Поехать образовано каким способом

Обновлено: 15.09.2024

Задания по теме "Словообразование частей речи"

Словообразование существительных

1. В каком ряду все слова однокоренные?

1) Бот, ботик, ботинок, ботиночек;

2) бочок, бочка, бочонок, бочар, обочина;

3) вербочка, верба, вербняк, вербовщица;

4) гусь, гусак, гусыня, гусеница, гусенок.

2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Собеседник, отпускник, искренность;

2) подшерсток, побережье, сокурсник;

3) перемирие, соперник, пригород;

4) соучастник, сокурсница, безрассудство.

3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?

1) Кровь, кровинка, кровиночка;

2) кастрюля, кастрюлька, кастрюлечка;

3) торопить, торопиться, торопливый, торопливость, неторопливость;

4) крупа, крупяной, крупчатый, крупица.

4. В каком ряду все слова образованы сложением основ и прибавлением суффикса?

1) Черноморец, пароходик, скалолазка;

2) соковыжималка, садоводы, стеклокерамика;

3) звездолетчик, горнолыжница, солнцепек;

4) чаепитие, кофемолка, хлебопашец.

5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?

1) Амбар : амбарчик = сарай : сарайчик;

2) слон : слониха = трус : трусиха;

3) парашют : парашютист = паспорт : паспортист;

4) гусь : гусята = ботинок : ботинята.

6. В какой строке значение слова истолковано неверно?

1) Тигролов – тот, кто ловит тигров.

2) Черноглазка – та, у которой черные глаза.

3) Радиореклама – реклама, передаваемая по радио.

4) Телебашня – башня с телевизорами.

7. Придумайте сложные слова вместо данных: звонок, арбуз, нос.

8. Выпишите из стихотворения 3–4 непроизводных существительных.

В жару растенья никнут,
Бегут от солнца в тень.
Одна лишь чушка-тыква
На солнце целый день.
Лежит рядочком с брюквой,
И кажется – вот-вот
От счастья громко хрюкнет
И хвостиком махнет.

(Сергей Орлов)

9. Известно, что от слова ягода образовано слово ягодник, от слова вишня – вишенник.

Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.

1. В каких двух рядах все слова однокоренные?

1) Ложь, сложный, сложность, сложение;

2) беда, бедняжка, ябеда, ябедник;

3) выговор, говорун, заговаривание, говорливость;

4) бедность, беднота, бедняга, беднячество.

2. В каком ряду все слова образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Нашейник, подсвечник, подбородок;

2) сдувание, задушевность, обогреватель;

3) загривок, задымленность, запевала;

4) наконечник, опенок, зайчонок, детство.

3. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность?

1) Роза розовый розовость порозоветь;

2) семья семейство семейственный семейственность;

3) роза розовый розарий;

4) разряд разрядник разрядница.

4. В каком ряду все существительные образованы только словосложением?

1) Платье-костюм, кофемолка, самолет;

2) землепроходец, бетономешалка, вагон-ресторан;

3) паровоз, плащ-палатка, канатоходец;

4) хлебопродукт, диван-кровать, птицефабрика.

5. Какие словообразовательные пропорции составлены неверно?

1) Выезжать : выезд = выходить : выход;

2) сад : садовник = ель : ельник;

3) верблюд : верблюжонок = собака : собачонок;

4) грести : гребец = петь: певец.

6. Отметьте примеры детского словотворчества.

1) Грушонок – это росток груши.

2) Журчей, потому что он журчит.

3) Гусар – это не тот, кто пасет гусей, а кто служил в царской армии.

4) Варюля – в ней варят суп.

7. Придумайте сложные слова вместо данных: сырость, дыня, калоши .

8. Выпишите из стихотворения В.Ермакова 34 непроизводных существительных.

Свежая вырубка, дом лесника.
Низко над домом летят облака.
Ветер лютует. Но в доме тепло.
Листья, как бабочки, бьются в стекло.
В новой кадушке капуста сопит.
Внуки уснули, и дедушка спит.
Спит и спокоен заботливый дед:
Дом он построил на тысячу лет.

9. Дан ряд слов: виноградник, осинник, ежевичник. Можно ли в этот ряд включить слово подсолнечник? Почему? Напишите небольшое сочинение-объяснение.

Словообразование имен прилагательных

1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

1) Предостойный, недовольный, сверхглубокий;

2) беспорядочный, беспамятный, беседочный;

3) предпраздничный, приличный, путепроводный;

4) некрепкий, необычный, нейтральный.

2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

1) Вагонный, влажный, важный;

2) беседочный, беловатый, бледный;

3) брезентовый, безволосый, бревенчатый;

4) ветеранский, вещественный, вишневый.

3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ов-?

1) Персик, стекло, ухаб;

2) родник, пробка, остановка;

3) лозняк, кустарник, подорожник;

4) калина, леденец, хвала.

4. В каких двух рядах все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Безвинный, предвечерний, безветренный;

2) поверхностный, довоенный, безвластный;

3) прибрежный, надомный, беззаботный;

4) загородный, застенчивый, заводской.

5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

1) Дружелюбный, хлебобулочный, автозаводской;

2) дальневосточный, глинобитный, ледокольный;

3) железнодорожный, геологоразведочный, самоварный;

4) кисломолочный, сельскохозяйственный, западноевропейский.

6. В каком ряду все прилагательные непроизводные?

1) Неизгладимый, неожиданный, необычный;

2) дорожный, путевой, детский;

3) общий, сильный случайный;

4) свежий, яркий, сухой.

7. Восстановите словообразовательные цепочки.

1) Цирк . циркаческий;

2) широтный . широкий;

3) хитрый . бесхитростный;

4) пережиточный . пережить.

8. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

9. Напишите мини-сочинение о других деревьях или кустарниках.

Хороша развесистая, белоствольная, светло-зеленая, веселая береза, но еще лучше стройная, кудрявая, круглолистная, сладкодушистая во время цветения, но не ярко-зеленая, а мягко-зеленая липа. Коренаст, крепок, высок и могуч многолетний дуб. Трепетнолистая осина красива и заметна осенью, когда золотом и багрянцем покрываются ее листья. Много прелести и разнообразия придает она лесу во время осеннего листопада.

(По С.Т. Аксакову)

1. В каком ряду все прилагательные образованы приставочным способом?

1) Подгорный, перегорелый, подготовочный;

2) пригородный, раздражительный, закарпатский;

3) прегорький, негромкий, сверхзвуковой;

4) разгрузочный, распределительный, растительный.

2. В каком ряду все прилагательные образованы суффиксальным способом?

1) Паровозный, лимонный, асфальтный;

2) барский, бархатистый, двухведерный;

3) венный, вельветовый, великодушный;

4) говорливый, голубоглазый, гниловатый.

3. В каком ряду от всех существительных можно образовать прилагательные с суффиксом -ян-?

1) Кость, ветер, пар, время;

2) изба, глина, печь, путь;

3) волос, нефть, клад, чай;

4) крупа, дрова, лед, овес.

4. В каком ряду все прилагательные образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Настенный, безграмотный, запасливый;

2) подшефный, нагрудный, поштучный;

3) послеобеденный, безграничный, пречестный;

4) довоенный, бессердечный, распрекрасный.

5. В каком ряду все прилагательные образованы сложением с одновременным присоединением суффикса?

1) Североморский, многодетный, морозобойный;

2) хлебородный, теплопроводный, морозоустойчивый;

3) краснолицый, теплостойкий, засухоустойчивый;

4) многопартийный, теплозащитный, лесостепной.

6. В каком ряду все прилагательные непроизводные?

1) Белый, тюлевый, баскетбольный;

2) твердый, честный, талантливый;

3) свирепый, рыжий, плоский;

4) тесный, выносливый, мышиный.

7. Восстановите словообразовательные цепочки.

1) мерить. примерка . ;

2) опасный . безопасность;

3) писать – письмо . письменно;

4) тепло … теплица ….

8. К данным прилагательным подберите подходящие по смыслу существительные.

9. Напишите мини-сочинение о другой птице.

Летом сороки собирают на деревьях гусениц хвоегрызущих и листогрызущих насекомых.

Сороки приносят большую пользу лесам, лесопосадкам и лесополосам. Осенью и в малоснежные зимы сороки рыхлят подстилку в лесополосах. Оставленные ими старые гнезда используют мышевидные грызуны.

(По И.Заячниковскому)

Словообразование глаголов

1. Выпишите из текста бесприставочный глагол.

Все пассажиры повскакивали со своих мест. Вскочила и Алиса. Лошадь высунулась из окна, после чего снова уселась на место и спокойно сказала:

– Ничего страшного. Сейчас поезд будет прыгать через ручей.

Все сразу успокоились.

(Пересказ с английского В.Орла)

2. Какой бесприставочный глагол-синоним можно подобрать к данному ряду слов?

Отдавать, передавать, вручать, выдавать, представлять, приносить, давать.

3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом?

1) Принарядиться, присутствовать, приветствовать;

2) сдать, восстановиться, обжигаться;

3) закатиться, занозить, заземлить;

4) подыскать, сыграть, поинтересоваться.

4. В каком ряду все глаголы образованы суффиксальным способом?

1) Ограничивать, обедать, огорчить;

2) запереться, собирать, достроить;

3) соперничать, шуметь, глохнуть;

4) воспитывать, рассмеяться, спилить.

5. В каком ряду все глаголы образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Разбежаться, обезуметь, постукивать;

2) очиститься, участвовать, перевоспитать;

3) переписываться, прибраться, приглашать;

4) соразмерять, примечать, переносить.

6. В какой цепочке нарушена последовательность образования слов?

1) Полоть – выполоть – выпалывать – выпалываться;

2) приутихнуть – утихнуть – тихнуть – тихий;

3) чистый – чистить – расчистить – расчистка;

4) получить – недополучить – недополучать – недополучение.

7. Напишите рассуждение о другой птичке.

К зяблику его имя не подходит совсем. Зяблик – значит, должен зябнуть, мерзнуть. А эта птичка прилетает к нам одной из первых, когда на улице еще слякоть и нередки морозы и метели. Зяблик бойко прыгает по совсем еще голым веткам, и никто не видел, что он хоть немножко мерзнет.

(По Ю.Дмитриеву)

1. Найдите и выпишите бесприставочный глагол.

Но борода растаяла и исчезла, как только Алиса за нее схватилась, и в тот же миг Алиса очутилась на траве, под деревом, а Комар (потому что именно он разговаривал с Алисой тоненьким голоском) уселся на ветке у нее над головой и обмахивал Алису своими крыльями.

(Пересказ с английского В.Орла)

2. Какой бесприставочный глагол можно подобрать к данному синонимическому ряду?

Пропадать, провалиться, теряться, сгинуть, улетучиться, след простыл, в воду кануть, был таков.

3. В каком ряду все глаголы образованы приставочным способом?

1) Подобреть, продудеть, оживить;

2) сдублировать, изъездить, воссоединить;

3) пожалеть, отдышаться, вдуматься;

4) запереться, собирать, спилить.

4. В каком ряду все глаголы образованы суффиксальным способом?

1) Стукнуть, достигать, умыться;

2) подчеркивать, пошутить, достраиваться;

3) приглашать, перегородить, заживлять;

4) рассмешить, развивать, сшить.

5. В каком ряду все глаголы образованы приставочно-суффиксальным способом?

1) Рассыпаться, отлавливать, истереть;

2) просушиться, посуроветь, присудить;

3) расступиться, обездолить, удлинить;

4) пообедать, засобираться, подыскать.

6. В какой цепочке нарушена последовательность словообразования?

1) Играть – выиграть – выигрыш – выигрышный;

2) бежать – пробежать – пробег – велопробег;

3) варить – выварить – вываривание – вываривать;

4) гореть – догореть – догорать – догорание.

7. Напишите рассуждение о другом растении, предсказывающем погоду.

Я срываю коленчатый стебель хвоща. На сломе выступила капелька – быть дождю. И вдруг за высокими кустами на реке что-то зашуршало, зеркальная поверхность омута запузырилась, посыпал мелкий теплый дождь.

(По А.Куликову)

Зачетная (контрольная) работа по словообразованию

1. Допишите ряды родственных слов. Обозначьте корни.

1) Песок, песчаный…;

2) далекий, далеко…;

3) интересоваться, интересно….

2. Продолжите цепочки слов. Обозначьте словообразовательные морфемы.

1) Суперзвезда, суперкласс…;

2) одесский, белорусский, матросский…;

3) придумывал, рассказывал, обманывал….

3. Какими частями речи являются выделенные слова? Определите их морфемный состав.

В полях, не кошенных косой,

Все утро дождик лил косой.

4. Отгадайте загадку. Выпишите слова с одним и тем же морфемным составом. По какой словообразовательной модели они образованы?

Зреют на зеленых ветках
Детки лысые в беретках.
Без боязни спрыгнут с веток,
Очутятся без береток.
У кудрявого их папы
Ни беретки нет, ни шляпы.

5. Выпишите из текста сложные слова. Определите их словообразовательные модели.

По поверхности лужи скользят презабавные длинноногие водомерки. Они не тонут, потому что их лапки смазаны жиром. Вот из глубины поднимается большой черный жук-водолюб, набирает в свои воздушные мешки запас свежего воздуха. Водолюб – миролюбивое существо. Он питается мелкими подводными растениями. У паука-серебрянки среди водорослей имеется воздушный колокол, как у настоящего водолаза. В нем он спасается от врагов.

(По Г.Скребицкому)

6. Придумайте сложное существительное, называющее данное приспособление.

Уборка картофеля

1. Допишите ряды родственных слов. Обозначьте корни.

1) Гость, гостиница…;

2) впечатлительный, впечатление. ;

3) изображать, изобразительный.

2. Продолжите цепочки слов. Обозначьте словообразовательные морфемы.

1) Экс-президент, экс-министр. ;

2) утренний, соломенный. ;

3) требовал, советовал, оборудовал.

3. Какими частями речи являются выделенные слова? Определите их морфемный состав.

Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она (капля) стекла.

4. Отгадайте загадку. Выпишите слова с одним и тем же морфемным составом. По какой словообразовательной модели они образованы?

Этой бабке сотня лет,
А горба у ней все нет!
Высоконько торчит,
Далеконько ворчит.
Смерть придет за старушкой –
Станет бабка избушкой.

5. Выпишите из текста сложные слова. Определите их словообразовательные модели.

(По Н.Сладкову)

6. Придумайте сложное существительное, называющее данное приспособление.

На садовом участке

Ответы

Словообразование существительных

1 - 1;
2 - 4;
3 - 4;
4 - 4;
5 - 4;
6 - 4;

1 - 3, 4;
2 - 1;
3 - 3;
4 - 4;
5 - 2, 3;
6 - 1, 2, 4.

Словообразование прилагательных

1 - 1;
2 - 4;
3 - 3;
4 - 1, 3;
5 - 4;
6 - 4;
7 - циркач;
широта;
хитрость;
хитростный;
пережиток;
жить.

1 - 3;
2 - 1;
3 - 4;
4 - 2;
5 -1;
6 - 3;
7 - примерить;
примерочный;
безопасный;
письменный;
теплый;
тепличный.

Словообразование глаголов

1 - прыгать (сказала);
2 - жаловать;
3 - 4;
4 - 3;
5 - 1;
6 - 4

1 - исчезла (очутилась);
2 - исчезать;
3 - 2;
4 - 1;
5 - 3;
6 - 3.

Итак, в русском языке есть несколько способов словообразования.
1. Морфемный - образование слов происходит при помощи присоединения морфем.
Приставочный способ - образование нового слова происходит при помощи присоединения приставки.
Суффиксальный способ - новое слово образуется при помощи присоединения суффикса.
Приставочно-суффиксальный - одновременное присоединение приставки и суффикса.
Бессуффиксный (или нулевая суффиксация) - когда слово ничего не присоединяется, а отсекается какая-то часть слова.

Легче не стало, да? А не стало легче из-за того, что самое сложное заключается не в нахождении приставки или суффикса в слове, а той основы, от которой данное слово образовано.
Иными словами, ищем родителей. Важно не перепутать их с бабушкой-дедушкой и братьями-сестрами, а также прочими родственниками всех коленей :)

Например, надо определить способы образования слов бег, пробежаться, беготня.
Ха! Ну казалось бы - бег основа, соответственно, пробежаться - приставочно-суффиксальный, беготня - суффиксальный.
Ан нет :)
бег - это существительное, но это существительное, содержащее глагольное значение. Значит откуда оно могло взяться? Да-да, от глагола бегать. Что мы прибавили, чтобы из бегать сделать бег? Верно, ничего не прибавили, только оттяпали полслова :) Соответственно, это слово образовано бессуффиксным способом.

Ну ладно, тут ясно. Пробежаться-то по-любому от бегать образовано, значит, приставочно-суффиксальный! Да?
Тоже нет :)
Если бы исходным был глагол бегать, то нам нужно было бы одновременно добавить приставку про-, постсуффикс -ся, да еще и чередование в корне произвести - которое, кстати, тоже на пустом месте не делается :)
Бежать (что делать?) несовершенный вид, а пробежаться (что сделать?) - совершенный вид. Значит, это глаголы разные, соответственно друг от друга уже не образуются. Значит, чередование возникло на этапе образования видовой пары: бегать - бежать.
Теперь смотрим, одновременно ли присоединились приставка и суффикс (приставочно-суффиксальный?) или отдельно (приставочный? суффиксальный?): есть глагол бежаться? а пробежать? Первого слова не существует, соответственно присоединения только постфикса быть не могло, а второе есть. Выврд? Да-да, сначала к глаголу бежать присоединили приставку (бежать - пробежать -> приставочный), а затем добавили постсуффикс (пробежать - пробежаться - > суффиксальный).

С беготней тоже просто. Образовано от слова бег при помощи суффикса -отн-, то есть способ суффиксальный.

Самый простой способ определить, как слово образовано - поочередно убирать морфемы. Как только остается слово, которое может существовать без этой морфемы, соответственно, именно эта морфема служит для образования. И помним, что окончание для образования новых слов не может использоваться.

Коротко скажу еще о двух способах.

2. Сложение - в слове два или более корня. Например, слово паровоз: пар и возить - сложение. Но если добавляется суффикс, то надо быть осторожнее! Потому что слово паровозный образовано от слова паровоз суффиксальным способом (добавили суффикс -н-), а не сложением.

3. Переход из одной части речи в другую. Определить не сложно при некоторой доле внимательности. Предположим, видите Вы слова "столовая". Какая часть речи? Да, существительное! потому что отвечает на вопрос что?. А окончание какое? Угу, как у прилагательного! Естественно, что окончание - это не ботинки, их на время поносить не возьмешь. Соответственно, это просто слово, изначательно бывшее прилагательным, с течением времени превратилось в существительное, а окончание осталось то же самое.

Приставочно-суффиксальным способом образуются имена прилагательные со значением отсутствие, нехватка чего-либо:

Бесшумный = без шума = приставка БЕС + ШУМ + суффикс Н безжалостен = без жалости = приставка БЕЗ + жалость + суффикс Н

Приставочно-суффиксальным способом образуются имена прилагательные со значением нахождения где-либо:

Нательный =на теле = приставка НА + ТЕЛО + суффикс Н прибрежный = около берега = приставка ПРИ + БЕРЕГ + суффикс Н

Рядом с берегом - .

Недалеко от усадьбы - .

Приставочно-суффиксальным способом образуются имена существительные с приставками ПОД, БЕЗ, ЗА, ПО, ПРИ и последними буквами слова ЬЕ:

Приставочно-суффиксальным способом образуются наречия с приставками, оканчивающиеся не на -О:

Снова = приставка С + новый + суффикс А

Во-первых = приставка ВО + первый + суффикс ЫХ

Вскоре = приставка В + скорый + суффикс Е

По-особенному = приставка ПО + особенный + суффикс ОМУ

Определите, от каких исходных слов и с помощью каких суффиксов и приставок образованы приставочно-суффиксальным способом следующие наречия не на -О.

Приставочно-суффиксальным способом образуются некоторые глаголы:

Разбежаться = приставка РАЗ + бежать + суффикс СЯ выспаться = приставка ВЫ + СПАТЬ + суффикс СЯ

Используя приведённые ниже слова, заполните таблицу:

переплавка, подмастерье, заинтересованно, обогреватель, прорубь, соавтор, собеседник, современный, совместный, пододеяльник, освещение, сопереживать, беззвучно, бесцветный, сотрудник, побережье.

Слова, образованные приставочным способом

Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом

Укажите, каким способом образованы слова, которые вы не внесли ни в одну из колонок таблицы.

Слова, образованные приставочным способом

Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом

Переплавка = переплавить + суффикс К (суффиксальный) Заинтересованно = заинтересованный + суффикс О (суффиксальный)

Обогреватель = обогревать + суффикс ТЕЛЬ (суффиксальный) Прорубь (бессуффиксный)

Освещение = осветить + суффикс ЕНИ (суффиксальный)

Беззвучно = беззвучный + суффикс О (суффиксальный)

Определите способ образования данных слов.

Способ образования слова

Способ образования слова

Способ образования слова

Способ образования слова

Определите способ образования выделенных слов. В случае затруднения обратитесь к справочной литературе.

1) Столовая (. ) располагалась на первом этаже здания школы. - Столовая (. ) посуда была произведена в Санкт-Петербурге.

2) Такого вкусного мороженого (. ) я никогда не ел. – мороженое (. ) мясо перед приготовлением рекомендуется разморозить при комнатной температуре.

3) Присутствующие (. ) громко аплодировали. – Присутствующие (. ) гости поздравляли юбиляра.

"Основы грамотности" - материалы для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

В школьной программе подробно представлен морфологический способ образования слов в основных его разновидностях.

Приставочный: вянуть – завянуть; плыть – подплыть; когда – никогда; кто – кое-кто; громкий – негромкий; дорогой – предорогой; смотреть – недосмотреть.

Суффиксальный: вялый – вялость; дорогой – дороговизна; клиент - клиентка; смотреть – смотреться; пароход – пароходный; льдина – льдинка.

Приставочно-суффиксальный: лес – перелесок; дружеский – по-дружески; луна – безлунный; стол – настольный.

Бессуффиксный: глухой – глушь; синий – синь; допросить – допрос; отрывать – отрыв; бегать – бег. Этим способом образуются отвлеченные существительные от прилагательных и глаголов. Это наименее продуктивный способ.

  • сложение основ (с соединительной гласной О, Е или без них) или целых слов: пешеход, самосвал, глазомер, северо-запад, микроорганизм, грязеводолечебница;
  • сочетание начальных звуков: ЦУМ, вуз, ТЮЗ;
  • сочетание начальных букв: РСФСР, ЛДПР, КВН, ЭВМ;
  • сочетание начальных слогов: универмаг, местком, профком.

Возможно также сложение с суффиксацией: железнодорожный, картофелекопалка, правобережный, самолетостроение; приставочно-суффиксальный способ с постфиксацией: шутить – перешучиваться; сложение с префиксацией: мир – умиротворить.

Школьные учебники знакомят также с морфолого-синтаксическим способом, однако называют его переход из одной части речи в другую. Этот способ особенно продуктивен у прилагательных, которые приобретают свойства существительных: столовая, заливное, булочная; в существительные могут переходить и причастия: заведующий, учащиеся, трудящиеся; наречия и деепричастия переходят в предлоги: вокруг театра, мимо сквера, несмотря на ненастье; существительное с предлогом – в предлог: в течение недели, в продолжение месяца.

Третий способ – сращение, или лексико-синтаксический, - это образование слов из словосочетаний, которые при объединении создают новое слово: сейчас – из сей+час, сегодня – сего+дня, тотчас – тот+час, сумасшедший – с ума+сшедший; малоупотребительный – мало+ употребительный, труднодоступный – трудно+доступный и др.

К четвертому, лексико-семантическому, способу относится появление новых слов-омонимов в результате того, что изменилось значение уже существующих в языке слов: лайка (собака) и лайка (сорт кожи); прапорщик (знаменосец) и прапорщик (воинское звание); долг (обязанность) и долг (взятое взаймы).

Задача словообразовательного анализа – установить ближайшее слово, от которого образовано анализируемое. При этом возможно построение словообразовательной цепочки. Однако следует иметь в виду, что есть слова непроизводные, поэтому у них нельзя указать способ образования; а от одного и того же слова могут параллельно появляться производные слова. Например: год – годовой; год – годик; год – ежегодный – ежегодник.


В словообразовательных словарях слова размещены по гнездам. Гнездо – это совокупность однокоренных слов. Возглавляют гнезда исходные слова, которые являются непроизводными. Все производные размещаются в определенном порядке с учетом ступенчатого характера морфологического способа образования. От исходного слова могут быть образованы слова первой, второй, третьей и т.д. ступени. Например:


Если при морфемном анализе мы выделяем все части слова, учитывая живые связи современного русского языка и при этом слово может стоять в любой форме, то при словообразовательном анализе слово сначала надо поставить в начальную форму. Это поможет избежать смешения словообразования с формообразованием. Например, если глагол стоит в форме прошедшего времени, можно ошибочно принять суффикс –Л- за словообразующий, тогда как он образует только форму слова: выдохнул – выдохнуть ← дохнуть (приставочный способ образования); пролистал – пролистать ← листать.

Выстраивая словообразовательную цепочку, мы точнее определяем и структуру слова. Эти два вида анализа тесно взаимодействуют, хотя задачи у них разные. Так, если в слове несколько суффиксов, то в образовании конкретного слова участвует один: доходность ← доходный ← доход. Если кажется, что в слове два суффикса, но при отделении части выясняется, что промежуточного слова нет в языке, значит, суффикс не делится. Так, слово готовность образовано от основы слова готовый с помощью суффикса –НОСТЬ, поскольку сегодня в языке отсутствует слово готовный. А вот в слове честность иная картина: честность ← честный ← честь.

Помогает в проведении словообразовательного анализа знание способов образования той или иной части речи. Так, причастия и деепричастия образуются от глаголов суффиксальным способом: щебечущий ← щебечут, управляемый ← управляют, пронизанный ← пронизать, возвратясь ← возвратятся, завидуя ← завидуют, скрыв ← скрыть.

Читайте также: