Предместье парижа где открылась мирная конференция на которой представители 32 государств

Обновлено: 18.09.2024

Ни одно из правительств, претендовавших в тот период на статус законной всероссийской власти, не было приглашено на конференцию. Германия и её бывшие союзники были допущены на конференцию только после того, как были выработаны проекты мирных договоров с ними. На конференции был одобрен устав Лиги Наций.

Содержание

Контекст

Война и перемирие

Помимо этого, в 1919 году, в отличие от мая-августа 1945 года, в мире ещё не было так называемых сверхдержав: ни Советского Союза, чья многомиллионная армия занимала всю Центральную Европу, ни США с их огромной экономикой и монополией на атомное оружие. В 1919 году враждебные Антанте государства не были разгромлены наголову и не подверглись оккупации со стороны победителейШаблон:Sfn.

Европа. Государства и нации

Люди и идеи

Всего на конференцию съехалось более тысячи делегатов, которых сопровождало огромное число экспертов в различных областях знаний, переводчиков, секретарей, стенографисток, машинисток и пр. Число сотрудников, обслуживавших американскую делегацию, достигало 1 300. Их содержание обошлось в 1,5 миллиона долларов. Одних журналистов, аккредитованных на конференции, было более ста пятидесяти, не считая множества репортёров и интервьюеров, гонявшихся за членами делегаций [1] .

Кроме того, лидеры стран-победительниц привезли с собой в Париж не только национальные интересы своих стран, но и персональные особенности: черты характера, усталость, болезни, личные симпатии и антипатии — многие из которых сыграли свою роль в дальнейшей судьбе человечестваШаблон:Sfn.

Позиции великих держав

Что касается Франции, то её военно-политическое руководство всемерно стремилось ослабить, расчленить Германию, отбросив её к положению, которое она занимала до Франкфуртского мира, завершившего в 1871 году франко-прусскую войну. Наиболее агрессивные элементы во Франции требовали ещё большего — возвращения к Вестфальскому миру 1648 года, расчленения Германии на отдельные княжества [1] .

Так, согласно тайному соглашению Франции с царской Россией (февраль 1917 года), опубликованному правительством Советской России после победы Октябрьской революции, Франция претендовала на Эльзас, Лотарингию и весь углепромышленный бассейн долины реки Саар. Граница Германии устанавливалась по Рейну, при этом германские территории по левому берегу Рейна отделялись от Германии и преобразовывались в автономные и нейтральные государства, которые Франция была намерена оккупировать до тех пор, пока Германия окончательно не выполнит все условия будущего мирного договора. За это Франция брала на себя обязательство поддержать претензии царской России на Константинополь и проливы и признать за Россией полную свободу в установлении её западных границ [1] .

Почти вдвое уступая Германии в численности населения, Франция рассчитывала на создание на восточных границах Германии блока стран, призванного заменить её прежнего союзника — Российскую империю. Этот блок, по замыслу французского руководства, должны были составить Польша, Чехословакия, Румыния и Югославия. Они же должны были стать барьером между Германией и Советской Россией [1] .

Подорвать экономическую мощь Германии Франция собиралась за счёт германских колоний в Африке. Поживиться она хотела и на Ближнем Востоке, за счёт бывшей Османской империи. Полное осуществление этих планов в результате мирной конференции позволило бы Франции стать гегемоном Европы [1] .

Великобритания, добившись сокрушения Германии как морской державы (значительная часть германского флота в этот период была интернирована в английской гавани Скапа-Флоу), намеревалась закрепить своё превосходство в Мировом океане. Эти претензии были подкреплены союзом с Японией, благодаря которому Британия могла противостоять США. Британия, как и Франция, претендовала на часть германских колоний, а также на Месопотамию, Аравию и Палестину, до войны принадлежавшие Османской империи. На европейском континенте Британия, напротив, объединялась с США в борьбе с непомерными амбициями Франции. Оба англо-саксонских государства возражали против расчленения Германии (Британия намеревалась в перспективе использовать Германию против Советской России, а для этого было нужно сохранить военную мощь Германии). На Балканах Британия пыталась нейтрализовать проникновение Франции, действуя совместно с Италией, а также переманивая на свою сторону власти балканских государств [1] .

Италия на конференции числилась в группе великих держав, но после поражения в битве при Капоретто, где англичанам и французам пришлось спасать своих союзников, с её интересами никто не считался. Италия всеми силами пыталась напоминать о своих колониальных притязаниях на территории бывших Австро-Венгрии и Османской империи, ссылаясь на Лондонский договор 1915 года но её претензии на Далмацию и Фиуме были отвергнуты, а когда итальянские лидеры в знак протеста покинули конференцию, Совет трёх в отсутствие Орландо разрешил грекам занять Смирну, которая по Лондонскому договору предназначалась Италии [1] .

Члены японской делегации в спорных вопросах, касавшихся Европы и Африки, не выдвигали своих претензий, а поддерживали Англию и США, рассчитывая на соответствующие компенсации там, где речь пойдёт о вопросах Азиатско-Тиоокеанского региона. Под шум общей дискуссии японские дипломаты добивались захвата азиатских территорий [1] .

Подготовка к конференции

В столицах 27 стран, участвовавших в борьбе против Германии, в том числе возникших после поражения Центральных держав, шла напряжённая подготовительная работа к Парижской конференции, которая должна была привести к переустройству мира. Правительственные чиновники составляли докладные записки, поручали историкам и экономистам искать обоснования для тех или иных притязаний в старых договорах и других дипломатических документах. Румыния пыталась сформировать единую линию поведения с Чехословакией, Югославией и Грецией. Между Парижем и Лондоном сновали курьеры, обеспечивавшие непрерывный поток дипломатической переписки. В Лондоне прошло совещание с участием глав правительств и министров иностранных дел Франции и Италии: многие пункты предстоящего мирного договора вызывали серьёзные разногласия, приходилось учитывать секретные соглашения, заключавшиеся в ходе войны, что требовало согласования и внесения поправок в предполагаемый договор [1] .

Прибытие Вильсона в Европу

Помимо политических лидеров, на борту судна, шедшего в конвое из нескольких боевых кораблей, находились и эксперты, которых удалось отобрать в американских университетах и правительственных учреждениях, а также многочисленные ящики со справочными материалами и специальными исследованиями по теме войны и мира. Здесь же были и послы Франции и Италии в США, которые также направлялись в Европу. В момент отплытия пассажиры полагали, что отправляются на предварительную конференцию, целью которой должно было стать лишь формирование принципов послевоенного мироустройства; предварительная конференция, однако, стала и заключительной — Вильсон оставался в Париже в течение большей части решающего полугодия, с января по июнь 1919 годаШаблон:Sfn.

Вильсон и его взгляды

Лига Наций и роль США

Вильсон зачитывает проект соглашения о Лиге Наций (14 февраля 1919). Справа от президента Клемансо и Бальфур. Рисунок Сайруса Болдбриджа

Из Бреста в Париж

Приём Вильсона в Париже был ещё более триумфальным. Премьер-министр Клемансо прибыл на вокзал вместе со своим правительством и давним политическим противником, президентом Пуанкаре. После этого американский президент и его жена проехали до своей новой резиденции в открытой карете через площадь Согласия и по Елисейским полям; сам Вильсон остался очень доволен таким приёмомШаблон:Sfn.

Первые встречи

Лондонская встреча

Встреча и впрямь не увенчалась успехом: как выяснилось, существенные разногласия по поводу территориальных требований Италии в Адриатике и различие во взглядах Великобритании и Франции по поводу судьбы Османской империи препятствуют формированию общеевропейского подхода. Кроме того, лидеры трёх держав колебались и не занимали определённых позиций, не желая создать у американского президента впечатление, что они пытаются договориться за его спинойШаблон:Sfn.

Знакомство лидеров

Размещение делегации США

Париж зимой 1918/1919

Выбор места проведения конференции

Рестораны и проститутки, нищие и драки

В Париже, как и по всей Франции, американские офицеры неоднократно конфликтовали со своими французскими коллегами, а обычные солдаты — регулярно дрались на улицах и в кафеШаблон:Sfn:

Клемансо и французская делегация

Ллойд Джордж и британская делегация

Метрополия

В то же время Ллойд Джордж и британские миротворцы понимали, что проблемы Империи велики — и регулярно появляются новые, такие как Индия и Египет. Бремя власти над громадной территорией тяжело сказывалось на экономическом положении метрополии, в особенности после того как мировой финансовый центр переместился в США. Отличавшийся оптимизмом премьер полагал, что хорошие отношения с Соединенными Штатами помогут компенсировать текущую британскую слабость; а, возможно, американцы возьмут на себя и часть ответственности за некоторые стратегически важные регионы мира — например, проливы Босфор и ДарданеллыШаблон:Sfn.

Колонии и доминионы

Размещение

Сам Ллойд Джордж остановился в роскошной квартире на улице Rue Nitot (сегодня — Rue de l’Amiral-d’Estaing): украшенные работами английских художников XVIII века апартаменты были одолжены ему состоятельной англичанкой. С ним поселились его дочери, Филипп Керр и Фрэнсис Стивенсон — учительница младшей дочери и, одновременно, многолетняя любовница премьера. Этаж выше занял Артур Бальфур, который по вечерам был вынужден наслаждаться любимыми валлийскими гимнами Ллойд ДжорджаШаблон:Sfn.

Британские интересы

Наличие столь обширной делегации имело как плюсы, так и минусы для британцев: в то время как лидеры Канады и Австралии вполне успешно защищали британские интересы в комиссиях, занимавшихся формированием границ Греции, Албании и Чехословакии, ситуация существенно усложнялось, когда дело начинало касаться вопросов, в которых канадцы, новозеландцы или австралийцы имели собственные интересы. Ллойд Джордж же не проявлял особого энтузиазма в защите интересов доминионов перед своими европейскими партнёрамиШаблон:Sfn.

Участники

Новый мировой порядок

Совет Четырёх

Организация работы

Комплекс грандиозных зданий на набережной Орсе пережил Вторую мировую и нацистскую оккупацию практически в неприкосновенности — архитектурный ансамбль сохранил свою исходную структуру, созданную в середине XIX века. Верховный совет заседал в кабинете министра иностранных дел Франции (зал фр. Шаблон:Langi), стены которого украшали резные деревянные панели и гобелены XVII века; зелёные шёлковые шторы и электрическое освещение дополняло интерьер. Клемансо, находившийся в роли хозяина, председательствовал в кресле перед огромным дровяным камином; его коллеги получили по небольшому столику для бумаг. У Вильсона, как единственного формального главы государства, кресло было на несколько дюймов выше, чем у остальныхШаблон:Sfn.

Время и подготовка

Процедуры и секретариат

Страны и голоса

Внимание общественности и СМИ

Создание Лиги Наций

Мандатные территории

Обязательства и неизвестность

Уже на первом заседании 18 января внешние наблюдатели отметили отсутствие ряда участников: так, греческий премьер-министр Венизелос не прибыл, поскольку был недоволен, что у Сербии было больше делегатов; канадского премьер-министра оскорбило то, что премьер-министру небольшого Ньюфаундленда было отдано старшинство; японские представители просто не успели ещё прибыть. Но ничто из этого, по мнению современников, не было сопоставимо с отсутствием представителей от бывшей Российской империи, понёсшей за годы войны огромные потери и внёсшей — как многие тогда полагали — решающий вклад в приостановку германского наступления во Франции в начале войныШаблон:Sfn.

В 1917 году союзники направили в Россию свои войска — в попытке поддержать своего распадающегося союзника (сохранить Восточный фронт против Центральных держав) и защитить уже поставленное вооружение; но в марте 1918 года новое большевистское правительство в Петрограде заключило сепаратный мир со странами Четверного союза. Направление дальнейших действий было неясно для лидеров союзников: Следовало ли оставить солдат Антанты на территории бывшей Российской империи? Следовало ли напрямую свергнуть большевиков? Или можно было просто поддерживать их разнородных противников: монархистов, либералов, анархистов, социалистов и националистов?Шаблон:Sfn

Поскольку вопрос о России неоднократно поднимался во время мирной конференции, Бейкер позже утверждал, что именно он — наравне со страхом перед распространением большевизма — сформировал условия мираШаблон:Sfn:

Клемансо, порвавший с крайними левыми после Парижской коммуны и вынужденный прислушаться к общественному мнению Франции, не согласился. Если большевики отправят своих представителей в Париж, то левые радикалы воспримут это как поощрение, а средний класс — как повод для паники; на улицах начнутся беспорядки, которые его правительство будет вынуждено подавлять с применением силы. В итоге это станет совсем неудачным фоном для мирной конференции. Клемансо также предупредил, что если его союзники будут настаивать на приглашении коммунистов, то сам он будет вынужден уйти в отставкуШаблон:Sfn.

Русское политическое совещание

В мемуарах премьер-министра царского правительства Владимира Коковцова содержатся сведения, что посол России в Париже добивался участия российской делегации в конференции: Шаблон:Цитата

Попытка решения

Парижские делегаты высказали возражения против каждого из представленных курсов: прямое военное вмешательство было рискованным и дорогостоящим; изоляция вредила населению, не участвовавшему в политических конфликтах; приглашение большевистских представителей в Париж давало им трибуну для распространения революционных идей на Западе. Вильсон поддержал путь переговоров Ллойд Джорджа; министры иностранных дел Франции и Италии воздержались. Пишон предложил выслушать французского и датского послов, которые только что вернулись из России. Послы подробно рассказали о красном терроре — их рассказ Ллойд Джордж счёл явным преувеличением. В итоге, Верховный Совет оказался не в состоянии принять какое-либо решениеШаблон:Sfn.

Фактическое вмешательство

Неэффективность, коррупция и банальное воровство внесли свой вклад в отсутствие успеха: мелкие чиновники за линией носили форму, предназначавшуюся для солдат на линии огня, а их жёны и дочери носили юбки британских медсестёр; в то время как грузовики и танки Деникина не могли двигаться на морозе, в соседних барах продавался антифриз. Хотя впоследствии большевики смогли нарисовать пропагандистскую картину, в рамках которой вся сила мирового капитализма была направлена на удушение Октябрьской революции, фактическая помощь союзников антибольшевистским силам была невеликаШаблон:Sfn.

Принцевы острова: несостоявшиеся переговоры

Шаблон:Main Вариант с переговорами так же не был окончательно отброшен: 21 января 1919 года Вильсон и Ллойд Джордж предложили Верховному Совету компромисс, согласно которому российских представителей следовало собрать вне Парижа (и Европы) — союзники остановились на Принцевых островах недалеко от Константинополя. Приглашение было отправлено по радио: ответ из Москвы был двусмысленным, но не содержал прямого отказа; представители антибольшевистских сил прислали свой отказ 16 февраляШаблон:Sfn.

Версаль, не принесший мира

В итоге новая система международных отношений при самом своем зарождении не включала в себя до недавнего прошлого две ведущие страны континента, — Россию и Германию, на которые в совокупности приходилось более половины европейского населения и самый крупный военный потенциал, в отличие от того же Венского конгресса 1814-15 годов, где Франция выступала в роли одной из равноправных сторон.

Помимо подготовки полноценных мирных договоров с Германией и ее союзниками, задачей Парижской конференции была выработка отношения к новым государствам, возникшим в ходе войны на руинах рухнувших империй (от Финляндии и Чехословакии до Украины и Грузии). Это были и вопросы их международного признания, и определения границ, договоренностей прежде всего друг с другом во избежание новых войн за многочисленные спорные территории. Также для предотвращения новых войн уже в мировом масштабе предполагалось создать авторитетную международную организацию (та самая Лига Наций, прообраз нынешней ООН, которая, увы, со своей заявленной задачей впоследствии так и не справилась).

Другую крупную территорию (14 520 кв.км с населением 1,8 млн.чел) отторгала от Германии Франция — вышеупомянутые Эльзас и часть Лотарингии, которые до 1871 года были французскими. Территорию площадью 3900 кв.км с населением 160 тыс.чел (на севере Германии, северная часть Шлезвиг-Гольштейна) приобретала нейтральная Дания, город Мемель (Клайпеду) с населением 140 тыс.чел — Литва. Небольшие пограничные районы передавались также Бельгии (Эйпен-Мальмеди и Мореснет) и Чехословакии (округ Глючинско).

Германские колонии Того и Камерун были разделены между Великобританией и Францией, Германская Юго-Западная Африка (ныне Намибия) переходила под мандат британского доминиона Южно-Африканского Союза.

Германии предписывалось сократить свою армию до 100 тысяч человек, набираемых по контракту (в т.ч всего 4 тысячи офицеров), генеральный штаб германской армии распускался. Все укрепления на западных границах Германии также уничтожались, стране было запрещено иметь военные дирижабли, танки, военную и морскую авиацию. Были наложены жесткие ограничения на строительство новых боевых кораблей.

Военный флот Германии должен был быть уменьшен до 6 броненосцев, 6 легких крейсеров, 12 контрминоносцев и 12 миноносцев с общей численностью военных моряков не более 15 тысяч человек. Иметь подводный флот запрещалось вовсе. Все остальные германские военные корабли подлежали передаче союзникам или утилизации (за неделю до подписания Версальского мирного договора большая часть немецкого Флота открытого моря, интернированного на британскую базу Скапа-Флоу, была затоплена самими немецкими моряками, не желавшими, чтобы их корабли достались британцам. В стычках с британцами, пытавшимися помешать затоплению, погибло девять немецких моряков. Их называют «последними жертвами Первой мировой войны — РП).

Замирение с Советской Россией

Национальная катастрофа Болгарии

Помимо территориальных потерь на страну была наложена разорительная контрибуция в 2 ¼ миллиарда франков золотом (по тогдашней стоимости — ¼ всего национального достояния), которую предполагалось выплачивать до 1957 года. Репарационные выплаты разорили национальное хозяйство Болгарии, привели к ее длительному отставанию от других стран Европы, которое не преодолено по сей день. Последствия хорошо заметны даже взгляду туриста на улицах болгарских городов: здесь очень мало зданий, построенных в межвоенный период — на их возведение просто не хватало денег.

Численность болгарских вооруженных сил была также ограничена всего до 33 тысяч человек, набираемых по контракту (20 000 — армия, 10 000 — жандармерия и 3 000 — пограничников). Болгарии запрещалось иметь авиацию и любые виды тяжелого вооружения, военно-морской флот был сокращен до 10 небольших кораблей.

Австрия и Венгрия вместо Австро-Венгрии

Австрия по Сен-Жерменскому договору признавала отделение от нее Венгрии и Чехословакии, земель, населенных южными славянами и украинцами, территориальные уступки Италии (Трентино в Альпах, полуостров Истрия, ряд городов Далмации на побережье Адриатического моря), уступку Польше Кракова и других районов на юге нынешней Польши, уступку Румынии Буковины. Потерю, собственно, всего, что до 1918 года входило в ее часть Австро-Венгерской империи.

Первым мирным договором с Османской империей стал Севрский. Он был подписан 10 августа 1920 года в юго-западном пригороде Парижа — Севре, и согласно его условиям, турки замирялись с Францией, Великобританией, США, Италией, Японией, Бельгией, Грецией, Румынией, Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев, Хиджазом, Португалией, Польшей, Чехословакией, а также Арменией, пока еще не занятой советскими войсками и сохранявшей независимость.


Севрский договор был воспринят в Турции не просто как крайне несправедливый, но и как очевидное проявление неспособности султана хоть как-то защитить национальные интересы. К тому времени в Малой Азии уже функционировало альтернативное султанскому правительство в Анкаре во главе с будущим легендарным лидером республиканской Турции, Мустафой Кемалем (Ататюрком). Оно отказалось признавать Севрский мирный договор и вступило в войну с армянами и греками. Кемалисты сумели вытеснить со средиземноморского побережья даже французов и итальянцев и постепенно де-факто стали главной политической силой в Турции. В итоге странам Антанты пришлось заключать с ними новое перемирие (в октябре 1922 года) и подписывать новый мирный договор.


Действительно, оккупации всего на 15 лет была подвергнута лишь небольшая часть Германии вдоль берегов реки Рейн. Впрочем, нельзя говорить, что французы не делали попыток расширить зону оккупации, но они натолкнулись на резкое сопротивление со всех сторон, как от немцев так и от своих же союзников.

Речь идет о событиях 1922-23 годов, когда Франция выразила крайнее неудовольствие заключением Германией Раппальского договора с Советской Россией. 2 мая главнокомандующий войсками стран Антанты в Рейнской области, генерал Дегут в свете подписания советско-германского договора написал военному министру Андре Мажино, что Франции больше не стоит терять времени, если она хочет оккупировать весь Рурский бассейн. Французы решились на этот шаг спустя полгода: Раймон Пуанкаре, перешедший к тому времени с президентского поста на должность премьер-министра, 9 января 1923 года отдал приказ о продвижении французских войск на восток. Предлогом стало обеспечение деятельности специально направленной в регион контрольной комиссии (три международных контрольных комиссии были созданы по итогам Версальского мирного договора, они должны были отслеживать полноту репарационных выплат). Но фактически французы брали под контроль самый индустриально развитый район Германии (Рур), производивший 88% угля, 48% железа, 70% чугуна.

Подписание Парижских мирных договоров 10 февраля 1947 года

10 февраля 1947 года в Париже государствами-победителями во Второй мировой войне были подписаны мирные договоры с каждой из пяти стран — бывших союзниц гитлеровской Германии: Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией.

По решению Потсдамской конференции 1945 года составление мирных договоров было возложено на Совет министров иностранных дел.

Созданный в июле 1945 года Совет министров иностранных дел (СМИД) СССР, США, Великобритании, Франции и Китая решил сначала разработать проекты мирных договоров с германскими союзниками, что должно было облегчить в дальнейшем заключение мирного договора с Германией.

Согласно решениям Потсдамской конференции, в подготовке проекта договора с каждой из стран — бывших союзниц Германии участвовали те государства, которые подписали с ней договор о перемирии или условия капитуляции (Франция рассматривалась как держава, подписавшая условия капитуляции Италии).

Этот принцип получил название формулы 4-3-2: в подготовке договора с Италией участвовали СССР, США, Великобритания и Франция; с Болгарией, Венгрией и Румынией — СССР, США и Великобритания; с Финляндией — СССР и Великобритания.

Проекты мирных договоров, выработанные Советом министров иностранных дел, были затем поставлены на обсуждение Парижской мирной конференции в составе представителей 21 державы, проходившей с 29 июля по 15 октября 1946 года в Париже.

Несмотря на серьезную дипломатическую борьбу и противоречия на конференции, к 15 октября были подготовлены 53 рекомендации СМИД, принятые большинством в 2/3 голосов, и 41 рекомендация, одобренная простым большинством.

Рекомендации Парижской мирной конференции по договорам с бывшими союзниками Германии обсуждались на сессии СМИД в Нью-Йорке (ноябрь-декабрь 1946 года). В результате напряженных переговоров СМИД принял 71 рекомендацию, данную Конференцией, что позволило завершить подготовку Парижских мирных договоров.

Все договоры построены по одному типу. Они состоят из преамбулы и постановлений: территориальных, политических, военных, экономических, о репарациях и реституциях. Заключительные постановления касаются выполнения и толкования договора, порядка его ратификации и вступления в силу. Помимо постановлений, общих для всех договоров, договоры с Болгарией, Венгрией и Румынией содержат специальные постановления, относящиеся к Дунаю, статус которого был окончательно определен на конференции в Белграде в 1948 году. Все договоры, кроме мирного договора с Финляндией (которая не была оккупирована), имеют специальные постановления о сроках вывода союзных войск.

Договор с Финляндией подписали 10 государств (СССР, Великобритания, Австралия, Белорусская ССР, Индия, Канада, Новая Зеландия, Украинская ССР, Чехословакия и Южно-Африканский Союз /ЮАС), с Румынией — 11 государств (те же, а также США), с Венгрией — 12 государств (те же, а также США и Югославия). Договор с Болгарией подписали 12 государств (СССР, Великобритания, США, Австралия, Белорусская ССР, Индия, Греция, Новая Зеландия, Украинская ССР, Чехословакия, Югославия и ЮАС), с Италией — 20 государств (те же, а также Франция, Китай, Бельгия, Бразилия, Канада, Нидерланды, Польша, Эфиопия).

Территориальные постановления Парижских мирных договоров закрепили новые границы ряда европейских государств после окончания Второй мировой войны.

Итальянские границы восстанавливались по состоянию на 1 января 1938 года, за исключением ряда уступок Франции, Югославии и Греции. Триест с небольшим округом был выделен в Свободную территорию Триест (окончательно раздел закреплен итало-югославским договором 1975 года). Болгарские границы восстанавливались по состоянию на 1 января 1941 года, венгерские границы — по состоянию на 1 января 1938 года, за исключением уступки Чехословакии небольшой территории в районе города Братислава. Границы Румынии восстанавливались по состоянию на 1 января 1941 года, за исключением границ с Венгрией и СССР (советско-румынская граница устанавливалась в соответствии с соглашением от 28 июня 1940 года о передаче СССР Бессарабии и Северной Буковины и советско-чехословацким соглашением от 29 июня 1945 года о передаче СССР Закарпатской Украины). Границы Финляндии восстанавливались по состоянию на 1 января 1941 года, она подтверждала возвращение Советскому Союзу области Петсамо (ныне Печенга).

Политические постановления Парижских мирных договоров обязывали государства обеспечить своим гражданам "без различия расы, пола, языка или религии" основные демократические свободы; не допускать существования и деятельности фашистских организаций на своей территории; задержать и выдать суду лиц, совершивших военные преступления и преступления против мира и человечества.

Военные постановления Парижских мирные договоров ограничивали численность вооруженных сил и военное производство побежденных государств, устанавливали ряд запретов. Вооружение и вооруженные силы бывших союзников гитлеровской Германии должны были иметь строго оборонительный характер.

Всем пяти государствам запрещалось иметь любые виды атомного оружия, а также некоторые другие виды вооружения.

Экономические постановления Парижских мирных договоров определяли порядок реституции собственности, которая была вывезена из стран, принадлежащих к Объединенным Нациям, обязывали побежденные государства восстановить на своих территориях экономические права и интересы граждан Объединенных Наций.

На бывших союзников Германии налагалось обязательство выплатить репарации.

Парижские мирные договоры были ратифицированы в течение 1947 года и вступили в силу 15 сентября 1947 года.


МОСКВА, 4 декабря. /ТАСС/. Страны ядерной "пятерки" (Россия, Китай, Великобритания, США и Франция) намерены работать в соответствующем формате на уменьшение стратегических рисков в течение следующего обзорного цикла Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) для снижения вероятности применения этого вида вооружения. Об этом говорится в совместном коммюнике стран по итогам Парижской конференции 2-3 декабря, размещенном в субботу на сайте МИД РФ.

"Они [страны] осознают свою ответственность в проведении совместной работы по уменьшению риска ядерных конфликтов", - говорится в документе. В коммюнике отмечается, что это дополнительные меры к всеобъемлющим целям ДНЯО. Они согласуются с усилиями ядерных государств по достижению разоружения и мира, свободного от ядерного оружия. Не нанося ущерба чьей-либо безопасности, говорится в коммюнике.

Работа на перспективу

Как отмечается в коммюнике, представители пяти ядерных государств ДНЯО подтвердили свою приверженность целям зон, свободных от ядерного оружия, включая такую зону в Юго-Восточной Азии. Также было заявлено о поддержке созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставке.

Стороны не упустили возможности и обменяться информацией об обновлениях в своих ядерных доктринах и ядерной политике. Они заявили о приверженности продолжающемуся обсуждению в этой сфере, которое "вносит вклад в укрепление предсказуемости, повышение уровня доверия и взаимного понимания между ядерными государствами". В заявлении говорится, что стороны рассматривают это направление работы в качестве значимой меры по уменьшению рисков и намерены продолжить такое обсуждение. Они планируют провести мероприятие на полях Конференции по рассмотрению действия ДНЯО. Мероприятие посвящено ядерным доктринам и ядерной политике.

"Пятерка" смогла согласовать по итогам Парижской конференции и второе издание глоссария ключевых ядерных терминов соответствующих государств, который вносит вклад в повышение уровня взаимного доверия и понимания между ядерными странами. "Они приняли решение представить Глоссарий в качестве рабочего документа ядерной "пятерки" на 10-й Конференции по рассмотрению действия ДНЯО и провести по данному вопросу мероприятие на полях Конференции", - говорится в документе.

Стороны поддерживают переговоры по заключению многостороннего, недискриминационного и поддающегося эффективной международной проверке Договора о запрещении производства расщепляющегося материала для целей ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств на основе мандата Шеннона и с участием всех государств на Конференции по разоружению.

Переговорщики отметили и общие выгоды от использования ядерной энергии в мирных целях. Они заявили о необходимости укрепления этой составляющей ДНЯО. Стороны подтвердили свою решительную поддержку расширению доступа государств - участников ДНЯО к многочисленным благам, которые дают ядерная энергия, наука и технологии и их применение в мирных целях, говорится в заявлении. Стороны высказали поддержку роли ядерной энергии в решении проблемы изменения климата и достижении целей устойчивого развития. Подписавшие документ займутся продвижением использования ядерной энергии в мирных целях в ходе 10-й Конференции по рассмотрению действия ДНЯО.

В начале ноября председатель конференции ДНЯО Густаво Злаувинен сообщил, что Десятая обзорная конференция ДНЯО, перенесенная с мая 2020 года, состоится с 4 по 28 января 2022 года.

Иранская ядерная сделка

Представители ядерной "пятерки" выступили за скорейшее полное восстановление Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе и полную денуклеаризации Корейского полуострова. Государства обсудили вопросы международной безопасности, вопросов нераспространения и важности стратегической стабильности.

В документе говорится, что на протяжении более 50 лет с момента вступления в силу ДНЯО вносит свой ценный вклад в благополучие человечества, являясь важнейшим международным инструментом, сдерживающим угрозу распространения ядерного оружия. Стороны на конференции подтвердили неизменную приверженность ДНЯО и всем трем его основам, а также безусловную поддержку универсализации Договора. Переговорщики подчеркнули первостепенное значение ДНЯО в качестве краеугольного камня международного режима ядерного нераспространения и разоружения, говорится в коммюнике.

Участники переговоров подтвердили приверженность в соответствии с ДНЯО вести переговоры об эффективных мерах по ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под международным контролем. Стороны отметили, что ДНЯО вносит существенный вклад в ядерное разоружение и продолжает содействовать созданию условий, необходимых для дальнейшего прогресса в этом вопросе.

Страны также отметили роль ДНЯО, способствующую обеспечению уверенности в том, что "в соответствии со статьей III Договора не будет допущено переключение ядерной энергии с мирного применения на ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства". Как отмечается к коммюнике, ДНЯО является основой для продвижения использования ядерных технологий в мирных целях и предоставления доступа к ним для блага всего мира.

В этом отношении переговорщики подтвердили поддержку Международному агентству по атомной энергии в области применения Соглашений о гарантиях и Дополнительных протоколов к ним, в продвижении преимуществ использования атомной энергии в мирных целях и в проверке соблюдения государствами своих обязательств в области ядерного нераспространения", - добавляется в документе.

Стороны также обсудили ситуацию вокруг Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Они заявили о важности его вступления в силу спустя 25 лет с момента его открытия для подписания. Переговорщики "напомнили о важности мораториев на ядерные испытания для достижения целей разоружения и нераспространения", - говорится в коммюнике.

Читайте также: