Правила поведения туристов при пользовании различными видами транспорта

Обновлено: 18.09.2024

Проходившего практику с 23.03.2015 по 12.04. 2015 г.

Ануфриева Светлана Александровна

Руководитель практики от организации:

Мальцева Екатерина Викторовна

М.П. организации

тема 1. Основы организации туристской деятельности, ознакомление с технической базой предприятия .

Тема 2. Правила поведения туристов при пользовании различными видами транспорта.

Тема 3. Стандарты качества туристического и гостиничного обслуживания.

Тема 4. Правила составления отчетов по итогам туристической поездки.

Тема 5. Технология создания и реализации анимационных программ.

Моя практика предназначена для улучшение и закрепление навыков.

Практика направлена на выработку знаний.

Производственная практика по ПМ 02 Предоставление услуг по

Заполнять документы и организовывать поездки в любую страну или досуго- развлекательные мероприятия работники организации,где проходит практика , конечно не доверяю.Но могут попросить заполнить образцы документов.

С туристами работать тоже никто не доверяет, но понаблюдать за самим процессом того, как менеджер обслуживает клиентов, можно.

Цель практики: получить навыки принятия реальных заказов у клиентов, провести анализ структуры туристической фирмы " Фригат аэро ", узнать специфику работы турфирмы; выявить необходимые документы для функционирования фирмы; определить требования к сотруднику офиса турфирмы.

Задачи:

1. Ознакомиться с работой предприятия, документами в ходе работы

2 получить навык использования оргтехники на предприятии

3. изучить виды деятельности менеджера.

4. Охарактеризовать внутренний вид офиса.

Методы :

1. Поисковый метод

2. Метод сравнения

3. Метод анализа

4. Метод наблюдения

Тема 1. Основы организации туристской деятельности, ознакомление с технической базой предприятия

Характеристика типа и структуры базы практики

"фригат Аэро" является лучшем агентом в Приморском крае организатор прямых чартерных рейсов.

Виды деятельности, по которым специализируется турфирма :

· продажа и бронирование групповых, индивидуальных туров по всему миру

· продажа билетов по странам Европы и Юго-Восточной Азии

· экскурсии по Приморскому краю

· продажа туров в рассрочку без комисии

Структура базы практики ( предприятия ) - это офис , где менеджеры работают , то есть бронируют туры , оформляют необходимые документы туристу, предлагают популярные страны, советуют, что лучше клиенту подобрать

Изучить и дать оценку материально-техническому оснащению базы практики. Соответствие оборудования техническим требованиям.

Офис хорошо оснащается :не слишком яркий , но и не слишком тёмный.

Кабинет оборудован большим столом , удобный для работы , компьютерами ( провода не мешают ходить ), ксероксам, принтером, все разложено по шкафам ( визитки, какие либо документы). Офис сам не большой , но все в нем аккуратно.

Познакомиться с базой практики, составить паспорт предприятия.

Я ознакомилась с данной практикой в турфирме " Фригат Аэро", сориентировалась месторасположении офиса.

Таб.1 Паспорт предприятия турфирмы " Фригат Аэро"

Стаж работы турфирмы Сотрудники Виды деят. турфирмы
Более 20 лет работает турфирма Алексеев Сергей Иванович - ген. директор Алексеева Ольга Геннадьевна - Директор по туризму Отдел выездного туризма: Чудинова Елена Китай, авто+ж/д Трубкина Мария Китай, авиа Ким Ольга Китай, авто+ж/д Лизунова Лариса Южная Корея, Северная Корея Визы Южная Корея, Китай. Лабуз Валентина Япония. Визы Япония. Молокоедова Галина Юго-восточная Азия, Европа, Америка, Австралия и Новая Зеландия, морские круизы Овчаренко Владислава Россия, Приморье, страны Скандинавии Отдел приема иностранных туристов: Недбайлова Ирина Все направления Степанкова Елена Все направления Рекламный отдел: Свириденко Александра PR-менеджер Беляев Андрей Контент-редактор сайта Бухгалтерия: Панченко Алина Главный бухгалтер Веремчук Наталья Бухгалтер · продажа и бронирование групповых, индивидуальных туров по всему миру · продажа билетов по странам Европы и Юго-Восточной Азии · экскурсии по Приморскому краю · продажа туров в рассрочку без комисии

Изучить устав предприятия, требования пожарной и санитарной безопасности.

Устав- правовой акт, представляющий собой свод правил, установленных государством или организацией, предприятием, регулирующих деятельность этих организаций, предприятий или определенных сфер управления и хозяйственной деятельности (Ветеринарный устав, Строевой устав, Дисциплинарный устав, Устав открытого акционерного общества, Устав общества с ограниченной ответственностью, Устав государственного унитарного предприятия и др.).

Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, в случаях, предусмотренных законом, может действовать на основании положения об организациях данного вида.

Общие положения об уставе содержатся в части первой Гражданского кодекса РФ. Статья 52 ГК РФ определяет, что юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях определенного вида.

Устав организации утверждается его учредителями (участниками). Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

В уставе организации должны определяться:

1. наименование юридического лица,

2. место его нахождения,

3. порядок управления деятельностью,

4. а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

В уставах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

Закон об акционерных обществах в ст. 11 устанавливает, что устав общества является учредительным документом общества. Требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.

В уставе акционерного общества должны быть отражены:

1. полное и сокращенное фирменные наименования общества;

2. местонахождение общества;

3. тип общества (открытое или закрытое);

4. количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;

5. права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);

6. размер уставного капитала общества;

7. структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений;

8. порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;

9. сведения о филиалах и представительствах общества;

В соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью устав общества с ограниченной ответственностью должен содержать:

1. полное и сокращенное фирменное наименование общества;

2. сведения о местонахождении общества;

3. сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;

4. сведения о размере уставного капитала общества;

5. сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;

6. права и обязанности участников общества;

7. сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;

8. сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу;

9. сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам.

Уставы акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью могут содержать и иные положения, не противоречащие федеральному законодательству.

Понятие обеспечения безопасности и детей, и взрослых на воде включает в себя не только спасение утопающих, обучение плаванию, судовождению, профилактику и предупредительную работу с детьми, взрослыми, но и обеспечение безопасности на береговых линиях и пляжах, организацию участия в развитии водных видов спорта, работы по обустройству береговых линий и пляжей.

К сожалению, нередки случаи травмирования людей, которые катаются на гидроциклах, моторных лодках, катерах, гребных лодках, байдарках, надувных лодках и катамаранах, парусных судах, хаусботах (плавучие дома и дачи).

Мы должны знать, что использование катеров и яхт в местах массового купания граждан недопустимо! Кстати, для получения прав вождения катеров, моторок, яхт и гидроциклов есть возрастные ограничения (только с 18 лет) при этом обязательно учитывается состояние здоровья, а также прохождение курса обучения и сдача экзаменов.

Правилами безопасности для маломерных судов запрещено:

превышение установленной скорости движения;

нарушение правил и условий маневрирования;

подачи звуковых сигналов;

нанесение повреждений гидротехническим сооружениям, техническим средствам и судоходной и навигационной обстановки;

заход в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водоемах;

приближаться на гидроциклах (водных мотоциклах) на расстояние менее 100 метров к купающемуся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания;

перевозить на судне детей без сопровождения взрослых;

сбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать нефтепродукты;

использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка.

Правила обязывают оказывать помощь терпящим бедствие на воде!

Пассажирам, находящимся на борту водного транспорта, запрещается:

начинать самостоятельную высадку или посадку до полной подачи трапа или при отсутствии швартовки двигаться вдоль борта судна на причале;

подниматься на борт по трапу, который не предназначен для пассажиров;

выходить и находиться на площадках, не имеющих ограждений;

самостоятельно заходить в служебные помещения или открывать технические помещения;

курить в неустановленных местах;

перевешиваться за борта судна;

провозить с собой и использовать огнеопасные и взрывчатые вещества.

Наши дети, путешествуя одни или с родителями, друзьями на водном транспорте, должны знать и понимать, что водный транспорт является источником опасности, и поэтому необходимо знать и соблюдать установленные правила безопасности при нахождении на любом виде водного транспорта.

Общие требования безопасности рекомендуют не только руководствоваться указаниями капитана судна, но и соблюдать меры личной безопасности, знать требования к одежде и обуви, т.к. это будет способствовать более легкой посадке и высадке на судно и передвижению по судну.

Основные правила безопасного поведения на водном транспорте:

внимательно слушать инструктажи по мерам безопасности;

обратить внимание на то, где находятся спасательные шлюпки и жилеты, изучить инструкцию или поинтересоваться у капитана, членов команды судна, как пользоваться спасательными жилетами;

знать, как правильно спускаться в шлюпку и садиться в неё;

не паниковать и бездумно бегать по кораблю и другому водному транспорту (ведь именно во время паники люди оказываются попросту задавленными другими пассажирами);

знать, что все действия по эвакуации пассажиров водного транспорта будут проводиться под чётким контролем капитана судна или корабля и его команды;

помнить, что с точки зрения безопасности предпочтительнее каюты, расположенные ближе к выходам на палубу. Найдя свою каюту, необходимо сориентироваться в ее месторасположении на корабле, в каюте имеется инструкция, в которой указано, где находится именно ваша шлюпка, ее надо найти на верхней палубе. Инструкция прикреплена снаружи дверцы шкафчика, находящегося в каюте, в котором хранятся индивидуальные спасательные пробковые жилеты;

укладываясь спать в каюте, держите наготове фонарь, нож и аварийный запас продуктов;

изучить инструкцию, как правильно надеть жилет. Спасательные жилеты снабжены лампочками со специальными батарейками, работающими в морской воде, их свет хорошо заметен в ночное время. Кроме того, к жилету прилагаются свисток для подачи звуковых сигналов, а иногда специальный порошок, окрашивающий воду в ярко-зеленый цвет, хорошо видимый с воздуха, и сигнальное зеркало (гелиограф).

дети в лодке

Правила поведения в случае эвакуации на водном транспорте:

При объявлении массовой эвакуации необходимо выполнять следующие действия:

в первую очередь пропустить к шлюпкам детей и женщин;

всем пассажирам надеть спасательный жилет (в холодное время года следует надеть сначала тёплую одежду и только потом жилет);

при необходимости взять с собой только самые необходимые вещи (деньги, документы, одеяло, спички, аптечку, еду и воду);

не толкаясь спускаться в шлюпку.

При отсутствии или нехватки плавательных средств необходимо перед прыжком в воду подбородок с силой прижать к груди (голову стараться во время прыжка не отклонять назад), сделать глубокий вдох, закрыть правой рукой одновременно нос и рот, а левой рукой держаться за спасательный жилет.

После того, как погружение в воду прошло успешно, нужно вынырнуть, раскрыв широко глаза и посмотреть по сторонам (это необходимо сделать, чтобы не попасть под винт корабля). Затем нужно отплыть от тонущего корабля как можно дальше. Известно, что тонущее судно во время своего погружения под воду, создаёт своеобразную воронку, в которую и может затянуть близко находящиеся предметы и людей. После того как пассажир отплыл на безопасное расстояние, ему нужно обязательно зацепиться за какой-либо проплывающий рядом предмет (мебель, багаж, доска и т.д). Если крушение корабля произошло в ночное время суток, то следует помнить о том, что плавательные жилеты оснащены специальными лампочками, зеркалом и свистком. При помощи этих вещей можно подавать сигналы о помощи.

Порядок поведения при нахождении в воде

Надо помнить, что в случае непредвиденных и опасных ситуаций на судне или за бортом, в целях сохранения жизни:

пассажирам рекомендуют сбросить обувь и все то, что не плавает;

находясь далеко от берега, в холодной воде, рекомендуют одежду не сбрасывать во избежание резкого переохлаждения;

находясь в открытом море, необходимо соблюдать следующие основные требования: надо неукоснительно выполнять все указания и распоряжения членов команды корабля. Все спасательные плавсредства должны держаться вместе и не удаляться от места гибели корабля, при условии, что нет надежды самостоятельно добраться до берега. Близость берега можно определить по появлению на воде веток с листьями и морских птиц.

В первый день нахождения в море не рекомендуется пить. Исключение делается для больных и раненых. В последующие дни пить надо понемногу несколько раз в день (всего не более 0,5-0,6 л). Морскую воду нельзя пить ни при каких обстоятельствах: жажду она не утоляет, а заболевания вызывает. Есть можно только аварийный запас еды. Если нет достаточного запаса питьевой воды, не следует употреблять в пищу морских рыб или птиц.

Пассажирам и туристам надо знать, что при температуре воды 4 градуса время выживания в воде составляет 30 минут, при температуре 10 градусов – 2 часа, если плыть, и 4 часа, если оставаться на месте. Правилами по безопасности рекомендуется для увеличения срока выживания при нахождении в воде поджать колени к животу, сложить руки на груди. Если вы оказались в воде с группой людей, необходимо собраться всем вместе, так как в таком состоянии есть возможность поддерживать и согревать друг друга.

Действия при падении человека за борт:

немедленно бросить пострадавшему спасательное средство;

обозначить место падения, бросив плавающие предметы;

сообщить о происшествии капитану судна;

четко выполнять все команды, вести наблюдение, стараясь не потерять пострадавшего из виду.

В процессе водного или морского путешествия у кого-то из пассажиров могут возникнуть при укачивании признаки морской болезни (головная боль, холодный пот, тошнота, рвота). В этом случае нужно знать, что необходим приток воздуха, избегать пребывания на солнце, пить очень мало, при отсутствии аппетита употреблять небольшое количество пищи каждый час и при необходимости обратиться за медицинской помощью.

Знание и умение выполнять основные требования по обеспечению безопасности пассажира или туриста на водном транспорте позволят избежать беды, сохранить жизнь и здоровье нам и нашим детям.


На этом уроке мы вспомним, с какими трудностями можно столкнуться во время туристского похода. Познакомимся с правилами преодоления естественных препятствий. Узнаем, как организуется безопасность туристов при переправах через реки. А также выясним, как безопасно выбрать место для бивуака.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Правила безопасности в турпоходе"

Ежегодно тысячи туристов-школьников отправляются в походы, экспедиции. Их сопровождают учителя или руководители туристских кружков. Туристы реально знают и представляют себе сложности походной жизни и заблаговременно готовятся к их преодолению. А главная задача при подготовке и проведении похода — это обеспечение безопасности.

Давайте вспомним, что нужно сделать для того, чтобы избежать возникновения экстремальных ситуаций в природных условиях? Правильно, нужно соблюсти три правила: правильно подготовиться к походу; соблюдать правила безопасного поведения на природе; и иметь надёжные одежду и обувь.

И сегодня на уроке мы с вами рассмотрим более подробно правила безопасности во время турпохода.

Всем участникам походов обязательно ознакомится с данными правилами и выполнять их на маршруте. В принципе, все они достаточно просты и интуитивно понятны. Выполнять их не сложно, для этого даже не понадобится особых усилий. Но надо помнить, что правила написаны не для того, чтобы морочить кому-то голову, а чтобы максимально обезопасить ваш активный отдых.

Часто о необходимости соблюдать технику безопасности туристы вспоминают уже тогда, когда случилось что-то неприятное. А ведь ознакомление с правилами безопасности необходимо как раз для того, чтобы предотвратить подобные ситуации.


Каких правил поведения вы должны придерживаться. Правильно, вы должны соблюдать обычные правила проезда: не стоять в тамбуре, при посадке в городской транспорт заходить через передние двери, выходить через задние. При переходе с одной железнодорожной платформы на другую надо пользоваться мостовыми переходами, дорожками или туннелями.

И вот вы приехали на нужную станцию. Однако начало вашего маршрута проходит вдоль автомобильной дороги. В этом случае вся туристская группа должна идти по обочине, цепочкой навстречу движущемуся транспорту. Направляющий и замыкающий в группе должны иметь красные флажки для предупреждения водителей.


Движение по проезжей части, баловство, перебегание или переход дороги перед близко идущим транспортом — дело опасное и недопустимое.

При этом помните, что при плохой видимости, ночью или в туман движение туристов вдоль автомагистралей категорически запрещено.

Если же ваш маршрут пролегает через населённые пункты, то вы должны быть доброжелательны и корректно вести себя с местными жителями, избегая неприятных ситуаций.

Очень важно, чтобы в походной колонне поддерживалась средняя, оптимальная для движения скорость. Не должно быть ни лидеров, которые убегают вперёд, ни отстающих. Группа не должна растягиваться. Темп движения задаёт направляющий, которого назначает руководитель. Обгонять его нельзя. Замыкающим в колонне обязательно должен идти сильный и опытный турист. Его задача — подбадривать отстающих и при необходимости оказывать им помощь.


В ходе движения по маршруту туристам приходится преодолевать разного рода естественные препятствия. Перелезая через деревья или большие камни, перепрыгивая через канавы, надо уметь страховать друг друга и оказывать взаимопомощь.

Двигаться по лесу надо цепочкой, соблюдая небольшие интервалы. Если нет тропы, следует идти не спеша, осторожно, выбирая наиболее безопасные места. Проходя сквозь чащу или заросли кустарника, впереди идущему туристу необходимо придерживать ветви, чтобы они не хлестали по лицу идущего следом. Кроме того, идущие впереди должны предупреждать об опасных местах: ямах, торчащих пнях, корягах, корнях, скользких поверхностях и тому подобное.

Следует соблюдать осторожность, когда приходится преодолевать канавы или ручьи по гнилым и неустойчиво лежащим брёвнам и стволам деревьев. Особенно это важно в дождливую погоду или после росы, когда они мокрые и скользкие. Перебираясь через глубокие овраги с обрывистыми стенками, заваленные буреломом и камнями (по дну которых нередко текут ручьи), необходимо выбирать наиболее пологое место, где легче всего организовать спуск и подъём. Если приходится подниматься по скользкому и крутому склону, для обеспечения безопасности следует устроить верёвочные перила. Для этого при планировании похода тщательно изучают маршрут по карте, выявляя возможные препятствия. А в групповое снаряжение обязательно включают специальные верёвки, длина которых должна быть достаточной для безопасного преодоления естественных препятствий.

Часто бывает, что на пути движения туристской группы оказываются реки и ручьи. Следует заранее подумать о том, как через них переправляться. Лучше всего найти на крупномасштабной карте ближайший к маршруту мост и по нему перейти на другой берег. Однако порой это сделать невозможно. Тогда приходится организовывать переправу самостоятельно.


Все переправы через реки можно разделить по способу их организации:

· вброд (с шестом, со страховкой по перильной верёвке, шеренгой, кругом, колонной);

· на плавсредствах (на лодках или плотах);

· над водой (по выступающим над водой камням, по бревну или дереву, по кладям, с использованием наведённых верёвочных перил);

· вплавь (со страховкой и без страховки);

· по льду (в лыжных и пеших походах в межсезонье или зимой).

В горных районах, а также на равнине в период обильных дождей и таяния снега небольшие ручейки могут превращаться в бурные потоки. Такие неожиданности даже опытных туристов заставляют отказаться от переправы. Лучше вернуться назад, потратить на обход лишний день, в крайнем случае вообще отказаться от продолжения похода, но не рисковать. Вероятность несчастного случая при переправе через бурный поток весьма велика.

Любая переправа через препятствие (реку или овраг) должна начинаться с разведки, которая предполагает выполнение следующих действий:

· осмотр местности с целью определения наиболее безопасного способа переправы (вброд, над водой, по воде);

· выбор участка реки и берега, где будет осуществляться переправа. Например, если руководитель решил переправляться вброд, ищут, где русло самое широкое, а глубина потока наименьшая, где минимальная скорость течения, относительно ровное дно, малое количество камней и небольшая крутизна берегов;

· выбор типа страховки, соответствующего избранному способу переправы (шест, перильная верёвка и прочее);

· при необходимости оборудование места переправы (вкапывание или закрепление опор для крепления верёвочных перил);

Для первого участника переправы (который переплывает или переходит реку без перил) надо продумать страховку.

· при переправе стенкой или кольцом назначают старшего группы (он координирует действия по оборудованию переправы, когда грохот воды или ширина реки не дают возможности переговариваться);

· проведение инструктажа участников переправы.

Не следует искать переправы вброд в местах поворота русла реки. На таких участках один берег всегда крутой и труднодоступный, русло под ним глубокое, а течение — быстрое. Лучше найти прямой и широкий участок реки: чем шире русло, тем оно мельче.

При переправе с шестом его следует использовать как опору, опираться следует на ту часть дна, которая выше по течению, захватывать шест надо обеими руками и держать их близко друг к другу, а не разносить по шесту.


Итак, мы преодолели все трудности и вышли к месту первой ночёвки. Ах, как приятно после долгого дневного перехода с рюкзаком на плечах, сытного и вкусного ужина у костра забраться в спальный мешок в палатке, ощутить уют и тепло. Приятно чувствовать себя в безопасности! Но уют и безопасность не организуются автоматически. Здесь нужны внимательность и предусмотрительность самого туриста.

Требования к месту организации туристского бивуака достаточно просты: это место должно быть безопасным. Оно должно располагаться вблизи источника питьевой воды. Здесь должно быть достаточно дров для костра. Хорошо, если есть просторная площадка для палаток и костра. Если все эти требования соблюдаются, можно разбивать лагерь.

Но прежде разберём подробно первое требование. Когда избранное для бивуака место может считаться безопасным? Вот самые общие правила для всех видов активного туризма.

Туристский лагерь не следует располагать вблизи автомагистралей, пастбищ, мест захоронения или утилизации бытовых и промышленных отходов, нефте- и газопроводов, высоковольтных линий электропередачи и в других подобных местах. Кроме того, опытные туристы рекомендуют останавливаться на ночёвку в стороне от жилищ, домов отдыха, дачных посёлков и мест отдыха населения. Конфликты могут вспыхнуть по самым разным причинам. Во избежание этого лучше устраивать лагерь подальше от населённых пунктов.

При выборе места на берегу реки, особенно в горах, следует располагать лагерь значительно выше уровня воды. В случае паводка лагерь может быть затоплен буквально в считанные минуты, а то и просто смыт водяным потоком.

Не следует располагаться на краю обрывистых берегов или на обрывистых склонах. Во-первых, почва под ногами может неожиданно обрушиться. А во-вторых, можно нечаянно сорваться с обрыва и упасть с большой высоты.

Не рекомендуется также останавливаться на ночлег и отдых под скальными уступами или под карнизами, на выступающих частях гребней. Всегда следует помнить об опасности оползней и обвалов.

Нельзя располагать лагерь на дне ущелий и сухих русел (во время дождя они быстро наполняются водой, образуя бурные потоки), на речных косах и наносных островках, в приливно-отливной зоне на морском побережье. Да и вообще в любых низких местах, где существует опасность затопления и схода селевых потоков. Сель возникает внезапно и, чаще всего, движется с огромной скоростью. Крутой передний фронт селевой волны может быть высотой до 15 метров и более. Остаться живым, оказавшись на пути селевого потока, практически невозможно.


В горах не разбивают лагерь на свежих (или лежащих на ледовых склонах) осыпях, в зоне активного движения льда, а также там, где есть опасность схода лавин. Лучше выбирать нагретые за день южные и западные склоны.

Для защиты от ветра палатки нужно ставить задней или боковой стенкой по направлению к ветру. Разбивать их желательно под прикрытием террас, холмов, скал или утёсов (но предварительно, как об этом говорилось ранее, надо убедиться, что исключена возможность обвалов, камнепадов или схода лавин).

Надо учитывать, что во всех низинах ночью скапливается холодный воздух, поэтому палатки, тенты, навесы или шалаши в утренние часы могут быть покрыты росой.

В районах с частыми грозами и бурями опасно устраивать лагерь у высоких одиночных деревьев, в грозу они наиболее подвержены ударам молнии. Лучше избегать остановок на ночлег в местах, где стволы деревьев обожжены молниями.

В открытых районах лагерь туристов должен располагаться вдали от деревьев, на расстоянии их двойной высоты.

Зимой бивуак располагают там, где есть топливо, сухостой. Лучшие дрова — это засохшие ель и сосна. Хорошо, если место зимнего бивуака защищено от ветра густым подлеском — лучше ельником.

Ни в коем случае нельзя устраивать в месте бивуака свалку бытовых и пищевых отходов, так как они привлекают грызунов, которые могут занести на жилую территорию паразитов, в том числе клещей. Кроме того, оставленный мусор делает удобное место непригодным для дальнейшего использования его под бивуаки и стоянки: кому приятно находиться и тем более отдыхать среди мусора? Все отходы необходимо сжигать или закапывать.

Отметим также, что при выборе места стоянки необходимо внимательно осмотреть прилегающую территорию на наличие ядовитых трав и кустарников.


В конце урока ещё раз отметим, что несмотря на то, что все правила, которые необходимо выполнять в походе, достаточно просты и интуитивно понятны. Но всем участникам походов обязательно ознакомится с ними и выполнять их на маршруте. И всегда надо помнить, что правила написаны не для того, чтобы морочить кому-то голову, а чтобы максимально обезопасить ваш активный отдых.


Транспорт — это зона повышенной опасности, и поэтому очень важно соблюдать в нём определённые правила поведения. Они одинаковы и для взрослых людей, и для детей. Правила поведения на различных видах транспорта во многом схожи и при их соблюдении позволяют избежать ситуаций, которые несут угрозу здоровью или жизни. Кроме того, в транспорте важно оставаться вежливым и культурным человеком.

Правила при входе в транспорт

Городской транспорт останавливается на специально оборудованных местах — остановках. На них люди поджидают свой автобус или троллейбус. Ни в коем случае нельзя выбегать на проезжую часть, выглядывая автобус — это опасно для жизни!

Когда транспортное средство подъехало к остановке, нужно подходить к его дверям только после полной его остановки. Запрыгивать в открытые двери на ходу строго запрещено.

Остановка городского транспорта

Рис. 1. Остановка городского транспорта.

При входе в автобус или троллейбус нужно, прежде всего, пропустить выходящих пассажиров и только после этого заходить вовнутрь. Делать это следует спокойно, соблюдая очерёдность и не толкая других людей.

Существует группа лиц, которым в силу своего физического состояния трудно самостоятельно подняться или спуститься с транспортного средства. Это пожилые люди, инвалиды, беременные женщины, женщины с маленькими детьми. В этом случае нужно оказать им помощь, поддержав за руку.

Правила поведения в пути

Оказавшись внутри транспортного средства, нужно пройти в середину салона, чтобы освободить пространство для других пассажиров. Возле выхода можно остаться в том случае, если нужно выйти на следующей остановке.

При входе в транспортное средство нужно оплатить водителю или кондуктору проезд, а полученный билет следует хранить до конца поездки. В противном случае контролёр потребует оплату штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте.

Для школьников нередко действуют льготы: скидки на оплату проезда.

Салон автобуса

Рис. 2. Салон автобуса.

Во время поездки нужно вести себя достойно, и придерживаться определённых правил безопасности и этикета:

  • Нельзя шуметь, толкаться, задевать пассажиров и доставлять им неудобство.
  • Нельзя отвлекать водителя во время работы.
  • При движении транспортного средства нужно крепко держаться за специальные ремни или поручни.
  • Рюкзак следует снять с плеч и держать в руке, а большую сумку лучше поставить в месте, где она не будет мешать другим пассажирам.
  • Нельзя высовываться из окон или дверей транспортного средства.
  • Недопустимо плеваться в транспортном средстве, принимать пищу, забираться на сидения с ногами.

Во время движения транспорта рекомендуется стоять лицом по направлению движения или вполоборота. Это нужно для того, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на неё среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадёте лицом вперёд, что гораздо безопаснее падения на спину.

Трамвай — разновидность общественного транспорта

Рис. 3. Трамвай — разновидность общественного транспорта.

При выходе из транспортного средства нужно подождать, пока оно отъедет, и лишь затем переходить улицу. При этом нужно запомнить, что автобус или троллейбус обходят сзади, а трамвай — спереди.

Что мы узнали?

Правила поведения в транспорте важны для безопасности, поэтому их изучают уже во 2 классе на уроках по окружающему миру. Проезд в общественном транспорте требует от пассажиров определённых норм поведения. Если кратко, ни в коем случае нельзя высовываться из окон и дверей во время движения, отвлекать водителя, вести себя некультурно по отношению к другим пассажирам.

Читайте также: