Виталий боков уехал в сша почему

Обновлено: 18.09.2024

Поэт Виктор Боков больше всего любил осень и ушел из жизни в эту же золотую пору. Он выпустил более девяти сотен сборников стихов, но остался в памяти народной прежде всего как автор песен: “На побывку едет молодой моряк”, “Я назову тебя зоренькой”, “На Мамаевом кургане тишина”, “Гляжу в поля просторные”, “Оренбургский пуховый платок”. Все абсолютные шедевры, где ни слова не убавить, не прибавить.


Побывав в гостях у вдовы поэта, наш специальный корреспондент выяснил, как были написаны хиты и кому они были посвящены.


Бревенчатый дом Боковых — самый первый в Писательском проезде в Переделкине. На голых ветках — как новогодние игрушки — горят красными боками яблоки.


— От нас осенью никто не уезжал без яблок, — говорит хозяйка. — Вот и Людмиле Зыкиной еще недавно грузили плоды в багажник машины. Теперь ни ее нет, ни певицы Кати Семенкиной, ни Виктора — они ушли один за другим, как будто потянули друг дружку в другой мир.


Зажигая свечу у портрета мужа, Алевтина Ивановна вспоминает, как более четырех десятков лет назад их свела судьба:


— Я родом с Курского края. После окончания педагогического института поселилась у тетушки в Москве. Работая в английской спецшколе, от подруги Веры Михайловны часто слышала похвалы в адрес поэта Бокова. И однажды муж подруги, который писал на досуге стихи, затащил нас обеих к мэтру в гости.


Виктор Федорович открыл нам дверь, крича что-то в телефонную трубку. И вдруг онемел, встал как вкопанный… Вера не выдержала: “Вы пригласите нас войти?” Хозяин опомнился, посторонился. Весь вечер я ловила на себе его пылающий взгляд. А через день подруга передала мне листок со стихами, написанными Виктором Боковым. Я не придала этому большое значение. Разница в возрасте мне казалась пропастью.


Поэту было 52, Алевтине — 29. Послания, посвященные молодой учительнице, стали постоянными. Вскоре у Али в папке скопилось 114 стихотворений, где были и откровения, и признания.


Они бродили по мокрым набережным Москвы-реки. От Бокова веяло талантом и мужской энергией. Алевтина не заметила, как оказалась втянутой в паутину его обаяния.


— В Виктора Федоровича невозможно было не влюбиться. Бывало, двух слов не скажет, чтобы не ввинтить к месту частушку. Где бы ни появлялся, около него всегда теснился народ. А знаете, как стихи у него рождались? Мгновенно! Однажды навстречу нам попался мужчина с букетом белых хризантем. Виктор после минутной паузы нацарапал карандашом на клочке бумаги: “Снег на ромашке, снег на рябине, снег на черемухе, снег на калине, снег на висках ветеранов войны, снег пережитого, снег седины…” Он нередко писал стихи на салфетках, в ход шло все, что было под рукой. Вот и текст к знаменитой песне “Оренбургский пуховый платок” Виктор написал на почтовом бланке.


Создавая в степном крае народный хор, местный обком партии попросил Виктора Бокова написать песню о гордости края — оренбургском платке.


— Виктор приехал с композитором Григорием Пономаренко в Оренбург, стал ходить на репетиции хора, шли дни, но идея песни так и не приходила. Муж не любил писать “датские стихи” — под заказ.

Помог случай. В выходной день они попали на колхозный рынок, где на площади стояло море степных казачек, и в руках у каждой был роскошный оренбургский пуховый платок. На одних красовались вышитые ландыши, на других — кисти рябины. Виктор оказался вовлеченным в этот пестрый хоровод, вспоминал этот поход как стихийный праздник. От мастериц он выслушал десятки жизненных историй и понял, что платок — это не просто головной убор, но и память человеческого сердца.


С почты поэт отправился прямиком в гостиницу, с порога сообщил Пономаренко: “Гриша, я написал песню!” В гостинице было очень холодно. В семье Боковых сохранилась фотография, где поэт и композитор сидят, укутавшись с головой в одеяла, и поют только что рожденную песню.


Оренбургский народный хор, которым руководил Яков Хохлов, разучил песню. Но она не нашла одобрения у партийной верхушки.


— Авторам сказали: “Вы же не отразили промысла. Ничего не сказали ни о наших необыкновенных козах, ни о вязальщицах”. В общем, дали понять, что песня не пойдет. Но женщины-хористки после репетиции всякий раз исполняли полюбившуюся песню. И однажды на праздничном концерте за кулисами один из партийных боссов обратился к художественному руководителю хора: “Говорят, у вас в репертуаре есть новая необыкновенная песня. Выдайте ее на “бис”.


Песня “Оренбургский пуховый платок” прошла на ура и стала не только визитной карточкой хора, но и своеобразным позывным степного края.

— Первый раз я услышала эту проникновенную песню на гастролях Оренбургского народного хора в Москве. Женщины-хористки вышли с белыми платками-паутинками на плечах. В какой-то момент они распахнули руки, образуя хоровод, и у меня перехватило дыхание. Я никогда не видела такой ажурной красоты. Спустя месяц мне передали коробку с нежнейшей шалью. Потом у меня было немало пуховых платков, но тот, первый, хранился у меня долго, и только недавно я подарила его новорожденной внучке своей приятельницы.


Принято считать, что благодаря песне “Оренбургский пуховый платок” Виктор Боков и познакомился с Людмилой Зыкиной.


На самом деле их встреча произошла гораздо раньше. Виктор Федорович шел к министру культуры, перед ним распахнулась дверь, на пороге показалась статная черноволосая красавица. Большой любитель женщин, Боков тут же выпалил: “Постойте, вы мне нравитесь!” Людмила Зыкина радушно улыбнулась. Виктор Федорович не преминул заметить: “Вы влюбчивы — у вас расщелина между зубов”. Певица отозвалась со смехом: “Это точно! А вы?” Боков подмигнул: “А я сверхвлюбчивый. Меня за это Пушкин и любит. ”


Однажды он признался, что воронежские бабы, певшие для него в командировке в Кисляе, преподали ему за один вечер больше, чем весь Литинститут.


Было дело, на юбилей Хора русской песни Центрального ТВ и радиовещания поэт Боков явился с большущей корзиной, полной редиски, помидоров, огурцов, редьки. Столы ломились от красной рыбы, копченых колбас и икры. Виктор Федорович кинул клич: “Кто любит редьку? Ко мне! Кто любит огурчики? Ко мне. ”. И весь хор пошел к столу Бокова. Среди тех, кто угощался, была и Людмила Зыкина.


— Людмила Георгиевна пела ее на любом концерте. Песня была созвучна ее образу простой русской женщины, стойкой, семижильной в труде, незлобивой и сдержанной. Я видела, как женщины на концертах плакали под эту песню. С Виктором у исконно русской певицы были очень теплые отношения, он ее иначе как Людой и не называл.


— Мама у Виктора была удивительной женщиной. У нее был высокий голос. Она великолепного пела, как говорил Виктор Федорович, “завивала”. Обладая абсолютным слухом, она не терпела фальши. Когда они шли с полдён — с дойки коров — и пели, и если кто “давал петуха”, она сразу замолкала. Не зная грамоты, Софья Алексеевна очень образно говорила. Виктор считал мать поэтом, не рифмуя, она говорила по-народному, рассыпая редкие образы устного слова. Бывало, бабы поругавшись, просили их примирить. Софья Алексеевна отвечала: “Сами закипели, сами и раскипайте!” Она “ростила” и “пасила” шестерых детей. Когда лежала в больнице, к врачу обращалась: “Досточтимый доктор”.


С Виктором у нее была связь на уровне телепатии. Муж точно знал, когда Софья Алексеевна заболевала, он до минуты почувствовал, когда она в 73 года уходила из жизни.


— Виктор Степанович родом из Оренбургского края, казак. Приезжая к нам на 80-летие мужа, он признавался: “Песня “Оренбургский пуховый платок” — моя судьба. Когда я ее слушаю, у меня на глаза наворачиваются слезы”. Гость рассказал, что их у матери было пять детей. Они росли без отца. Чтобы поднять ребятишек, их мама — Марфа Петровна — вязала оренбургские платки и продавала их на базаре. А дети помогали ей обрабатывать пух, очищая его от грязи и волос. Виктор Степанович рассказывал, как они с братьями и сестрами трижды прочесывали сырье на гребнях, стростили пуховую нитку с ниткой натурального шелка, мотали в клубки, мыли, натягивали связанные платки на раму.
Премьеру Черномырдину и поэту Бокову было о чем поговорить.


Виктор Федорович не единожды бывал в Саракташском районе, где жили талантливые рукодельницы-пуховницы. Он знал все тайны производства шалей с кистями, теплых платков и палантинов ажурной вязки. Мастерицы показывали поэту авторские рисунки, которыми украшали платки. Боков знал, что иногда они копировали для этой цели морозные узоры окон. Рисунки носили затейливые названия: “кошачьи лапки”, “шашечки”, “тройная ягодка”, “круглая малинка”, “пшенка”. “Шиком” у пуховязальщиц считалось, чтобы изделие проходило через кольцо и помещалось в гусином яйце.

Сидя под яблонями у дома Бокова, премьер Черномырдин вместе с поэтом под гармонь выводили: “Пусть буран все сильней свирепеет, мы не пустим его на порог. И тебя, моя мама, согреет оренбургский пуховый платок”. Было ясно: силовые линии их душ имеют одно направление.


— Виктору Федоровичу, написавшему “На Мамаевым кургане тишина. В том кургане похоронена война”, не пришлось воевать?

Земляки помнили, что будущий поэт в молодости поднимал с земли четыре мешка в сто килограммов и грузил их на машину. Бывало и 70-килограммовую доярку, как сноп, над головой вертел! В сибирском лагере, сплавляя в ледяной воде лес и стоя на морозе у весов, взвешивая свиней, он потерял свой сильный голос.


Вернувшись из ссылки, восстанавливал голос весьма своеобразно: приняв “бальзам” из сока свеклы, моркови, редьки, сахара и водки, уходил петь в поля.


— Ему вообще не нравилось, когда его называли поэтом-песенником. Он считал себя поэтом с большой буквы. Песни он начал писать… по необходимости. В 50-х годах в Москве проходило совещание самодеятельных композиторов по созданию новой песни. Виктор вел на нем семинар, искал и редактировал тексты для песен. Не найдя в толстых литературных журналах подходящих текстов, он принялся сочинять их сам.


Когда на радио собирался художественный совет, многие побаивались Виктора Федоровича. Кроме слуха, у него была идеальная музыкальная память. Он точно знал, кто и откуда позаимствовал определенную музыкальную тему или фразу. Например, автор песни на стихи Демьяна Бедного “Как родная меня мать провожала” Васильев-Буглай пытался учить Бокова писать песни ровно до той поры, пока тот не указал на полное сходство его мелодии с украинской песней: “Шо ж то за шум учинився — то комар на мусi женився”. Боков нередко подходил к маститым композиторам и говорил: “Скажи честно, ты же припев взял из …”, — на него шикали: “Молчи, молчи”.


— Отдавая сочиненные тексты, Виктор Федорович неизменно расставлял акценты, на которые должен был обратить внимание композитор. Но потом случилось, что все его соавторы ушли из жизни: Гриша Пономаренко попал в автокатастрофу и погиб, Аверкин умер от болезни сердца, не стало Жени Кузнецова, Родыгин уехал в Израиль. Лежа в больнице на Каширском шоссе со вторым инфарктом, муж под одеялом, чтобы никого не беспокоить, напевал по ночам на диктофон мелодии. Певица Лена Калашникова “перенесла” их на нотный стан, и теперь эти песни звучат в ее прекрасном исполнении.


О Викторе Бокове написано немало статей, снят фильм. Но, по мнению племянника Николаса, живущего ныне за границей, все они во многом лживы. Ради исторической правды он напоминает, что первой женой его именитого дяди была замечательная женщина — Евдокия Ивановна Фесенко, которая родила Бокову двух сыновей: Константина и Алексея. “В начале 60-х в жизни поэта появилась Ирина Ермакова, из-за чего произошел его разрыв с женой, кончившийся разводом”, — рассказывает Николас.


Первая жена поэта рано ушла из жизни. Старший его сын, Константин, закончив Строгановку, стал художником и уехал в США, младший, Алексей, работает инженером в Черноголовке.


Но, как обмолвилась вскользь Алевтина Ивановна, у Виктора Федоровича есть еще и дочь. Кто ее мать — остается только догадываться. Известно, что поэт еще в молодости так мастерски играл на балалайке, что от любой гармони, от любого баяна девчонок уводил пачками.

В последнем браке с Алевтиной, продлившемся 42 года, у поэта не было детей. “Единственным моим дорогим ребенком был Виктор Федорович”, — подводит итог хозяйка.


Людмила Зыкина отметила 80-летие и через три недели ушла из жизни. Виктор Боков отпраздновал свое 95-летие, и через месяц его не стало.


— У нас почта плохо работает, — замечает хозяйка, перебирая в руках два пуховых оренбургских платка. Одним из них Алевтина Ивановна укутывала ноги мужа, другой набрасывала ему на плечи. Они согревали поэта до самой смерти.


Вот уже четверть века прошло, как нет с нами актера Савелия Крамарова. Всю жизнь он мечтал о больших и серьезных ролях, но чаще играл дурачков и недотеп, да и то лишь в эпизодах.

Расскажем, как актер, родившийся в благополучной семье, к 16-ти годам стал сиротой, почему решил покинуть СССР и как сложилась его жизнь в эмиграции.

Савелий Крамаров родился 13 октября 1934 года в благополучной московской семье. Однако уже в 16 лет он остался круглым сиротой.

Отец будущего артиста, известный столичный адвокат Виктор Савельевич Крамаров, был дважды арестован — первый раз в 1938 году, а второй — в 1950. Отбыв наказание, он домой уже не вернулся, связав свою жизнь с другой женщиной.

Мама Савелия, Бенедикта (Бася) Соломоновна, скончалась в 40 лет от онкологического заболевания. После ее смерти опеку над осиротевшим парнем взял его дядя по материнской линии Леопольд Соломонович Волчек.

Со школьных лет Крамаров мечтал быть артистом. Он по полдня просиживал в кинотеатре, куда его проводила соседка, работавшая контролером.

Но дядя Леопольд считал, что актер — это не профессия для парня из их семьи и уговаривал Савелия выбрать себе более достойную специальность.

Тем не менее, закончив школу, Крамаров сделал попытку поступить в театральный вуз, но уже на первом туре провалился. Члены приемной комиссии единогласно вынесли вердикт: с такой внешностью в артисты не идут.

Тогда огорченный Савелий подал документы в лесотехнический институт (один из немногих, куда мог поступить сын врага народа). В 1958 году, получив диплом специалиста по озеленению, он устроился на работу в Московский зелентрест.

Все решил случай. Однажды, возвращаясь с работы, Савелий увидел, что часть улицы загорожена, а вокруг толпятся люди. Подойдя поближе, Крамаров понял, что здесь снимают кино.

В этот момент режиссер, находившийся в центре, обвел глазами толпу и неожиданно обратился к Савелию:

Когда оператор навел на Савелия объектив, тот сделал испуганные глаза и широко раскрыл рот.

После окончания съемок режиссер снова подошел к Савелию и, вручая заработанные три рубля, сказал:

Крамарова стали время от времени приглашать на небольшие роли

Слова кинорежиссера окрылили Крамарова. Буквально на следующий день он разослал свои фотографии по всем киностудиям страны в надежде, что хоть кто-то обратит на него внимание.





Но настоящая слава к Савелию пришла только спустя 5 лет, в 1967 году, когда на экраны всех кинотеатров Советского Союза вышла первая часть знаменитого фильма про неуловимых мстителей.

Бандит Илюха, которого мастерски сыграл Крамаров, запомнился и полюбился зрителям ничуть не меньше, чем главные герои фильма. А его знаменитую фразу многие цитируют и по сей день:


Самое интересное, что диплома артиста у Савелия по-прежнему не было. Правда работу в зеленстрое он давно уже оставил. Да и какая может быть работа, если режиссеры просто разрывали его на части, пытаясь заполучить в свои картины.


В 1972 году Крамаров наконец-то поступил в ГИТИС на актерский факультет. После окончания института его приглашали на работу сразу несколько московских театров. Но Крамаров не мог принять эти приглашения: на театр у него просто не было времени — он активно снимался в кино, а в промежутках встречался со зрителями.


Однажды они вместе оказались в составе делегации на Всесоюзном кинофестивале в Баку. Церемония открытия проходила в здании Академии наук Азербайджана, поэтому в первых рядах кроме руководства республики также сидели академики и профессора.


Поклонение публики перед обычным актером (Заслуженным артистом РСФСР Крамаров стал только в 1974 году) было не по душе некоторым мэтрам советского кино. В результате, во многие инстанции были направлены послания, где говорилось, что образ дурачка, который с таким блеском воплощал Крамаров, не что иное, как пародия на советского человека.

Кроме того, Савелию в вину ставилась его повышенная религиозность. Мало того, что дядя артиста вместе с семьей выехал в Израиль, так и сам Крамаров вдруг начал регулярно посещать синагогу.

И, действительно, строго соблюдая шаббат, Савелий категорически отказывался от съемок в субботу.

Как-то в Тамбове он по этой причине почти на два часа задержал субботний концерт — вместе с залом, полным зрителей, ждал захода солнца, когда шаббат заканчивается, и можно работать снова.

Все это привело к тому, что к концу 70-х Крамарова стали все реже приглашать в кино, а его роли от фильма к фильму становились все меньше и меньше.

Возможно это и стало последней каплей, благодаря которой Крамаров твердо решил уехать за рубеж.


Но когда Крамаров стал подавать прошения о выезде в Израиль для воссоединения с семьей дяди (конечно, на самом деле его манил Голливуд, но говорить об этом было нельзя), он получал неизменные отказы.

В конце концов, отчаявшись получить разрешение, Крамаров написал письмо президенту США Рональду Рейгану.

31 октября 1981 года Крамаров наконец-то смог покинуть Советский Союз. В Вене Савелия встретил импрессарио Виктор Шульман, который сходу организовал его гастроли по Европе, Японии, Австралии и США.


Крамаров звал Марию с собой

Уезжая из СССР Крамаров, оставлял не только некогда любимую работу, море поклонников и немногих преданных друзей, но и любимую женщину.

Первый раз Савелий женился еще в молодости на Людмиле, работавшей инженером в конструкторском бюро. Но буквально следом на Крамарова свалилась слава, а вместе с ней и толпы поклонниц. И любвеобильный артист просто не смог устоять — практически на каждых съемках у него был новый роман.

Многочисленные измены мужа не устраивали Людмилу, и она подала на развод. Через несколько лет Крамаров познакомился с Марией Шатинской — высокой голубоглазой блондинкой, тоже инженером по специальности. В гражданском браке они прожили 13 лет. Правда, детей так и не завели. Первый их ребенок, девочка, умерла в младенчестве.

Крамаров звал Марию с собой в США, но она не не верила, что его там ждет успех и не согласилась. Кстати, после отъезда Крамарова Шатинская больше не вышла замуж и провела остаток дней в одиночестве.

Через некоторое время после эмиграции Крамарова в советских газетах стали появляться фельетоны о нем.


Крамаров объяснял, что космонавты в СССР не могут быть идиотами

Между тем, говорить о том, что карьера Крамарова в США сложилась неудачно, будет большой ошибкой. Да, главных ролей ему и вправду не предлагали (а много ли их было у него в СССР?), но сниматься приглашали часто, причем в хорошие фильмы.


Интересно, что авторы фильма видели Руденко этаким недотепой и требовали от Савелия большей шаржированности образа. Но Крамаров сопротивлялся и объяснял, что в СССР космонавтами могут стать только отважные и образованные люди, но никак не идиоты.


В США Крамаров наконец-то избавился от косоглазия

Через некоторое время Крамаров вступил в Гильдию киноактеров США, что для эмигранта было большой удачей. После этого у него появился свой агент.

В 1986 году Крамаров официально женился во второй раз на эмигрантке Фаине Зборовской. В 1988 году у них родилась дочь, которую назвали Басей, в честь матери артиста. А спустя год Фаина с девочкой перебралась в Лас-Вегас, и семья распалась.

Бася (Basika Kramarov) одно время была занята в модельном бизнесе. Впоследствии она вышла замуж и стала бухгалтером. Дочь Крамарова никогда не дает интервью и ничего не рассказывает о своем отце.

С последней женой, Натальей Сирадзе, которая была моложе на 21 год, Крамаров познакомился в 1993 году. Через несколько месяцев они сыграли свадьбу, но прожили вместе всего полгода.


По воспоминаниям всех, кто близко знал Крамарова, рано потеряв мать, он очень боялся заболеть, в особенности раком. Поэтому всю жизнь артист тщательно следил за своим здоровьем — не употреблял спиртного, не курил, соблюдал диету, занимался спортом.

Кстати, Крамаров еще в СССР часто говорил, что надеется прожить до 120 лет. А дожил, к сожалению, всего до 60-ти.


Спасти жизнь артиста врачам не удалось

В январе 1995 года Савелий почувствовал сильную боль в левой стороне живота. Несколько дней он терпел, а потом все же отправился к врачу. Диагноз его просто огорошил — рак прямой кишки.

Крамарову сделали операцию, после чего он прошел курс химиотерапии. Страшный недуг удалось остановить, но начались другие проблемы. Интенсивный прием лекарств спровоцировал воспаление внутренней оболочки сердца — эндокардит, за которым последовал тромбоз и инсульт.

Врачи всеми силами старались спасти жизнь артиста, но это им не удалось.

Через два года скульпторы Михаил Шемякин и Вячеслав Бухаев установили на могиле актера памятник. Он представляет собой гримерный столик, на котором лежит раскрытая книга с названиями фильмов, где снимался Крамаров. Слева — занавес, справа — портрет знаменитого артиста. А посередине разбросаны маски несыгранных трагических ролей.

Действительно, Крамарову так и не пришлось сыграть ни Гамлета, ни Чацкого, ни Короля Лира. Но и без этих ролей он будет вечно жить в памяти поклонников, как талантливый артист.

Даже если кейс Татьяны Гуцу – правда, великому гимнасту ничего не грозит.

Все произошло в середине девяностых в США: девушка поехала в парикмахерскую, машину занесло, и случилась жуткая авария, которая чуть не стоила Ирине жизни. В ту ночь Виталий Щербо метался по госпиталю в поисках людей, которые могли бы спасти жену. Спортсмен был на грани истерики, но не растерялся и сделал максимум для того, чтобы Ирина выжила и восстановилась. Ее оперировали лучшие хирурги, за ней всегда особенно ухаживали медсестры, а муж уделял ей все время, несмотря на приближавшуюся Олимпиаду в Атланте.

Люди, которые знакомы с Щербо лично, отмечают в нем два выдающихся качества: фантастическую целеустремленность и умение очень грамотно расставлять приоритеты. Его характер заметили еще в детстве: мама привела шестилетнего Виталика в гимнастическую секцию, но тренер посчитал пацана слишком пухлым. Тогда толстячок без лишних слез повис на перекладине и спокойно подтянулся десять раз – больше всех, кто уже занимался гимнастикой.

Щербо приняли в спортшколу, но мама, которая сама трудилась акробаткой в цирке, хотела, чтобы ребенок вырос лингвистом. Виталий долго и тщательно изучал английский, но потом все же попросил тренера объяснить матери, что в гимнастике у него получается лучше, чем в языках. Коуч без проблем согласился – в 11 лет Виталий выполнял норматив мастера спорта.

На тех Играх гимнаст взял шесть золотых медалей из восьми возможных. Его признали лучшим спортсменом планеты, белорусские гаишники останавливали его ради автографа, Motorola заключила контракт на рекламу пейджеров, а президент Лукашенко дал личный номер, чтобы Щербо мог связаться с ним по любому вопросу.

В 1996-м Щербо готовился к Играм чуть больше месяца – до этого он ухаживал за пострадавшей женой. Пяти недель хватило, чтобы 24-летний атлет выгрыз четыре бронзовые медали – Виталий назвал этот исход диким провалом, но ему все равно аплодировали, ведь он абстрагировался от личной трагедии. Сам Щербо переживал только о кэше, и выбил положенные призовые (60 тысяч долларов) прямо в Олимпийской деревне. Другим белорусам дали всего 10% от этой суммы, но они не бунтовали.

Уже тогда он открыто говорил: я возьму свои деньги, открою в Америке гимнастический зал и стану успешным бизнесменом. Так и вышло: у Щербо уже 20 лет занимаются и мальчики, и девочки, и взрослые пухлики, которые хотят привести себя в форму.

Но самое удивительное, что после ухода из спорта (в 1997-м Виталий сломал руку и в 25 лет завершил карьеру) белорусский гимнаст не снизил требований к себе.

Он развелся с первой женой и потерял на этом половину состояния (миллион долларов), но его бизнес продолжил развитие.

Из всех планов Щербо не сбылось только заступление на должность министра спорта Белоруссии, но Виталий сам забросил эту идею: смутили частые отставки политиков и недостаточно большой оклад – бизнес приносит в разы больше.

Неделю назад размеренная жизнь Виталия Щербо прервалась. Гимнастка Татьяна Гуцу опубликовала в фейсбуке пост, в котором обвинила белорусскую суперзвезду в изнасиловании на турнире в Штутгарте в 1991 году.

На самом деле, она объективно не выиграет это дело: во-первых, не хватает доказательств, во-вторых, по всей биографии Щербо можно сделать вывод, что он не сдастся, пока не отбелит собственную репутацию. Виталий наймет лучших адвокатов, привлечет партнеров по той команде, даст десяток резонансных интервью, но не позволит испачкать имя.

Мораль в другом. Если Гуцу так жаждала справедливости, ей не стоило 26 лет держать эту боль в себе, дожидаясь скандала с участием Харви Вайнштейна. Даже если допустить, что насилие было, Щербо, в отличие от Вайнштейна, не давал своей жертве ролей, так что Татьяне совершенно ничего не мешало отнести заявление в соответствующие органы.

Но она поступила иначе: то ли боялась, то ли стеснялась, то ли сомневалась, нужно ли вообще об этом рассказывать.

Ответ тут может быть лишь один – конечно, нужно, но точно не через 26 лет. Реальные подлецы должны быть наказаны сразу, а не с такой гигантской паузой, которая заставляет очень сильно сомневаться в правдивости показаний жертвы.

Борис Сичкин родился в Киеве в 1922 г. Его отец, еврейский сапожник, умер, когда мальчику было 4 года. Обучался в Киевском хореографическом училище.

Всю войну прошел во фронтовом ансамбле. Выступал в действующих частях Красной армии. Имеет несколько боевых наград.

Творчество

После войны переехал в Москву, работал в Москонцерте. Кроме работы на эстраде много снимался в кино. Наибольшую популярность получил его герой – Буба Касторский, куплетист в 2-х фильмах о неуловимых мстителях. Этот образ настолько привязался к Сичкину, что с тех пор Буба Касторский стало его вторым именем. Появлялся Сичкин и в других лентах, пусть и не снискавших такой популярности для его героев: “Интервенция”, “Варвара-краса, длинная коса”, “Неисправимый лгун”.

Борис Сичкин.

“Неуловимые мстители” 1966 г.

Семья

Его жена – Галина Рыбак, артистка и куплетистка. Часто выступала вместе с мужем. Вместе же снимались в кино.

Борис Сичкин и Галина Рыбак в фильме

Борис Сичкин и Галина Рыбак в фильме “Интервенция” 1968 г.

В семье родился сын Емельян. Позднее он вместе с родителями уедет в США, где откроет свою музыкальную студию.

Борис был неожиданно арестован, находясь с гастролями в Тамбове. Его обвиняли в хищении государственных средств. Оперативники в то время взялись за многих артистов, получавших за концерт сверх установленной государством ставки. Более года Сичкин просидел в Тамбовском изоляторе. После его освобождения следствие продолжалось еще 2 года. В конце-концов артиста оправдали. Однако, Сичкин, пострадав от государства, решил эмигрировать.

Эмиграция

Рейс на Вену все время откладывался – то в связи с вылетом комсомольской делегации в Индию, то профсоюзной делегации в Мексику, то партийной делегации в Китай. Я услышал, как один еврей сказал другому:

– Слушай, если они все уезжают, давай останемся.

С большими злоключениями, но Сичкину удалось в 1979 г. выехать из СССР. Уехал он по еврейской квоте через Австрию и Италию в США. Поселился в Нью-Йорке. Ему приходилось начать все сначала. Как остроумно заметил сам артист: “Есть проживающие за гранью бедности, а я живу на грани”. Поначалу, как и многие новоявленные эмигранты, выступал в ресторанах. Потом потихоньку стал развиваться. Работал в русскоязычной газете. Снялся в нескольких голливудских лентах. В том числе, у самого Оливера Стоуна в его картине “Никсон” он сыграл советского лидера Брежнева.

Начиная с 90-х годов, несколько раз посещал Россию. Здесь он также снялся в нескольких фильмах: “Бедная Саша”, “Марш Турецкого”.

“Марш Турецкого”. Борис Сичкин

“Марш Турецкого” 2000 г.

Смерть и похороны

Борис Сичкин скончался в Нью-Йорке 21 марта 2002 г. в собственной квартире. Но и после похорон его злоключения не закончились. Вдова покойного настояла на эксгумации тела. Затем его кремировали и урну с прахом Галина Рыбак отправила в Москву. Там она несколько лет хранилась у знакомых артиста в каком-то гараже. И только в 2008 г. урна с прахом была захоронена на Ваганьковском кладбище. Можно только представить как остроумный Сичкин сам бы описал свои мытарства после смерти.

Борис Сичкин оставил после себя 2 книги: “Я из Одессы! Здрасьте!” и “Мы смеёмся, чтобы не сойти с ума”, где с большим юмором описал некоторые моменты своей жизни.

Буба Касторский на Олимпиаде

Неожиданный всплеск интереса к Сичкину возник в 2016 г перед Олимпиадой в Рио-де-Жанейро. Дизайнеры подобрали настолько неудачную форму для наших спортсменов, что пользователи интернета сразу начали сравнивать ее с фасоном известных киногероев – Остапа Бендера, Свирида Голохвастова, но чаще всего ассоциировали наших атлетов с Бубой Касторским.


Белорусская легкоатлетка Кристина Тимановская, которая отказалась возвращаться в Минск после того, как руководители сборной отстранили ее от соревнований на Олимпиаде в Токио, и обратилась в полицию, попросив убежище, – далеко не первая спортсменка из стран бывшего СССР, которая поступила похожим образом. Еще во времена Советского Союза несколько российских спортсменов, в том числе звезды мирового уровня, смогли бежать на Запад, вызвав масштабный скандал на родине. Кого-то не устраивала жизнь под постоянным наблюдением спецслужб, кто-то хотел больших материальных благ, а кто-то был уверен, что их карьера лучше сложится именно на Западе, где власти не будут ей препятствовать.

Настоящее Время вспоминает самые громкие истории "спортивных побегов" из СССР (и России) и рассказывает, как сложилась судьба людей, которые это сделали.

Людмила Белоусова и Олег Протопопов, фигурное катание

Белоусова и Протопопов были чемпионами в парном фигурном катании на коньках на Олимпиадах в 1964 и 1968 годах, чемпионами мира и Европы 1965-1968 годов, чемпионами СССР 1962-1964 годов и 1966-1968 годов, а также одними из самых известных спортсменов 1960-х и 70-х годов. Они бежали на Запад в 1979-м: во время гастролей остались в Швейцарии. На тот момент Протопопову было уже 47, Белоусовой – 44. Они не были действующими членами сборной, но были солистами Ленинградского балета на льду, слава которого также гремела по всему миру.

Белоусова и Протопопов на Олимпиаде в Гренобле (Франция) в 1968 году

Спортсмены, по их собственным словам, долгое время не помышляли о побеге, но все изменилось, когда их не пустили на их третью по счету Олимпиаду:

"Нас никуда и не думали везти, – вспоминал Олег в книге "Непревзойденные". – Про нас сказали, что если мы выиграем третьи Олимпийские игры, то останемся за границей. В то время оснований для этого не было. Не знаю, кто это сделал, но в то время сказать такое – это был самый подлый удар ниже пояса".

Причины эмиграции, по словам фигуристов, у них были чисто творческие: пара подчеркивала, что им нужны только лед и возможность кататься, которой их лишают в СССР из-за их возраста:

"В балете на льду я чувствовала себя подавленной, униженной. Мне все время тыкали, все время придавливали. Поэтому мы решили: будет возможность – нам там нечего делать", – признавалась Белоусова в интервью.


За "железный занавес" на воздушном шаре. Смотрите фильм о том, как чемпион Чехословакии по велоспорту сбежал от социализма

В СССР после их побега разразился оглушительный скандал, а упоминания о Белоусовой и Протопопове исчезли даже из спортивных справочников. Эхо этого скандала отзывалось десятилетиями. К примеру, когда на Олимпиаде в Калгари в 1988 году Белоусову и Протопопова пригласили выступить на показательных выступления, советская делегация пригрозила, что сборная СССР в этом случае бойкотирует церемонию закрытия.

"Особенно досталось моей сестре и ее мужу. Он работал в Госбанке и был главным инженером какого-то отдела – его ставку сразу снизили до половины. Для семьи это было очень тяжело", – вспоминала Белоусова.

Виктор Корчной, шахматы

Знаменитый советский шахматист и многократный чемпион СССР Виктор Корчной стал невозвращенцем в 1976 году – после международных соревнований в Амстердаме он отказался возвращаться в СССР и решил остаться на Западе. Ему было 47 лет. И хотя он был не первым бежавшим из СССР шахматистом (первым это сделал в 1921 году Александр Алехин), его решение также привело к огромному скандалу.

"Есть много людей, которые считают меня диссидентом, думают, что я боролся за распад Советского Союза. Наверное, полностью это отрицать нельзя, – говорил Корчной в интервью. – Советские власти навязали мне войну, и в этой конфронтации я занимал "диссидентскую" позицию. Я должен был бежать из СССР из-за того, что моей шахматной жизни угрожала опасность".

Семья Корчного осталась в СССР, и после этого у его родных возникли большие проблемы – особенно у сына. Как и в случае с Белоусовой и Протопоповым, в СССР была развернута кампания по дискредитации спортсмена, а его имя перестали упоминать в спортивных новостях. Когда Корчной победил в матче претендентов на шахматную корону и готовился его матч с Анатолием Карповым, в новостях его называли просто "претендент".

После побега Корчной жил в Швейцарии, куда после распада СССР переехал и его сын. Гражданства СССР и звания мастера спорта его лишили, но вернули после распада СССР.


Станислав Курилов спрыгнул с круизного лайнера и проплыл 100 километров, чтобы сбежать из СССР. Как это было

Кроме Корчного бежали из СССР еще несколько шахматистов:

  • одессит Лев Альбурт попросил политического убежища в 1979 году на проходившем в ФРГ Кубке чемпионов по шахматам. После этого он играл за сборную США;
  • шахматист из Узбекистана Игорь Иванов в 1980 году сбежал из самолета на пересадке в Канаде, возвращаясь с турнира на Кубе, и также попросил политического убежища. Но карьера обоих спортсменов после побега была гораздо менее яркой, чем у Корчного.

Гата Камский, шахматы

Возможно, самым известным шахматным побегом после побега Корчного стало невозвращение в 1989 году в СССР шахматного "вундеркинда", шахматиста Гаты Камского (настоящее имя Гатаулла Сабиров). После одного из турниров в Нью-Йорке его отец Рустам Камский, мастер спорта по боксу, принял решение остаться вместе с сыном в США.


Камский в интервью подчеркивал, что сам не принимал решения о побеге: за него все решил отец.

"Мне тогда было 14 лет. За меня все решил папа, он заранее спланировал этот шаг. В 1988 году мы играли в юношеском чемпионате, и мой отец планировал встретиться с представителями Американской шахматной федерации, чтобы получить их приглашение. Уже тогда мой отец планировал побег на Запад, – объяснял он. – Мы связались с ФБР. В конце концов, в последний день турнира в Нью-Йорке, люди из ФБР вошли в зал и, когда моя игра закончилась, забрали меня и моего отца в наш номер в отеле и оцепили его. Затем они погрузили нас и наши вещи в фургон и отвезли в главное здание ФБР в Нью-Йорке. После этого отца подвергли длительному допросу, в котором приняли участие три-четыре человека. У моего папы есть талант говорить и описывать события так, чтобы вовлекать людей. В общем, он нарисовал для них все это так, что они предоставили нам политическое убежище".

Камский позже признался, что его побег был организован не из-за того, что спортсмена якобы преследовали на родине за то, что он был татарином, а для того, чтобы подтолкнуть его карьеру: в шахматной сборной в США было гораздо меньше конкурентов, чем в сборной СССР.

Гата Камский во время приезда в Казань в 2011 году

"Отцу удалось объяснить, что я могу принести Америке титул чемпиона мира по шахматам. В Советском Союзе всегда была проблема очень высокой конкуренции. Всегда было много феноменальных талантов, и, несмотря на то, что я дважды выигрывал чемпионат России среди юниоров, мне не удавалось побывать на международных соревнованиях, – говорил Камский. – Все решения в этой сфере принимал Государственный комитет спорта по шахматам. Именно они решали судьбу шахматистов. Если по какой-либо причине вы им не понравились, они могли полностью положить конец вашему таланту. Папа понял, что с ним будет тяжело бороться".

В 1991 году Камский стал чемпионом США и добился права играть с Анатолием Карповым матч на первенство мира под эгидой ФИДЕ. Матч он проиграл, а после этого его карьера пошла на спад.

Сергей Немцанов, прыжки в воду

Прыгун в воду Сергей Немцанов, один из основных претендентов на победу в прыжках с вышки, пытался бежать на Запад во время Олимпиады в Монреале в 1976 году. Но на тот момент ему было лишь 17 с половиной лет, и советские спецслужбы смогли опротестовать побег – Канада давала убежище лишь с 18 лет.

После побега к спортсмену обратилась его родная бабушка, которая воспитывала спортсмена во Фрунзе (сейчас Бишкек, Кыргызстан), а затем в Алматы. Женщина, вырастила Сергея в одиночку (его отец служил летчиком в группировке советских войск в Венгрии, а мать не могла заниматься ребенком). Она попросила Немцанова не бросать ее одну и вернуться в страну. В итоге через три недели спортсмен все-таки вернулся в СССР.

Условием возвращения Немцанова домой канадские власти поставили требование, чтобы к спортсмену не были применены какие-либо санкции. Это обещание было сдержано: Немцанов закончил институт, а в 1979 году выиграл чемпионат СССР и пробился в олимпийскую сборную. Но после этого его карьера фактически завершилась из-за проблем с алкоголем. Спустя много лет Немцанов все-таки уехал с семьей в США: туда пригласили на учебу его сына Дениса, который также стал прыгуном в воду.

Владас Чесюнас, гребля

Олимпийский чемпион 1972 года в гребле на каноэ, многократный чемпион СССР бежал из Литвы в 1979 году, уже будучи тренером. Он уехал в немецкий Дуйсбург, попросив политического убежища в ФРГ. Но КГБ провел спецоперацию по похищению спортсмена – и Чесюнаса вернули на родину.

Советская пресса позже заявляла, что Чесюнас якобы не собирался бежать из СССР, а "попал в сомнительную компанию", а затем вернулся добровольно. Но в ФРГ настаивали на том, что спортсмен был именно похищен советскими спецслужбами. В 2002 году в телефонном интервью газете Los Angeles Times Чесюнас сказал, что вернулся из Западной Германии "добровольно", но советские власти грозили ему тюремным сроком за его дезертирство. А в 2018 году в еще одном интервью спортсмен сказал: "Домой я вернулся по собственному желанию. Но если бы я знал, как мне потом будет тяжело в СССР, то остался бы в Западной Германии. Я три месяца ходил в КГБ как на работу, писал объяснительные, давал показания. Напряжение было такое, что я слег в больницу".

Александр Могильный, хоккей

Известный советский хоккеист бежал на Запад 1 мая 1989 года, сразу после завершения Чемпионата мира в Стокгольме: он попросил политическое убежище в США. Позже выяснилось, что побег спортсмена был совершен не по политическим мотивам: его готовили скауты хоккейной команды Buffalo Sabres, с которой он подписал контракт.

Через двадцать два года после побега в США Могильный в интервью "Спорт-Экспрессу" отметил, что уезжал из Москвы "нищим человеком" и сделал это по экономическим соображениям:

"Я уезжал из Москвы нищим человеком. Я был натуральный нищий! Я был олимпийским чемпионом, чемпионом мира, трехкратным чемпионом СССР. При этом не имел даже метра жилья. Кому нужна такая жизнь? И эти грамоты с медалями?" – откровенно заявил он.

Петр Патрушев

Вплавь из СССР: Петр Патрушев в 1962 году проплыл 35 км по Черному морю от Батуми до Турции

В НХЛ Могильный сделал впечатляющую карьеру. Он один из пяти российских хоккеистов, набравших более 1000 очков за карьеру, а также первый российский хоккеист, ставший капитаном команды НХЛ.

Сергей Федоров, хоккей

Чемпион мира по хоккею в составе сборной СССР в 1989 и 1990 годах Сергей Федоров исчез из лагеря сборной СССР летом 1990 года накануне Игр доброй воли в Сиэтле (США). Вскоре он начал играть за клуб НХЛ Detroit Red Wings.

С учетом того, что его побег пришелся на 90-е, Федорова не лишили гражданства, из-за чего он через год блестяще отыграл за сборную СССР на Кубке мира, а затем и на других соревнованиях. Федоров, как и Могильный, говорил, что причины его побега были экономические: НХЛ платила совсем другие деньги. В составе "Детройта" Федоров трижды завоевывал Кубок Стэнли и стал первым европейцем, получившим приз лучшему игроку регулярного сезона НХЛ. Карьеру он закончил лишь в 2012 году.

Юлия Степанова, бег

Российская бегунья Юлия Русанова бежала из России уже в 2010-е, и также с большим скандалом. Это произошло после того, как она вместе с мужем Виталием Степановым, бывшим сотрудником Российского антидопингового агентства (РУСАДА), стала информатором Всемирного антидопингового агентства WADA и рассказала о масштабной программе допинга в российской легкой атлетике.

Юлия Русанова (Степанова) в 2011 году

Степанова сама долго использовала допинг (инъекции тестостерона, анаболические стероиды и эритропоэтин) по предложению своего тренера Владимира Мохнева, а сотрудники РУСАДА покрывали ее и делали так, чтобы ее анализы на международных соревнованиях были "чистыми". Однако в 2013 году спортсменка все-таки была поймана и дисквалифицирована. После этого Степанова и ее муж стали информаторами WADA и записывали разговоры о допинговой программе с тренерами, спортсменами и врачами.

Читайте также: