Где посмотреть санкционный список сша

Обновлено: 18.09.2024

В понедельник, 09.08.2021 Президент США в рамках санкционной программы в отношении Республики Беларусь издал новый Указ (Executive order on Blocking Property of Additional Persons Contributing to the Situation in Belarus).

Кроме того, в санкционный список внесено 23 физических лица, включая бизнесменов и государственных чиновников, а также 21 юридическое лицо, в том числе Белнефтегаз, Беларуськалий, Dana Holdings, Абсолютбанк. В тот же день Департамент по контролю за иностранными активами казначейства США (OFAC) опубликовал генеральную лицензию No. 4, а также дополнительные разъяснения по порядку исполнения и толкования санкций.

Санкции США существенно отличаются от санкций Великобритании и ограничительных мер Европейского союза, о которых мы писали ранее.

В связи с этим, мы подготовили краткий обзор основных изменений в санкционном режиме США в отношении Республики Беларусь.

Кратко о санкциях США в отношении Республики Беларусь

Базовыми актами для введения санкций США в отношении Беларуси являются:

  • International Emergency Economic Powers Act (IEEPA), 50 U.S.C. §§ 1701-1706
  • National Emergencies Act (NEA), 50 U.S.C.§§ 1601-1651.

Санкционное регулирование США в отношении Беларуси сгруппировано в части 548 Свода федеральных нормативных актов (Belarus Sanctions Regulations).

Экономические санкции США в отношении Беларуси действуют с 2006 года на основании:

Основными органами, участвующими в разработке, введении и контроле исполнения санкций являются Президент США, OFAC и Бюро промышленности и безопасности (BIS). Ключевым органом по формированию санкционных списков является OFAC.

В настоящее время санкции США носят преимущественно блокирующий характер, то есть применяются к конкретным лицам, а также компаниям им подконтрольным. В отличие от Великобритании и Европейского союза, которые ввели секторальные санкции в отношении Беларуси, санкции США не предусматривают секторального характера. Вместе с тем, исходя из нового Указа, принадлежность компании к определенному сектору экономики, является критерием для введения блокирующих санкций.

Блокирующие санкции

Блокирующие санкции (blocking sanctions) в отношении подсанкционных лиц (designated persons) предусматривают следующие ограничения:

  • блокирование активов, находящихся на территории США, а также во владении или под контролем резидента США (US person);
  • запрет резидентам США (US person) на трансфер, оплату, экспорт, зачет, иные действия в отношении активов таких лиц.

Санкции США обязаны исполнять US persons: граждане США; лица, обладающих правом на постоянное проживание в США; юридические лица, созданные по праву США, включая иностранные филиалы; любое лицо, находящееся на территории США.

Подсанкционные лица (designated persons) определяются по решению Казначейства, а сам санкционный список (specially designated nationals list – SDN List) ведется OFAC. Кроме SDN List существует также понятие Non-SDN List, в который включаются компании, в отношении которых применяются только отдельные ограничения санкционной программы. В отношении Республики Беларусь такой механизм не применяется, однако 3 белорусских банка попали в Non-SDN список в рамках российских санкций.

Актуальное состояние санкционных списков можно проверить на официальном сайте OFAC или в специальном ресурсе Sanctions Search.

Ключевой критерий контроля – владение подсанкционным лицом прямо или косвенно 50% и более долей (акций) в компании. К таким подконтрольным компаниям применяются те же ограничения, что для самого подсанкционного лица.

Примеры:

  • подсанкционное лицо владеет 60% в российской компании – на такую компанию распространяются санкции США;
  • подсанкционное лицо владеет 50% в кипрской компании А, которая владеет 50% в украинской компании Б – на обе компании распространяются санкции США;
  • подсанкционное лицо владеет 50% в белорусской компании А, которая владеет 25% в украинской компании Б – санкции США распространяются только на компанию А.

Основные отличия с британским и европейским подходом стоят в том, что:

  • достаточно владения ровно 50% акций/долей в компании (для ЕС/Великобритании – более 50%);
  • отсутствуют иные критерии для оценки контроля, если подсанкционное лицо владеет меньше 50% акций/долей в компании.

Формально, на компанию, в которой подсанкционное лицо владеет 49% акций, санкции США не распространяются, но не всё так просто. Как отмечает OFAC, такая компания может быть:

  • кандидатом на включение санкционный список;
  • такая компания может действовать в интересах подсанкционного лица, как посредник, в таком случае операция остается запрещенной.

В случае нарушения санкций США предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа на сумму до 1 000 000 долларов США и (или) лишение свободы на срок до 20 лет. Такие размеры ответственности часто мотивируют иностранные компании, не только американские, заниматься оверкомплаенсом (overcompliance), то есть отказываться от участия в сделках, даже при отсутствии санкционных рисков, вплоть до полного отказа работать в регионе.

Первичные и вторичные санкции США

Первичные санкции (primary) носят достаточно классический характер и требуют соблюдения только резидентами США (US persons). Именно такие санкции действуют в отношении Беларуси.

Вторичные (secondary) санкции США

Вторичные санкции носят экстерриториальный характер. Суть вторичных санкций состоит в том, что Президент США вводит санкции в отношении резидентов третьих стран (не США и не подсанкционной страны), которые активно сотрудничают с подсанкционными лицами. Наиболее известный пример, ст. 226 Акта о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA), которая предусматривает изменения в украинскую программу санкций против России, и устанавливает обязанность Президента США вводить санкции против иностранных финансовых институтов, которые, совершают существенные операции в интересах подсанкционных лиц.

На момент публикации материала в отношении Беларуси вторичные санкции не применяются.

Дополнительные основания для введения санкций США

Основная задача Указа состоит в расширении категории лиц, к которым могут быть применены санкционные ограничения.

В том числе, Указ предусматривает, что санкции могут быть введены в отношении лиц, осуществляющих деятельность в следующих секторах:

  • оборонный сектор или схожий с ним сектор, сектор безопасности;
  • энергетический сектор;
  • сектор калийных удобрений;
  • сектор табачной продукции;
  • сектор строительства;
  • транспортный сектор;
  • иные сектора экономики Республики Беларусь, определенные уполномоченными органами США.

Указ не вводит секторальные санкции в отношении Республики Беларусь, в отличие от недавних санкций Великобритании и ЕС. Перечисление секторов экономики означает исключительно то, что компании этих секторов могут попасть под блокирующие санкции. Аналогичный механизм применяется в отношении России.

Соответственно, санкции не распространяются автоматически на всех лиц, осуществляющих деятельность в указанных секторах экономики, однако осуществление деятельности в указанных секторах, влечет повышенный риск попасть под следующее расширение санкций.

Лицензия от 09.08.2021 № 4

По общему правилу ограничения для подсанкционных лиц и подконтрольных им компаний вступают немедленно, и любые операции с ними требуют получения лицензии OFAC. В определенных случаях, OFAC может выдать генеральную лицензию, то есть распространяющуюся на всех лиц, для завершения текущих операций.

Аналогичная лицензия от 19.04.2021 №2H выдавалась для завершения операций до 03.06.2021 с отдельными белорусскими компаниями в области нефтепереработки и химической отрасли.


Вопрос санкций так или иначе волнуют любого россиянина, который хотя бы иногда работает с иностранными клиентами, поставщиками или партнёрами. Однако мало кто в здравом уме решит, что следить необходимо не только за антироссийскими санкциями, но и за длинным санкционным списком США, который, судя по всему, становится частью международного права.

Экстерриториальное законодательство США

Долгие годы считалось, что законы конкретной страны действуют только на территории самой страны. Международные отношения регулируются международными же соглашениями. Однако за последние годы США изменили подход и показали, что их закон не только хочет, но и может быть сильнее, чем правила других стран.

Первой ласточкой стал закон FATCA, который потребовал от всех банков, в которых могут быть счета американских граждан, отчитываться о состоянии их счетов. В случае отказа передавать информацию в налоговую службу IRS, банкам грозил штраф 30% на любые переводы через банковскую систему США. Учитывая, что любой долларовый перевод и больше половины трансграничных переводов мира проходят через США, угроза показалась весомой.

Весомой настолько, что банки выпросили у правительств стран, в которых они находятся, внести изменения в законодательство и обеспечить передачу данных за рубеж, что было недопустимо ранее.

Это позволило локальному американскому закону действовать на территории всего мира.

Вы нарушаете режим НАШИХ санкций? Тогда мы идём к вам – за деньгами

Чтобы избежать суда, компания заключила с контролирующими органами сделку и заплатила 338 тысяч долларов.

Но этот случай хотя бы касается американской компании. Интереснее следующий: COSL Singapore Ltd., компания из Сингапура, которая является дочерней компанией китайского концерна, попала на штраф за поставки оборудования в Иран. Нефтяное оборудование, которое компания заказала в США, а затем переправила в Иран, оказалось с маркировкой о невозможности импортировать его в страны под американскими санкциями.

Штраф составил 415 350 долларов. Но самое интересное, что контролирующий орган серьёзно обратил внимание не только на факт нарушения, но и на то, что в компании нет внутреннего регламента по соблюдению санкционного законодательства.

Иными словами, если ты работаешь с США, то обязан не только международные соглашения выполнять, но и следить за списками санкций, которых, как упоминалось выше, в США 26 штук.

Причём к проблемам может привести любое взаимодействие бизнеса с США, даже через банковский перевод.

Заплатил не туда и не в той валюте

Приведём два ярких примера. Первый уже достаточно старый – это случай с французским банком BNP Paribas, который обязали заплатить штраф в 9 миллиардов долларов. Причина в том, что банк проводил операции с лицами с Кубы, из Ирана и Судана, которые входят в список санкций США.

При этом во Франции эти лица и страны не являлись подсанкционными. Однако сделки проводились в долларах и ЭТО стало причиной, почему США посчитали своим долгом вмешаться.

Мол, нашей валютой наших врагов не подкармливайте.

Случилось это в 2014 году, однако к сегодняшнему дню давление в связи с американскими санкциями только растёт.

И вот совсем недавно использование доллара снова стало причиной для проблем, теперь уже у россиянина. 3 года назад он переводил деньги своему отцу из одного российского банка в другой. Всё бы ничего, но опреация была в долларах и проводилась через американский банк, который понял, что один из российских банков – под санкциями. В итоге средства заморозили.

Об особенностях этого дела мы писали отдельно.

Однако первопричиной стали санкции США уже конкретно против России.

В сухом остатке получается, что теперь необходимо держать в уме не только обычные бизнес-задачи и ограничения конкретного государства, но и правила США, те же списки санкций, если ваши дела каким-либо образом связаны с США. Даже если это просто использование долларов.

Какие рекомендации мы можем дать?

  • Определите, есть ли в вашем бизнесе или личных делах связь с США (партнёры, оборудование и т.п.);
  • Убедитесь, что вы, ваша отрасль, банк или партнёры не входят с список санкций США;
  • Откройте иностранные банковские счета в тех государствах, которые не попадают под санкции США и в тех банках, которые не внесены в чёрные списки;
  • Когда осуществляете перевод денег в валюте, убедитесь, что банки на обеих сторонах не находятся под санкциями;
  • Прежде, чем открыть банковский счет за границей, проконсультируйтесь со специалистами – это позволит избежать нестыковок между вашими целями, задачами и возможностями.

Записывайтесь на бесплатную онлайн-консультацию по подбору иностранного счета: info@offshore-pro.info.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

Как правило, бизнес попадает под категорию высокого риска по ряду факторов. Дело в том, что с некоторыми компаниями сотрудничество имеет большую опасность, чем с другими.…

Политика банковской индустрии кардинально изменилась за последние несколько лет. И сейчас уже не так просто открыть счет за границей. Сложность, а иногда и невозможность начать…

Нацбанк Украины пересмотрел процедуру раскрытия банковской тайны. Так, некоторые структуры получили доступ к ранее засекреченным данным. К ним относится Нацполиция, СБУ, АМКУ, ГБР и органы…

Нам часто задают этот вопрос посетители нашего портала. В основном, это связано с многочисленными изменениями российского федерального закона № 173 “О валютном регулировании и валютном…

Предлагаем вам зарегистрировать компанию в Сьерра-Леоне. Компанию можно зарегистрировать дистанционно при помощи наших специалистов на месте. Компанию удобно использовать ка часть корпоративной структуры. Сьерра-Леоне для…

Нагнетание обстановки как в настоящем триллере – в этом американцы специалисты, даже если речь идёт о политики и экономике, а не только о кинорежиссуре. Вот…

Много столетий тому назад люди стремились как можно подальше запрятать свои сбережения. Отсюда и появились истории про пиратов, которые искали зарытые клады на необитаемых островах.…

МЦК: Что означают для России новые санкции США

У президента США теперь есть достаточно легкие способы атаковать российские бизнесы точечно, и невозможно сейчас понять, останется это пустой угрозой, будет применяться для защиты интересов американских компаний, использоваться по согласованию с Кремлем для давления на тех или иных русских олигархов или со временем станет оружием по тотальному выдавливанию России с мировых рынков.

Родные и обязательства

Основную часть текста занимает структуризация, кодификация, формализация и организация мер, санкций и процедур, уже введенных при президенте Обаме. Причина такого внимания к процедурным деталям, выражающегося в основном в усилении бюрократической стороны процедур, на первый взгляд достаточно прозрачна — законодатели из Вашингтона явно боятся дать президенту Трампу возможность существенно изменить уже имеющиеся санкционные списки или отменить часть санкций.

Эта процедура заменяет расплывчатые призывы вводить санкции против соответствующих лиц без детализации. Соответственно, президента (если, конечно, он подпишет эту поправку) теперь будет легко поставить перед необходимостью добавить в санкционные списки любого, против кого любой американский политик (и не только) найдет доказательства запрещенной деятельности (или убедит комиссию в своей правоте, даже при отсутствии доказательств).

Финансовые санкции

Другая часть поправки определяет расширение потенциального (включение определяет министр финансов индивидуально) круга лиц, попадающих под старые санкции. К спискам добавились компании из горнорудной и металлургической промышленности, железнодорожные компании и морские перевозчики. Все санкции, однако, касаются только американских лиц и компаний (US persons and persons in the US) и не задевают долларового финансирования, осуществляемого другими лицами.

Они и не опасаются — до 40% рынка российского внутреннего долга принадлежит нерезидентам, а евробонды российских компаний торгуются на уровне существенно выше странового рейтинга, так, как если бы Россия была как минимум частью Восточной Европы и членом ЕС.

Потребности во внешнем финансировании (если анализировать реальный спрос, а не гипотетическую потребность России в инвестициях) крайне невелики. Россия переживает стагнацию: c третьего квартала 2013 года по третий квартал 2016 года (более поздних данных ЦБ пока не дал) общий объем задолженности субъектов экономики перед банковской системой в России упал с $1,17 трлн до $680 млрд. Российский внешний долг составляет $530 млрд — всего на сто с небольшим миллиардов больше, чем золотовалютные резервы, сократившись на $200 млрд за три года. Вряд ли в этих условиях у финансовых санкций есть реальный адресат.

Да, Сенат запрашивает у министра финансов, руководителя службы национальной разведки и госсекретаря отчет о возможном эффекте включения в финансовые санкции российского национального долга и деривативов на него и национальную валюту. Отчет ожидается через полгода, и будет очень интересно посмотреть на него: суверенный долг России невелик, доля американских инвесторов в нем небольшая, планы по выпуску долга не амбициозны. Помимо того, похоже, желания распространять санкции на суверенный долг у США пока нет, иначе какой смысл был бы запрашивать такой отчет, а не действовать проактивно, как обычно?

Нефтяные санкции

Подтвержден и глобальный запрет на передачу технологий разработки дорогой нефти (но не газа; глубоководные проекты, Арктика, сланцевая нефть). Запрет, однако, не категорический. Для того чтобы под него попасть, нужно быть одновременно: а) перспективным месторождением; б) разрабатываемым российской компанией; в) с участием лица, находящегося под санкциями.

Да, сенаторы предусмотрели защиту от утечки технологий через участие российских компаний в зарубежных проектах. Однако с минимальным напряжением можно придумать десяток простых ходов, которые позволят разрабатывать российские месторождения с применением американских или других передовых технологий: например, приглашать иностранную компанию на начальном этапе, не включая российские компании в разработку, или держать лиц из санкционных списков подальше от разработки.

Отдельный вопрос — зачем сегодня, при стоимости нефти ниже $50 за баррель, разрабатывать такие месторождения. Россия в основном озабочена закрытием арктических скважин. Перспективный северный газ под санкции не попал. Да, сенаторы говорят: мы перекрыли России возможности разработки месторождений будущего. Вот только наступит ли это будущее — будет ли нефть из Арктики когда-нибудь рентабельной?

Приватизационные санкции

Киберсанкции

Трубопроводные санкции

Совершенно новые санкции предложены в области технологий и материального обеспечения российских экспортных трубопроводов. Поправка предлагает вводить санкции в адрес любого лица, кто существенно (то есть более чем на $5 млн в год) способствует развитию или модернизации российской экспортной трубопроводной сети.

Нельзя только применить эти санкции всерьез — от поставок по существующим газо- и нефтепроводам из России европейские союзники США зависят не меньше, чем сама Россия. Возможно, в будущем зависимость уменьшится и ЕС будет готов отказаться от этих поставок. Только зачем тогда будут нужны санкции, не проще ли просто договориться с Брюсселем о приостановке закупок?

И доклад

В итоге новый пакет санкций, одобренный Сенатом и ждущий одобрения президентом (вероятность его неодобрения есть, как заявил представитель администрации еще 13 июня), состоит, во-первых, из попытки Конгресса бюрократизировать процедуру и включить себя в процесс. А во-вторых, из 1) мер, которые не представляют для могущих попасть под них лиц существенной проблемы или угрозы в ближайшей перспективе, или 2) мер необязательных, применяемых по личному желанию президента без всякой системы, или 3) мер, не применимых на практике без существенного нарушения good practice в части определения и доказательства оснований их применения.

В экселевских таблицах, содержащих данные по экономике России, новая поправка не оставит следов. Зато тем, кто в последнее время подзабыл, что Америка — наш главный враг и стратегический соперник, придется об этом вспомнить.

Туманные итоги

Наконец, вишенкой на торте в самом конце поправки сенаторы внесли в документ положения, которые реально ощутят на себе многие россияне. Целый раздел посвящен усилению борьбы с незаконными финансовыми операциями россиян.

Владельцы счетов на несколько сотен тысяч или миллионов долларов, имеющие российский паспорт, возможно, будут предоставлять теперь не три доказательства адреса проживания, а пять. Может быть, будут подтверждать происхождение денег не только формой 2-НДФЛ, первичными документами и комфортным письмом из банка, но еще и свидетельствами трех дипломированных юристов, что они лично видели бенефициара законно получающим деньги.

Гипотетическое принятие документа в любом случае оставит много вопросов. Один из них — присоединится ли к санкциям ЕС. Если да, их экономическая значимость из нулевой станет незначительной. Зато у президента США теперь есть достаточно легкие способы атаковать российские бизнесы точечно, и невозможно сейчас понять, останется это пустой угрозой, будет применяться для защиты интересов американских компаний, использоваться по согласованию с Кремлем для давления на тех или иных русских олигархов или со временем станет оружием по тотальному выдавливанию России с мировых рынков.

В любом случае новые санкции на руку Кремлю, который уже давно взял курс на экономическую, политическую и культурную изоляцию, позволяющую ему держать страну под контролем и создавать ощущение угрозы, сплачивающее нацию вокруг своих лидеров, в то время как потоки нефти в ЕС продолжают обеспечивать и раздутый военный бюджет, и спортивные мегапроекты, и суперъяхты с замками для тысячи приближенных к власти семей, и приличный доход для полумиллиона чиновников и близких власти бизнесменов, и кусок хлеба для остальных граждан.

Руководительница одной из российских фирм, оказавшихся в


Global Look Press

Руководительница одной из российских фирм, оказавшихся в

Руководительница одной из российских фирм, оказавшихся в "санкционном списке" США, ищет страну, не подвластную контролю со стороны США
Global Look Press

Руководительница одной из российских фирм, оказавшихся в санкционном списке США, ищет страну, не подвластную контролю со стороны США. Об этом пишет немецкий таблоид Bild со ссылкой на Twitter самой россиянки - 32-летней Алисы Шевченко.

Пока что Шевченко остается в Москве, утверждает Bild. Отметим, что в интервью британскому изданию The Guardian, опубликованном 6 января 2017 года, россиянка заявила, что находится "в диком деревенском районе в нескольких часах от Бангкока".

Bild напоминает, что фирма Zorsecurity ("ЦОР Секьюрити") с 29 декабря 2016 года находится в американском санкционном списке, где в разделе "компании и ведомства" также значатся ФСБ РФ и ГРУ РФ. Шевченко и других фигурантов списка обвиняют в оказании влияния на прошедшие минувшей осенью президентские выборы в США, по итогам которых победу одержал Дональд Трамп. Санкции подразумевают блокирование имущества указанных в списке лиц и запрет на въезд в США.

По данным Bild, в настоящее время Шевченко хочет "взять паузу" и куда-либо уехать. Возможно, она "попросила совета в соцсети Twitter из страха перед депортацией из Соединенных Штатов", предполагает автор статьи, перевод которой публикует InoPressa.

Сама россиянка любые обвинения в свой адрес отвергает. Так, в уже упомянутом интервью The Guardian она заявила, что включение ее компании в санкционный список США привело ее в ярость и что она никогда сознательно не работала на российское правительство.

Рассказывая подробнее про саму Шевченко, автор Bild отмечает со ссылкой на данные СМИ, что вместе со своей фирмой Zorsecurity она заработала более 150 тыс. евро. Ссылаясь на публикации в соцсетях, журналист пишет, что "помимо профессионального хакинга Шевченко интересуют две вещи - кошки и пончики".

В связи с американскими выборами, которые Шевченко якобы помогла сфальсифицировать в пользу Трампа, примечателен ее твит от 11 ноября 2016 года - через три дня после голосования. В нем Шевченко позирует в пуловере с надписью Fucking awesome - "Очень круто". Фотография до сих пор доступна в профиле российской хакерши в Twitter.

Журналист отмечает, что "Шевченко продолжает заверять в своей невиновности, однако сомнения в безобидности разработанных ею компьютерных программ остаются". Так, еще в декабре 2013 года разработанная Zorsecurity программа для вторжения в чужие сети была упомянута в Вассенаарских соглашениях, которые, среди прочих, подписала и Россия.

Читайте также: