В чем поехать в паломничество

Обновлено: 15.09.2024

Паломничество, как и все внешние формы религиозной деятельности, было почти полностью прервано в период Советской власти и начало активно возрождаться с начала 90-х годов XX века.

Что представляет собой сейчас православное паломничество и каково его значение для каждого верующего и Церкви в целом? Конечно, ядром паломничества является духовное делание, молитвенный опыт, обретаемый в приобщении к посещаемым святыням. Бога можно услышать тогда, когда у нас в сердце тишина, когда улеглась суета жизни, все проблемы и заботы отодвинулись в сторону. Но в мирской жизни такую тишину поселить в сердце невозможно. Те, кто молится, кто старается возрасти в молитве, подтвердят мои слова. Становимся на молитву, начинаем произносить первые слова, как появляются какие-то необходимые дела, кто-то позвонил, какие-то мысли в несделанном не дают покоя… И в результате – никакой тишины в сердце!

Сам Христос для того, чтобы уйти от суеты мира уходил в горы, в пустыни, чтобы никто и ничто Его не отвлекало от общения с Отцом.

И надо помнить, что паломнические поездки – это не экскурсии, это серьезная часть нашей духовной жизни, часть нашей аскезы, то есть борьбы за добродетели с собственной душой, с собственными страстями – борьба за спасение.

Надо помнить и то, что в поездках могут встретиться и препятствия: не так встретили, не так ответили, не так сказали… Но помните, что едете вы к святым Церкви, едете в те духовные пустыни, в которые поднимался и Христос, чтобы свою душу очистить и помолиться.

Но значение паломничества этим не исчерпывается.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно- просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана с посещаемыми святынями.

Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи – особенно до XVIII века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями той местности, в которой находится монастырь.

Еще одной важной составляющей паломнических программ является благотворительная деятельность. Практически все паломнические службы перед посещением монастырей узнают об их конкретных нуждах. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих возрождающихся обителей такая поддержка оказывается очень существенной.

Паломническая поездка – это всегда работа души. Многие свидетельствуют о том, что такие поездки стали для них неким рубежом, переступив который, они лучше стали понимать себя, своих близких, а христианские Таинства воспринимать как неотъемлемую часть своей жизни. Они усвоили себе благодатное чувство сопричастности истории Русской Православной Церкви и государства, ощутили себя звеньями великой цепи, связывающей прошлое и будущее, увидели и осознали, наследниками каких великих и славных традиций являются. И в этом великое значение паломничества.

Поскольку паломничество на Святую землю является самым желанными для любого христианина, но далеко не каждый может их совершить, рассказы наших прихожан о святых местах начинаем с воспоминаний Р.Б. Светланы Колесниченко, промыслом Божиим посетившей почти все святыни, связанные с именем Господа нашего Иисуса Христа.

В прошлом году, в сентябре месяце, мы посетили Святую Землю. Мы — это группа паломников в количестве шести человек, объединенных одной целью — побывать в местах, где проживал наш Господь. Сама поездка получилась удивительно увлекательной и интересной. Так что я не ошибся, когда взял с собой планшет с целью каждый вечер записывать то, что увидел, прочувствовал и продумал на протяжении всей нашей поездки.

Зачем все это записывать, а тем более делиться своими впечатлениями? Ведь о Святой Земле столько написано, там так много людей побывало! Но дело в том, что последние несколько недель подряд что бы я ни делал в храме, мне настойчиво вспоминаются те солнечные дни нашего паломничества. И я подумал, что это знак: описывая свои переживания, я могу как бы заново побывать на Святой Земле и тем самым духовно обновиться. Ну, а опубликовать все это захотелось хотя бы потому, что это история нашей поездки. С одной стороны, она похожа на тысячи таких же путешествий, потому что была покрыта единой благодатью Божьей, а с другой — по-своему уникальна, потому что в ней участвовали именно эти шестеро человек, каждый со своими прошениями и чаяниями, своим прошлым и будущим. Итак, верующие люди решили поехать на Святую Землю…

О чем нужно и не нужно знать перед поездкой

Двое участников нашего паломничества уже не раз бывали здесь. Поэтому на многое они, наверное, смотрели уже опытным взглядом. Хотя даже они признавали, что каждый раз посещение Святой Земли — это новое событие, переживаемое всегда иначе. И тем не менее никогда невозможно забыть то самое первое путешествие в Иерусалим и его окрестности! Нам же только предстояло пережить это по-своему волшебное путешествие, потому что оно было первым.

Знаете, всегда лучше побывать где-то самому, чем слушать часто противоречивые рассказы людей. Вот и на этот раз, подготавливаясь к путешествию, чего мы только ни наслушались! И удивительно, что различные страшилки рассказывали нам люди, уже побывавшие там! Мы слышали, что на израильской границе всегда тревожно и сложно с прохождением таможенного контроля (прохождение границы, по-моему, всегда и везде процедура не из приятных); что с собой нужно взять много-много воды, потому что там она очень дорогая (слава Богу, у нас хватило ума не следовать этому совету, а воду мы благополучно купили вскоре, как только прибыли в Израиль и, кстати, примерно по такой же цене, что и в России); что в Израиле на улице образцовая чистота (ну, скажем так, не всегда и не везде); что денег очень много нужно брать с собой и рассчитывать, что потратите, как минимум, 50 долларов в день (таких денег у нас просто не было, но мы не испытывали трудности в связи с безденежьем). И многое другое, что полезно послушать и сделать так, как сам чувствуешь, опираясь на собственный опыт и знание, потому что по природе своей человек, а особенно человек православный, очень часто преувеличивает.

Но кое-что все-таки было полезно принять к сведению. Например, обязательно нужны солнцезащитные очки (без них просто невозможно там находиться из-за яркого солнца). В Израиле жарко, поэтому многие паломники советуют не посещать здешние места летом. Мы полетели во второй половине сентября и, кажется, успели вовремя, сразу после нашего отъезда температура воздуха начала понижаться. Было жарко, но не смертельно. С собой мы взяли 200 долларов. Этого хватило на записки (правда, мы их нечасто подавали), на покупку фруктов, гранатового сока и прочей мелочи, без которой никакое путешествие не обойдется. Думаю, что долларов 200-300-500 вполне хватит на карманные расходы.

Как священник я испросил благословения правящего Архиерея и отправил копию своего прошения по электронной почте в Русскую Духовную Миссию, которая нас принимала. Это было нужно для того, чтобы я мог служить на Святой Земле в греческих храмах. Брать с собой облачение священнику не нужно: если у священнослужителя имеется разрешение на служение, греки выдают и священническое облачение. Единственное, что нужно с собой взять, — это подрясник, рясу, наперсный крест и скуфью. Ряса для греков — свидетельство того, что священник не находится под запрещением своего епископа.

Виза в Израиль не нужна ни гражданам России, ни гражданам Украины, ни гражданам Евросоюза. С собой мы еще взяли молитвослов для паломников по Святой Земле. Он очень пригодился, потому что где бы мы ни были, везде пели и читали молитвословия, а также евангельские чтения, относящиеся к месту посещения.

Быть готовым к действию Божьему

Готовиться к поездке мы начали заранее. Сначала желающих поехать было вдвое больше, чем поехало впоследствии. Постепенно, ближе к поездке, стало выясняться, что кто-то не поедет. К тому же настораживал курс валюты, который в это время удивлял не столько падениями, сколько подъемом. Да и с личными сбережениями тоже не все было однозначно.

Еще одна особенность при подготовке к израильской поездке — это большое количество искушений. Помню, что перед паломничеством у многих из нас буквально посыпались неурядицы. То с одной стороны, то с другой — казалось, что появившиеся проблемы не решаемы. Наперед скажу, что после поездки возникшие проблемы так же легко растворились, как и появились.

Но в паломнической поездке на Святую Землю есть еще очень важная особенность: паломник, везя сюда свои прошения, как правило, по возвращении домой получает просимое! Двум семейным парам, например, после поездки Господь подарил детей. Это удивительно. Ведь все проходит, кажется, своим чередом, и возвращаешься ты домой воодушевленный, но никак не с уверенностью, что твоя проблема решится (в то время она просто забывается, потому что ты переключаешься на решение накопившихся повседневных забот). Но Господь берет решение ее на Себя, так что когда только исполнилось просимое, ты вспоминаешь, что несколько месяцев назад ездил в паломничество на Святую Землю…

Еще хочу поделиться важным наблюдением. Мне нравится планировать паломнические поездки. Потому что необходимо продумывать детали путешествия заранее. Но спланировав все, заранее забронировав отели, договорившись с встречающей стороной, вдруг осознаешь, что это все свершится в назначенное время. И когда мы окажемся там, это будет свершившийся факт, соделанный по воле Божьей. Именно со-деланный, т. е. в том, чтобы совершилось задуманное, поучаствовали и Господь, и человек. Точно так же происходит и в повседневной жизни. Чтобы что-то свершилось и получилось, нужно приготовиться к этому и создать для этого условия. Мне кажется, эта мысль отрезвляет, потому что чудо, которое ожидают многие православные люди в Церкви, случается не просто как подарок, а человеческим трудом, содейстующим благодати Божьей.

Итак, мы благополучно оставили свои проблемы дома, собрали чемоданы и собрались вместе на аэровокзале. Прошли регистрацию на свой рейс самолета и все положенные процедуры и вот, садимся в самолет. Рейс Москва — Тель-Авив вылетает 18 сентября в 19:10. Прилететь мы должны в 23:20. И там, по воле Божьей, нас уже должны ожидать.

Лето – время для поездок, в том числе и для поездок паломнических. Что нужно обязательно оставить дома, с каким настроем ехать и чего опасаться?

Сегодняшние реалии ставят перед нами вопрос: что является собственно паломничеством, а что — просто путешествием по святым местам? На мой взгляд, такую границу провести достаточно сложно, потому что порою человек отправляется в это самое путешествие по святым местам, не отдавая себе до конца отчета в том, куда он едет, с какой целью, каковы должны быть результаты этого путешествия, а происходит самое настоящее прикосновение его сердца к святыне.

Когда человек собирается в паломническую поездку, он должен прежде всего понять для себя, какова ее цель. Почему ему недостаточно просто обращаться к этому святому дома? Зачем ему ехать, чтобы помолиться у чудотворной иконы, если можно просто прийти в храм, где есть репродукция или список с нее?

Попов Лукиан Васильевич. В святые места. 1911 г.

Попов Лукиан Васильевич. В святые места. 1911 г.

Кто-то предпринимает такое путешествие потому, что на святом месте с большей силой будет действовать благодать Божия, что там она какая-то другая по качеству.

Безусловно, это заблуждение, потому что благодать Божия в любом месте одна и та же, и мера ее присутствия определяется лишь тем, насколько мы ее способны воспринять. И если это единственный мотив поездки, то человеку вряд ли стоит в нее отправляться.

Другое дело, что в этих поездках с нами могут происходить некие внутренние изменения, которые позволяют душе вместить эту Божественную благодать. Мы оставляем свои обычные дела, что для современного человека бывает зачастую непросто, тратим время, испытываем в пути хотя бы какой-то минимальный дискомфорт, то есть паломничество, даже в нынешних условиях, — это некий труд. И Господь даже за этот совершенно ничтожный труд зачастую одаривает нас возможностью ощутить Свое присутствие и дает силы что-то в себе изменить.

Уход от повседневных дел хотя бы в какой-то степени высвобождает человека от тех пут, которыми он обычно связан. В Священном Писании сказано: Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог (Пс. 45, 11), вот в паломничестве это упразднение как раз и происходит, и тогда душа человеческая становится более открытой для действия Божественной благодати.

Но есть и еще один мотив, побуждающий нас совершать паломничества. Это некое не нуждающееся в объяснении действие любви в сердце человека. Вот читает, допустим, кто-то о преподобном Серафиме Саровском, и у него возникает непосредственное отношение к преподобному, и уже хочется просто поехать туда, где прошла его земная жизнь, где он подвизался, общался с людьми, молился.

Это движение любви по отношению к святому, естественно, не просто вызывает ответное движение, а позволяет любви святого к нам каким-то образом подействовать на нашу жизнь, проявиться в ней. И именно это побуждение, эта потребность являются более важными, чем все остальное.

Паломники часто совершают одни и те же распространенные ошибки. Одна из основных — попытка увезти с собой в путь всё, что мы должны на время оставить. Нужно дистанцироваться от телефона, от деловой почты, от домашних забот и постараться сосредоточиться.

Вторая распространенная ошибка заключается в том, что знакомые люди, отправившись в поездку вместе, всю дорогу о чем-то разговаривают, что-то вспоминают, шутят вместо того, чтобы углубиться в себя. В таких случаях этот их небольшой подвиг может остаться бесплодным. Если человек приближается к святыне, необходимо благоговение, а смех и развлечения с ним, мягко говоря, не вполне совместимы.

Виноградов Сергей Арсеньевич - К преподобному. 1917 г.

Виноградов Сергей Арсеньевич — К преподобному. 1917 г.

Самое лучшее, наверное — это взять с собой книгу по теме паломничества или просто какое-то духовное чтение, которое определенным образом душу человека может настроить. Зачастую в паломнических автобусах показывают фильмы о различных святынях, прибегают к совместной молитве. Но, на мой взгляд, человек прежде всего сам должен потрудиться и собрать себя.

Безусловно, необходимо обращать внимание и на внешние факторы. Нужно постараться выбрать паломническую службу, способную предоставить нормальный по техническим характеристикам автобус, а в качестве гида — человека, во-первых, верующего и благочестивого; во-вторых, коммуникабельного; в-третьих, действительно знающего материал, которым он должен поделиться.

Бывают случаи, когда точно так же, всем автобусом, людей ведут на так называемую отчитку, не разбирая, есть ли среди них действительно бесноватые и все ли хотят, чтобы над ними был прочитан этот чин изгнания бесов. А порой за это еще и требуют дополнительные деньги.

Муллин Владимир Евгеньевич. Великорецкий крестный ход.

Муллин Владимир Евгеньевич. Великорецкий крестный ход.

У нас в епархии больше десяти лет владыка Лонгин из года в год предостерегает и прихожан, и священников, чтобы ни в коем случае сами не ездили и никого не отправляли в такие места, потому что там происходят вещи, к Церкви никакого отношения не имеющие. Это не церковная жизнь и не паломничество, а некая параллельная область — псевдопаломничество и псевдоцерковность. Но все равно находятся люди, которые, слыша, не хотят слышать и едут. А потом приходят в храм и с сокрушением рассказывают, какое душевное повреждение получили.

Нужно быть внимательным на стадии планирования поездки, чтобы избежать таких неожиданностей. Любая нормальная паломническая служба должна предоставить программу: куда едут люди, что они посетят, сколько времени на это уйдет, где будет ночлег. И если вдруг происходит что-то странное, чего в программе не было, то я рекомендую всем, кто таким образом был обманут и введен в заблуждение, об этом сообщать в епархиальное управление того региона, где они живут. Но гораздо лучше во избежание подобных ситуаций отправляться по святым местам только с теми паломническими службами, которые принадлежат либо епархии, либо какому-то конкретному храму, а не с теми, происхождение которых неизвестно.

Некоторые люди пытаются убедить нецерковных близких поехать в паломническую поездку, рассчитывая на то, что произойдет как раз то чудо, о котором мы говорили, — чудо обретения веры. В каких-то случаях это действительно стоит делать, а в каких-то нет.

Лагутенкова Вера Анатольевна. Паломники. 2006 г.

Лагутенкова Вера Анатольевна. Паломники. 2006 г.

Если есть хотя бы маленькая надежда на то, что что-то изменится в жизни близкого после посещения святых мест, наверное, к этому средству все-таки стоит прибегнуть. И положиться на Бога. Ведь мы имеем пример расслабленного, который был исцелен по вере своих четверых друзей. И порой точно так же мы кого-то везем в паломническую поездку, и по вере нашей происходит прикосновение благодати к его сердцу. Но в случаях, когда человек активно противится и когда ему это в принципе неинтересно, не стоит такого рода усилия предпринимать.

Вообще, я глубоко убежден в том, что паломничество должно быть составной частью церковной жизни человека, а не чем-то отдельным. Мы можем наблюдать порой, как люди несколько раз в год ездят в паломнические поездки, в них исповедуются, причащаются, читают Евангелие и порой чувствуют какие-то изменения в себе, но когда возвращаются, начинают опять жить такой жизнью, как будто Церкви в принципе нет. Это совершенно неверно.

Христианину, который отправляется в паломничество, обязательно нужно помнить о том, что главная его цель — постараться прикоснуться сердцем к святыне и ощутить тот духовный жар, которым это, обычно холодное, сердце может наполниться и согреться. И, ощутив это прикосновение, очень важно не отступить назад, не забыть испытанное, но постараться увезти с собой тот дар, который ты в этой поездке получил. Иначе это не только не принесет никакого плода, но даже обратится в осуждение, потому что тебе было дано, но тобой не востребовано.

Записала Инна Стромилова

Протоиерей Артемий Владимиров. О смехе и юморе

Что читать маленьким трусишкам? Выбираем детскую книгу

Пожалуй, не стоит долго распространяться о том огромном влиянии, которое оказывает на человеческую душу художественная…

С наступлением месяца Зуль-хиджа по мусульманскому календарю в Королевство Саудовская Аравия стекаются мусульмане со всего мира, стремящиеся выполнить один из столпов ислама — хадж. С духовной точки зрения хадж — самое приятное действие для верующего. Однако физически он продолжает оставаться очень трудным. Рассказываем, как мусульмане готовятся к хаджу и что их ждет в Мекке.

Как готовятся к хаджу

Очень важно настроиться не на увлекательный отдых, а на серьезное испытание.

Считается, что перед паломничеством надо укрепить свои религиозные знания: читать книги о хадже, усердствовать в поклонении, отказаться от вредных и греховных привычек, постараться измениться к лучшему.

Также рекомендуется провести профилактику хронических заболеваний и вылечить зубы, чтобы минимизировать неожиданности в долгожданном путешествии. И, наконец, привести себя в хорошую форму: посещать спортзал, бассейн или хотя бы гулять по 6−8 километров в день.

Что потребуется мусульманину в Мекке


Фото: AP Photo/Dar Yasin

Паломники в долине Мина, Мекка

Условия, которые обещает паломнику туроператор, могут быть разные. В гостиницах VIP-класса есть все, а вот полулюкс может преподнести сюрпризы.

Вот примерный список того, что необходимо в хадже:

Для мужчин все просто: традиционное для хаджа одеяние — ихрам (обычно это два куска махровой ткани), пара легких брюк и рубашек, одежда для сна, тапочки для душа и сандалии без пяток и с открытыми пальцами ног для совершения обрядов.

Список для женщин шире. Это четыре легких платья и длинные штаны под них — надо следить, чтобы ткань не просвечивала даже мокрой, так как паломники в хадже сильно потеют. Поэтому мусульманки часто берут хлопчатобумажные нижние комбинации и надевают их под платья. Пригодятся несколько легких, больших шарфов или других головных уборов, которые плотно сидят и надежно закрывают все, кроме овала лица, и носки.

Цвет одежды не так важен, но большинство предпочитает белую или светлую.

Еда. Только если требуется что-то специфическое или нет возможности позволить себе кафе: лучше максимально освободить себя от бытовых хлопот.

Лекарства. Брать или нет средства первой необходимости, уточняют у туроператора. Обычно у сопровождающих есть базовый набор медикаментов. Если нужно что-то особенное, заранее узнают, можно ли провозить эти средства за границу.

Средства личной гигиены, ножницы, бритвенные принадлежности. Первые лучше брать без ароматизаторов — именно такие нужны паломнику в состоянии ихрама. Остальное может понадобиться после ритуального побивания шайтана камнями, когда паломники срезают часть волос. Мужчины часто просто бреют голову под ноль.

Состояние ихрама отличается рядом запретов. Мужчины в нем носят только несшитую одежду из двух кусков ткани. Им также нельзя полностью закрывать пятки и пальцы ног. Женщины одеваются как обычно — по нормам шариата. При этом женщинам запрещено закрывать лицо и кисти рук, а мужчинам — покрывать голову. Не разрешается использовать благовония, вступать в интимные отношения, стричь ногти, удалять волосы.

Бытовые мелочи. Часть обязательных ритуалов в хадже проходит в трудных бытовых условиях. Так что у предусмотрительных паломников с собой:
— стиральный порошок или мыло, бельевая веревка, утюг или отпариватель — чтобы привести одежду в порядок в любом месте;
— посуда;
— дорожный коврик для намаза;
— зонтик от солнца;
— мисвак — это деревянная палочка из особых пород древесины. Она заменяет мусульманам зубную щетку и пасту в состоянии ихрама.

Электроника:

— фонарик — на время ночевки в местности Мудзолифа;
— тройник с удлинителем — пригодится в долине Мина, где мусульмане живут в палатках с одной розеткой на 30 человек;
— портативный аккумулятор — во время стояния в местности Арафа зарядить гаджеты негде.

Все это покупается по прилету или берется с собой, если паломник ограничен в средствах или не хочет тратить силы на шопинг. И еще мусульманина сопровождает специальный буклет — пособие паломника с практическими советами.

В хадже: главные испытания


Фото: AP Photo/Amr Nabil

Верующие прикасаются к стенам Каабы


Фото: AP Photo/Khalil Hamra

Уборка площади у мечети Ал-Харам в Мекке

Первое, что может удивить и к чему надо быть морально и физически готовым, — количество людей в святых местах. Одновременно во время хаджа на площади Заповедной мечети, где располагается главная святыня мусульман — Кааба (мусульмане верят, что эта кубическая постройка черного цвета — первый храм на земле), находится около 2,5 миллиона человек. Цифра впечатляет, но толпа не так страшна, как кажется: люди организованно приходят, выполняют ритуалы и сменяются другими. А вокруг умудряются работать уборщики — и царит чистота.

Правда, из-за тесноты мусульманам даже рекомендуют отказаться от прикосновения к камню Хаджар аль-асвад. Он находится в одном из углов Каабы. Приверженцы ислама считают, что его принес с собой пророк Адам, когда был переселен из Рая на землю. Прикосновение к святыне — один из важных элементов хаджа, однако многие паломники имитируют прикосновение, целуя ладонь и делая ею приветственное движение издали. Паломников просят не стремиться потрогать и Каабу — чтобы не увеличивать толкучку возле нее.


Фото: AP Photo/Amr Nabil

Мусульмане на площади у храма Каабы

Второе испытание для паломников — жара. На всей территории мечети множество кондиционеров и разбрызгивается влага, но все же зонтиками от солнца лучше запастись.

Затем мусульмане едут в местность Арафа, где проводят весь день до заката в поклонении — на холме под палящим солнцем. После следует ночь в местности Мудзолифа. Многих она может шокировать. Иногда поверхность земли покрыта людьми настолько плотно, что негде поставить ногу в прямом смысле слова. Многим трудно найти даже сидячее место для ночлега, только если кто-то согласится сесть и уступить половину своего — на голой, каменистой земле, щедро усыпанной галькой, а местами — и колючками. При этом в святых местах запрещено убивать даже вредных насекомых и уничтожать растения. Хаджи проводят ночь под открытым небом так, как смогут. Это обязательное действие, и его нельзя миновать.

Читайте также: