С какой целью гумилев предпринимает путешествия в египет и др страны

Обновлено: 18.09.2024


Короткая и бурная жизнь Николая Степановича Гумилёва (1886-1921) - поэта Серебряного века, создателя школы акмеизма, переводчика, литературного критика, оставила яркий след не только в русской литературе. Николай Гумилёв - один из крупнейших исследователей Африки. Он совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке - как путешественник и как руководитель экспедиции. Выставка "По следам Гумелёва" - это и воспоминание о путешествиях поэта и его поэзии, и новые впечатление современных художников - участников арт-путешествия.



Перевоплощения. Тексты, 2018. Холст, акрил

Николай Гумилёв посетил Египет, Французский берег Сомали и Абиссинию.
Первая поездка - Египет. С 1906 года Гумилёв слушал курс лекций по французской литературе в Сорбонне. Сэкономив деньги из высылаемых ему родителями, и скрывая от них свои намерения, он отправился в Африку в 1907 году. Перед этим он сделал предложение руки и сердца Анне Горенко (Ахматовой) и получил отказ.
Вторая поездка - Египет. Через год состоялась следующая поездка. Из Одессы в сентябре 1908 года Гумилёв отплыл на пароходе Русского общества пароходов и торговли "Россия" в Синоп, а оттуда - в Константинополь. Затем собирался посетить Палестину и Малую Азию, но у него не хватило для этого средств и он вернулся на родину.
Третья поездка - Французский берег Сомали. Через год он снова отправился в путешествие из Одессы, в этот раз его целью была Аддис-Абеба. Маршрут путешествия был таков Одесса - Варна - Константинополь - Александрия - Каир - Порт-Саид - Джедда - Джибути - Харар. До Аддис-Абебы он так и не добрался и из Харара отправился в обратный путь.
Четвёртая поездка - Абиссиния. Осенью 1910 года Гумилёв в очередной раз предпринял путешествие в Африку по маршруту Каир - Порт-Саид - Джибути - Дире-Дауа - Харар. Из Харара пришлось дальше двигаться с большим караваном на муле в Аддис-Абебу. Наконец пройдя пустыню Черчер Гумилёв достиг Аддис-Абебы, где целыми днями бродил по улицам, изучая местную жизнь. В конце февраля 1911 года Гумилёв с сильнейшей африканской лихорадкой отправился из Джибути на пароходе через Александрию, Константинополь в Россию.
Пятая поездка - Абиссиния. В 1913 году состоялась самая известная поездка Гумилёва в Африку. Эта поездка была согласована с Академией наук и хорошо организована. Музей антропологии и этнографии, основанный Петром I как кунсткамера, решил снарядить экспедицию в Африку, чтобы показать в одном из залов традиционную культуру Черного континента. Молодой, но уже известный поэт Николай Гумилёв был утверждён руководителем экспедиции. В качестве фотографа экспедицию сопровождал отправился племянник Гумилёва Николай Сверчков. Эту экспедицию Гумилёв описал в своём "Африканском дневнике".


В апреле 2017 года художники Василий Власов и Михаил Погарский повторили маршрут Николая Гумилёва. Итогом этой арт-экспедиции стала выставка в Московском музее современного искусства. Cтранники собирали не только артефакты, но художественные впечатления, и теперь предлагают присоединиться к этому путешествию.





В серии работ "Доски странствий" представлены собранные в Эфиопии объекты, среди которых пыль Аддис-Абебы.




Места пребывания. Земля, краска, холст. 40х50 см. 2017




Хижина-экран или домашний кинотеатр. Коллаж, 60х60х60 см. 2018





Грач Саша. Листы из карты путешествий Николая Гумилёва, 2016. Власов Василий. Аулиа, 2016. Погарский Михаил. Разброд планет, 2016



Парыгин Алексей. Африка, 2016. Улангин Игорь. По следам Гумилёва, 2016



Воробьёв Сергей. Капитаны, 2016









Африканский дневник, 2018. Холст, масло, объекты













Выставка проходит во флигеле особняка Нарышкиных на Гоголевском бульваре. К выставке издан каталог, состоящий из работ, представленных в экспозиции, и авторских текстов, раскрывающих концепцию каждой из них, а также книга, подробно описывающая арт-экспедицию “По следам Гумилева” и историю исследования Эфиопии.


О художниках:
Василий Власов (*1953) - художник, куратор всероссийских и международных выставок Международного объединения "Книга художника". Издатель и редактор каталогов к выставкам "Книга художника", участник более 250 выставок, среди которых групповая выставка организованная Московским музеем современного искусства, Музеем В.В. Маяковского и фондом AVC Charity "птиЦЫ и ЦЫфры" (2016). Работы находятся коллекции Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Русском музее, музее В.В. Маяковского, Музее Ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды), Музей современного искусства (Кельн, Германия) и других.
Михаил Погарский (*1963) - художник, кандидат технических наук, писатель и куратор международных проектов и выставок. Автор более 60 книг, а также многочисленных научных и культурологических статей. Главный редактор и издатель альманаха "Треугольное колесо", участник большого количества групповых и персональных выставок. Работы находятся в Музее В.В. Маяковского, Литературном музее, Российской библиотеке искусств, Александрийской библиотеке (Египет), Британской галерее Тэйт (Лондон, Великобритания), Музее Ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды) и других.

Выставка включает 16 разделов, в одном из них представлены оригинальные объекты из коллекции художницы Елены Суав (Сусловой-Аверьяновой). До недавнего времени искусствоведы всего мира не могли прийти к единому мнению относительно того, высокое это искусство или не очень.


Posts from This Journal by “выставка” Tag


Фаберже в Лондоне

Помещение Фаберже в Лондоне на Нью-Бонд-стрит,173 в 1911 году. Изображение предоставлено Минералогическим музеем А.Е. Ферсмана, Москва…


Климт в Риме

Климт. Сецессион и Италия. Музей Рима. 27 октября 2021 г. - 27 марта 2022 г. В Париже - Боттичелли, а в Риме - Климт! Посмотрим. В римском…


Боттичелли в Париже

Воспользуемся возможностями интернета и перенесёмся в столицу Франции. Мы же знаем, что в Париже главным событием этого арт-сезона стала первая…


Покидая Монпарнас

Открытое искусство Скульптура на выставке "Музы Монпарнаса" Салон женщин-художниц Мария Васильева и Соня Делоне Вокруг…


Музы Монпарнаса. Вокруг "Ротонды"

Начало - Открытое искусство Скульптура на выставке "Музы Монпарнаса" Музы Монпарнаса. Салон женщин-художниц Музы Монпарнаса. Мария…


Музы Монпарнаса. Мария Васильева и Соня Делоне

Начало - Открытое искусство Скульптура на выставке "Музы Монпарнаса" Музы Монпарнаса. Салон женщин-художниц Нет, всё-таки эти…


Используемые технологии: технология критического мышления.

Оборудование: презентация, портрет Николая Гумилева, карточки со стихотворениями Николая Гумилева.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пение, белых павлинов
И стертые карты Америки .

- Ребята, как вы думаете, важна для нас эта тема? Почему? (Русский человек должен знать русскую историю, историю русской литературы, потому что, зная прошлое, мы можем изменить своё будущее, не допустить ошибок, которые допускали наши предки; мы должны знать русскую литературу, т.к. это часть русской культуры, нам это нужно, чтобы стать культурными и образованными людьми; каждый человек должен уважительно относиться к русской литературе, если он настоящий гражданин своей Родины, патриот России).

- Ребята, какую тему мы начали изучать с вами на прошлом уроке? (мы с вами начали знакомство с поэзией Серебряного века, поэтами-символистами).

- Давайте вспомним, с какими историческими событиями связан этот период развития русской литературы? (В начале 20 века политическая ситуация дестабилизировалась. Поднялась волна беспорядков, рабочих забастовок, крестьянских выступлений и террористических актов, спровоцированных русско-японской войной (1904-1905) и экономическим кризисом. События первой русской революции (1095-1907) поставили Николая II перед необходимостью определения концепции дальнейшего государственного развития России).

- Изменения произошли и в русской литературе. Какие?

– Что такое символизм? (Это литературное течение (направление) в поэзии Серебряного века. Символизм возник во Франции и связан с именами поэтов Ш.Бодлера, П.Верлена, А.Рембо, С.Малларме и др.)

- Каких русских поэтов-символистов вы знаете? (В.Брюсов, Вяч. Иванов, А.Белый, А.Блок)

II. Итак, сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним течением поэзии Серебряного века и поговорим о замечательном поэте-акмеисте Николае Степановиче Гумилеве.

Слайды: 1, 2, 3.

(Запись темы урока, постановка ребятами целей урока)

Самое главное об акмеизме отразите в таблице, которую мы с вами начали заполнять на прошлом уроке, когда говорили о символизме. В этом вам поможет презентация.

Это литературное направление оставило заметный след в истории русской культуры. Достаточно назвать имена А.Ахматовой и О.Мандельштама – поэтов, во многом определившим судьбу русской поэзии 20 века, чтобы понять значение акмеизма как литературной школы.

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь….

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

- Итак, ребята, что вы записали в таблицу? (поэтов-акмеистов, особенности акмеизма, какие?)

Яркий представитель поэтов русского "серебряного века", переводчик, критик, теоретик литературы, один из метров акмеизма, Николай Степанович Гумилев многое успел за недолгую жизнь.

- Анна Ахматова описала Гумилёва в строках своего стихотворения. (Слайд 8).

- Как вы поняли эти строки? Что является характерными чертами Гумилева-поэта?

/Любовь к возвышенному ("за вечерней пение"), экзотическому ("белых павлинов"), страсть к путешествиям, озаренная Музой Дальних Странствий ("стертые карты Америки")? /

- Знакомясь сегодня с творчеством Н. Гумилева, мы с вами сможем убедиться, насколько верно это замечание Ахматовой.

- Каким предстает лирический герой Гумилева? На этот вопрос мы должны ответить в конце урока

Просмотр презентации по творчеству Н. Гумилева, сопровождающейся лекцией учителя.

Учащиеся делают краткие записи в тетрадях.

Итак, страница первая. (Слайд 11)

Читать он выучился довольно поздно: в 6 лет, но уже к 12 годам перечитал обширную библиотеку родителей и то, что могли предложить друзья и знакомые. С тех пор его комната стала наполняться книгами. Чтение становится любимым занятием, любимым писателем – Пушкин, любимой наукой – наука о литературе.

Начитанность и образованность его были удивительны, современники отмечают, что, казалось, не было таких вещей, о которых он ничего не знал, начиная от французского сыра или итальянских вин и кончая сложнейшими философскими вопросами. Немногими словами он мог очертить любую историческую эпоху так, что слушателю казалось, будто он сам побывал в том времени.

(Слайд 13) Детство Гумилёва прошло в Царском Селе, дома получил начальное образование. В 1895 году поступил Петербургскую гимназию. Затем семья переехала в Тифлис, и будущий поэт продолжил обучение в местной гимназии. Стихи начал писать с двенадцати лет. С 1903 года семья Гумилёвых окончательно поселилась в Царском Селе, и Николай поступил в 7-й класс Царскосельской гимназии.

(Слайд 15) В 1906 году Н.С. Гумилёв совершает своё первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне, затем – Италия, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия, Африка. Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами. Однажды в пути караван встретился с двумя абиссинцами, которые шли к пророку Гуссейну. Николай Степанович заинтересовался и отправился к жилищу пророка. Гуссейн принял европейцев с почётом, позволил всё осмотреть. Для испытания греховности человека служили два больших камня, между которыми был узкий проход. Надо было раздеться догола и пролезть между ними. Если кто застревал, он умирал в страшных муках, и никто не смел протянуть ему кусок лепёшки или подать стакан воды. В этом месте валялось много черепов, костей. Как только ни отговаривал Гумилёва племянник, он всё-таки решил пролезть между камнями. Всё закончилось благополучно, и племянник поспешил увести караван подальше, пока дядюшка не выдумал ещё что-нибудь проверить.

(Слайд 16) Учитель. Послушайте стихотворение и скажите, о чём это стихотворение, какова его главная мысль?

Как в этом мире дышится легко!
Скажите мне, кто жизнью недоволен,
Скажите, кто вздыхает глубоко,
Я каждого счастливым сделать волен.

Пусть он придет, я расскажу ему
Про девушку с зелеными глазами,
Про голубую утреннюю тьму,
Пронзенную лучами и стихами.

Пусть он придет! я должен рассказать,
Я должен рассказать опять и снова,
Как сладко жить, как сладко побеждать
Моря и девушек, врагов и слово.

А если все-таки он не поймет,
Мою прекрасную не примет веру
И будет жаловаться в свой черед
На мировую скорбь, на боль — к барьеру! (Выражение относится к одному из вариантов проведения дуэли на пистолетах. Он заключался в том, что противников разводили на определённое расстояние, давали команду и они начинали сходиться - вплоть до определённого минимального расстояния, которое было ограничено какими-либо предметами (например, воткнутыми шпагами) . Эти самые предметы и носили название "барьеров". И если тот, кто обязан был встать у барьера и дожидаться выстрела, этого не делал, противник был вправе потребовать его "К барьеру! ")

Учитель: Для него словно не существовало несбыточного.

(Слайд 19) Он встретил её в 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было 17 лет, а ей – 15. Начиналось всё подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба – полулюбовь: вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан… Её фамилия была - Горенко, Анна Горенко (Будущий поэт – Анна Ахматова). В октябре 1905 года он стал наконец бывать в её доме, познакомился с семьёй. Несколько раз делал предложение и… получал отказ за отказом. Наконец 25 апреля 1910 года в Николаевской церкви они обвенчались. Но счастья не было.

Из воспоминаний Анны Горенко.

Луна восходит на ночное небо
И, светлая, покоится влюбленно.

По озеру вечерний ветер бродит,
Целуя осчастливленную воду.

О, как божественно соединенье
Извечно созданного друг для друга!

Но люди, созданные друг для друга,
Соединяются, увы, так редко.

- Что чувствует лирический герой? (Грусть оттого, что любящие друг друга люди не всегда могут быть вместе)

- Какие моменты личной жизни поэта отражены в стихотворении? (разлука с женой).

В детстве он любил играть оловянными солдатиками: придумывал сложные военные операции, обучал солдат храбрости и бесстрашию. А 24 августа 1914 года записался добровольцем в Действующую армию. Как воевал? О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было, пожалуй, другое: он, человек, привыкший к комфорту, безропотно сносил все тяготы похода: ему приходилось не есть по нескольку дней, стаскивать сапоги с распухших ног, разрезая голенища.

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.

(Гумилёв был участником Первой мировой войны. Тема войны, защиты Родины. Поэт действительно шокирован не только размахом военных действий, но и тем фактом, что каждый день на его глазах погибают десятки людей)

(Слайд 25) Учитель. 24 декабря 1914 года он был награждён Георгиевским крестом четвёртой степени, 15 января 1915 года за отличие в делах против германцев произведён в унтер-офицеры. За бой 6 июля 1915 года представлен ко второму Георгиевскому кресту и произведён в прапорщики. Георгиевскими крестами награждали только за особое мужество и бесстрашие.

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Потонувшей в густом плюще

Первичная проверка понимания

- Итак как вы представили личность Н.С.Гумилёва?

(Слайд 29) Пример кластера: Н.С. Гумилёв (поэт, воин, книголюб, путешественник, человек несгибаемой воли, человек чести)

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

(Слайд 31) Анализ стихотворения.

- Какова тема стихотворения? ( Тема любви. Мир, открытый им за тысячи километров от России, он готов с радостью бросить к ногам любимой женщины, которая ничего в своей жизни не видела, кроме серых туманов и холодных дождей).

- Каково настроение стихотворения?

(оно грустное, почти тревожное)

- Где происходит действие? Как оно происходит?

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша. Читатель переносится на самый экзотический континент - Африку.)

- Когда происходит действие?

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение).

- Кто ведет повествование?

- Каким вы представляете его себе?

(Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Он нежный, терпеливый, мудрый. Его любимая нуждается в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву. И все это для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей в пропитанной дождями и туманами России).

- Что можно сказать о героине?

(Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить.)

- Как вы считаете, рассказ героя выдумка?

Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что "много чудесного видит земля", и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от "тяжёлого тумана", который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки.

- Что можно сказать о композиции стихотворения?

(Кольцевая. Создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о "рае на Земле", чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному).

- С помощью каких средств художественной выразительности автору удается преобразить рассказ?

Сравнения: Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, "вдали он подобен цветным парусам корабля", "и бег его плавен, как радостный птичий полёт".

- Помогла сказка?

(Нет, любимая плачет. Волшебная сказка лишь усугубляет одиночество. Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но уже почти безнадежно)

- Основная мысль – выражен идеал красоты автора. Красота экзотического животного здесь – спасение от скуки городов, скудного земного существования.

Подведение итогов урока.

- Вернемся к вопросу, поставленному в начале лекции. Посмотрите свои записи и ответьте на вопрос:

Николай Степанович Гумилёв — русский поэт Серебряного века

Краткая биография – Гумилев Н. С.

Вариант 1

Родился в Кронштадте, в семье корабельного врача, рос в Царском Селе. Учился в Николаевской Царскосельской гимназии, директором которой в то время был поэт И.О. Анненский. Он стал наставником Гумилёва.

Вернувшись в Россию, поселился в Царском Селе, был зачислен в Петербургский университет. Учился на юридическом, затем на историко-филологическом факультетах, но курса не кончил.

В 1912 у него родился сын. Сразу после начала Первой мировой войны Гумилёв пошёл добровольцем. В мае 1917 его отправили в командировку на Салоникский фронт, но Гумилёв не попал туда и был оставлен в Париже. В 1918 перебрался в Лондон, оттуда вернулся в Россию.

Вариант 2

Николай Степанович Гумилев (1886–1921) русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер. Родился (3) 15 апреля 1886 года в Кронштадте в семье Степана Яковлевича Гумилёва, корабельного врача, участвовавшего в нескольких кругосветных плаваниях и много рассказывавшего сыну о море и путешествиях.

Николай Гумилёв много путешествовал – побывал в Италии, во Франции, совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке, откуда привез в Музей антропологии и этнографии (Санкт-Петербург) богатейшую коллекцию фотографий и предметов. Опыт скитаний отразился в стихотворениях, сборниках, поэмах.

Гумилев предсказал свою смерть в стихотворении “Рабочий”. Говорят, что перед расстрелом он запел “Боже, царя храни”, хотя никогда не был монархистом. (По свидетельству отца Александра Туринцева, однажды Гумилев остался сидеть и выплеснул шампанское через плечо, когда все вокруг верноподданно вскочили при тосте за Государя Императора.)

Гумилев вел себя со своими палачами как истинный заговорщик, — гордо, презрительно. Впоследствии оказалось, что ни в каком заговоре он на самом деле не участвовал. Как можно судить по воспоминаниям Одоевцевой, его, видимо, подвела склонность к разговорчивой таинственности, которой он по-мальчишески щеголял.

После антологии Ежова и Шамурива (1925) книги Гумилева долго не переиздавали, однако их можно было найти в букинистических магазинах и в самиздате. Лишь при Горбачеве состоялся пересмотр “дела Гумилева” и с него было полностью снято обвинение в контрреволюционном заговоре, что воскресило его поэзию для широкого читателя.

Вариант 3

Николай Гумилев прожил всего 35 лет. Он оказался одним из тех людей, которые горят факелом, не жалея себя и растрачивая жизненные силы без всякой осторожности. Его стихи – это сказочный мир, мир победителей, прекрасных принцев и красавиц. Именно там находил Гумилев успокоение и радость после всех своих приключений, туда уходил с головой, когда жизнь не предоставляла ему возможностей для новых подвигов. Впрочем, такие возможности он все же находил – сам, без всякой посторонней помощи.

Первые стихи Коля сочинил в 6 лет. Читать он выучился то ли в 5, то ли в 7 лет – разные источники называют различные цифры. Несомненно одно: после того, как буквы были освоены, Николай начал читать запоем. Еще ему нравилось слушать рассказы взрослых о путешествиях: по карте он мысленно следовал за странниками. В гимназии он подбивал мальчишек на поиски кладов и сокровищ, устраивал игры, которые сегодня назвали бы квестами. А вот учился не очень охотно: вероятно, ему было просто скучно сидеть за школьной партой.

Николай продолжал странствовать, в Африке он участвовал в опасных приключениях: охотился на акулу и на гиену, передвигался на верблюде по безводной желтой Сахаре и, конечно, не прекращал писать. Его Африка – это чернокожая девушка с грубоватыми, но прекрасными формами, окруженная дикими зверями.

Африканских приключений было мало вечно ищущему героики и победы над собой молодому человеку. Он добровольцем ушел на фронт Первой Мировой – и попал в Уланский полк. За личную храбрость получил 2 Георгиевских креста.

Но Россия, в которую он приехал, была уже не та Россия. Новое государство, новые принципы построения общества, новые идеалы – все изменилось, все стало другим. Как относился к этому Гумилев? Скорее всего, пытался остаться нейтральным. Он был прежде всего Поэтом, оставался аполитичным по мере возможности. Его битвы и сражения были только сражениями с самим собой – он всю жизнь преодолевал себя, находил и побеждал трудности.

В 1921 г. Николаю Гумилеву предъявили обвинение в антиправительственной деятельности. Действительно ли он принимал участие в контрреволюционном заговоре? Сегодня вряд ли кто-то может с уверенностью ответить на этот вопрос.

Поэта расстреляли. В те годы подобные дела делались быстро – с контрреволюционерами не церемонились. Перед смертью Гумилев читал Гомера.

Яркой звездой на поэтическом небосклоне России вспыхнула жизнь Николая Гумилева. Он никогда не прятался от опасностей, наоборот, сам смело шел к ним, глядя смерти в лицо. В игре со смертью старуха с косой все-таки вышла победительницей. Но у нас остались прекрасные стихи Николая Гумилева. Это сокровище не подвластно ни смерти, ни времени.

Биография Гумилева Н. С. по годам

1886, 3(15) апреля – родился в Кронштадте, в семье корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева.

1887 – семья Гумилевых переезжает жить в Царское Село.

1900 – для укрепления здоровья детей семья переезжает на Кавказ, в Тифлис. Здесь Гумилев поступает во 2‑ю Тифлисскую гимназию.

1902 – 8 сентября в газете “Тифлисский листок” опубликовано первое стихотворение Н.С.Гумилева: “Я в лес бежал из городов…” с подписью “К.Гумилев”.

1903 – семья Гумилевых возвращается из Тифлиса в Царское Село. Гумилев поступает в 7‑й класс Николаевской Царскосельской гимназии, директором которой в то время был поэт И. Ф. Анненский. 24 декабря состоялось знакомство с Анной Горенко будущей женой Гумилева, поэтессой Анной Ахматовой.

1905 – В октябре вышел в свет первый сборник стихов Н. С. Гумилева “Путь конквистадоров”, изданный на средства родителей.

1906 – завершение обучения в гимназии, Гумилев получает аттестат зрелости. Поездка в Париж, поступление в Сорбонну.

1907 – в Париже с первой половины января Гумилев издает двухнедельный литературный журнал “Сириус”.

1908 – в январе выходит вторая книга стихов Гумилева – “Романтические цветы” (32 стихотворения), посвященная Анне Андреевне Горенко. Поступает на юридический факультет Петербургского университета, вскоре переводится на историко-филологический.

1909 – на несколько месяцев уезжает в Абиссинию. Активно участвует в создании журнала “Аполлон”.

1910 – венчание с Анной Горенко. Выход третьей книги стихов “Жемчуга”.

1911 – создание “Цеха поэтов”.

1912 – сборник “Чужое небо”.

1913 – 25 марта в Троицком театре (Троицкая, 18)* состоялась премьера “африканской” пьесы “Дон-Жуан в Египте”.
апрель – в качестве начальника экспедиции от Академии Наук уезжает на полгода в Африку (для пополнения коллекции этнографического музея), ведет путевой дневник (отрывки из “Африканского дневника”* публиковались в 1916).

1914 – после начала Первой мировой войны, в августе, записывается добровольцем в армию. Был награждён знаком отличия военного ордена (Георгиевского креста) 4‑й степени.

1916 – выход сборника “Колчан”.

1917 – в мае Гумилев переводится на Салоникский фронт.

1918 – возвращение в Россию. Издает книги стихов “Костер”, “Фарфоровый павильон”.

1921 – выходят сборники “Шатер”, “Огненный столп”. С начала весны Гумилёв руководил студией “Звучащая раковина”.
в августе арестован по подозрению в участии в заговоре и расстрелян. Дата, место расстрела и захоронения неизвестны.

Полная биография — Гумилев Н. С.

Мальчик, рассматривающий карту мира, видит больше, чем все великие путешественники, вместе взятые. Его фантазия рисует волшебные миры, дикие джунгли и пыльные обрывы. Николай Гумилев, со дня рождения которого в апреле исполнилось 130 лет, — единственный из постов Серебряного века, который всегда оставался мальчишкой. Он был не просто поэт, но: поэт, путешественник, воин.

Детство, семья

Красивые названия притягивали мальчика, хотя он еще не понимал их смысла. Дома часто читали вслух, и, слушая описания какого-нибудь путешествия, Николай следил по карте за маршрутом.

Семья Гумилевых жила в Царском Селе, потом переехала в Петербург, где Николай поступил в гимназию. Успехи у него были средние, но гимназия ему нравилась. У Николая была большая коллекция оловянных солдатиков, и он увлек игрой всех гимназистов: они устраивали настоящие сражения. В гимназии мальчишки искали клады, лазили по подвалам, пытались найти тайные ходы, зачитывались Майн Ридом и Жюлем Верном.

Первое настоящее путешествие Гумилев совершил, когда ему исполнилось 12 лет. У его старшего брата Мити обнаружили туберкулез, и семья переехала в Тифлис. Николай влюбился в Кавказ: на природе можно было отдохнуть от городского шума.

Николай Гумилев был поразительно некрасив ‑это отмечали все его знакомые. Ирина Одоевцева, поздняя возлюбленная Гумилева, писала об их первой встрече:

“Высокий, узкоплечий, в оленьей дохе, с белым рисунком по подолу, колыхавшейся вокруг его длинных, худых ног. Ушастая оленья шапка и пестрый африканский портфель придавали ему еще более необыкновенный вид… Трудно представить себе более некрасивого, более особенного человека. Все в нем особенное и особенно некрасивое. Продолговатая, словно вытянутая вверх голова, с непомерно высоким плоским лбом. Волосы стриженные под машинку, неопределенного пегого цвета. Жидкие, будто молью травленные брови. Под тяжелыми веками совершенно плоские, косящие глаза. Пепельно-серый цвет лица, узкие, бледные губы. Улыбался он тоже совсем особенно. В улыбке его было что-то жалкое и в то же время лукавое. Что-то азиатское”.

К тому же он картавил и ходил чуть косолапя. С детства поняв, что нет у него ни особой силы, ни героической внешности, Гумилев стремился очаровывать дам и совершать настоящие подвиги, чтобы доказать самому себе собственную мужественность. И, как Дон-Кихот, воспитанный на рыцарских романах и прославляющий свою Прекрасную Даму, Гумилев всегда был влюблен, и всегда страдал. Еще в Тифлисе он ухаживал за всеми красивыми барышнями, писал им стихи — и легко мог посвятить одно и то же стихотворение сразу нескольким возлюбленным.

В таинственную поэтессу влюбилась вся редакция: Черубина казалась такой романтичной, такой удивительной, и в ее стихах все сотрудники “Аполлона”, начиная от главного редактора — Сергея Маковского, искали и находили намеки на се неземную красоту. Когда мистификация открылась, Дмитриева призналась Гумилеву, что это Волошин сделал из нее Черубииу. Гумилев разозлился и якобы начал всем рассказывать о своих отношениях с Черубиной — в подробностях. Волошин, разумеется, при первой же встрече с Гумилевым дал ему пощечину. Дуэль была неизбежна.

Поединок состоялся на Черной речке: романтические мальчишки, конечно, не могли найти лучшего места — там дрался Пушкин с Дантесом. Гумилев промахнулся, у Волошина пистолет дважды дал осечку — и вновь поэты подали друг другу руки лишь через несколько лет. Секундант Гумилева Алексей Толстой уверял, что точно знает: Николай Степанович ничего не говорил о Дмитриевой, но из гордости не стал отрицать обвинений.

А Гумилев после этой дуэли в очередной раз сделал предложение Анне Горенко. И она наконец-то согласилась. Весной 1910 года Николай Гумилев женился на Айне Горенко (Ахматовой), и молодожены уехали в Париж, где пробыли полгода.

Но после этого что-то надломилось в их любви. Он быстро переключился на других прекрасных дам — продолжал ухаживать за всеми подряд, а Ахматова писала:

“Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать, как целуют другую!”

За день до отъезда Гумилев заболел — решили, что тиф: высокая температура, сильная головная боль. Но за два часа до отхода поезда он потребовал воды для бритья, побрился, уложил вещи, выпил стакан чаю с коньяком к уехал.

Он «собирал этнографические коллекции, без стеснения останавливал прохожих, чтобы осмотреть надетые на них вещи, без спроса входил в дома и пересматривал утварь, терял голову, стараясь добиться сведений о назначении какого-нибудь предмета у не понимавших, к чему все это, харраритов. Надо мной насмехались, когда я покупал старую одежду, одна торговка прокляла, когда я вздумал ее сфотографировать, и некоторые отказывались продать мне то, что я просил, думая, что это нужно мне для колдовства.

В письме Михаилу Кузмину из Харрара он хвастался: «Вчера сделал двенадцать часов (70 километров) на муле, сегодня мне предстоит ехать еще 8 часов (50 километров), чтобы найти леопардов… Я в ужасном виде: платье мое изорвано колючками мимоз, кожа обгорела и меднокрасного цвета, левый глаз воспален от солнца, нога болит, потому что упавший на горном перевале мул придавил ее своим телом.

Пробыв некоторое время в Париже, а затем в Лондоне. Гумилев в 1918 году вернулся на родину. Там все изменилось. В России произошла Октябрьская революция, поменялась власть, и поэту с трудом удалось получить разрешение на въезд в страну. А когда он все-таки попал домой, Ахматова попросила у него развод. Эту сцену описал в своем дневнике поэт и путешественник Павел Лукницкий:

Неважно, Гумилеву не так важно было рассказать о путешествии, как снова — в своих воспоминаниях — увидеть чужое небо, вдохнуть черный воздух, вновь почувствовать запах Красного моря…

17 интересных фактов из жизни Гумилева

Знаменитый русский поэт Николай Гумилёв прославился не только своими стихами, хотя его вклад в развитие поэзии Серебряного века невозможно переоценить. Он прожил нелёгкую жизнь, оборвавшуюся трагично и слишком рано. Кто знает, может быть, повернись судьба иначе, и Гумилёв оставил бы нам ещё больше своего бесценного наследия?

Не менее скептически отнеслись к молодому поэту Мережковский и Гиппиус, жившие тогда в Париже.


«Я имел к Зинаиде Николаевне рекомендательное письмо от ее знакомой писательницы Микулич и однажды днем я отправился к ней, - сообщал Гумилев Брюсову. - Войдя, я отдал письмо и был введен в гостиную. Там, кроме Зинаиды Николаевны, были еще Философов, Андрей Белый и Мережковский. Последний почти тотчас скрылся, остальные присутствующие отнеслись ко мне очень мило, и Философов начал меня расспрашивать о моих философско-политических убеждениях. Я смутился, потому, чтобы рассказать мое мировоззрение стройно и связно, потребовалась бы целая речь, а это было невозможно. Я отвечал, как мог, отрывая от своей системы клочки мыслей, неясные и недосказанные. Но, очевидно, желание общества было подвести меня под какую-нибудь рамку. Сначала меня сочли мистическим анархистом - оказалось неправильно.

Вернувшись в 1908 году в Петербург, Гумилев активно вошел в литературную жизнь столицы. Настолько активно, что в 1909 году в мастерской художника А.Я. Головина произошло его резкое столкновение с Максимилианом Волошиным, вызванное сложными отношениями обоих с поэтессой Е. Дмитриевой (Черубиной де Габриак). Присутствовавшие при ссоре Анненский, Головин, В. Иванов пытались вмешаться, но Гумилев вызвал Волошина на дуэль.

«Весь следующий день между секундантами шли отчаянные переговоры, - вспоминал позже Алексей Толстой. - Гумилев предъявил требование стреляться в пяти шагах до смерти одного из противников. Он не шутил. С большим трудом, под утро, секундантам Волошина - князю Шервашидзе и мне - удалось уговорить секундантов Гумилева - Зноско-Боровского и М. Кузмина - стреляться на пятнадцати шагах. Но надо было уломать Гумилева.
На это был потрачен еще день.


Фотография 1906 года

Наконец, на рассвете третьего дня, наш автомобиль выехал за город по направлению к Новой Деревне. Дул мокрый морской ветер, и вдоль дороги свистели и мотались голые вербы. За городом мы нагнали автомобиль противников, застрявший в снегу. Мы позвали дворников с лопатами, и все, общими усилиями, выставили машину из сугроба. Гумилев, спокойный и серьезный, заложив руки в карманы, следил за нашей работой, стоя в стороне.

Выехав за город, мы оставили на дороге автомобили и пошли на голое поле, где были свалки, занесенные снегом. Противники стояли поодаль, мы совещались, меня выбрали распорядителем дуэли. Когда я стал отсчитывать шаги, Гумилев, внимательно следивший за мной, просил мне передать, что я шагаю слишком широко. Я снова отмерил пятнадцать шагов, просил противников встать на места и начал заряжать пистолеты. Пыжей не оказалось, я разорвал платок и забил его вместо пыжей. Гумилеву я понес пистолет первому.


Фотография Максимилиана Волошина, Гумилёв Н. С. в Париже, 1906 г.

В 1913 году Гумилев вновь едет в Африку. На этот раз с командировкой от Академии наук.

«Вдруг ползущий передо мной остановился, и я с размаху ткнулся лицом в широкие и грязные подошвы его сапог. По его лихорадочным движениям я понял, что он высвобождает из ветвей свою винтовку. А за его плечом на небольшой, тесной поляне, шагах в пятнадцати, не дальше, я увидел немцев. Их было двое, очевидно, случайно отошедших от своих один - в мягкой шапочке, другой - в каске, покрытой суконным чехлом. Они рассматривали какую-то вещицу, монету или часы, держа ее в руках. Тот, что в каске, стоял ко мне лицом, и я запомнил его рыжую бороду и морщинистое лицо прусского крестьянина. Другой стоял ко мне спиной, показывая сутуловатые плечи. Оба держали у плеча винтовки с примкнутыми штыками.

История жизни Николая Степановича Гумилева

В декабре 1914 года Гумилев получил звание ефрейтора и Георгиевский крест IV степени. В январе 1915 года - произведен в унтер-офицеры, а в декабре удостоен второго Георгиевского креста - III степени. Наконец, в мае 1917 года - назначен в русский экспедиционный корпус, находившийся в расположении союзников. Через Финляндию, Швецию, Норвегию, Англию Гумилев прибыл в Париж.


Гумилёв и Ахматова с сыном

Теория поэзии, утверждал он, может быть разделена на четыре отдела фонетику, стилистику, композицию и эйдологию. Фонетика исследует звуковую сторону стиха - ритмы, инструментовку, рифмы. Стилистика рассматривает впечатления, производимые словом, в зависимости от его происхождения. Все слова русской речи Николай Степанович по происхождению делил на четыре разряда славянский, атлантический, византийский и монгольский. В славянский разряд входили все исконно славянские слова, в атлантический - все слова, пришедшие к нам с запада, в византийский - греческие, в монгольский - слова, пришедшие с востока. Композиция тоже делилась на много разрядов, из которых главным было учение о строфике. Эйдологией он называл учение об образе (эйдол - идол - образ).


Николай Гумилёв. Фото из следственного дела. 1921 г.

Так как каждый отдел и каждый раздел делились на ряд подотделов и подразделов, то всю теорию поэзии можно было вычертить на большом листе бумаги в виде наглядной таблицы, что мы, участники семинара, и обязаны были делать с помощью цветных карандашей. Подотделы и подразделы располагались на этой таблице таким образом, что составляли вертикальные и горизонтальные столбцы. Любое стихотворение любого поэта можно было вчертить в эту таблицу в виде ломаной линии, отдельные отрезки которой располагались то горизонтально, то вертикально, то по диагонали. Чем лучше стихотворение, тем больше различных элементов будет приведено в нем в столкновении и, следовательно, тем больше углов образует на таблице выражающая его линия.

Шумно пылал огонь в большом камине. Перед камином на стопочке книг сидел Николай Степанович, поджав колени к подбородку. На нем была темная домашняя курточка, самая затрапезная, но и в ней он казался таким же торжественным и важным, как всегда. Нас, попритихших и испуганных, он принял серьезно, как равных. Он усадил нас перед камином на книги и объяснил, что все редакционные столы и стулья он уже сжег. И я с удивлением увидел, что в камине пылают не дрова, а книги, - большие толстые тома. Николай Степанович сообщил нам, что он топит камин роскошным тридцатитомным изданием сочинений Шиллера на немецком языке.


Крест-кенотаф в вероятном месте расстрела Гумилёва. Бернгардовка (долина реки Лубьи)

В ночь с 3 на 4 августа 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной Петроградской боевой организации (ПБО), возглавляемой профессором В.Н. Таганцевым.

Хочу высказать просто логические суждения по поводу обстоятельств, в которых оказался Гумилев. Он был офицером. Звание накладывает своеобразный отпечаток на поведение, образ жизни и общение людей военных. Советские офицеры отказались от многих традиций, которые не свойственны Советской Армии. Но мне, советскому офицеру в прошлом, понятно, например, почему до революции офицеры за оскорбление словом, не говоря уж об оскорблении действием, вызывали на дуэль лишались жизни, сберегая свою честь. Понимая это, я представляю себе Гумилева, к которому, очевидно, пришли его друзья или бывшие сослуживцы-офицеры и, зная его как человека своего круга, предложили, видимо, участвовать в заговоре и для начала написать прокламацию.


Памятник Николаю Гумилёву в Коктебеле

24 августа 1921 года Гумилев был расстрелян.

Читайте также: