В каком слове произносится гласный о отдохнуть все однажды красота

Обновлено: 18.09.2024

-развивать навыки синтаксического разбора предложений, умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы.

- воспитывать уважение к родной истории.

Оборудование: доска, мультимедийный проектор (вариант. Интерактивная доска), компьютер, презентация Power Point.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Орфографическая минутка.

3. Синтаксическая минута.

4. Воспитательная минутка.

5. Объяснение темы.

6. Запись и пояснение темы.

7. Внутреннее проговаривание опорного конспекта.

8. Выяснение непонятного, выборочное озвучивание блоков, вызвавших трудность у учащихся.

9. Чтение сведений из учебника, сравнение с опорным конспектом.

10. Объяснительный диктант.

11. . Итог урока. Внешнее проговаривание.

12. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Орфографическая минутка.

3. Синтаксическая минута. Разбор предложения.

Настоящий человек уважает память предков.

- Почему настоящий человек должен чтить память предков, уважать историю родной страны?

Я думаю, человек не может называться этим гордым именем, если не чтит память предков и не думает о потомках. Почему? (после небольшой паузы, позволяющей детям подумать над заданным вопросом) Попробую ответить вам небольшой притчей В. А Сухомлинского.

Человек пошел на кладбище к могиле Отца. Вырвал несколько появившихся из земли сорняков, полил траву. Потом выкопал яму и посадил куст розы.
На стебельке травы сидела Стрекоза. Она внимательно наблюдала за работой Человека и думала: что это он делает? Ведь здесь не огород и не цветник.
Прошло несколько дней. Человек опять пришел на кладбище. Сорвал несколько сорняков, полил розу. Улыбнулся, увидев на розовом кусте первый цветок.
— Человек, — не утерпела Стрекоза, — что это ты делаешь? Зачем ты насыпал этот холмик? Зачем сажаешь на нем цветы, поливаешь траву?
— Под этим холмиком мой Отец,— ответил Человек.— Это его могила.
— А что такое Отец? — опять спрашивает Стрекоза.— Что такое могила?
Человек объяснил, но Стрекоза не могла ничего понять. Она стала просить:
— Человек, скажи мне, что надо сделать, чтобы понять все, о чем ты рассказываешь?
— Для этого надо быть Человеком, — ответил Человек.

Итак, каждый человек должен, в том числе быть причастным истории своей страны. Почему?(пауза) Наверное, по очень простой причине. Потому что мы носим гордое имя Человек. Уважение к родной истории – вопрос сегодня очень важный, поэтому 2012 год Президентом России объявлен Годом Истории.

Мы слушали с вами сказку Сухомлинского, а в сказках возможно всё. Например, разговор Человека и Стрекозы, что в реальности трудно себе представить, потому что человек в отличие от животных обладает ещё одним умением.

- Что ещё отличает человека от окружающей природы? (Речь)

Нас с детства окружает мир звуков. Они везде и всегда: всё шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит, стонет – звучит. Но лишь звуки речи обладают неповторимым разнообразием и красотой разума. Итак, вы поняли, о чём мы будем сегодня говорить.

(Учащиеся обычно отвечают, что речь на уроке пойдёт о звуках)

Наша школа находится на оживлённой улице, какие звуки мы слышим сейчас?

(учащиеся перечисляют шумы улицы)

Но, конечно же, на уроках русского языка мы не будем изучать перечисленное, мы будем знакомиться со звуками речи, изучаемыми в разделе языкознания фонетике.

6. Объяснение темы.

Мы уже выяснили, что фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение и слоги.

(появляется блок опорного конспекта-слайда. Приложение )



Решение проблемной задачи № 1

Примечание. Все задания, выводы, сведения, элементы опорного конспекта с помощью эффектов анимации появляются последовательно и убираются со слайда после их решения.

- Произнесём звук П. Какие органы участвовали в образовании звука?

На экране появляется надпись.


(Определяем органы речи. Вывод появляется на слайде)


Точно также определяем органы речи, участвующие в образовании других звуков. На экране последовательно появляются задания и выводы.


При работе над гласными положим руку на гортань, чтобы ощутить колебание голосовых связок.



Делаем вывод о том, что относится к органам речи. На экране появляется последовательно вывод по проблемной задаче № 1.


Озвучивание блока № 1 Опорного конспекта.

Примечание: Как уже отмечалось, все элементы опорного конспекта появляются последовательно с помощью эффектов анимации. (Далее показана последовательность. Принцип работы с остальными блоками - подобный, поэтому далее иллюстрироваться подробно не будет)




Проблемная задача №2. Для наблюдения за движением воздуха через органы речи используем импровизированный прибор в виде небольшого листа бумаги, согнутого в виде буквы Г. Шляпка прибора надевается на карандаш, лист бумаги может свободно двигаться на карандаше.


При произнесении согласного звука листочек останется неподвижным, а при произнесении согласного будет колебаться.


На экран выводится вопросы: Как проходил воздух при произнесении звука А ?

Почему сместился прибор при произнесении звука П ?


Делаем вывод о делении звуков на гласные (воздух при произнесении проходит свободно) и согласных (воздух преодолевает препятствие)


Итог проблемной задачи № 2


.

Проблемная задача №3. Выясним, из чего состоят гласные и согласные звуки. Выполняем задания.

Запись на экране:


Вывод: колебались голосовые связки, гласные состоят из голоса. На экране:


Выясняем, входит ли голос в состав согласного звука. Проводим подобный опыт с согласным звуком.


Вывод: в состав согласных тоже может входить голос.

Выясняем, что ещё входит в состав согласного звука. Выполняем задание:



Определяем из чего состоят шипящие согласные. Выполняем задание:



Итог проблемной задачи. Вывод блока опорного конспекта.


Проблемная задача №4. Наблюдаем за делением слова на слоги. Проводим опыт со свечой.


Делаем вывод, затем он появляется на экране:


Выясняем, почему на третьем слоге пламя погасло (ударный слог)


Вывод из проблемной задачи, озвучивание нового блока опорного конспекта:


Проблемная задача №5. Выясняем отличие букв от звуков На экране:


Вывод6 буквы мы читаем и пишем, звуки – произносим и слышим.


Итог проблемной задачи № 5, вывод блока опорного конспекта.


Проблемная задача №6. Наблюдаем за согласными звуками, выясняем деление их на мягкие и твёрдые. На экране задание:




Делаем вывод о делении согласных на твёрдые и мягкие:



Итог проблемной задачи № 6, вывод блока опорного конспекта.

Проблемная задача №7. Наблюдаем за звонкими и глухими согласными. Задание, а затем вывод на экране:


Итог проблемной задачи № 7, вывод блока опорного конспекта.


7.Внутреннее проговаривание опорного конспекта. (Учащиеся воспроизводят опорный конспект про себя)

8. Выяснение непонятного, выборочное озвучивание блоков, вызвавших трудность у учащихся.

9. Чтение сведений из учебника, сравнение с опорным конспектом.

10. Объяснительный диктант.

Записать отрывок стихотворения Вадима Шефнера. Гласные звуки подчеркнуть.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке нашем есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.

11. Итог урока. Внешнее проговаривание. (Учащиеся по очереди вслух воспроизводят опорный конспект)

12. Домашнее задание. Выучить сведения по фонетике, используя учебник, опорный конспект и расшифровку к нему.

в) возможно вариативноепроизношение: дезодорант, рейтинг, менеджер, бизнесмен.

кОлледж, каучУк, кАшлянуть, мастерскИ, мизЕрный, граждАнство,

закУпорить, свЁкла, пУрпур, нАвзничь, слИвовый, еретИк, договОр, Иконопись, Искра и искрА, комбАйнер и комбайнЁр, мусоропровОд.

№8:

Августовский, дефИс, зАговор, фенОмен, ходАтайство, мышлЕние, газопровОд, кладовАя, облегчИть, включИт, звонИт, усугубИть, квартАл,красИвее, танцОвщица, балОванный, бАловень, баловнИк, кАмбала, флюорогрАфия.

№11:

а) произносятся с Е: афера, гренадер, преемник, опека, многоженец, крестный ход

б) произносятся с Ё: новорождённый. остриё, свёкла, дарёный, осведомлённый, издёвка, жёлоб. многожёнство, платёжеспособный, шёрстка, щёлка, крёстный отец

Тренировочные задания по фонетике

Задание 1.

Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, чтобы получилось новое слово: дар, стол, клад, лапа, шар, верста, ужи, кол, луг, лень, мех, метр, мыл, оса, очки, пачка, пуд, пар, рак, урок, ура, ухо, уха.

Ответ: Удар, столБ, Уклад, лаМпа, шарМ, верстаК, ужиН, Укол, Плуг, Олень, Смех, метрО, мылО, Коса, Бочки, пРачка, пРуд, парК, Мрак, Турок, ураН, Сухо, Муха.

Задание 2.

Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:
брак, бусы, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, рыбак, якорь.
Ответ:
Брак, Бусы, веТер, волК, Вдруг, Гроза, коБра, кРаска, Скот, коРм, Кочки, Кров, Краны, Клён, Экран, Мрак, Муха, рыбаК, Якорь.

Задание 3.

Какое слово состоит из трех звуков: а)её; б) ещё; в) себя; г) быть?

Ответ: а) быть – [быт']; (её – [j'эj'о], ещё – [j'ищ'о], себя – [с'иб'а]).

Задание 4.

Какие слова состоят из шести звуков: а) подъезд; б) бурьян; в) уязвить;

Г) съешьте?

Ответ: а) бурьян–[бур'j'ан] и г) съешьте -[сj'эшт'и]; (подъезд – [падj'эст], уязвить – [уj'азв'ит']).

Задание 5.

Какое слово состоит из девяти звуков: а) сверхчутьё; б) сафьяновый;

В) взъерошить; г) льющийся?

Ответ: в) взъерошить – [взj'эрошыт']; (сверхчутьё–[св'эрхч'ут'j'о],

сафьяновый – [саф'j'анъвыj'], льющийся – [л'j'ущ'иj'с'а]).

Задание 6.

Какое слово состоит из двенадцати звуков: а) фельетонист; б) сильнейшая; в) безъядерный; г) несъедобная?

Ответ: г) несъедобная –[н'эсj'эдобнаj'а]; (фельетонист – [ф'эл'j'этан'ист], сильнейшая – [с'ил'н'эj'шаj'а], безъядерный – [б'эз'j'ад'эрныj']).

Задание 7.

Даны слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?
Ответ: в слове СЫР произносится гласный звук [Ы], этот же звук под ударением произносится в словах Ж[ы]р, Ц[ы]рк, Ш[ы]п, ДРОЖ[ы]т, таккак согласные Ж, Ш, Ц всегда твердые.

Задание 8.

Объясните, почему после Ж, Ш всегда, а после Ц почти всегда пишется буква И, хотя произносится звук [Ы]?

Ответ: в современном языке после Ж, Ш всегда пишется И. Такое написание называется традиционным. В древнерусском языке Ж и Ш были мягкими. Буква И пишется в большинстве слов после Ц, так как этот звук в

древнерусском языке был мягким.

Задание 9.

В каком слове есть звук [д']: а)подпись; б) ходьба; в) гвоздь; г) грядка?

Ответ: б) хо[д']ба; (по[т]пись, гво[c'т'], гря[т]ка – во всех этих словах происходит оглушение согласного).

Задание 10.

В каком слове есть звук [с]: а)электровоз; б) секретарь; в)айсберг;

Г) изморозь?

Ответ: а) электрово[c]; ([c']екретарь; ай[з]Берг - происходит озвончение, изморо[с'] – происходит оглушение).

Задание 11.

В каком слове все согласные звуки являются мягкими: а)съешьте; б) по-щучьему; в) часики; г) режьте?

Ответ: в) [ч'ас'ик'и].

Задание 12.

В каком слове все согласные звуки являются твердыми: а)родной; б) шесть; в) широко; г) ясно?

Ответ: в) [шырако].

Задание 13.

Укажите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми: лыжи,

Объем, цирк, мечта, тушь, чаша, сжаться, мотоцикл, плащ.

Ответ: лыжи, цирк, тушь, сжаться, мотоцикл.

Задание 14.

Указать, в каких словах все согласные звонкие: рука, сделали, дерево, защита, посадка, звери.

Ответ: [з]делали (происходит озвончение), дерево, звери.

Задание 15.

Указать, в каких словах все согласные глухие: птица, салат, тапки, всё, вкусно, предки.

Ответ: птица, тапки, [ф]сё (происходит оглушение).

Ответ: в данной фразе собраны все глухие согласные.

Задание 17.Сколько общих звуков в словах серп и перс?

Ответ: [с'эрп] – [п'эрс], два общих звука – [э] и [р].

Задание 18.

Каким звуком различаются слова: лук – люк, шёл – шов, зуб – суп, ешь – ёж, красит – красить? Вспомните, что звук – это элемент устной речи (звуки мы произносим), а буква – письменной речи.

Ответ: лук – люк [л] - [л’]; шёл – шов [л] - [ф]; зуб – суп [з] - [с]; ешь – ёж [э] - [о]; красит – красить [т] - [т’].

Задание 19.

В какой паре слов ровно три общих звука: а)кровать – кров; б) олень – ноль; в) мороз – узор; г) сговор – суров; д) брёвна – новый?

Ответ: д) [бр'овнъ] – [новыj']; в этих словах три общих звука: [н], [в], [о].

( [крават'] - [кроф], [ал'эн'] – [нол'], [марос] – [узор], [зговър] – [суроф]).

Задание 20.

Найдите в каждой паре предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков.

Ты румян, как маков цвет,/ Я, как смерть, и тощ, и бледен. – Князь для белочки потом/ Выстроил хрустальный дом,/ Караул к нему приставил/И притом дьяка заставил/ Строгий счет орехам весть.

Лещ лежал в сырой траве между плетей ежевики. – Неуклюжие постройки клетки лепились к домам, сходясь вверху черепичными крышами так близко, что от неба оставалась лишь узкая щель, и на улице, даже днем, было темно.

И тут краб каким-то незаметным боковым, чисто крабьим движением вильнул вбок, где лежала большая плоская зелено-белая глыба. – Кабинет был огромный, чистый, светлый, с высокими окнами на детский парк.

Ответ: 1) тощ – [тощ'] – счет [щ'от]; 2) лещ – [л'эщ'] – щель [щ'эл']; 3) краб – [крап] – парк [парк]. Слова состоят из одних и тех же звуков, но различаются их последовательностью.

Задание 21.

Какие слова получатся, если прочесть в данных словах от конца к началу не буквы, а звуки: лён, мог, краб, сёл, юг, яр, лёд, торг, ожог, араб?

Ответ: лён – [л'он] – ноль; мог – [мок] – ком; краб – [крап] – парк; сёл – [с'ол] – лось; юг – [j'ук] – куй; яр – [j'ар] – рай; лёд – [л'от] – толь; торг – [торк] – крот; ожог – [ажок] – кожа; араб – [арап] – пара.

Задание 22.

Определить, в каком слове звуков больше, чем букв: якорь, земля, уголь, пояс?

Ответ: пояс – 4 буквы, 5 звуков (Я после гласной дает два звука); якорь – 5 букв, 5 звуков (Я в начале слова дает два звука, Ь звука не обозначает); земля – 5 букв, 5 звуков; уголь – 5 букв, 4 звука (Ь звука не обозначает).

Задание 22.

Определить, в каком слове количество букв и звуков совпадает: а) ёж;

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

1. В какой строке во всех словах ударение поставлено правильно?
а) НекролОг, квартАл, звонИт, облЕгчим;
б) начАвшись? зАгодя, обеспЕчение, щЁлкать;+
в) чЕрпать, плодонОсить, тамОжня, ободренА;
г) поднЯв, экспЕртная, Отроческий, полОжил.

2. В какой строке имеется ошибка в постановке ударения?
а) ЦемЕнт, окружИт, воспринялА, алфавИт;
б) нЕдруг, еретИк, брАлась, дОнельзя;+
в) вручИт, бАлованный, бухгАлтеры, нанЯвшись;
г) нЕнависть, газопрОвод, инстИнкт, зАсветло.

3. Выберите предложение, в котором содержатся глаголы только I спряжения.
а) Не расскаж..шь, не опиш..шь, что за жизнь, когда в бою за чужим огнём расслыш..шь артиллерию свою.
б) Где трудно дыш..тся, где горе слыш..тся, будь первым там.
в) Бежит тропинка, стел..тся, добро с добром поддел..тся, а кривде ходу нет.
г) Бритвою тупой обреж..шься скорее, а острою обреж..шься вернее.+
д) Играют волны, ветер свищ..т, и мачта гнётся и скрип..т.

4. Отметьте вариант, в котором буква Ё обозначает гласный звук и мягкость предшествующего согласного.
а) Подъём
б) Бельё
в) Слёзы+
г) Соловьёв
д) Поёт

5. Выберите слово, в котором ударение падает на второй слог:
а) Свекла
б) опошлят+
в) сливовый
г) отключенный.

6. Найдите слово, в котором ударение падает на первый слог:
а) Давнишний
б) банты+
в) жалюзи
г) лила.

7. Слово, в котором ударение падает на третий слог:
а) Перезвонит
б) перелила
в) диспансер+
г) опломбировать.

8. Выберите, в каком ряду слов происходит оглушение:
а) Сбить, сгоряча.
б) Сбор, сбегать.
в) Сжечь, сжать.
г) Узкий, скользкий.+
д) Сделать, отдых.

9. Выберите, в каком ряду слов происходит оглушение:
а) Листопад, фуражка.+
б) Сделать, отдых
в) Сбить, сбегать.
г) Сзади, сгоряча.
д) Сдвинуть, сдача.

10. Выберите, в каком ряду слов происходит оглушение:
а) Сзади, сгоряча.
б) Сбить, сбегать.
в) Сделать, отдых.
г) Книжка, пилотаж.+
д) Сдвинуть, сдача.

11. В каком случае произношение не совпадает с написанием?
а) Школа
б) Сани
в) Урок
г) Фонема+
д) Шкала

12. Выберите, в каком ряду слов происходит оглушение:
а) Берёзка, грибки.+
б) Сдвинуть, сдача.
в) Сзади, сгоряча.
г) Сбить, сбегать.
д) Сделать, отдых.

13. Выберите, в каком ряду слов происходит озвончение:
а) Обед, мороз.
б) Берёзка, грибки.
в) Сад, сладкий.
г) Узкий, дуб.
д) Сделать, отдых.+

14. Отметьте, сколько букв в русском языке:
а) 30.
б) 32.
в) 34.
г) 33.+
д) 31.

15. Выберите слово, в котором ударный гласный выделен неправильно:
а) ДОнизу
б) знАчимый
в) клалА+
г) лЕкторов.

16. Выберите слово, в котором ударный гласный выделен неправильно:
а) ВероисповЕдание
б) исклЮчит+
в) диспансЕр
г) кровоточАщий.

17. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) ДОбела
б) облЕгчить
в) нАдолго
г) мЕстностей.+

18. Отметьте слово с пропущенной буквой О:
а) Док..зать.
б) Сокр..щать.
в) Препод..вать.
г) Усл..ждать.
д) Оп..здать.+

19. Пропущена буква о:
а) Созн..вать.
б) Заб..влять.
в) Изобр..зить.
г) Уг..дать.
д) П..рхать.+

20. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) БухгАлтеров+
б) катАлог
в) исчерпАть*
г) клалА.

21. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) Полить ирИс
б) знамЕние
в) балОванный+
г) звОнит.

22. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) ХристианИн+
б) апОстроф
в) генЕзис
г) танцовщИк.

23. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) ПринУдить+
б) мелькОм
в) новорОжденный
г) факсимИле.

24. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) Эксперт
б) кухОнный
в) ходатАйство
г) закУпорить.+

25. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) ОблЕгчить
б) донИзу
в) икОнопись
г) кладовАя.+

26. Выберите, в каком ряду слов происходит оглушение:
а) Сзади, сгоряча.
б) Стружка, смазка.+
в) Сдвинуть, сдача.
г) Сделать, отдых.
д) Сбить, сбегать.

27. Выберите, в каком ряду слов происходит оглушение:
а) Сбить, сбегать.
б) Сзади, сгоряча.
в) Резкий, дуб.+
г) Cдвинуть, сдача.
д) Сделать, отдых.

28. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) НефтепрОвод
б) газопрОвод
в) магнитопрОвод+
г) путепрОвод.

29. Определите слово, в котором ударный гласный выделен правильно:
а) АпОстроф
б) чЕрпать+
в) пОняла
г) втридОрога.

30. Выберите слово, в котором ударный гласный выделен неправильно:
а) агент
б) дефис
в) включит+
г) баловать.

Цель проекта: обобщить и систематизировать материал для подготовки учащихся к ЕГЭ.

пятница, 6 ноября 2020 г.

Вопрос 1

Текст вопроса

историческое развитие языковой системы во времени, а также исследование языка в процессе данного развития

состояние языковой системы в определённый момент её развития, а также изучение языка в указанном состоянии

Отзыв

Правильный ответ: историческое развитие языковой системы во времени, а также исследование языка в процессе данного развития

Вопрос 2

Текст вопроса

Выберите правильный вариант русской фонетической транскрипции фразы Лиза вошла в сумрак рощи. Глухой, перекатный шум ее приветствовал девушку (А. С. Пушкин)

Отзыв

Вопрос 3

Текст вопроса

Установите соответствие принципов классификации и типов словарей

1. словари по отбору лексикиа) лингвистические и энциклопедические
2. словари по порядку расположения материалаб) тезаурусы и частные
3. словари по содержанию справкив) общие и специальные
4. словари по способу описания единицыг) алфавитные, идеографические, ассоциативные

Отзыв

Вопрос 4

Текст вопроса

Прочитайте задание, критерии оценивания и ответ участника.

За подобранное слово и пояснение его значения — 1 балл (слово без значения не учитывается). За указание на составные части слова — 1 балл. Если участник укажет не все составные части, то – 0,5 балла. За указание на значение элементов слова — не более 2 баллов.



Оцените работу — укажите количество баллов, которое нужно поставить за задание.

Читайте также: