Что посетить в оптиной пустыни

Обновлено: 04.07.2024

По неподтвержденным данным, Оптину пустынь мог основать внук Ивана Калиты и родной брат Дмитрия Донского Владимир Андреевич Храбрый. Известно, что он вместе с Сергием Радонежским способствовал основанию Высоцкого монастыря в Серпухове.

Точная дата основания монастыря не известна; по преданиям, скит основал в XIV в. отшельник Опта, что и дало впоследствии монастырю название Оптина пустынь. До своего пострижения в монахи Опта много лет разбойничал на дорогах, шедших к польским границам, но глубокое раскаяние заставило его принять постриг под именем Макария и искупить свою вину подвижническим трудом вдали от людских глаз. Для основания своей пустыни он выбрал глухое место в 2 км от Козельска, со всех сторон окруженное глухим лесом и отделенное от мирян рекой Жиздрой.

Долгие десятилетия о монастыре было известно немногое, история сохранила только имя игумена Сергия, который возглавлял пустынь в первой четверти XVII в., и иеромонаха Феодора, управлявшего малочисленным братством из 5 человек. Однако известно, что к 1630 г. силами монахов в пустыни была возведена деревянная церковь и построены кельи, а поддерживавший православные монастыри царь Михаил Федорович даровал Оптиной пустыни земли и мельницу на реке. Введенский собор, представляющий сегодня центр Оптиной пустыни, был построен при поддержке местных бояр Шепелевых, но Петровские реформы привели пустынь в упадок, дарованные привилегии были отобраны, а в 1724 г. монастырь и вовсе упразднили за малочисленностью его братьев. Даже восстановление монастыря через год после упразднения не могло возродить Оптину пустынь, и к 1773 г. в ней остались только 2 глубоких старца. Только всесторонняя поддержка московского митрополита Платона, а после него — калужского епископа Филарета смогла возродить монастырь и превратить его в один из духовных центров России.

В начале XIX в. в монастыре стали селиться пустынники, многие годы проведшие в молитвах и подвижническом труде, управление монастырем стало осуществляться старцем, постепенно скит стал обустраиваться, квадратная территория монастыря была обнесена оградой, по углам которой расположили четыре башни, в центре скита были возведены Введенский собор и 4 церкви, расходившиеся от собора в виде креста. Дополнила монастырский ансамбль роща, защищавшая закрытый для мирян скит со стороны реки.

Подвижническая жизнь старцев, глубокая духовная атмосфера скита сделали в XIX в. Оптину пустынь местом для отдыха измученных душ: из столицы в скит потянулись страждущие, которые исцеляли израненные сердца беседами со старцами и выполнением каждодневных монастырских обязанностей. Ежедневные молитвы, уединение, царящие в ските любовь и вера способны исцелять самые тяжелые духовные раны и врачевать неизлечимые заболевания души.

Оптинское старчество ведет свое начало от старца Льва, принесшего в Оптину пустынь традиции многочасовых молитв к Господу, которые помогали полностью очистить сердце от мирских забот и гордости и поселяли в нем только любовь, которую старцы щедро дарили всем страждущим. Слезы покаяния, вызванные любовью старца, приносили исцеление от любых недугов. Учеником и восприемником отца Льва был отец Макарий, и они вдвоем стали духовными наставниками следующего оптинского старца — отца Амвросия, который силой своей любви мог творить настоящие чудеса, всегда был оптимистичным и жизнерадостным. Необычайный ум, прозорливость, доброта и оптимизм заставляли искать встречи с ним В. С. Соловьева и К. Н. Леонтьева, убитого горем от потери сына Ф. М. Достоевского и А. К. Толстого. Он знал ответы на все тайны бытия, щедро делился своими знаниями с просившими его о помощи. Избавлял от головных болей, обладал способностью приходить во сне и давать советы или осуществлять исцеление. Остальные старцы обители также обладали уникальными способностями, исцеляли и помогали людям по мере своих сил. После Октябрьской революции Оптина пустынь прекратила свое существование, а оптинские иеромонахи были либо сосланы, либо расстреляны, традиция старчества прервалась.

Но чудеса в намоленном месте не прекратились. Как и прежде, люди сегодня едут сюда за исцелением и получают его, но теперь уже от небесных старцев. Купание в святом источнике приносит здоровье и заряжает бодростью, даже помещения монастыря позволяют сбросить тяжелый каждодневный груз забот и подумать только о душе; посещение храма, причастие и беседы с духовниками дают силы жить дальше. Монастырские служители и поныне, как и в стародавние времена, готовы говорить о каждодневных бедах и проблемах страждущих, помогать решать любые вопросы, исцелять словом и любовью. Мужчины, как и прежде, могут приезжать в скит для длительного проживания, внутри монастыря до сей поры сохранились комнаты Достоевского и Гоголя; женщины не имеют права заходить лишь в скит, но могут посещать монастырь, трапезную, церкви, где покоятся мощи великих оптинских старцев, купальню возле святого источника преподобного Пафнутия Боровского. В отличие от многих паломнических центров в Оптиной пустыни за символическую плату все подготовлено для встречи паломников, начиная от трапезной и заканчивая построенными для них домиками. И такая забота о людях тоже сродни чуду в современном меркантильном мире.

Хотя историки придерживаются не столь романтической, но более правдоподобной версии о том, что один из первых русских монастырей был основан неизвестными отшельниками, в числе которых были и мужчины, и женщины. Такого рода поселения, созданные вдали от людей для совершения подвижнического подвига, и назывались в древности оптиной.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Давидова пустынь – Талеж

Давидова пустынь – Талеж Вознесенская Давидова пустынь расположена в 80 км к югу от Москвы, недалеко от города Чехова. Монастырь стоит на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой белокаменной горе. Обитель основана 15 мая 1515 года преподобным Давидом из рода князей

Оптина пустынь – Шамордино

Оптина пустынь – Шамордино Пустынь расположена на берегу быстрой речки Жиздры, отрезающей ее от остального мира, и окружена бором. Свято-Введенский монастырь – один из древнейших в России. По местному преданию обитель была основана атаманом шайки разбойников по

Что такое пустынь

Что такое пустынь Заметили, что слово пустынь я перевёл как пустота? Поясню почему. Для современного человека, особенно имеющего западный менталитет, должно быть неясно, что за силу содержит в себе пустынь — пустота. Это можно легко показать на примере от обратного. Когда

Никитское (Калужская область)

Никитское (Калужская область) На северной окраине Калужской области в Медынском районе расположено небольшое селение Никитское, в окрестностях которого находится аномальная зона, оказывающая на человека странное, гнетущее воздействие. Само селение слывет в районе

Огарково (Калужская область)

Попов мост (Калужская область)

Попов мост (Калужская область) В юго-западной части Калужской области неподалеку от деревень Коренево и Улемль построен небольшой мост через речку Песочня, прозванный в народе Поповым мостом. Это даже не мост, а, скорее, насыпная дамба над рекой, русло которой проложили в

Черный Поток (Калужская область)

Черный Поток (Калужская область) Людиновский район, расположенный на юго-западе Калужской области, давно стал объектом пристального внимания местных уфологов и исследователей аномальных зон. Близ Людиново постоянно наблюдаются НЛО, подолгу зависающие над различными

Чертово Городище (Козельск, Калужская область)

Чертово Городище (Козельск, Калужская область) Неподалеку от калужского города Козельска на территории национального природного парка Угра находится красивое урочище, в народе называемое Чертово Городище. Неподалеку от него протекает небольшая речушка Чертовская,

18.3. Область исследований

18.3. Область исследований 1. Каббала не затрагивает таких понятий, как суть и абстрактная форма в десяти сфирот, а имеет дело только с материей в них и ее формами, так как форма – носитель материи.Суть человека, как таковая, без материального воплощения, не воспринимается,

Калужская находка

Волгоградская область

Волгоградская область На территории Волгоградской области существует целый комплекс аномальных зон. Среди них — знаменитая Медведицкая гряда, Старополтавская геоактивная зона, село Лебяжья полянау где вот уже продолжительное время наблюдаются проявления

Вологодская область

Вологодская область По частоте феноменов появления НЛО и пришельцев на территории России одно из первых мест принадлежит Вологодской области.Так, город Череповец прославился прежде всего благодаря так называемой близнецовой аномалии: процент близнецов здесь намного

Нижегородская область

Нижегородская область Первомайский треугольникДивеево, где жил преподобный Серафим Саровский, — одно из самых знаменитых святых мест русской земли. Село это, куда постоянно стекаются паломники, расположено на территории Нижегородской области, неподалеку от древнего

Тверская область

Тверская область Многие районы Твери находятся в зонах повышенной геопатогенной опасности. В городе много пустырей, где за всю чуть ли не тысячелетнюю историю города никогда не строили домов. Но, в основном, патогенные зоны лежат на месте засыпанных болот и речных русел.

Тульская область

Тульская область На территории Тулы и ее окрестностей встречается немало уфологических и прочих аномальных феноменов, которые исследователи объясняют наличием множества геоактивных зон.Так, в черте города есть место площадью не более нескольких квадратных метров под

Ярославская область

Ярославская область В Ярославле, согласно статистике, за последние годы значительно выросла смертность. Известно, что вся историческая часть города стоит на старых захоронениях. То и дело в разных местах находят человеческие кости. Например, при закладке фундамента

Монастырь Оптина пустынь – обитель с многовековой историей.

Он основан в начале XV века раскаявшимся разбойником Оптой, в монашестве — Макарием. О нем известно очень немногое: был предводителем разбойничьей шайки, затем раскаялся и был пострижен в монахи. Пустынью же монастырь назвали из-за уединенного монашеского образа жизни.

Монастырь располагается в нескольких километрах от города Козельска, на берегу реки Жиздра. Испокон веков является одним из почитаемых и намоленных мест на Руси. “В Оптину за опытом” – так говорили и говорят паломники и трудники, приезжающие в Оптину пустынь.

Самым сложным для жизни обители стал XVIII век, так как государство ввело для монастырей огромные налоги, таких денег у братии не было. В 1724 году обитель была закрыта, постройки находились в плачевном состоянии. И только в 1741 году началось восстановление монастыря. Согласно историческим данным, в семидесятые годы на территории монастыря постоянно проживало 2 монаха. Постепенно монастырь Оптина Пустынь начал возрождаться и в XIX веке стала главным духовным центром страны.

монастырь Оптина пустынь

Монастырь Оптина пустынь (Калужская область)

Оптина пустынь – центр старчества

Оптина пустынь – это прежде всего ее православные старцы, которых всего 14. Феномен православного старчества заключается в том,что из братии монастыря избирается опытный в духовной жизни монах. Он становится отцом всей монашеской общины и приезжающих в обитель мирян. Им бывает открыта воля Божья о каждом приходящем человеке. Люди приходят к старцу чтобы задать самые сокровенные вопросы. Старец может и не принять человека, причем без объяснения причин. Но если уж принял, то каждое сказанное им слово может стать судьбоносным.

Оптинские старцы

Иеросхимонах Лев

Иеросхимонах Лев первый Оптинский старец. Многие годы пришлось скитаться преподобному Льву от монастыря к монастырю, притерпевая лишение и клевету. И лишь в 61 год он прибыл в Оптину Пустынь, став к тому времени опытным духовным отцом, чья вера в Бога и любовь к людям не знала границ. Много чудес совершил старец при жизни и продолжает совершать по молитвенным просьбам верующих и после своей смерти.

Иеросхимонах Макарий

Схиархимандрит Моисей и схиигумен Антоний

Схиархимандрит Моисей и схиигумен Антоний были родными братьями, показавшими истинный пример любви и духовного родства. При них и расцвело старчество во всем своем великолепии. Отец Моисей славился своей подвижнической жизнью, был очень кротким и смиренным, но при этом мудро управлял Пустынью. При нем строились новые храмы, проводилась благотворительная работа. Во время старчества Моисея монастырь Оптина Пустынь процветал.

Старец Антоний, проведший 14 лет в скиту, тяжело болел, но со смирением принимал свою немощь.

Иеросхимонах Иларион

Иеросхимонах Иларион — ученик старца Макария. Имел такой дар воздействия на человека, что тот, чувствуя присутствие благодати Божьей, со всей откровенностью исповедовал свои грехи старцу. Мог исцелить самые сложные душевные недуги, возвращал к вере православной отпавших от нее христиан.

Иеросхимонах Амвросий

Иеросхимонах Амвросий самый известный из оптинских старцев. Был необычайно умен и обладал феноменальной памятью. Его любовь к людям не знала границ, неудивительно, что и народ любил и почитал старца. Принимал всех: как обычных мирян, так и особ царских кровей. К нему 6 раз приезжал Лев Толстой, после бесед с которым старца находили изможденным, так тяжело давалось ему это общение. К отцу Амвросию приезжал и Федор Достоевский, потерявший в то время сына. Его письма и сегодня имеют большую духовную ценность. Основал Шамординскую женскую обитель. Старца Амвросия канонизировали в 1988 году первым из всех Оптинских святых.

Иеросхимонах Анатолий

Иеросхимонах Анатолий – чуткий и мудрый наставник и молитвенник, мог утешить любого отчаявшегося человека. Заботился не только о духовной жизни монахов, но и о их повседневных нуждах.

Схиархимандрит Исаакий

Схиархимандрит Исаакий стремился сохранить в Оптиной Пустыне установленные ранее правила и установления, отличался простотой и отзывчивостью. В его келью мог прийти любой страждущий человек и получить совет и утешение. Умер преподобный тихо, окруженный плачущими чадами.

Иеросхимонах Иосиф

Иеросхимонах Иосиф ученик старца Амвросия. Отличался необычайным смирением и непрестанной молитвой. Все его беседы с людьми были непродолжительными, умел коротко, буквально в нескольких словах, дать исчерпывающий ответ. Приходящие к нему страждущие чувствовали невероятную силу его молитв и отмечали сияние, исходившее от его лица. Несмотря на свои тяжелые болезни, строго исполнял все посты и носил ветхую и очень простую одежду.

Схиархимандрит Варсонофий

Схиархимандрит Варсонофий из офицера с блестящей карьерой превратился в прозорливого старца. Ему были открыты Богом многие события и мысли приходящих к нему страждущих.

Иеросхимонах Анатолий II

Иеросхимонах Анатолий II исцелял больных, утешал унывающих, давал мудрые советы страждущим. Особое внимание старец уделял исповеданию грехов приходящих к нему людей, при этом горячо молясь. Кающиеся знали, что от духовного взора отца Анатолия невозможно укрыть ни одного греха. После же исповеди давал наставления, всегда поражавшие точностью и прозорливостью.

Иеросхимонах Нектарий

Иеросхимонах Нектарий последний соборно избранный старец. Свои дары прозорливости и чудотворения скрывал за маской юродства. Утешал верующих, подвергшихся гонению за веру со стороны советской власти. По молитвам старца люди, обращающиеся к нему за помощью, выходят из самых сложных жизненных ситуаций.

Иеромонах Никон

Иеромонах Никон продолжал исполнять старческое служение после закрытия Оптиной пустыни. В своем дневнике он писал: “умру, но не уйду.” Преподобный Никон делал все возможное, чтобы сохранить монастырь. К нему в такие сложные для верующих людей времена приходили люди за утешением и словами поддержки. В июне 1927 года старца Никона арестовали. Умер в ссылке.

Архимандрит Исаакий II

Архимандрит Исаакий II на его долю выпали тяжкие испытания: на его глазах закрыли и разорили обитель. Последний оптинский старец мужественно нес свой крест ободряя и утешая страждущих и гонимых советской властью христиан. Четыре раза его арестовывали. На следующий день после Рождества Христова – 8 января 1938 года был расстрелян.

Оптина пустынь: святыни монастыря

Монастырь Оптина пустынь разделен на 2 части. Первая, куда есть доступ паломникам: храмы, гостевые домики, трапезные и источники. Вторая часть – это Предтеченский скит, сюда вход разрешен только монахам. Именно скит прославил монастырь, здесь жили оптинские старцы, это сердце Оптиной пустыни. Миряне сюда не допускаются. Около 17 человек братии проживают сейчас в скиту – месте подвига и молитвенной жизни. Условия жизни здесь более суровые. Скит расположен за монастырской рощей, вокруг него запрещено рубить лес, чтобы скрыть от посторонних глаз. Жизнь в монастыре и скиту существенно отличается. Особенность скитского устава заключается в ночных службах. Службы проходят вечером и ночью, а в монастыре – вечером и утром. Здесь спят мало, а трудятся и молятся много.

Между Казанской церковью и Введенским собором расположен некрополь, здесь находятся могилы оптинских старцев. На данный момент могилы пусты: мощи Оптинских старцев перенесены в раки, но тем не менее сюда и по сей день устремляются паломники. В советские годы на могилах старцев была танцплощадка, а в кельях монастыря располагался дом отдыха, потом совхоз, потом ПТУ. Места захоронения старцев нашли с огромным трудом.

Восстановление монастыря

В 1987 году разрушенный монастырь Оптина пустынь был передан РПЦ. Разруха была столь удручающая, что местные жители не верили в возрождение монастыря. Архимандрит Евлогий (сейчас епископ Владимирский и Суздальский) был назначен настоятелем. Он и начал возрождать обитель, в первую очередь ее духовную жизнь. Сложностей было очень много, начиная от расчистки территории, заканчивая переселением мирян, которые неохотно соглашались переселяться за периметр монастыря. С Божьей помощью находились мастера, строители и благотворители, готовые материально содействовать восстановлению Пустыни.

Сейчас сам монастырь и скит практически восстановлены, создано большое монастырское хозяйство, многие люди приезжают пожить и потрудиться в святом месте. Действуют ремесленные мастерские, гостевые домики, трапезная. В монастыре живет около 200 монахов, это один из самых больших монастырей в России.

Сейчас в обителе находятся мощи преподобных Нектария и Амвросия (Введенский собор), мощи преподобных Исаакия, Антония, Моисея (Казанский храм), мощи преподобных Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа (Владимирский храм), мощи преподобного Рафаила (Преображенский храм).

Убиенные монахи

На Пасху 1993 года в обители произошла трагедия. После ночного пасхального богослужения иноки Трофим и Ферапонт вышли на звонницу, прославлять Бога и звонить в колокола. В это время Николай Аверин подкрался к ним и нанес смертельные ранения. Та же участь ждала иеромонаха Василия: убийца мечом, на котором было нацарапано 666, убил и его.

На основании некоторых деталей предполагается, что убийство носило ритуальный характер. Похоронили братьев у восточной стены обители, чуть позже над могилами построили часовню, и практически сразу сюда началось паломничество верующих. Убиенные монахи Оптиной пустыни явили собой для всех православных христиан пример крепости веры и стойкости духа.

Оптина Пустынь

Приглашаем Вас в двухдневную паломническую поездку по маршруту Шамордино - Оптина Пустынь - Клыково.




По умолчанию двухдневные поездки в Оптину Пустынь совершаются еженедельно, отправление из Москвы от метро Юго-Западная каждую субботу в 7:00, в будние дни - когда набирается группа от 12 человек.

Поездка может быть проведена в любой удобный для Вас день в формате небольшой группы (до 19 человек), что позволит не зависеть от большого автобуса, и не привязываться к жесткому расписанию поездки. Можно выбрать для поездки не только выходные, но и будние дни. Таким образом, Вы сможете без спешки и многолюдства помолиться и приложиться к святыням.

В данной поездке в первый день мы посетим Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь в селе Шамордино, после чего прибудем в Оптину Пустынь, а во второй день, после литургии в Оптиной, заедем в монастырь Спаса Нерукотворного в селе Клыково и, по возможности, на источник прп. Тихона Калужского.


Группа: Вы можете поехать в составе уже сформированной группы, или заказать индивидуальную поездку, например, с друзьями или родственниками, или группой от прихода.

Группа может быть от 12 до 19 человек. При группах до 19 человек поездка осуществляется на микроавтобусе туристического класса Мерседес Спринтер или Фольксваген Крафтер.

Время поездки: 2 дня.

1 день

7:00 отправление из Москвы (метро Юго-Западная). Возможно так же отправление в 5:30 из Сергиева Посада.

10:00 прибытие в Казанскую Амвросиевскую женскую пустынь в Шамордино, экскурсия по монастырю, поклонение святыням, посещение источников. Желающие смогут окунуться в купели "Живоносный Источник".

11:30 отправление в Оптину Пустынь

12:00 прибытие в Оптину Пустынь, размещение в гостинице, экскурсия по монастырю, поклонение святыням.

13:00 молебен с акафистом Амвросию Оптинскому

14:00 обед в трапезной монастыря.

15:00 молебен с акафистом Оптинским старцам.

16:00 отдых, свободное время.

17:00 вечернее богослужение

20:00 ужин, размещение в монастырской гостинице.

2 день

7:30 Божественная Литургия

10:00 завтрак в монастырской трапезной

12:00 отправление в Клыково

12:30 прибытие в Монастырь Спаса Нерукотворного в селе Клыково, экскурсия по монастырю, посещение храмов, могилки и домика схимонахини Сепфоры.

14:00 отправление на источник

15:15 посещение источника прп. Тихона Калужского

16:00 отправление в Москву.

20:00 прибытие в Москву ( метро Юго-Западная) или 22:00 в Сергиев Посад.

При желании возможно отправление группы из одного из подмосковных городов (обсуждается индивидуально).

Стоимость поездки: 3 000 р. с человека

В случае, когда Вы хотите поехать своей группой (менее 12 человек) - 30 000 р. с группы.

Стоимость включает в себя транспортное и экскурсионное сопровождение,

и не включает стоимость проживания в монастырской гостинице (от 300 руб.) и трапезы. обед в монастыре каждый заказывает по желанию.

Закажите поездку прямо сейчас!

или закажите обратный звонок , и мы сами перезвоним Вам,

или воспользуйтесь формой заказа на сайте,

Оптина Пустынь

Оптина пустынь

Оптина Пустынь. Старец Илий

Часовня Воскресения Христова, могилы новомучеников ин. Трофима, Ферапонта и иером. Василия


Шамордино, Казанская Амвросиевская женская пустынь.

Шамордино, Казанская Амвросиевская женская пустынь.

Источник преподобного Амвросия в Шамордино.

Источник преподобного Амвросия в Шамордино.

Клыково, Монастырь Спаса Нерукотворного (Фото с сайта монастыря)


Келья и могилка матушки Сепфоры в Клыково


Ознакомьтесь с полным каталогом паломнических поездок:


Паломническая поездка с экскурсией в Оптину Пустынь на 2 дня.

Многие часто задаются вопросом: как поехать в Оптину Пустынь на 2 дня, и при этом не зависеть от большой экскурсионной группы? Паломническая служба Маковец нашла ответ на этот вопрос: теперь каждый желающий может выбрать удобный день для паломнической поездки в Оптину Пустынь, а за счёт мобильности небольшой группы удастся посмотреть больше, а так же больше времени уделить молитве и пребыванию в святом месте.

Формат ежедневных паломнических поездок очень удобен для тех, кто приезжает издалека, поэтому за последнее время с нами ездили паломники из таких городов России, как: Калининград, Санкт-Петербург, Петрозаводск, Архангельск, Нарьян-Мар, Киров, Екатеринбург, Челябинск, Волгоград, Астрахань, Туапсе, Сочи, Ростов-на-Дону, Краснодар, Самара, Тольятти, Курск, Воронеж, Саратов, Белгород, Оренбург, Пермь, Тюмень, Чита, Нижневартовск, Иркутск, Красноярск, Томск, Кемерово, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток, Новый Уренгой.

Оптина пустынь существовала уже в XV столетии, но расцвет духовности в этой богоспасаемой обители пришёлся на XVIII-XX века, когда здесь просияли подряд четырнадцать великих святых. Мы знаем их как оптинских старцев. При жизни тысячи верующих, от вельмож до крестьян, приходили к ним за советом или исцелением. А сегодня молитвенно обратиться за помощью к ним можем все мы! Подайте записку на молебен в Оптиной пустыни, чтобы святые чудотворцы испросили для Вас помощь Божию!

Основание и строительство обители


Оптина пустынь – мужской монастырь

Конечно же, иноки и инокини жили в разных корпусах, а вместе сходились для богослужений и наставлений монастырского духовника. Вторая версия не только интересная, но и поучительная. Она гласит, что известный разбойник по имени Опта (Оптия) однажды раскаялся в своих грехах и настолько обратился к Богу, что принял монашество с именем Макарий. Позже в обители, названной именем Опты, подвизался другой Макарий, ныне прославленный в лике преподобных отцов.

Удивительные судьбы старцев


Собор Оптинских святых

В монастырь попадают люди совершенно разного достатка, положения, рода занятий и жизненного опыта. И это не мешает им встретить Бога и достигнуть святости. Так было и с преподобными отцами Оптиной. Старец Варсонофий делал блестящую военную карьеру и принял постриг в чине полковника. Преподобные Моисей и Антоний вышли из купеческого сословия. Схиигумен Антоний до иночества успел побывать в плену у французов в 1812 году.

Святые Лев, Анатолий и Нектарий Оптинские начинали трудовую деятельность приказчиками у купцов. Будущий старец Лев однажды в дороге подвергся нападению волка и, получив кусаную рану, задушил зверя голыми руками. В иночестве же этот богатырь всех и каждого принимал с особой любовью и лаской и был столь смирен, что из многих страждущих изгнал бесов. Святой Иосиф до пострига содержал трактир, а преподобный Иларион работал портным.

Преподобный Макарий происходил из дворян и служил аудитором счетной палаты Курска. Преподобный Амвросий Оптинский закончил семинарию и до монашества был домашним учителем. К Богу его обратила болезнь, он и до конца жизни страдал от многих недугов. При этом сам преподобный совершал обильные исцеления болящих. Похожая судьба и у преподобного Антония (Зерцалова). Сын священника и чиновник, он также обратился к Богу после тяжкой болезни.

Чудеса и исцеления


Амвросий Оптинский

Бог обильно наделил своих служителей из числа оптинских святых дарами чудотворений. Так, преподобный Нектарий Оптинский однажды исцелил ребёнка простым кипятком. Родителям тяжко болевшего мальчика он благословил по дороге из обители дать ребёнку кипячёной воды. После исполнения наказа родители обнаружили ребёнка исцелённым. Конечно же, в этом чуде основную роль сыграла молитва старца перед Богом, но была весьма важна и твёрдая вера родителей мальчика.

В другой раз этот же старец выдал матери больной девочки семь пряников и сказал, что если она хочет для дочери здравия, малышку нужно причащать семь дней подряд и каждый день ещё давать ей по одному из пряников. Через семь дней девочка стала полностью здорова. Преподобный Амвросий Оптинский и другие старцы обители также исцеляли больных и имели другие духовные дары. Например, известны случаи когда, не распечатывая письма, они знали о его содержании.

Церковь называет это даром прозорливости. Преподобный Амвросий Оптинский проявил его следующим известным случаем. Однажды к нему приехал за советом священник, не сообщавший о намерении совершить визит. Святой встретил его на пороге кельи и сразу ответил на ещё не заданный им вопрос. При этом сами старцы свои дарования чудом не считали. Главным чудом в их понимании было покаяние человека, изменение им своей жизни и примирение с Небесным Отцом.

Старцы и знаменитости

Оптину пустынь неизменно посещали не только жители окрестных земель, но и паломники издалека. Всякого чина и звания. И среди них были такие знаменитости, как поэты Жуковский и Тютчев, маршал Жуков, философы Аксаков и Соловьёв, композитор Чайковский, писатели Гоголь, Толстой, Достоевский. И все получали здесь духовную помощь. А русский дипломат и философ Константин Леонтьев в 1891 году вообще принял в Оптиной тайный постриг в монашество.

Даже основатель собственной религиозной секты граф Лев Толстой посещал обитель целых шесть раз. Под влиянием старца Варсонофия Оптинского, перед смертью писатель пытался раскаяться в своём лжеучении и примириться с Церковью. Старец выехал к нему для исповеди и причащения, но истовые адепты толстовства не пустили его к своему кумиру. Так граф и писатель пал жертвой собственной гордыни.

Заветы преподобных отцов


Молитва оптинских старцев

Старцы принимали в Оптиной пустыни тысячи паломников. И к каждому страждущему они подходили со вниманием и любовью, пробуждая в душе покаяние и желание достигнуть христианского совершенства! Сегодня, четырнадцать старцев Свято-Введенской Оптиной пустыни почитаются в лике святых. Вы можете молитвенно обратиться к ним с молитвой о себе и своих близких! Святые старцы обязательно помогут!

Читайте также: