Как может сходить пешка в шахматах

Обновлено: 18.09.2024

Доска. Шахматная партия играется на доске, состоящей из 64 квадратов, попеременно светлых (белые поля) и темных (черные поля). Ряды полей называют линиями, которые могут быть вертикалями, горизонталями и диагоналями.
Каждая горизонтальная линия пронумерована от 1 до 8. Каждая вертикальная линия пронумерована латинскими буквами от "А" до "Н". Каждое поле доски имеет свои координаты, которые образуются путем написания наименования вертикали и номера горизонтали. Например: h2
d7
Доска во время игры располагается так, что бы у каждого партнера справа находилось белое угловое поле. Если это требование нарушено, возникшая позиция считается невозможной. Игру следует прервать. Исправляется положение доски. Затем на нее переносится создавшаяся позиция. После этого партия продолжается.

8
7
6
5
4
3
2
1

A

B

C

D

E

F

G

H

Фигуры. Различают королей, тяжелые (ферзи, ладьи), легкие (кони, слоны) фигуры и пешки. Иногда пешки не относят к фигурам.

Белые Черные
Король Король
Ферзь Ферзь
Ладья Ладья
Слон Слон
Конь Конь
Пешка Пешка

Исходное положение фигур показано на диаграмме. Если они расположены иначе, позиция считается невозможной.

Ладья ходит на любое поле по вертикали и горизонтали, на которых находится.

Слон ходит на любое поле по диагоналям на которых находится.

Конь ходит своеобразным зигзагом – через соседнее поле (даже занятое) по вертикали или горизонтали, удаляясь затем от места исходного положения на одно из смежных полей по диагонали.

Пешка ходит только вперед. В общем случае – по вертикали на соседнее свободное поле, а с начального положения - и через одно. Взятие пешкой возможно лишь по диагонали на смежном поле и опять же с перемещением вперед.


Белые ходят пешкой b2-b4, сразу в ответ на это черные могут осуществить взятие на проходе, сходив своей пешкой с c4 на b3 и сняв пешку белых с поля b4.

Задача игры. Мат.
Целью игры в шахматах является постановка мата королю противника.
Мат - неотразимое нападение на короля. При мате он не может уклониться или быть прикрытым от удара, исключается и защита взятием атакующей фигуры.

Невозможные позиции
Возникновение невозможных позиций вызывается нарушением правил игры. Кодекс рассматривает ряд таких случаев. В других случаях рекомендуется принимать решения по аналогии.
Общий принцип: исправление невозможных позиций производится только при обнаружении неправильностей до окончания партии (в том числе когда результат определяется присуждением). В зависимости от характера нарушений партия может быть продолжена либо аннулирована и переиграна.

Выигрыш и ничья. Закончившаяся партия.

Ситуация Решение
Дан мат Партия выиграна партнером, который заматовал короля противника
Один из соперников сдался Сопернику, который сдался, засчитывается поражение
Играющий остановил часы Остановка часов равнозначна сдаче партии. Если это произошло по недоразумению, судья может ограничиться замечанием или оставить инцидент без последствий
У играющего нет ходов, и его король при этом не находится под шахом На доске – пат. Партия считается закончившейся вничью.
Партнеры согласились на ничью Ничья. Предложение ничьей может сделать только играющий в интервале между совершением хода и пуском часов.
Предложена ничья играющему Соперник играющего допустил нарушение, за что судья должен сделать ему предупреждение. Но ничья считается предложенной. Партнер может ее принять или отклонить
Играющий предложил ничью, не сделав хода Партнер может принять или отклонить предложением либо отсрочить решение до совершения хода
Не менее чем 50 последних ходов были без взятия фигуры и без движения пешки По требованию играющего партия считается законченной вничью. Это правило увеличивается до 75 ходов при позициях со следующим соотношением сил:
1. Король, ладья и слон против короля и ладьи
2. Король и два коня против короля и пешки
3. Король, ферзь и пешка перед полем превращения против короля и ферзя
4. Король и ферзь против короля и двух коней
5. Король и два слона против короля и слона
Кто-либо из партнеров опоздал к началу игры более чем на 1 час Считается, что партия опоздавшим проиграна
Возникла позиция, где возможность выигрыша по характеру оставшегося материала исключена для обеих сторон (Король против короля и пр.) Фиксируется ничья
Партнер просрочил время, когда у соперника остался лишь один король Фиксируется ничья. Партнер, имеющий одного короля, выиграть партию не может.
На доске в третий раз возникла одинаковая позиция Если потребует играющий, должна быть зафиксирована ничья.
Играющий делает ход, не требуя ничьей в связи с троекратным повторением позиции Партия продолжается. Право потребовать, чтобы в связи с троекратным повторением позиции была зафиксирована ничья, играющий получает, если одинаковое положение на доске возникнет снова.

Во всех случаях предложение ничьей можно отклонить устно или сделав ответный ход. До решения партнера предложивший ничью отказаться от нее не может.
Когда играющий требует зафиксировать ничейный результат в связи с троекратным повторением позиции или на основании правила 50 или 75 ходов, судья останавливает часы, чтобы проверить обоснованность заявления (если судьи рядом нет, играющий вправе остановить часы и обратиться к нему). Если требование окажется справедливым, партия заканчивается вничью. Если выяснится, что требование ошибочно, то на часах заявителя добавляется 5 минут. При этом лимит времени может оказаться перерасходованным. Если же этого не произошло, то партия продолжается. Причем должен быть сделан именно тот ход, с которым играющий связывал требование ничьей.
Проверка обоснованности требования ничьей при троекратном повторении позиции и согласно правилу 50 или 75 ходов производится на другой доске.
Если судья ошибочно признает справедливость требования, а партнер заявителя не укажет на ошибку во время проверки, ничейный результат не изменяется.
Если требование о ничьей отвергнуто, заявитель может потребовать дополнительную проверку за счет своего времени или, прекратив игру, обратиться в более высокую инстанцию. В последнем случае ему при подтверждении ошибочности требования засчитывается поражение.
За выигрыш партии участник соревнования получает 1 (одно очко), при поражении – 0 (ноль), а при ничьей каждому из партнеров начисляется по 1/2 (пол-очка).

Шахматные часы.
Каждый партнер должен сделать соответствующее число ходов в заданное время, Условия определяются заранее и включаются в регламент. Для контроля используются часы со специальным устройством – флажком.
Партия начинается с пуска часов участника, играющего фигурами белого цвета.
Время, оставшееся после выполнения требуемого числа ходов, накапливается. Если, например, сэкономлено 15 минут, а на последующей отрезок партии отводится час, то до второго контроля шахматист располагает одним часом с четвертью.
Проводятся также соревнования, где ограничение во времени на обдумывание устанавливается сразу на все ходы. В этом случае игра заканчивается с падением одного из флажков.
Показания часов при отсутствии явных дефектов неоспоримы. Возможны ситуации, требующие решения судьи. Бывает, скажем, что флажок остается в зависшем положении, хотя минутная стрелка соответствующую риску на циферблате прошла. Истекло ли контрольное время действительно ? Тут последнее слово за судьей. Приняв во внимание фактическое показание часов, он может счесть флажок упавшим.
В отсутствии судьи заявление об истечении у соперника контрольного времени должен сделать партнер.
На дефект часов следует указывать, как только он обнаружен. Ссылка участника на их неисправность позднее, чем сразу после контрольного падения флажка, может быть отвергнута.
Неисправные часы подлежат замене. Время, использованное партнерами, точно устанавливается на новых. Если судья решает изменить его одному или обоим партнерам, то у них должно остаться не менее 5 минут или по 1 минуте на каждый ход.
Имея доказательства, что неверно отражают затраченное время часы только одного партнера, судья исправляет лишь их показание. Если таких оснований нет, время в равной мере корректируется на обоих часах.
Часы останавливаются судьей, когда игра прерывается по причинам, не зависящим от партнеров, - для исправления невозможных позиций, при замене дефектных часов и т.п., а также при требовании играющего зафиксировать ничью ввиду троекратного повторения позиции или согласно правилу 50(75) ходов. В этих случаях при отсутствии рядом судьи участник, чтобы обратиться к нему, может остановить часы сам.
Если игра продолжалась после невозможного хода лиюо ошибок при расстановке сдвинутых фигур и нельзя определить время, использованное каждым партнером, оно начисляется им пропорционально затраченному к моменту возникновения неправильности.
Пример. После 30-го хода черных, когда часы показывали 90 мин у белых и 60 мин у черных, обнаружено, что на 20-м ходу произошла неправильность. Время использованное на первые 20 ходов, устанавливается так: белые: 90:30х20=60 минут, черные: 60:30х20 = 40 минут. При этом у партнеров до контроля должно оставаться не менее 5 минут или 1 минута на каждый ход.
Сдача партии или соглашение на ничью остается в силе, если позже обнаружится, что флажок упал.
Если упали оба флажка и нельзя установить, какой первым, партия продолжается. С последующего хода начинается новый отсчет до очередного контроля.
Судье не следует обращать внимание партнеров на то, что соперник сделал ход, забыл переключить часы, предупреждать, сколько нужно сделать ходов до истечения контрольного времени, и т.д.

Запись партии
При проведении партии партнеры обязаны вести запись партии. Запись должна вестись разборчиво и ход за ходом. Прервать запись партии может партнер, у которого до истечения контроля времени осталось менее 5 минут. После падения флажка недостающие ходы должны быть немедленно дописаны.
Существует международная система записи партии и национальные. Которые, в свою очередь, подразделяются на полную нотацию и краткую нотацию.

В международной системе полной нотацией ход записывается следующим образом: Указывается номер хода, указывается фигура, которой производится ход, поле с которого ходит фигура и поле на которое ходит фигура.
Фигуры отражаются следующими буквами:
K - король
Q – Ферзь
R – Ладья
N - конь
B - слон
Пешка не обозначается ни как.


Пешки (♙, ♟) самая многочисленная часть в игре в шахматы и, в большинстве случаев, также является слабыми. Исторически он представляет пехоту , а точнее вооруженных крестьян или копейщиков . [1] Каждый игрок начинает игру с восемью пешками, по одной на каждом поле непосредственно перед другими фигурами. (Белые пешки начинаются на a2, b2, c2, d2, e2, f2, g2, h2; черные пешки начинаются на a7, b7, c7, d7, e7, f7, g7, h7.)

Содержание

В этой статье для описания шахматных ходов используются алгебраические обозначения .

В отличие от других фигур, пешки не могут двигаться назад. Обычно пешка движется вперед на одно поле, но при первом движении пешка может продвинуться на два поля. Пешки не могут использовать начальное продвижение на два поля, чтобы перепрыгнуть занятое поле или взять. Любая фигура, стоящая непосредственно перед пешкой, другом или противником, блокирует ее продвижение. На второй диаграмме пешка c4 может перейти на c5; пешка на е2 может перейти на е3 или е4.

Пешка может перейти на поле прямо перед собой, если это поле пусто. Пешка начального ранга имеет возможность переместить два поля за один ход.

В отличие от других фигур, пешка не захватывает в том же направлении, в котором движется. Пешка захватывает вперед по диагонали одно поле влево или вправо (см. Схему).

Если предположить, что черная пешка только что переместилась с c7 на c5, белая пешка может захватить ее, переместившись на c6.

En passant был добавлен в 15 веке, чтобы компенсировать недавно добавленное правило начального хода с двумя квадратами (Hooper & Whyld 1992: 124). Без прохода пешка на своем начальном поле могла безопасно обойти поле, контролируемое продвинутой пешкой противника. На проходе - единственный взятие в шахматах, в котором взятая фигура не заменяет взятую фигуру на том же поле.

Структура пешки , конфигурация пешки на шахматной доске, в основном определяет стратегический вкус игры. В то время как другие фигуры обычно можно переместить в более выгодные позиции, если они временно плохо расположены, плохо расположенная пешка ограничена в своем движении и часто не может быть перемещена таким образом.

Поскольку пешки бьют по диагонали и могут быть заблокированы от движения прямо вперед, пешки противника могут оказаться заблокированными в диагональные из двух или более пешек каждого цвета, где каждый игрок контролирует поля одного цвета. На диаграмме черные и белые сцепили свои пешки "d" и "е".

Здесь у белых долговременное преимущество. Белым будет легче, чем черным, найти хорошие поля для своих фигур, особенно с прицелом на . Черные, напротив, страдают от на c8, которому черные пешки не дают найти хорошее поле или помочь на королевском фланге. С другой стороны, центральные пешки белых несколько и уязвимы для атаки. Черные могут подорвать пешечную цепь белых немедленным . c5 и, возможно, более поздним . f6.

Пешки на соседних рядах могут поддерживать друг друга в атаке и защите. Пешка, у которой нет дружественных пешек в соседних рядах, является изолированной пешкой . Поле перед изолированной пешкой может стать стойкой слабостью. Любая фигура, поставленная прямо перед ней, не только блокирует продвижение этой пешки, но и не может быть отогнана другими пешками.

На диаграмме у черных изолированная пешка на d5. Если убрать все фигуры, кроме королей и пешек, слабость этой пешки может оказаться фатальной для черных в эндшпиле . Однако в миттельшпиле у черных немного больше свободы передвижения, чем у белых, и они могут разменять изолированную пешку до того, как последует эндшпиль.

Пешка, которая не может быть заблокирована или взята пешками противника при продвижении на переход, является проходной . На схеме у белых защищенная проходная на c5, а у черных - внешняя проходная на h5. Поскольку в эндшпиле часто выигрывает игрок, который может первым продвинуть пешку, наличие проходной пешки в эндшпиле может иметь решающее значение, особенно защищенная проходная пешка (проходная, защищенная пешкой). В этом ключе пешечное большинство , большее количество пешек, принадлежащих одному игроку на одной стороне шахматной доски, является стратегически важным, потому что его часто можно превратить в проходную.

После взятия пешкой у игрока могут оказаться две пешки на одной , называемые сдвоенными пешками . Сдвоенные пешки значительно слабее, чем пешки, стоящие рядом, потому что они не могут защитить друг друга, их обычно нельзя одновременно защитить соседними пешками, а передняя пешка блокирует продвижение задней. На диаграмме черные играют в невыгодном стратегическом положении из-за сдвоенных пешек c.

Бывают ситуации, когда сдвоенные пешки дают некоторое преимущество, как правило, когда защита последовательных клеток вертикали пешками предотвращает вторжение фигур противника.

Сдвоенные и изолированные пешки обычно являются ощутимой слабостью. Одиночная фигура или пешка перед сдвоенными изолированными пешками блокирует их обоих и не может быть легко выбита. У игрока редко бывает три пешки в ряду, то есть тройные пешки.

В шахматных эндшпилях со слоном может быть неправильной ладьей , в зависимости от цвета поля слона. Это приводит к тому, что некоторые позиции становятся ничьими , которые в противном случае были бы выигрышными.

Пешка берет свое начало в самой старой версии шахмат, чатуранге , а также присутствует во всех других значимых версиях игры. В чатуранге эта фигура двигалась прямо вперед, захватывая стороны (на один квадрат по диагонали вперед влево или вправо).

В средневековых шахматах была предпринята попытка сделать фигуры более интересными: пешке каждой вертикали было дано название профессии простого человека. На доске слева направо были следующие заголовки: [5]

  • Игрок и другие "подонки", также посыльные (в самом левом файле это направление буквально зловещее )
  • Городской стражник или полицейский (перед рыцарем, как они обучали городских стражей в реальной жизни) [6]
  • Трактирщик (епископ)
  • Доктор (всегда пешка ферзя)
  • Торговец / Менял (всегда перед королем, независимо от того, находится ли он слева или справа от ферзя, в зависимости от цвета фигур)
  • Ткач / Клерк (перед епископом, для которого ткали или чеканили)
  • Кузнец (перед рыцарем, как они ухаживают за лошадьми)
  • Рабочий / Фермер (перед замком, в котором они работали) [7]

Самый известный пример этого находится во второй книге, когда-либо напечатанной на английском языке, The Game and Playe of the Chesse . Предположительно, эта книга, напечатанная на Кекстон , [8] рассматривалась как такой же политический комментарий на общество в шахматной книге. [7]

Способность перемещать два пространства и связанная с этим способность захватывать на проходе были введены в Европе 15 века (см. На проходе § Исторический контекст ). Правило продвижения менялось на протяжении истории (см. История правила продвижения ).

Что такое пешка в шахматах? Это не только самая слабая фигура на доске, но и самая опасная. Строй пешек, как стена, способен надвигаться на противника и при должной поддержке опрокинуть любые формации на поле.

Определение

Пешка - это не только фигура, но и единица измерения. В профессиональных шахматах ее даже не принято считать фигурой. Зато ценность остальных измеряется именно в пешках. Приведём эквивалентность шахматных фигур пешке:

  • Ферзь равен примерно 9 пешкам.
  • Ценность офицера составляет 3 пешки. Так же он считается равноценным коню.
  • Ладья по своей полезности равна приблизительно 4 пешкам.

В зависимости от расположения и от того, как ходит пешка в шахматах (по какой вертикали), выделяют пять их типов:

  • Королевская пешка.
  • Ферзевая.
  • Слоновая.
  • Коневая.
  • Ладейная.
  • Центровая. Так можно назвать пешки, расположенные напротив короля и ферзя.

как ходит пешка в шахматах

Также в зависимости от положения нескольких пешек относительно друг друга можно выделить некоторые ситуации и виды расположения:

  • Изолированная - пешка, рядом с которой на доске отсутствуют фигуры того же цвета.
  • Блокированной называется пешка, не имеющая возможности совершить ход.
  • Отсталая - та, рядом с которой есть пешки, продвинутые вперёд, но сама по себе являющаяся блокированной.
  • Существует также 2 типа проходных пешек. Отдалённая - та, которая способна пройти до поля превращения без препятствий. Однако она не защищена другими пешками. Защищенная - проходная фигура, рядом с которой есть поддержка.
  • Разрозненные - пешки, между которыми есть свободные вертикали.
  • Связанные - пешки на соседних вертикалях.

Итак, разобравшись с терминологией, мы можем перейти к рассмотрению вопроса о том, как ходит пешка в шахматах.

как ходит пешка в шахматах в картинках

Дебют

На начальной стадии игры у пешек не так много вариантов того, куда совершать движение. Как ходит пешка в шахматах, расположенная на стартовом поле? Есть три возможных варианта.

Дебют - первая фаза игры, характеризующаяся мобилизацией фигур и их расстановкой. По сути, это этап формирования защитного построения, от которого будет начинаться развитие атаки. На данной стадии пешка может сделать следующее:

  • Остаться на месте. Как ни странно, это тоже вариант хода. Вы можете не трогать пешки, а начать игру с вывода коня.
  • Шаг на одну клетку вперёд. Осторожное решение, которое позволит, держа пешку в безопасности, постепенно продвигаться вперёд. Однако это поможет противнику захватить инициативу в расстановке фигур на доске.
  • Шаг на две клетки. Возможен при выполнении двух условий. Пешка находится на стартовой позиции, и перед ней нет других фигур. Этот ход очень рискованный, однако одним шагом вы можете резко вырваться вперёд и захватить значительный кусок поля.

как ходит пешка в шахматах фото

Миттельшпиль

Что это такое и как ходит пешка в шахматах в данной фазе игры? Это центральная и основная фаза партии. Для неё характерна защита короля и активное перемещение фигур по доске.

Какова роль пешек? Поддерживая оборону и закрывая короля от шаха с другого конца доски, они потихоньку двигаются вперёд, прокладывая себе дорогу к полю превращений. На этом этапе от того, как ходит пешка в шахматах и рубит ли противника, зависит её выживание и скорость продвижения вперёд. Давайте рассмотрим основные ходы.

Одной из особенностей миттельшпиля является то, что большинство пешек либо заблокировано, либо находится под угрозой фигур противника. Это означает, что у неё остаётся небольшой выбор:

  • Продолжать удерживать позицию, в надежде на то, что другие фигуры обойдут противника с фланга и откроют дорогу.
  • Самостоятельно атаковать. Пешка атакует только по диагонали, исключительно на одну клетку и только вперёд. Она не способна возвращаться назад, как другие фигуры или шашки.

как ходит пешка в шахматах и рубит

Эндшпиль

Завершающая стадия. Характеризуется в большинстве случаев небольшим количеством фигур на доске. Если у вас осталась пешка, то вам очень повезло. Как ходит пешка в шахматах на данном этапе? Её первостепенная задача - добраться до края поля противника, чтобы преобразиться в более полезную фигуру. С другой стороны, несколько пешек при поддержке вашего короля способны поставить мат противнику. Что лучше или удобнее - решайте сами.

Если вы хотите увидеть, как ходит пешка в шахматах, в картинках, то в статье приведены некоторые варианты, однако лучше практики ничего нет. Поэтому можете поиграть с компьютером в электронные шахматы. Система сама не даст вам сделать неверный ход. Таким образом, вы на практике сможете запомнить варианты ходов.

Из прочитанного вы могли узнать, как ходит пешка в шахматах. Фото различных ее ходов представлены в статье. Второе изображение показывает некоторые варианты в зависимости от ряда. На третьем и четвертом фото пешки, располагающиеся на Е4 и Н5 соответственно, демонстрируют блокированную позицию.

Для изучения бесконечного множества возможных позиций можно прочитать учебник по игре в шахматы. Там вы найдёте увлекательные задачи, которые позволят изучить игру намного глубже.

Как ходит пешка в шахматах, рубит, и может ли пешка есть назад

cover 5eabfac78fbff

Пешка может показаться незначительной фигурой. Она не относится к представителям первого эшелона, обладающим большими возможностями. Нередко пешками жертвуют, чтобы выполнить продуктивную комбинацию. Но это не значит, что пешки не заслуживают внимания. Недаром их называют солдатами, именно эти фигуры порой решают исход сражения. Начинающему шахматисту нужно знать все их возможности, уметь пользоваться ими в процессе игры. Стоит изучить, как ходят пешки и классические дебюты, в которых они принимают важное участие, хорошо освоить тактику их использования.

Особенности шахматных пешек, преимущества фигур

В шахматах принята шкала цены фигур. Она берется во внимание, когда нужно пожертвовать одной из них для осуществления комбинации. Стоимость:

Местоположение на доске и разновидности комбинаций в шахматах

В процессе игры пешки могут по-разному расположиться на доске, несмотря на ограниченность своих возможностей. Опытные игроки в зависимости от местоположения называют фигуры:

От этого зависит выбор тактики, определение роли пешки в дальнейшей игре, выбор ходов.

Данные фигуры обычно начинают сражение, редко когда игроки право первого хода отдают коню. Самым распространенным вариантом является выход пешки, стоящей на позиции е2 на 2 поля вперед, есть несколько классических дебютов, начинающихся с такого хода.

Правила перемещения пешек, их действия

Понять, как ходит пешка в шахматах, несложно. Фигура перемещается вперед на 1 поле. Есть одно исключение: если она передвигается первый раз с первоначальной позиции, можно поставить ее не на соседнюю впереди, а на вторую клетку. Это правило часто используется любителями и опытными шахматистами.

thumbnail 5eabfa80230f0

Поскольку главной задачей является уничтожение фигур противника, нужно знать, как ест пешка. Она может срубить фигуру, стоящую на соседнем поле, расположенном по диагонали, при этом не имеет значения, какая фигура стоит на этой клетке. Пешка может срубить любую фигуру, исключая короля.

thumbnail 5eabfab100494

Есть еще один интересный вариант, который является прерогативой пешки. Эта ситуация может возникнуть, когда делается первый ход фигурой на два поля вперед. В этом случае можно провести взятие пешки на проходе, рассмотреть такую ситуацию можно на примере:

Может ли пешка бить назад?

Есть определенные аналогии между перемещениями пешки и короля. Обе эти фигуры могут делать ход на одно поле, рубить фигуры противника, расположенные по диагонали на соседних клетках. Поэтому у начинающих игроков возникает законный вопрос, может ли пешка есть назад в шахматах. Такой ход существенно расширил бы возможности этой фигуры, позволил бы разблокировать фигуру при встрече двух пешек на вертикали.

Новичкам следует помнить, что для пешек движение назад запрещено, это правило касается и взятия фигур противника. У пешки такой возможности нет, она может ходить только вперед, есть по диагоналям, расположенным перед ней. Если по каким-либо причинам игрок не знал, бьет ли пешка назад, и делает такой ход, по шахматным правилам партия заканчивается. Шахматисту, совершившему ошибку, присуждается проигрыш. Поэтому такое правило необходимо усвоить твердо, не забывать о нем!

В какую фигуру превращается пешка?

Вероятно, это один из самых ярких моментов в шахматах. А может быть, и самый яркий.

Превращение пешки сродни волшебству, способному заворожить любого, даже несведущего в шахматах человека, имеющего отдаленное представление о правилах игры. В какую же фигуру превращается пешка и когда это происходит?

Когда происходит превращение?

Здесь все достаточно просто. Когда пешка при своем ходе переходит на восьмую горизонталь (черная – на первую), она превращается в другую фигуру.

Поле, на котором происходит это событие, называется полем превращения.

screenshot 1 2

Сразу же отметим пару правил, дабы не возвращаться к ним в дальнейшем. Они могут показаться очевидными и без разъяснений, но подобные вопросы задают и довольно часто:

Если вы такую ситуацию знаете или придумаете, — напишите в комментариях и вы наверняка станете кандидатом на нобелевскую премию в области шахмат

В какую фигуру можно превратить пешку?

Здесь у игрока есть выбор. Фигура может быть любая, кроме короля.

Какие фигуры в данный момент присутствуют на доске, значения не имеет. Может появится второй (теоретически и третий и т.д.) ферзь, конь и так далее.

На практике игра с двумя ферзями на доске встречаются не так уж и редко. Больше – крайне редко, чаще в задачах и этюдах.

Как правильно превращать?

В практической игре это происходит следующим образом:

Пешка, при своем ходе, ставится на поле превращения и тут же снимается с доски. На ее место ставится ферзь (или другая фигура). Ход считается сделанным, когда новая фигура коснулась доски.

Заменить пешку на фигуру следует незамедлительно. Новая фигура сразу же приобретает свои свойства. Например

screenshot 2 2

Белая пешка становится ферзем, который тут же дает мат черным.

Еще несколько важных правил:

Если игрок этого не сделал и в момент превращения фигуры (например второго ферзя) под рукой нет, — следует пригласить судью.

Итак, порядок такой:

1.Когда пешка близка к полю превращения – заранее ставим рядом с доской ферзя. Берем его из взятых фигур или с другой доски. Если нет, — зовем судью и просим найти ферзя.

2. Когда пришло время превращать пешку, — устанавливаем на поле превращения ферзя (или другую фигуру). Снимаем пешку с 7 (или второй) горизонтали.

Объявлять новую фигуру голосом не обязательно.

Какую фигуру выбрать?

По умолчанию всегда считайте, что будете ставить ферзя. Это целесообразно в 99% случаев из ста.

Из оставшегося процента чаще превращают в коня, реже в ладью, и почти никогда в слона.

Превращение в фигуру, отличную от ферзя, целесообразно в следующих случаях:

а) Избежать пата

Смотрим на диаграмму:

screenshot 3 2

Если мы по инерции поставим ферзя, — на доске возникнет ситуация пата: черный корольне под шахом и не имеет ходов. Это ничья.

Однако у белых есть решение: они ставят ладью? Шаха нет, король черных ходит на а6 и белые ставят мат следующим ходом.

screenshot 4 2

б) Способности коня

Конь ходит уникальным способом. Так, как не может ходить ферзь. Поэтому, в редких случаях именно конь – наилучший выбор при превращении.

screenshot 5 2

Если белые превращают пешку в ферзя, борьба продолжается. Результат – под вопросом.

Однако, превращение в коня решает все проблемы!

screenshot 6 1

На доске мат и белые принимают поздравления.

В заключение:

Все же не увлекайтесь красотами. Превращение в коня, ладью, — редкое исключение.

Всегда держите под рукой ферзя.

Превращение пешки – очень ответственный момент. Часто цена вопроса – результат партии. Кроме того, неправильное превращение может привести к конфликту с соперником.

Дабы избежать подобных казусов, настоятельно рекомендуем еще раз внимательно прочесть статью и запомнить правила превращения.

Пешка

Вот что нужно знать о пешках:

Пешка

В начале партии у каждого из противников по восемь пешек, расположенных на второй (белые) и седьмой (черные) горизонтали.

Пешки на своих начальных позициях.

Пешка стоит один балл, то есть, намного меньше других фигур, но во многих позициях три пешки равны или сильнее легкой фигуры (коня или слона).

Как ходят пешки

Пешка e2 может пойти на e3 или e4 своим первым ходом.

Пешка может идти вперед только, если ее продвижению не мешает другая фигура. На этой диаграмме белая пешка на поле e4 не может двинуться вперед, потому что ее блокирует черная пешка на поле e5.

Пешка на поле e4 блокирована!

Пешечные взятия и взятие на проходе

Пешки нападают на другие фигуры и берут их ходом на одно поле вперед по диагонали. На этой диаграмме мы видим, что пешка, расположенная на поле e4, держит под боем поля d5 и f5.

С поля e4 пешка атакует поля d5 и f5.

На этой позиции пешка, расположенная на поле e4, может взять черную пешку f5, но не пешку e5.

Пешка с поля e4 может взять черную пешку на поле f5, но не пешку e5.

В шахматах существует особое правило взятия на проходе. Если белая пешка расположена на пятой горизонтали, а черная пешка делает ход на два поля вперед от начальной позиции и тоже оказывается на пятой горизонтали рядом с белой пешкой, белая пешка может взять черную, как если бы та сделала ход всего на одно поле. Это правило также действует, если черная пешка расположена на четвертой горизонтали, а белая делает ход на два поля и оказывается рядом с черной пешкой. Черная пешка тоже может взять белую, как если бы та сделала ход всего на одно поле. Эту возможность можно использовать только ответным ходом, но не впоследствии!

Пешечное превращение

На данной диаграмме мы видим, как пешка превращается ходом с поля a7 на a8! Если пешка превратится в ферзя или ладью, черные получат мат!

Слабое превращение в действии!

Слабое превращение в коня создает угрозу мата!

Проверим себя

Проверим, сможем ли мы найти, как ходит пешка. Может ли в этой позиции белая пешка пойти с поля c7 на c8?

Может ли белая пешка пойти на c8?

Может ли белая пешка e4 взять черную пешку d5?

Да! Белая пешка e4 может взять черную пешку d5.

Заключение

Смотрим видео

Некоторым шахматистам больше нравится не читать статьи, а смотреть видео! Посмотрим короткое видео из урока о пешках!

Превращение пешки в шахматах

Что происходит, когда пешка достигает противоположной стороны.

pawn 5cc6259489edccaf6b893f633359f4d0

Пешки становятся сильнее по мере продвижения вверх по доске. Они могут контролировать больше полей на вражеской территории. Так что же происходит, когда пешка достигает противоположной стороны?

В шахматах однажды пешка достигает другой стороны шахматной доски (восьмого разряда), она может быть немедленно превращена в любую фигуру в зависимости от предпочтений игрока. Пешку можно обменять на ферзя, слона, ладью или коня. Это называется пешечное превращение.

Пешка достигает восьмой горизонтали и превращается.

01

Стратегия Превращения

Превращение пешек часто считается ключевой целью шахматной игры. Пешки не могут ходить назад. Вот почему так важно их продвигать. Если какие-либо пешки достигают восьмой горизонтали, они могут стать ферзем, ладьей, слоном или конем.

Обычно, когда игра доходит до этой стадии, доска наполовину пуста, что дает фигурам большую свободу передвижения. Поскольку ферзь может двигаться по диагонали, большинство людей предпочитают превращать свою пешку до этого статуса.

Итак, что будет, если вы обменяете пешку на коня?

Давайте посмотрим на данную позицию.

02

Здесь если белые проведут ферзя, то черные заберут его конем и в итоге останутся с лишней легкой фигурой.

Но, если мы сначала заберем коня своим ферзем в результате чего черные вынужденные забирать нашего ферзя, иначе мы просто будет с двумя лишними пешками в эндшпиле. А после того, как черный ферзь встанет на поле b7, мы проводим пешку и превращаем ее в коня, делая вилку на короля и ферзя. После отхода короля, мы забираем ферзя и затем спокойно проводим пешку с конем и королем.

Другой сценарий, когда ладья атакует короля по линии с расстояния. Здесь пешку можно превратить не только в ферзя, но и в ладью и сразу атаковать короля соперника по линии, что приводит к победе игрока.

Однако иногда возникают ситуации, когда превращение пешки в ферзя приводит к проигрышу или к патовой ситуации.

На диаграмме если белые поставят ферзя, то получится пат. Поэтому они превращают пешку в ладью и после хода черных объявляют мат.

03

Часто задаваемые вопросы

Можно ли превратить пешку во второго ферзя?

Пешка может превратиться во второго ферзя, как только она достигнет последней горизонтали на территории соперника. Вы можете превратить любое количество пешек в ферзя, даже все 8 пешек.

Как превратить пешку?

Когда пешка превращается, куда она девается?

Превращение

Что такое пешечное превращение?

В современных шахматах пешка может превратиться в любую из этих фигур. На превращение не влияет и нахождение других фигур того же достоинства на доске. Поэтому, теоретически, в армии одного из противников может оказаться девять ферзей, или 10 ладей, или 10 слонов, или 10 коней, хотя в реальности это невозможно.

Интересная позиция, где на доске было больше одного ферзя, возникла в 2011 году в партии МГ Давида Антона Гихарро и ММ Алехандро Франко Алонсо. На доске находилось по три ферзя у каждого из противников!

Что такое слабое превращение?

В некоторых случаях превращение пешки в ферзя оказывается ошибкой. Сильнейшей стороне приходится превращать пешку в слабую фигуру, чтобы избежать пата, дать мат или выиграть важный темп.

Приведем отличный пример того, как слабое превращение позволяет избежать пата. На этой диаграмме превращение пешки в ферзя (или ладью) станет зевком, поскольку у короля черных не останется полей для отступления, и партия завершится вничью.

Белым нужно превратить пешку в слона, чтобы избежать пата и дать мат королю черных!

В партии 1986 года между Анатолием Карповым и Яном Тимманом слабое превращение позволило выиграть темп и избежать ничьей. Если бы Карпов не превратил свою пешку в коня, Тимман использовал бы возможность дать вечный шах ферзем.

Сыграй как
Анатолий Карпов

Разбираем лучшие партии
чемпиона мира!

Как обозначается превращение в нотации?

Проверим себя

Попробуем превратить пешку в фигуру! Найдем сильнейший ход в этой позиции.

Решим последнее задание. Оно труднее, потому что здесь нужно считать на большую глубину. У белых не хватает ферзя. Какой комбинацией мы можем дать мат черным и выиграть партию?

Заключение

Пешечное превращение очень важно в эндшпиле, но иногда оно позволяет создать серьезные угрозы уже в середине игры! Не стоит обращать внимание только на свои пешки. Пешки противника не менее важны. Вы готовы учиться играть пешками?

Переходим в раздел Тренировок эндшпиля, чтобы совершенствоваться в шахматах уже сейчас!

Читайте также: