Удостоверение лица без гражданства в казахстане как выглядит

Обновлено: 18.09.2024

41.Соединенное Королевство Великобритании и Северное Ирландии,

Перечень документов необходимых для регистрации иностранцев временно пребывающих в Республике Казахстан:

•миграционная карта с отметкой сотрудника органа пограничной службы о въезде иностранца в Республику Казахстан (далее - миграционная карта): Иностранец может въезжать в Республику Казахстан и выезжать из Республики Казахстан по действительному паспорту или иному документу его заменяющему, предназначенному для выезда за границу и выданному соответствующим органом государства гражданской принадлежности, при наличии визы, если иное не определено международными договорами Республики Казахстан.

В соответствии с заключенными соглашениями Республика Казахстан признает действительными на своей территории следующие документы для въезда, выезда, транзитного проезда, передвижения и пребывания на территории Республики Казахстан:

Граждан Азербайджанской Республики:

1.общегражданский паспорт Азербайджанской Республики;

4.книжка моряка (документ, удостоверяющий личность моряка, при наличии судовой роли или выписки из нее);

5.удостоверение члена экипажа воздушного судна (при наличии свидетельство на возвращение в Азербайджанскую Республику (только для возвращения в Азербайджанскую Республику).

Граждан Республики Армения:

2.паспорт гражданина Республики Армения (с отметкой о сроке действия в иностранных государствах);

3.свидетельство на возвращение в Республику Армения (только для возвращения в Республику Армения).

1.паспорт гражданина Грузии;

4.книжка моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее);

5.свидетельство на возвращение в Грузии (только для возвращения в Грузию).

1.паспорт гражданина Украины для выезда за границу;

2.проездной документ ребенка;

3.паспорт гражданина Туркменистана.

Граждан Республики Молдова:

3.паспорт гражданина Республики Молдова;

4.паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее).

Граждан Российской Федерации: (Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства, подписанное в г. Санкт-Петербурге 24 января 2006года)

1.паспорт гражданина Российской Федерации;

2.паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

5.паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее);

6.свидельство о рождении для детей, не достигших 14-летнего возраста.

Граждан Кыргызской Республики:

1.паспорт гражданина Кыргызской Республики образца 2004года;

4.паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее).

Граждан Республики Таджикистан:

4.паспорт моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее);

5.свидетельство на возвращение в Республику Таджикистан.

Кодекс Республики Казахстан об административном правонарушении.

Статья 34. Административная ответственность иностранцев, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства.

1.Иностранцы, иностранные юридические лица, их филиалы и представительства и лица без гражданства, совершившие на территории Республики Казахстан административные правонарушения, а также на континентальном шельфе Республики Казахстан, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2.Структурные подразделения (филиалы и представительства) иностранных и международных некоммерческих неправительственных объединений несут административную ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об общественных объединениях как юридические лица.

3.Вопрос об административной ответственности за административные правонарушения, совершенные на территории Республики Казахстан дипломатическими представителями иностранных государств и иными иностранцами, которые пользуются иммунитетом, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Статья 517. Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения.

1.Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, выразившееся в пребывании в Республике Казахстан без регистрации в органах внутренних дел сроком до трех суток после истечения пяти календарных дней, установленных законодательством Республики Казахстан для регистрации, - влечет предупреждение.

2.Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, выразившееся в пребывании в Республике Казахстан без регистрации в органах внутренних дел свыше сроков, предусмотренных частью первой данной статьи, либо в проживании не по адресу, указанному при регистрации, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Республики Казахстан, - влечет штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.

3.Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, выразившееся в невыезде из Республики Казахстан в течение трех суток после истечения срока, указанного в визе либо при регистрации в миграционной карточке, - влечет предупреждение.

4.Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения либо уклонение от выезда в течение периода, превышающего трое суток после истечения срока, указанного в визе либо при регистрации в миграционной карточке, - влечет штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.

5.Нарушение иностранцем или лицом без гражданства законодательства Республики Казахстан в области миграции населения, выразившееся в несоответствии осуществляемой деятельности целям, указанным в визе и (или) при регистрации в миграционной карточке, или осуществление трудовой деятельности в Республике Казахстан без получения разрешения на трудоустройство, когда получение такого разрешения является необходимым условием осуществления трудовой деятельности, - влечет штраф в размере двадцати пяти месячных расчетных показателей либо административный арест на срок до десяти суток либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.

6.Действия, предусмотренные частью первой и третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф в размере пятнадцати месячных расчетных показателей либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.

7.Деяния, предусмотренные частью второй, четвертой и пятой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут административный арест до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Республики Казахстан.

Статья 518. Нарушение законодательства Республики Казахстан в области миграции населения физическими или юридическими лицами, принимающими иностранцев и лиц без гражданства.

1.Непринятие принимающим лицом мер по своевременной регистрации иностранцев и лиц без гражданства либо оформлению документов на право их пребывания в Республике Казахстан, либо их выезду из Республики Казахстан по истечении определенного срока пребывания - влечет штраф на физических лиц в размере пяти, на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере пятнадцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере двадцати расчетных показателей.

2.Предоставление жилища иностранцу или лицу без гражданства, пребывающему в Республике Казахстан с нарушением законодательства Республики Казахстан в области миграции населения либо уклонение от выезда из Республики Казахстан в установленные сроки, либо несоответствие фактического места проживания адресу, указанному при регистрации, - влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере сорока расчетных показателей.

3.Действия, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере сорока пяти расчетных показателей.

4.Совершение сделок с иностранцем или лицом без гражданства, пребывающими в Республике Казахстан с нарушением законодательства Республики Казахстан в области миграции населения в несоответствии осуществляемой деятельности целям, указанным в визе либо при регистрации в миграционной карточке, - влечет штраф на физических лиц в размере десяти, на должностное лицо, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двадцати, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати, на субъектов крупного предпринимательства - в размере пятидесяти расчетных показателей.

5.Действие, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф на физических лиц в размере пятнадцати, на должностное лицо, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации - в размере двадцати пяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере тридцати пяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере сорока пяти расчетных показателей.

Нормативнo правовая база:

•Соглашение между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации и граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан (Вступило в силу 23 января 2015 года- Бюллетень международных договоров РК 2015г.,№2,ст.15);

•Соглашение между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь о порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории Республики Беларусь и граждан Республики Беларусь на территории Республики Казахстан (Вступило в силу 29 января 2015 года – Бюллетень международных договоров РК 2015 г.,№2,ст.17);

•Соглашение между Правительством Республики Казахстан Кабинетом Министров Украины о взаимных поездках граждан (Официальный сайт МИД РК- вступило в законную силу 27 февраля 2002 года)(Вступило в силу 27 февраля 2002г.-Бюллетень международных договоров Республики Казахстан,2000г.№4,ст.42)

Задумываясь о переезде в другие страны, россияне рассматривают в качестве альтернативы Среднюю Азию. В этом регионе особенно привлекательным является Казахстан. Государство с развивающейся экономикой, интересными культурными традициями и гостеприимными жителями может стать вторым домом. Чтобы легально проживать на территории, необходимо оформить вид на жительство в Казахстане. Для этого важно узнать требования к заявителю, понимать, какие права дает иностранцу ВНЖ.

Что такое вид на жительство


За аббревиатурой ВНЖ скрывается разрешение на проживание в стране, которое традиционно оформляется в виде документа. Чаще всего вид на жительство предоставляет мигранту практически все права, какие имеют и местные жители, за исключением некоторых. Так, обычно с этим разрешением уже можно работать, получать образование, медицинскую помощь, пользоваться социальными благами.

Что дает ВНЖ в Казахстане для россиян

Среднеазиатская республика заинтересована, в первую очередь, в привлечении иностранцев, которые бы помогли становлению экономики государства, укреплению его позиций на мировом рынке. Поэтому власти строго контролируют число мигрантов, гостеприимно принимая высококвалифицированных специалистов, состоятельных приезжих. Последние могут сделать вклад в развитие экономики, открывая предприятия, создавая рабочие места.

Оформления ВНЖ для реализации коммерческих проектов или трудоустройства будет достаточно. Какие именно преференции предполагает вид на жительство в Казахстане для россиян:

  • беспрепятственное пребывание в стране;
  • легальное трудоустройство;
  • покупка недвижимого имущества.

Также иностранцы с ВНЖ вправе выезжать из РК и возвращаться. Ограничения есть лишь относительно длительности пребывания в других странах.

Способы получения ВНЖ в Казахстане

Упрощено получение вида на жительство в Казахстане для выходцев из республики. Репатрианты оформляют его без каких-либо сложностей, как и лица, у которых есть родственники в РК. Для остальных иностранцев есть несколько способов, как получить вид на жительство в Казахстане.

Открытие бизнеса

The World Bank (Всемирный или Мировой банк) внес РК в ТОП-20 стран, которые являются самыми привлекательными в мире для инвесторов. Такой репутации способствует грамотная политика властей, которые всячески поддерживают состоятельных иностранцев, чтобы те охотно делали капиталовложения для развития экономики.

Поэтому достаточно будет заняться бизнесом, зарегистрировав предприятие в Казахстане, чтобы получить ВНЖ. Собственная фирма – основание для вида на жительство не только для бизнесмена, но и для всей его семьи.

Рабочий контракт

Если найти место трудоустройства и подписать договор с работодателем в республике, можно собирать документы на ВНЖ. Выше шансы подыскать достойную работу, если иностранец является медиком, учителем либо нефтяником. Поскольку представители этих профессий востребованы на местном рынке.

Получение образования

Можно подать документы в казахстанский вуз. При зачислении в высшее учебное заявление студент имеет право на ВНЖ.

Заключение брака, восстановление семьи


Если иностранец переезжает в РК к супругу, либо когда у приезжего живут родители в этом среднеазиатском государстве, у него есть все основания обращаться за ВНЖ. То же самое актуально и в отношении лиц, которые намерены создать семью, выбрав в качестве второй половинки гражданина либо гражданку Казахстана.

Куда обратиться для получения

Прежде чем узнавать, как оформить вид на жительство в Казахстане, следует разобраться с вопросом, в какие органы необходимо подавать заявление. Такое разрешение вправе выдавать миграционная полиция. Следует обратиться в ее представительство по месту проживания мигранта.

Какие документы необходимы для получения

Для оформления ВНЖ Казахстана предстоит собрать достаточно обширный пакет документов. Только перечень будет отличаться, в зависимости от того, к какой категории относится мигрант.

  • паспорт (иное удостоверение личности), где проставлена виза В8;
  • 2 фото.

К снимкам выдвигают несколько требований. Их делают в размере 3,5 на 4,5 см. Человек должен смотреть прямо в камеру, то есть, отображен на фото анфас.

Временно пребывающим в Казахстане на ином законном основании

Если нет визы ТТВ, это не значит, что невозможно оформление вида на жительство. Но при ее отсутствии ВНЖ в Казахстане для граждан России предоставляют на основании куда более солидного пакета бумаг. В него входит в обязательном порядке заявление. Оно представлено в форме бланка-анкеты, который выдают в отделении миграционной полиции.

Также нужно заблаговременно на родине сняться с учета и получить листок убытия. Тем самым россиянин подтверждает, что государство разрешает ему выехать за границу. Мигрантам из других стран предстоит предъявить аналог такого разрешения. Еще понадобится:

  • автобиография;
  • паспорт (иное удостоверение личности);
  • справка о медицинском освидетельствовании;
  • документ о подтверждении финансовой состоятельности;
  • справка о судимости/ее отсутствии.

Есть несколько исключений из правил. Например, платежеспособность не приходится проживать этническим казахам так и тем лицам, которые раньше имели гражданство РК. Справка о судимости не понадобится заявителю с казахскими корнями, прибывшими из КНР.

Еще в Казахстане нужно позаботиться о наличии крыши над головой. Если есть средства, можно купить жилье, предоставив соответствующие правоустанавливающие документы на объект недвижимости. А при отсутствии такой возможности достаточно будет заключить договор аренды квартиры. Как вариант, заручится согласием местного жителя, который в письменном виде подтверждает, что готов принять к себе на проживание иностранца.


Когда можно рассчитывать на выдачу в ускоренном порядке

Если приезжий хочет оперативно получить ВНЖ, он может запросить такую услугу. Однако в таком случае нужно рассчитывать на более высокие затраты. Поскольку за срочность предстоит доплатить.

Результат обращения

После подачи документов остается ждать, какое по ним будет вынесено решение. Есть два варианта исхода ситуации. Либо человек получает специальную пластиковую карточку — именно в такой форме представлен современный вид на жительство РФ, либо ему присылают письмо с отказом, который должен иметь объективные причины.

Сроки выдачи вида на жительство

Заявка рассматривается в течение 2 месяцев. 60 календарных дней отсчитывается с момента, когда на руки выдается талон о приеме бумаг на рассмотрение.

Использование вида на жительство

Находясь в РК, иностранный гражданин предоставляет ВНЖ в качестве документа, удостоверяющего его личность. При выезде в другие страны, он пользуется собственным паспортом.

Кому могут отказать

Казахстан заинтересован в приезде добропорядочных и законопослушных лиц. Так что вид на жительство могут не предоставить, если человек судим, подозревается в преступлении, имеет долги перед родиной.

Обязательное требование к заявителю – он должен быть дееспособным и совершеннолетним. Отказ возможен и в случае, когда истекает либо истек срок действия национального паспорта.

Замена или продление вида на жительство

Бывают прецеденты, когда ВНЖ приходится менять. За новым видом на жительство можно обращаться:

  • если произошло изменение имени (фамилии, отчества);
  • в случае смены гражданства;
  • при повреждении документа, когда невозможно прочесть его данные, проверить подлинность;
  • при утрате, истечении срока действия;
  • если поменялся правовой статус мигранта;
  • после хирургической коррекции пола.

Замена документа происходит по той же схеме, что и первоначальное оформление. Точно такие же требования выдвигаются к пакету документов.

Продлить вид на жительство в Казахстане можно, подав заявление за 2 месяца до истечения срока его действия либо раньше. Если же документ утерян, мигрант обязан подать соответствующую заявку в ближайшие три дня.

Когда принято решение вернуться на родину, перед иностранцем встает вопрос, как сдать вид на жительство в Казахстане. Для этого достаточно подать в миграционную полицию заявление о планируемом выезде.


Частые вопросы

Несмотря на то, что процедура оформления ВНЖ детально расписана в законодательстве, у мигрантов порой возникают сложности. Также типичными являются вопросы относительно нюансов получения вида на жительство.

Необходима ли регистрация в Казахстане перед получением ВНЖ? На какой срок?

Главное требование к любому заявителю – он может претендовать на разрешение, доказав, что пребывает в РК легально. А это значит, что по прибытии в республику следует зарегистрироваться. Сделать это можно по любому адресу, вплоть до отеля проживания, на срок до 3 месяцев.

Если человек приехал работать по трудовому договору, его обычно регистрируют на тот период, в течение которого будет действительным контракт. Что касается студентов, им регистрация традиционно выдается на 1 учебный год.

Можно ли получить разрешение, оставаясь на территории РФ

Казахстанским законодательством четко сказано, что ВНЖ выдается только при получении на родине документа в подтверждение, что государство не против выезда гражданина в РК. Поэтому нужно в России сняться с регистрации и приехать на новое место жительства, где человек обращается за документом в местное отделение миграционной полиции.

Нужно ли подтверждать платежеспособность всем членам семьи

Если в Казахстан переезжает семья с детьми, документ, подтверждающий финансовую состоятельность, потребуется от каждого ее члена, возрастом от 16-ти лет. Необходимо знать, что у республики есть соглашение с РФ. Согласно международным договоренностям, гости из России могут получать разрешение, не предоставляя справок о доходах.

Может ли иностранец во время получения ВНЖ покидать пределы Республики Казахстан

Если вид на жительство оформляется впервые, мигрант зарегистрировался, подтверждая свою легальность, то он может покинуть границы и вернуться обратно. Когда документ был просрочен или утерян, лучше не рисковать, не получив новый. Поскольку на границе могут возникнуть вопросы относительно законности пребывания гостя в РК.

Может ли иностранец с ВНЖ временно выезжать из страны

Хотя мигранта не ограничивают в передвижениях, его разрешение могут аннулировать. При выезде человек обозначает, когда он планирует вернуться. Если же термин будет просрочен больше, чем на 6 месяцев, высок риск остаться без ВНЖ.

Что делать, если вид на жительство потерян или просрочен?

ВНЖ следует своевременно продлевать, так как в противном случае мигранту грозит штраф. Его выписывают, когда просрочка длится больше 10 дней.

О потере документа необходимо незамедлительно сообщить в органы внутренних дел. Если этого не сделать, то иностранца вправе привлечь к административной ответственности.

Код Наименование документа
03 Свидетельство о рождении
07 Военный билет
08 Временное удостоверение, выданное взамен военного билета
10 Паспорт иностранного гражданина
11 Свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании лица беженцем на территории РФ по существу
12 Вид на жительство в РФ
13 Удостоверение беженца
14 Временное удостоверение личности гражданина РФ
15 Разрешение на временное проживание в РФ
19 Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ
21 Паспорт гражданина РФ
22 Загранпаспорт гражданина РФ
23 Свидетельство о рождении, выданное уполномоченным органом иностранного государства
24 Удостоверение личности военнослужащего РФ
27 Военный билет офицера запаса
91 Иные документы*

Буквенное обозначение, требуемое для некоторых документов приведено в таблице ниже:

Наименование документа Код
Паспорт гражданина Российской Федерации ПАСПОРТ РОССИИ
Паспорт гражданина СССР ПАСПОРТ
Загранпаспорт гражданина Российской Федерации ЗГПАСПОРТ РФ
Свидетельство о рождении СВИД О РОЖД
Удостоверение личности офицера (военнослужащего) УДОСТ ОФИЦЕРА
Справка об освобождении из места лишения свободы СПРАВКА ОБ ОСВ
Военный билет солдата (матроса, сержанта, старшины) ВОЕННЫЙ БИЛЕТ
Дипломатический паспорт гражданина Российской Федерации ДИППАСПОРТ РФ
Служебный паспорт СЛУЖ ПАСПОРТ
Паспорт иностранного гражданина ИНПАСПОРТ
Свидетельство о регистрации ходатайства о признании иммигранта беженцем по существу СВИД БЕЖЕНЦА
Вид на жительство ВИД НА ЖИТЕЛЬ
Удостоверение беженца в Российской Федерации УДОСТ БЕЖЕНЦА
Временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (форма № 2П) ВРЕМ УДОСТ
Удостоверение личности моряка, паспорт моряка ПАСПОРТ МОРЯКА
Военный билет офицера запаса ВОЕН БИЛЕТ ОЗ
Иные документы, выдаваемые органами МВД России ПРОЧЕЕ

Существует целый ряд нормативных актов, в той или иной степени регламентирующих виды и юридическую значимость как документов, удостоверяющих личность, так и их коды.

Нормативное регулирование

Список документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, в разных вариациях представлен в нескольких нормативных актах, а именно:

Если проанализировать все вышеперечисленные акты и свести представленные в них перечни документов, то список документов, удостоверяющих личность, можно подразделить на две группы – документов гражданина РФ и документов иностранного гражданина, пребывающего или въезжающего на территорию РФ.

Так, перечень документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, будет примерно следующим:

  • внутренний паспорт, в том числе и паспорт гражданина РФ для граждан, проживающих за пределами РФ;
  • свидетельство о рождении;
  • общегражданский заграничный паспорт;
  • дипломатический паспорт;
  • служебный паспорт;
  • военный билет и временное удостоверение для лиц, проходящих военную службу;
  • специальная форма, выдаваемая вместо паспорта на период времени, необходимый для оформления паспорта;
  • паспорт моряка;
  • справка осужденного, подозреваемого или обвиняемого, выдаваемая взамен изъятого паспорта.

Перечень документов, удостоверяющих личность иностранных граждан, находящихся или въезжающих на территорию РФ, включает в себя:

  • внутренний или международный паспорт иностранца (в зависимости от пограничного режима с тем или иным государством);
  • вид на жительство в РФ;
  • удостоверение на временное проживание;
  • удостоверение о предоставленном в РФ статусе беженца либо свидетельство о предоставлении убежища на территории Российской Федерации.

Как видно из списка, перечень документов достаточно разнообразен, причем каждый документ из перечня в той или иной степени зависит от вида правоотношений, для которых он создан.

Например, заграничный паспорт имеет цель удостоверения личности гражданина РФ за рубежом и при пересечении государственной границы, а паспорт моряка служит для документального обеспечения граждан РФ, находящихся в плавании.

То есть тот же заграничный паспорт или временная справка или паспорт моряка служат разным целям и при этом являются частичными эквивалентами основного внутригосударственного документа, а именно, внутреннего паспорта гражданина РФ.

Где применяются двухзначные и буквенные коды

Двухзначный код вида документа используется к примеру в таких формах как:

  • справка о доходах и суммах налога физического лица 2-НДФЛ;
  • налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;
  • отчет о движении средств физического лица — резидента по счету (вкладу) в банке за пределами территории РФ;
  • декларация по водному налогу.

Буквенный код используется в формах для регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, например в:

  • анкете застрахованного лица в ПФР АДВ-1;
  • заявлении об обмене страхового свидетельства АДВ-2;
  • запросе об уточнении сведений АДИ-2.

Основные документы и требования к ним

В настоящее время на территории РФ действуют следующие формы единого основного документа – паспорта гражданина РФ:

  • паспорт образца 1997 года, установленный Указом 232 Президента Российской Федерации;
  • паспорт с гражданством СССР, выданный в установленном законом порядке в период существования СССР, который, хотя и подлежит замене, но является полноценным эквивалентом паспорта образца 1997 года. Дело в том, что Закон о гражданстве РФ не предусматривает ограничения срока действия паспорта в зависимости от его формы;
  • паспорт гражданина РФ, выданный в установленном законом порядке и действовавший до 1.07.2002 года.

Следует уточнить, что действительность паспорта, вне зависимости от его формы, зависит от двух факторов, а именно:

  • отсутствия не предусмотренных законом записей или отметок в паспорте;
  • степени сохранности и читаемости паспорта.

Поврежденный паспорт, а равно паспорт, содержащий в себе неустановленные записи, будет считаться недействительным.

Приравнены на определенный срок по юридической значимости к паспорту гражданина РФ:

Документы иностранцев

Иностранные граждане, находящиеся или въезжающие на территорию РФ, должны обладать один из следующих документов:

  • паспортом международного образца своей страны. Для граждан государств, имеющих с РФ упрощенный режим пересечения границ, достаточно внутреннего паспорта;
  • дипломатическим паспортом международного образца, если деятельность иностранного гражданина связана с дипломатическим или консульским представительством;
  • паспортом гражданина СССР в случае, если иностранец является гражданином одной из республик бывшего СССР и законно проживает на территории РФ;
  • разрешением на временное проживание на территории РФ;
  • видом на жительство в РФ;
  • удостоверением о присвоенном статусе беженца или о предоставлении убежища на территории РФ.

Является ли заграничный паспорт документом, удостоверяющим личность

Паспорт международного образца, выдаваемый гражданам РФ для поездок за рубеж, хотя и признан удостоверением личности, не является эквивалентом внутреннего паспорта, а потому обладает некоторыми ограничениями в гражданском обороте.

Ограничения обусловлены тем, что заграничный паспорт предназначен удостоверять личность гражданина РФ за рубежом, а потому не может быть эквивалентом внутригосударственного паспорта.

Является ли водительское удостоверение документом, удостоверяющим личность

Чисто юридически водительское удостоверение является лишь документом, подтверждающим право его обладателя управлять транспортным средством.

Однако, в соответствии с Постановлением ГКПИ 06-1016 ВС РФ, водительское удостоверение имеет двоякую функцию, а именно:

  • подтверждение права управления ТС;
  • подтверждение личности владельца водительского удостоверения.

Однако существует ряд ведомственных ограничений по гражданскому обороту водительского удостоверения.

Например, в соответствии с Положением ЦБ РФ, актами МИД и МВД РФ, исключено проведение любых банковских операций по водительскому удостоверению.

Документы, не удостоверяющие личность

Не являются удостоверением личности любые документы, выдаваемые в связи с профессиональной или иной деятельностью гражданина, например:

  • студенческие билеты и зачётные книжки;
  • пенсионные удостоверения, справки об инвалидности, удостоверения ветерана, инвалида, почётного донора;
  • трудовые книжки;
  • загранпаспорта;
  • свидетельства о браке и о расторжении брака;
  • профессиональные удостоверения, например, удостоверения адвоката, работника ФСБ, полиции, госслужащего или члена РАН.

Не могут служить удостоверением личности также:

  • копии паспортов, в том числе и заверенные нотариально;
  • справки об освобождении. Предел их действия – это предоставление в паспортный стол для получения основного документа.

Назначение кодов

Перечень кодов документов содержится в приказе MMВ-7-6/25@ от 25 января 2012 года. Назначение кодов состоит в регламентации учета видов документов, используемых для заполнения различных заявлений в налоговые службы.

Согласно вступившим в силу поправкам в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ такие лица могут получить временное удостоверение личности, а также трудиться в России без оформления дополнительных документов


По мнению одной из адвокатов, принятый закон является более конкретным по отношению к внесенному в Госдуму законопроекту. В то же время она обратила внимание на ряд аспектов, требующих уточнения. Другая считает, что с принятием закона появилась надежда на новые, более существенные изменения в урегулировании положения апатридов, однако предполагает, что на практике реализация поправок может затянуться.

Вступили в действие поправки в Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ и отдельные законодательные акты в части регулирования правового статуса апатридов (Закон от 24 февраля 2021 г. № 22-ФЗ, вступил в силу спустя 180 дней после подписания).

Законопроект предусматривает выдачу таким лицам временного удостоверения личности, а также возможность трудиться в РФ без оформления дополнительных документов и получать разрешение на временное проживание без учета квоты

В пояснительной записке указывалось, что ст. 101 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, появившаяся в 2013 г. и предусматривающая специальную процедуру установления личности иностранного гражданина или апатрида, не имеющего действительного удостоверяющего личность документа, значительно облегчила урегулирование правового статуса иностранных граждан в России. Однако после идентификации на основании указанной нормы лицо без гражданства не получает документ, удостоверяющий личность.

При этом в Постановлении Конституционного Суда РФ № 14-П/2017 по делу Ноэ Мсхиладзе указано, что законодатель вправе установить специальный миграционный статус лица без гражданства, в отношении которого постановление о принудительном выдворении за пределы России не может быть исполнено в связи с отсутствием государства, готового его принять, а также предусмотреть создание механизма надзора (контроля) со стороны уполномоченных органов за лицами, в отношении которых применение обеспечительной меры в виде содержания в специальном учреждении отменено.

Содержание поправок

Положения КоАП РФ, не позволяющие освобождать апатридов из центров содержания при невозможности их выдворения за пределы страны, признаны не соответствующими Конституции РФ

Так, п. 1 ст. 2 Закона дополнен абз. 7 о том, что временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ – документ, выданный апатриду в подтверждение его личности и временного пребывания в России. Он не может быть выдан в форме электронного документа. Абзац 10 был скорректирован. Согласно новой редакции временно пребывающий в России иностранный гражданин – лицо, находящееся в РФ на основании визы или прибывшее в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту (за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ), либо временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории России, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Кроме того, теперь это абз. 11.

В п. 1 ст. 5 внесено дополнение, касающееся срока временного пребывания в России указанных категорий лиц, который определяется сроком действия соответствующего документа.

Закон также дополнен ст. 5.2 о временном удостоверении личности лица без гражданства в РФ. Статья содержит 8 пунктов. В частности, установлено, что временное удостоверение личности выдается в случае отсутствия у апатрида документов, удостоверяющих личность лица без гражданства и признаваемых Россией в этом качестве, а также при отсутствии государства, в которое апатрид может выехать из России при наличии у него вида на жительство или другого документа, подтверждающего право на временное или постоянное проживание на территории иностранного государства, либо в связи с исполнением принятого в отношении него решения об административном выдворении, депортации или реадмиссии. Такой документ может быть выдан в том числе в форме карты, которая также содержит электронный носитель биометрической информации, и может использоваться госорганами для идентификации лица без гражданства с помощью биометрии. Срок действия документа – 10 лет.

В частности, ведомство намерено отменить разрешения на временное проживание иностранцев, заменив их новыми миграционными режимами

Также отмечается, что указанные лица не могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение иммиграционных правил, а также незаконное осуществление трудовой деятельности в РФ, если такие нарушения были выявлены при подаче ими заявления об установлении личности или о выдаче временного удостоверения личности.

Статья 6 Закона дополнена п. 3.1 о том, что без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано лицу, имеющему временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, а также лицу без гражданства, постоянно проживавшему на территории Украины, признанному беженцем либо получившему временное убежище на территории России.

В ст. 10.1 об установлении личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, включен п. 12. В нем указано, что по результатам проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются ему. Копия заключения об установлении личности вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления заключения.

Статья 31 дополнена п. 12.1 о том, что в случае выдачи лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ решение о его депортации подлежит отмене уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня поступления информации о выдаче временного удостоверения.

Скорректирован п. 4 ст. 35.1 об основах содержания иностранных граждан в спецучреждениях. Поправками установлено, что такое лицо содержится (пребывает) в спецучреждении до его административного выдворения за пределы РФ, депортации или отмены соответствующего решения, передачи иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии или прекращения реадмиссии, до его выезда за пределы России в порядке, предусмотренном законодательством РФ, либо до выдачи ему в порядке, предусмотренном ст. 5.2 Закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в РФ.

Корреспондирующие изменения внесены в законы о порядке выезда из РФ и въезда, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ и о полиции.

Адвокаты оценили значимость изменений

Во-первых, пояснила она, теперь такие лица получат временное удостоверение личности лица без гражданства в РФ, которое предотвратит необоснованные задержания со стороны сотрудников полиции под предлогом установления их личности.

В-третьих, наличие удостоверения позволит таким лицам свободно передвигаться по территории России.

В-четвертых, они смогут получить разрешительные документы на осуществление трудовой деятельности в РФ, а также разрешение на временное и постоянное проживание здесь.

Читайте также: