Правила перевозки туристов на автобусе

Обновлено: 07.09.2024

В ряде случаев Правила изменились существенно. Разберем нововведения подробно и посмотрим, что изменилось по сравнению с прошлым годом.

► Требования к автобусу

Как было раньше. Автобус должен был быть:
– не старше 10 лет,
– соответствующим техническим требованиям к перевозкам пассажиров,
– допущен к участию в дорожном движении
– оснащен тахографом и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS,
– оборудован ремнями безопасности.

Как сейчас. В новых Правилах упомянуто лишь одно требование: чтобы автобус был оснащен ремнями безопасности.

Однако это не значит, что остальные требования автоматически не предъявляются — они предъявляются, просто регулируются другими законодательными актами. По факту, полностью отменили только одно условие — о возрасте автобусов. И установку ГЛОНАСС можно отложить до сентября 2021 года.

► Требования к водителю

Как было раньше. К организованной перевозке детей могли допустить водителя, который:
– имел стаж водителем категории D не менее 12 из 13 последних месяцев,
– в течение года не лишался прав и не подвергался административному аресту за нарушения ПДД,
– прошел предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей,
– прошел предрейсовый медицинский осмотр.

Как сейчас. В очередной раз поменялись требования к стажу: с 2021 года водитель должен иметь стаж в категории D не меньше 1 года из 2 последних. Больше изменений нет.

► Требования к сопровождающим

Как было раньше. Количество сопровождающих должно было быть не меньше, чем дверей автобуса, предназначенных для посадки (высадки).

Как сейчас. Если детей 20 или меньше, то сопровождающий может быть один. Но в этом случае посадка (высадка) пассажиров должна происходить через одни двери.

► Документы

Список документов, которые водитель и ответственный сопровождающий должны были иметь с собой при поездке, стал намного короче.

Как было раньше. В прошлом году водитель, который совершал организованную перевозку детей, при проверке обязан был предъявить:
– копию или оригинал договора фрахтования (если автобус заказной),
– копию уведомления в ГИБДД или копию отказа от патрульного сопровождения автомобилями ГИБДД,
– список участников перевозки, с пунктами посадки (высадки) каждого пассажира,
– документ со сведениями о водителе,
– документ, содержащий порядок посадки пассажиров в автобус,
– маршрут перевозки;
– список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) — в случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов в каждом автобусе.

Сопровождающий, в свою очередь, должен был иметь при себе список мест размещения для детей на отдых в ночное время (перечень гостиниц при многодневной поездке).

Как сейчас. Водитель обязан иметь при себе только договор фрахтования (обратите внимание — оригинал!) и документ со сведениями о маршруте перевозки. Документ этот можно составить в произвольной форме. Главное, чтобы он имел информацию о:
а) пункте отправления,
б) пункте назначения,
в) промежуточных пунктах посадки (высадки),
г) остановках для отдыха и приема пищи.

Копия уведомления в ГИБДД или отказа от патрульного сопровождения, а также список пассажиров при поездке тоже нужны — но теперь они должны храниться у ответственного сопровождающего. С водителя их спрашивать не будут. Список гостиниц с 2021 года тоже никто запрашивать не будет.

► Подача уведомления в ГИБДД

Как было раньше. Уведомление в ГИБДД могу подать фрахтовщик или фрахтователь (организатор поездки) — но только в том случае, если фрахтователь является юридическим лицом. От физических лиц уведомления не принимались.

Как сейчас. Уведомление может подать:
– фрахтовщик,
– фрахтователь как юридическое лицо,
– фрахтователь как физическое лицо.

► Наличие продуктов в автобусе

Как было раньше. Если перевозка длилась больше 3 часов, организатор поездки был обязан обеспечить наличие в автобусе пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды).

Как сейчас. Требование отменили. Пайки сейчас никто проверять не будет, организация питания детей в длительных поездках — исключительно вопрос совести организаторов.

► Организация подменного автобуса

Как было раньше. Особые ситуации: ДТП, поломка автобуса, болезнь или травма водителя — при которых перевозку продолжать было нельзя, раньше никак не регулировались.

Как сейчас. В Правила ввели новое положение (п.22): во всех подобных ситуациях организатор перевозки или фрахтовщик обязан принять меры по замене автобуса и (или) водителя. При этом необходимо в произвольной форме составить акт замены, в котором указать:
– причину, дату и время замены,
– ФИО и номер телефона водителя и ответственного сопровождающего.
Этот акт замены должен быть у водителя, который продолжит перевозку.

перевозка детей

Обратите внимание!

Мы подготовили большое Руководство по организованной перевозке детей. Правила и инструкции с учетом изменений 2021 года, шаблоны и образцы документов.

Как видите, изменения действительно существенные — поэтому важно их знать. Кстати, об актуальных требованиях к организованной перевозке детей на 2021 год у нас есть отдельная статья. Читайте, запоминайте, ориентируйтесь!

1 Глава Автотранспорт как элемент формирования тура…………..5 стр.

1.1 Классификация туристических автобусов………………………7 стр.

1.2 Обслуживание в туристических автобусах…………………….14 стр.

2 Глава Правовое регулирование автомобильных перевозок…….19 стр.

2.1 Правила перевозки туристов автотранспортом на внутренних маршрутах…………………………………………………………. 20 стр.

2.2 Правила перевозки туристов автотранспортом на международных маршрутах…………………………………………………………. 25 стр.

Список используемой литератур……………………………..…. 38 стр.

Транспорт является одним из важнейших элементов материально –технической базы отечественного производства и необходимым условием функционирования современного индустриального общества. Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и серы обслуживания.

Трудно сейчас представить себе какую-либо отрасль народного хозяйства или вид деятельности населения без использования грузового, легкового автомобиля и автобуса. Автомобильный транспорт стал выступать связующим звеном в организации переезда, являясь или доминирующим средством передвижения или вспомогательным.

Не исключением стали туристические перемещения с использованием автотранспорта. Выбор автотранспорта как доминирующего обусловлен его мобильностью, маневренность, высокие скорости доставки грузов и перевозки пассажиров, комфорт поездки и другие положительные качества автомобильного транспорта обеспечили ему повышенные темпы роста.

Протяженность магистральных автомобильных дорог в настоящее время составляет более 12 млн. км . Большая протяженность автомобильных дорог обеспечивает возможность их повсеместной эксплуатации при значительной провозной способности.

Наряду с преимуществом, которое обеспечивает обществу развитая транспортная сеть, ее прогресс так же сопровождается негативными последствиями – отрицательным воздействием транспорта на окружающую среду. Автомобильный парк, является практически основным источником загрязнения окружающей среды, а также – одним из источников, создающих высокий уровень шума и вибрацией.

Экологический ущерб от эксплуатации автотранспортных средств обусловлен токсичными выбросами, ежегодно автотранспортными средствами выбрасывается в атмосферу более 12 миллионов тонн различных загрязняющих веществ: окиси углерода, окислов азота и серы, углеводородов, сажи и других.

Во многих крупных городах на долю автотранспорта приходится 70 и более процентов от общего количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Являясь крупнейшим потребителем природного топлива, автотранспорт существенно влияет на увеличение концентрации в атмосфере углекислого газа и, тем самым, на процесс глобального потепления климата в мире.

Новый документ вступил в законную силу в марте 2008 года.

В новом Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электротранспорта введена новая классификация пассажирских перевозок:

а) перевозки по заказам;

б) перевозки при участии легковых такси;

в) регулярные перевозки на социальных и коммерческих маршрутах, то есть перевозки общественным транспортом.

Цель данной работы: определить основные правила перевозки туристов на внутренних и международных маршрутах.

Достижение поставленных целей происходит по средствам решения следующих задач.

Изучить автомобильный транспорт как элемент формирования туристского продукта;

2. Рассмотреть системы классификации автобусов и обслуживание туристов на маршруте следования;

3. Проанализировать законодательную базу, регламентирующую перевозку туристов на внутренних и международных маршрутах;

Предмет исследования: нормативно-правовая база автоперевозки туристов по внутренним и международным автодорогам.

Объект исследования: автотранспорт используемый в туристских целях на маршрутах внутренних, въездных и выездных автобусных туров.

В первой главе дается общая характеристика автомобильных перевозок и их влияние на развитие туристической сферы, рассматривается классификация туристических автобусов и обслуживание туристов в них.

Во второй главе рассматриваются нормативно-правовая база, регламентирующая перевозку туристов автотранспортом на внутренних и международных маршрутах.

КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРА

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные маршрутные перевозки;

2) маршрутные таксомоторные перевозки;

3) заказные перевозки;

4) таксомоторные перевозки.

Регулярные маршрутные перевозки и маршрутные таксомоторные перевозки (далее - регулярные перевозки) осуществляются на основании договора перевозки пассажира.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией.

Обязательные реквизиты билета, квитанции на провоз ручной клади, багажной квитанции устанавливаются правилами перевозок пассажиров.
Кассовый чек с размещенными на нем реквизитами билета или квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету или квитанции на провоз ручной клади. Платежная карта с транспортным приложением приравнивается к билету.

В рамках единой транспортной системы туризма в бывшем СССР по состоянию на 1991 г. автомобильные перевозки были самыми массовыми и составляли около 52% общего объема пе­ревозок. К тому времени функционировало 9600 автодорожных маршрутов, разработанных и паспортизованных в соответствии с действовавшими нормами. Только в 123 автотранспортных туристских предприятиях находилось на балансе 10 550 авто­бусов.

К 2000 г. доля автомобильных перевозок значительно сни­зилась и составила 40,3% за счет увеличения удельного веса в транспортных путешествиях воздушного транспорта. Тем не ме­нее автомобильный транспорт до сих пор является лидером тури­стских перевозок, выполняя две основные функции:

1. Самостоятельного вида путешествий и экскурсий;

2. Вспомогательного (трансферного) транспорта.

Следует отметить, что 92% всех экскурсий проводится с ис­пользованием автомобильного транспорта.

В Европе доля туристских перевозок автомобильным транспортом несколько ниже и колеблется в различных странах от 19 до 29%. Здесь сказывается высокоразвитая инфраструктура железных дорог и авиации.

В 1990 г. доля российских автоперевозчиков на междуна­родном рынке составляла 75%, в 1996 г. сократилась до 27%, а к 2000 г. она составила около 16%.

Достоинствами автомобильного транспорта являются его мо­бильность, доступность, сравнительно невысокие тарифы, возмож­ность транспортировки багажа, возможность остановок по пути следования, широкий обзор, невысокие удельные капитальные зат­раты.

Недостатки данного вида транспорта - невысокая вместимость и эксплуатационная скорость, загрязнение окружающей среды продуктами сгорания топлива, невысокий уровень комфортного жизнеобеспечения при длительных путешествиях и др.

Наиболее массовый туристский транспорт - автобус - в боль­шинстве случаев является собственностью крупных туристских компаний, объединений, концернов, ассоциаций. Другие же туристские фирмы пользуются услугами автотранс­портных предприятий на основе долгосрочной аренды или разо­вых заказов.

1.1 КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ АВТОБУСОВ

К автобусам малой вместимости относятся отечественные машины марок КАВЗ и ПАЗ общего назначения и модификации для северных, горных и южных районов. Северная модификация предполагает теплоизоляцию кузова, изолированную от салона кабину водителя, двойное остекление, дополнительное отопление. Гор ный автобус отличается наличием тормоза-замедлителя, противооткатного устройства и ремней безопасности для водителя и всех пассажиров. Южный вариант автобуса отличается установкой солнцезащитного экрана и теплоизоляцией кузова.

Похожие страницы:

Транспортные перевозки как одна из важнейших составляющих туристской индустрии в условиях соврем

Международный туризм как экономическая составляющая региональной политики

. внутренних и иностранных туристов [35]. Концепция международного, национального туризма в пределах страны может быть использована на . автомобильных дорог, имеются несколько аэропортов, в том числе международные, . прав на клубный отдых, чартерные перевозки .

Транспортное обслуживание туристов

Развитие автомобильного туризма в Украине

. автомобильного, развивается в условиях жесткой конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на . на право вождения автомобиля (для зарубежных путешествий - международного . перевозки туристов на автотранспорте регулируется Законом Украины "Об автомобильном .

Влияние транспортной системы на развитие сферы туризма

Пассажир вправе сесть в транспорт (почти) без ограничений, проехать до своей остановки и получить компенсацию, если что-то произошло в пути. Подробности в нашей статье!

Содержание

Что делать, если нужно провезти санки, могут ли дети ездить без билета, как получить компенсацию в случае форс-мажора – ответы на эти и другие вопросы дают эксперты Роскачества.

В этом материале мы рассмотрим только права потребителей в городском общественном наземном транспорте, то есть в автобусах, трамваях, троллейбусах. Ими пользуется большинство, и, казалось бы, никаких сложностей тут быть не может. Однако спорные и непонятные ситуации могут возникнуть в любой момент. И в этом случае необходимо понимать, как действовать, чтобы не нарушить закон, но и не ущемить свои права.

Покупка билетов и право проезда

Пассажир имеет право:

1. Уехать на транспорте, если есть свободные места

Это правило особенно актуально для регионов, где работают маршрутные такси, так как некоторые водители могут весьма вольно распоряжаться местами, придерживать их для определенных людей или в принципе не сажать пассажиров, например, рядом с собой.

2. Проехать до нужной остановки и выйти на ней без дополнительных напоминаний

Водитель должен провозить пассажиров по всему маршруту. Если остановка присутствует в списке, пассажир должен иметь возможность до нее добраться и на ней выйти. Любые изменения в маршруте или его сокращение незаконны, и можно жаловаться в администрацию перевозчика, если такое происходит.

Из этого правила, впрочем, есть исключение – остановки по требованию (это должно быть указано в маршруте). Однако обратите внимание, что, если на этой остановке есть люди, водитель в любом случае должен остановиться, даже если в салоне никто не просил об этом.

3. Проехать до своей остановки, даже если нет билета: для детей до 16 лет, путешествующих без сопровождения взрослых

Проезд (в том числе с детьми) и провоз багажа

Здесь пассажир вправе:

4. Бесплатно провозить детей до семи лет при условии, что они не занимают отдельного места

В городском и пригородном транспорте так можно перевозить детей до семи лет. В междугородных автобусах, как правило, можно не покупать отдельный билет на ребенка до пяти лет. Если же автобус оборудован ремнями безопасности (то есть предполагается, что пассажир пристегивается, а сделать это с ребенком на коленях нельзя), то это правило не действует, зато ребенку можно купить билет с существенной скидкой.

Еще один интересный нюанс заключается в том, что в автобусах с ремнями детей до семи лет (до 12, если не подходят ремни безопасности) следует перевозить в автомобильных креслах, иначе это будет нарушением правил ПДД. Обычно не уточняется, кто именно обеспечивает наличие кресел, но, так как именно перевозчик отвечает за безопасность пассажиров, предоставлять кресла, по идее, должен он.

5. Провозить ручную кладь, а также лыжи, санки, детские коляски бесплатно

Длина, ширина и высота ручной клади не должны превышать 120 см суммарно. Перевозчик может установить дополнительные правила, в которых будут указаны более масштабные габариты (но не менее, потому что такие величины указаны в правилах, действующих на федеральном уровне). Также перевозчик может расширить перечень предметов, которые разрешено взять с собой в салон (например, включить в него чемоданы, велосипеды и так далее). В любом случае каждый перевозчик обязан разрешить бесплатно провозить одну пару лыж в чехле (на пассажира), санки, детскую коляску, инвалидное кресло. При этом ручная кладь должна не только отвечать требованиям по габаритам или виду, но и быть провозима так, чтобы не мешать другим пассажирам (не перегораживать никакие проходы и так далее), она не должна пачкать других людей в салоне, иметь неприятные запахи и так далее.

6. Провозить животных и даже птиц, если последние в клетках с глухим дном

Важно при этом то, что любое животное должно по правилам быть в клетке с глухим дном. Без клетки можно взять с собой в салон только собаку-поводыря. Однако перевозчики в регионах могут устанавливать более мягкие требования и правила. Так, например, в Московской области можно провозить собак в автобусах – маленьких на руках, крупных в салоне, но при этом собака должна быть в наморднике и на поводке.

7. Получить компенсацию за утерю багажа

Чаще всего багаж провозится вместе с пассажиром, но возможны и другие варианты. Если что-то произошло в пути и багаж утерян или по вине перевозчика пришел в негодность, перевозчик обязан компенсировать убытки. За каждые сутки в просрочке в возврате багажа пострадавшему выплачивается 3% от платы за багаж за каждый день просрочки. Для получения выплат необходимо проследить, чтобы был составлен акт о просрочке.

8. Получить компенсацию, если во время поездки произошло ДТП

Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.

Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.

В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.

Если поездка не состоялась, прервалась, возникли сложности в процессе

В данном случае права пассажира таковы:

9. Если транспорт сломался, можно бесплатно пересесть в другой от того же перевозчика

Это правило актуально для всех видов городского транспорта, в том числе для маршрутных такси. Если мест в следующем автобусе или трамвае нет, эту проблему решает перевозчик. Если по какой-то причине пассажир все же не может уехать в разумное время, он может требовать компенсацию за проезд.

10. Вернуть деньги (или часть денег) за проезд в случае форс-мажора

Если пассажир не мог завершить поездку по вине перевозчика (например, если транспорт сломался), стоимость билета должна быть уменьшена пропорционально преодоленному расстоянию. Это актуально в том случае, если перевозчик не может предоставить другой вид транспорта по независящим от него причинам (форс-мажор – например, погодные условия).

Кстати, если автобус сломался, можно вернуть все деньги, так как за сохранность транспорта отвечает перевозчик. Но только при условии, что перевозчик не сможет в конечном итоге доставить до нужного места (то есть предоставить другое транспортное средство для перемещения).

Как быть, если ваши права нарушены?

Если перевозчик нарушил ваши права и не собирается исправляться, можно подать претензию в адрес руководства или обратиться в суд. Обратите внимание, что, если сначала подавать претензию, а потом идти в суд (естественно, при условии, что претензия не удовлетворена), можно получить больше денег за счет штрафа, который присуждается за отказ добровольно компенсировать убытки.

Подавать претензию необходимо в двух экземплярах, один останется у вас, на нем должны поставить подпись и дату. Оформить претензию можно в течение года после происшествия, ответить перевозчик должен в течение 30 дней. Если вам не отвечают или ответ вас не удовлетворяет, можно обращаться в суд.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Информация в салоне автобуса

Российское законодательство требует, чтобы в пассажирском транспорте размещалась информация, которая может потребоваться пассажирам.

Причем перечень информации напрямую зависит от того, какая перевозка имеет место: регулярная, по заказу или легковым такси.

На практике же можно столкнуться с тем, что контролирующие органы требуют вывесить в салоне автобуса все документы автобуса и водителя. В данной статье разберемся, какие документы должны быть размещение в пассажирском транспорте.

Нормативный документ, который рассматривается в данной статье, - это Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом".

Информация в салоне автобуса, выполняющего регулярные перевозки

Под регулярными перевозками законодательство понимает перевозки, осуществляемые общественным транспортом. То есть, автобус движется по маршруту, который известен заранее. А пассажиры могут садиться в автобус и выходить из него на разных остановочных пунктах.

В данном разделе речь идет как о городском общественном транспорте, так и о пригородном, и о междугороднем.

Данную группу объединяет то, что пассажиром может оказаться случайный человек, не имеющий никакой информации о перевозчике. Поэтому перечень информации для размещения здесь самый большой. Обратимся к пункту 24 Правил перевозок пассажиров и багажа:

Обратите внимание, только некоторые подпункты пункта 24 говорят о размещении информации. А именно, в салоне должны быть размещены:

  • информация о перевозчике (название организации, адрес и телефон);
  • фамилия водителя;
  • фамилия кондуктора;
  • стоимость проезда и провоза багажа;
  • информация о лицензии (номер и наименование органа, выдавшего лицензию).

То есть, обязательной информации не много и ее получится разместить на одном листе формата А4. А, возможно, и на половине такого листа.

Примечание. Правила перевозок не требуют размещать в салоне оригиналы или копии документов (лицензии, свидетельства налоговой и т.п.)

Кроме перечисленной выше информации в салоне также должны быть размещены права и обязанности пассажиров, предусмотренные правилами перевозок. Возникает справедливый вопрос, что включить в этот документ?

Естественно, если перевозчик не хочет думать над поиском решения, он может распечатать полный текст Правил перевозок пассажиров (25 листов) и развесить их в автобусе или троллейбусе.

Если же подойти к вопросу более внимательно, то можно скомпоновать документ, который содержит только права и обязанности пассажиров:

Номер пунктаКраткое содержание пункта
9Остановка по требованию пассажира
13Использование туалета на вокзале
34Пересадка в другой автобус в случае неисправности
50Сдача багажа с объявленной стоимостью
52Получение багажа в пути

При желании все перечисленные пункты можно разместить еще на одном листе. Таким образом, вся обязательная информация для регулярных перевозок может уместиться на паре листов.

Информация в салоне автобуса, выполняющего перевозки по заказу

К перевозкам пассажиров и багажа по заказу относятся пункты 71 - 78 Правил перевозок. И в этих пунктах не говорится о том, что в салоне автобуса должна быть размещена какая-либо информация.

В целом, это довольно логично, ведь в случае перевозки по заказу договор фрахтования заключается заранее. И заказчик перевозки заранее имеет всю необходимую информацию.

Информация в салоне легкового такси

Что касается легковых такси, то их услугами может воспользоваться в том числе случайный пассажир. Поэтому Правила перевозок требуют разместить в салоне следующую обязательную информацию:

91. На передней панели легкового такси справа от водителя фрахтовщиком размещается следующая информация:

а) полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов фрахтовщика, номер выданного фрахтовщику разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, срок действия указанного разрешения, наименование органа, выдавшего указанное разрешение;

б) тарифы за пользование легковым такси.

На передней панели такси должны быть указаны:

  • информация о перевозчике (название, адрес, телефон);
  • информация о лицензии (номер, срок действия и наименование органа, выдавшего лицензию);
  • тарифы.

То есть, информация в такси также может быть размещена на одном листе или на небольшой части листа.

Подводя итоги данной статьи нужно сказать о том, что законодательство требует размещать в салоне общественного транспорта обязательную информацию. Однако такой информации не много и она может уместиться на паре листов формата А4. Достаточно ее лишь правильно скомпоновать.

Ну а если контролирующие органы требуют от Вас разместить в салоне дополнительные документы, то напишите об этом в комментариях к данной статье.

Читайте также: