смерть

В детстве Фредерик получил очень хорошее воспитание. Его аристократические манеры, живой ум, привлекательная внешность, несомненная гениальность делали его желанным гостем в самых высоких кругах общества. Он нравился женщинам, но чрезмерная щепетильность и ранимость нередко осложняли ему жизнь.

Первым серьезным увлечением Шопена была Мария Водзиньская. Красивая девушка из обеспеченной польской семьи также была влюблена в талантливого молодого человека. Однако ее родители сочли Шопена недостаточно обеспеченным, поэтому помолвка была расторгнута.

Следующая помолвка сорвалась крайне нелепо из-за повышенной обидчивости музыканта. Он пришел к своей девушке (дело уже шло к свадьбе) с другом, а она предложила первым сесть приятелю. Шопен до того обиделся, что сам разорвал помолвку.

Шопен тяжело переживал разрыв с любимой. Чтобы сменить обстановку, он уехал с концертами в Лондон. Сырой и холодный климат Англии окончательно подорвал его здоровье.

Через год, больной и разбитый, он вернулся в Париж. Но встать с постели Шопену было не суждено. 5 октября 1849 года великого композитора не стало. Ему было всего 39 лет.

Похоронили его в Париже на известном кладбище Пер-Лашез. Сердце Шопена, которое всегда принадлежало Польше, согласно завещанию, было замуровано в колонне храма Святого Креста в Варшаве.

Юный гений

Вся семья Шопена была очень музыкальна. Мать прекрасно играла на фортепиано и пела. Три его сестры тоже увлекались музыкой. Но юный Фредерик превзошел всех — в 5 лет он не только играл, но и умел удивительно импровизировать. В 7 лет сочинил марш, который и сейчас играют военные оркестры в Польше. Варшавские газеты писали, что в стране появился настоящий музыкальный гений, и прочили ему великую будущность.

Маленький Фредерик страдал одной из форм эпилепсии. Припадки сопровождались зловещими видениями. Мальчику казалось, что к нему приходят то умершие родственники, то какие мерзкие чудовища… Но чаще по ночам у него в голове рождалась музыка. И тогда он вскакивал с постели и босой бежал к пианино, чтобы немедленно подобрать приснившуюся мелодию. Прислуга настороженно относилась к ребенку, считая его сумасшедшим.

Ночь была для Шопена временем вдохновения. Чтобы настроиться на нужную волну, он обязательно гасил свечи и играл в полной темноте. Эта привычка осталась на всю жизнь. Даже во время выступлений на публике он просил приглушить свет на сцене.

Насколько талантлив был Фредерик, настолько он был слаб и болезнен. Кроме эпилепсии его донимали сильные головные боли, кашель, не проходящий по утрам, общая слабость. Будучи уже взрослым, он смог позволить себе обследоваться у лучших врачей Европы. Но и они помочь ему ничем не смогли. Низкая сопротивляемость организма в итоге привела к туберкулезу, который в те времена лечить не умели.

Когда Шопену исполнилось 7 лет, родители пригласили известного музыканта и талантливого педагога по классу фортепиано Войцеха Живного для занятий с ребенком. Старательный ученик делал невероятные успехи, и уже в 12 лет он играл настолько виртуозно, что Живный вынужден был отказаться от дальнейших занятий. По его словам, ему больше нечему было учить мальчика.

Маленькие ручки Фредерика не могли брать некоторые аккорды на фортепиано, не хватало растяжки и длины пальчиков. Тогда он сам придумал довольно мучительное приспособление для растяжки кистей рук. Носить его было неудобно и больно, но целеустремленный ребенок даже спал с этими приборами на ручках.

Шопен писал исключительно для фортепиано

Как бы странно это ни звучало, но такой большой композитор не писал больших произведений для оркестра или ансамбля. Ну, в целом не писал. Он, скажем так, пробовал — у него есть, например, два концерта для фортепиано с оркестром, и их даже исполняют на больших конкурсах или на концертах. Но все это были ранние опусы, когда он еще только искал себя. А нашел, как известно, в миниатюрах для фортепиано.

Шедевральный Собачий вальс Шопен написал по просьбе любимой

Они познакомились в Париже, в 1837 году. Аврору Дюпен знали под именем Жорж Санд, она была довольно знаменитой писательницей и эпатажной личностью — носила брюки, курила трубку, но, несмотря на это, была натурой чрезвычайно тонкой, нежной и влюбчивой (она была любовницей Проспера Мериме, Альфреда Мюссе и многих других).

Последние годы

Большая часть исследователей считает, что здоровье Фредерика Шопена подточила совместная жизнь с Жорж Санд (Аврора Дюдеван). Несколько лет пара прожила на Майорке, влажный климат которой очень негативно отразился на композиторе.

Кроме этого, будучи натурой довольной чувствительной, Шопен тяжело переживал конфликты с любимой женщиной и разрыв отношений с ней.

Желание немного сменить обстановку стало для Фредерика Шопена роковым: в 1848 году композитор отправился с концертом в Лондон, где и окончательно посадил своё здоровье. У Шопена обнаружили запущенный туберкулез.

Композитор вернулся в Париж и больше уже не вставал с постели. В октябре 1849 года Фредерика Шопена не стало.

Вдали от Родины

Так сложилось, что родившись в Польше и любя ее всем сердцем, большую часть жизни Шопен прожил во Франции. Причиной смены его местожительства стала политическая ситуация, сложившаяся на тот период в стране. В 1929 году в Варшаве состоялась коронация русского императора Николая I. Объявление его польским королем привело к общественным волнениям, в которых принимал участие и музыкант. Хотя интерес к политике был довольно опосредованным, все время и внимание занимало творчество.

Отец Фредерика Шопена считал, что для полного раскрытия таланта сыну просто необходимо ехать за границу и там совершенствоваться в своей профессии. Дав несколько концертов в Вене и взбудоражив своим мастерством чопорную австрийскую публику, композитор все-таки решает ехать в Париж. Заработанных денег хватает на проживание за границей на первое время, но радость отъезда омрачают народные волнения — обстановка в Польше накаляется, в воздухе витает дух восстания. Польские патриоты готовят переворот, цель которого — избавиться от русского царизма.

Мучаясь сомнениями, 2 ноября 1830 года Шопен все-т

Мучаясь сомнениями, 2 ноября 1830 года Шопен все-таки уезжает в Париж. На прощальной встрече с друзьями ему дарят серебряный кубок с польской землей, которую впоследствии он будет везде возить с собой, и которую бросят в могилу на похоронах. Каким-то внутренним чутьем молодой человек понимает, что расстается с родиной навсегда, о чем и говорит в прощальной речи своим соотечественникам. Слова оказались пророческими.

Через две недели после отъезда в Варшаве произошло восстание. Успехом оно не увенчалось, Польша осталась в составе Российской империи, восстановив свою независимость только в 1918 году. Музыкант сильно переживает за своих родных, рвется домой, но родители находят аргументы, чтобы оставить сына за рубежом. Убеждают его, что в сложившихся обстоятельствах он не сможет развиваться и погубит свой талант. Служить родине можно и за ее пределами, искусство требует самоотдачи и не должно зависеть от политики.

Именно здесь гениальный виртуоз дает свой первый ф

Именно здесь гениальный виртуоз дает свой первый фортепианный концерт, а затем блистает в салонах французской и польской аристократии. Мгновенно став любимцем публики, Шопен попадает и под пристальный прицел женского внимания. Но несмотря на всю шумиху вокруг себя, музыкант предпочитает играть в спокойной камерной обстановке, избегая больших аудиторий. Его вальсы, этюды, мазурки, ноктюрны принимаются с восхищением и овациями, а круг знакомых постоянно растет. В список друзей попадают знаменитые композиторы, такие как Берлиоз, Мендельсон, Беллини. С большинством из них теплые отношения будут сохраняться всю жизнь. В этот же период открывается еще один талант — преподавание. В отличие от своих коллег, Шопен не чурался этого ремесла, отдавался ему целиком и без остатка, а среди учеников выросло много известных впоследствии музыкантов.

Интересные факты биографии

Мало кто знает, что помимо музыки, Шопен увлекался живописью, отлично танцевал и имел актерский талант. Возможно, сложись бы судьба по-другому, он нашел бы себя на театральной сцене, так или иначе, прославившись на весь мир.

Mysl Polska: Дело Эмиля Чечко без излишних эмоций

25-летний польский солдат пересек в Гродненской области границу с Белоруссией и обратился к властям нашего восточного соседа за политическим убежищем

Мы не знаем подробностей этого дела, однако оно вызывает уже сейчас жаркие, бурные дебаты, разделяя нас на тех, кто в восторге от шага Эмиля Чечко, и тех, кто не лукавит на словах, обвиняя его в измене и дезертирстве. Между тем это событие вызывает у нас несколько других, гораздо более важных вопросов.

Стоит уже сейчас отметить, что все официальные и неофициальные донесения, касающиеся бегства нашего солдата в Белоруссию, нельзя без разбора считать достоверной и объективной информацией. Сознательно ли эмигрировал Эмиль Чечко в Белоруссию, был ли он задержан белорусскими службами или действовал с ними заодно? Принял ли он решение в связи с политическими убеждениями или личными мотивами, например – конфликтом с начальством или с законом (как это утверждает Мариуш Блащак)?

Бесспорным останется только то, что польское государство в очередной раз выказало собственную полную несостоятельность. Если никто из командования не заметил, что у Чечко есть такие намерения, что он переживает кризис, что его преследуют сомнения, и не отправил его в связи с этим в другое подразделение или в отпуск – это означает только, что нашей армией командуют люди совершенно непрофессиональные. Польская контрактная армия оказывается просто обычным сборищем, феодальным ополчением, которое в любой момент может распасться и разбежаться.

Был бы Чечко для многих героем, если бы не введение чрезвычайного положения в приграничных районах? Конечно же нет, потому что в этом случае вся информация о кризисе на границе была бы общедоступной и публичной, а ситуация находилась бы под постоянным контролем любопытствующих СМИ. Однако Варшавский режим решил организовать кампанию разжигания страха и ненависти, гиперболизации восточной угрозы, милитаристского угара. Пугать общество было бы намного сложнее, если бы каждый мог из разных независимых источников проверить правдивость пугалок с границы.

В этом контексте особой ценностью являются высказывания Чечко, прежде всего те, которые он мог бы дать польским СМИ (не белорусским и не российским) о том, что на самом деле происходит на границе. Возможно, благодаря ему польская общественность узнает больше, чем позволяют тупые и бездарные ужимки пропагандистов из государственных СМИ.

Бывший (уже) польский солдат должен был рассказывать об этом прежде всего в польских СМИ, потому что иностранные будут польскими властями, разумеется, сразу же дезавуированы. От того, что будет разыграна эта часть партии, зависит, потерпят ли польские власти лишь незначительное поражение, о котором все забудут; или, может быть, они получат такой удар между глаз, после которого, опозоренные, ещё долго не поднимутся. Этот последний сценарий может привести к некоторой эрозии легитимности нынешнего авторитарного правительства, что само по себе будет определённой ценностью.

Ось спора, происходящего между теми, кто хвалит, и теми, кто поносит солдата, носит философско-политический характер. Правоту обеих сторон трудно сравнивать, потому что каждая из них руководствуется принципиально иной системой ценностей и оценкой текущего статуса польской государственности.

Одна из этих групп будет убеждать, что первостепенной ценностью является государство и лояльность к нему военных, вспоминая с возмущением случай с Ричардом Куклинским, как исторический пример предательства. Это будет в корне неправильное сравнение. Куклинский имел доступ к важнейшим стратегическим документам стран Варшавского договора, и его бегство в Соединенные Штаты было секретной операцией, организованной американской разведкой для получения доступа к имеющейся у него информации. Трудно предположить, чтобы подобной информацией обладал Чечко. Кроме того, у нас в Польше профессиональная армия, и тот, кто глубоко не согласен с действиями польского режима, всегда может ряды этой армии покинуть и попросить статуса беженца где угодно. Тогда это даже юридически не было бы дезертирством, то есть тем, чем оно является сейчас.

Другая точка зрения будет исходить из посыла, что каждый имеет право на индивидуальный выбор собственного пути, наиболее подходящего, а может быть, и самого безопасного с точки зрения его интересов. Третьи придадут решению Чечко идеологическое измерение, в нынешних условиях будущее иметь вид прямо-таки символического манифеста. Но еще раз подчеркнём: сперва не помешало бы снять мундир армии, с которой солдат больше себя не отождествляет или действия которой он считает преступными или противоречащими национальным интересам. Это не меняет того факта, что оскорблять Чечко и клеймить его как „предателя” по меньшей мере опрометчиво.

Если рассматривать дело с точки зрения фундаментальных ценностей, то мы сталкиваемся с необходимостью ответить на вопрос: насколько нынешний образец польской государственности представляет из себя то, что стоит защищать, ради чего стоит жертвовать собой и, возможно, умирать? А может быть наша власть – это что-то квази-оккупационное, неприемлемое и враждебное нам, полякам?

С этой дилеммой каждый должен разобраться сам, лицом к лицу, анализируя, является ли наше государство пока ещё на самом деле польским по содержанию, или только по названию. Размышляя над тем, чьи, по сути, оно защищает интересы: общества и народа, или хозяев и протекторов из далёких стран, которым по существу плевать на наше с вами здоровье, безопасность и благополучие? От ответа на эти вопросы будет зависеть оценка (этическая, политическая, идеологическая) Эмиля Чечко.

Культура, Философия, Религия / Culture, Philosophy, Religion


Фридерик Францишек (Фредерик Франсуа) Шопен – этот польский гений с французскими корнями – родился в 1810 году в предместье Варшавы. Его отец был родом из Франции. Несмотря на своё незнатное происхождение, он был всесторонне образованным человеком; он играл на скрипке и флейте, а также преподавал французский язык в различных высших учебных заведениях Варшавы. Мать Фредерика былa польская графиня. Она хорошо пела и играла на фортепиано.

До 13-ти лет Шопен получал домашнее образование, после чего поступил в Варшавский лицей. Каникулы юный гений проводил за городом, где он с жадностью впитывал в себя народные песни, которые затем придадут неповторимую окраску его сочинениям. Тем временем продолжались его музыкальные занятия, и в 15 лет Шопен уже считался лучшим пианистом Варшавы.

В 1827 году от туберкулёза умирает его младшая, 14-летняя сестра, что явилось для Шопена страшным потрясением. Если бы он только мог знать, что коварная болезнь не пощадит ни его отца, ни, затем, его самого.

В 1828 году Шопен предпринимает своё первое заграничное путешествие – в Берлин, – где посещает оперный театр и концертные залы. Эта поездка оказалась весьма полезной в плане его становления как исполнителя и композитора.

В конце того же года состоялось первое публичное исполнение Шопеном его фа-минорного фортепианного концерта. В следующем, 1830 году, состоялась премьера его ми-минорного концерта. Эти два концерта, написанные 19-летним Шопеном, – пожалуй, самые заветные его произведения. Многое из того, что он напишет позже – это уже как бы разработанные фрагменты этих оригинальных полотен.

Многие гении постепенно поднимаются к своим вершинам, Шопен же фактически начал с них. А как же сонаты? – спросите вы. Безусловно, сонаты – внушительные, крупные формы. Но они были написаны уже зрелым мастером, умудрённым жизненным опытом и поднаторевшим в искусстве композиции, и в них уже нет той непосредственности выражения чувств, которая присуща лишь юношескому мировосприятию. К тому времени, помимо этих концертов, уже были написаны некоторые его малые произведения, в том числе мазурки, романсы, полонезы, вальсы, этюды. ноктюрны.

Дарование Шопена требует, чтобы он попробовал свои силы в большом мире, а не оставался в провинциальной по тем временам Варшаве. Ему советуют уехать. Он и сам понимает, что надо вернуться в Вену, где ему сопутствовал успех, и где у него появилось много друзей-музыкантов. И всё-таки Фридерик, как будто что-то предчувствуя, долго медлит с отъездом.

На прощальном обеде друзья Шопена подарили ему серебряный кубок, наполненный родной польской землей. Его учитель Й. Эльснер к этому случаю написал кантату, где, в частности, были такие слова:

  • Рождён был ты в польском крае,
  • Талант же твой будет славен повсюду
  • …………………………………………..
  • Пускай покинешь ты землю родную,
  • Но сердце с нами твоё остаётся.

В ноябре 1830 года Шопен покинул Польшу и, как оказалось, навсегда.

Весть о патриотическом восстании, вспыхнувшем в Польше, застала Шопена в Вене. Он рвётся на родину, чтобы сражаться в рядах повстанцев. Но друзья сдерживают его порывы, убеждая его в том, что, совершенствуя своё искусство, он принесёт гораздо больше пользы своей семье и отечеству.

При этом следует отметить, что, чувствуя недостаточную силу своего туше, Шопен старается избегать выступлений перед большой аудиторией. Он предпочитает небольшие салоны. Но лучше всего он чувствует себя в своей собственной квартире, играя для близкого круга друзей, среди которых были Ф. Лист, Г. Берлиоз, Г. Гейне, В. Беллини, Ф. Мендельсон, Э. Делакруа.

Шопен иногда выезжает из Парижа. В одну из таких поездок он встречается со своими родителями. Несмотря на все его опасения, они, равно как и другие его близкие родственники, не пострадали во время восстания, не были репрессированы после его подавления и продолжали по-прежнему жить в Варшаве. Более того, российское правительство предоставило возможность тем, кто выехал из Польши до начала восстания, вернуться на родину. Однако Шопен этой возможностью не воспользовался.

Так или иначе, их связь продолжалась более десяти лет. Для Шопена этот период был отмечен неуклонным ухудшением здоровья. Эгоистичная Санд мало заботилась о том, что было нужно Шопену, зато точно знала, что нужно ей. Тем не менее, этот период оказался наиболее плодотворным для композитора – тогда была создана значительная часть его произведений. Шопен, как будто предчувствуя свою скорую кончину, спешил как можно полнее запечатлеть себя в музыке.

И всё-таки скрытая несовместимость этих по существу чуждых друг другу натур когда-то должна была найти своё решительное выражение. Шопен всё больше уходит в себя. Санд становится всё более мелочной и раздражительной. Окончательный разрыв их отношений происходит в 1847 году – всего за два года до смерти Шопена.

Всё это время Шопен продолжает давать уроки. Превозмогая болезнь, вечно слабый и бледный, поминутно кашляя, принимая различные лекарства, он преподавал терпеливо, настойчиво и вдохновенно. Его уроки продолжались добрый час и более: увлекаясь, он зачастую их значительно продлевал. Одна из его учениц вспоминает, как однажды Шопен исполнил на память 14 прелюдий и фуг И. С. Баха. Оказывается, строгий и рассудительный Бах был любимым композитором этого трепетного романтика.

Поездка в Великобританию отняла у Шопена последние остатки здоровья. По возвращении в Париж, почувствовал себя настолько плохо, что практически уже не выходил из дома. У него усилилось кровохарканье, которое сопровождалось приступами удушливого кашля. Как отмечали современники, дух его был по-прежнему преисполнен гармонией, однако у него уже не было сил ни сесть за фортепьяно, ни удержать перо.

Незадолго до его смерти к нему из Варшавы приезжает старшая сестра – та самая, что обучала его игре на фортепиано. В 1849 году Шопена не стало. Посмертная маска и слепок руки Шопена были изготовлены его зятем (мужем дочери) Жорж Санд – скульптором О. Клезанже. Он же был автором памятника на могиле Шопена на парижском кладбище Пер-Лашез, где была изображена Эвтерпа, муза лирической поэзии и музыки, склонённая над разбитой лирой. Сердце же Шопена, согласно его воле, вернулось на родину и было захоронено в Костёле Святого Креста в Варшаве.

Одна история. Почему в детстве известному композитору Шопену отказались давать уроки

Будущий композитор родился 1 марта 1810 года недалеко от Варшавы, в местечке Желязова Воля. Мать Шопена, Юстина Кшижановська, была полькой, отец, Николя Шопен, имел французское происхождение. Семья жила в имении графа Скарбека, там отец работал домашним учителем. После рождения сына Николя получил предложение работы в Варшаве, поэтому впоследствии семья перебралась в столицу.

С самого детства Фредерика окружала музыка: его отец был искусным скрипачом, играл на флейте, мать пела, аккомпанировала себе и мужу на фортепиано. В свои пять мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, которые учил вместе со своей сестрой Людвикой. Первую свою композицию Шопен сочинил в восемь лет.

В том же году мальчика пригласили принять участие в концерте, который организовывало Общество благотворительности в Варшаве. Именно на нем Шопен впервые исполнил свои композиции для широкой аудитории и стал узнаваемым. Каждый вечер к его дому подъезжали элегантные экипажи, которые отвозили его в известные варшавские салоны, где он исполнял свои импровизации.

Фредерік Шопен


Фредерик Шопен

Чтобы усовершенствовать свои умения, Шопен брал уроки фортепианной игры у известного чешского музыканта Войцеха Живного, но после нескольких занятий музыкант отказался давать уроки Фредерику, аргументировав тем, что не может научить мальчика ничему новому. Композиторский и исполнительский таланты мальчика развивались настолько стремительно, что к двенадцати годам Шопен разбирался в музыке лучше, чем известные польские пианисты.

Затем он поступил в 4 класс в Варшавский лицей. Там ему удалось заявить о себе не только как о музыканте, а как о способном ученике. Юноша свободно владел французским и немецким языками, интересовался историей Польши. Он писал стихи, рисовал и рисовал карикатуры. После окончания лицея Шопен учился в Высшей музыкальной школе. Феноменальные способности юного пианиста, композитора и импровизатора в то время весьма интересовали Варшавскую публику. Его часто приглашали играть на светских мероприятиях и выездах.

Фредерик постоянно имел возможность общаться с высококультурными людьми. Именно люди, с которыми он познакомился на таких мероприятиях, помогли ему войти в мир высокой музыки. Демократические и патриотические настроения тех, с кем общался молодой композитор, оказали значительное влияние на формирование его мировоззрения.

Первой любовью Шопена была Констанция Гладковская. Она училась пению в Варшавской консерватории. Юноша восхищался ею и ее голосом, и посвятил ей одну из лучших своих композиций “Желание”. Уже в 19 лет Фредрик начал работать в Европе. Первый концерт он дал в Вене, тогдашней музыкальной столице Старого света. Через два года Шопен покинул родину и начал свои гастроли.

Что постоянно возил с собой Шопен на память о доме – смотрите в программе.

Читайте также: