Турист на байдарке как называется

Обновлено: 18.09.2024

Водный туризм - один из наиболее массовых видов самодеятельного туризма. Его особенность - разнообразие используемых плавсредств (лодки и байдарки в походах I-III категорий сложности, байдарки, надувные лодки, плоты и катамараны в походах всех остальных категорий). Разнообразие плавсредств расширяет круг вопросов, составляющих техническую подготовку туристов-водников, так как требует большего объема работы по подготовке плавсредств к походу. В водном туризме техническая подготовка включает освоение техники движения (техники гребли - различной для разных типов судов), преодоления препятствий, страховки и спасательных работ.

Техника движения и преодоления препятствий в водных походах включает как элементы собственно движения на воде обходом препятствий, так и различные приемы обноса препятствий и проводки судов с берега. На маршрутах III-V категорий сложности включаются также элементы комбинации водного маршрута с пешим или горным (подходы, а также волоки с преодолением перевалов), где применяются элементы пешеходного и горного туризма.

Участники массовых водных походов (в том числе походов выходного дня, многодневных некатегорийных походов и походов I категории сложности по спокойным рекам и озерам), совершаемых на лодках (прогулочных, шлюпках, ялах), до выхода на маршрут осваивают технику народной гребли и гребли на морских ялах.

Наиболее распространенное плавсредство для спортивных походов I-III категорий сложности - туристская байдарка. Освоение основных приемов гребли и управления байдаркой - это тот фундамент технической подготовки туриста-водника, без которого невозможно дальнейшее совершенствование техники, необходимой в водных походах высших категорий сложности. Начальная техническая подготовка туриста-водника к спортивному походу на байдарке включает: посадку в байдарку с берега и с воды; отчаливание от берега с последующим разворотом судна на 180°; зачаливание при слабом (до 0,5 м/сек) течении с разворотом судна на 180°; преодоление естественных и искусственных препятствий.

Следующий этап технической подготовки туриста-водника включает преодоление естественных препятствий, характерных для маршрутов II-III категорий сложности: ход против течения, проводка байдарки против течения на бечеве и "корабликом", преодоление каменистых перекатов, несложных порогов, стоячих волн; прохождение прижимов; преодоление улова.

Освоение новичками основных приемов гребли и управления байдаркой начинается со знакомства с веслом: в отличие от народной гребли (на шлюпках, прогулочных лодках, ялах), с которой даже новички в водном туризме достаточно знакомы, весло для байдарочной гребли (как спортивной, так и туристской) имеет другой способ хвата. В походах I-III категорий применяется комплектное к стандартной байдарке весло, т. е. имеющее стандартную длину. В походах IV-V категорий сложности туристы нередко пользуются самодеятельными надувными каяками, а весла используют спортивные. Подбор длины весла производится в этом случае индивидуально, по тому же принципу, что и подбор длины лыж: при высоком росте весло можно взять несколько короче, при малом - длиннее (на 5-10 см).

Лопасти весла для спортивной байдарки развернуты относительно друг друга на 90°. Точно так же должны быть развернуты при сборке лопасти весла, имеющегося в комплекте к стандартной туристской байдарке.

При прямом, неразвернутом, весле происходит жесткий захват его двумя руками, и гребец, пытаясь сделать гребок, вынужден сгибать кисть верхней, толкающей, руки, что существенно снижает эффективность толчка. Кисти закрепощены, что приводит к быстрому утомлению мышц предплечья.

Нормальная ширина хвата, т. е. расстояние между кистями рук на весле, должна быть равна чуть меньшему расстоянию между локтями разведенных в сторону рук.

Посадка в байдарку с берега. Вначале в нее садится задний гребец (№ 2), потом передний (№ 1). Гребец № 1 придерживает байдарку за фальшборта, пока № 2 не сядет. Потом № 1 кладет весло таким образом, чтобы одна лопасть легла на фальшборт перед сиденьем гребца № 1, а другая - на берег. В это время Гребец № 2 придерживается за берег рукой или веслом.

Посадка в байдарку с воды. Оба гребца кладут весла перед своими сиденьями поперек байдарки, на фальшборта. Посадка производится в той же последовательности. При посадке гребца № 1 гребец № 2 упирается веслом в дно.

Отчаливание байдарки от берега с последующим разворотом на 180°. Перед посадкой гребцов байдарка всегда должна находиться носом против течения.

Технически наиболее простой способ изменения курса байдарки (поворота) - дугообразный гребок, начинающийся от носа или кормы. Этот гребок тем эффективнее, чем дальше от байдарки движется лопасть. Дугообразный гребок от кормы аналогичен гребку от носа.

Приведенный способ разворота байдарки особенно эффективен при невысокой скорости ее относительно воды. Когда скорость велика и судно сопротивлением воды стабилизировано на курсе, поворот его с помощью такой техники требует больших усилий.

Техника гребли вперед в туристских байдарках принципиально не отличается от применяемой в спортивной гребле. Туловище должно быть прямым, ступни упираются в перекладины кильсона, колени - в фальшборта. Жесткость посадки проверяется легким открениванием судна движением бедер.

Зачаливание на слабой (до 0,5 м/сек) струе с разворотом байдарки на 180°. Передний гребец короткими дугообразными гребками гребет, с одной стороны байдарки, задний табанит тыльной стороной весла с противоположной стороны.

Препятствия на водном маршруте принято подразделять на естественные и искусственные.

Основные естественные препятствия - мели, перекаты, быстрины, отдельные камни, топляки, береговые заросли, завалы.

Песчаные мели и перекаты для байдарок, как правило, серьезной опасности не представляют. Их преодолевают по наиболее глубокому месту, которое можно определить по темному цвету воды, большей скорости течения, крупной и ровной волне при ветре. Расположение мелей в русле нередко меняется после паводков и половодий.

Волны на открытых водоемах. При высоте волн до 0,5 м и наличии на байдарке фартука и средств непотопляемости начинающие туристы могут проходить их вблизи подветренного берега с интервалом между байдарками не более 15-20 м. При более сильной (высокой) волне начинающие туристы должны идти к берегу и зачаливаться.

Быстрины удобны для движения на прямых участках рек без большого уклона. На поворотах они требуют осторожности. Во избежание навала байдарки на вогнутый берег следует заранее сходить с середины потока и прижиматься к выпуклым участкам берега.

Заросли. Нависшие над водой кусты, подмытые деревья часто служат причиной переворота (оверкиля) байдарки. Поэтому на быстрых реках следует держаться подальше от навального (вогнутого) берега с нависающей растительностью и не пытаться затормаживать судно, ухватившись за неподвижные предметы.

Завалы образуются там, где упавшие деревья перегораживают реку. В случае завала байдарку приходится обносить по берегу или расчищать небольшие проходы. При высокой скорости течения важно заранее пристать к берегу, чтобы не быть затянутыми под препятствие.

К искусственным препятствиям относятся мосты, паромы, некоторые рыболовные сооружения, плотины, шлюзы, молевой сплав.

Мосты на небольших реках проходят, как правило, под наиболее высоким пролетом. Подходить к мосту надо на малой скорости. Следует опасаться старых устоев, топляков, свай, других препятствий. Особо осторожно надо проходить под мостами, пересекающими реки под острыми углами: вероятность навала на устой здесь наибольшая.

Паромные переправы проходят в соответствии с положением парома: либо посередине реки над тросом, либо под тросом, прижавшись к высокому берегу.

Плотины, шлюзы, наплавные мосты, запани (цепи бревен, связанных тросом), лесные заторы, молевой сплав туристы-водники должны обносить. Не подходя близко к препятствию, надо пристать к берегу и просмотреть путь волока.

К типичным препятствиям на маршрутах II и III категорий сложности относятся ход против течения, каменистые перекаты, пороги, прижимы, волоки.

Ход против течения. На спокойной реке (скорость течения на плесе не более 1 м/сек) идут на веслах. Отдельные мелководные быстрины при скорости течения свыше 2-3 м/сек и каменистые перекаты преодолевают с помощью проводки вброд. Туристы должны обязательно быть обуты. На длинных аналогичных участках, а также при низкой температуре воды применяют проводку байдарок бечевой. Приведем два способа проводки бечевой, наиболее часто применяемые.

1. К носовой обвязке привязывается веревка длиной 10-15 м, за которую один турист ведет байдарку, а второй веслом направляет ее нос в нужную сторону.

2. К носовой и кормовой обвязкам привязываются веревки длиной по 10-12 м, за которые байдарку ведут два туриста. Их задача - так выбрать длину веревки и дистанцию между собой, чтобы байдарка шла параллельно берегу и испытывала наименьшее сопротивление потока. Этим способом (он называется "кораблик") при невысокой скорости течения можно вести байдарку и в одиночку.

Описанные способы целесообразны, если возможен свободный проход вдоль берега. Проводка байдарок на бечеве и вброд применима также при ходе вниз по течению.

Каменистые перекаты проходятся на небольшой скорости; направление держать в центре треугольника, образованного сходящимися струями потока, где глубины обычно большие, а русло чище.

Пороги. Порог - это участок реки с большим падением и скоростью воды, осложненный многочисленными камнями и стоячими валами от сходящихся струй. О приближении к порогу можно узнать по замедленному течению и шуму воды. Достаточно серьезные пороги встречаются и на маршрутах II и III категорий сложности, поэтому надо знать хотя бы общие правила их прохождения.

Все пороги, линия движения в которых не просматривается с воды до конца или хотя и просматривается, но не вполне безопасна, необходимо разведать с берега. Несложные пороги с короткими чистыми сливами и невысокими валами проходят по основной струе.

При прохождении порогов с большим количеством камней в русле приходится маневрировать между ними. Для этого надо заднему гребцу притабанивать со стороны препятствия, а переднему делать короткие дугообразные гребки с другой стороны, стремясь как бы обтечь камень корпусом байдарки, все время просматривая дальнейший путь.

Длинные пороги (1-2 км и более) следует проходить отрезками по 200-300 м с промежуточными чалками, предварительно разведав и наметив места чалок и страховок.

Стоячие валы в порогах нужно проходить по возможности носом, перпендикулярно или под углом, незначительно отличающимся от прямого. При этом крутые валы надо преодолевать на скорости, "прокалывая" их, а пологие - можно без скорости, взбираясь на них. Если есть возможность, линию стоячих валов лучше проходить по краю, где они ниже. При гребле в стоячих валах лопасть следует погружать в гребень вала, а не во впадину между ними.

При прохождении прижимов надо держаться края струи, дальнего от прижима.

Применяемые приемы: прохождение на положительной скорости по краю струи, дальнему от прижима, с последующим разворотом байдарки на 180°, а также прохождение по тому же краю струи на отрицательной скорости. В этом случае оба гребца табанят, строго следя, чтобы угол атаки между направлением струи и кормой байдарки всегда был острым (10-15°, в зависимости от ситуации). Тот же прием можно выполнять, развернув байдарку носом против течения. В этом случае гребцы гребут вперед, здесь угол атаки будет уже между носом байдарки и направлением струи. В обоих случаях поток сам отталкивает байдарку от прижима.

Очень опасны прижимы с подсосом под скалу; прижимы с отбойной струей всегда позволяют избежать навала на скалу.

Для пересечения быстротока применяется траверс. Его осуществление наиболее надежно, когда байдарка движется носом против течения. Скорость течения в быстротоке максимальная у середины реки и очень мала у берега, что необходимо учитывать, начиная траверс под минимальным углом к течению.

При входе в улов важно как можно скорее втянуть байдарку в "уловную" воду. Только тогда снос будет невелик и маневр удастся даже при небольшом размере улова. Для этого необходимо заранее несколько развернуть байдарку на струе носом к улову и придать ей ускорение поперек струи. Как только нос врежется в "уловную" воду, носовой гребец зацепом страхует байдарку от переворота, а кормовой одним-двумя сильными гребками вгоняет ее в улов и обратным гребком завершает разворот.

При выходе из улова на струю, напротив, не следует разгонять байдарку. Достаточно, чтобы струя подхватила нос. Тогда разворот произойдет за счет разницы скоростей воды в основной и "уловной", струях. Оба гребца при этом креном внутрь поворота и обратным гребком страхуют байдарку от переворота.

К препятствиям на маршрутах IV-V категорий сложности относят шиверы и пороги, но значительно более мощные и сложные, каньоны, непроходимые участки реки с тяжелыми обносами, низкую температуру воды, зачастую длительные и тяжелые подходы к маршруту, ненаселенность района. Для успешного прохождения таких маршрутов к группам предъявляются повышенные требования в технике и тактике, подготовке к путешествию. Все участники должны иметь хорошую физическую подготовку, владеть основами водной слаломной техники.

Для этой цели необходимо проводить предпоходные тренировки. За 2-4 месяца до основного похода желательно провести тренировочный поход средней категории сложности. В нем отрабатываются и проверяются отдельные технические приемы, тактика прохождения сложных участков, взаимодействие экипажей, организуются и проводятся страховочные работы, проходят испытания образцы нового снаряжения и многое другое.

Отличной школой является участие в соревнованиях по технике водного туризма. Ведь хорошее владение техникой гребли и управления судами - один из решающих факторов успеха водного путешествия.

Надувные суда и их применение. В водном туризме наиболее широко используются следующие надувные суда: надувные лодки типа ЛАС, НДЛ, надувные плоты ПСН-6, ПСН-10, СП-10, СП-12, катамараны и каркасные плоты с надувными элементами.

Для управления каркасными плотами применяются греби, расположенные на носу и корме плота. На надувных плотах, катамаранах гребут однолопастными веслами канойным способом. На них применяется та же техника гребли, те же приемы, что и в водном слаломе.

Надувные суда позволяют проходить более сложные маршруты. Применение надувных судов целесообразно начинать с походов III категории сложности, имея байдарочный опыт этой категории сложности.

В последние годы широкое распространение получили походы, в. которых используются разные классы судов в одной группе (например, 2-3 байдарки и 1-2 катамарана, или надувных плота, или каркасный плот и катамаран).

Наряду с достаточно длинной пешей частью (комбинированный поход) это, на наш взгляд, наиболее интересное и перспективное направление в водном туризме.

Обеспечение безопасности. Водный - один из наиболее опасных видов туризма. Первое условие обеспечения безопасности водника - наличие индивидуальных спасательных средств на каждого участника любого водного похода, независимо от сложности маршрута. Анализ несчастных случаев показывает, что в подавляющем большинстве они были вызваны отсутствием, неисправностью или неправильным использованием индивидуальных спассредств.

Индивидуальное спассредство должно действовать без вмешательства спасаемого, обеспечивать плавучесть человека в воде, предохранять важные жизненные органы от ударов о камни.

Туристы часто используют армейские спасжилеты, имеющие подъемную силу 15 кг, достаточную для большинства походов. В сложных походах по горным рекам с сильно вспененной водой необходимы жилеты с подъемной силой не менее 22-24 кг. Для увеличения подъемной силы жилета применяются дополнительные надувные (или с наполнением из пенопласта) элементы плавучести.

Туристы, плавающие на надувных судах, часто применяют спасательные комплекты, защищающие ноги, колени и бедра от ударов о камни. Байдарочникам такие комплекты не рекомендуются, так как мешают быстро покинуть судно при перевороте.

В период межсезонья и при сплаве по горным рекам каждому участнику необходим гидрокостюм, хорошо защищающий тело от переохлаждения.

три стихии :: Техника водного туризма

Полезные ссылки на материалы по водному туризму

Книга Юрина Валентина Евгеньевича “Сольфеджио белой воды”

(азбука водного туризма) -

- Замечательная подборка статей на сайте клуба водного туризма МГУ -

Техника управления катамараном:

- С.ПАПУШ СЛАЛОМНАЯ ТЕХНИКА ПРИ СПЛАВЕ ПО ГОРНЫМ РЕКАМ

Техника управления каяком:

- Навыки преодоления завалов. Теория и практика. -

- правила прохождения водопадов -

- международная классификация препятствий (на английском) -

- статья Коррана Эддисона об альтернативной оценке препятствий -

- Дмитрий Постнов. Концепция безопасности -

- Дмитрий Ватолин. Турики и туристы (полезные советы и наиболее частые причины

- прекрасный пример того, чем могут быть опасны даже маленькие на вид бочки -

Средства сплава и снаряжение:

- четырехместный катамаран для экстремального сплава -

- сравнение катамаранов Рафтмастер и Тритон -

Статьи о снаряжении для каякинга и его выборе -

(виды каяков и снаряжения)

(примеры каяков разных типов)

(выбор лодки для начинающих)

(В. Юрин. типы каяков для ровной воды)

(ссылки на сайты производителей каяков)

(про весла для каяка)

(про весла для каяка)

- Походный этикет – некоторые правила поведения на природе -

- Каякеры и катамаранщики (давайте жить дружно) -

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Каякинг – что это такое? Спорт для отчаянных любителей рисковать или увлекательная разновидность активного туризма, которая покоряет все больше людей?

  • 1 Виды походного и экстремального водного туризма
  • 2 Что нужно для каякинга?
  • 3 Снаряжение для походов и сплавов по горным рекам
  • 4 Где пройти обучение?
  • 5 Опасно ли заниматься каякингом?
  • 6 Кому нельзя заниматься каякингом?
  • 7 Ограничения для сложных горных сплавов
  • 8 Каякинг – где заняться за границей?
  • 9 Каякинг в России – лучшие места для занятий
  • 10 Чем рафтинг отличается от каякинга?
  • 11 Плюсы каякинга

Каякинг выбирают поклонники водных развлечений, те, кто мечтает отдохнуть телом и душой, насладиться единением с природой, беззаботно провести выходные, хотя бы ненадолго забыв о насущных проблемах. Впрочем, после экстремального спуска прошлые неурядицы покажутся лишь мелочью, которую по силам преодолеть. А еще мы выясним, чем рафтинг отличается от каякинга, какое из этих двух занятий выбрать?

Каякинг – это разновидность водного туризма, активно вытесняющая из прогулочных, походных и спортивных сплавов традиционные путешествия на прорезиненных байдарках. Одноместная пластмассовая лодка (из полиэтилена, стекловолокна, карбона), получившая название от эскимосских каяков, отличается легкостью, прочностью, легко управляется.

Виды походного и экстремального водного туризма

Мировые классификации выделяют такие виды походного и экстремального водного туризма на каяках:

  • сплавы по спокойной воде (прогулки и походы по рекам, озерам, морю);
  • экспедиционные многодневные сплавы (многодневные водные походы по горным рекам);
  • экстремальные сплавы (на коротких сверхсложных участках);
  • игровые сплавы;
  • канополо (игра в каяках, подобная водному поло);
  • спортивные соревнования, которые проводятся по родео (фристайлу), гребному слалому, скоростному спуску.

Лучше всего понять, что такое каякинг, можно в сплавах по бурным горным рекам. В этом виде экстрима легкий пластиковый каяк спокойно преодолевает шиверы, прижимы, большие валы, пороги, бочки, водовороты, небольшие водопады, обходит камни или перепрыгивает через них.

Для спортивных и экстремальных сплавов спортсмен должен регулярно тренироваться, отрабатывать технику прохождения препятствий. Хорошему каякеру необходимы сила, смелость, быстрая реакция, хорошая координация, точный и трезвый расчет. Противопоказаны безрассудство, недооценка опасностей, авантюризм.

Что нужно для каякинга?

Каякинг как вид спорта появился в начале 20 века, сами же спуски на байдарках по рекам имеют гораздо более длительную историю. Такой способ передвижения использовали несколько сотен лет назад народы Южной Америки, Африки, Сибири. Является ли каякинг олимпийским видом спорта? Безусловно, впервые на Олимпиаде выступления проходили в 1924 году, а с 1936 – официальные соревнования.

Снаряжение для походов и сплавов по горным рекам

Сплавы, даже по спокойным равнинным рекам, отличаются повышенной опасностью. Поэтому в список обязательного снаряжения, кроме каяка и весла, входят:

  1. Каяк – обязательное снаряжение для каякинга, причем новичку не нужно тратиться на дорогую экипировку. Достаточно выбрать добротную и недорогую модель, можно с рук – цена до 500 долларов;
  2. Весло – их ценники колеблются в пределах от 40 до 200 долларов, для первых тренировок выбирайте бюджетные модели, так как занятия на каякинге сопряжены с риском повредить оборудование. Дешевую вещь не будет столь жалко, как купленную в 3 раза дороже;
  3. Юбка – специальный фартук, который исключает попадание воды в лодку. На начальных этапах, когда тренируется только гребля, этот аксессуар не нужен, поэтому купить его можно и позже. Фартук стоит от 60 долларов, имеет модельный размер, подбирать нужно под свой каяк;
  4. Каска – необходимый предмет защиты, который нужен вне зависимости от места тренировок. Ценники – от 30 долларов, а за максимально прочную модель придется отдать целую сотню;
  5. Спасательный жилет – покупайте специализированные изделия, которые предназначены для активных видов спорта, чтобы аксессуар не мешал двигаться, был легким и прочным;
  6. Гидрокостюм для каякинга – как выбрать? Ищите изделия из неопрена, материала, защищающего от воздействия холодной воды. Ценник на весь костюм – от 300 долларов.

Если отдыхаете на туристических базах, снаряжение можно взять в аренду, что позволит сэкономить. В случае же самостоятельного путешествия без покупки не обойтись.

Для спортивных соревнований, сложных многодневных сплавов дополнительно используются гидрокостюмы, неопреновые боты, термобелье, непромокаемые куртки, налокотники.

Каяки для прогулок, походов, спорта (слалома, родео) отличаются длиной, шириной, обводами, различны по стоимости. Пластмассовые байдарки, изготовленные по специальному заказу, используют для тренировок и соревнований по водному слалому, включенному в Олимпийскую программу.

Полезный совет: Выбирая каяк для похода по спокойной реке, не увлекайтесь стремительными обводами и яркими расцветками спортивных лодок. Для тренировок и походов по спокойной воде равнинных рек и озер подойдет и недорогая пластмассовая байдарка.

Где пройти обучение?

Начальные курсы перед реальными походами – это необходимость, которая позволяет новичкам оценить свои силы, понять, нравится ли им такой спорт, узнать, как правильно держаться на воде. Обучение проводится в бассейнах – программы доступны во многих российских городах, включая Москву, Санкт-Петербург, Саратов, Воронеж и т.д. Что нужно для тренировок?

  • справка от врача об отсутствии противопоказаний – выдается дерматологом;
  • средства личной гигиены и полотенце;
  • спортивная форма, так как часть навыков отрабатывается в зале;
  • зажим для носа, беруши, очки, так как придется регулярно погружаться под воду.

Само же снаряжение предоставляется в бассейне – покупать каяк, весло, шлем не нужно.

Опасно ли заниматься каякингом?

Экстремальный спорт всегда таит в себе много опасностей, поэтому выбирают его только люди, не боящиеся рисков, развитые физически, думающие, в первую очередь, головой, не поддаваясь азарту и панике. Чтобы снизить риск получения травмы, рекомендуем:

  • начинать тренировки только с инструктором – человеком, который поможет выработать правильную технику, имеет хороший опыт и множество сплавов в своей практике;
  • покупать снаряжение в зависимости от времени года, места занятий, температуры, учитывайте, что в горных реках даже летом вода не отличается теплотой;
  • прежде чем спуститься к воде, проверьте оборудование – даже если эту процедуру вы выполняли в начале похода, повторение не будет лишним;
  • откажитесь от экстремальных сплавов в одиночестве, во время наводнения, паводка, других природных катаклизмов.

Опытные каякеры не спешат сразу сесть в лодку и плыть, сначала они проходят весь маршрут пешком по берегу, оценивая сложность, наличие опасностей, будь-то камни, деревья, ветки и т.д.

Кому нельзя заниматься каякингом?

Экстремальные виды туризма подходят далеко не всем путешественникам, основная причина ухода – состояние здоровья. Так, от излишних нагрузок придется отказаться:

  • при заболеваниях спины, грыжах, вывихах;
  • при наличии проблем с сердцем и сосудами;
  • при ограниченной вменяемости, если человек не может контролировать свои действия;
  • при повышенном артериальном давлении.

Но это не значит, что проблемы со здоровьем полностью исключают возможность занятий. Безусловно, о сплавах по горным рекам придется забыть, но спокойные тренировки в озерах и морях не запрещены.

Ограничения для сложных горных сплавов

К классифицированным спортивным сплавам допускается молодежь с 18 лет. С этого же возраста разрешено участие в спортивных соревнованиях в основной группе. Но дети под надзором родителей могут тренироваться и участвовать в несложных походах с 10 -12 лет. В таком возрасте им уже доступен дневной переход в 10 — 15 километров.

Полезный совет: Перед началом занятий водным туризмом, вне зависимости от возраста, попробуйте свои силы в походе выходного дня на каяках, или возьмите каяк напрокат для речной прогулки. Если вас увлечет плавание на легкой и послушной байдарке, вы не почувствуете страха и дискомфорта, можно приступать к регулярным тренировкам и готовиться к более сложному походу или сплаву.

Возрастные ограничения для сложных сплавов носят условный характер. Расцветом для каякера считается возраст от 25 до 45 лет, но известны примеры прохождения сложных горных сплавов спортсменами в шестидесятилетнем возрасте.

Каякинг – где заняться за границей?

Освоив базовые знания и навыки, путешественник может приступать к самому зрелищному, интересному и увлекательному этапу – череде открытий. Мест, где можно поплавать на каяках, немало, так, в числе самых популярных курортов, подходящих для новичков, выделяются:

  1. Новая Зеландия – на озере Таупо и в Милфорд Саунд находятся местечки невероятной красоты, окруженные горными хребтами, пышной растительностью, с чистейшей водой. Водный каякинг и треккинг по Европе пользуется спросом, поэтому проблем с поиском фирмы не будет;
  2. Гавайи – меккой каякеров является пляж Напали, протяженность береговой линии составляет 27 км, особый интерес представляют пейзажи, осматривать которые – одно удовольствие. Тут удастся рассмотреть водопады, дельфинов, скалы, но нужно остерегаться акул;
  3. Таиланд – каякинг в Тайланде пользуется не меньшим спросом, чем в европейских странах. Туристов можно увидеть на Пхукете дикарями, а также в бухте Талейн. Единственный минус – найти уединенное место довольно непросто, придется преодолеть ни один километр, чтобы спастись от назойливых глаз других отдыхающих;
  4. Норвегия – здесь предложены, пожалуй, самые популярные туры для гостей, а места отличаются особым колоритом. Каякинг в Норвегии – это посещение Вест-фьорд, Тенсберг, Арендал, острова Хидра, Вега, Финней, деревни Шипнес. Большинство из названных мест по праву включены в список защиты ЮНЕСКО;
  5. Гренландия – подходит для тех, кто мечтал о каякинге в Арктике. За полярным кругом удастся поплавать среди огромных айсбергов и расколотых льдин, правда, здесь всегда холодно, нужно заранее продумать экипировку. Зато виды завораживающие, а пятнистые тюлени способны поднять настроение путешественников;
  6. Словения – на реке Соча постоянно проводятся захватывающие сплавы. Тут есть места, как для новичков, так и для профи. Предложены быстрые спуски по бурной воде, а по берегам можно любоваться живописными Альпами;
  7. Мексика – для тех, кто не хочет мерзнуть, на полуострове Баха Калифорния предложены увлекательные прогулки по воде. Отсутствие волн, окружение горных хребтов, возможность поплавать среди дельфинов, китов и морских львов – весомые аргументы в пользу этого курорта.

Заняться каякингом можно в Провансе, неподалеку от лавандовых полей Франции. В числе хороших мест – остров Ванкувер в Канаде, побережье Далмации в Хорватии, Гебридские острова в Шотландии.

Каякинг в России – лучшие места для занятий

  • Алтай – тут есть и простые реки с пологими порогами, и такие, где бороться со стихией по силам только профи. Например, река Чуя – это самое популярное место в стране, многие участки здесь требуют серьезной подготовки и допуска только для квалифицированных спортсменов. На ее территории проводятся международные соревнования;
  • Крым – каякинг в Крыму востребован вдоль Гурзуфа с чистой и прозрачной водой. Большим же спросом пользуется Балаклава – местечки тут живописные, бухты спокойные, а пляжи отличаются чистотой. Идеально для начинающих туристов;
  • Урал – реки здесь радуют скоростью своего течения, окружающими видами, единением с природой. Поехать стоит на Чусовую, к гротам Чудесница, на Голубое озеро. Если же опасности вас не пугают, а опыт уже есть, отправляйтесь на Койву или реку Белую – весной тут особенно интересно;
  • Карелия – обилие маршрутов создано специально и для любителей, и для гуру. На реке Шуя удастся проплыть свыше 100 км, наслаждаясь ландшафтами, есть участки различной категории сложности. Опытные же каякеры выбирают Охту и Чирка-Кемь с обилием порогов и перекатов;
  • Камчатка – каякинг на Камчатке позволяет полюбоваться гротами в Авачинской бухте, вулканами полуострова, познакомиться с невероятной флорой и фауной этих краев. В числе интересных маршрутов – Петропавловский берег, Большая лагерная Бухта, Тихие скалы.

Стоимость участия в экскурсии на российских реках – от 40 долларов и выше, все зависит от группы, местности, сложности сплава и других особенностей.

Чем рафтинг отличается от каякинга?

Многие новички часто путают два спортивных направления, считая их синонимами. Действительно, сходства есть, ведь в обоих случаях путешествие осуществляется на байдарках по воде, приходится преодолевать препятствия и ждать сюрпризов природы. Но рафтинг – это коллективный вид спорта, в байдарке может находиться несколько человек, от 4 до 6. Каякинг – это индивидуальные занятия, лодка является одноместной.

Какой из видов туризма интереснее и труднее, определить сложно. Выбор всегда индивидуален. Если вы любите работать в команде, предпочитаете больше времени уделять разговорам и веселью, а не единению с природой, то рафтинг предпочтительнее. Каякинг же отличается более простой организацией, собирать группу не нужно, проводить занятия можно даже в одиночестве.

Плюсы каякинга

Почему каякинг – это туристическое направление, набирающее все большую популярность, привлекающее путешественников со всего мира? Причин несколько:

  • доступность отдыха – цены невысокие, не требуется получение прав, тренировки могут начинать даже подростки, а противопоказаний совсем немного;
  • умеренные физические нагрузки – единение с природой дарит успокоение, но при этом вы не забываете об активном отдыхе;
  • обилие маршрутов в России и других странах мира, более того, плавать можно и по горным рекам, и по спокойным озерам в зависимости от собственных предпочтений;
  • хорошее современное оборудование – разработчики не стоят на месте, поэтому сегодня на выбор предлагается прочный и надежный инвентарь, который прослужит долгие годы.

Каякинг – это уникальное направление туризма для смелых людей, которые не боятся трудностей, мечтают о незабываемом, увлекательном отдыхе телом и душой. Когда хочется острых ощущений и безграничных впечатлений, смело берите каяк, выезжайте к воде и наслаждайтесь нахлынувшими эмоциями – остаться равнодушными в таком путешествии точно не получится!

Маршрут: Станция Кяппесельга – Шайдомозеро - река Шайдомка – Лижмозеро - Средняя Лижма – Кедрозеро - Станция Новый Поселок .

Поход на байдарках

Участники похода: 9 человек взрослых, 1 ребенок, 1 собака – русская борзая.
Протяженность: 80 километров.
Участники похода и плавсредства: Ольга, Игорь, русская борзая Лиза на Таймени-3; Лена, Игорь, Дима на Таймени-3; Юра, Слава, Аня на Неве-3; Дима, Лена на Неве-3.

На Мурманском поезде № 392 29 июля в 20-45 выехали из Москвы.

30 июля в 14-00 прибыли на станцию Кяппесельга ( фото ). На станции довольно легко поймали машину (как потом оказалось водитель постоянно встречает туристов и подвозит их до озера) ( фото ). Все вещи и люди были перевезены за два заезда. В то время как первая партия людей и снаряжение были отправлены на Озеро, к нам на станции подошел мужчина из другой группы туристов и спросил по какому маршруту мы собираемся плыть. Когда он узнал, что мы плывем по тому же маршруту, по которому они планировали плыть, он нам сообщил, что пройти дальше Шайдомозера практически невозможно, т.к. на реке Шайдомке построена плотина… бобрами. Мы были очень заинтригованы и не поверили, что мы не сможем победить бобров. Но некоторые сомнения оставались. Некоторые члены группы предлагали доехать до Лижмозера, это означало не только сократить маршрут, но и признать свое поражение перед бобрами. Так что азарт и жажда приключений заставили нас идти по намеченному маршруту.

Таким образом, решение было принято, байдарки собраны и мы отправились в путь. Кстати, место для сбора байдарок удачное ( фото ).

Через полчаса после захода в реку Шайдомка уткнулись в бобровую запруду, параметры которой были следующие: 10 метров шириной, около 1 метра высотой. Она была сооружена из веток и грязи ( фото ).

В 10-00 был подъем, в 11-00 завтрак. В 14-45 отплыли. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что плотина была бобрами восстановлена.

Плотину пришлось разбирать заново ( фото ). Через плотину байдарки проводили вручную. Через 100 метров провели байдарки еще через одну плотину (всего на реке было около 3-5 плотин, требующих проводки). Далее в байдарках осталось по одному человеку для дальнейшей проводки лодок ( фото ). Остальные пошли по лесу. В лесу по левому берегу реки шла тропинка. Через 10 минут на пути байдарок оказалось поваленное низко лежащее над водой дерево, которое можно было преодолеть только лежа. Дальше пошла шивера (около 1,5 километра ), которую из-за обмелевшей реки невозможно было проплыть. Лодки встали ( фото ). Начали переносить вещи по левому берегу реки вперед по течению по тропе. Путь продолжался, примерно, 1,7 километра. Шли минут 20. В лесу было много черники. Тропа закончилась. Она вывела нас к реке. Вещи решено было оставить здесь до прихода лодок.

По правому берегу озера сразу у устья реки нашли просторную с песчаным пляжем стоянку. Весь переход занял у нас 6 часов ( фото ).

Стоянка на 3 балла. Было кострище и баня. Вечером отдыхали и сушились, так как много вещей промокло от проливного дождя, который застал нас на маршруте ( фото ). Остались на ночевку. Утром решено было остаться на этой стоянке. Стояли на ней 1 день. Ловили рыбу и ходили в лес за грибами и ягодами ( фото ). Готовили дрова для бани. Рыба ловилась хорошо. Грибов и ягод было очень мало. Вечером испекли блины. Устроили отличную баню ( фото ). За ужином праздновали день рождение с блинами и джемом ( фото ). На 2-ой день перебрались на стоянку, которая находилась рядом на этом же берегу. Стоянка на 4 балла. Решено было остаться еще на 2 дня. Рыбалка была очень хорошая. Варили уху и жарили рыбу. Вечером сделали баню еще раз.

В назначенное время отплыть не удалось, так как был сильный ветер и поднялась большая волна ( фото ). Стихия бушевала целый день. После дождя вид озера и неба был великолепен. Сразу две радуги засияли над озером ( фото ).

Дальше наш маршрут пролегал по реке Средняя Лижма. Путешествие по реке произвело приятное впечатление. В первой трети реки на вершине сосны увидели большое соколиное гнездо ( фото ). Над ним кружил сокол. Река постоянно петляла, течение небольшое. Берега живописны. На пути встречались топляки и поваленные деревья, которые легко было обойти. В средней части реки встретился первый перекат. Его прошли легко. Следующие два оказались более сложными и длинными перекатами, примерно, метров по 200 ( фото ). Их мы заранее осмотрели и прошли с нагруженными лодками без особых проблем. Четвертый и пятый перекаты были короткими и легко проходимыми. После этого до самого устья река была спокойная. На реке есть места для ночевки. Между порогами ловили рыбу. В устье реки есть две стоянки. Первая - на левом берегу перед раздвоением реки. Вторая – по правому рукаву на высоком мысе перед входом в Кедр озеро. Обе стоянки были заняты. Но туристы на первой стоянке оказали нам любезность, предложив место ночевки, так как было уже поздно. Стоянка на 4 балла. Есть кострище, много места для палаток, но с кочками. Не очень удобное место для купания, илистое дно ( фото ). В лесу было очень много черники ( фото ). Рыбалки не было из-за жары. Решили остаться на этой стоянке еще на один день и закончить поход переходом через Кедр озеро до станции Новый Поселок. Но в намеченный день уплыть не смогли, так как на озере разыгрался настоящий шторм, были очень сильные порывы ветра. На следующий день ветер не прекратился. Волна на озере была высокая, примерно, метр. Решили плыть. Переход был очень тяжелый. Гребли не переставая. Приходилось бороться с волной и ветром. До Нового Поселка доплыли за 2 часа ( фото ).

10 августа в 14-40 на станции Новый Поселок сели в поезд Мурманск-Москва и поехали в Москву. Опять же не без приключений, так как иногда проводники на таких маленьких станциях почему-то не открывают дверь нужного нам вагона. Пришлось начинать загружаться через соседний вагон. Но все вещи были погружены и мы благополучно доехали до Москвы ( фото ).

Наш поход закончился.

P. S. Краткое резюме маршрута.

Среди положительных моментов можно отметить большое количество пойманной рыбы, много ягод самых разнообразных – черника, костяника, шиповник, морошка; туристов на данном маршруте не очень много; дров было очень много на каждой из стоянок; озера на маршруте небольшие, но нам все-равно досталось от ветра и волны; данный маршрут рекомендуем для семейных групп, предпочитающих ненапряженный отдых с небольшими элементами приключений. Отрицательным моментом является наличие магазинов в радиусе досягаемости .

Лето — время отпусков и приключений. Наибольшей популярностью, конечно, пользуется отдых на природе у водоёма. Что может быть приятнее нежели возможность вырваться из жаркого города и провести незабываемые выходные на свежем воздухе и в дружеской компании? Именно поэтому всё больше и больше людей, отдыхая на природе, хотят не только созерцать красивые пейзажи, но и окунуться в поток драйва и экстрима. Если у вас хоть раз возникали мысли об активном туризме и желание бросить вызов одной из самых мощных природных стихий — воде, тогда вам точно стоит попробовать рафтинг.


Рафтинг — отличный вариант отдыха и перезарядки

    (1 день); (1 день); (1 день); (2дня/1ночь); (2дня/1ночь); (3дня/2 ночи).

На самом деле, рафтинг, как активный отдых в Карпатах,подойдет почти всем. И это огромная ошибка считать, что он только для отчаянных экстремалов. Многие выбирают рафтинг в качестве корпоративного отдыха, ведь где, как не в одной лодке, можно заняться тимбилдингом — сформировать сплоченный коллектив, и раскрыть внутренний потенциал каждого участника. Также, рафтинг — туры идеально подойдут для компании друзей и больших семей, желающих нестандартно провести свободное время.

Что такое рафтинг


Сплавы на плотах-рафтах — наиболее безопасный способ преодоления водных препятствий

Каяк — вытянутая пластиковая лодка с узким носом и кормой. Небольшие габариты каяка позволяют легко проходить экстремальные траектории порогов, а также каяки незаменимы при низком уровне воды в реках. Однако, в отличие от рафта, в каяке нет инструктора, и он может легко перекинуться, поэтому этот тип водного туризма подойдёт скорее для опытных гребцов.


Байдарка очень похожа на каяк, но проще и легче в транспортировке, так как её можно разобрать или сдуть и она не будет занимать много места. Байдарки бывают разных размеров, чаще всего в сплавах используют 2-х и 3-х местные надувные лодки. Байдарка прекрасно подойдёт для многодневного туристического похода по небольшим рекам, где важна высокая манёвренность через препятствия: мель, поваленные деревья и т.д. Однако байдарку очень легко опрокинуть. Сплав на байдарке требует определённых навыков и умений.


Байдарка — простая и легкая в транспортировке

Каноэ — ещё один вытянутый узкий вид водного транспорта. Сплав на каноэ — это, в первую очередь, другой способ посадки, где гребец сидит на коленях, а не опирается на спину, как в байдарке или каяке. Поэтому для длительных путешествий это не самый удобный вариант. А ещё здесь нет отсека для багажа, как в байдарке или каяке, и защиты тела от брызг. Открытая конструкция каноэ предназначена для тёплой погоды. Зато на каноэ можно быстро пронестись по водной глади, словно стрела, при отсутствии волн и наличии определённых навыков и умений.


Каноэ — разновидность небольших лодок с особенным способом посадки

Катамаран — судно с двумя соединенными в надводной части параллельными корпусами, чрезвычайно устойчивое плавсредство, уникальность которого в том, что оно подойдёт как для семейных прогулок, так и для спортивных мероприятий. В отличие от рафта, катамаран более мягко скользит по воде, за счет меньшего лобового сопротивления, однако хуже вращается вокруг своей оси. Катамараны, в основном, используются для сплавов по широким неспешным рекам, где не требуется высокая маневренность.


Катамаран — идеальный вариант как для семейного отдыха, так и для спортивных мероприятий

Если сравнивать прохождения горной реки на каяке, катамаране или байдарке, которые требуют от участников достаточно высокого уровня подготовки, то собственно рафтинг можно считать достаточно простым и безопасным способом покорения водной стихии.

Рафтинг туры дарят путешественникам незабываемые эмоции и впечатления. Ежегодно увеличивается число поклонников рафтинга. Ведь это — сочетание невероятных пейзажей, свежего воздуха и ощущение азарта. Кроме того, это еще и оздоровительный туризм, поскольку во время сплава по рекам работают практически все мышцы, а ещё и улучшается координация и чувство равновесия. И самое главное, в рафтинге может принять участие любой желающий, будь то опытный турист, или непрофессионал-новичок. В сплаве могут участвовать также и дети. Дошкольники, конечно, будут просто сидеть в середине лодки и созерцать прекрасные пейзажи и слаженную работу команды. А дети старше 10 лет могут быть полноценными участниками команды. Главное желание и уверенность в себе!


В сплавах могут принимать участие даже дети дошкольного возраста.

Что нужно уметь?

Особых навыков для занятий рафтингом не нужно, даже умение плавать не обязательно (на вас непременно будет одет спасательный жилет). Достаточно быть в хорошей физической форме (ведь во время гребли сжигается около 300 калорий в час) и понять одну из трёх техник гребли (с которыми ознакомит инструктор перед сплавом). Рафтинг, в первую очередь, является командным видом спорта, где каждый участник выполняет определённые функции, а командой руководит опытный инструктор, который не только обучает технике гребли и технике безопасности, но и присутствует во время сплава в каждом рафте и помогает своей команде преодолевать препятствия на водном пути, давая соответствующие указания. Однако не думайте, что на рафте могут самостоятельно сплавляться неопытные новички. Такое занятие можно считать безопасным и увлекательным только при соблюдении необходимых норм безопасности, наличия опытного гида-сопровождающего, который знает русло реки, как свои пять пальцев. Первый сплав можно проходить только с опытным инструктором, который подскажет, как вписываться в препятствия и реагировать на экстремальные ситуации. А главный секрет интересного и безопасного экстремального досуга — это профессиональная организация.


Опытный инструктор — залог безопасности во время сплава

Снаряжение

Важной составляющей сплава является снаряжения. Обязательными элементами снаряжения для всех участников являются защитный шлем на голову и спасательный жилет (их выдаёт компания, которая занимается организацией сплавов). Кроме этого, в экипировку должна входить обувь с жёсткой подошвой (подходят кроксы, что фиксируются на пятке, но не шлёпки, которые слетают с ноги). Весной или осенью (в зависимости от погодных условий) вам также понадобится гидрокостюм и гидроноски (по желанию можно взять на прокат в местах организации сплава). Это одежда, которая защитит вас от переохлаждения, так как она водопроницаема. Однако в любом случае позаботьтесь о дополнительном сухом комплекте одежды, нижнего белья и обуви, которые понадобятся вам после сплава.


Полная экипировка рафтера в прохладный сезон

Также возьмите с собой водонепроницаемые пакеты с ЗИПом, чтобы положить туда ценные вещи и телефоны.
Перед началом сплава вы обязательно пройдёте инструктаж по технике безопасности. Главное — не паниковать ни при каких обстоятельствах. Инструкторы всегда подбирают маршруты, которые соответствуют опыту и подготовке участников рафтинга. Но это не исключает внимательность, ответственность и трезвую оценку ситуации с вашей стороны.

Сложность маршрутов

В зависимости от того, насколько трудно маневрировать речными порогами, маршруты делятся на 6 уровней: 1-й и 2-й считаются лёгкими, подходят для новичков. И выпасть из лодки на них практически невозможно. Маршруты 3-го уровня сложности подарят больше адреналина и потребуют больше усилий при прохождении; а вот четвёртый уровень можно назвать уже экстремальным, поэтому здесь нужно быть готовым к сложным порогам, которые могут быть опасными. Маршруты 5-го и 6-го уровней сложности — это уже преимущественно для спортсменов или очень опытных рафтеров.

Рафтинг в Украине возможен на многих водных потоках, нужно только выбрать реку, исходя из личных предпочтений и ожиданий.
Путешествие по Днестру, например, под силу даже начинающему. Днестр — третья по длине река в Украине разливается на 700 км от Карпат до Чёрного моря, разделяя собой Буковину и Галицию, Подолье и Бессарабию. Лишь 50 километров Днестр течёт в горах, а дальше спускается на равнину. Большинство сплавов проводятся именно в этой его равнинной части. Сплавы по Днестру более спокойные, чем на карпатских горных реках, но то, что есть на этом маршруте, полностью компенсирует недостаток адреналина. Во-первых, это ландшафты: чего только стоит Днестровский каньон, который включён в список семи природных чудес Украины; скалистые берега, поднимающиеся на 200 метров над вами, гроты, пещеры, водопады, острова.


Сплавы по Днестру — настоящее удовольствие для глаз


Живописные берега Днестра


Сплавы по р. Стрый — отличный вариант отдыха недалеко от Львова



Сплавы по Черному Черемошу — настоящее испытание для новачков

Мы предлагаем вам проверенные безопасные маршруты, где вы ещё больше влюбитесь в удивительную природу Карпат и поймёте, насколько разнообразным может быть активный туризм. Ведь разнообразие рек для рафтинга в Украине впечатляет: Збруч, Южный Буг, Белый Черемош, Тиса, Тетерев, Тикич, Смотрич, Случ, а также рафтинг в Яремче на реке Прут и многие другие.

Читайте также: