Список шиндлера почему женщин привезли в освенцим

Обновлено: 18.09.2024

История награды

В “Талмуде”, одной из основных книг иудаизма, указано, что тот, “кто спас одну жизнь — спас целый мир”. После окончания Второй мировой войны выжившие евреи часто вспоминали тех, благодаря кому им чудом удалось избежать трагической доли миллионов своих соотечественников. В 1953 году парламент молодого государства Израиль создал мемориал памяти Холокоста — Яд ва-Шем, при котором был создан и институт по изучению истории Холокоста. Вскоре возникла идея не только исследовать жертв и искать виновников, но и назвать героев.

В 1963 году Парламент Израиля вместе с Яд ва-Шем ввел награду: Праведник народов мира. Для присуждения грамоты и признания статуса собиралась специальная комиссия из историков и общественных деятелей. Они взвешивали все факты и принимали окончательное решение. Награду либо вручали на родине Праведника, либо передавали послу. Если награду присудили “посмертно”, то ее передавали родственникам героя.

Первыми признание получили организации, в частности “Жегота” и ее лидеры Владислав Бартошевский, София Коссак-Щуцкая, Ирена Сендлер и Мария Кан. Это была первая подпольная организация в Европе, созданная поляками для помощи евреям. Дело в том, что самые страшные преступления Холокоста проходили на территории Польши, а ее государственный комитет находился в изгнании в Британии. Именно поляки передавали миру первые сведения о преступлениях нацистов.

Кроме организаций, в 1963 году звание “Праведник народов мира” получил французский город Шамбон-сюр-Линьон и 40 его жителей. За период войны они спасли более 3 тысяч евреев. В 1985 году аналогичное звание получили 117 жителей голландской деревни Ньивланд.

Позже на территории мемориала Яд ва-Шем возникла целая зона “Праведники народов мира”. Герои или их родственники могли посадить именное дерево. Кроме того, в парке находится мемориальная стена, на которой выбиты имена всех Праведников народов мира.

Знаменитые праведники

Одним из самых популярных методов спасения евреев было выдача им фальшивых документов либо визы. Именно поэтому среди Праведников имеется несколько известных государственных лиц либо послов:

    Пауль Грюнингер. Он был командиром полиции в пограничном с Австрией кантоне. Именно он помогал еврейским беженцам пересекать незаконно границу и спасать свою жизнь в Швейцарии. В 1940 году гестапо подало в Швейцарию запрос о нарушении закона Грюнингером и “возможной” коррупции. Его спасло только то, что судили Грюнингера на родине. На него наложили огромный штраф и запретили работать в полиции. Он был реабилитирован лишь посмертно, в 1996 году.

Кроме государственных деятелей, были и другие личности.

Оскар Шиндлер

Еще в 1950-х началось обсуждение того, что происходило в Кракове в 1940-е годы. Местный предприниматель Оскар Шиндлер, взял на работу евреев, чтобы сэкономить средства. Также поступали сведения о том, что он бил своих рабочих. Но когда началась отправка евреев в Освенцим, он постоянно отправлял немецким спецслужбам список сотрудников, которые у него трудятся, отстаивая право каждого остаться.

Фабрика Шиндлера стала местом спасения около 1200 человек. В итоге Яд ва-Шем все же присудил ему звание “Праведник народов мира”. В 1982 году писатель из Австралии Кенилли написал книгу “Ковчег Шиндлера”, а в 1993 Спилберг снял фильм “Список Шиндлера”. Примечательно, что старость Шиндлер провел в бедности, а жил на средства, полученные от правительства Израиля. Похоронен он на горе Сион в Иерусалиме.

Оскар Шиндлер в 1963 году

Оскар Шиндлер в 1963 году

Среди россиян первым награду получил Амфиан Герасимов. В годы войны он проживал в Риге и прятал у себя в доме евреев.

В 1945 году немцы убили в газовой камере Елизавету Скобцову (монахиню Марию). Во время массовых арестов в Париже, ей удалось спрятать несколько еврейских детей. Вскоре ее дом стал убежищем для евреев. В 1985 году ей присвоили звание “Праведник народов мира”.

Елизавета Юрьевна Скобцова (монахиня Мария)

Елизавета Юрьевна Скобцова (монахиня Мария)

Всего в списке Праведников 215 представителей России.

Около 130 Праведников мира по собственному желанию получили от Израиля гражданство, а также пожизненную пенсию. Многих тех, кто остался на Родине, награждает еще и их государство. Бывали даже случаи, когда страна давала награды за подвиги на ее территории не своим гражданам.

Например, Поль Нгуен Конг Ань — гражданин Вьетнама, во время войны проживавший во Франции. Он со своей женой (кстати, еврейкой) помогали переправлять евреев в Швейцарию. В 2007 его наградил Яд ва-Шем, а через год он получил от Францию высшую награду: Орден почетного легиона.

По состоянию на 2020 год званием “Праведник народов мира” награждены 27 712 человек, представляющие 51 страну мира. Работа над дополнением списка продолжается и сегодня. Тут есть крестьяне и священники, люди простого социального происхождения и члены знатных родов, рабочие и дипломаты.

Чтобы совершить подвиг — нужно быть, прежде всего, человеком. Спасать евреев в годы Второй мировой — это был сознательный подвиг. Если такого человека вычисляли нацисты — ему также грозила смерть. Спасать людей, подвергая себя и свою семью смерти — это и есть героизм. Именно поэтому Праведники народов мира достойны отдельного внимания.


Содержание фильма следующее: Предприимчивый немец решает заработать на гонимых евреях и успешно проворачивает это дело. Получая огромные доходы, он живёт на широкую ногу. Для того чтобы предприятию сопутствовал успех, в дело идёт обман и подкуп всех, кто только встаёт на пути. Казалось бы, никакие трудности не могут остановить выгодное начинание. Но итогом становится разорение и окончание войны.



Таков хребет конструкции фильма, поясняющий направление движения сюжета. Но это было бы совсем просто для понимания, если бы ни та самая мощная эмоциональная оболочка. Она должна была вызвать совсем иную реакцию на действия любителя быстрых денег.



Вторая линия направлена на смягчение отношения к тем преступлениям, которые совершили нацисты. По сути, происходит реабилитация нацизма. Показывается, что не все нацисты были плохими. Даже самые страшные мерзавцы просто были введены в заблуждение, поэтому они не абсолютное зло, а люди, которые не ведают, что творят. Плохих нацистов повесили, а хороших отпустили домой. У зрителя может возникнуть мысль, что если бы нацисты не убивали евреев, а только бы их использовали на производственных работах, как Шиндлер, то это было бы настоящим благом для всех. Ведь те евреи, которые трудились на хорошего немца, были бесконечно им довольны. Это уже начинается следующая идеологическая линия.


Те, кто использовал труд евреев, давал им возможность выжить. И только этот факт и ничего кроме него, должен оправдать любого фабриканта, какую бы он продукцию не выпускал от кастрюль до вооружения.


Если бы к ведущим немецким концернам, запятнавшим своё имя во время войны, вышли бы с предложением, снять такой фильм, как думаете, они бы согласились дать на это средства? Могу даже предположить, что они сами могли обратиться с такой инициативой. Для Голливуда это бизнес. Это подчеркивает то, что он всего лишь инструмент. А кто платит тот и заказывает музыку.


Нацизм был вскормлен немецким капиталом для собственного обогащения. Он лежит в основе всех бед, которые устроили нацисты всему миру.



Но возможно, у главного героя действительно изменилось сознание, и он понял, что деньги ничто, а спасение жизни узников это самый настоящий подвиг и долг перед человечеством. Тогда нужно быть готовым, что в любой момент за такие действия нацисты могут расстрелять. И после того, как всё закончится, точно уж не сбегать, а сдаться на милость победителей и очищать душу от совершенного ранее греха. Главный герой нечто изобразил в конце фильма, когда покидал трудовой лагерь, который на него работал, после того как узнал о безоговорочной капитуляции Германии.


Можно себе представить человека, который так раскаивается и после этого бежит? Он боится за свою жизнь? Тогда почему он не боялся за неё при нацистах? Он был уверен, что они ему ничего не сделают, но почему? Потому что он мог всех купить, кроме русских? В фильме ясно было показано, что деньги на войне не значат ничего, в любой момент, тот, кто имеет власть, может всё забрать без каких либо трудностей, дай только повод и алчные и жадные персонажи, показанные в фильме, с большим рвением бы это сделали. Поэтому чувства в момент побега могли быть только показушными.

И сейчас мое смелое предположение.


Режиссер Стивен Спилберг – еврей. И ему ли не знать, кому принадлежит главная заслуга спасения евреев во Второй мировой войне, и кто им помог вернуться на землю обетованную? Но, что мы видим в качестве этой исторической стороны? – Ничего.

Одинокий советский боец, который появился в финале, как освободитель, показан человеком на прогулке. Он уверен, что его никто не тронет, что фашисты не будут оказывать сопротивления. Он видит сотни поникших евреев, которые сидят и непонятно чего ждут. На их лицах нет радости, что они освобождены. Люди находились в неохраняемом лагере с ночи, ворота были открыты, но никто не убежал. Понимаете, что это значит?


Показано, что советский солдат их не освобождал, они были освобождены хорошим немцем, который спасал им жизнь. А потому фашисты сами делись непонятно куда, как непонятно откуда изначально взялись. Это удар по роли СССР в войне с фашизмом. В конце фильма евреи спасибо говорят фашисту, а не советским людям!

В этом ключе хочу развить одну мысль. В фильме есть интересный момент, он касается отношения к тем евреям, которые служили нацистам.


Знаменитый режиссер увековечил имя этого человека, спасшего во время Холокоста многих евреев от уничтожения.



А вот роль в этом его жены Эмили осталась за кадром.

Но факты и исторические свидетельства очевидцев говорят о том, что роль Эмили Шиндлер воистину велика и в том, как была организована система спасения евреев, и в том, что на это были потрачены именно деньги Эмили, ее наследство, которое она отдала своему мужу целиком, и в том, что Оскар из благочестивого нациста превратился в совершенно другого человека - такого, каким изобразил его Спилберг.


Эмили Шиндлер любила своего не очень верного и не всегда справедливого к ней мужа всю свою жизнь. Именно эта любовь и была движущей силой в том деле, которым занимался Оскар. Именно любовь и влияние Эмили подвигали его на поистине героические действия.

Это не фильм разоблачение и не фильм расследование. Это фильм о любви. О горьком ее привкусе.

Выжившие в той страшной трагедии помнят и чтут Эмили, не менее, чем Оскара Шиндлера, ведь без ее участия его подвиг мог и не состояться. Они спасли не только 1200 евреев, они спасли и тысячи их потомков.


В фильме будет два плана – проникающие друг в друга и особым образом сплетенные.

ВТОРОЙ план – непосредственно история любви Оскара и Эмили Шиндлер, которая закончилась только с ее смертью. Чтобы рассказать о ней, мы хотим обратиться ко многим источникам, в том числе к воспоминаниям очевидцев.

Основным и самым важным персонажем нашего фильма будет биограф Эрика Розенберг, посвятившая изучению жизни Эмили Шиндлер многие годы, создавшая уникальный архив документов и написавшая знаменитую книгу об Эмили Шиндлер.

Но больше всего нам хочется, чтобы этот фильм увидели как можно больше людей и в России, и за рубежом. Это будет наша дань мужеству Эмили и Оскара Шиндлер.

Съемки будут происходить в Москве, в Германии, в Чехии, в Польше, в Израиле и Аргентине.

Премьера нашего фильма планируется в Израиле с приглашением всех оставшихся в живых узников, их детей и внуков. Фильм так же будет показан на многих федеральных каналах России.

Мы очень надеемся, что наш проект заинтересует вас. Ваша финансовая помощь, даже частичная, позволит этому фильму быть и рассказать о мужестве, стойкости и великой любви нашей героини — Эмили Шиндлер - в истории Холокоста.

Проекты

Оплата и документы

  • Частые вопросы
  • Правила сервиса
  • Тарифы
  • Пользовательское соглашение
  • Публичная оферта
  • Политика конфиденциальности

Разделы

Поддержка

И вот теперь работа на фильмом об удивительной женщине Эмили Шиндлер, которая полностью поглотила меня.

Теперь удачи Оскара сошли на нет. Мир так и не смог дать ему то, что давали времена войны. Оскар и Эмили перебрались в Мюнхен. Какое-то время они делили жилище с Рознерами, потому что Генрих с братом получили ангажемент в одном из мюнхенских ресторанов и стали как-то вставать на ноги. Один из бывших заключенных, встретив Оскара в маленькой запущенной квартирке Рознеров, был потрясен его рваным пиджаком. Имущество в Кракове и Моравии, конечно же, было конфисковано русскими, а оставшиеся камни пошли на приобретение еды и напитков.

Когда Фейгенбаумы оказались в Мюнхене, они встретили его последнюю любовницу, еврейскую девушку, которой удалось выжить не в Бринлитце, а в гораздо более худших местах. Многие из гостей в комнатке, снимаемой Оскаром, снисходительно относились к его героическим слабостям, но испытывали стыд, видя, в каком положении находится Эмили.

Он по-прежнему относился к своим друзьям с щедрым великодушием, отлично делая вид, что его ничего не волнует, и умение делать то, что никому не под силу, не покинуло его. Генри Рознер напоминает, что он нашел источник получения цыплят в Мюнхене, где о них и думать забыли. Он старался бывать в обществе тех своих евреев, кто остался в Германии – Рознеров, Пфеффербергов, Дрезнеров, Фейгенбаумов, Штернбергов. Некоторые циники позже говорили, что в те времена в любом случае стоило бы тереться вокруг бывших узников концлагерей и иметь еврейских приятелей, присутствие которых обеспечивало безопасность. Но его независимости были чужды такие инстинктивные хитрости. Schindlerjuden стали его семьей.

Как и все они, Оскар узнал, что в феврале минувшего года Амон Гет был задержан танкистами генерала Паттона, когда находился в роли пациента в санатории СС в Бад Тельце; его держали в заключении в Дахау, а ближе к концу войны передали новому польскому правительству. В сущности, Амон оказался одним из первых немцев, переданных полякам для суда над ними. Часть бывших заключенных была приглашена на процесс в качестве свидетелей, и Амон, потерявший представление о действительности, пригласил для защиты таких свидетелей как Хелена Хирш и Оскар Шиндлер, но тот решил не ехать в Краков. Те же, кто прибыл на суд, видели, как Амон, отощавший из-за своего диабета, отчаянно, но тщетно пытался защищаться. Он утверждал, что все распоряжения о казнях и транспортировке заключенных подписывались его начальниками, так что это их преступление, а не его. Свидетели же, которые рассказывали об убийствах, совершенных руками коменданта, – утверждал Амон, – злостно преувеличивают. Да, несколько заключенных пришлось казнить как саботажников, но во время войны иная участь не могла ждать их.

Под предлогом руководства нацистскими предприятиями сначала в Польше, а потом в Судетах, мистер Шиндлер создал достойные условия работы, а потом защитил еврейских мужчин и женщин, обреченных на смерть в Аушвице и в других столь же зловещих концентрационных лагерях. Лагерь Шиндлера в Бринлитце, – был единственным лагерем на оккупированной нацистами территории, где евреев не только не убивали, но и не подвергали избиениям, относились к ним с уважением, которого заслуживают человеческие существа.

И теперь, когда он вынужден заново начинать жизнь, окажите ему содействие, как он в свое время помогал нашим собратьям".

Устроившись в небольшой квартирке во Франкфурте, он обзавелся капиталом для покупки цементного завода, не теряя надежды на получение большой компенсации от западногерманского министерства финансов за потерянную в Польше и Чехословакии собственность. Из его усилий практически ничего не вышло. Многие из близких ему людей пришли к выводу, что неудача его обращений к германскому правительству объяснялась ростом прогитлеровских настроений среди гражданских служащих среднего звена. Но, может быть, обращения Оскара не принесли результатов в силу чисто технических причин, и не представляется возможным уловить бюрократическую злонамеренность в ответах, поступивших к Оскару из Министерства.

Среди тех, кому довелось пережить Холокост, было неверие в рассказы о столь благословенном трудовом лагере, как у Оскара, и эти сомнения слышались в голосах некоторых журналистов на пресс-конференции Шиндлера в Иерусалиме.

– Чем вы объясните, – спрашивали они, – свое тесное знакомство с высшими чинами СС в районе Кракова, с которыми вы постоянно имели дело?

– На этом этапе истории, – ответил Оскар, – было как-то трудновато обсуждать судьбу евреев с главным раввином Иерусалима.

Судья Ландау и его совет могли бы счесть эти показания несущественными по сравнению с массой всех остальных и оставить из без комментариев. Тем более, что во всех четырех документах не отрицалось, что в любом случае Оскар был их спасителем, и совет мог задаться вопросом, почему же в таком случае, если Оскар вел себя столь преступно по отношению к этим людям, он пошел на непредставимый риск ради их спасения.

Связь Оскара с Schindlerjuden носила определенный, установившийся с годами, характер. Полгода он был бабочкой под солнцем Израиля, а полгода проводил в трущобах Франкфурта. И у него постоянно не было денег.

Тель-Авивский комитет, в который опять вошли Ицхак Штерн, Якоб Штернберг и Моше Бейски продолжал оказывать давление на западногерманское правительство, побуждая его выделить Оскару Шиндлеру достойную пенсию. Основанием для таких обращений был героизм, проявленный во время войны, потерянное им имущество и плохое состояние здоровья. Первой официальной реакцией со стороны германского правительства было награждение Оскара Почетным Крестом в 1966 году, на церемонии присуждения которого присутствовал и Конрад Аденауэр. Но лишь к 1-му июля 1968 года министерство финансов было радо сообщить, что с данной даты ему будет выплачиваться пенсия в 200 марок ежемесячно. Через три месяца пенсионер Шиндлер из рук епископа Лимбургского получил знаки посвящения в рыцари церковного ордена Святого Сильвестра.

После шестидесятилетия он стал сотрудничать с Обществом немецких друзей Еврейского университета, что явилось результатом настояний тех Schindlerjuden, которые были обеспокоены, чтобы в жизни у Оскара Шиндлера появились какие-то новые цели. Он начал работу по созданию фондов в Западной Германии. Его давние способности очаровывать бизнесменов и официальных лиц снова принесли свои плоды. Так же он помогал разрабатывать план обмена немецкими и израильскими ребятишками.

Его жена Эмили, не получая от него никакой финансовой помощи, продолжала жить в своем маленьком домике в Сан-Винсенте к югу от Буэнос-Айреса; она обитала в нем и в то время, когда писалась эта книга. Как и в Бринлитце, она была олицетворением спокойного достоинства. В документальном фильме, снятом немецким телевидением в 1973 году, она говорила – без горечи и озлобления, которых можно было бы ждать от брошеной жены – об Оскаре и Бринлитце, о своем пребывании в нем. Она недвусмысленно дала понять, что до войны Оскар не совершил ничего из ряда вон выходящего и продолжал оставаться таким же, каким и был. Тем не менее, ему повезло, что в тот краткий период времени с 1939 по 1945 годы, наполненный жестокостью, рядом с ним оказались люди, которым пригодились его доселе скрытые таланты.

В 1972 году во время посещения Оскаром исполнительного отдела Американских друзей Еврейского университета в Нью-Йорке, трое из Schindlerjuden, владевшие на паях большой строительной компанией в Нью-Джерси, обратившись к группе из семидесяти пяти бывших заключенных Шиндлера, собрали 120.000 долларов, которые пошли на создание отдела, посвященного Оскару, в Трумэновском исследовательском Центре Еврейского университета. Собрание отдела включало в себя Книгу Жизни, составленную из рассказов спасенных Оскаром и список спасенных. Двоим из этой троицы, Мюррею Пантиреру и Исааку Левенштейну было всего по шестнадцать лет, когда Оскар забрал их в Бринлитц. Теперь дети Оскара стали его родителями – лучшее, что он создал, источник его гордости.

В октябре 1974 года он потерял сознание в своей маленькой квартирке рядом с вокзалом во Франкфурте и 9 октября умер в больнице. В свидетельстве о смерти сказано, что кальцинирование артерий мозга и сосудов сердца привело к фатальному исходу. В его завещании было высказано пожелание, о котором он неоднократно говорил многим из Schindlerjuden – чтобы его похоронили в Иерусалиме. Через две недели священник францисканского прихода в Иерусалиме дал свое согласие, чтобы герр Оскар Шиндлер, один из наиболее заблудших детей Церкви, нашел последнее успокоение на Латинском кладбище Иерусалима.

Читайте также: