В каком предложении нарушена литературная норма туристы

Обновлено: 15.09.2024

В отличие от задания А4, в данном случае придется воевать сразу с несколькими разновидностями синтаксических ошибок. Привести все задействованные синтаксически нормы к одному знаменателю невозможно. К тому же зачастую необходимо знать не какие-то универсальные правила, а нормы сочетаемости отдельных слов. В этом сложность. Но есть в этом задании и большой плюс: если очень внимательно читать предложенные варианты, то вы, скорее всего, без проблем найдете ошибку. Тем не менее, будет не лишним выяснить, какие типы ошибок могут встречаться. Также попробуем обозначить наиболее проблемные варианты сочетаемости на уровне отдельных слов. И, наконец, выясним, какие встречаются “ловушки”, то есть правильные предложения, которые вы можете ненароком отметить как ошибочные.

Пример

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

При слове “синтаксис” ученики обычно вспоминают про запятые и прочие знаки препинания. Однако в этом задании речь совсем не об этом. В одном из четырех предложений имеется слово, которое стоит в неправильной форме. Это слово не одиноко. В том же предложении есть другое слово, с которым оно соотнесено по смыслу. Надо отыскать эту смысловую связь и проверить соответствие форм обоих слов. Ошибки могут касаться неправильных окончаний (толстЫЙ корова), неправильных предлогов (партнер В покере), пропущенных предлогов или же ошибок в цепочке однородных членов.

Надеюсь, в приведенном выше примере вам сразу резануло глаз “Благодаря повышения” из первого предложения. Конечно же, это ошибка. Надо говорить “благоадаря повышениЮ”. Если вы делаете ошибки в подобных словосочетаниях, обязательно их выписывайте и повторяйте. Например: “согласно протоколУ” (не “протокола”), “вопреки законУ” (не “закона”) и т.д. Но, к сожалению, не всегда бывает так просто.

Для начала давайте определимся с типологией ошибок. Сделать это очень просто, поскольку они перечислены в официальной Спецификации: (1) нормы согласования, (2) нормы управления, (3) построение сложноподчиненных предложений и (4) построение предложений с однородными членами. Для вас эта типология не так уж важна. Поэтому мы объединим три первых типа ошибок в одну группу – в широком смысле все они касаются согласования двух слов на уровне словосочетания. А про однородные члены поговорим отдельно.

1. Нарушения на уровне словосочетания (согласование, управление, сложноподчиненные предложения)


Те, кто… Все, кто…

Чуть ли не в каждом втором варианте задания А5 одно из предложений построено по такой схеме: Те, кто (глагол №1)…, (глагол №2)… Например: “Те, кто не хотЕЛ идти в кино, осталИСЬ дома”. Очень важно помнить, что глагол №1 может быть в ед.ч. (такой вариант предпочтителен), а глагол №2 – должен быть только во мн. ч.

Обратите на это особое внимание, поскольку выпускники нередко попадают в ловушку и выбирают в качестве ошибочного совершенно правильное предложение. Например такое (из сборника ФИПИ): “Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы”. Они рассуждают так: слова “изучает” и “лишены” относятся к одной и той же группе лиц (“те”). Но первый глагол стоит в ед.ч., а второй – во мн.ч. Значит, думают они, это ошибка. Ничего подобного!! Никакой ошибки тут нет. Именно так и надо говорить.

Однако, не увлекайтесь. Есть похожие предложения. Они начинаются не со слов: “Те, кто…”, а содержат слова “никто из тех, кто…” или “один из тех, кто…” Например (из сборника ФИПИ): “Никто из тех, кто слушал удивительную музыку Чайковского, не мог остаться равнодушным”. Если вы скажете, что по приведенной выше схеме, следует написать “…не могли остаться равнодушными”, – то вы будете не правы. В данном случае глагол соотнесен не со словом “тех”, а со словом “никто”, и поэтому он правомерно использован в форме ед.ч.

Все, что вы из этого должны запомнить – это какой-нибудь простой шаблон. Допустим такой: “Тот, кто не хотЕЛ смотреть Дом-2, пошлИ кататься на лыжах”. Не нравится – придумайте сами.


,который…

Иногда встречаются ошибки в форме местоименного прилагательного “который”. Обычно это происходит, если оно согласуется не с тем словом, к которому относится по смыслу.

Пример: “В школе была создана рабочая группа по благоустройству, которОМУ было поручено разработать ландшафнтый дизайн школьного двора”. Правильно: “…которОЙ было поручено…” Слово “которОМУ” ошибочно поставлено в м.р., хотя оно имеет отношение не к “благоустройству”, а к “группе” и должно иметь форму ж.р. “которОЙ”.


Ошибки с формой причастия

Пример из сборника ФИПИ с причастием (сокращённо): “Каждой весной киви откладывает яйцо в имеющий вид плоской платформы гнездо”. Это замечательный пример. “ИмеющИЙ вид” звучит гладко и можно через это словосочетание легко проскочить. Но попробуйте найти главное слово. Птичка откладывает яйцо не в “вид”, а в “гнездо” (ср.р.). Какое оно? “имеющЕЕ вид”. Схема такова: ищем сомнительное слово, затем определяем, от какого слова оно зависит по смыслу и сверяем форму.


Главное слово не обязательно рядом

Вы, наверное, в курсе, что в ходе ЕГЭ на бланке с текстом задания вы можете рисовать что угодно. Я советую обводить кружочком неправильное слово и проводить к нему стрелку от главного слова в словосочетании.

Зачем нужны кружочки и стрелочки? Проблема в том, что зависимое слово (например, причастие) может быть расположено на некотором расстоянии от главного. В этом случае может показаться, что зависимое слово относится к соседнему слову, которое стоит в той же форме. Вот более сложный тест на эту тему. Из трех предложений выберите одно, в котором содержится ошибка:

1) Большинство туристов из России, прилетевшей вечерним рейсом, уже пол часа сидело в автобусе.

2) Большинство туристов из России, прилетевшие вечерним рейсом, уже пол часа сидели в автобусе.

3) Большинство туристов из России, прилетевших вечерним рейсом, уже пол часа сидело в автобусе.

Здесь, как видите, сразу двойная согласовательная “засада”: в какую форму поставить слово “прилетевшие” и как правильно – “сидело” или “сидели”.

Первое предложение содержит ошибку, т.к., судя по форме “прилетевшей”, получается, что прилетела Россия, а это абсурд. Во втором предложении мы имеем дело с согласованием по смыслу. “Большинство туристов” здесь работает как единая смысловая единица, имеющая значение множественного числа (=”туристы”). Поэтому правомерно согласование “прилетевшие” и “сидели”. А в третьем предложении “прилетевших” согласуется с “туристов”, а слово “сидело” – с “большинство”. Соответственно, в данном случае имеется в виду, что ВСЕ туристы из России прилетели вечерним рейсом, но не все они (а только большинство) уже сидят в автобусе. Тонко, не правда ли? К счастью, в ЕГЭ все обычно гораздо проще. Как говорится,тяжело в учении…

Ответ: ошибка содержится в предложении (1).


Что делать?


Ошибки, связанные с предлогами:

  • “характерный ему пример” (надо с предлогом: “характерный для него…”);
  • “не касаясь до всех нюансов” (надо без предлога: “не касаясь нюансов”);
  • “партнер в гольфе” (неверный предлог, надо: “партнер по гольфу”);
  • “вопреки прогноза” (выбран неверный падеж, надо “вопреки прогнозу”).


Запомнить:

  • Благодаря, согласно, вопреки, наперекор – сочетаются с Д.П. (“согласно предписанию”, не “согласно с предписанием”).
  • Не путать предлог благодаря (“Он закончил школу только благодаря сестре”) и деепричастие (“Благодаря жену, он не забыл и продюсере фильма”).
  • Предлог по в значении “после” требует П.П.: по возвращении (не “по возвращению”), по прибытии. По прошествии (с сущ. в Р.П.: “по прошествии недели”).

2. Однородные члены


Пропущен предлог:

“Папарацци прятались повсюду: в партере, бельэтаже, балконе и даже королевской ложе”. Надо: “…НА балконе и даже В королевской ложе”.


Использование в качестве однородных членов синтаксически неоднородных компонентов:

“Успеха добьются лишь те, кто посещает семинары и прочитавшие всю рекомендованную литературу”. Возможный вариант: “…кто посещает семинары и прочтет…”

Очень часто на ЕГЭ встречается такая ошибочная конструкция: “…(причастие)… и который…”. Например: “Футболист, игравший в нападении и который забил два гола…”


Смешение индивидуальных и родовых понятий (хотя, строго говоря, это не синтаксическая, а чисто смысловая ошибка):

“В сумке лежали хлеб, помидоры, колбаса и продукты”. Слово “продукты” в этом ряду не уместно, поскольку является родовым понятием.


Рассогласование одного из однородных сказуемых:

“Он уповал и верил в благополучный исход”. Проблема в том, что слово “уповать” требует продолжения. Нельзя просто уповать, можно уповать на что-то. Поэтому такое предложение содержит ошибку.

Теоретически можно сказать “Он надеялся и верил в благополучный исход” (просто надеялся), но на ЕГЭ такой вариант тоже будет считаться ошибочным! Хотя можно просто надеяться (не называя, на что именно), но составители тестов полагают, что подобные конструкции с однородными членами должны быть равноценными в степени своей распространенности.

Поэтому в контексте ЕГЭ правильный вариант может звучать так: “Он уповал (или надеялся) НА благополучный исход и верил В него”. С точки зрения стилистики это звучит сомнительно, но вы должны оценивать не стилистику а форму.


Ошибки в двойных союзах:

“Федя НЕ ТОЛЬКО забыл все правила, А ТАКЖЕ перепутал время экзамена”. Надо: “не только… но и…”.


Пропущенные предлоги:

“Они успели побывать всюду – в Центральном парке, Эмпайер стэйт билдинге, музее мадам Тюссо, Таймз сквэр”. Надо “…на Таймз сквэр” (это не сквер, а площадь). Или “Он никогда не был в Польше, Гондурасе и Украине”. Надо “…и на Украине” (правда, сами украинцы обычно говорят “в Украине”, но это противоречит нормам русского языка).


К слову сказать…

Согласование и управление – это две разновидности подчинительной связи (есть еще примыкание). Знать это в данном случае не обязательно. И все же…

При согласовании зависимое слово уподобляется главному (обычно это существительное или другое слово в предметном значении). Уподобляется оно своими морфологическими признаками (род, число, падеж и т.д.): “интересная книга”, “интересной книги” (главное слово “книга”, а прилагательное ему уподобляется).

При управлении от главного слова зависит существительное или местоимение. “Зависит”, означает, что оно ставится в форме определенного падежа с предлогом или без него: “читать книгу”, “читали книгу” (главное слово “читать” может менять форму, но неизменно требует от существительного форму В.П.).

Как известно, думать вообще вредно. А на экзамене – и подавно. Почитав о разновидностях ошибок, постарайтесь выкинуть всю эту типологию из головы и просто внимательно читайте предложения. Скорее всего, что-то резанет вам внутренний слух.

Задание А5 сводится к тому, что в одном из четырех предложений есть слово, которое стоит в неправильной форме. Обычно нужно всего лишь найти другое слово, которое определяет его форму. Иногда такие слова могут стоять рядом, иногда далеко.

Если повезет, ошибка будет в какой-то из хорошо знакомых формул. Например “вопреки прогнозА” вместо “вопреки прогнозУ”, или “Тот, кто хотел…, ушел”, – вместо: “Тот, кто хотел…, ушли…” Если нет, ищите источник неверного согласования на уровне словосочетания или цепочки однородных членов.

Приведу пример вашего рассуждения на экзамене. Допустим, вы натолкнулись на предложение: “Насыщенная удивительными фактами “Большая книга леса” Юрия Дмитриева – произведение энциклопедического характера, в то же время проникнутая необычайной поэзией”.

Здесь что-то не так, но что именно? Мы видим два основных компонента: книга, и произведение. Все, что говорится про энциклопедичность и поэзию, говорится не про книгу, а про произведение. Чтобы понять это, попробуйте выкинуть “произведение энциклопедического характера”. Тогда будет непонятно почему “в то же время”. Так что надо было написать “…в то же время проникнутОЕ”. В очередной раз мы использовали тот же алгоритм: найдя по смыслу главное слово в словосочетании, определили правильную форму зависимого слова .

Как вы знаете, ходить на апелляцию по заданиям группы А и B бессмысленно, такие претензии не рассматриваются. Поэтому лучше заранее знать о возможных подводных камнях. Вот пример такой ловушки. Он взят из официального тренировочного сборника ФИПИ под редакцией И.П.Цыбулько, содержащего типовые задания:

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы):

1) Согласно правилам вводные слова выделяются на письме запятыми.
2) Жители этой местности уделяли особое внимание развитию садоводства.
3) Ввиду сложности маршрута решено было не включать в туристическую группу маленьких детей.
4) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран.

Любой двоечник сразу скажет, что ошибка в четвертом предложении (и будет прав): “понимает” и “озабочена” требуют разных падежей при согласовании с существительным. Однако отличник возразит, что это не нарушение синтаксической нормы, поскольку предложение вырвано из контекста. Возможно, ранее говорилось о том, что именно понимает общественность. В итоге он выберет предложение №1, поскольку решит (ошибочно), что в нем обязательно должна быть запятая после слов “согласно правилам”. Либо он выберет №3, где ему тоже захочется добавить запятую. Но беда в том, что запятые в обоих этих предложениях можно и не ставить (не будем вдаваться в причины). Поэтому напоследок дам два совета: 1) Не вымудряйтесь. 2) Помните, что ЗАДАНИЕ А5 НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ К ЗНАКАМ ПРЕПИНАНИЯ .

Впишите пропущенное слово ( в форме множественного числа).
В научной речи для обозначения постоянного, безотносительного признака, свойства или качества используются … прилагательные, так как здесь определения, описания даются в категорической форме
ОТВЕТ: краткие

Выберите правильный вариант числительного в предложении
У кабинета врача ждут … больных
ОТВЕТ: трое
Запишите словосочетание, взятое в скобки, в нужной форме
Вес некоторых грибов достигает (полтора килограмма)
ОТВЕТ: полутора килограммов
Прилагательные, называющие признак предмета, который может быть выражен в большей или меньшей степени, - это …
ОТВЕТ: качественные прилагательные


  • Ребёнок полощет горло

  • Мальчик машет рукой

  • Ветер колышет траву

  • Волк рыщет по лесу

  • с существительными, называющими лиц мужского пола

  • с субстантивированными (перешедшими из прилагательных и причастий) существительными

  • с существительными, называющими детёнышей животных


  • две девушки

  • трое юношей


  • не ложите сюда тетради!

  • сколько время?

  • в обоих сумках

  • в двух тысяча первом году

  • все одели маски

  • обоими руками

  • трое подруг

  • опытные слесаря

  • уже заключили договора

Запишите правильную форму настоящего времени для глагола в скобках
Нам видно, как вслед поезду кто-то (махать) платком
ОТВЕТ: машет

Запишите правильную форму настоящего времени для глагола в скобках
Сестра (брызгать) холодной водой на брата, и тот визжит от неожиданности
ОТВЕТ: брызгает

Числительное, которое обозначает некоторое количество человек, находящихся в одном месте и выделяющихся на фоне остальных некоторыми признаками или общими действиями, называется…
ОТВЕТ: собирательными

Полная форма
Определите, краткую или полную форму прилагательного нужно использовать в каждом случае:
Правильные ответы:

Краткая форма
Ребенок очень жив(-ой)

Краткая форма
Страна богата(-я) нефтью.

Краткая форма
Улицы старого города узки(-е) для проезда машин.

Полная форма
Материя первична(-я), а сознание вторично (-е).

Полная форма
Эта квартира слишком тесна(-я)

Краткая форма
Улицы старого города узки(-е) и кривы(-е)

Краткая форма
Этот мальчик глух(- ой) к просьбам матери.

Краткая форма
Эта квартира тесна(-я) для шестерых жильцов

Краткая форма
Отец горд(-ый) успехами сына.

Впишите пропущенное слово (в форме множественного числа)
В функции сказуемого временный или относительный признак выражают … прилагательные

ОТВЕТ: краткие

Укажите род имени существительного

ср
Правильные ответы:

ср
Нет названия вопроса:
Правильные ответы:
ФСБ


  • повар

  • доктор

  • директор

  • алиби, жюри, декольте

  • авокадо, интервью, кашне

  • Были в гостях у Ирины Коваленки.

  • Мы прочитали новое эссе о немецком писателе Эрнесте Гофман.

  • Меня посадили за одну парту с Денисом Коренюк.

  • (Каков/какова/каково) … сейчас МРОТ

  • ЗАГС открыл… свои двери

  • (Мой/моя/мое) … ИНН

  • МВФ отказал… в выдаче

  • МХАТ гастролировал…

  • НИИ подписал… договор

  • Вынужденн… нэп

  • монголы

  • таджики

  • рельсы

  • апельсины

  • якуты

  • мандарины

  • килограммы

  • помидоры

  • носки

  • граммы

  • Будник

  • Рокач

  • Приймак

  • Мазний

  • Зарва

  • Карапыш

  • Медияйнен

  • Белогубец

  • Зурнаджян

  • В прошлом году СНГ прекратил поставки топлива на Украину.

  • По решению министра ГАИ было переименовано в ГИБДД

  • В бывшем ГДР возобновляются культурные традиции прошлого.

  • Корпуса лошадей темнели вдали.

  • Тормозы на машине оказались испорченными.

  • Нам подарили несколько оригинальных брелков

  • В итальянской кухне много разных сортов макаронов

  • В универмаге был богатый ассортимент изящных туфлей, узорных чулков, безразмерных носок.

  • Из открытых детских ясель слышались веселые детские голоса.

  • Десятки тонн болгарских помидоров, украинских яблок, крымских мандарин ежедневно доставляют в торговые центры города.

  • несложн… эсперанто

  • черноморск… Сочи

  • солнечн… Сухуми

  • забавн… гризли

  • выдержанн… бри

  • В качестве вспомогательного языка эсперанто было создано около ста лет назад.

  • Я купила красивую тюль.

  • Два колибри привлекли внимание орнитолога.

  • Оказалось, что у правого туфля сломан каблук.

  • У меня такой мозоль, что я не могу наступать.

  • Я не ожидал, что мое визави знает меня.

  • Вера знала что её племянник – большая сладкоежка.

В единственном
В каком числе должно стоять сказуемое
Правильные ответы:

В единственном
При слове тысяча

Во множественном
При подлежащем, выраженном местоимением КТО,НИКТО

В единственном
При двух-трех однородных подлежащих

В единственном
При собирательных существительных детвора, учительство, крестьянство,малышня,юношество, молодёжь, народ

В единственном
При подлежащем, которое обозначает меру веса, пространства, времени


  • тосковать по вас, скучать по вам

  • заведующий лаборатории, заведовать лабораторией

  • говорить за возможность, благодаря возможности

  • стремление к деятельности, потребность к деятельности

Правильные ответы:
Глядя на эти места, меня посетили воспоминания о детских годах,проведенных в деревне.,Попав в город, студенческая жизнь сразу же захватила меня., Проснувшись утром , у меня возникло желание немедленно искупаться в море., Прочитав письмо подруги, мне показались страннами ее упреки и жалобы., Ребенка начинают обучать письму, уже находясь в детском саду.


  • Ребенка начинают обучать письму, уже находясь в детском саду.

  • Глядя на эти места, меня посетили воспоминания о детских годах, проведенных в деревне.

  • Проснувшись утром, у меня возникло желание немедленно искупаться в море.

  • Прочитав письмо подруги, мне показались странными ее упреки жалобы.

  • Попав в город, студенческая жизнь сразу же захватила меня.

  • Студентов пригласили на торжественную вечер-встречу с ветеранами.

  • В январе 2000 года к планете Венере запущен очередной спутник.

  • В городе Владивосток у нее остались родные.

  • Внешне очень милый, мальчик этот был жуткая зануда.

  • Две недавно отремонтированных комнаты сдаются внаем.

Побив все рекорды продаж,книга, написанная молодым малоизвестным автором, обошла весь мир.
ОТВЕТ: нет

Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
В поэме описывается о похождениях Чичикова.
ОТВЕТ: описываются похождения.

Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/сочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет
В 2018 году на предприятие были приняты двадцать один специалист.
ОТВЕТ: был принят

Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет

Вопреки усилий репетиторов, мальчик учился плохо.
ОТВЕТ: усилиям

В чем причина синтаксической ошибки в предложении:
В магазин поступила одежда для детей российского производства
ОТВЕТ: Неправильный порядок слов


  • в обоих сумках

  • с обоих сторон

  • противоречит с этими фактами

  • воодушевил к подвигу

  • вопреки распоряжения

  • двое студенток

  • не ложите сюда тетради

  • у него было день рождения

  • помахай маме

  • уделите внимание на здоровье

  • Сидя у костра и ждя приготовления картошки, люди делились своими воспоминаниями, проблемами

  • Подъезжая к дому, я быстро вытащил ключи и открыл входную дверь.

  • Получив признание широких масс, книгу решено было переиздать.

  • Перенеся тяжелую операцию, солдат был спасен.

  • Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее.

  • У человека все радости и горести прошли, не выезжая из этих мест.

  • Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед.

  • Поняв свою беспомощность, ему стало страшно.

Девочка очень любила и гордилась своей матерью.
ОТВЕТ: любила свою мать и гордилась ею

Прочитайте предложение, в котором нарушена последовательность слов/словосочетаний. Запишите цифры (без пробелов, без запятых) в той последовательности, которой должны стоять члены предложения
(1)Столяр (2)сделал (3)эту_этажерку (4)из_дуба (5)с_четырьмя_ножками.
ОТВЕТ: 12354


  • заведующий лаборатории, заведовать лабораторией

  • стремление к деятельности, потребность к деятельности

  • тосковать по вас, скучать по вам

  • говорить за возможность, благодаря возможности

Приведённые примеры говорят за возможность широкого использования этого изобретания
ОТВЕТ: о возможности


  • оперировать с точными данными

  • сдать вовремя благодаря четкой работы

  • разъяснения о допущенных ошибках

  • подчеркнуть о необходимости строительства

  • занять место согласно боевого расписания

  • поступить наперекор установленных принципов

  • Сотня ребят разбежались во все стороны

  • В ходе проверки работы фирмы выявлены множество различных недостатков

  • В прошлом году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек.

Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления.
ОТВЕТ: полученному заявлению

Определите характер оишбок, допущенных в предложении. Ответ запишите через запятую и пробел (например: 1а, 2б, 3в)
ОТВЕТ: 1д, 2г, 3е, 4в, 5д, 6б

1) Все посылки…..
2) При подготовке…..
3) Она грезила …..
4) Путешествуя …..
5) Студенты……….
6) В период выборов выявлены множество проц…….

Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет

Андрей Болконский способен к глубокому чувству.
ОТВЕТ: на глубокое чувство

Прочитайте предложение, в котором нарушена последовательность слов/словосочетаний. Запишите цифры (без пробелов, без запятых) в той последовательности, которой должны стоять члены предложения

(1)Общественность (2)города (3)широко (4)готовится (5)отметить (6)юбилей (7)известного (8)писателя.
ОТВЕТ: 12435678

Прочитайте предложение, в котором нарушена последовательность слов/словосочетаний. Запишите цифры (без пробелов, без запятых) в той последовательности, которой должны стоять члены предложения

(1)Прочитанная (2)лекция (3)для_студентов (4)о_новых_достижениях (5)в_медицине (6)вызвала (7)большой_интерес.

ОТВЕТ: 1324567


  • Студенты приняли участие и стали призерами областного смотра фольклорных коллективов.

  • Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.

  • Поэт не сомневается и верит в победу над самодержавием.

  • Анис культивируют на больших площадях на Украние, Поволжье, на Северном Кавказе и Средней Азии.

  • В этом новом помещении можно будет устраивать большие концерты, спортивные соревнования, собрания, кинофильмы.

  • Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь путешествиям, мечты о покорении космоса.

  • Глава администрации имеет право распределять и управлять финансами.

  • Вся исследовательская работа ведется в соответствии и на основе утвержденного плана.

Никто, даже самые быстрые бегуны, не мог выполнить эту норму.
ОТВЕТ: нет

Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет

Он говорил о порядках, господствующих здесь до революции.
ОТВЕТ: господствовавших

а
В каждом случае выберите вариант, соответствующий литературной норме
А)С момента появления персонального компьютераа
Б) С момента появления
А) Журнал Смена
Б) Журнал Смена
А) Большинство участников
Б) Большинство участников
А) Прошло две недели
Б) Прошло две недели
А) Миллион демонстрантов
Б) Миллион демонстрантов
А) Было даже
Б) Было даже
А) Последние двое
Б) Последние двое
А) Большинство электората
Б) Большинство электората
А) Озеро Селигер
Б) Озеро Селигер

б
а)Большинство произведений А.И. Куприна заканчивается трагично.
б)Большинство произведений А.И. Куприна заканчивается трагично.
а)Целый ряд обстоятельств
б) Целый ряд обстоятельств
а)На покраску дома
б)На покраску дома
а)Несмотря на эпидемию в городе
б) Несмотря на эпидемию в городе
а) Несколько человек оглянулось
б) Несколько человек оглянулись.

Найдите причину синтаксической ошибки в предложении
Мы рады, что из-за вашего изобретения увеличилась производительность труда.
ОТВЕТ: Неправильное употребление производных предлогов

Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет

Первые два места занимают команды юридического и экономического факультетов, набравшие равное количество очков
ОТВЕТ: нет

Если в следующем предложении есть синтаксическая ошибка, запишите в нужной форме слово/словосочетание (при необходимости добавьте или замените предлог), стоящее в неправильной форме. Если ошибки в предложении нет, напишите слово нет

Далее представлен второй вариант теста ЕГЭ по русскому языку 2015 с ответами на вопросы.

Шпаргалки к тестам ЕГЭ – 2015 помогут вам выполнить этот тест!

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1. В каких из приведённых ниже предложений передана главная информация?

  1. М.В. Ломоносов первым выступил с лекциями на русском языке, и нехватка языковых средств позволила учёному выработать терминологическую систему.
  2. Ломоносов впервые выступил с лекциями на русском, а не на латинском языке.
  3. М.В. Ломоносов упорядочил языковые нововведения и выработал терминологическую систему для различных отраслей научного знания.
  4. В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошло много нововведений.

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
Выпишите это слово.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употребляется в пятом предложении (5) в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

  1. Такой орган животного как кушанье.
    Говяжий я. Заливной я
  2. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения.
    Попробовать на я. (т. е. на вкус). Змеиный я. (такой раздвоенный на конце орган в пасти змеи)
  3. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
  4. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств.
    История языка. Мертвые языки (известные только по письменным памятникам)
  5. Речь, способность говорить
    Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
  6. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию
    Я. животных. Я. пчел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Инфомационные языки (в системе обработки информации).

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту,
    особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.
  • Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют
    провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.
  • Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.
  • Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами
    и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.

6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • в две тысячи девятом году
  • их часы
  • посадили двадцать яблоней
  • воздержаться от комментариев

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • заст..лить
  • ш..девр
  • трад..ционный
  • энц..клопедист
  • р..цензия

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  • Гидропод..ёмник, в..ёт
  • по..бросить, и..подтишка
  • пр..чудливый, пр..града,
  • бе..печность, и..чезнуть

10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
Выпишите слово.

  • претерп..вать
  • оранж..вый
  • удоста..вавший
  • остр..нький

11. В каких словах на месте пропуска пишется буква Ю?
Выпишите эти слова.

  • стро..тся роты
  • кле..щий карандаш
  • друзья вышл..т
  • враги ка. .тся

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

  • Матросы относились к пассажирам с (не)обыкновенным радушием.
  • Наши кони (не)были измучены.
  • Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не)понимающий в чистокровных лошадях.
  • Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
  • Пройдя (В)ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО)ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.
  • (С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в
    зеркале, она (ТОТ)ЧАС же вспыхнула вдали.
  • (НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского
    являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья начавшие набухать почки.
  2. Наличие в речи не только слов-паразитов но и речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса.
  3. Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки и зёрна.
  4. Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должна стоять запятая.

В XIX веке в России между чинами титулярного советника и коллежского асессора (1) разверзалась бездна (2) мостом (3) через которую (4) служил университетский или лицейский диплом.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

И справа, и слева, и (1) кажется (2) над самым домом сверкали молнии. В этот солнечный день всё вокруг (3) казалось (4) радостным.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

Прочитайте текст и выполните задания 20–25.

20. В каком предложении сформулирован вывод, к которому приходит автор текста?
Укажите номер ответа.

21. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
Укажите номер ответа.

  1. В предложениях 1-3 содержится описание.
  2. В предложении 7 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 6.
  3. В предложениях 10-16 представлено рассуждение.
  4. В предложениях 43-44 представлено повествование.

22. В каком из предложений текста использован фразеологизм?
Выпишите его.

23. Среди предложений 7-15 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.
Напишите номер этого предложения.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Спи­сок тер­ми­нов:

  1. литота
  2. эпитет
  3. лексический повтор
  4. фразеологизм
  5. антонимы
  6. однородные члены предложения
  7. диалектизмы
  8. риторический вопрос
  9. вопросно-ответная форма изложения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Языковая норма — это совокупность стабильных и унифицированных языковых средств и правил их употребления в речи. Литературный язык нормированный, он подчиняется общим языковым законам (правилам). Соблюдение норм литературного языка является показателем образованности и культуры человека.

Языковые нормы делятся на свойственные исключительно письменной или устной речи и на общие, обязательные для письменной и устной речи. Так, обязательными исключительно для письменной речи являются орфографические и пунктуационные нормы, для устной речи — орфоэпические нормы. Обязательным для обеих форм речи является соблюдение лексических, фразеологических, грамматических (словообразовательных, формообразовательных, синтаксических) и стилистических норм.

Некоторые отступления от литературной нормы допустимы для того или иного функционального стиля, они называются вариантами норм, одинаково допустимыми в современной речи: ржавéть — ржáветь; творóг — твóрог; искрúстый — úскристый. Другие варианты допустимы при определенных условиях, например в устной профессиональной речи или в разговорном стиле: кóмпас — компáс; в óтпуске — в отпускý; в цéхе — в цехý; одновремéнно — одноврéменно; дверьмú — дверями; лóцманы — лоцманá; крéйсеры — крейсерá; мúчманы — мичманá.

1) выпускник средней школы; 2) тот, кто поступает в высшее или среднее специальное учебное заведение

955. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Вспомните правила, которыми вы воспользовались для соблюдения орфографических норм.

К..снуться, подск..чить, укл..ниться, г..рение, бл..снуть, опас..ный, пред..явить, (не)навис..ный, гал..ерея, ал..ея, ключ..м, по..купить, бе..вкусный, (н..)медленно, (н..)здоровит..ся, пр..восходный, пр..думать, зеркальц..м, дыш..т..ся, (на)лев. нож. мыш.

956. Спишите предложения, вставьте, где это необходимо, пропущенные знаки препинания. Объясните, какими пунктуационными нормами вы руководствовались.

1. Вокруг все дышало миром спокойствием какой-то необъяснимой радостью. 2. Около сруба валялись щепки пахло свежо остро. 3. Мексика известна всему миру как страна древней культуры. 4. За окном кружились листья подхваченные усилившимся ветром. 5. Семью пять тридцать пять. 6. Время позднее сказал отец пора спать. 7. Ты конечно ничем не можешь помочь в такой ситуации.

957. Поставьте ударения в словах. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Принята, включим, бок о бок, на реку, каталог, договор, верны, звонит, заржаветь, феномен, планер, тефтели, красивее, агент, арест, алкоголь, злоба, отчасти, паралич, усугубить, принудить, фарфор, цыган.

958. Найдите допущенные ошибки, исправьте их. Запишите исправленный вариант, укажите, какие нормы были нарушены.

Двое носок, пять килограмм апельсин, отзыв на книгу, аннотация о статье, самое ближайшее, одеть платье, семеро девочек, скучать по вас, узнать по приезду, по окончанию школы, в течении месяца, около двести рублей.

959. Прочитайте предложения. Укажите ошибки, назовите вид ошибки, исправьте. Объясните причину ошибки. Какие нормы литературного языка нарушили авторы предложений?

1. Многое необходимо сделать, дабы повысить удельный вес общественности в спортивной жизни. 2. Сей случай вызвал немало разговоров в школе. 3. В целом скульптор хорошо выразил большую силу, которую излучали плечи, чем и подбородок. 4. Эта теория еще далека от удовлетворительности,

960. Найдите ошибки, исправьте их. Какие нормы литературного языка нарушили авторы?

1. В газете появилась рецензия об этой книге. 2. Этот человек был на редкость невежественен. 3. ЦСКА была крупной организацией. 4. Большинство учеников сделало работу в срок. 5. Врач Петрова опять опоздал к пациенту.

961. Прочитайте предложения. Какие ошибки допустили авторы? Исправьте ошибки. Определите стиль речи, в котором выдержано каждое предложение.

1. У всех было настроение праздничности. 2. Богатейшее хореографическое наследие служит безграничным подспорьем для совершенствования танца. 3. Разнообразные методы закаливания организма холодной водой должны найти должное место в нашей кипучей жизни. 4. На траве, на листьях деревьев, на крышах домов блестели и сверкали атмосферные осадки.

Вопросы для самопроверки

1. Какие нормы литературного языка вы знаете? Приведите примеры.

2. Что нужно знать, чтобы соблюдать языковые нормы?

3. Почему важно соблюдать литературные нормы? Докажите.

4. Чем отличаются ошибка и вариант нормы? Приведите примеры.

5. Чем отличается лексическая норма от стилистической?

Задания для самостоятельной работы

962. Прочитайте слова, расставьте ударения, выпишите слова в три группы: 1) с ударением на первом слоге, 2) с ударением на втором слоге, 3) с ударением на третьем слоге. В трудных случаях справляйтесь в орфоэпическом словаре.

Черпать, сантиметр, сирота, сироты, ремень, револьвер, шофер, щавель, свекла, некролог, обеспечение, партер, простыня, процент, статуя, облегчить, диспансер, издавна, коклюш, километр, квартал, аргумент, баловать, верба, завидно, премировать, брала.

963. Прочитайте предложения. Найдите стилистические ошибки, исправьте их. Укажите, в каких стилях речи были бы уместны исправленные предложения.

1. Во время нашего отпуска погода выдалась дождливая, влажная и холодная. 2. Благотворно используя каждый час времени, механизаторы быстро завершили косовицу. 3. На этот раз их ждала встреча с Ивановым — не только драматургом, но и писателем. 4. В фильме показана идея, тема которой — воспитание учительских кадров. 5. Полезно иногда собираться вокруг книги всей семьей. 6. Спортсмены без потерь завершили первый этап чемпионата. 7. Вместе с тем ряд памятных мест и обелисков нуждается в обновлении и благоустройстве. 8. Мед этих лесных насекомых, как утверждают знатоки, особенно душист.

964. Найдите и исправьте ошибки в приведенных предложениях. Что вы посоветуете авторам?

1. Этой футбольной команде достался соперник нелегкий, жаждавший реабилитировать себя за свое поражение, игравший в своем манеже, перед своими болельщиками. 2. По подсчетам, на отдельно стоящей березе с двумя десятками тысяч листьев обитает более полумиллиона животных, а на одном крупном дубе их будет уже миллионы. 3. После зимовки все новые и новые виды птиц сыплются в леса и на побережия. 4. Он даже не взглянул на обезображенные сапоги, боясь проявить к ним жалость.

965. Найдите ошибки в предложениях. Определите тип ошибки. Исправьте ошибки и запишите исправленный вариант. Отметьте орфограммы и пунктограммы. Какие литературные нормы были нарушены авторами предложений?

1. Крокодил почему-то всем представляется в воде. И это действительно так. Трудно отделить крокодила от воды. 2. Созвездие прославленных имен театра дополняла талантливая молодежь, которую любители театра открывали для себя заново. 3. Любой руководитель в процессе своей производственной и общественной деятельности выходит за рамки своего подразделения. 4. У центральной арки поставлена огромная трехметровая фигура робота, взметнувшаяся на высоту семи метров.

Читайте также: