В каком городе открыли первую в германии консерваторию

Обновлено: 18.09.2024

После своего первого саммита ЕС канцлер ФРГ Шольц вместе с президентом Франции Макроном подвел итоги встречи. Своими угрозами санкций в отношении России оба лидера хотят стимулировать Путина начать переговоры. А настоящий спор разгорелся по теме энергетики.

Как и ожидалось, главы государств и правительств Европейского союза приняли коммюнике, в котором предостерегли Россию от нападения на Украину и пригрозили ей возмездием. От Москвы потребовали срочно разрядить напряженность, возникшую в результате концентрации десятков тысяч солдат у её границ с Украиной. Еще одной причиной этой напряженности, в глазах ЕС, стала агрессивная риторика России.

Москва игнорирует предложения начать диалог

Для этого есть партнеры по ЕС: коммюнике саммита ЕС должно способствовать дипломатическим усилиям с целью полной имплементации Минского соглашения от 2015 года. Россия и Украина обвиняют друг друга в нежелании воплощать его в жизнь. И, к великому сожалению Берлина, Москва не подает признаков того, что вновь готова начать диалог.

Новый канцлер Германии Олаф Шольц

Польша обвиняет спекулянтов

Такие государства, как Испания и Франция, требуют, чтобы ЕС изменил дизайн европейских энергетических рынков. Правительства других стран, в частности, Германии, выдвигают контраргументы. Они считают, что рынки работают нормально, а высокие цены — это временное явление, нормальное следствие взаимодействия спроса и предложения.

В центре дискуссии в четверг находилась система торговли эмиссионными квотами (разрешениями на выхлопы): электростанции и многие промышленные предприятия в Европе должны покупать права на эмиссию, если выделяют в атмосферу вредные для климата газы. Еврокомиссия сокращает число подобных сертификатов на выброс СО2 (углекислого газа), чтобы сократить эмиссию парниковых газов. Цены на такие сертификаты значительно возросли, и некоторые правительства, например, французское и польское, сетуют на то, что это взвинчивает цены на энергию. Кроме того, Польша считает, что в некоторых случаях рост цен является следствием действий спекулянтов.

Однако пока расследования ведомства ЕС по контролю за биржами ESMA и Агентства по сотрудничеству регуляторов энергетики ACER не выявили действий спекулянтов в динамике цен. Тем не менее, некоторые участники саммита, в частности премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, потребовали от Еврокомиссии тщательней проверить рынок, а в случае необходимости — активно вмешаться в работу рыночных механизмов. Но другие лидеры государств были против включения этих требований в заключительное коммюнике.

Вторым спорным моментом стала так называемая таксономия. Это классификационная система, на основе которой Еврокомиссия определяет, какие виды хозяйственной деятельности являются благоприятными для сохранения климата и окружающей среды. И тут Еврокомиссии предстоит принять крайне важное решение — к какой категории отнести атомные и газовые электростанции. Соответствующий правовой акт ведомство намеревалось представить еще в начале месяца. Однако потом было объявлено, что закон может появиться накануне Рождества. Но сейчас высказываются предположения, что он будет готов лишь в следующем году.

Фон дер Ляйен наконец-то взялась за пандемию

Долгая дискуссия развернулась также о борьбе с пандемией. Решение Италии требовать от въезжающих в страну из государств ЕС негативного теста вызвало недоумение — прежде всего потому, что Рим заранее не предупредил партнеров. До сих пор каждый, кто мог предъявить цифровой сертификат ЕС на своем мобильном телефоне, мог без проблем перемещаться по Евросоюзу. Ограничения типа итальянских лишают людей этой возможности. Возникает опасность, что вновь возникнет пестрая картина из различных национальных правил.

Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен во время своей презентации на саммите подчеркнула, насколько важно быстро провести кампанию вакцинации. По ее данным, в Хорватии, Словакии, Румынии и Болгарии привито менее половины взрослого населения. Кроме того, наблюдаются огромные различия в бустерных прививках. В Венгрии, Австрии и на Мальте более четверти взрослых уже получили третью прививку, а вот в Польше ее не сделал практически никто.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Московская консерватория

Московская консерватория

20 апреля 1901 года был открыт Большой зал Московской консерватории.

Но история самой консерватории началась гораздо раньше, ещё в 1860 году. И в привычном нам месте на Большой Никитской она появилась далеко не сразу.

Николай Рубинштейн

Николай Рубинштейн

Так давайте же разберёмся, проследим историю консерватории от самых истоков и до настоящего времени.

Всё началось в 1860 году, когда пианист-виртуоз Николай Рубинштейн вместе с В. А. Кологривовым открыл музыкальные классы Московского отделения Императорского музыкального общества.

Изначально занятия проходили в квартире Рубишнтейна на Большой Садовой улице. Преподавали там хоровое пение и музыкальную теорию.

В 1863 году Рубинштейн переезжает на Сретенку, в дом 17, и вместе с ним – музыкальные курсы.

С тех пор учили ещё сольному пению, игре на фортепиано, скрипке, виолончели, трубе и флейте.

Сейчас этот дом выглядит вот так. При реставрации ему вернули декор в стиле классицизма начала 19 века.

Дом на Сретенке, в котором жил Рубинштейн. Современный вид

Дом на Сретенке, в котором жил Рубинштейн. Современный вид

В 1864 учеников было уже более 200 человек, и двухэтажный дом на Сретенке уже не вмещал всех учащихся, Рубинштейн вместе с классами переезжает на Моховую улицу, в дом Воейковых (сейчас на месте этого владения находится новое здание Библиотеки имени В. И. Ленина).

И, наконец-то, в 1866 году музыкальные классы преобразованы в московскую консерваторию. Чайковский уже преподавал в то время. С момента официального основания консерватория помещалась в доме Черкасских на углу Арбатской площади и Воздвиженки.

В этот дом попала немецкая бомба в 1941 году, и после войны его не восстановили.

Еще одна фотография дома Черкасских:

В 1871 году консерватория арендовала усадьбу на Большой Никитской улице, а в 1878 году выкупила её за 185 тысяч рублей.

Само здание построено ещё в конце 18 века, для Екатерины Романовны Дашковой, подруги и соратницы Екатерины II, а ещё первой в мире женщины-президента Академии Наук.

Для строительства Дашкова пригласила Василия Баженова, но сама постоянно вмешивалась в проектирование, и меняла изначальные идеи архитектора. В последние годы проводила здесь зимы.

После её смерти в 1810 году дом перешёл племяннику, Михаилу Семёновичу Воронцову, в будущем герою войны 1812 году губернатору Новороссии и Бессарабии, создателю Алупкинского дворца и наместнику Кавказа.

Рубинштейн, назначенный директором, до конца жизни, до 1881 года остался на этом посту.

Следующие директора Н. Губерт и К. Альбрехт продержались по два года, потом, в 1885 году был назначен Сергей Иванович Танеев. Человек с мягким характером и полная противоположность следующему директору – Василию Ильичу Сафонову, с 1889 по 1906 управляющему консерваторией.

Сафонов – сын генерала терского казачьего войска, и сам, хоть и музыкант, но с военным характером – в отца.

Василий Ильич Сафонов

Василий Ильич Сафонов

К тому моменту усадьба Дашковой оставалась без значительных перестроек, и многие студенты жаловались на тесноту и духоту в музыкальных классах.

Именно Сафонов решил кардинально перестроить и расширить здание. Причём, сначала он замахнулся на саму Театральную площадь, хотел построить новое здание напротив Большого театра, на месте ныне самого старого фонтана Москвы работы Витали. Городские власти отказали ему, и правильно сделали.

Тогда он решил расширить здание на Большой Никитской. С 1895 по 1901 год шла перестройка по проекту В. Загорского, от усадьбы Воронцовых осталась только часть фасадной стены с полуротондой.

Забавно, что первыми открылись винные подвалы с лавкой, которые находились в старом здании усадьбы ещё с времён М. С. Воронцова.

В 1898 году начались занятия в новых классах, в том же году был открыт Малый зал, а Большой зал – только в 1901 году.

Заметьте, на месте будущего памятника Чайковскому — ограда с воротами по линии улицы. Она сохранялась до 1950-х годов.

Директор Сафонов сподвиг многих московских купцов вложиться в строительство консерватории, денег требовалось набрать больше миллиона.

Самый скупой московский купец Гаврила Солодовников пожертвовал 200000 рублей. Кроме него, вложились сахаразаводчик П. И. Харитоненко, кондитер В. А. Абрикосов, текстильный фабрикант Михаил Абрамович Морозов, золотопромышленник К. В. Рукавишников.

Копмозитор Василенко, друг Сафонова, писал:

1890-е, историко-теоретический класс. Умиляют тщательно выцарапанные каким-то нерадивым студентом инициалы на парте:

Большой зал рассчитан на 1800 мест, но при открытии мягких кресел не было. Первые 9 рядов партера занимали деревянные кресла, остальные 18 рядов – стулья.

Орган для Малого зала подарил фабрикант Василий Алексеевич Хлудов. Хлудовский орган проработал 73 года и был заменён новым, заказанным в ГДР.

По бокам — 14 овальных портретов русских и европейских композиторов, выполненных художником Н. Бондаревским.

Портреты Генделя и Глюка, увы, не сохранились, а Гайдна и Мендельсона – найдены и отреставрированы, теперь их можно увидеть в фойе консерватории.

После революции, в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, в 1918 году, во дворе, у главного входа в консерваторию поставили памятник Римскому-Корсакову.

Памятники Римскому-Корсакову и Бетховену, жертвы вандалов и морозов

Памятники Римскому-Корсакову и Бетховену, жертвы вандалов и морозов

Памятник разбит вандалами в ночь с 16 на 17 ноября, за три дня до открытия. Через год, в ноябре 1919 года, поставили памятник Бетховену, но он простоял всего месяц и в декабре рассыпался от морозов. Памятники в те годы делали из некачественного бетона, поэтому многие простояли совсем недолго.

Вид на консертваторию в 1920-е годы. По тем временам это было самое большое здание в окрестностях, его было видно издалека.

Консерватория в 1928 году:

Студенты консерватории отмечают первомай:

Конечно же, со временем решено было поставить памятник самому-самому – Петру Ильичу Чайковскому.

Заказ скульптор Вера Мухина получила ещё в 1945 году, и в первом её варианте памятника постамент украшал пастушок с дудочкой, символизировавший интерес Чайковского к народному творчеству и звукам земли русской.

Комиссия, увидев пастушка, не смогла сдержать смеха. Мухина, видимо, не знала о нетрадиционных вкусах Чайковского. Ей сказали, что это никуда не годится, но она поняла неправильно, и заменила пастушка на сидящего крестьянина. Только после того, как ей прямо сказали, что никаких дополнительных мужских фигур не должно быть, постамент был упрощён.

Первоначальный вариант памятника, с пастушком:

Проект памятника П. И. Чайковскому, 1945 год работы Веры Мухиной

Проект памятника П. И. Чайковскому, 1945 год работы Веры Мухиной

Открытие памятника Чайковскому состоялось в 1954 году. Это был последний памятник Веры Мухиной, и она не дожила до его открытия, скончавшись в 1953 году.

Ограда памятника П. И. Чайковскому

Ограда памятника П. И. Чайковскому

Хор пионеров на сцене Большого зала Московской консерватории, 1950-е гг:

Московская консерватория в 1956 году:

Праздник песни в 1971 году у стен Московской консерватории:

Консерватория в 1976 году. С тех пор тут мало что изменилось. Многие критиковали памятник Чайковскому, дескать, вдохновение выглядит совершенно не так, а карикатуристы вставляли в руки Петра Ильича гармонь.

Очередное торжество у стен Московской консерватории, 1983 год:

Создатель ресторана, Александр Пороховщиков, заказал картину молодому Илье Репину, который взял за работу всего 1500 рублей.

Для сравнения: К. Маковский запросил 30000, другие живописцы – 15000 руб. Репин же был рад и полутора тысячам, это был его самый первый коммерческий заказ.

Картина написана в 1871-72 годах, и на ней изображены композиторы из разных стран, да ещё и жившие в разное время. Например, Бортнянский умер в 1825 году, Огинский в 1833-м, а Римский-Корсаков и Балакирев тогда еще и не родились.

И. Е. Репин -

И. Е. Репин – “Славянские композиторы”, 1872 год.
Холст, масло

В центре картины изображены русские композиторы: на первом плане Глинка беседует с Балакиревым, Одоевским и Римским-Корсаковым. Сзади на стуле Даргомыжский , за ним — Ласковский, справа в мундире — Львов, слушающий Верстовского. У рояля — братья Антон и Николай Рубинштейны, между Антоном Рубинштейном и Львовым стоит Серов. В глубине за ними группу образуют Гурилёв, Бортнянский и Турчанинов.

На заднем плане картины изображены польские музыканты — Монюшко (крайний справа), Шопен, Огинский и Липинский (на фоне двери). Левый край — чешские композиторы Направник, Сметана, Бендель и Горак.


Первые консерватории начали появляться в середине XVI века в Италии. Заведения такого плана готовили поначалу певчих для церемониальных служб, и только спустя некоторое время они стали тем местом, с которым мы привыкли ассоциировать это понятие. То есть там начали обучать композиторов, музыковедов и исполнителей.

Консерватории России и их выпускники всегда высоко ценились мировым сообществом. К счастью, наша музыкальная школа продолжает поддерживать высокий уровень образования, периодически выпуская в мир очередного гения.

Мы же рассмотрим список лучших консерваторий России, куда вошли самые авторитетные и значимые отечественные учебные заведения. Для более наглядной картинки перечень вузов будет представлен в виде рейтинга.

Рейтинг консерваторий России:

  1. Высшее учебное заведение им. Римского-Корсакова.
  2. МГК им. Чайковского. им. Собинова. им. Глинки.
  3. Российская консерватория им. Гнесиных. им. Жиганова.
  4. Петрозаводская академия им. Глазунова.
  5. ГМПИ им. Ипполитова-Иванова.

Рассмотрим каждое учебное заведение подробнее.

Консерватория им. Римского-Корсакова

Высшее учебное заведение им. Римского-Корсакова

Без малого 40 лет в стенах первой консерватории России провел Н. А. Римский-Корсаков. Заслуженный музыкальный деятель стал автором первых трудов по теории композиции и гармонии. Также примечателен тот факт, что первым выпускником этой академии, получившим золотую медаль, стал знаменитый на весь мир Петр Чайковский, чье имя носит следующая в списке консерватория России.

МГК им. Чайковского

Столичное учебное заведение моложе Петербургского всего лишь на четыре года, но связано с ним тесными узами родства. Первым руководителем и основателем московской государственной консерватории имени Чайковского является Николай Рубинштейн — брат А. Г. Рубинштейна.

МГК им. Чайковского

Основным новатором и уважаемым профессором после открытия академии стал Петр Чайковский. Стоит заметить, что эта консерватория России сочетает в себе сегодня не только вуз, но и исследовательский центр, огромную тематическую галерею, библиотеку, а также концертное общество с большим количеством коллективов. МГК имени Чайковского удостоилась награды имени Моцарта от ЮНЕСКО за огромный вклад в культуру.

Саратовская консерватория им. Собинова

На третьем месте в рейтинге лучших консерваторий России расположилось Саратовское учебное заведение имени Л. В. Собинова. Оно начало свою работу в далеком 1912 году. Консерватория занимает старое, но хорошо отреставрированное готическое здание начала ХХ века.

Саратовская консерватория им. Собинова

В стенах академии не только готовят музыкантов, но и заботятся о музыкальной грамотности местного населения. Чуть ли не каждый день консерватория организует концерты классической музыки. В среднем, за один год в залах этой академии проходят около 300 выступлений. Концерты дают как малые творческие коллективы, так и сами профессоры, показывая мастер-класс.

Новосибирская консерватория им. Глинки

Это сравнительно молодая консерватория России. С момента ее открытия прошло чуть больше 60 лет. Учебное заведение расположено за пределами европейской части России, на просторах Сибири, но это не мешает ей быть востребованной и выпускать гениев музыки.

Новосибирская консерватория им. Глинки

Отдельно стоит отметить огромный музей, который расположился на территории консерватории. Он хранит в себе более 6000 тематических экспонатов: хроники выступлений, старые афиши, фотографии, раритетные труды с рукописями и многое другое.

Пополнением занимаются музыкально-этнографические экспедиции, которые также проводят изучение традиций народа Дальнего Востока и Сибири. Ученых энтузиастов интересует не только музыкальная культура коренного населения, но и переселенцев.

Российская консерватория им. Гнесиных

Академия музыки имени Гнесиных находится в Москве, и с момента открытия прошло уже больше 120 лет. Но консерваторией учебное заведение стало не сразу. Первоначально это была небольшая частная школа, но спустя годы оно выросло до музыкального конгломерата.

Российская консерватория им. Гнесиных

Здесь можно получить как начальную, так и высшую степень образования. Любой абитуриент, если пожелает, может пройти весь музыкальный путь от и до: обучиться базовым навыкам, затем освоить профессиональные приемы и стать впоследствии настоящей художественной личностью.

Среди прочих выпускников Гнесинки можно отметить таких великих и значимых для отечественной музыки людей, как Таривердиев, Казарновская, Хачатурян, Федосеев и Кисин. У всех у них остались только положительные впечатления об этой академии.

Казанская консерватория им. Жиганова

Первых студентов академия начала принимать в 1945 году, практически сразу после победы в Великой Отечественной войне. Среди учеников были не только местные жители близлежащих регионов, но абитуриенты с южной и центральной частей России.

Казанская консерватория им. Жиганова

70 лет консерватория готовила для отечества музыкантов, дирижеров и исполнителей. После окончательного падения железного занавеса двери высшего учебного заведения распахнулись для иностранцев. Сегодня в академии получают образование студенты из Китая, Японии и США. Каждый год из консерватории выходит 7000 музыкантов различного профиля.

Многие выпускники прогремели на весь мир. Среди прочих имен можно отметить таких личностей, как Ренат Ибрагимов и Олег Лундстрем. Кроме того, отечественная консерватория имени Н. Г. Жиганова может похвастаться внушительной музыкальной библиотекой. Местные фонды насчитывают больше 420 тысяч трудов, а также сборников аудио- и видеоматериала.

Петрозаводская академия им. Глазунова

С начала своего появления Петрозаводское высшее учебное заведение было филиалом Петербургской консерватории, но, начиная с 1991 года, это отдельный вуз. За последний десяток лет за академией прочно закрепился профиль концертно-исполнительского центра.

Петрозаводская академия им. Глазунова

С 1995 года в консерватории функционирует единственное в России направление финно-угорских этнических групп. Здешние специалисты сохраняют и обучают народным традициям, обеспечивая молодыми кадрами не только близлежащие регионы, но и другие области нашей страны.

ГМПИ им. Ипполитова-Иванова

Столичный государственный музыкально-педагогический институт начал свою работу в 1923 году в качестве народной школы №4. Учебное заведение с успехом развивалось благодаря ректору Московской консерватории Ипполитову-Иванову. В честь него как раз и назвали эту консерваторию.

ГМПИ им. Ипполитова-Иванова

Немногим позже учебное заведение разделилось на школу и училище. Начиная с 1960 года начало функционировать отделение народного пения. В начале 90-х годов прошлого века заведение получило статус консерватории и выпускало уже музыкантов с высшим образованием. Среди прочих выпускников института можно отметить таких знаменитых личностей, как Пугачева, Зыкина и Шаврина.


Эта академия, расположенная в самом центре Лондона, неподалеку от , — старейшая из английских музыкальных школ, она существует с начала XIX века. При этом сегодня вуз выглядит вполне современно: здесь есть прекрасно оборудованная студия звукозаписи (у школы есть свой музыкальный лейбл), несколько концертных и около сотни репетиционных залов, театр.

Помимо академических исполнительских программ обучения, есть также джазовые и театральные. Академия известна в музыкальных кругах своими оперными и вокальными программами. Надо отметить, что среди длинного списка именитых вокалистов-выпускников есть и , например Энни Леннокс и Элтон Джон.

Стоимость года обучения по бакалаврским и магистерским программам составляет для иностранных студентов около 20 тысяч фунтов. Доктором стать дешевле — нужно около 12 тысяч фунтов в год. Не стоит забывать и про дорогую английскую жизнь — по оценкам университетской администрации, за год придется потратить около 11 тысяч фунтов. Впрочем, как и в большинстве других мест, самым талантливым полагаются стипендии. Они назначаются после вступительного прослушивания, а в дальнейшем — по итогам годовой успеваемости. У всех студентов есть возможность зарабатывать концертированием и подработками в качестве административного персонала на концертах.

Парижская национальная консерватория



Парижская консерватория — старейшая в Европе светская музыкальная школа, которая была основана в 1784 году на базе Королевской школы пения и декламации. Консерватория многократно присоединяла к себе другие вузы, и сейчас здесь учат не только музыкантов, но и танцоров.

В школе есть все основные музыкальные специальности, а славится она преимущественно высоким уровнем преподавания в классах духовых инструментов, особенно гобоя. Свою школу преподавания по этому инструменту создал здесь знаменитый французский гобоист Морис Бург.

Обучение в парижской консерватории бесплатное, а потому конкурс на поступление просто огромный и пройти его очень тяжело. Впрочем, здесь, как и везде, главное — понравиться преподавателю на прослушивании. Многие, в том числе и , предпочитают отучиться вначале в одной из французских региональных консерваторий (они являются чем-то вроде российских колледжей), а уже потом поступать в национальную — так пройти туда проще.

Помимо стипендии, здесь можно ежемесячно получать возврат денег, потраченных на жилье. Впрочем, сумма фиксированная и не зависит от места проживания. Те, кому удается поселиться в общежитии — большие счастливчики, так как суровое законодательство Франции, касающееся аренды, значительно усложняет студентам процесс поиска квартиры.

Амстердамская консерватория


Консерватория Амстердама


Впрочем, школа может похвастаться не только архитектурой и интерьером — спектр исполнительских программ здесь чрезвычайно широк: от ранней музыки и классики до джаза и . Тем не менее больше всех повезло, пожалуй, студентам, изучающим именно раннюю музыку. Они не только могут заниматься на подлинных исторических инструментах, но и учатся согласно традиции, созданной Густавом Леонхардтом — самым знаменитым в мире исполнителем музыки барокко. Он скончался в 2012 году, а до этого лично преподавал в академии Амстердама, а также в Гарварде.

Студенты, не знающие немецкого языка, могут смело поступать сюда — количество англоязычных программ сопоставимо с числом немецкоязычных. Впрочем, для желающих есть и курс немецкого. Стоимость года обучения на бакалаврских и магистерских программах в консерватории составляет 4,5 тысячи евро. На стипендиальные программы здесь можно не рассчитывать, но для талантливых студентов предусмотрены гранты, покрывающие частично или полностью стоимость обучения.

Венский университет музыки и исполнительского искусства



Образование здесь, как и в остальных австрийских вузах, стоит совсем немного — меньше тысячи евро в год. Кроме этого, в университете действуют около 20 стипендиальных программ. Правила отбора на них регулярно меняются, поэтому, чтобы получить какую-либо стипендию, стоит регулярно и внимательно следить за обновлениями на сайте.

Академия Ференца Листа

Венгрия



Академия Ференца Листа в Будапеште — ведущий музыкальный вуз Венгрии. Он был основан в позапрошлом веке, но при этом продолжает активно развиваться и сейчас — пару десятилетий назад тут появилось джазовое отделение, совсем недавно — фольклорное.

Большинство учебных курсов в академии идут как как на венгерском, так и на английском языке. Например, на английском можно учиться по всем основным оркестровым программам, инструментальным программам ранней музыки и джаза, вокалу, а также композиции и программе подготовки дирижеров. К слову, джазовое отделение готовит здесь не только исполнителей, но и композиторов — и, если верить репутации школы, готовит их очень хорошо. Кроме всего прочего, при академии есть институт Золтана Кодая, выпускающий учителей музыки. Интересно, что находится он в здании ордена францисканцев, построенном в начале XVIII века.

Стоимость обучения в академии довольно сильно варьируется от факультета к факультету. В бакалавриате меньше всего платят фольклористы (3300 евро), больше всего — дирижеры, вокалисты и композиторы (7100 евро). Обучение в магистратуре в целом стоит чуть дороже. Для студентов из России доступна государственная стипендиальная программа, а также ряд грантов на краткосрочные программы.

Читайте также: