До скольки лет можно сходить к логопеду

Обновлено: 07.09.2024

Ранее было принято, что на консультацию к логопеду направляли детей только по достижению ими 5-летнего возраста, и тогда специалист принимал решение, необходима или нет коррекция речи. И было не важно, какова степень нарушения речи. Надо было ждать, когда ребенку исполнится 5 лет, чтобы начать заниматься с логопедом.

Но в тот момент, когда ребенок попадает на прием к логопеду, у него уже могут быть нарушены разные компоненты речевой системы: не только звукопроизношение, но еще и лексика и грамматика. Также ребенок в 5 лет сам начинает осознавать свои речевые трудности, он понимает, что окружающие люди не понимают его речь. Ребенок начинает неохотно общаться, злиться, раздражаться, когда его переспрашивают, или перестает совсем разговаривать.

Поэтому, в настоящий момент, актуально выявление и предупреждение речевых нарушений в раннем возрасте — в 2–3 года. В этот период ребенок начинает широко использовать речь, она обогащается и грамматически оформляется. У ребенка хорошо развит познавательный интерес, и он быстро обучается в игре. В это время и необходимо больше всего обращать внимание на формирование речевой системы. Необходимо развивать артикуляционный аппарат, чтобы процесс овладения звукопроизношением шел согласно возрасту. Важно уделять внимание обогащению словаря, так как это поможет ребенку четко выражать свои мысли и просьбы.

При таком подходе специалист задает правильный темп развитию речи, создает основу для её всестороннего усвоения, что позволяет речи ребенка развиваться естественным путем.

Иногда достаточно одной консультации логопеда, чтобы предотвратить задержку речевого развития или неправильное произношение звуков.

Что может помочь родителям понять, следует ли обращаться к специалисту логопеду?

К логопеду нужно обратиться если:

Почему ребенок не говорит?

Причины задержки речевого развития могут быть следующие: неврологические отклонения; генетическая предрасположенность; нарушение слуха; невостребованность речи (родители все понимают, и у ребенка нет необходимости говорить) и другие.

Как избежать подобных проблем?

Чему может научить логопед?

Логопеды занимаются не только исправлением звукопроизношения, но также могут помочь вашему ребенку подготовиться к новому этапу жизни — школе. Как правило, к нам обращаются родители с просьбой использовать комплексные занятия. Это значит, что на занятие мы ставим сразу несколько целей: постановка звукопроизношения, автоматизация нового навыка с использованием игр на память и мышление, развитие фразовой, грамматически правильной речи, обучение чтению и пересказу прочитанного. Это позволяет заниматься всесторонним развитием ребенка, и, максимально используя время урока, подготовить ребенка к школе. Если Вы хотите воспользоваться услугой подготовка ребенка к школе, можете обсудить это с логопедом на первичной консультации.

На первичном приеме логопед протестирует общее развитие ребенка и наметит план индивидуального развития. Все занятия по постановке звуков и подготовке к школе проходят индивидуально. Такая форма позволяет учесть все особенности ребенка и прийти к отличным результатам в короткий срок.

К логопеду можно обратиться в любом возрасте: и в 5, и в 15, и в 45 лет. Работа по постановке и исправлению звукопроизношения у взрослых проходит гораздо быстрее и эффективнее, т.к. взрослые более мотивированы на достижение результата. Если вы вдруг захотели говорить правильно и красиво в зрелом возрасте, значит, у вас есть на это причины. Занятия со взрослыми обычно длятся 45-60 минут. Достаточно посещать логопеда 1 раз в неделю.

Цель занятий логопеда со взрослым — показать способы формирования правильного звукопроизношения и отработать полученный навык. На занятии взрослые получают рекомендации и выполняют специальные упражнения по развитию артикуляционного аппарата. Обязательным является выполнение домашних заданий на закрепление результата. При регулярных занятиях дефект уйдет очень быстро.

Что такое миофункциональная коррекция?

Миофункциональная коррекция – это новое направление в работе логопеда, это коррекция речевых нарушений с помощью стандартных вестибулярных пластинок, трейнеров и миогимнастики. Вестибулярные пластинки и трейнеры – это стандартные устройства, использование которых помогает эффективно корректировать и устранять нарушения прикуса и звукопроизношения в детском возрасте и вредные привычки.

В статье мы расскажем о причинах неправильного выговаривания вибрантов, логопедической постановке, играх и упражнениях, которые вы можете выполнять со своим дошкольником дома.

Причины некорректного произношения

У ребенка может не получаться выговаривать вибрант по разным причинам. Перечислим их:

От причины нарушения речи зависит и его коррекция. Для этого необходима консультация невролога и логопеда. Специалист распишет программу поэтапной постановки звука. Чем раньше начата коррекция, тем проще достичь хороших результатов.

Этап 1: подготовка к коррекционной работе

На этапе подготовки к постановке звука необходимо познакомить кроху с частями его языка. Проще всего показать их на ладошке: кончик, спинка, края, животик. Так малышу будет легче выполнять упражнения.

Есть несколько подходов: постановка по подражанию, от других звуков, механическим способом и с помощью гимнастики. Далее мы рассмотрим эти методы постановки более подробно.

Этап 3: автоматизация вибранта

Для этого ребенок проговаривает слоги и слова, а затем более сложные скороговорки, чистоговорки, стишки и фразы — с разным ударением и гласной. Это позволяет довести произношение до автоматизма.

Этап 4: введение вибранта в речь

Составление коррекционной программы

Упражнение для постановки заключается в слуховом восприятии звука. Маленькому ученику предлагают примеры фонемы, например рев мотора, гром. А он, сидя перед зеркалом, повторяет услышанное.

Гимнастика для губ

В комплекс входит 3 упражнения:

Затем улыбается, обнажая зубы.

Гимнастика для языка

Для правильного звукопроизношения нужно хорошо управлять мышцами языка. Вот какие упражнения для постановки предлагают детям.

Кончик языка загибается кверху. Если это проблемно, предложите облизать верхние зубки с внешней стороны слева направо, а затем и верхнюю губу так же.

Малыш улыбается, открывает рот и водит языком по твердому небу. Направление движения — в сторону зубов и от них.

Упражнение выполняется внутри рта. Кончик язычка загибается по очереди вверх и вниз между зубками. При этом его постепенно нужно оттягивать вглубь ротовой полости.

Малыш щелкает кончиком языка, потом присасывает его к переднему краю неба и отрывает. При этом широко раскрывает рот.

Три способа постановки

У малыша получаются упражнения на артикуляцию? Можно приступать к следующему этапу — постановке звука. В арсенале логопеда есть механические техники.

В это время специалист подкладывает под передний край языка шпатель и проводит частые колебательные движения. Это способствует произношению рокота, который характерен для вибранта.

Домашние коррекционные занятия

С чего начать постановку звука дома? Сначала нужно подготовить губы и язык с помощью артикуляционной гимнастики, о которой вы прочитали выше. Когда подготовите базу, приступайте к постановке. Есть несколько эффективных способов постановки.

Дальнейшая схема такая же, как и при других техниках.

Введение вибранта в речь

Все упражнения проводите в форме игры — именно так у маленьких деток прекрасно закрепляется любой материал. Вам понадобится фантазия, чтобы увлечь сына или дочку. Занятия должны быть крохе в радость, иначе он будет напряжен и даже самое эффективное упражнение не поможет добиться желаемого результата.

Почему занятия не помогают?

По каким же причинам могут возникнуть трудности в постановке звука дома?

Во-вторых, неправильная артикуляционная поза. В норме должны быть

В-пятых, органические причины. Речь идет об особенностях строения лицевого аппарата — короткая уздечка, большой или маленький язык, например. Сюда же входят и неврологические нарушения.

Если вы занимаетесь с малышом дома, но занятия не дают результат, обратитесь к врачу. Он выявит причину и предложит эффективные для вашего чада методы постановки.

Выводы

Заниматься нужно регулярно. Как правило, занятия проходят 2 – 3 раза в неделю. Но и родители должны включаться в процесс. Дома нужно продолжать выполнять упражнения — тогда результат не заставит себя долго ждать.

В случае, если необходима консультация невролога или оперативное вмешательство (например, подрезание уздечки), это позволит не тратить время зря и быстро решить проблему.

Обычно к логопеду обращаются родители детей в возрасте от 5 до 6 лет. Но если вы заметили проблему раньше, не ждите — идите к специалисту. Но и ранее, чем в 4,5 года идти тоже не стоит.

Когда обращаться к логопеду? Вопреки распространенному мнению, логопеды лечат не только дефекты речи. Сфера их работы намного шире. К такому специалисту можно обратиться в первые дни жизни ребенка, а если малыш недоношенный, то это даже будет обязательным.

Школа творчества Kreativity

Когда обращаться к логопеду? Основные ситуации

Когда обращаться к логопеду? Основные ситуации

Когда обращаться к логопеду: такие ситуаций могут возникать с самого рождения ребенка, а также могут возникнуть в школьном возрасте. Рассмотрим самые основные из них.

Ещё в неонатальном отделении

Логопед предоставит необходимую информацию о грудном вскармливании, кормлении из бутылочки и возможном влиянии всех этих проблем на развитие артикуляции. Хороший логопед умеет контролировать и успокаивать или тренировать рефлексы новорожденного. Поэтому к нему смело можно обращаться в ситуациях, когда малыш не хочет сосать, искать грудь, у него есть проблемы с глотанием и т. д.

Выбор соски и кормление

Посещение логопеда будет полезно в начале жизни новорожденного. Это поможет выбрать правильную соску, посоветует, как кормить, расскажет, когда и зачем ставить соску и как выбрать идеальную ложку для кормления. Это, несомненно, полезный визит, особенно для матерей, которые раньше не рожали.

Такое нёбо очень высокое, арочное и узкое (по форме напоминает готические постройки, отсюда и название). В таком устройстве расстояние, которое язык должен пройти до нёба, намного больше, чем в случае правильно построенного нёба, и это может вызвать трудности в произношении звуков, требующих вертикального положения языка. У ребенка могут быть трудности с кормлением грудью, правильным приемом пищи, жеванием и дыханием через рот. Часто у таких детей появляются аномалии прикуса. Важно сходить к логопеду, чтобы начать терапию: есть упражнения на улучшение вертикальных движений языка, упражнения на правильное дыхание, глотание. Врач, вероятно, также порекомендует упражнения для мышц челюсти и губ.

Язык между зубами

как мотивировать ребёнка к учебе

Когда обращаться к логопеду: когда видно, что ребенок пытается говорить и кладет язык между зубами. Это тоже сигнал к тому, чтобы отвести его на консультацию к логопеду. Такой способ разговора не только неправильный, но и вызывает неправильный прикус. Последнее, в свою очередь, усугубляет дефекты речи и круг замыкается.

Не отвечает на имя, не смотрит в глаза

Шестимесячный ребенок должен реагировать на свое имя, и можно смело ожидать определенных форм общения от годовалого ребенка. Если малыш не отзывается на свое имя и в первый год жизни не поддерживает зрительный контакт, надо как можно скорее отвести его к логопеду. Специалист оценит, почему это происходит, и, при необходимости, направит к конкретным специалистам для подробного исследования.

Видимая задержка речевого развития

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Одни начинают говорить раньше, другие — позже. Но есть этапы в развитии речи, которые должны проходить у ребенка в определенное время.

Дыхание через рот, кроме случаев, когда ребенок простужен

Способ дыхания — очень важный элемент в развитии ребенка. Он оказывает прямое влияние на здоровье — воздух, вдыхаемый через нос, нагревается, частично очищается и увлажняется, что снижает восприимчивость организма к инфекциям и насыщает кислородом все тело. Правильное физиологическое дыхание должно происходить через нос с закрытым ртом, что способствует правильному формированию челюстей, развитию речевого аппарата и зубов ребенка.

Проблемы с чтением и письмом в школьном возрасте

Если ребенок школьного возраста с трудом учится читать и писать, путает некоторые буквы, пропускает буквы или добавляет буквы, пишет каракули, плохо запоминает имена, фамилии, даты, то его тоже стоит отвести ребенка к логопеду. Вполне возможно, что причина его затруднений:

  • дисграфия — трудности с каллиграфией, некрасивый почерк;
  • дислексия — трудности с чтением;
  • дизортография — трудности в овладении правописанием, несмотря на знание правил (орфографические ошибки);
  • дискалькулия — трудности в изучении математики и выполнении математических задач.

Внезапная остановка речевого развития, регресс или начало заикания

Иногда дети заикаются, когда хотят сказать слишком много. Это проходит автоматически примерно через полгода. Если по прошествии этого времени заикание у малыша не проходит, надо обратиться к логопеду.

Хирургия расщелины и нёба

После операции на расщелине неба ребенок должен находиться под наблюдением специалистов: фониатров и логопедов, и начать реабилитацию. Фониатр осмотрит ребенка, а логопед проверит соответствующие речевые упражнения.

Когда ребенок родился раньше времени

Недоношенные дети требуют многочисленных анализов. С первых месяцев жизни, помимо сотрудничества с педиатром, кардиологом или офтальмологом, ребенок должен находиться под присмотром логопеда, чтобы последний мог определить, правильно ли развиваются органы артикуляции.

Любой неправильный прикус или неправильное строение органов артикуляции

Неправильный прикус и неправильное строение органов речи — огромное препятствие в обучении и развитии речи. Самый частый дефект — слишком короткая уздечка языка.

Когда обращаться к логопеду: вывод

Когда обращаться к логопеду: вывод

Если что-либо из вышеперечисленного есть у ребенка, паниковать не стоит. Некоторые проблемы с речью возникают спонтанно, а специальные упражнения обязательно помогут.

Самое главное — проконсультироваться с хорошим специалистом и регулярно работать с малышом. И помните, чем раньше вы обратитесь к специалисту — тем лучше.

Колоноскопия у детей: как проводится, как подготовить ребенка, техника проведения

Колоноскопия – современный информативный метод исследования толстой кишки. Процедура проводится с помощью специального эндоскопического оборудования и позволяет выявить патологические изменения слизистых тканей, наличие воспалений, новообразований и других заболеваний. Колоноскопию кишечника детям назначают строго при наличии показаний, так как методика является довольно стрессовой и неприятной.

Для чего назначают колоноскопию ребенку

Показаниями к колоноскопии у детей являются:

  • частые запоры;
  • периодические боли в животе без видимой причины;
  • подозрение на пороки развития толстого кишечника;
  • наличие примесей крови в кале;
  • постоянные колики, метеоризм, спазмы;
  • кровотечение из заднего прохода;
  • частая отрыжка, изжога и тошнота после еды;
  • потеря аппетита на фоне слабости и болей в животе;
  • частая диарея;
  • прогрессирующее снижение массы тела;
  • подозрение на новообразования в нижних отделах кишечника;
  • воспалительные заболевания (болезнь Крона, язвенный колит);
  • подозрение на инородное тело в просвете толстой кишки;
  • необходимость биопсии.

Со скольки лет делают колоноскопию детям? При наличии тревожных симптомов и экстренных показаний возрастных ограничений для проведения процедуры нет. Методика успешно применяется для обследования детей любого возраста: от новорожденных младенцев до подростков.

Противопоказания к исследованию

Запретами на проведение детской колоноскопии выступают:

  • подозрение на перитонит или перфорацию кишечника;
  • острые инфекции;
  • выраженная сердечная или легочная недостаточность;
  • нарушение свертываемости крови;
  • массивное желудочно-кишечное кровотечение;
  • большие внутренние и вентральные грыжи;
  • объемное поражение кишечника при язвенном или ишемическом колите;
  • индивидуальная непереносимость наркоза и седативных препаратов.

Решение о необходимости процедуры принимают врач-педиатр или гастроэнтеролог, совместно с родителями ребенка. Направление на обследование может выдать онколог, детский проктолог, гастроэнтеролог или хирург, педиатр.

Как проводится колоноскопия у детей


Исследование выполняется с помощью эндоскопа – тонкой, мягкой, гибкой трубки, на конце которой зафиксирован датчик с видеокамерой. Инструмент оснащен системой подачи воздуха и осветительным элементом. В случае, если исследование предполагает забор биологического материала для анализа, эндоскоп может быть оборудован специальными щипцами.

Вид анестезии для детей подбираются с учетом того, в каком возрасте делают колоноскопию. До 12 лет предпочтение отдается общей анестезии или седации. Медикаментозный сон обеспечивает психологический и физический комфорт ребенка в процессе достаточно неприятной процедуры.

Как подготовить ребенка к колоноскопии

Результативность исследования напрямую зависит от правильных действий родителей. Даже небольшое количество фекалий в просвете толстой кишки может кардинально исказить данные обследования.

Подготовка ребенка к колоноскопии включает:

  • отказ за 3–5 дней до процедуры от продуктов, которые богаты клетчаткой или долго перевариваются – фруктов, овощей с кожицей и косточками, семечек, орехов, жирного мяса, грубых круп;
  • за 2–3 дня до посещения врача желательно убрать из рациона газированные напитки, мучную сладкую выпечку, кондитерские изделия;
  • ограничение еды за день до колоноскопии – ребенку можно давать прозрачные нежирные бульоны, прозрачные напитки, сладкий некрепкий чай;
  • очищение кишечника с помощью клизмы или специальных препаратов, которые подберет врач в зависимости от возраста пациента;
  • рассказ о необходимости и технике проведения колоноскопии, анестезии и действиях врача во время исследования (актуально для детей старше 3 лет).

Перед колоноскопией детям необходимо иметь:

  • результаты анализа крови на инфекционную группу (не обязательно, рекомендовано): ВИЧ,RW,гепатит В и С - давностью не более 3 месяца.
  • обязательно общий анализ крови – давностью не более 14 дней.
  • ЭКГ – давностью не более 14 дней.

Методика выполнения колоноскопии в детском возрасте


Процедура проводится в отдельном эндоскопическом кабинете. После обезболивания маленького пациента укладывают в устойчивое положение на левом боку с прижатыми к животу коленями. Наконечник эндоскопа тщательно смазывают вазелином или другим составом, облегчающим введение трубки.

В ходе процедуры врач проводит общий осмотр толстого кишечника, оценивает структуру, строение, состояние слизистой оболочки, наличие повреждений и новообразований. При необходимости выполняется прицельная диагностика каждого отдела толстой кишки.

После завершения процедуры эндоскоп аккуратно извлекают, из кишечника выпускают лишний воздух и обрабатывают область введения антисептическим раствором.

Манипуляции занимают от 30 мин до часа в зависимости от цели обследования. В некоторых случаях одновременно с диагностикой проводится удаление полипов, инородных тел.

Возможные последствия колоноскопии

Осложнения после процедуры при правильной подготовке встречаются в крайне редких случаях. Самыми распространенными неприятными явлениями после эндоскопического обследования толстой кишки являются:

  • непродолжительная болезненность в области анального отверстия;
  • легкая диарея в течение суток после исследования;
  • покраснение кожи вокруг ануса;
  • метеоризм.

Большинство неприятных ощущений у ребенка связано с восстановлением организма после наркоза. К ним относятся тошнота, легкое головокружение, головная боль, слабость. Симптомы чаще всего проходят самостоятельно в течение 1–3 часов после колоноскопии. Ребенок весь период восстановления находится под контролем врача анестезиолога.

Реабилитация и правила поведения после процедуры

Сразу после окончания колоноскопии ребенка переводят в стационар для кратковременного наблюдения. Время пребывания под контролем медиков зависит от наличия во время обследования каких-либо сложностей и того, делают ли колоноскопию детям под наркозом, седацией или местным обезболиванием. В большинстве случаев наблюдение длится не более 3 часов, после чего юного пациента отправляют отдыхать домой.

Первое время после выполнения колоноскопии необходимо:

  • придерживаться щадящего режима питания без острых специй, большого количества соли и сахара;
  • избегать активных физических игр, бега, занятий спортом;
  • давать детям достаточно жидкости – чая, чистой воды, компота.

Крайне желательно в первые 2–3 дня после процедуры не кормить ребенка:

  • колбасными изделиями;
  • фастфудом и субпродуктами;
  • твердыми продуктами – орехами, яблоками, морковью;
  • консервацией и маринованными блюдами;
  • жирным мясом;
  • кондитерскими изделиями и сладкой выпечкой.

Запрещаются газированные напитки и блюда, способные усиливать газообразование.

При выявлении у ребенка после процедуры повышенной температуры, выделения крови из анального отверстия, тошноты, которая долго не проходит, нужно немедленно обратиться за помощью врача.

Читайте также: