Почему солон уехал из афин кратко

Обновлено: 15.09.2024

Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихотворений должна была привлекать внимание слушателей. Политическая деятельность Солона началась его экспедицией на Саламин в ходе войны с Мегарами. После успешно закончившейся экспедиции инициировал Первую Священную войну. К 594 году до н. э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем.

Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.


Бюст Солона, Musée national archéologique de Naples

Возможно, к этому времени у Солона уже сложился план преобразований. Чтобы приступить к их реализации, нужно было заручиться высокоавторитетной религиозной санкцией. Дельфийский оракул дал Солону несколько прорицаний, одобрявших его замыслы. К 594 году до н. э. Солон был самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем. Он мог рассматриваться всеми социальными слоями (аристократами, народом, торговцами и ремесленниками) как компромиссная фигура.

Первой его реформой была сисахфия, которую он считал своей главной заслугой. Отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство. Сисахфия должна была значительно облегчить социальную напряжённость и улучшить экономическое положение государства.

Солон проводил комплексную экономическую политику, которая характеризуется протекционизмом в отношении афинского сельского хозяйства и поддержкой ремесленного производства. Ремесленникам из других городов, прибывшим в Афины, разрешалось поселиться в городе. По другому закону родители, не обучившие своего сына ремеслу, не имели права требовать, чтобы он их поддерживал в старости. Он запретил вывоз зерна из Афин и поощрял оливководство. Благодаря мерам Солона оливководство впоследствии превратилось в процветающую отрасль сельского хозяйства. Денежная реформа Солона предполагала замену прежней эгинской монетной единицы эвбейской. Эта мера облегчила торговлю между Афинами, Эвбеей, Коринфом, Халкидикой и Малой Азией и способствовала развитию внешней торговли Афин.

Также важное значение имели социальные реформы Солона. Важнейшей из них является разделение всего гражданского коллектива полиса на четыре имущественных разряда. Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах.

  • Пентакосиомедимны имеют доход более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла могут избираться архонтами и казначеями
  • Гиппеи имеют доход свыше 300 медимнов зерна могут содержать боевого коня
  • Зевгиты имеют доход свыше 200 медимнов зерна служат гоплитами
  • Феты имеют доход менее 200 медимнов зерна могут участвовать в работе народного собрания и суда присяжных

Самые бедные (феты), в отличие от афинян, входивших в первые три имущественных класса, не имели права занимать государственные должности и принимали участие только в работе народного собрания и суда присяжных (гелиеи). По наиболее распространённой версии, Солон провёл эту реформу в интересах богатых (прежде всего незнатных богачей из ремесленников и торговцев). Однако выгоду получили и бедные: теперь они могли участвовать в политической жизни.

Солон, по-видимому, и учредил гелиею. Это нововведение имело наиболее демократический характер. Солон предоставил право любому гражданину возбуждать судебный иск по делу, прямо его не касающемуся. Если ранее в Афинах существовали только частные иски и процессы, в которых истцом должно было выступать само потерпевшее лицо, то теперь появились публичные иски и процессы.

Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение. Этот свод должен был заменить драконтовский свод; лишь драконтовские законы об убийствах по-прежнему действовали. Новый свод законов должен был оставаться в силе в течение 100 лет, но фактически действовал и после этого.

Реформы Солона представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства.

Аристотель же, по мнению С. И. Радцига[2], несмотря на широкое использование различных источников, относительно многих проблемных вопросов высказывается вполне однозначно.Так, будучи сторонником умеренной демократии, он высоко оценивает деятельность Солона, следствием чего являетсятенденциозность.

Судя по всему, поэтический дар Солона стал известен согражданам задолго до того, как он проявил себя на политическом поприще[7]. Солон был первым афинским поэтом, что, по справедливому замечанию И. Е. Сурикова[8], сказалось на его популярности. Также внимание слушателей привлекала ярко выраженная политическая направленность большинства солоновских стихотворенийи критическое отношение Солона к существующему состоянию дел. Поэт не раз описывал такие кризисные явления в афинском полисе, как стремление аристократов к несправедливому обогащению, гражданские смуты и плачевное положение простого народа, а также выдвигал идею благозакония, которая, однако, имеет дельфийское происхождение.По мнению Солона, благозаконие, или эвномия, – это наличие в полисе справедливых законов и сознательное подчинение граждан этим законам[9].

Следующим военно-политическим мероприятием Солона стало его участие в Первой Священной войне (Плутарх. Солон. 11). Будущий законодатель выступил инициатором начала военных действий некоторых греческих полисов против фокидского города Кирры, или Крисы, захватившего Дельфийский храм[13]. Война, продолжавшаяся десять лет, закончилась освобождением Дельф, взятием и разрушением Крис, а также значительным улучшением отношений между Афинами и Дельфами. Дельфийское жречество стало всячески поддерживать Солона (Плутарх. Солон. 14), благодаря чему, вероятно, они стал самым влиятельным политическим деятелем в Афинах.

В 560/559 г. до н. э., при архонте Гегестрате(Плутарх. Солон. 31),законодатель скончался[19].

Таким образом, Солон, будучи известным поэтом и политическим деятелем, испытывал неприязнь к единовластию и тираническому правлению. Он восхвалял меру, норму, благозаконие и социальный компромисс, любил Афины и глубоко верил в водительство богов.Выдвинутые им принципы фактически подразумевали целую программу социальных и политических преобразований, направленных на достижение единства внутри гражданского коллектива и ликвидацию наиболее острых конфликтов между различными слоями населения.Став архонтом, Солон приступил к последовательному воплощению в жизнь своих планов. Его реформы не были радикальными, но они почти полностью отражали его мировоззренческую позицию. И, хотя они пока не привели к желаемому результату, государственные деятели дальнейших десятилетий и веков шли по намеченному Солоном пути, что в результате привело к могуществу и процветанию Афинского государства[20].

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель. – М., 1997. – 458 с.

Плутарх. Солон / Плутарх // Сравнительные жизнеописания. – М., 1961. – Т. 1. – С. 102-126.

Суриков, И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика / И. Е. Суриков. – М., 2005. – 383 с.

Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н. э.) / Х. Туманс. – СПб., 2002. – 540 с.

Фролов, Э. Д. Политические лидеры афинской демократии / Э. Д. Фролов // Политические лидеры античности, средневековья и нового времени. – Л., 1983. – С. 6-22.

[3] Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 103.

[6] Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н. э.). СПб., 2002. С. 242.

[7] Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 114.

[8] Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 114.

[10] Там же. С. 116.

[12] Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 119.

[13] Там же. С. 121.

[14] Там же. С. 124.

[15] Там же. С. 125.

[16]Туманс Х. Рождение Афины. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла (VIII-V вв. до н. э.). СПб., 2002. С. 234.

[17]Фролов, Э. Д. Политические лидеры афинской демократии. Л., 1983. С. 9.

[18] Гущин, В. Р. Закон Солона о стасисе и установление тирании в Афинах в 561-560 гг. до н. э. / В. Р. Гущин // Восток, Европа, Америка в древности. – М., 2014. – Вып. 3. – С. 160.

[19]Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 144.

[20] Суриков И. Е. Античная Греция: политики в контексте эпохи. Архаика и ранняя классика. М., 2005. С. 151.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Солон происходил из знатного рода Кодридов, который ранее был царской династией. Судя по всему, ещё до начала политической деятельности был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихов должна была привлекать внимание слушателей. Политическая деятельность Солона началась его экспедицией на Саламин в ходе войны с Мегарами. После успешно закончившейся экспедиции инициировал Первую Священную войну. К 594 году до н. э. стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем.

Солон был избран архонтом-эпонимом на 594/593 год до н. э. Кроме того, ему дали чрезвычайные полномочия. Солон провёл ряд реформ (сисахфия, имущественный ценз, учреждение суда присяжных и Совета Четырёхсот и др.), которые представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства. После своего архонтства реформатор отправился в путешествие, в ходе которого посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. После своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни. Он умер около 559 года до н. э. в Афинах.

Содержание

Источники

Самым ранним и аутентичным источником о Солоне являются его стихотворения, от которых дошло до нашего времени большое количество фрагментов различного содержания [1] . Всего сохранилось 283 строки [2] из более 5 тысяч строк [3] . Вероятно, в древности существовал сборник стихотворений Солона [4] . Также современными источниками являются его законы. Большинство из них приведены у Плутарха [5] и Диогена Лаэртского [6] . Некоторые законы упоминаются у Геродота, Аристофана, Лисия, Эсхина, Демосфена и Диодора Сицилийского [7] . В древности Солону приписывалось более 100 законов, однако не все они были изданы им [2] . Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение. В середине V в. до н. э., по словам Кратина, кирбы находились в очень плохом состоянии [8] , а в конце века законы, вероятно, были скопированы на каменные стелы [9] .

Ранние годы. Происхождение

Много дурных богатеет, благие же в бедности страждут.
Но у дурных не возьмём их мы сокровищ в обмен
На добродетель, — она пребывает незыблемой вечно,
Деньги же вечно своих переменяют владык! [19]

Так как та ветвь рода Кодридов, к которой он принадлежал, к концу VII в. обеднела, он был вынужден заняться морской торговлей для улучшения своего материального положения [20] . Солон много путешествовал и знакомился с обычаями и нравами других государств [21] . Так как в источниках существуют противоречия относительно морских путешествий Солона, некоторые исследователи подвергают сомнению факт его торговой деятельности [22] .

Судя по всему, ещё до начала политической деятельности Солона он был известен согражданам как поэт. Он был первым афинским поэтом, и к тому же политическая направленность некоторых стихов должна была привлекать внимание слушателей [23] [24] . В своих стихах Солон порицал существующую обстановку в полисе и выдвигал идею эвномии (благозакония) [21] .

Ситуация в Афинах перед началом политической деятельности Солона


В начале VI в. до н. э. Афины были рядовым греческим полисом, отличающимся от других только своими размерами. Он был одним из самых крупных в Греции, а по количеству населения — первым в Элладе. После завершения синойкизма к началу VII в. до н. э. афинский полис стал занимать весь полуостров Аттика. При этом в полис входило несколько городов — кроме Афин, Элевсин, Марафон, Браврон и другие [25] .

Изначально гражданское население подразделялось по родоплеменному принципу [26] . Постепенно появлялось и территориальное деление: каждая фила подразделялась на три триттии, а каждая триттия — на четыре навкрарии. Всего было 48 навкрарий, и они являлись наименьшими территориальными единицами [27] .

В начале VII в. до н. э. сформировалась политическая система архаического афинского полиса как типичной аристократической республики. Во главе государства теперь стояла коллегия из девяти архонтов, занимавших свой пост в течение года [29] . Между архонтами существовало определённое разграничение функций. Высшим магистратом был архонт-эпоним, архонт-басилей был верховным жрецом, архонт-полемарх — верховным главнокомандующим, остальные — фесмофеты — ведали судебными делами. Очень важную роль в управлении играл Совет Ареопага. В него пожизненно входили бывшие архонты. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью полиса. Также в Афинах существовало народное собрание, но оно не имело значительной роли до VI в. до н. э. [30]

Афинский демос находился в зависимости от аристократии [31] . Растущее закабаление демоса вызывало его недовольство. Внутриполитическая обстановка в Афинах характеризовалась гражданскими распрями. Развернулась острая борьба между аристократическими группировками. На внешнеполитической арене афиняне вели войну с Мегарами за остров Саламин. Межаристократическая борьба и закабаление демоса подрывали стабильность и порядок в афинском полисе [32] .

Войны Солона

Война с Мегарами за Саламин

Затем он сам возглавил экспедицию на Саламин, которая принесла ему полный успех: стратегически важный пункт в Сароническом заливе оказался в руках афинян. Не вполне ясно, в каком статусе Солон командовал ополчением афинян [35] . Должности стратега тогда не было, и, вероятно, он был избран архонтом-полемархом. Правда, достоверно известно, что он позднее был архонтом-эпонимом, а считается, что дважды должность архонта занимать нельзя. Скорее всего, ограничение одним сроком относилось не ко всей совокупности архонтских должностей, а к каждой из них, взятой конкретно [36] .



Первая Священная война



Следующим военно-политическим мероприятием Солона было участие в Первой Священной войне. Про этот конфликт известно мало. Согласно исследователю У. Дж. Форресту, это была война некоторых греческих полисов против фокидского города Кирры или Крисы, захватившего Дельфийский храм. Наиболее влиятельными членами антикрисейской коалиции были Фессалия и Сикион, менее влиятельную позицию занимали Афины. По традиции, война продолжалась десять лет (596—586 годы до н. э.). По-видимому, уже в первые годы войны союзники освободили Дельфы. В конце концов Крисы были взяты и разрушены [41] .

Солон выступил инициатором объявления войны Крисам. По его совету члены Дельфийской амфиктионии начали войну [42] . В результате войны отношения Афин и Дельф значительно улучшились, дельфийское жречество стало всячески поддерживать Солона [43] .

В 594 году до н. э. по инициативе Солона были возвращены из изгнания Алкмеониды. Судя по всему, Солон благоволил к ним, стараясь сделать их своими сторонниками [44] .

Реформы Солона

Возможно, к этому времени у Солона уже сложился план преобразований. Чтобы приступить к их реализации, нужно было заручиться высокоавторитетной религиозной санкцией [43] . Дельфийский оракул дал Солону несколько прорицаний, одобрявших его замыслы [45] . К 594 году до н. э. Солон был самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем. Он мог рассматриваться всеми социальными слоями (аристократами, народом, торговцами и ремесленниками) как компромиссная фигура [46] .

Какой же я из тех задач не выполнил,
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед Времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая —
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, в богозданный град
Вернул назад я многих, в рабство проданных,
Кто кривдой, кто по праву, от нужды иных
Безвыходной бежавших, уж забывших речь
Аттическую — странников таков удел,
Иных еще, в позорном рабстве бывших здесь
И трепетавших перед прихотью господ,
Всех я освободил. А этого достиг
Закона властью, силу с правом сочетав,
И так исполнил все я, как и обещал [49] .

Первой его реформой была сисахфия, которую он считал своей главной заслугой [50] [51] . Отменялись все долги, освобождались из рабского статуса кабальные должники и запрещалось долговое рабство [52] [53] [17] . Сисахфия должна была значительно облегчить социальную напряжённость и улучшить экономическое положение государства [54] .

Солон проводил комплексную экономическую политику, которая характеризуется протекционизмом в отношении афинского сельского хозяйства и поддержкой ремесленного производства [55] . Ремесленникам из других городов, прибывшим в Афины, разрешалось поселиться в городе [56] . По другому закону родители, не обучившие своего сына ремеслу, не имели права требовать, чтобы он их поддерживал в старости [56] . Он запретил вывоз зерна из Афин и поощрял оливководство [57] . Благодаря мерам Солона оливководство впоследствии превратилось в процветающую отрасль сельского хозяйства [58] . Денежная реформа Солона предполагала замену прежней эгинской монетной единицы эвбейской. Эта мера облегчила торговлю между Афинами, Эвбеей, Коринфом, Халкидикой и Малой Азией и способствовала развитию внешней торговли Афин [56] [59] .

Также важное значение имели социальные реформы Солона. Важнейшей из них является разделение всего гражданского коллектива полиса на четыре имущественных разряда [60] [61] . Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах.

  • Пентакосиомедимны
    • имеют доход более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла [62]
    • могут избираться архонтами и казначеями
    • имеют доход свыше 300 медимнов зерна
    • могут содержать боевого коня
    • имеют доход свыше 200 медимнов зерна
    • служат гоплитами
    • имеют доход менее 200 медимнов зерна [62]
    • могут участвовать в работе народного собрания и суда присяжных [63]



    Самые бедные (феты), в отличие от афинян, входивших в первые три имущественных класса, не имели права занимать государственные должности и принимали участие только в работе народного собрания и суда присяжных (гелиеи). По наиболее распространённой версии, Солон провёл эту реформу в интересах богатых (прежде всего незнатных богачей из ремесленников и торговцев). Однако выгоду получили и бедные: теперь они могли участвовать в политической жизни [63] .

    Солон, по-видимому, и учредил гелиею [64] . Это нововведение имело наиболее демократический характер [65] . Солон предоставил право любому гражданину возбуждать судебный иск по делу, прямо его не касающемуся [66] . Если ранее в Афинах существовали только частные иски и процессы, в которых истцом должно было выступать само потерпевшее лицо, то теперь появились публичные иски и процессы [67] .

    Солоновский законодательный свод был записан на деревянных досках (кирбах) и выставлен на всеобщее обозрение [76] [77] [17] . Этот свод должен был заменить драконтовский свод; лишь драконтовские законы об убийствах по-прежнему действовали. Новый свод законов должен был оставаться в силе в течение 100 лет, но фактически действовал и после этого [78] .

    Реформы Солона представляют собой важнейшую веху истории архаических Афин, формирования Афинского государства [78] .

    Путешествие


    Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен —
    Не сократил его прав, не дал и лишних зато.
    Также подумал о тех я, кто силу имел и богатством
    Славился, — чтоб никаких им не чинилось обид.
    Встал я, могучим щитом своим тех и других прикрывая,
    И никому побеждать не дал неправо других [79] .

    В ходе своего десятилетнего путешествия (593—583 гг. до н. э.) Солон посетил различные регионы Восточного Средиземноморья. Он побывал в Египте, на Кипре и в Лидии. Сначала Солон посетил Египет, где общался со жрецами [83] . На Кипре Солон подружился с царём Сол Филокипром [83] . Солон побывал и в лидийской столице Сарды. Встреча с царём Крёзом упоминается во многих античных источниках, но невозможна по хронологическим соображениям. Крёз вступил на престол около 560 г. до н. э., а Солон был в Сардах на четверть века раньше [84] . Разговор Солона и Крёза описан, в частности, у Плутарха:



    В действительности Солона должен был принимать отец Крёза, царь Алиатт. Возможно, что афинский законодатель общался и с самим Крёзом, в то время царевичем. Есть предположение, что Солон посвятил царевичу одну из своих элегий, которая и могла стать источником аберрации для позднейших авторов [84] .

    Возвращение в Афины. Смерть

    Около 583 года до н. э. Солон вернулся в Афины. Законы Солона продолжали действовать, и за время его отсутствия не было предпринято попыток отменить или изменить их [86] . Правда, гражданские смуты, на прекращение которых надеялся Солон, продолжались ещё несколько десятилетий. Вскоре после возвращения реформатора архонт Дамасий, намереваясь стать тираном, не слагал с себя полномочий более двух лет, и его пришлось отстранять силой [87] . Роль Солона в описанных событиях не упоминается в источниках, но, вероятно, он выступил решительным противником Дамасия и, может быть, принял участие в его свержении [86] .

    Плутарх писал, что после своего путешествия Солон уже не принимал активного участия в политической жизни [88] . Однако позднее, в 60-е годы VI в. до н. э. он участвовал в третейском суде, разбиравшем афино-мегарский спор о Саламине.

    около 640 до н. э. — рождение Солона
    около 600 до н. э. — Саламинская экспедиция
    596 до н. э. — начало первой Священной войны
    594/593 до н. э. — архонтство. Реформы Солона
    593—583 до н. э. — путешествие Солона
    560-е до н. э. — участие в третейском суде по вопросу о Саламине
    560 до н. э. — приход к власти тирана Писистрата. Солон выступает его противником
    около 559 до н. э. — смерть Солона

    В те же годы начал возвышаться родственник Солона Писистрат. Он начинал свою карьеру в рядах сторонников реформ Солона и позже прославился в Саламинской войне [86] . В 560 году до н. э., получив от народного собрания разрешение набрать отряд телохранителей, он с помощью этого отряда захватил Акрополь и установил тиранию [89] . Солон пытался противодействовать возрастанию влияния Писистрата, но безуспешно: будущего тирана поддерживало большинство народа [90] . Когда Писистрат, сам себя изранив, заявил, что политические противники пытались его убить, Солон понял его замысел, но народ был не на его стороне [89] . На народном собрании некий Аристон внёс предложение дать Писистрату отряд телохранителей. Несмотря на противодействие Солона, постановление было принято [89] . Когда была установлена тирания, Солон попытался убедить сограждан выступить против Писистрата, но не имел успеха [89] . После этого Солон, по некоторым сведениям, изменил свою позицию и стал советником Писистрата [91] . Никаким преследованиям при тирании Солон не подвергся, хотя и выступал поначалу как её непримиримый противник. К тому же Солон вскоре скончался — в 560/559 г. до н. э. [90]

    Относительно смерти Солона в античных источниках есть противоречащие данные. Комедиограф V в. до н. э. Кратин и Аристотель писали, что Солон завещал развеять свой прах над завоёванным им Саламином [92] [93] . По словам Валерия Максима, он умер на Кипре и там же был погребён [94] . Элиан писал, что Солон был похоронен за государственный счёт возле афинской городской стены [95] . Вероятно, эта версия наиболее правдоподобна [96] . Согласно Фанию Лесбосскому, Солон умер в Афинах в преклонном возрасте на следующий год после первого прихода к власти Писистрата [97] . Рассказ о развеянии праха Солона над Саламином, вероятно, просто легенда [96] . Солон был похоронен на одном из афинских кладбищ, скорее всего, на Керамике [96] .

    Личность

    Личная жизнь

    Политические взгляды

    Реформаторская деятельность Солона сочетала в себе стремление к необходимым преобразованиям и здоровый консерватизм [21] . В своих ранних стихотворениях он порицал обстановку в полисе (в частности, стремление аристократов к несправедливому обогащению, гражданские смуты, закабаление демоса) и выдвигал идею эвномии (благозакония) [21] . Идея эвномии имеет дельфийское происхождение. Для Солона благозаконие означало справедливые законы и сознательное подчинение граждан этим законам [100] .

    Солон принципиально ненавидел тиранию. После проведения реформ сторонники Солона советовали продолжить реформы путём установления тирании, но он отказался [101] . В эпоху Старшей тирании, когда во многих греческих полисах к власти приходили тираны, добровольный отказ от единовластия — уникальный случай. Свой отказ он аргументировал тем, что это покроет его имя позором и может погубить его и его род. К тому же он был противником насилия [101] .

    Религиозные взгляды

    Мировоззрение и религиозные взгляды Солона отражены в его стихотворениях. Он был глубоко религиозным человеком. Исследователь И. Е. Суриков резюмирует данные из стихотворений Солона:

    Солон твёрдо верит в благое водительство богов, в их власть над человеческими судьбами. Если счастье и богатство даны человеку богами, то они будут прочными, надёжными, долговременными. То же, чего люди добились помимо воли небожителей, собственной наглостью, в конечном счёте обязательно повлечёт за собой возмездие от Зевса. Конечно, владыка Олимпа подчас не спешит с карой, и это может создать для злодеев иллюзию безнаказанности. Однако рано или поздно справедливость восторжествует: если сам содеявший дурное дело не искупит его при жизни, это искупление ляжет на плечи его детей и более отдалённых потомков. Таким образом, Солон выражает твёрдую уверенность в факте страдания невиновных за преступления предков, полностью признает идею коллективной ответственности рода… видеть в богах причину бед и неудач не следует…: в своих несчастьях виноваты лишь сами люди, тешащиеся напрасными мечтами, имеющие слишком высокое мнение о себе и лишь после того, как на них обрушатся какие-нибудь испытания, приходящие к пониманию необходимости разумной меры во всём [102] .

    Поэтический дар

    В 600-е годы до нашей эры афинами правила аристократия. Почти все правительственные решения и операции находились в руках полудюжины лидеров, называемых архонтами, и более мелких чиновников, называемых магистратами. Собрание дворян, большинство из которых были выходцами из богатых землевладельческих семей, каждый год избирало лидеров из их числа.

    Кризис Афин

    Аристократы правили Афинами ради собственной выгоды. Они часто создавали жестокие группировки, чтобы получить преимущество друг над другом. Они также использовали суды для дискриминации простых людей, в основном бедных фермеров, рабочих, ремесленников и растущего класса торговцев. Долгая история ненависти выросла между низшими классами и их аристократическими правителями.

    Видя надвигающуюся катастрофу, как аристократия, так и простые люди Афин поддержали избрание Солона главным архонтом в 594 году до н. э. Афиняне предоставили Солону, которому тогда было около 35 лет, почти неограниченные полномочия для написания новых законов, чтобы покончить с условиями, которые вызвали ненависть и страх.

    История новой демократии

    Солон был сыном афинского аристократа, но, по-видимому, его отец потерял семейное состояние. В результате молодой Солон стал торговцем, чтобы прокормить себя и свою семью. Он вел скромную жизнь и никогда не стремился к большому богатству. Солон также стал первым известным поэтом Афин. Многое из того, что мы знаем сегодня о его идеях и взглядах, почерпнуто из его поэзии.

    Афиняне выбрали Солона посредником в урегулировании их кризиса по нескольким причинам:

    • аристократам нравилось, что он благородного происхождения;
    • простолюдины доверяли ему как честному человеку, который зарабатывал себе на жизнь;
    • он также был известен как патриот, который сплотил афинян, чтобы победить другой город-государство за обладание близлежащим островом Саламин. Прежде всего, Солон имел репутацию человека справедливых взглядов.

    Реформы архонта Солона

    Философия Солона

    Солон отверг идею о том, что бог, царь, тиран, отдельный класс или даже он сам могут спасти Афины. Вместо этого он считал, что все граждане, богатые и бедные, несут ответственность за достижение общего блага города. Идея Солона о значении гражданства была новой.

    Отмена долгового рабства

    Солон также освободил тех, кто находился в долговом рабстве, и запретил предлагать свое собственное тело или тела членов семьи в качестве обеспечения кредита или арендной платы. Кроме того, Солон даровал амнистию тем, кто бежал в изгнание из-за своих долгов. Однако он отказался от захвата крупных поместий аристократов и перераспределения их земель среди бедных.

    Согласно плану Солона, только представители двух самых богатых классов могли стать архонтами или магистратами. Он открыл членство в собрании для всех граждан Афин, даже для бедных.

    1 Вопросы датировки см.: Hignett С. Α History of the Athenian Constitution to the End of the Fifth Century В. C. Oxford, 1958. P. 319-321; Rhodes P. J. Α Commentary on the Aristotelean Athenaion Politeia. Oxford, 1981. P. 180 ff.; Chambers M. Aristoteles. Staat der Athener / Übers. M. Chambers. Berlin, 1990. S. 194.
    2 Berve Η. Die Tyrannis bei den Griechen. Bd. 1. München, 1967. S. 45 f.; De Libero L. Die archaische Tyrannis. Stuttgart, 1996. S. 50.
    3 Подробно см.: Roebuck С. Three Classes (?) in Early Attika // Hesperia. V. 42. 1974. P. 485-493; Rhodes P. J. 1981. P. 182 ff.; Chambers M. 1990. S. 194 f.; Welwei K.-W. Athen. Von neolitischen Siedlungsplatz zur archaischen Grosspolis. Darmstadt, 1992. S. 221.
    6 См. также: Rhodes Р. J. 1981. Р. 184.
    7 Rhodes Р. J. 1981. Р. 186; Chambers Μ. 1990. S. 197; Welwei K.-W. 1992. S. 222.
    8 Обзор литературы по этому вопросу см.: Rhodes Р. J. 1981. Р. 184 ff.; Welwei K.-W. 1992. S. 224 ff.
    9 French A. The Party of Peistratos // G&R. V. 6. 1959. P. 46-57; Sealey R. Regionalism in archaic Athens // Historia. Bd. 9. 1960. S. 155— 180; Pieket H. W. The Archaic Tyrannis // Talanta. V. 1. 1969. P. 49.

    дения лидеров этих партий не совпадают с географическим делением партий. Эти ученые подчеркивают, что все три партии возглавлялись знатными вождями и что, следовательно, речь здесь может идти не о социальной борьбе, а о соперничестве аристократических группировок10.
    Последняя точка зрения лучше всего аргументирована, однако она отнюдь не исключает и другие варианты. Во-первых, даже скептики вынуждены признать, что основные земельные владения аристократии находились на равнине, что неземледельческие промыслы были особенно развиты в Афинах и в прибрежной зоне и что горный район Диакрия был самым бедным в Аттике11. Во-вторых, если действительно нельзя говорить о политической или экономической обособленности отдельных областей Аттики, то это еще не значит, что указанные социальные противоречия вовсе не существовали. В-третьих, тот факт, что большая часть владений лидеров трех партий находилась на педионе, отнюдь не означает, что эти лидеры не могли иметь тесных связей и с другими регионами страны. Достоверно известно, что у Алкмеонидов были какие-то владения в Паралии, а Писистрат имел опорный пункт в Диакрии, конкретно в Марафоне, где позднее у него оказалось много приверженцев (Hdt., I, 62)12. Следовательно, ничто не мешает нам предположить, что в борьбе партий было задействовано, как минимум, два мотива: личное соперничество знатных аристократов и социальные противоречия. Аристократы боролись за первенство, побуждаемые своими харизмами и личным честолюбием. Непосредственную поддержку они находили в сообществах своих сторонников — гетериях13. Однако в ходе борьбы могло выясниться, что силы противников равны и одних гетерий недостаточно для перевеса над другой стороной. Вот тогда-то лидеры партий могли обратиться за поддержкой к различным социаль-

    14 Зельин К. К. 1964. С. 154 сл.; Rhodes Р. J. 1981. Р. 187.
    15 Зельин К. К. 1964. С. 141 сл.; Davies J. К. Athenian Propertied Families, 600-300 В. С. Oxford, 1971. Р. 369 ff. На самом деле происхождение Алкмеонидов неясно. Павсаний говорит, что этот род происходит от ахейской аристократии, бежавшей в Аттику из Пелопоннеса во время дорийского нашествия (Paus., II, 18, 8 sq.). Возможно, что Алкмеониды действительно имели очень древние корни, но в их роду не было славных героев. Первым известным представителем этого рода был Мегакл, занимавший должность архонта в период 636—624 гг. до н. э. См.: Davies J. К. 1971. Р. 370.
    16 См. также: Smith J. Athens under the Tyrants. Bristol, 1989. P. 39.
    17 Хвостов М. О социальном характере афинской тирании VI в. // Сборник в честь Д. А. Корсакова. Казань, 1912. С. 6 сл.
    18 Beloch К. J. Griechische Geschichte. Bd. 2. Abt. 2. Strassburg, 1914. S. 26.

    Подготовлено по изданию:

    Читайте также: