Взаимосвязь курортного дела с другими видами деятельности

Обновлено: 18.09.2024

Резюме: В статье рассматривается процесс развития санаторно-курортной отрасли в рамках системы здравоохранения Российской Федерации, проблемы, которые требуют своего решения. Рассматривается также место и роль ведомственных санаторно-курортных учреждений в данном сегменте российского здравоохранения.

Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, санаторно-курортные учреждения, проблемы, ведомственные санаторно-курортные учреждения.

Summary: The article discusses the development of sanatorium branch in the Russian Federation within the health care system, problems that need to be addressed. We also consider the place and role of departmental sanatoriums in this segment of the Russian health care.

Keywords: sanatorium-resort complex, spa facilities, problems departmental spa facilities.

В комплексе лечебно-профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает курортология, в которой ведущее место принадлежит санаторно-курортному лечению и оздоровлению. Эффективность санаторно-курортного лечения не вызывает сомнения: после долечивания в санатории больные в 3–4 раза чаще и в 1,5–2,5 раза быстрее возвращаются к производительному труду. В результате курса санаторного лечения и оздоровления в 2–2,5 раза снижается уровень трудопотерь по болезни [11].

Санаторно-курортный комплекс России начал формироваться, начиная с в XVIII века, когда по указанию Петра I для лечения были открыты Марциальные и липецкие воды. С присоединением к России Кавказа, Крыма и Средней Азии, богатых лечебными местностями, курортное дело развивалось более интенсивно. Однако курортные факторы применялись эмпирически, отсутствовал научный подход к изучению показаний и противопоказаний к лечению на курортах. Курортное лечение практически было не доступно широким массам населения, характеризовалось низким уровнем организации лечебной работы вследствие недостаточного количества лечебных учреждений, медицинских кадров, доминированием частной практики [2].

После 1917 г. курорты были объявлены государственной собственностью, курортная помощь была включена в общий план лечебно-профилактических мероприятий. К управлению курортами были привлечены профсоюзы, к развитию на научной основе - медицинские научные общества, к охране курортных ресурсов - местные советы. Были открыты ряд профильных НИИ, организованы курортные поликлиники. Основными лечебными учреждениями на курорте стали санатории. Таким образом, были заложены основы развития санаторно-курортного дела в стране.

В дальнейшем в процессе совершенствования управления курортами происходила дифференциация курортов общегосударственного и местного значения, в 1923 г. впервые организованы ведомственные санатории на курортах, внедрена и совершенствовалась система амбулаторно-курсовочного лечения, развернута реконструкция старых и строительство новых рекреационных предприятий, расширялась география курортных зон на восток в Сибирь и на Дальний Восток; активно развивались рекреационные районы, укреплялась средняя емкость здравниц; развивались новые формы обслуживания (курсовочное - на базе курортных поликлиник, семейный отдых в пансионатах и домах отдыха, организация ведомственных здравниц и баз отдыха); планомерно изучались природные лечебные ресурсы на территории всего СССР с выделением перспективных лечебных местностей и т.д.

В результате в СССР была построена система санаторно-курортного лечения и оздоровления, которая не имела аналогов в мировой практике. Являясь частью общей структуры эффективного оздоровления населения с соблюдением принципов преемственности поликлиника-стационар-санаторий, она была рассчитана на массового потребителя, при этом массовость достигалась хорошо отработанной системой финансирования, способ и режим работы которой был ориентирован на выполнение задачи по поддержанию здоровья трудящихся и никак не зависел от рыночных законов спроса и предложения. Эффективно действовала трехэтапная система реабилитации, где санаторно-курортным мероприятиям отводилась значительная роль; поставлена задача всемерного развития санаторно-курортной помощи в пределах республики, области или группы областей; сформирована и внедрена централизованная система планирования и управления санаторно-курортным комплексом, что обеспечивало условия его стабильного существования и развития.

К середине 80-х гг. XX столетия в экономике курортного комплекса полностью проявились застойные явления, изношенное оборудование не обновлялось, средств на расширенное воспроизводство здравниц не хватало. К концу 80-х гг. XX в. прекратилось централизованное выделение денег во многие здравницы и санатории. Уровень комфортности и качества сервиса многих здравниц перестали соответствовать современным требованиям того времени в этой сфере. В более выигрышном состоянии находились ведомственные санатории или санатории, стоящие на балансах крупных предприятий.

Дальнейшее развитие санаторно-курортного комплекса происходило под влиянием двух основных факторов: социально-демографического кризиса и реформирования государства, его социальных институтов [13].

Реформы, начавшиеся в 1991 г., усугубили положение санаторно-курортного комплекса, практически привели к разрушению основ его функционирования. В условиях перестройки на рыночные механизмы экономики санаторно-курортная система столкнулась с большими трудностями. С развитием рынка курортный комплекс страны изменялся не только количественно, но и качественно. Основные изменения происходили параллельно с изменениями в российском законодательстве, с приватизацией. Изменились условия функционирования курортной отрасли, возникла необходимость в разработке новых структурно- организационных форм, учитывающих исторические, региональные особенности и рекреационно- оздоровительные возможности курортных факторов. Кроме того, эти формы должны были обеспечивать повышение рентабельности санаторно-курортной отрасли, а значит, учитывать закономерности бизнеса и предусматривать применение технологии управления качеством обслуживания [8,12].

В целом этот период характеризовался недофинансированием санаторно-курортной отрасли со стороны государства, отсутствием адекватной законодательной базы, низким уровнем медицинской инфраструктуры c достаточно устаревшим оборудованием и большим количеством разрозненных участников, отсутствием на рынке качественных специализированных медицинских продуктов в сочетании с высокой сервисной составляющей, низким уровнем клиентоориентированности и качества предоставляемых услуг, тенденцией к предоставлению более коротких, по сравнению с традиционными, сроками курсов санаторно-курортного лечения и снижением численности потребителей, повышенным спросом на рынке выездного оздоровительного международного туризма, со стороны российских граждан, переориентацией санаториев в гостиничные комплексы и выхолащиванием медицинской составляющей, уходом с рынка множества санаториев [5].

В результате сложившаяся диспропорция между высокой потребностью в санаторно-курортных услугах и отсутствием возможности в их получения в определенной степени, которая обусловила осуществление комплекса государственных мер, относящихся к санаторно-курортному лечению и оздоровлению граждан.

Принятие концепции означало переход приоритетов от системы, ориентированной на лечение больных и реабилитацию инвалидов, к системе, основанной на формировании культуры здоровья, направленной на профилактику болезней, то есть к активному сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, обеспечивающих снижение заболеваемости и увеличение популяции здоровых и практически здоровых людей [3,1].

Необходимость и актуальность развития курортно-рекреационного комплекса нашли отражение в Концепции государственной политики развития курортного дела в РФ (Решение коллегии Минздрава РФ от 24.06.03 № 11) [11].

Концепция была разработана с целью обеспечения системного подхода к решению проблемы охраны здоровья населения страны - создания современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи. Было положено начало развитию оздоровительного туризма за рубежом, в частности, медицинского, который в России привлекает своей высококвалифицированной медицинской помощью [6].

Санаторно-курортная отрасль России требует дальнейшего развития путем решения главных проблем, которые заключаются в следующем:

- качество обслуживания на российских курортах остается на низком уровне;

- не решена ценовая политика российских курортов как основной фактор оттока туристов;

- на российских курортах заметно ощущается недостаток сопутствующих услуг;

- существует проблема эффективности землепользования;

- до настоящего времени не определена потребность в санаторно-курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости россиян, в том числе в региональном разрезе, и по таким группам населения, как участники ВОВ, инвалиды, дети, жители экологически неблагополучных районов и др.;

- не упорядочено обеспечение путевками населения территорий;

- требует изменения работа научно-исследовательских организаций;

- необходим механизм обновления стандартов предоставления медицинских услуг с учетом новых медицинских технологий;

- необходим новый финансовый менеджмент, основывающийся на реализации межбюджетных отношений и работе, как с государственным страховщиком, так и со страховыми медицинскими организациями;

- требуется создание научно обоснованных результативных коротких лечебных курсов, их легализация в соответствующих нормативных актах;

- очевидна необходимость организации системы переобучения медицинского персонала (при медицинских вузах или базовых санаториях);

- целесообразно налаживание информационно-рекламного дела усилиями дееспособного органа управления отраслью, и на федеральном, и на региональном уровне;

- для эффективного развития санаторно-курортных организаций важно не только привлечение частных капиталов и инвестиций (в том числе иностранных), но и участие государственных органов;

- отсутствует эффективная система государственного управления курортом, нет федерального органа исполнительной власти, которому на правительственном уровне необходимо определять основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;

- важным моментом является возрождение традиции регулярного санаторно-курортного лечения и оздоровления, как неотъемлемой части национальной культуры и здорового образа жизни [4,9,10].

Существующий в России санаторно-курортный комплекс представлен здравницами разной ведомственной принадлежности (Минздрава России, ФСБ России, Минобороны России, ФМБА России, РЖД и др.), организационно-правовой формы (учреждение, организация, акционерное общество и др.), формы собственности (государственная, общественная, в том числе профсоюзная, частная, иностранная, смешанная и др.) [12].

Наличие в государственном секторе санаторно-курортных учреждений ведомственного подчинения (впервые организованных в 1923 г.) является специфической чертой созданного в РФ санаторно-курортного комплекса. Принадлежность санаторно-курортных учреждений к системам РЖД, МВД, Министерству обороны, ФСБ и др. или отдельным крупным промышленным предприятиям всегда обеспечивало им дополнительное финансирование и высокую степень материально-технической обеспеченности и возможностей. В период внедрения рыночных отношений это позволило им отчасти пребывать в более выигрышном положении. Являясь частью здравоохранения Российской Федерации, ведомственный санаторно-курортный комплекс развивался под влиянием тех же политических, социальных и экономических внешних факторов. При этом определенные нюансы ему придавали внутренние факторы, обусловленные принадлежностью к тому или иному ведомству.

Актуальность изучения санаторно-курортной помощи, оказываемой в системе ведомственной медицины, обусловлена накопленным опытом реализации профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану, укрепление и восстановление здоровья граждан.

Проблемы ведомственного здравоохранения на современном этапе представляют собой большой научный интерес в свете решения таких наиважнейших задач, как сохранение здоровья экономически активного населения, своевременное выявление негативных профессиональных факторов, формирование программ по профилактике возможных заболеваний, организация в полном объеме лечебно-диагностических мероприятий.

Несмотря на то, что ведомственное здравоохранение МО, МВД, ФСБ, железнодорожников, энергетиков имеет значительно лучшие показатели состояния здоровья своих сотрудников, чем в целом по стране, обусловленные лучшим финансированием, материально-техническим оснащением, подбором кадров, в публикациях и научных исследованиях, тем не менее, нельзя не отметить низкую эффективность использования имеющихся ресурсов ведомственного санаторно-курортного комплекса, негативные тенденции кадрового обеспечения и использования коечного фонда, несбалансированность структуры санаторно-курортного обеспечения, ориентацию лечебно-профилактических мероприятий преимущественно на борьбу с имеющимися болезнями, а не на охрану здоровья, совершенствование медико-оздоровительных мероприятий, на первичную профилактику преморбидных состояний, на отсутствие четких критериев оценки эффективности санаторно- курортной помощи. Несомненно, в ведомственном санаторно-курортном комплексе имеются резервы совершенствования деятельности санаторно-курортных организаций, повышения качества и эффективности оздоровления и реабилитации в них [7], опыт использования которых, может быть распространен на санаторно- курортный комплекс в целом.

Список литературы

1. Баклушина Е.К. Государственная политика в сфере санаторно-курортного лечения // Восстановительное лечение в условиях санатория: Мат. 2-ой научно-практич. конф. 25-27 июня 2007 г. г.Череповец. – Череповец, 2007. – С. 10-15.

2. Буевская А.А., Лебедев А.А. История и современность социально-экономических проблем санаторно- курортной отрасли в России и за рубежом / Проблемы управления здравоохранением. – 2002. - № 5. - С. 70- 73.

3. Васин В.А. Восстановительное лечение и реабилитация в условиях лечебно-профилактических учреждений (организационные вопросы) // Здравоохранение. – 2004. - № 9. – С. 41-47.

4. Казаков В.Ф., Балакин С.А., Пестов Ю.Д., Дмитриев А.Я., Митрошкина Т.А. Задачи повышения

экономической эффективности санаторно-курортного учреждения // Курортные ведомости. – 2008. - № 6. Электронная версия.

5. Лимонов В.И. Проблемы развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации в период рыночных отношений (экономический аспект) // Экономика здравоохранения. - 2006. - N 3-4. - С. 47-51.

7. Поздняков В.А. Медико-организационные аспекты совершенствования санаторно-курортного обеспечения в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2015. – 24 с.

8. Поляков Б.А., Кизеев М.В. Эффективность медицинской и хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения санаторного типа в период активной фазы реформирования отрасли и макроэкономической нестабильности // Вопросы курортологии, физиотерапии, лечения и физической культуры. – 2010. - № 2. – С. 59-61.

9. Понамарев О.И. Санаторно-курортные организации: особенности, задачи, проблемы и их решение // Российское предпринимательство. - 2009. - № 6, Вып.2(137). - С.144-148.

11. Стародубов В.И., Хальфин Р.А., Сиземова Л.И., Ерофеев Ю.Б. Необходимость развития курортно- рекреационного комплекса РФ // Здравоохранение. – 2004. - № 9. – С. 15-20.

12. Разумов А.Н., Поважная Е.Л. Медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение // Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство / Под ред. В.И. Стародубова, О.П. Щепина и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – С. 301-310.

13. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать? – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 704 с.

Проведение рыночных реформ в постсоветской России, бурное развитие предпринимательства в сфере курортного обслуживания привели к формированию иных подходов к управлению санаторно-курортными организациями, возникновению новых технологий курортного обслуживания.

На современном этапе меняется роль санаторно-курортного комплекса в системе общественных отношений, чему способствует планомерный уход (прежде всего финансовый) государства из этой сферы. Сформировался рынок санаторно-курортных услуг, и, как следствие, возникла необходимость обеспечения прибыльной работы здравниц.

В связи с этим в санаториях появились новые должности, подразделения и целые направления, ранее не представленные в этой сфере (маркетинг, сервис-центры, анимация и т д.).

Традиционная лечебно-оздоровительная направленность отечественной санаторно-курортной системы, которой мы заслуженно гордимся, требует от специалистов немедицинского профиля знания основ курортологии.

Однако курортное дело включает ряд разделов, которые не изучаются в рамках курса курортологии, поскольку это хотя и близкие, но разные дисциплины. Прежде всего это касается управленческих аспектов, вопросов курортного сервиса и организации отдыха. Рассчитывать на то, что клиент будет мириться с заведомо плохим обслуживанием, было бы непростительной ошибкой. Поэтому в рамках своей деятельности организаторы курортного дела должны информировать потенциального клиента об ассортименте и качестве предлагаемых услуг и обеспечивать их соответствие заявленному уровню.

1. Сущность и задачи курортного дела. Предмет и основные понятия курортологии

Согласно официальному, законодательно закрепленному определению, курортное дело - это совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов.

Очевидно, что на современном этапе в условиях активно развивающихся рыночных отношений это определение не исчерпывает всей широты реальных отношений по организации курортной деятельности. Более детализированным и соответствующим Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации (2003) является следующее определение: курортное дело (деятельность) - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению профилактики заболеваний, лечению и реабилитации больных на основе использования природных лечебных ресурсов, изучения их свойств и механизмов действия, комплекс мероприятий по организации, строительству, управлению курортами, обеспечению лечения и культурно-бытового обслуживания граждан, эксплуатации и охране природных лечебных ресурсов и санитарной охране курортов.

Этот сектор экономики сферы услуг выполняет важные социальные задачи, главными из которых являются:

укрепление здоровья населения (индивидуального и общественного) на основе рационального использования природно-рекреационных ресурсов и отечественного курортного комплекса (санаторно-курортной инфраструктуры и кадрового потенциала);

восстановление трудовых ресурсов, занятости населения и развития курортов.

Научную медицинскую основу курортного дела составляет курортология.

Курортология - медицинская научная дисциплина, изучающая целебные свойства природно-климатических и преформированных физических факторов, характер их действия на организм человека, возможности их использования для лечения и профилактики заболеваний, а также с целью оздоровления.

Курортология как наука базируется на следующих направлениях:

бальнеология (лат. balneum - ванна) - наука о лечебных водах, бальнеотерапия -использование минеральной воды в лечебных целях;

климатология - учение о климате, климатотерапия - использование климата в лечебных и оздоровительных целях:

2.1) гелиология - наука о солнце, гелиотерапия - использование солнечных лучей в лечебных и оздоровительных целях,

2.2) аэрология - учение о воздухе, аэротерапия - использование воздуха в лечебных и оздоровительных целях,

2.3) талассология - учение о море; талассотерапия (греч. thalassa - море) - лечение морским климатом и купаниями в сочетании с солнечными ваннами;

3) диетология - учение о питании, диетотерапия - использование питания в лечебно-оздоровительных целях;

4) кинезитерапия - лечение движением, физическая культура - активный отдых и лечебная физическая культура (ЛФК);

5) физиотерапия - использование преформированных физических факторов (искусственных факторов) в лечебных целях.

Курорт (нем. Kurovt - лечение и Ort - место) - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях территория с природными лечебными ресурсами. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основе научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.

В зависимости от географического расположения и характера климатических условий в курортной местности может быть один или несколько природных лечебных факторов.

По характеру природного фактора курорты делятся:

на климатолечебные, основными лечебными факторами которых являются различные составляющие климата. В соответствии с природно-климатическими зонами такие курорты подразделяют на равнинные, степные, пустынные, горные, приморские и прочие;

на бальнеолечебные, основным лечебным фактором которых является минеральная вода различных типов;

на грязелечебные, основным лечебным фактором которых является грязь различных типов;

на смешанные, располагающие комплексом лечебных факторов.

По степени лечебной эффективности природных лечебных факторов, уровню их освоенности и благоустройства курорты подразделяют на курорты и лечебно-оздоровительные местности федерального, регионального и местного значения.

К курортам федерального значения относятся города-курорты Черноморского побережья Краснодарского края, Кавказских Минеральных Вод, Нальчик, Сергиевские Минеральные Воды, Белокуриха, курортная зона Санкт-Петербурга на побережье Финского залива, приморские курорты Калининградской области. На современном этапе курорты регионального значения находятся в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Курорты местного значения определяют органы местного самоуправления в благоприятных ландшафтных и микроклиматических условиях вблизи крупных городов и промышленных зон.

Курортный фонд Российской Федерации - это совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов.

В зависимости от целей деятельности в функции курортов могут входить:

медицинская реабилитация больных;

восстановительное лечение лиц с преморбидными и донозологическими формами и состояниями;

оздоровительный отдых и профилактика заболеваний;

культурно-познавательная и развлекательная.

Первые три функции курортов составляют основу курортной терапии - лечебного применения природных физических факторов.

Оздоровительный отдых - пребывание на курортах практически здоровых лиц, не нуждающихся в специальном медицинском уходе, врачебном наблюдении и лечении. На современном этапе основными оздоровительными факторами служат физическая культура и спорт, ближний и дальний туризм, природные лечебные факторы, используемые для закаливания организма, а также культурно-массовые мероприятия.

Медицинский (лечебный) туризм - временный выезд с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных и эвристических целях. Выделяют водный, горный, лыжный туризм, а по продолжительности - краткосрочный (пять-семь суток) и долгосрочный (более семи суток).

Курорты расположены в лечебно-оздоровительных местностях - на территориях, обладающих природными лечебными ресурсами, пригодными для организации лечения и профилактики заболеваний. Для наиболее эффективного использования таких местностей в лечебных и оздоровительных целях необходимо наличие курортной инфраструктуры.

Под курортной инфраструктурой следует понимать систему материальных объектов и видов деятельности по оказанию курортных услуг населению, способствующих укреплению здоровья. Курортная инфраструктура включает в себя лечебно-профилактические, культурно-бытовые и развлекательные учреждения, спортивные площадки, специально обученный медицинский и обслуживающий персонал и т.п. Курортная инфраструктура является подсистемой социальной инфраструктуры и имеет свою подсистему вспомогательных хозяйств (коммуникации, дороги, транспорт и др.).

Курортное хозяйство, функцией которого является обслуживание людей с целью лечения и отдыха, представляет собой комплекс лечебно-профилактических учреждений: санаториев, лечебных пансионатов, курортных поликлиник, пляжей, галерей минеральных вод, водолечебниц, радонолечебниц, грязелечебниц, соляриев, аэрариев, бассейнов и аквапарков, тематических и природных парков и др.

Таким образом, на современном этапе, научно-практическая деятельность на курортах достаточно разнообразна и включает несколько основных направлений.

Это обусловлено комплексностью санаторно-курортного продукта, включающего несколько базовых составляющих: лечебно-оздоровительные услуги, услуги размещения, питания, досуга.

Следует отметить, что в пределах данной работы рассмотрены только те немедицинские виды деятельности, которые осуществляются в рамках работы санаторно-курортных учреждений. Другие виды деятельности на курорте (массовое питание, транспортное обслуживание, обширная сфера развлечений и пр.), хотя и имеют прямое отношение к оказанию курортных услуг (а часто и входят в их состав), являются предметом изучения других дисциплин.

В задачи курортного дела входят:

разработка научных основ организации курортного дела, вопросов управления и экономического регулирования этой деятельности;

разработка методов и технологий санаторно-курортного лечения и оздоровления;

изыскание курортных ресурсов;

изучение потребности населения в санаторно-курортном оздоровлении и лечении, в том числе рекреационных потребностей;

разработка правовых аспектов курортной деятельности, лицензирования, стандартизации и сертификации курортных услуг;

эксплуатация курортных объектов (здравниц, курортной инфраструктуры);

совершенствование технологий и повышение качества курортного обслуживания, в том числе размещения, питания, анимационно-досуговой деятельности;

разработка научных основ и нормативов санаторно-курортной инфраструктуры, благоустройства, в том числе санитарной охраны курортов.

Похожие страницы:

Проблемы развития туризма в Республике Казахстан на современном этапе

Развитие малого бизнеса в России на примере курорта Геленджик

. , чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить . .: СПб ГУЭФ 2001. – 348 с. Ветитнев А.М. Курортное дело: Учебное пособие / Л.Б. Журавлева. – М.: КНОРУС, 2006 .

История развития курортного дела на Черноморском побережье Кавказа

. история развития курортного дела………………………. 11 2.2. Развитие курортного дела в России………………………………..12 2.3. История развития курортного дела на черноморском побережье Кавказа…………………………………………………………………………. 17 III. История развития курортного дела на .

Развитие международного туризма в России (2)

. развитие международного туризма в СССР: – проанализировать состояние международного туризма в России на современном этапе . территорий, строительство курортных комплексов требуют больших . органами здравоохранения в деле предоставления исчерпывающей туристской .

Развитие рынка страховых услуг в Российской Федерации на современном этапе

4 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 9 ГЛАВ А 1. ГЛАВА 2. К УРО РТН О Е ДЕЛО В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЛЕЧЕБНО-О ЗД ОРО ВИТЕЛЬН О М ТУ РИ З М Е 1.1. Сущность и задачи курортного дела. Предмет и основные понятия курортологии Место санаторно-курортного комплекса в сфере оказания услуг населению Российской Федерации. Взаимосвязь курортного дела с другими видами деятельности Курортные факторы: понятие, классификация, возможности использования в лечебных и оздоровительных целях Лечебный и оздоровительный туризм. Основные типы курортов Контрольные вопросы ОСНОВЫ К УРО РТН О Й МЕДИЦИНЫ 2.1. Понятие индустрии здоровья Система организации здравоохранения в России. Этапность оказания медицинской помощи Взаимодействие организма с окружающей средой. Биосоциальные аспекты здоровья и болезней Состояние здоровья взрослого и детского населения России. Оценка потребности различных слоев населения в санаторно-курортном оздоровлении Сущность и составляющие современной курортной медицины Контрольные вопросы ГЛАВ А 3. ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА К А К НОВОЕ П РО Ф И ЛАКТИ Ч Е С К О Е НАПРАВЛЕНИЕ 3.1. Понятие восстановительной медицины Сохранение и восстановление здоровья здоровых

5 ГЛАВА 4. ГЛАВА 5. 4 ГЛАВ А 6. ГЛАВА 7. ГЛАВА Реабилитационный потенциал и система реабилитации на курорте Контрольные вопросы РЕКРЕАЦИОННЫ Е ОСНОВЫ К У РО РТН О ГО ДЕЛА 4.1. Понятие рекреации Свободное время и рекреация. Рекреационное пространство Классификация и структурные особенности рекреационной деятельности Контрольные вопросы И СТОРИЯ РАЗВИТИЯ К УРО РТН О ГО ДЕЛА 5.1. Исторические аспекты курортного дела и курортологии Развитие курортного дела в России Контрольные вопросы К УРО РТН О -РЕ К РЕ А Ц И О Н Н Ы Е РЕСУРСЫ РОССИИ 6.1. Понятие, свойства, состав и основные характеристики курортно-рекреационных ресурсов Природные лечебные ресурсы России Охрана природных лечебных ресурсов Рекреационное районирование, рекреационные зоны, особенности и возможности использования Контрольные вопросы ЛЕЧЕБНЫЕ М ИНЕРАЛЬНЫ Е ВОДЫ 7.1. Определение и основные понятия бальнеологии История развития бальнеологии Лечебные минеральные воды России Основные методы бальнеологического лечения Контрольные вопросы ГРЯЗЕЛЕЧЕНИЕ В К У РО РТН О Й ПРАКТИКЕ 8.1. Понятие лечебных грязей Виды лечебных грязей Развитие грязелечения Особенности оздоровительного воздействия лечебных грязей на организм человека Методики проведения грязелечебных процедур Контрольные вопросы

6 ГЛАВА 9. ОСНОВЫ К Л И М А ТО Л О ГИ И И Л А Н Д Ш А Ф Т Н О Й РЕ К РЕ А Л О ГИ И 9.1. Понятия и задачи климатотерапии. Климатические факторы Типы климата и погоды и их влияние на организм человека Медицинская характеристика климата основных природных зон Основные виды климатотерапии Курортные ландшафты и их использование для лечения и отдыха Контрольные вопросы ГЛАВА 10. П РЕ Ф О РМ И РО В АН Н Ы Е И РЕДКИЕ ЛЕЧЕБНЫЕ К УРО РТН Ы Е Ф А К ТО РЫ Место физиотерапии в оказании санаторно-курортных услуг. Основы взаимодействия организма с физическими факторами Искусственные физические факторы, применяемые в курортной лечебной практике Применение редких и нетрадиционных методов лечения Контрольные вопросы ГЛАВ А 11. К У Р О Р Т Н А Я ДИЕТОТЕРАПИЯ Эволюция подходов к организации санаторно-курортного питания Основы организации лечебного питания на курортах Контрольные вопросы ГЛАВА 12. АКТИВН Ы Е ВИДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ Характеристика активных видов отдыха и оздоровления Основные режимы двигательной активности на курортах Спортивно-оздоровительная база и кадры Контрольные вопросы ГЛАВ А 13. АН И М А Ц И О Н Н О -Д О С УГО В А Я Д Е ЯТЕЛЬН О С ТЬ В С А Н А Т О Р Н О -К У Р О Р Т Н Ы Х О РГАН И ЗАЦ И Я Х Организация досуга и развлечений в санаторно-курортных учреждениях Анимационный сервис как новое направление в организации досуга отдыхающих Контрольные вопросы

7 ГЛАВ А 14. ЛЕЧЕБНЫ Й Т У Р И З М И М ИРОВЫ Е К У Р О Р Т Ы Современный рынок лечебного туризма Лечебно-оздоровительный туризм в Европе Лечебно-оздоровительный туризм в Америке Лечебно-оздоровительный туризм в Азии, Океании и Африке Контрольные вопросы ГЛАВА 15. УПРАВЛЕНИЕ К УРО РТАМ И. Ф О Р М Ы К У Р О Р Т Н О Й ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ Эволюция подходов к управлению курортами Управление курортами на различных уровнях Функции управления в санаторно-курортных учреждениях Концепция маркетинга в управлении санаторно-курортной деятельностью Основные формы курортной деятельности в России Организация работы санатория Контрольные вопросы ГЛАВ А 16. ОСНОВЫ БАЛЬНЕОТЕХНИКИ Предмет и задачи бальнеотехники Технологические схемы Кондиционирование минеральных вод Разработка месторождений и кондиционирование грязей Транспортировка минеральных вод и пелоидов Бальнеотехнические сооружения и устройства Контрольные вопросы ГЛАВ А 17. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИ РО В АН И Е ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С А Н А ТО РН О -К У РО РТН Ы Х О РГАН И ЗАЦ ИЙ. ЛИ ЦЕНЗИ РОВАН И Е И С Е РТИ Ф И К АЦ И Я С А Н А ТО РН О -К У РО РТН Ы Х У С Л У Г Правовое регулирование отношений в санаторно-курортной сфере Некоторые проблемы правового регулирования в сфере реализации санаторно-курортного продукта Лицензирование, стандартизация и сертификация санаторно-курортных у с л у г Контрольные вопросы

от 24 июня 2003 года N 11

О Концепции государственной политики развития
курортного дела в Российской Федерации

Заслушав и обсудив доклад о проекте Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации, коллегия отмечает, что в комплексе лечебно-профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья человека, особое место занимает санаторно-курортное лечение и оздоровление.

Особую значимость данное направление приобретает в связи с переходом отечественного здравоохранения от системы, ориентированной преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан, основанной на повышении функциональных возможностей организма и профилактике заболеваний.

Существенная роль принадлежит санаторно-курортной помощи в организации медицинской реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в долечивании больных непосредственно после стационарного лечения по поводу тяжелых заболеваний и оперативных вмешательств на сердце, сосудах и желудочно-кишечном тракте.

Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса.

В настоящее время сеть санаторно-курортных организаций и учреждений составляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, в которых ежегодно получают помощь более 5 млн. человек.

Вместе с тем особенности работы санаторно-курортных учреждении в условиях рыночной экономики, значительное сокращение объемов финансирования здравниц из федерального, местных бюджетов и средств обязательного социального страхования, ослабление координации их деятельности со стороны государства привели к сокращению за последние десять лет числа санаториев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев на 30%, числа коек в них - на 20%, а также к ухудшению материально-технической базы ряда санаторно-курортных учреждений.

Сложилась диспропорция между высокой потребностью в санаторно-курортных услугах и отсутствием возможности в их получении из-за низкой платежеспособности населения.

В связи с возрастанием стоимости услуг по лечебно-профилактическому применению природных лечебных факторов уменьшился объем их использования в практике курортов.

Имеет место самозахват участков территорий курортов и курортных местностей под частное строительство и нецелевое использование курортных земель.

В значительной степени сократилось проведение научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологического оборудования. Идет процесс нерационального использования ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей. Требуется совершенствование имеющихся и разработка новых технологий и методик санаторно-курортного лечения и оздоровления, программ оценки их эффективности и качества.

Необходима дальнейшая разработка законодательной и нормативной правовой базы деятельности курортов и санаторно-курортных организаций, медико-экономических стандартов санаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской деятельности здравниц.

Существенные недостатки имеются в уровне профессиональной подготовки и переподготовки кадров для санаторно-курортного комплекса.

Для обеспечения системного подхода к решению проблемы охраны здоровья населения страны и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 284 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федераций", определившим Минздрав России федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела, разработан проект Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации.

Основные положения проекта данной Концепции были обсуждены и одобрены участниками Всероссийского форума "Здравница-2002" в октябре 2002 года.

Главной целью государственной политики в санаторно-курортной сфере является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи.

Будет улучшено состояние инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечена экономическая стабильность в деятельности всего санаторно-курортного комплекса, что позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России и повысит уровень оказания санаторно-курортной помощи и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса.

В качестве механизма осуществления Концепции предусматривается разработка плана мероприятий по реализации указанной концепции на период до 2010 года, объединяющего усилия министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, органов управления здравоохранением, санаторно-курортных организаций по развитию курортного комплекса и совершенствованию санаторно-курортной помощи населению Российской Федерации.

Рассмотрев проект Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации, коллегия

1. Одобрить, в основном, Концепцию государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации.

2. Департаменту организации и развития медицинской помощи населению (А.В.Смирнов), Российскому научному центру восстановительной медицины и курортологии Минздрава России (А.Н.Разумов):

2.2. В срок до 1 декабря 2003 года внести предложение Правительству Российской Федерации об утверждении Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации.

3. Контроль за выполнением решения Коллегии оставляю за собой.

Концепция государственной политики развития
курортного дела в Российской Федерации

Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в развитие Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года N 1202-р, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2002 N 284 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации", определившего Минздрав России федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела, а также в соответствии с планом Минздрава России по реализации положений послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002 года.

Настоящая Концепция определяет основные задачи и направления государственной политики развития курортного дела в России, создавая основу для разработки конкретных планов и программ по ее реализации.

1. Основные понятия, термины и определения,
используемые в концепции

Концепция - система взглядов, определяющих замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда, проекта и т.д.

Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Курортное дело (деятельность) - совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению профилактики заболеваний, лечению и реабилитации больных на основе использования природных лечебных ресурсов, изучения их свойств и механизма действия, комплекс мероприятий по организации, строительству, управлению курортами, обеспечению лечения и культурно-бытового обслуживания граждан, эксплуатации и охране природных лечебных ресурсов и санитарной охране курортов.

Курортология - (курорт + греч. logos учение, наука) - наука, изучающая природные лечебные факторы, их воздействие на организм и разрабатывающая методы и организационные формы их использования для лечения и профилактики как на курортах, так и во внекурортных лечебно-профилактических учреждениях.

Курортный фонд - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов), в том числе объектов недвижимости санаторно-курортного назначения.

Природные лечебные ресурсы - природные факторы, используемые в лечебных и профилактических целях. К основным природным факторам относятся минеральные воды, лечебные грязи и благоприятные свойства климата.

Путевка (курсовка) - документ, удостоверяющий право граждан на получение комплекса санаторно-курортных услуг.

Санаторно-курортные организации - предприятия, учреждения, организации, различной формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные как на территории курортов, лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов.

Санаторно-курортное (амбулаторно-курортное) лечение - медицинская помощь, осуществляемая в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных факторов в условиях пребывания на курорте, в лечебно-оздоровительной местности, в санаторно-курортных организациях.

Санаторно-курортные услуги - услуги по оказанию профилактической, лечебной, реабилитационной помощи, проживанию, питанию, проведению досуга и другие сервисные услуги, оказываемые на курорте, в лечебно-оздоровительной местности и в санаторно-курортных организациях.

2. Состояние проблемы и обоснование необходимости
разработки Концепции

Санаторно-курортное дело в России традиционно является составной частью государственной политики и важным разделом национальной системы здравоохранения, позволяющим целенаправленно и эффективно осуществлять профилактику заболеваний и восстановительное лечение больных, проводить их реабилитацию. Организация санаторно-курортной помощи основана на принципах профилактической и реабилитационной направленности, этапности и преемственности между амбулаторно-поликлиническими, стационарными и санаторно-курортными учреждениями, специализации оказываемой помощи.

Курорты России располагают практически всеми известными в мире типами лечебных минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов, в том числе не имеющих аналогов в мире, ресурсы которых обеспечивают существующую потребность и перспективу развития курортного комплекса. Федеральным законом от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

Сеть санаторно-курортных учреждений России в настоящее время составляет более 2,4 тыс. здравниц общей мощностью 409,5 тыс. коек, в которых ежегодно получают лечение и оздоровление более 5 млн. человек. Вместе с тем за последние десять лет число санаториев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев сократилось на 30%, а число коек в них - на 20%.

Внимание к проблемам организации санаторно-курортной помощи населению во многом обусловлено негативными тенденциями в состоянии здоровья населения, в т.ч. детей и подростков, высоким уровнем профессиональной заболеваемости и инвалидности граждан.

Основными факторами, сдерживающими дальнейшее развитие курортного дела в Российской Федерации, являются:

недостаточное законодательное и нормативное правовое обеспечение санаторно-курортной деятельности;

сложившаяся диспропорция между потребностью в санаторно-курортном лечении и отсутствием возможности приобретения путевок из-за низкой платежеспособности населения;

крайне низкая обеспеченность санаторно-курортным лечением социально незащищенных категорий населения (дети, больные туберкулезом, пенсионеры, инвалиды, граждане, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС и др.);

существенное сокращение финансирования расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей за счет средств обязательного социального страхования;

ухудшающаяся материально-техническая база санаторно-курортных учреждений из-за недостаточности финансирования из федерального и местных бюджетов;

недостаточный уровень развития инфраструктуры курортов и невысокий уровень обслуживания больных в ряде здравниц;

урбанизация и перенаселение курортных местностей, чему способствует возросшая миграция населения;

полулегальный и нелегальный захват участков и территорий курортных местностей, непродуманное и несогласованное городское и курортное строительство, приводящие к запредельным нагрузкам на коммуникации, нехватке питьевой воды, отказам системы канализации и другим аварийным ситуациям;

отсутствие механизма функционирования здравниц в условиях рыночной экономики и благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие курортного комплекса;

отсутствие государственной рекламы и системы информирования населения о преимуществах лечения на российских курортах и одновременная активная реклама некоторыми средствами массовой информации зарубежных курортов и мест отдыха;

ослабление контроля за использованием природных лечебных ресурсов, что привело к нерациональному расходованию ценнейших месторождений минеральных вод и лечебных грязей, уменьшению их применения в практике работы санаторно-курортных организаций;

значительное сокращение проведения научно-исследовательских и производственных работ в области разведки и использования природных лечебных ресурсов, разработки и внедрения в практику современного технологического оборудования, новых методик диагностики, лечения и оздоровления больных в санаторно-курортных условиях;

отсутствие эффективной системы обеспечения научных исследований по разработке современных технологий лечебно-профилактического применения природных факторов и механизмов их внедрения в практику здравоохранения;

отсутствие научно-обоснованных медико-экономических стандартов санаторно-курортных услуг и критериев лицензирования медицинской деятельности здравниц;

недостаточная подготовка и переподготовка кадров на основе новых образовательных программ с современным научно-методическим обеспечением.

3. Цель и основные задачи государственной политики
развития курортного дела в Российской Федерации

Главной целью государственной политики в санаторно-курортной сфере является создание в Российской Федерации современного высокоэффективного курортного комплекса, обеспечивающего широкие возможности для укрепления здоровья населения страны и удовлетворения потребности граждан в санаторно-курортной помощи.

Основными задачами государственной политики, развития курортного дела в Российской Федерации являются:

восстановление и развитие системы государственного регулирования и координации в сфере курортного дела на федеральном и региональном уровнях;

разработка предложений по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы в сфере курортного дела;

организация работы по формированию федеральных целевых программ в сфере курортного дела и обеспечение их реализации;

межведомственная и межрегиональная координация санаторно-курортной деятельности;

контроль за сохранением и рациональным использованием природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

разработка и ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;

развитие инфраструктуры курортов, улучшение материально-технической и научно-методической базы санаторно-курортных и научно-исследовательских учреждений;

разработка и реализация комплекса мер по формированию рыночных механизмов в сфере курортной деятельности, кооперации санаторно-курортных организаций с транспортными, сельскохозяйственными, производственными, банковскими структурами, страховыми и туристско-рекламными организациями, использование приемов маркетинга, менеджмента, опыта организации туристического бизнеса в продвижении на рынок санаторно-курортных услуг;

Читайте также: