Укажите вид конспекта в котором представлены выписки цитаты иногда тезисы

Обновлено: 18.09.2024

Одна из основных задач учебного процесса сегодня - научить студентов работать самостоятельно. Научить учиться - это значит развить способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе.

Одним из шагов к решению этих задач является формирование у студентов умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные.

Для лучшего запоминания и усвоения прочитанного есть много путей. Наиболее эффективный из них – ведение записей. Значение данного метода состоит, во-первых, в том, что читатель использует не только зрительную память (иногда – и слуховую, когда чтение происходит вслух), но еще и двигательную; во-вторых, и это главное, запись (если она не сводится к переписыванию) представляет собой творческий процесс, так как при этом происходит анализ прочитанного, определяется, что в нем важно и как в сжатой форме передать мысли автора.

Существует несколько форм ведения записей. Было бы неправильным рекомендовать только какую-либо одну из них. Выбор зависит не только от индивидуальных особенностей человека, его опыта, свойств памяти. Не меньшую роль играет назначение записи: для выступления на семинаре, для беседы или лекций, для подготовки курсовой или дипломной работы и т.п.

Основные формы записи – план, выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект.

П Л А Н это наиболее краткая форма записей прочитанного, сводящихся к перечню вопросов, рассматриваемых в книге, статье, нормативном акте и т.д. План обычно раскрывает логику подачи автором материала, способствует лучшей ориентации в содержании прорабатываемого литературного или законодательного источника.

В Ы П И С К И– это либо цитаты (дословное воспроизведение того или иного отрывка изучаемого юридического источника, содержащего существенные мысли автора, характерные факты, статистические материалы), либо краткое, близкое к дословному, изложение таких мест.

Т Е З И С Ы– это сжатое изложение положений прочитанного или подготавливаемого выступления. Они позволяют обобщить материал, показать его суть в кратких формулировках.

А Н Н О Т А Ц И Я это краткое обобщение содержания произведения. Ею удобно пользоваться, когда необходимо сохранить лишь общее представление о юридическом источнике. Для того, чтобы составить аннотацию, надо полностью прочитать и глубоко продумать произведение.

Р Е З Ю М Е краткая оценка прочитанного произведения. Если аннотация кратко характеризует содержание произведения, то резюме – его выводы, главные итоги.

Конспект (от лат. Conspectus – обзор) – это систематическая, логическая связная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи, — вот что такое конспект. Следовательно, одновремен­но он должен содержать:

· тезисы и выписки;

· или планы и тезисы;

· или тезисы и выписки;

· или планы и выписки.

Систематичес­кая, логически связная запись — одно из ос­новных требований, предъявляемых к конспекту по существу. Так, выписки с отдельными пункта­ми плана, если в целом они не отражают логики произведения, если между отдельными частями записи нет смысловой связи, — это не конспект.

В силу такой особенности конспект в большей сте­пени, чем другие виды записей, объективен. Дру­гими словами, конспектом, написанным одним читателем, могут пользоваться другие — он более универсален, чем иные виды записей. Тут мень­ше риска заблудиться в чужих мыслях, чем при работе с чужими записями других типов (с вы­писками, планами и даже тезисами, не говоря уже о набросках для себя).

По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько (или много) лет после их написания. Например, конспекты работ по философии составляют на первом курсе вуза, но они могут быть использованы и через пять лет — для подготовки к государственным экзаме­нам и в период сдачи экзаменов кандидатского минимума. Конечно же, конспекты при этом до­полняют новыми материалами, совершенствуют, уточняют.

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа:

Тут важно запомнить не названия типов кон­спектов (их можно называть по-разному). Важно понять суть каждого из них и их специфику.

Плановый конспект легко получить с помо­щью предварительно сделанного плана произве­дения. При этом план или специально составля­ется для написания конспекта, или используется ранее составленный в качестве самостоятельной записи. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта. Однако там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом. Это одна из особенностей стройного, ясного и корот­кого плана-конспекта.

Являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного с учетом целей конспектирования, этот конспект — один из наиболее ценных, по­могает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги закрепляется в памяти уже при создании конспекта. Он учит пос­ледовательно и четко излагать свои мысли, рабо­тать над книгой, обобщая содержание ее в фор­мулировках плана. Если книгу читали с помощью вкладных листков, то их можно взять за костяк будущего конспекта.

При наличии навыка конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его неза­менимым пособием при быстрой подготовке до­клада, выступления.

Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти со­держание источника. Существенную помощь здесь могут оказать вкладные листки или отметки в книге, сделанные при ее чтении. По этой причи­не вкладные листки, на основе которых создается конспект, сохраняют.

Самым простым плановым конспектом явля­ется вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

В процессе разработки, а иногда и при после­дующей переделке, плановый конспект может стать схематическим плановым конспектом, т. е. конспектом, отражающим логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений, причем во имя логической смысловой стройности в записи может быть изменена последовательность изло­жения оригинала.

Текстуальный конспект — это конспект, со­зданный в основном из отрывков подлинника — цитат. Текстуальные выписки тут связаны друг с другом цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего или автора.

Текстуальный конспект — прекрасный источ­ник дословных высказываний автора, а также приводимых им фактов. Такой конспект научной статьи (книги) поможет определить ложность по­ложений автора или выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по переска­зу — свободному конспекту. В последнем случае все равно потребовалось бы вновь обратиться к подлиннику для поправок и уточнений. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материа­лов для сравнительного анализа положений, вы­сказанных рядом авторов.

Легко догадаться, что текстуальный конспект в большинстве случаев — пособие, используемое длительное время. Иногда, правда, такой кон­спект составляется и как временное пособие для ускоренной проработки произведений. Хотя при создании текстуального конспекта и требуется определенное умение быстро и правильно выби­рать основные цитаты (умение делать выписки), этот тип конспекта не является трудносоставимым, если оценивать его по той работе, которая затрачивается на написание его.

Существенный недостаток текстуального кон­спекта в том, что он не активизирует резко вни­мание и память (если, конечно, он заранее не был призван стать пособием для сравнения раз­ных точек зрения). Этот недостаток особенно мо­жет проявиться, если конспект составляется на основе выписок, сделанных значительно раньше.

Бывает так, что исследователь написал кон­спект, а материала глубоко не проанализировал, не запомнил содержания произведения, не ус­воил его. Ему помешало автоматическое пере­писывание цитат, которым он занимался в про­цессе первоначального чтения материала. Чита­телю могут помешать и выписки, сделанные давно, если он перед переработкой выписок в конспект вновь не обратился к книге. А сделать это было бы несложно, если бы он вовремя привлек в по­мощь себе ссылочные страницы, вкладные лист­ки и др.

Иногда текстуальный конспект при после­дующей разработке его или даже в процессе со­здания переходит в свободный конспект.

Свободный конспект сочетает выписки, цита­ты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.

Свободный конспект требует умения само­стоятельно четко и кратко формулировать основ­ные положения, для чего необходимы глубокое осмысление материала, большой и активный за­пас слов. Само составление этого вида конспек­та прекрасно развивает указанные выше качества.

Определение слов тезис, план и конспект

Что такое тезис

Тезис — краткое изложение некоторого количества текстовых абзацев. Это основной смысл, идея-ключ. Его можно применять в любой разновидности литературы. Часто их составляют для сочинений, диплома, курсовой работы. Может быть вместо введения как дополнение, или самостоятельной частью, статьей к научной работе. В нем отражены цели, задачи исследования, предмет, источники, насущность тематики, итоги.

Внимательное чтение позволяет правильно выделить ключевую мысль. Ее записывают и сопоставляют со всей текстовой структурой. Основой могут стать маркированные абзацы. Они формируются по смыслу. Одному абзацу соответствует один тезис.

Наиболее часто встречающиеся ошибки при создании:

  • тезис – это не цитата, это самостоятельно оформленное утверждение или отрицание;
  • длинные тезисы сложно воспринимать, достаточно всего пары предложений: один тезис – 1000 знаков.

Что такое тезис

Что такое конспект

Конспект — изложение в письменной форме, краткий пересказ содержания первоисточника. Незаменим в процессе обучения, подготовки к зачетам, экзаменам. Он позволяет лучше усваивать информацию, а также наиболее полно восстанавливать в памяти изученную информацию. Есть различные типы:

  1. План-конспект создается на основе лекционного плана. По мере выступления его дополняют материалы. Отличный инструмент для подготовки к семинарам.
  2. Схематический используют, когда необходимо максимально детально проработать текст. Посредством него происходит установление связи между речевыми элементами и структурирование информации.
  3. Текстуальный – одна из самых сложных разновидностей. Здесь могут присутствовать выводы, схемы, цитаты.
  4. Свободный создается в свободном формате и может комбинировать в себе другие виды.

Что такое план

План состоит из смысловых текстовых элементов, помогая правильно выстроить текст. Есть вопросительный и назывной. В первом случае выстраивается посредством задавания вопросов, а во втором выделяются основные сочетания слов.

Можно составлять опорную схему, когда выделяют ключевые слова, по которым потом легко воспроизвести текст. Здесь отражают только самые важные цифры и факты.

  1. Вникнуть в суть содержания текста, для чего он предназначен, какие задачи выполняет.
  2. Выявить данные, необходимые, чтобы решить эти задачи.
  3. Оформить информацию в виде пунктов.
  4. Разместить пункты в логической последовательности.

Качественный план отвечает следующим критериям:

  • логичность;
  • повторы исключены;
  • завершенность (присутствует вся важная информация);
  • краткость;
  • простота;
  • лаконичность.

Основные шаги по составлению плана

Отличия

Чем отличаются тезисы от конспекта?

Главное отличие состоит в объеме. Тезисы всегда более краткие, емкие, а конспект – более объемный. Его можно назвать кратким содержанием. Задачей тезиса не является погрузить слушателя в глубины рассматриваемой тематики. Задача состоит в создании общего впечатления и понимании логической последовательности и взаимосвязи. Они служат для поверхностного и быстрого ознакомления. В конспекте информация представлена более детально. Его можно смело назвать письменной работой, охватывающей весь материал, а не только самые значимые идеи.

Разница между тезисом и планом?

Тезисы – перечень кратких основных идей. В плане присутствует взаимосвязь и логическая последовательность. План может стать основой для новой работы или проекта.

Отличия между планом и конспектом?

План более короткий, лаконичный. Это предварительные этапы работы. Совершенно другое дело конспект, который помогает систематизировать и лучше усвоить прочитанную информацию. План – это задел для новой письменной работы, а конспект – уже полноценная письменная работа.

Взаимосвязь между терминами

Рассмотренные выше понятия часто вместе используются в работе. У каждого есть свои цели, задачи применения, а также время.

Второй этап – построение на основе плана тезисов. Это основные определения, утверждения, теории, ключевые моменты, предоставляющие информацию, о чем будет идти речь в главе или подпункте.

Третий этап – создание конспекта, когда собрано множество информации. Теперь можно приступать к ее сборке или систематизации.

Последовательность в работе

Самое сложное – написание плана и тезисов. К этим этапам стоит подойти более серьезно, потому что от них напрямую зависит вся дальнейшая работа. Конспект создается уже на их основе. Его качество зависит от правильности составления первых.

Рекомендуем к прочтению статью, о том что такое прикладной и академический бакалавриат? Об этом по ссылке.

Цель: научить учащихся приемам составления конспектов.

Задачи

  1. Подготовить старшеклассников к самообразо­вательной работе после окончания школы, форми­ровать умение работать с источниками.
  2. Раскрыть особенности конспекта как разно­видности сжатого изложения, познакомить с раз­ными типами конспектов.
  3. Заложить основы для формирования у школьников навыков конспектирования, помочь учащимся овладеть соответствующими приемами конспектирования.
  4. Повторить виды записей, которыми владеет квалифицированный читатель, расширить эти зна­ния.
  5. Развивать познавательный интерес к учебному материалу, умение сравнивать, анализировать.
  6. Развивать память, логическое мышление, обо­гащать письменную и устную речь.
  7. Воспитывать культуру чтения.

Оформление

План урока

Конспект урока

Начинаем наш очередной библиотечный урок. Сегодня мы с вами продолжим разговор о методах самостоятельной работы с книгой, так как эта работа была и остается основным, наиболее эффективным методом учебы. И сегодня мы познакомимся с новой для вас формой записи – конспектированием.

Есть много способов лучше запоминать и усваивать изучаемые материалы. Наиболее эффективный из них – записывать прочитанное. Сжато излагая мысли автора, читатель приобретает важные навыки: умение отбирать и обобщать главное, кратко формулировать основные положения, анализировать прочитанный материал. При этом развиваются память, мышление, обогащается письменная и устная речь. Содержание книги благодаря этому прочно остается в памяти.

Еще в далеком прошлом была подмечена огром­ная польза выписывания мыслей по мере чтения. Вот как об этом писал русский экономист и публицист И.Т.Посошков (1652-1726): Егда будеши сыне мой, книги читати, то читай их небарзостно и с прилеж­ным вниманием. И держи при себе бумагу и чернила и кая ти речь понравитца, записывай имянно, в коей книге, и в коей главе, и в коей части, и в коем стиху, и к чему она прилична… И впредь тебе та записка вельми послужит: пользу бо великую себе и людям получити от тоя записки.

Как вы поняли, записи при работе с книгой имеют очень большое значение. Поэтому я вам рекомендую работать с карандашом в руках.

Существует несколько форм ведения записей. Выбор той или иной формы зависит не только от ин­дивидуальных особенностей человека, работающего с книгой, его образования, опыта, свойств памяти. Не меньшую роль играет назначение записи: для са­мообразования, выступления на семинаре, для беседы или лекции, для использования в будущем и т.д. Однако в любом случае записи должны быть краткими.

С некоторыми из них вы уже познакомились на уроках русского языка, литературы и на библиотечных уроках. Давайте сейчас вспомним и назовем их. Предлагаю это сделать следующим образом: я вам даю тексты определений и ключ, а вы подставляете соответствующие названия к определениям.

Ребятам на столы выдаются тексты (работать можно индивидуально, но легче и интереснее – в па­рах или группах):

  1. Мнение о ком-нибудь, о чем-нибудь; оценка чего-нибудь, кого-нибудь.
  2. Краткое изложение какой-нибудь идеи или основные мысли лекции, доклада, сочинения.
  3. То, что выписано из какого-нибудь текста, документа.
  4. Краткое, в несколько строк, изложение содер­жания идеи.
  5. Взаимное расположение частей, краткая про­грамма какого-нибудь изложения.
  6. Точная,буквальная выдержка из какого-нибудь текста.
  7. Записи личного характера о книгах, свое мне­ние и оценка их.

И ключ: Отзыв. Конспект. Выписка. Тезисы. План. Цитата. Дневник. (5минут.)

Различают несколько форм ведения записей. Квалифицированный читатель должен владеть пятью основными: план, тезисы, конспект, реферат, лекция. Формой конспекта и реферата рекомендуется поль­зоваться при изучении научных трудов и сложных учебных текстов, когда необходимо записать не только основные вопросы или мысли, получившие в тексте доказательство, объяснение, пояснение, но и само доказательство, объяснение.

Составление кластера с ключевым словом КОН­СПЕКТ:

А сейчас попрошу высказать свои гипотезы и предположения по этим пунктам. Работа может идти сначала индивидуально, в парах или в группах. При высказывании версий вся полученная информация фиксируется в общей схеме на доске. (5-10минут.)

А сейчас мы сравним ваши знания о конспекте. (5-10 минут.)

Каждому выдается для проработки текст о кон­спекте. С помощью условных значков ребята отме­чают в нем:

Итак, что нового вы узнали о конспекте? На этапе обобщения обращаемся к кластеру на доске (или к групповым) и исправляем его по мере надобности.

Вопросы для совместного обобщения:

  1. Что такое конспект?
  2. Для чего нужно уметь конспектировать?
  3. Какие типы конспектов бывают?
  4. Чем отличается конспект от тезисов?
  5. Каковы основные требования к составлению конспекта? (10 – 15 минут.)

Вывод: Конспектирование имеет большое значе­ние. И не только для того, чтобы сохранить содержание источника для своей будущей работы. Оно развивает память, мышление, письменную и устную речь.

И, завершая наш урок, мне хотелось бы, чтобы вы сами оценили свою работу.

На следующем уроке мы попробуем с вами составить плановый, текстуальный и свободный конспекты.

Приложение

КОНСПЕКТ

Особенности составления конспектов

Главное требование к конспекту -запись должна быть систематической, логически связной, чтобы ею можно было пользоваться не только составителю, но и другим читателям. По этой же причине к правильно составленному конспекту можно с успехом обратить­ся через несколько лет после его подготовки.

Конспектируя текст или лекцию, обычно стремят­ся к форме связного пересказа, но не в ущерб ясно­сти и краткости. Связующим звеном при составлении конспекта должна быть внутренняя логика изложе­ния, которую не следует заменять пространными словесными переходами.

Конспекты, при своей обязательной краткости, содержат не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. Утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и труднее запоминается.

На страницах вашей записи может быть отражено отношение составителя к материалу. Но при этом следует организовать текст таким образом, чтобы можно было впоследствии разобраться, где автор­ская, а где ваша личная, читательская трактовка вопроса.

В конспекте книги, статьи постоянно даются отсылки к страницам источника.

Типы конспектов

Конспекты условно подразделяются на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные, тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана произведения. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает опреде­ленная часть конспекта. Но если какой-то пункт 1лана не требует дополнений и разъяснений, его не обязательно сопровождать текстом. Это одна из эсобенностей короткого плана-конспекта, помога-ощего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения* Составление такого конспекта приучает (□следовательно и четко излагать свои мысли, ра­ботать над книгой, обобщая ее содержание в форму-жровках плана. Краткий, простой, ясный по своей • рорме план-конспект – незаменимое пособие при необходимости быстро подготовить доклад выступ-ение. Качество такого конспекта порой целиком ависитот качества плана, оттого, насколько пункты 1лана будут не только раскрывать содержание, но и дополнять его по существу.

Однако работать с таким конспектом спустя акое-то время после составления довольно труд-о -не всегда легко удается восстановить в памяти одержание источников.

Текстуальный конспект составляется в основ-ом из цитат. Они связываются друг с другом логи-ескими переходами. Конспект может быть снабжен ланом и включать отдельные тезисы в изложении оставителя или автора.

Текстуальный конспект – прекрасный источник ословных высказываний автора. Он помогает ыявить спорные моменты. Особенно целесообраз-о использовать этот вид конспектирования при зучении материалов для сравнительного анализа оложений, высказанных рядом авторов.

Текстуальный конспект в большинстве случа-в – пособие, используемое длительное время, ногда он составляется и как временное пособие для коренной проработки произведений. Хотя при его одготовкетребуется определенное умение быстро правильно выбирать основные цитаты, этот тип аспекта нетрудно составлять.

Существенный недостаток текстуального кон-;екта – он мало активизирует внимание и память, о особенно проявляется, когда конспект составлен э основе выписок, сделанных давно, а также без убокой проработки материала, без его усвоения.

Поэтому следует обязательно давать ссы , и на стра­ницы, чтобы потом привлекать в помощ екст.

Свободный конспект – сочетани выписок, цитат, иногда и тезисов. Часть текста может быть снабжена планом, который идет бок о бок с тек­стом.

Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление матери­ала, большой и активный запас слов.

Свободный конспект, пожалуй, наиболее полно­ценный, но он довольно трудоемок, его не составить в один присест.

Тематический конспект – дает более или ме­нее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников, в том числе и своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта заключается в том, что, разраба­тывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.

Составление тематического конспекта помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать раз­личные точки зрения на один и тот же вопрос.



К о н с п е к т – это такое изложение констатирующих положений текста , которому присущи краткость , связность и последовательность .


Ошибка: человек не может делать несколько дел одновременно (слушать преподавателя, беседовать с соседом по парте, сидеть с телефона в Интернете…)

Вывод: сконцентрировать внимание на том, что говорит преподаватель, или на том, что написано в учебнике.


Ошибка: студенты часто пытаются записать всё дословно. При этом они, естественно, прерывают преподавателя, просят его повторить ранее проговорённый материал.

Делаем вывод:

Ошибка: необходимо записать большой объем информации  устает рука, не успели записать за преподавателем, занимается большое количество места в тетради

Делаем вывод: создайте собственную систему сокращений , которой будете пользоваться на всех предметах; используйте ее как можно чаще


государство – гос-во

который – к-ый (к-ая, к-ое, к-ые)

система – с/с

самостоятельно – с/ст

WW – мировая война (WW I или WW II)

против – п-в или 

Россия – R, Британия – Br, Франция – Fr и т.д.

развитие - р-ие; развивать – р-ть

формирование – ф-ие; формировать – ф-ть

процесс – пц


Ошибка: тетрадь – это тоже документ, не стоит заниматься в ней художествами; не делайте из тетради радугу

Делаем вывод: выделяйте в конспекте цветными ручками и маркерами-выделителями самые главные вещи, а именно – тему (обязательно), определения, формулы, тезисы и т.п.




Ошибка: когда вы пишете всё слитно, не разделяя текст на параграфы, подпункты и т.д., то в итоге у вас получается бесформенная каша из слов .

Делаем вывод: руководствуйтесь логикой, разбивайте текст на подпункты (обычно преподаватель акцентирует голосом то место, которое следует вынести в новый параграф; текст же учебника разбит на абзацы )  при подготовке к уроку, зачету, экзамену вы легко найдете нужный материал




Делаем вывод: пишите аккуратно и разборчиво ; если есть возможность, не торопитесь




₪ Текстуальный конспект – Созданный в основном, из отрывков подлинника – цитат. Текстуальные выписки могут быть связаны между собой цепью логических переходов, могут быть снабжены планом и включать отдельные тезисы в изложении конспектирующего. Прекрасный источник дословных высказываний конспектирующего, а также приводимых им фактов. Текстуальные конспекты целесообразно применять при изучении научных трудов, литературной критики. Текстуальный конспект в большинстве случаев – пособие, используемое длительное время.


₪ Тематический конспект. Дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Поэтому он получил название тематического. Специфика этого конспекта в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он может не отображать содержания каждого из используемых произведений в целом.



Формализованные конспекты: Идея таких конспектов состоит в том, чтобы заполнить записями ячейки таблиц или ответить на вопросы заранее заготовленной анкеты. Не любой текст можно законспектировать так. Такие вещи применимы в основном при описании характеристик каких-либо объектов или явлений, особенно если конспект готовится по нескольким источникам или ставится цель сравнить различные точки зрения или объекты. Такие конспекты называют плановыми или схематически плановыми.

ПРАВИЛА ЗАПИСИ ТЕКСТА

Выделения и разграничения

Подчеркивание и отчеркивание

Рамки

ВИДЫ КОНСПЕКТОВ.

ПЛАН - КОНСПЕКТ

ЦИТАТНЫЙ (ТЕКСТУАЛЬНЫЙ)

СХЕМАТИЧЕСКИЙ

СВОБОДНЫЙ


  • Научить правильно работать с учебной и научной литературой.
  • Развивать необходимые умения и навыки учебной деятельности.
  • Помочь в успешном овладении знаниями
  • Научить с помощью конспектирования проводить основные мыслительные операции:

- быстро составляется

- учит выбирать главное

- помогает четко и логично излагать мысли

- дает возможность усвоить материал в процессе изучения.


Сложный план

- может быть обзорным и хронологическим.

- учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос.

- привлекать имеющиеся знания и личный опыт.

  • Заключается в том, что разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых документов, т.е. из каждой книги берется только определенная глава.
  • Обзорный тематический конспект – это тематический обзор с использованием одного или чаще нескольких источников.
  • Изучи несколько источников по теме.
  • Сделай из них выборку материала по определенной теме или хронологии.
  • Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
  • Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложи осознанный материал.
  • Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат.
  • Характеристика:

- используется для работы с первоисточником.

- к нему можно обращаться неоднократно.

  • Однако он не способствует активной мыслительной деятельности.
  • Служит как правило иллюстрацией к изучаемой теме.
  • Прочитай текст.
  • Отметь в нем основное содержание, главные мысли.
  • Выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
  • Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь.
  • Форма записи может быть разной.
  • Обычно по простому или сложному плану.
  • Обязательно выделить:

- основные вопросы

- доказательства (цитаты)

- выводы.

- он требует серьезных усилий при составлении.

- в высшей степени способствует усвоению материала.

- требует умения активного использования всех типов записей, планов, тезисов, выписок.

  • Вчитайся в название статьи, осмысли его.
  • Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.
  • Стремись к краткости записи .
  • Отделяйодну мысль от другой красной строкой.
  • Закончив работу, выпиши все данныеиз источника.
  • ТЕЗИС – положение, кратко излагающее какую- либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.
  • Познакомься с содержанием материала.
  • Обрати внимание на шрифтовыевыделения, эта подсказка поможет тебе в работе.
  • Разбей текст на смысловые блоки .(с помощью плана или отчеркиванием).
  • Определи главную мысль каждой части.
  • Осмысли суть выделенного.
  • Сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.
  • Отделяй пробельной и красной строкой одинтезис от другого . Это облегчит последующую работу с ним.
  • Правильно составленные тезисы вытекают один из другого.
  • Располагаются в четкой последовательности.
  • Полезно связывать тезисы с текстом источника с помощью указания ссылочных страниц.
  • Можно предварительно составить план, который окажет существенную помощь в подготовке тезисов.
  • Не забудьте пронумеровать тезисы по порядку.

Какие положения статьи вам показались наиболее интересными?

Есть ли в статье непонятные слова или выражения?

Выделите основные части статьи.


- (от лат. conspectus - обзор), краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада;
- краткое письменное изложение содержания статьи, книги, лекции, включающее в себя осн. положения и их обоснование фактами, примерами и т.д.;
- это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы.


Конспекты можно условно подразделить на 4 типа:
плановые;
текстуальные;
свободные;
тематические.


Плановый конспект легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения. Каждому вопросу плана в такой записи отвечает определенная часть конспекта.
Но там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он не сопровождается текстом.


– это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат.
Текстуальные выписки - связанные друг с другом цепью логических переходов отдельные тезисы.


Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов.
Свободный конспект требует умения самостоятельно, четко и кратко формулировать основные положения, для чего необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов.


Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос – тему.
Этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос.


1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, незнакомые слова, новые имена и даты.
2. Выпишите на поля значение отмеченных понятий, слов. Наведите справку о лицах, именах, которые вам неизвестны, о событиях, упоминаемых в тексте.
3. При первом чтении текста составьте его простой план - последовательный перечень основных мыслей автора. При повторном чтении отметьте, как автор доказывает основные мысли (положения) своей работы.
4. Перечитайте ранее отмеченные места, кратко и последовательно их запишите.
5. При конспектировании стремитесь выразить мысль автора своими словами, это помогает более сознательному усвоению текста.
6. При конспектировании умело отбирайте цитаты. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать следует те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.

Читайте также: