Женский монастырь в ставропольском крае в котором можно пожить

Обновлено: 18.09.2024

Как поступить в монастырь – Святые Отцы советуют выбирать монастырь по Настоятельнице. Надо поездить, присмотреться, почувствовать, к чему Ваше сердце больше склоняется. Как люди все разные, так и монастыри. Смотрите, что больше Вам подходит, а главное, смотрите на добродетели сестер, если внешнее соответствует внутреннему, если среди сестер отношения доброжелательные, если с благоговением совершаются Богослужения и выполняются послушания, то есть смысл остановить свой выбор. Имеются еще определенные особенности во внутренних порядках монастырей, в их месторасположении, в сфере деятельности.

Немаловажны и материальные и бытовые условия, потому что сейчас люди слабые, больные, привыкшие к удобствам, а лишившись самого элементарного, как, например, естественного света в келье, теплого санузла, душа, если не индивидуального, то хотя бы общего на коридоре в келейном корпусе, то мало-помалу человек начинает ослабевать и унывать, не понимая причины. Для современного новоначального послушника мера подвига – отсечение своей воли и добросовестное исполнение данного послушания с молитвой – предостаточна.

И кушать надо досыта, 2-3 раза в день, только не переедать и между трапезами не угощаться, а воздерживаться до назначенного уставом монастыря времени. В наше время люди уже рождаются больными, дышат отравленным воздухом, питаются отравленными продуктами, выживают среди чрезмерной суеты и нервного напряжения. Корми такого человека раз в день хлебом с водой – и чего достигнем? – расстройства телесного здоровья. А тело ведь – наш друг. В прошлом были великие подвижники, которые усердно подвизались как телесно, так и духовно, но и времена тогда были другие, здоровая пища, чистый воздух, и люди были крепче.

Есть необходимость любой послушнице, монахине пользоваться медицинской помощью, поддерживать свое здоровье. Святые отцы говорят, что молодому монаху полезно болеть, иначе какие только глупости не лезут в голову. Но когда речь идет о таких болезнях, которые не дают нести послушание или сильно обременяют ближних, то надо лечиться, ведь врачи от Бога. Часто причиной болезни является непослушание новоначальной, когда сестра, например, самовольно подвизается, чрезмерно постится, поднимает тяжелое или отведенное ночное время на сон использует в праздности или самовольных занятиях – такие действия приводят к плохим последствиям: расстраивается физическое и духовное здоровье.

У нас в монастыре все сестры пользуются медицинской помощью, имеется медицинский центр, где сестры монастыря могут обследоваться у грамотных специалистов и получить медицинскую помощь.

Основное внимание в монастыре уделяется работе над внутренним человеком. Любое дело, выполняемое по назначению начальства, называется послушанием, когда повинующийся перед лицом вездесущего и всевидящего Бога выполняет порученное ему дело искренно, как внешне, так и в клети души своей. Подвизающийся непрерывно упражняется в послушании и молитве – это называется служением Богу.

В монастыре есть правила, утвержденные правящим архиереем, которые каждая насельница должна выполнять. Эти правила таковы, что при тщательном соблюдении их сестра перерождается.

Большое значение для каждого члена семьи имеет окружение в котором он живет. В трудную минуту обязательно подадут руку помощи. Сестры молятся друг за друга и спасаются друг через друга, а когда выявляются немощи, то учатся смиряться, быть снисходительными, любить ближних.

В нашем коллективе приветствуются добрые инициативы сестер, направленные на общее благо или на укрепление монашеских традиций. Также практикуется возможность получения образования, учитываются способности и таланты, организовываются специальные условия для развития потенциала.

У нас в монастыре созданы рукодельные мастерские: швейная, где сестры монастыря сами шьют облачения для священства и монашествующих, а также есть мастерская художественной вышивки. В ближайшее время появится художественная мастерская. Будут открываться и многие другие.

Все, конечно, невозможно описать, монастырь – это особая жизнь, особая атмосфера. У кого есть тяготение к монашеской жизни, должны приехать, пожить, испытать себя: действительно ли есть желание посвятить жизнь Богу и искреннее ли это желание. Одно дело читать о монашестве, паломничать, помышлять о высоком, а другое – проверить себя на деле. В это время с Вами знакомится руководство монастыря, сестры, которые также определяют Вашу способность и готовность покинуть мир и служить Господу Богу всей душой. Далее обычно ведутся беседы, которые также помогают интересующейся сестре сделать правильные выводы, а далее – выбор, если со стороны руководства монастыря имеется согласие о Вашем принятии в число кандидаток. После этого Вы повинуетесь всем правилам монастыря до времени, когда созреет полное решение Настоятельницы принять Вас в число послушниц. Тогда Вы получите подрясник, ремень и четки, Вам будет определено Настоятельницей индивидуальное молитвенное правило и даны наставления. Это первая ступень монашества.

Согласно правилам, в монастырь могут поступить лица не связанные семейной жизнью, девушки, женщины, вдовы без вредных привычек, психически здоровые. Если есть дети, то необходимо сначала их устроить в жизни, после их совершеннолетия. В первую очередь надо выполнить свой родительский долг перед детьми, а затем самим поступать в монастырь. С малолетними детьми в монастырь не поступают.

Россия славится не только разнообразием своих природных зон, но и культурными, национальными и этническими особенностями их жителей. И одна из главных объединяющих сил – это православная вера. Ведь от Калининграда до Владивостока люди живут по одним и тем же заповедям, а многие из них даже целиком посвящают свою жизнь служению Богу.

Сегодня мы рассмотрим несколько самых древних и интересных женских обителей России.

1. Алексеевский монастырь в Угличе

Алексеевский монастырь в Угличе


Православная женская обитель на старинной Огневой горе у Каменного ручья, основанная еще в 1371 году иноком Адрианом, с согласия самого Дмитрия Донского.

Первые каменные строения начали возводить здесь в 1534 году, а после нашествия польско-литовских войск, перебивших всех монахов в 1609 году, была возведена неведомой красоты Успенская Дивная церковь. Здесь же в 1698 году держали бунтовавших против Петра Великого опальных стрельцов.

Также на территории прихода располагается Алексеевская церковь XVI века, полностью переложенная в XIX-ом, и собор Иоанна Предтечи, известный своими потрясающими изразцами.

Собор Иоанна Предтечи

Собор Иоанна Предтечи

2. Благовещенский Киржачский монастырь

Благовещенский Киржачский монастырь

История его основания началась в 1358 году, в котором Сергий Радонежский подвизался со своей братией на киржачской земле. Иноки поставили здесь деревянную церквушку Благовещения Богородицы и несколько скромных келий.

Преемником Радонежского стал Роман Киржачский, приумноживший богатства храма и впоследствии причисленный к лику святых.

К середине XVI века здесь подвизалось уже около сотни монахов, а владения обители вышли далеко за пределы Переславского уезда. В 1764 году она была упразднена указом Екатерины II, однако уже в 1823 году ее восстановление было инициировано императором России Александром I.



Сегодня это действующая обитель, в которой хранится множество православных реликвий, в том числе иконы Благовещение, Спас и Никола.

3. Феодоровский женский монастырь в Переславле-Залесском

Феодоровский женский монастырь в Переславле-Залесском

Феодоровский монастырь заложен в память и на месте битвы 1304 года между войсками московского князя Юрия Даниловича и тверского князя Михаила Ярославича. Победа москвичей случилась 8 июня в день Феодора Стратилата. В этой битве был убит боярин Акинф, родоначальник знаменитого рода бояр Челядниных.

По рождению сына Феодора в 1557 году царь Иоанн Грозный повелел построить каменную церковь в Феодоровском монастыре Переславля-Залесского. Этот храм в честь Феодора Стратилата стал главным собором монастыря и сохранился до настоящего времени.

До 1667 года монастырь был мужским. Известны имена 31 игумена и 27 игумений монастыря.

1.jpg

В 2004 году, в день празднования 700-летия основания Феодоровского женского монастыря впервые со дня закрытия монастыря в 1923 году было проведено Праздничное Богослужение. Божественную Литургию совершали архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, архиепископ Курский и другие при стечении огромного количества православных верующих. Был совершен большой Крестный Ход по улицам города Переславля.

В 2006 году исполнять обязанности настоятельницы монастыря стала монахиня Варвара (Чекоткова). С ее назначением в обители отмечаются большие изменения. Сейчас в монастыре живет 20 сестер.

В Введенском храме совершаются ежедневные богослужения, написан новый иконостас, отреставрирован храм Казанской иконы Матери Божией, восстановлена часовня с колодцем.

Сестры несут послушания в церкви, поют на клиросе, читают неусыпаемую Псалтирь, пекут просфоры, трудятся по благоустройству территории, шьют, занимаются рукоделием. Имеется подсобное хозяйство и огороды, где все делается руками сестер.

4. Богоявленский Авраамиев монастырь

Богоявленский Авраамиев женский монастырь

Старинная православная женская обитель, основание которой датируется еще концом далекого XI века.

На месте, где до того находилось языческое капище Велеса, Авраамий Ростовский поставил деревянную церковь и основал мужской приход, и лишь к концу XVII века все постройки были переложены в камне и окружены стеной.

Богоявленский Авраамиев монастырь

Долгое время здесь хранился святой жезл Авраамия, пока его не забрал в поход Иван Грозный.

Когда-то в чуд­ном ви­де­нии пред­стал пе­ред Ав­ра­ами­ем свя­той апо­стол Иоанн Бо­го­слов и дал ему жезл, увен­чан­ный кре­стом, ко­то­рым пре­по­доб­ный со­кру­шил идо­ла. На ме­сте идоль­ско­го ка­пи­ща свя­той Ав­ра­мий ос­но­вал оби­тель в честь Бо­го­яв­ле­ния и стал ее на­сто­я­те­лем. В па­мять яв­ле­ния пре­по­доб­ный воз­двиг храм во имя апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва.

В период советской власти обитель передали под жилые помещения, а каменную крепостную стену попросту разобрали. С 2004 года эта обитель России возрождена как женская.

5. Николаевский Арзамасский женский монастырь

Николаевский Арзамасский женский монастырь

В конце XVI века на центральной площади основанного Иваном Грозным города Арзамаса поставили храм имени Николая, Мерликийского чудотворца.

Весьма скоро при нем было решено образовать женскую общину, ради чего игумен Сергий даже пожертвовал в этот храм большую резную икону Святителя, которая была знаменита своими целебными свойствами. Храм дважды выгорал, и лишь в 1738 году был перестроен в камне.

Николаевский Арзамасский женский монастырь

До прихода советской власти обитель была знаменита своими рукодельницами, заказы к которым на вязаную обувь приходили со всей России. С 1928 по 1994 год кельи с храмы стояли в запустении, после чего вернулись к Церкви и были восстановлены.

6. Николаевский Клобуков женский монастырь

Николаевский Клобуков женский монастырь

Эта православная обитель изначально закладывалась как мужская, и свой женский статус обрела лишь после возрождения в конце XX века.

Сведения о ее существовании были найдены в источниках еще XIV века, а с 1420 года там подвизался Макарий Калязинский, над собственноручно выстроенной кельей которого в начале ХХ века была выстроена кирпичная часовня.

Николаевский Клобуков женский монастырь

Сегодня в этой женской обители России хранятся такие святыни как мощи и рамка святой Анны Кашинской, копия иконы Андрея Рублева Одигитрия, мощи Макария Калязинского и более 200 других святых, а также старинные иконы разных лет.

7. Петропавловский женский монастырь

Петропавловский женский монастырь

Основание этой женской обители России приписывают Олегу Брянскому в 1275 году, тем более что в храме до сих пор бережно хранятся частички мощей этого богобоязненного князя.

Как и многие другие, был упразднен указом Екатерины Великой, однако восстановлен как община по просьбам меценатов. На их же деньги в приходе были построены соборный и надвратный храмы, организована богадельня и довольно богатое хозяйство, с садом и скотным двором. Там же работали чеканная и иконописная мастерские, рукодельня, больница и церковная школа.

В советские годы здания обители пустовали, и возродился приход лишь в 2002 году.

Петропавловский женский монастырь

В 2004 году был закончен храм во имя святых апостолов Петра и Павла, построенный по образцу одной из новгородских церквей XII века и имеющий высоту 28 метров.

Ныне в монастыре живут монахини. Огород и домашний скот при монастыре обеспечивает их практически всем необходимым. Дважды в день, утром и вечером, монахини совершают крестный ход вокруг монастырского храма.

Еще одно название целебного источника Чокрак-Саглык-су (по-татарски "источник живой, здоровой воды"). Этот источник почитался святым и христианами, и мусульманами и был известен не только в Крыму, но и за его пределами. Возле этого источника была найдена икона с изображением святой Параскевы. На иконе святая изображена стоящей в полный рост, с чашей в руках, а в чаше – исцеленные глаза. По преданию, эта икона спасла город Мариуполь от холеры. Местонахождение этой иконы в настоящее время не известно. Источник имеет форму колодца, над которым установлена часовня.

В пятидесятых годах XIX века у источника святой Параскевы поселилась болгарская девушка Константина. Она жила в соседнем селении Кишлав (ныне село Курское), была простой, богобоязненной и трудолюбивой девушкой. Однажды, когда месила тесто для хлеба, услышала голос Господа и ушла из дома. Семь лет жила одна в Кизилташской пещере, питаясь скудным подаянием, одетая в рубище. После того, как там появились странствующие богомольцы, Константина перешла в Топлу, Она мечтала и неутомимо молилась об основании женской обители и церкви во имя святой Параскевы. Ради осуществления своей мечты, она ходила по окрестным селам, пытаясь собрать деньги на строительство церкви. На собранные ею средства у источника построли часовню. Поселившиеся здесь несколько сестер читали по усопшим псалтырь, служили молебны. Так в 1864 году – молитвенными трудами простой болгарской девушки по имени Константина возник монастырь у источника. Константина до конца своей жизни оставалась при монастыре. Никто точно не знал, сколько ей лет, но казалась она очень старой; некрасивая, маленькая, вся в морщинах, она привлекала внимание блеском своих черных глаз. Была неграмотной, не знала молитв и молилась своими словами. Перед смертью Константина приняла постриг с именем Параскевы. Она умерла в 1874 году и была похоронена в лесу у монастыря, над холмиком установили скромный памятник, который напоминал сестрам о первой потрудившейся духом молитвы и веры к созиданию их обители и сооружению храма во имя святой преподобномученицы Параскевы.

Имение Топлу принадлежало сестрам Зотовым, которые пожелали пожертвовать половину доходов с принадлежащей им земли в пользу женского монастыря. Одна из сестер, Ангелина Алексеевна, в замужестве Ламбири, обратилась к архиепископу Таврическому и Симферопольскому Алексию с просьбою открыть в ее имении Топлу женскую обитель. Строительница обители - матушка Параскева (в миру – московская мещанка Ольга Ивановна Родимцева) прибыла в Топловский монастырь в возрасте 26 лет (в 1875 г.) из московского Страстного монастыря, уже будучи инокиней Вячеславой. Через девять лет, 16 июня 1889 г., владыка Мартиниан постриг ее в монашество с наречением имени Параскевы, в декабре того же года она была назначена настоятельницей монастыря, а 26 июля 1890 г. была возведена в сан игумении.
При матушке Параскеве Топловский монастырь пережил свой наибольший расцвет. Обитель выглядела как райский сад: здесь цвели 200 сортов роз и 150 сортов сирени, был насажен парк с редкими растениями. Имелась прекрасная библиотека, живописная и золотошвейная мастерские. Образцовое хозяйство включало 35 гектар фруктового сада, пасеку, огород, пруд с рыбой, две мельницы. Яблоки из Топловского монастыря вывозили на международные выставки в Париж, и там они занимали призовые места. Работали свои мастерские: сапожная, столярная, слесарная, швейная. В монастыре были своя гостиница, кухня с трапезной, административный корпус, конюшни и сараи, скотный двор. Существовали подворья в Симферополе и Феодосии. Все постройки силами монахинь поддерживались в идеальном порядке. Пятьдесят три года провела матушка в обители, из них тридцать восемь лет она несла нелегкое послушание игумении монастыря. За труды на пользу обители в 1894 г. игумения Параскева была удостоена самой высшей награды, какую только могут иметь монашествующие женщины – наперсного креста.

Но одним из главных дел игумении Параскевы стало строительство Свято-Троицкого собора. Предполагалось, что возводимый собор станет одним из крупнейших в Крыму. Проектировал архитектор В. А. Фельдман. Собор планировалось построить в чисто русском стиле XVII в., двухэтажным. В нижнем этаже должна была располагаться церковь во имя св. преподобномученицы Параскевы, усыпальницы и отопительные паровики; верхний этаж – трехпрестольный: главный престол – во имя Святой Троицы, северный – Архистратига Михаила и южный – Успения Божией Матери. Верхний храм рассчитывался на 700, а нижний – на 200 человек. Строительство не было закончено по печально известным причинам – войны, революция, закрытие монастыря. В 1928 году собор был взорван, и сердце матушки Параскевы не выдержало этого ужасного зрелища. Она скончалась 3 декабря 1928 г. на 80-м году жизни и была похоронена на территории монастырского кладбища.

Возрождение единственного в Крыму женского монастыря началось в 1992 году, когда собрание верующих сел Учебное и Тополевка решило создать православную общину храма "Всех скорбящих Радость". Решением Белогорского районного Совета народных депутатов от 20 декабря 1994 г. монастырю предоставили в постоянное пользование 10,76 га земли – малую часть от прежних земельных угодий. Восстановление утраченного проходило с большим трудом. Предстояло отселение жителей села, прекращение существования пионерлагеря. В 1998 году в сан игумении была возведена инокиня Параскева (в миру – Нина Михайловна Тищенко, родилась 19 сентября 1946 года в Черкасской области. Преподаватель иностранных языков, занималась педагогической деятельностью, преподавала в школе, сельскохозяйственном техникуме. В 1997 г. была пострижена в монахини здесь, в Топловском монастыре, с наречением имени Параскевы).

3 мая 1994 г епископ Симферопольский и крымский Лазарь распорядился передать ковчег с мощами Киево-Печерских святых в виде креста в Топловскую обитель. В настоящее время крест-мощевик находится в церкви святой Параскевы.

Ковчег-ларец со святыми мощами (частица Честнаго и Животворящего Креста Господня, частицы мощей св. великомученика и целителя Пантелеймона и св. преподобномученицы Параскевы). Находился в Топловской обители в дореволюционные годы, позже долго считался утраченным. 24 января 2006 года мощи, вывезенные во время войны за границу, возвращены из Святой Земли в монастырь. В настоящее время ковчежец со святыми мощами находится в алтаре церкви св. Параскевы и выносится на поклонение верующим во время Литургии.

Купели Топловского монастыря.

Топловский монастырь знаменит целебными источниками и купелями, омовение в которых оказывает лечебное действие. Источник святой Параскевы – считается, что вода из этого источника излечивает женские болезни, бесплодие, болезни нервной системы и глаз. Источник находится на территории Топловского монастыря. Рядом с ним крытая купель Святой Параскевы, выстроенная в виде шатра, в которую попадают воды из всех трех источников - источника Святой Параскевы, источника Георгия Победоносца и источника Трех Святителей. Окунаться в ней можно и зимой и летом. Санитарные дни в купели - понедельник, четверг.

Источник Георгия Победоносца расположен в 1,5 км от территории монастыря. По преданию, на этом месте трижды было явление всадника на коне, в котором монахини узнали св. Георгия Победоносца. Пешком 20-30 мин некрутого подъема в гору по лесной тропе. Возле источника две купели - отдельно мужская и женская. Купели открытые, выложены кирпичом. Считается, что воды этого источника излечивают болезни опорно- двигательного аппарата, суставов, нервной системы.

Источник Трех Святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого – считается, что омовение в этом источнике излечивает болезни нервной системы. Источник находится в 3,5 км от источника св. Георгия Победоносца, в горах и в 5 км от территории монастыря. Возле источника Трех Святителей тоже есть купель, но она создана самой природой и представляет собой небольшое озерцо, в которое стекает вода из источника.

Интересна пещерка монахини (Костантины), расположенная в 700 м от территории монастыря. Ее пещерка, вырытая руками, не сохранилась. Пещера была довольно маленькая, так что Константина едва могла влезть в нее, укрываясь на ночь от холода. Нынешняя же пещера - это длинный, довольно узкий и тесный проход, уставленный иконами, свечами и горящими лампадами. Пещера эта была вырублена уже в годы существования монастыря. Здесь в уединении молились схимницы.

В 2002 году монастырь отметил 10 лет со дня своего возрождения. В 2009 году исполнилось 145 лет со дня основания Топловской обители. Ежегодно на престольный праздник (8 августа) сюда стекаются тысячи паломников всех возрастов и общественных положений. Приезжают они и в обычные дни – поклониться святыням монастыря и с верою окунуться в купелях монастыря. Постепенно отстраиваются здания, обитель украшается, хорошеет. Восстановлена часовня над могилой первой игуменьи Параскевы. И к матушке теперь в любое время года приходят люди со своими бедами, горестями, надеются на помощь и получают ее. Затеплив у надгробия свечу, несут ее на могилу, что находится неподалеку. Здесь, по сложившейся традиции (которую никто специально не устанавливал) люди пишут записки со своими просьбами к матушке и опускают их в специальный ящик. Свечку тушат и забирают с собой – как благословение от матушки.

Проживающие в монастыре монахини, ведут хозяйство и принимают паломников. Экскурсии по территории монастыря также проводят монахини. Монастырская гостиница принимает паломников. Целью поселения в монастырской гостинице является посещение богослужений. Срок проживания в монастырской гостинице – не более трех суток. Для желающих остаться в монастыре на более длительный срок необходимо благословение матушки игумении.

Как пожить в монастыре

Приехать в обитель паломником, чтобы пожить пару дней, отобедать в трапезной, помолиться вместе с братией — это прекрасно, но для многих недостаточно. Вот бы поселиться здесь на две-три недели, поучаствовать в монашеской жизни!

Что ж, задача вполне выполнимая.

Трудники и волонтёры

Есть две формы временного пребывания в монастыре. Можно стать трудником — так называют людей, которые приезжают молиться и работать во славу Божию. Трудник не берёт на себя обетов, но в монастыре живёт согласно распорядку и уставу, выполняет послушание, бесплатно работает там, где его благословит монастырское начальство. Ему бесплатно предоставляют место для отдыха и питание.

Вторая возможность для новичков, желающих познакомиться с монастырской жизнью: они могут стать волонтёрами. Это менее ответственно, но тоже позволяет увидеть монашескую жизнь изнутри. Волонтёр живёт и трудится отдельно от братии, по своему распорядку, в свободное время посещает монастырские богослужения, может подойти к исповеди, к опытному духовнику, получить совет. Некоторые волонтёры в дальнейшем становятся трудниками.

В каком качестве ехать в монастырь, каждый решает сам. Если вы не слишком знакомы с церковной жизнью и вас ведёт прежде всего туристическое любопытство, то лучше записаться в волонтёры. А если есть желание помолиться и побыть в одиночестве, то лучше ехать трудником.

Необходимо приглашение

Куда ехать? Очень привлекателен остров Валаам. Туристам повезло: Валаамский монастырь уже более 10 лет принимает волонтёров по специальной программе трёхнедельных летне-осенних лагерей. Вот что рассказывает побывавшая там прошлым летом детский психолог Марина Зиновьева:

— Самое главное — не пропустить момент записи в группу. Набор начинается в апреле на сайте монастыря. Обязательно нужно получить приглашение. И тогда вас встретят, отвезут в обитель, предоставят место для отдыха, хорошее питание… Я вернулась оттуда другим человеком! Работала где скажут: на кухне, в саду. Каждое воскресенье — замечательная экскурсия по острову. Мне как психологу опыт монастырской жизни очень пригодился. Постараюсь передать его детям.

Все работы хороши

Но не только Валаам принимает гостей. Из Успенского женского монастыря в Старой Ладоге сообщают, что ждут летом волонтёров, чтобы выкосить траву на заросшей территории, прополоть свёклу, морковку, подвязать помидоры, напилить и наколоть дров, ухаживать за большим цветником.

Начните с храма и благословения

Получается, при желании можно попасть в любой из 23 монастырей одной только Новгородской епархии. Всего же в России почти тысяча действующих обителей! А ведь есть ещё русские монастыри за рубежом… Поле деятельности огромное. Важно только заранее спланировать свою поездку.

Начинать надо, наверное, с молитвы и благословения. Если вы не сведущи в церковной жизни, приходите в храм, бывайте на службах, познакомьтесь со священником. Его благословение может сыграть важную роль при отборе вашей кандидатуры в волонтёры или трудники.

Турист обычно предвкушает различные удовольствия от поездки, но, когда собираешься в монастырь, важнее подумать, какой внутренний опыт хочешь получить и чем будешь там полезен. Из вещей с собой надо взять паспорт и… зубную щётку плюс рабочая и выходная одежда для посещения храма. Не лишним будет и комплект постельного белья.

Тому, кто курит или любит пропустить стаканчик, лучше оставить дома такие привычки. Мы же едем не в турпоход, а чтобы прикоснуться к святыням, измениться к лучшему. И тогда Бог в помощь!

Читайте также: