Как лучше сходить в шахматах чтобы выиграть

Обновлено: 18.09.2024

Шахматы – интеллектуальная настольная игра, развивающая память, мышление и логику. В партии участвуют два человека, играющие друг против друга. Правила игры в шахматы не отличаются простотой, если вы хотите научиться тактике и стратегии, выигрывать партии у сильных противников. Но освоить базовые ходы и комбинации, чтобы просто начать играть, может каждый взрослый и ребенок.

Как правильно расставить фигуры на доске

Действие игры разворачивается на шахматной доске, которая состоит из 64 черно-белых квадратов. Расположение доски будет правильным, если в правом нижнем углу находится белая клетка.

На доске в определенном порядке выстраиваются фигуры каждого игрока: черные и белые. Каждому игроку принадлежит по 16 фигур. На линии 2 и 7 размещаются пешки (по 8 фигур у каждого игрока). Линии 1 и 8 занимают остальные фигуры.

Правила расстановки шахмат на линии 1 и 8:

  • Углы доски занимают ладьи;
  • Далее рядом с ладьями находятся кони;
  • Следующая фигура от коня к центру доски – слон;
  • Ферзь находится на клетке идентичного цвета (белая фигура на белой клетке, черная на черной);
  • Рядом с ферзем расположен король.

Самой ценной фигурой в игре после короля является ферзь. Следующей по важности считается ладья, затем следуют слон и конь. Заключает этот список пешка.

В шахматах не стоит понапрасну рисковать фигурами, ставить их под удар и терять, если только это не часть продуманной стратегии. Правила игры в шахматы для начинающих учат, что на доске важна каждая пешка, если потери фигуры не удается избежать, всегда следует жертвовать менее ценной.

Правильная расстановка фигур по классической схеме на шахматной доске:

расстановка фигур в шахматах

Как начинается игра в шахматах

Каждому игроку принадлежит 16 черных или белых фигур. Обычно цвет фигур, которыми будет играть участник, определяет случайный жребий. Первый ход всегда принадлежит игроку с белыми фигурами. Противники ходят поочередно. Ходом считается передвижение фигуры с одного деления клетки на другое (исключением является рокировка, когда за один ход перемещаются две фигуры). При перемещении фигуры на клетку поля, которая занята фигурой противника, последняя снимается с доски. Этот ход в шахматах называется взятием.

Основная цель игры в шахматы – поставить мат королю противника. Мат – это ситуация, в которой у короля нет свободных ходов, он не может уйти от взятия и не имеет возможности закрыться другой фигурой.

Выигрыш в шахматах происходит в следующих случаях:

  • Игрок, поставивший шах и мат королю противника, признается победителем.
  • Один из участников сдался. В этом случае противник автоматически признается победителем.
  • Игрок просрочил отведенное на ход время. Автоматически победителем признается его противник в случае, если у него на поле находится достаточно фигур, чтобы поставить мат.

Как ходят фигуры в шахматах

Король

как ходит король в шахматах

Король – самая весомая и значимая фигура в шахматах. Король ходит на одну свободную клетку поля в любом направлении: по горизонтали, вертикали и диагонали. Правила запрещают делать ход королем на соседнее поле в случае, если оно атакуется одной из фигур противника.

Ферзь

как ходит ферзь в шахматах

Ферзь – самая мощная фигура, которая на доске является второй по важности после короля. Условно считается, что один ферзь по ценности приравнивается к восьми пешкам. Ферзь может делать ходы на любое количество клеток по вертикали, диагонали и горизонтали (если на пути отсутствуют другие фигуры).

Ладья

как ходит ладья в шахматах

Ладья может ходить на любое количество клеток в вертикальном или горизонтальном направлении при отсутствии других фигур у нее на пути. Старайтесь выводить ладьи из углов доски, где они находятся по правилам расстановки шахмат. Угловые клетки при правильной стратегии могут быстро оказаться под взятием противника, а вы в начале игры лишитесь ценных фигур.

как ходит слон в шахматах

Слон ходит по диагонали на любое количество клеток при отсутствии на них других фигур. На игровом поле есть слоны, которые ходят по черным или белым полосам.

как ходит конь в шахматах

Как ходят пешки в шахматах

как ходит пешка в шахматах

Пешка считается в шахматах фигурой с самой низкой ценностью, которая ходит только на одну клетку вперед. Из этого правила есть два исключения.

Исключения:

  • Взятие пешкой фигуры противника. Пешка может сбить любую фигуру противника, если она находится под взятием – на одну клетку от нее по диагонали. В случае взятия пешка переходит на поле по диагонали, а сбитая фигура противника выбывает из игры.
  • Стартовый ход пешки. При первом ходе пешка может совершить ход на одну или две клетки прямо.

Превращение

Если пешка достигает противоположной горизонтали шахматной доски, она заменяется на любую фигуру: ладью, слона, ферзя или коня такого же цвета. Чаще всего выбирают превращение пешки в ферзя, так как это фигура с максимальной ценностью.

Правило битого поля в шахматах

правило битого поля
правило битого поля

Пешка может выполнить взятие пешки другого игрока на проходе. Такое возможно, если первый ход пешки был сделан на две клетки доски, и она перескочила позицию, которая находилась под боем. Такой переход не запрещен правилами. Но противник оставляет за собой право выполнить взятие пешки: его фигура в этом случае переносится на клетку, которая находилась изначально под боем.

Рокировка в шахматах

Рокировка – важное действие в шахматной игре. С помощью этого хода решается одновременно две задачи: обеспечивается защита короля, а ладья переводится из угла доски, занимая более выгодную позицию. В ходе рокировки король перемещается в сторону ладьи на два квадрата. Далее ладья переходит по другую сторону короля, перепрыгивая его.

Правила рокировки в шахматы:

  • В партии данный ход является первым у короля и ладьи.
  • Все поля между данными фигурами свободны.
  • Клетка, на которую ходит король, не занята другой фигурой.
  • Клетка, на которую ходит король, не атакована фигурой противника.
  • Королю не поставлен шах.

Ход короля и ладьи во время рокировки показан на изображениях ниже:

Короткая рокировка

короткая рокировка

Длинная рокировка

длинная рокировка

Шах и мат в шахматах

Позиция в игре, при которой король находится под боем фигуры противника, называется шахом. В случае, если королю поставлен шах, следующим ходом необходимо обезопасить ключевую фигуру игры. Для этого король может уйти на другой квадрат доски, который находится не под боем фигур противника. При возможности король может сам взять фигуру противника, которой ему был поставлен шах. От атаки можно также защититься одной из своих фигур. В большинстве случаев это приводит к потере последней.

Позиция в игре, при которой защититься от шаха невозможно, называется матом. В этом случае партия подходит к концу и считается оконченной. Побеждает игрок, который поставил шах и мат королю противника.

Если фигура короля не может сделать ход, но при этом не находится под шахом, ситуация в игре называется пат. В современных правилах шахмат такая ситуация признается ничьей. Может также быть объявлена ничья и в других случаях.

Ничья объявляется в шахматах:

  • По соглашению между игроками.
  • Трижды были повторены одинаковые ходы и позиции.
  • Из-за положения фигур на доске игрок не может сделать свой ход.
  • На доске остается недостаточно фигур, что не позволяет поставить противнику мат.
  • Выполнено 50 ходов, но за этот период не было сделано взятия.

Советы для начинающих игроков

Существует много тактик и стратегий, как играть в шахматы. Успешное следование им позволит правильно разыграть партии и выходить из них победителем, а со временем стать настоящим профессионалом в шахматах.

Классические шахматы – это не игра на скорость. Каждый свой ход и ход противника необходимо тщательно обдумывать. Среднее время партии у профессиональных игроков составляет не менее одного часа.

Рекомендации для новичков:

  • Изучите и знайте ценность каждой фигуры в игре. Это позволит принять правильное решение, если вы в любом случае несете потери и необходимо выбрать, какую фигуру лучше спасти.
  • Не торопитесь сделать ход. Обдумывайте все тщательно, старайтесь понять, почему соперник походил так, а не иначе, какое действие он сделает следующее.
  • Каждый ход должен преследовать главную цель игры – поставить шах и мат сопернику.
  • Защищайте короля, но не забывайте про другие фигуры. Старайтесь максимально сохранить их в игре, не понести потери раньше времени.
  • Всегда держите под контролем центр шахматной доски. На данном участке находятся самые ключевые позиции, с которых противник может наносить удары, поставить шах и мат королю и производить взятие важных фигур.

Как научить ребенка играть в шахматы

Детям игра в шахматы позволяет развить логическое мышление, улучшить память, выработать внимательность и усидчивость. Исследования показывают, что дети, умеющие играть в шахматы, делают лучшие успехи в учебе и творчестве, обладают хорошей фантазией, правильно формулируют свои мысли с раннего возраста. Сегодня необязательно отдавать ребенка в спортивные секции, чтобы научить игре. Вы можете научить его играть онлайн или за столом дома. В дальнейшем игра в шахматы может стать отличным семейным времяпрепровождением и хобби.

Немного истории и интересных фактов о шахматах

Каждый профессиональный игрок в шахматы знаком с их историей, которая начинается несколько тысячелетий назад. Предположительно прототип современных шахмат назывался чатуранга, он появился в Индии. Уже в дальнейшем игра, которая изначально была военной, распространилась по всему миру. В середине XV века шахматы стали одной из самых популярных игр на территории Азии и Европы: начали появляться первые руководства и инструкции, книги с правилами проведения состязаний.

Первый турнир по шахматам был проведен в Испании в 1575 году. Подданные короля играли против прибывших во дворец гостей. После этого состязания начали проводится повсеместно по всему миру.

Правила игры в шахматы уже несколько веков остаются без изменений. Игрой увлечены не только взрослые, но и дети. Шахматы включены в олимпийскую программу, более ста стран мира признают их официальным видом спорта. В этом списке стран присутствует и Россия.

Шахматная нотация (от лат. notatio - записывание, обозначение) - система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на шахматной доске.

В большинстве стран принята алгебраическая нотация. Впервые она была предложена ещё в 1616 году в книге немецкого герцога Августа Младшего (псевдоним - Густавус Селенус).

В следующем столетии её разработал Филипп Стамма, и, наконец, в современном виде она появилась в книге, изданной в Германии в 1784 году Гиршелем.

Именование клеток

Шахматы, расставленные в начальное положение.

Горизонтали нумеруются цифрами от 1 до 8 от белых к чёрным, вертикали - латинскими буквами от a до h от ферзевого фланга к королевскому. Например, в начальной расстановке белый король стоит на поле e1.

Фигура Русское сокращение Английское сокращение

Король Кр K (king)

Ферзь Ф Q (queen)

Ладья Л R (rook)

Конь К N (kNight)

Слон С B (bishop)

Пешка п или ничего p (pawn) или ничего

Полная запись ходов

Запись хода состоит из таких компонентов:

Например, в русской нотации детский мат записывается так:

Та же партия в международной нотации:

Сокращённая запись ходов

В русской нотации

Пропускаются исходное поле и тире. Та же партия в сокращённой русской нотации выглядит так:

Если такая нотация не записывает ход однозначно, добавляется одна из координат исходного поля, например, Лae1 или К3c4.

Взятия пешек записываются как cd или (если есть варианты) как cd4.

В международной нотации

Просто пишутся исходный пункт, знак взятия (если есть) и пункт назначения. Например:

Иногда пропускают и знаки взятия.

Урок 10. Запись шахматной партии.

Теперь Вы знаете как ходят фигуры и какую цель в шахматах необходимо достичь. Вы можете свободно практиковаться с другими игроками вживую или по Интернету.

Но ведь Вам необходимо совершенствоваться. Любую партию желательно просмотреть после игры и постараться найти свои ошибки. Или, например, Вы захотите рассказать другу о том, какую интересную комбинацию провели в партии. Как это сделать?

Для этого существует система записи шахматной партии. С её помощью партию можно записать, а затем воспроизвести на шахматной доске. Совсем как ноты музыкального произведения. Записывается шахматная партия на основе шахматной нотации.

Вы, наверное, заметили, что на шахматной доске по горизонтали стоят цифры от 1 до 8, а по вертикали латинские буквы от “a” до “h”. Таким образом, каждое из 64 полей имеет свое буквенно-цифровое название.

Нажмите на доску для увеличения

Название поля состоит из буквы, на вертикали которой оно находится, и цифры, на горизонтали которой оно находится.


Теперь давайте разберем, как обозначаются фигуры:

В процессе записи партии существует ещё множество других обозначений, но пока они не так важны.

Зная обозначение полей и фигур, мы можем с легкостью записать любой шахматный ход. В позиции на диаграмме ниже белые сделали ход ладьей, указанный стрелкой. Записывается он так: Ле1-е8 . Это означает, что ладья перешла с поля “e1” на поле “e8”. Черные ответили ходом своего слона и объявили шах белому королю С b4- d6+ . То есть слон переместился с поля “b4” на поле “d6”.


Пешка, как указано выше, не имеет обозначения при записи. Знаменитый первый ход е2-е4 Остапа Бендера - это передвижение пешки с поля е2 на е4 и выглядит так:


Ходы записываются по порядку. Например, первые ходы шахматной партии могут быть такими:

После чего возникает такая позиция:


Существует и краткая система записи шахматной партии. В большинстве случаев шахматисты пользуются именно ею. При краткой записи указывается обозначение фигуры и сразу поле, на которое она перемещается. Эти же первые четыре хода можно записать так:

Для обозначения удара используется двоеточие ":"
Например, в позиции ниже, белый слон может ударить черного коня:


1.Сf3:c6 (короткая запись - 1.С:с6).
В ответ на это черный ферзь может ударить белого слона: 1. Фg6:c6 (короткая запись - 1. Ф:с6)

Отметим также, что запись на большинстве турниров обязательна.
Вот, в сущности, и все, что можно сказать о записи шахматной партии. Благодаря этому приему Вы всегда сможете воспроизвести на доске партию, которые играли, скажем, несколько лет назад или посмотреть партию гроссмейстеров.

Нам осталось пройти последний, но достаточно важный урок, который не ставит своей целью научить Вас каким-то шахматным правилам, но от этого он не теряет своей значимости.


Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются. Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою. Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.


Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ. Поля d4, d5, е 4, е 5 – назовём ЦЕНТРОМ.


С чего начать? С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с помощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем. Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ. Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.



2. Kb8–c6 3. Cf1–c4 Cf8–c5 4. Kb1–c3 Kg8–f6 5. d2–d3 d7–d6 6. Cc1–g5 Cc8–g4 В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.




Если бы существовала такая возможность, то стать гроссмейстером можно было всего за несколько недель, а не лет. Тем не менее, есть несколько общих закономерностей, которые очень распространены в шахматах и помогут вам принимать правильные решения в ваших играх.

Плохой Ход №1

Что случилось после этого хода? Разве Ферзь не самая сильная фигура на доске, и мы не должны использовать ее как можно скорее? Этот пример раскрывает два очень важных шахматных правила.

Первое правило - не развивайте Ферзя слишком рано . Если Вы это сделаете, то потеряете много ходов, убегая им от различных угроз. Ферзь так ценен, что любая угроза вынуждает Ферзя тратить впустую темпы на спасение, вместо развития фигур. Если у Вас будет хороший соперник, то он будет использовать Вашего Ферзя в качестве цели, чтобы быстро развить свои фигуры.

Еще одна проблема раннего развития ферзя - мы не знаем точно куда его следует развить . Так как в начале партии еще не понятно, какая получится позиция. Я рекомендую отложить развитие ферзя, до того, по не будет ясно, как будут расставлены фигуры.

Возвращаясь к диаграмме выше, поле f3 является одним из худших вариантов для ферзя, потому что он забирает драгоценное поле у коня g1. Теперь у коня нет хороших полей для развития. Это в свою очередь задерживает рокировку и делает фигуры Белых дезорганизованными.

Решение: не развивайте рано ферзя в дебюте. Отдавайте приоритет коням и слонам. Как только это будет сделано, необходимо рокировать короля и затем уже можно развить ферзя. Есть конечно позиции, где необходимо развивать ферзя рано, но это в основном исключительные случаи.

Плохой Ход №2


Каждый игрок знает, что рокировка необходима, чтобы обезопасить короля, соединить ладьи. Цель пешек перед королем - охраняет его. Как только эти пешки двигаются, безопасность короля слабеет. В зависимости от позиции Вы можете оценить последствия перемещения этих пешек.

Решение: нужно хорошо подумать, прежде чем Вы решите переместить любую из пешек перед рокировавшемся королем. Пешки не возвращаются, а любые изменения в пешечной структуре постоянные.

Плохой Ход №3


Все знают, что конь на краю доски слаб. Это справедливо не только из-за количества полей, которые он может контролировать. На диаграмме сделан простой ход Nh3. Идея Белых проста. Они хотят развить коня и слона, с последующей рокировкой в короткую сторону.

Но есть проблема: конь на h 3 .

Конь на h3 не только бездействует, но также становиться целью. Если Белые рокируют в короткую сторону, Черные буду рады разменять своего белопольного слона на коня h3, разрушив пешечную структуру Белых и позиция короля будет раскрыта. Даже если коня сразу не возьмут, он будет слабостью и может застрять на h3 довольно долго.

Решение: не развивайте коней на такие поля, как h3(h6) и a3(a6), особенно если их можно забрать, а вы планируете в эту сторону рокироваться. Общее правило - старайтесь развивать коней максимально близко к центру доске. Помните, кони в центре, слоны по флангам.

Плохой Ход №4


Здесь не только поле f2 становится слабым, но также ослабляется целая диагональ e1-h4. Играя этот ход, вы уже в дебюте создаете себе проблемы, поэтому данный ход не рекомендуется для большинства игроков.

Решение: не двигайте пешку “f”, заботьтесь о поле f2 и диагонали e1-h4, развивайте коня на f3 и рокируйтесь.

Плохой Ход №5


Движение пешек по флангу, одна из любимых идей у любителей. Они любят играть такие ходы, как a4 и h4. Некоторые даже знают, что эти ходы можно использоваться для активизации ладьи через поле а3. Проблема этих ходов состоит в том, что они не помогают развивать фигуры. В то время как пешки e и d, находясь на стартовых позициях не дают возможности развиться слонам. Их конечно можно вывести через фианкетто, но движение пешек a и h не способствует этому.

Никто не любит играть с отсталым развитием. Если вы хотите хорошо себя чувствовать в миттельшпиле, для начала вы должны пережить дебют, делая нормальные ходы.

Решение: начинайте свои партии с помощью d4 или e4, или первым развивайте коней. Избегайте движение пешек h4 и a4.

Плохой Ход №6


Одна из ключевых идей многих шахматных дебютов — захват центра. Если вы контролируете центр, то вам легче развивать фигуры, менять их позиции при нападении или защите. Поэтому, кто владеет центром, обычно обладает преимуществом в пространстве.

Посмотрите на диаграмму выше. Между позициями Белых и Черных есть резкое различие. Белые сделали пассивные ходы a3 и h3. Черные этим воспользовались, получив полный контроль над центром с помощью пешек e и d. Обратите внимание, сколько полей контролируют Черные в центре.

Естественно, в таком дебюте у Белых будет мало места. А их фигуры будут пассивными и иметь плохие позиции. А Черные без проблем завершат развитие и подготовят атаку.

Решение: не нужно играть пассивно в дебюте. Всегда старайтесь занять центр и развивать свои фигуры на активные поля.

Плохой Ход №7


Рокировка, действительно хорошая идея, но есть случаи, когда отказ от рокировки будет более безопасным вариантом. В приведенной выше диаграмме вы можете увидеть одну из таких позиций. Королевский фланг Белых разрушен, у них сдвоенные пешки по линии f. Черный конь и ферзь находятся в опасной близости. Здесь рокировка почти как самоубийство.

Принимая решение, рокироваться или нет, вы должны в первую очередь оценивать безопасность вашего короля. В этой позиции безопаснее уйти на ферзевый фланг. Рокировка в короткую сторону, несмотря на то, что нужен только один ход, приведет к немедленной катастрофе.

Решение: Избегайте рокировки, если слишком много фигур оппонента активны на том фланге, куда вы рокируетесь. Также не следует рокироваться, если пешечная структура на этом фланге сильно разрушена.

Главная цель шахматного дебюта – быстрая мобилизация, т.е. выведение фигур на самые сильные позиции. Важнейшим принципом мобилизации является системность. Все ваши фигуры должны развиваться, как единое целое. Никогда не играйте только одной фигурой. Помните золотое правило военного времени: любая атака, не прикрытая с тыла, обречена на провал.

В начале шахматной партии никогда не играйте ферзем. Ферзь – самая дорогая фигура. Он стоит девяти пешек. Действуя в одиночку, ферзь станет легкой мишенью. В то время как противник развивается, ваш ферзь будет бегать по доске, спасаясь от атак. Вы потеряете темпы развития и проиграете партию .

Экономьте темпы развития. Никогда не ходите одной фигурой дважды - теряете темп. Избегайте ситуаций, когда ваша фигура вынуждена делать лишний ход. Ваша задача, как игрока, выбрать из множества ходов наилучший.

Быстро захватывайте сильные позиции. Самая сильная позиция любой фигуры – центр доски. Чем ближе фигура к центру, тем больше ее маневренность, влияние. Если вам удастся захватить центр доски, вы получите тактическое преимущество, которое, возможно, приведет вас к победе.

Защищайте короля . Он, как самая уязвимая фигура, должен быть надежно защищен. Единственный способ защитить короля – сделать рокировку с учетом расположения фигур противника, чтобы укрепление не оказалось под прямой атакой.

Не пытайтесь сразу же, в начале шахматной партии, атаковать вражеского короля. Создайте стратегический план. Направьте атаку на слабые позиции противника.

Вторая стадия игры, миттельшпиль, считается стадией активных комбинационных действий. Простор тактических маневров в миттельшпиле зависит от игры в начале шахматной партии. Разыгрывая дебют, старайтесь предвидеть в какой позиции окажетесь по окончании.

Шахматную партию принято делить на три части - дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Чтобы победить, в дебюте быстрее вводите в бой фигуры, чтобы ни одна не отстала. В середине игры - миттельшпиле - всеми силами атакуйте вражеского короля. В заключительной стадии, когда большинство фигур разменены, для помощи оставшимся вводите в бой короля, чтобы завоевывать пешки.

Если знаете, что соперник играет намного сильнее, договоритесь о форе. В противном случае из-за явного неравенства сил партия будет не интересна ни вам, ни партнеру. Форой называют преимущество, которое перед началом партии получает слабый игрок. Уберите с доски ферзя партнера и начинайте партию . Если сможете победить, в следующий раз используйте в качестве форы ладью и т.д. - пока не научитесь сражаться на равных.

В начале игры захватывайте пешками центр доски. Скорее всего, соперник будет делать то же самое, но хотя бы одна ваша пешка должна стоять на центральном поле. Если играете белыми фигурами, боритесь за клетки e4 и d4. При игре черными ближайшие цели - поля e5 и d5.

Одна из ключевых задач - спрятать короля от атак соперника. Для достижения цели быстро сделайте рокировку.

Введите в бой оставшиеся фигуры - ферзя и ладей. Располагайте их на открытых и полуоткрытых линиях, т.е. на вертикалях, полностью или частично свободных от пешек. Эти фигуры называют тяжелыми, им нужен простор для маневров.

Избегайте невыгодных разменов фигур и пешек. Конь или слон по силе примерно равны трем пешкам. Если отдаете коня, но забираете у соперника три пешки - это равноценный обмен. Аналогично со слоном - отдавать его за две пешки невыгодно. Зато можно менять коня на слона - равновесие на доске не нарушится. Ладья примерно равна пяти пешкам. Поэтому можно отдать ее за слона и две пешки. Ферзь примерно равен девяти пешкам. Его можно разменять на ладью, коня и пешку, потому что 9 = 5 + 3 + 1. Внимательно считайте силы фигур и не допускайте ошибок. Сила короля не измеряется, потому что его не

Преимущество первого хода в шахматах — гипотетическое преимущество игрока (белых), который делает первый ход в шахматах. Шахматные практики и теоретики в целом согласны с тем, что белые начинают игру с некоторым преимуществом.

Как правильно играть в шашки чтобы выиграть?

  1. Старайтесь, чтобы у вас в дамках было больше шашек, чем у противника. .
  2. Как можно дольше держите свои шашки на последнем ряду, не передвигайте их. .
  3. Передвигайте шашки небольшими группами или парами. .
  4. Когда это выгодно вам, обменивайтесь шашками. .
  5. Следите за центром доски.

Как поставить мат быстро?

Быстрый мат за три хода без захвата фигур

Нужно переместить пешку d2 на клетку d3, затем поставить королевскую пешку на е4. Это необходимо, чтобы открыть диагональ для ходов ферзя. Противник должен открыть своего короля, поставив пешку при коне на g5. Осталось победить оппонента, поставив ферзя на клетку h5.

Сколько ходов в шахматной партии?

Число́ Ше́ннона — оценочное минимальное количество неповторяющихся шахматных партий, вычисленное в 1950 году американским математиком Клодом Шенноном. Составляет приблизительно 10 120 .

Что делать если пешка дошла до конца?

Если пешка дошла до конца поля, то она может превратиться в любую фигуру своего цвета кроме короля. Она может стать ферзём, ладьёй, слоном или конём. . Если пешка дошла до конца поля, то на поле может появиться 2 ферзя или 3 слона.

Когда делается рокировка в шахматах?

Рокировка – это ход в шахматах, при котором король перепрыгивает через одно поле вправо, или влево, а ладья закрывает его, вставая на соседнее поле. Рокировку могут делать и белые и черные. Рокировка бывает короткая и длинная. Короткая делается в сторону королевского фланга, длинная в сторону ферзевого фланга.

Как учить детей играть в шахматы?

Сначала следует дать ребенку покрутить в руках и тщательно рассмотреть шахматные фигуры. Рассказать, какое название носит каждая из них, вместе с малышом расставить их на шахматной доске. Подать информацию в увлекательной форме про каждую фигуру, объяснить ее значение в игровой партии.

Что нужно знать новичку в шахматах?

  1. Новичкам не стоит играть в блиц меньше 10 плюс 0. .
  2. Не надо пропускать эндшпили. .
  3. Надо иметь обширный дебютный репертуар. .
  4. Надо заниматься в шахматном клубе. .
  5. Участвуйте в турнирах. .
  6. Играйте вживую. .
  7. Читайте шахматную литературу. .
  8. Решайте тактику.

Можно ли научиться играть в шахматы играя с компьютером?

Играть с компьютером, конечно, можно, но только в том случае, если нет иного партнера — например, когда нет возможности выйти в интернет. С точки зрения саморазвития это тупиковый путь: на высоком уровне компьютер всегда будет вас обыгрывать, на низком — зевать фигуры и пешки.

Какой лучше сделать первый ход в шахматах?

Шахматисты высокого профессионального уровня при анализе ситуации с началом партии предпочтут вариант хода с е2 на е4 и откажутся от 1. h4. Для них есть много аргументированных причин считать 1. е4 лучшим.

Как называется запись шахматной партии?

Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22.

В каком порядке стоят шахматы?

Начинать расстановку следует с правого угла. На первую горизонталь поставьте ладью, затем коня, за ним – слона, короля и ферзя. Белая фигура ферзя должна стоять на белом поле, а черная фигура – на черном. Далее за ферзем расположите опять фигуры слона, коня, ладью.

Навыки коммуникации

В современном мире навыки коммуникации играют первостепенную роль. К ним относится способность легко налаживать новые контакты с людьми, умение поддержать любой разговор и оставаться приятным собеседником, не забывая и об умении договариваться и настаивать на своем. В подростковом возрасте эти навыки прекрасно развиваются при активных занятиях шахматами. У некоммуникативных школьников происходит расширение круга общения, появляются новые возможности полноценного самовыражения и, что крайне важно, самореализации, повышается самооценка. Также занятия шахматами дают возможность необщительным детям преодолеть замкнутость, научиться продолжать общение и вне шахматной игры.

Помимо этого, активно развиваются вербальные навыки: несмотря на то, что на протяжении партии соперники, как правило, общаются крайне сдержанно, активно задействуются участки мозга, ответственные за владение языком и коммуникацией. Ещё шахматы способны снижать уровень подростковой агрессивности, трансформируя её в здоровый соревновательный дух.

Навык нестандартного мышления

Интеллектуальные навыки

Шахматы – это непревзойденный тренажер для человеческого интеллекта. Ведь во время партии задействуются оба полушария человеческого мозга, и одновременно используется и логическое, и абстрактное мышление

Кроме этого шахматы отлично тренируют логику. Ход каждой фигуры взаимосвязан с предыдущими и последующими передвижениями и вместе они представляют собой единую схему. Но, разумеется, план игры может измениться на протяжении партии, ведь приходится ориентироваться на существующее положение дел и активность развития шахматной баталии. В этой ситуации логическое мышление развивается само собой: игра обеспечивает способность пользоваться логическими конструкциями, в том числе и после завершения партии, когда многие игроки вновь продумывают и анализируют правильность своих ходов.

Ещё один навык, который развивается при занятиях шахматами – это анализ. Без умения оценивать положение дел на шахматной доске не получится продумать план дальнейших действий на основе актуальной ситуации. Ровно то же самое и происходит в жизни: мы анализируем получаемую информацию, проводим работу над своими ошибками, что позволяет нам достигать поставленных целей. А шахматы благотворно влияют на один из самых важнейших интеллектуальных навыков.

Шахматы прекрасно тренируют память человека. Во время игры наш мозг одновременно задействует и долговременную, и оперативную память. Игрок должен запоминать свои последующие шаги, просчитать ряд возможных ходов противника, запоминать типовые позиции. Все это требует крайне интенсивной интеллектуальной деятельности.

При игре в шахматы и у детей, и у взрослых развивается внимательность. Каждый неосторожный ход может привести к потере фигуры или даже поражению. Регулярные занятия помогают развить неусидчивым детям концентрацию и внимание. Прогресс требует времени, но постепенно он принесет плоды: ребенок станет более спокойным и научится сосредотачиваться.

Последним интеллектуальным навыком, который развивают шахматы, является системное мышление, т.е. умение мыслить организованно. Шахматные тренировки постепенно дисциплинируют человека, учат выстраивать логические цепочки шагов с учетом ситуации на доске. Эта игра способна дать игроку возможность выйти за существующие рамки, расширить горизонты и создавать сложные и длительные комбинированные ходы.

Гибкие навыки

Целью каждой шахматной партии является победа над соперником, неизбежным оказывается и волевое противостояние игроков. Выбор лучшего хода из множества возможных, защита от неожиданных атак противника, умение оставаться хладнокровным и сосредоточенным в самые ответственные моменты игры положительно влияют на характер ребенка.

Предполагаемый каждым игроком сценарий игры, имеет свою конечную цель, к которой и стремятся участники. Тренировки формируют у игроков умение добиваться поставленных целей, преодолевая сопротивление соперника. Шахматы развивают умение находить наиболее короткие пути достижения желаемого, не тратя время на отвлекающие нюансы игры.

Также повышается обучаемость – никто не любит проигрывать. Когда после игры игроки начинают прорабатывать и продумывать шаги, то зачастую учащиеся обращаются к новой информации или пособиям. Но учебники, как правило, дают лишь общие схемы и советы по игре. Каждая партия уникальна и игроку придется самостоятельно прорабатывать полученные знания и научиться применять их в игре.

Условие - создать 2-х минутное видео, в котором будут показан опыт шахматных уроков с использованием технологий Promethean, и отзывы учеников о таком способе обучения.

Читайте также: