Как посетить космодром восточный

Обновлено: 18.09.2024

О быте


КСИСО считается небольшим объектом: там стоят рабочие и жилые вагончики, живёт человек двести. Объект огороженный, и, когда мы приехали, нас проверяли. Хотя в одном месте можно пройти и без охраны. Между объектами дорога, строится железнодорожное полотно, а вокруг — тайга. Добираются от объекта к объекту на попутках: на уазике так башкой бьёшься! Дороги новые, но на отворотах — грунтовка, которая размывается дождём.

Мы жили в бытовке-люкс — с душем, туалетом и двухъярусными кроватями. Парень, который приехал с нами из Москвы, жил в обычной бытовке, мылся в общем душе с холодной водой. В нашем душе был небольшой бак, а воду завозили раз в два или три дня. Бытовки летние, не отапливаются.

В нашей бытовке разместили шесть человек. Кроме студенток, жили три женщины-наставницы — Люда, Лида и Алёна. Выглядели они гораздо старше своего возраста. А как же они матерились! Мат для них — это привычный способ разговора. Одна из них, Люда, — очень милая, добрая. Она очень много курила и ужасно сильно храпела, но всё время о нас заботилась. А другая, Лида, наоборот, хотела работать одна, зато потрясающе готовила. Её любимой темой для разговора были закрутки.

Мы боялись, что к нам на стройке будут рабочие приставать. Но ничего такого не было. Один раз только зашли в бытовку пьяные строители, предложили нам шпрот. Нас ещё предупреждали про медведей: каждый год бывают случаи, когда хищник кого-то задирает.

О работе


Работают вахтовым методом. Вахта длится 45 дней, работают по 10 часов в день. Рабочий день строился так: начинаем в 8 утра, с 12 до 13 часов — обед, в 10 и 17 часов — 15-минутные перерывы. Но как всё устроено? Ты приходишь на работу не в 8 утра, а чуть позже, перерывы затягиваются до получаса, а после обеда надо ещё часик полежать. А так как мы девушки, нас отпускали с работы пораньше.

Мы красили и шпатлевали построенные пилоны. Шпатлевали стены снаружи и красили лестницы краской для металла внутри. Она очень ядрёная, прямо прожигала кожу. Но когда красишь в жару, всё быстро высыхает, а в дождь никто не работает, потому что стены мокрые. В сильный дождь вообще не идёшь на работу — лежишь целый день в вагончике.

За лето только один мужчина на нашем участке упал с вышки и сломал ногу и рёбра. Но это единичный случай: он вроде на мокрые доски встал

Над женщинами стоял бригадир, которого все звали Телепузиком, — ни разу не видела его трезвым. Над ним был мастер, а над мастером — уже начальник участка. Он стройотрядовцев воспринимал как детей и везде отпускал. Обычно начальство раз или два в день проходило по стройке и шло обратно в свои вагончики.

Пилон, на котором мы работали, высотой 16 метров, а вокруг него строительные леса. Когда залезаешь на эти леса, нужно пристёгиваться специальным поясом. Но обычно все работают без него. Ты, конечно, можешь поставить руки в боки, и тебе дадут этот пояс, но он замедляет работу. Как-то раз срочно потребовалось перенести строительные леса. И пока мы красили пилон, рабочие разбирали их, не обращая внимания, что на лесах мы. Но мужики — профессионалы, так что всё обошлось.

За лето только один мужчина на нашем участке упал с вышки и сломал ногу и рёбра. Но это единичный случай: он вроде на мокрые доски встал.

О качестве строительства

В трудовой книжке у меня написано, что я штукатур-маляр 3-го разряда. Вообще, по договору у меня заработная плата была 36 рублей в час, а в итоге заплатили 54 тысячи рублей. Начальство ставит коэффициент в зависимости от того, как работает человек. У нас были высокие коэффициенты. Я вообще не жалуюсь, а все рабочие жаловались на зарплату: дескать, она низкая, её задерживают. Мастер даже как-то говорил, что если деньги не придут, то он не приедет на стройку — в итоге, правда, всё равно приехал.

Кстати, стартовая площадка не такая большая, как представляешь. Многие помещения уже построены, где-то ещё что-то достраивают. Отделка есть не везде, а там, где есть, уже отваливается. И я понимаю почему: например, хотя мы и проходили недельное обучение штукатуров-маляров в Москве, всё равно без опыта не могли сделать работу точно. Идеальной работы нет: очень большой объём, и никто не запаривается. Рабочие говорят, что всё делается так, чтобы сдать и забыть. Когда мы пришли работать на большой пилон, он был весь ржавый, хотя его уже красили дважды. И мы перекрашивали его в третий раз. Хотя на работу космодрома это не влияет: кто поднимется на этот пилон?


О развлечениях и отдыхе

На Дальнем Востоке напряжёнка с наркотиками, но на космодроме их много употребляют — знаю, что по вечерам развлекаются. А квасят там вообще все. В карты играют, за грибами кто-то ходил — не очень разнообразные развлечения. У наших наставниц был свой мужчина-друг, который к ним наведывался каждый день. Они пили не очень часто, но тоже выпивали. После работы мы играли с прорабами на гитаре, в настольные игры, гуляли. У начальства из развлечений — поиграть в волейбол или поехать на природу. Руководство повыше на выходные уезжало домой, поэтому все остальные мало работали.

Мы боялись, что к нам на стройке будут рабочие приставать. Но ничего такого не было. Один раз только зашли в бытовку пьяные строители, предложили нам шпрот

Насчёт одежды было так: в этой майке я ходила три последние недели? Нормально, сойдёт. И резиновые сапоги — лучшая обувь. Но на космодроме мы были самыми востребованными дамами, хотя и красились от силы три раза. А вот наставницы красились каждый день — макияж, духи, все дела.

На нашем участке был ларёк с сигаретами, водой и другими мелочами, но за продуктами и шампунями все ездили в Углегорск. Цены там ужасные на самом деле — в два раза выше московских. Яблоки от 100 до 200 рублей, ягоды — около 400 рублей, молоко невкусное и тоже дорогое, либо из Москвы везётся, либо из Китая. Город закрытый, но в заборе недалеко от КПП там тоже огромная дырка есть. Говорили, что, если поймают, на 15 суток задержат и штраф — 5 тысяч рублей. Мы сначала боялись, а потом прямо ходили. В самом городе три улицы, а посередине достопримечательность — капсула космического корабля, с которой все фотографируются.

Когда я ехала в стройотряд, то думала, что попробую один раз — и больше не буду. А под конец захотелось ещё, но куда-то в другое место. Стройка — это много эмоций, историй и хороший заработок. Как-то мы гуляли ночью по космодрому, и нам показалось хорошей идеей встретить рассвет прямо внутри передающей антенны. Забрались в тарелку и наблюдали, как светает над тайгой. А сам космодром, мне кажется, действительно хороший проект. Похоже на Олимпиаду: затратно, но стоит того.


Строительные работы на космодроме Восточный должны завершиться уже в 2022 году, после чего начнутся сначала автономные, а потом комплексные испытания. Об этом глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин доложил президенту Владимиру Путину, посетившему Амурскую область после визита на Восточный экономический форум.

Космодром Восточный возводится в три этапа, первый уже завершен. В его рамках был подготовлен стартовый стол для ракет "Союз". Сейчас идет вторая очередь строительства, правда, работа идет с задержкой, которая связана с паводками в регионе – все карьеры были затоплены.

На данный момент, как уверяют подрядчики, удалось вернуть темп работ на полную мощность и все объекты будут сданы в срок. Никаких задержек не запланировано.

После осмотра космодрома президент приехал в Благовещенск, где наградил государственными наградами ликвидаторов последствий пожаров и паводков со всей страны.

Среди них – врач Дмитрий Миронов, в Амурской области он спас 38 человек. Фактически по пояс в воде он вез за собой лодку с людьми, спасая их от наводнения. Или якутский спасатель Борис Кручинин, который все лето провел, спасая родной регион от стихии.

"Я от имени тех людей, которым вы помогаете, которых вы спасаете, хочу вас искренне поблагодарить за вашу службу, за вашу работу. У вас есть свои семьи, дети, близкие люди. Я так понимаю, что по-другому невозможно, приходится все отключать и думать о тех, кто ждет вашей помощи. В тот момент, когда вы работаете. Знаю, как это бывает сложно, когда сталкиваешься с чужой болью, с людьми, которые страдают. И вы протягиваете им руку помощи и поддержки, подставляете плечо, рискуя иногда собственной жизнью. К сожалению, так бывает, что люди отдают свою жизнь ради спасения других. Ничего более благородного не существует", – отметил Владимир Путин.

Вручая награды, глава государства поблагодарил спасателей не только от своего имени и от имени страны, а прежде всего от имени людей, которым спасатели помогли. Такая работа, отметил президент, не только опасна и трудна, но и благородна.

Ситуацию с ущербом от паводков, которые продолжаются в Амурской области уже третий месяц, глава государства обсудил и с главой региона. В целом ущерб, по словам Василия Орлова, оценивается более чем в шесть миллиардов рублей. Но это только первая волна, а сейчас идет вторая, ущерб от которой составит не менее трех миллиардов. Пострадавшими считаются не менее 12 тысяч человек.

"На сегодняшний день мы обследовали полторы тысячи домовладений, из них непригодными признано примерно 650, и еще 350 подлежат капремонту. Общий ущерб по домовладениям – более двух миллиардов рублей. Коллеги из правительства пообещали выделить средства в ближайшее время. Мы, не дожидаясь этих средств, уже начали выплаты пострадавшим. 87 семей получили деньги на капремонт и 85 семей получили выплаты на приобретение нового жилья", – доложил Василий Орлов.

Людям предоставляют бесплатно земельные участки по их желанию. Определено несколько территорий для тех, кто желает отстроиться сам. При этом, несмотря на пандемийный год, доходы регионального бюджета растут, заверил Василий Орлов. Одним из важных вопросов для области является отток населения. Для этого необходимо создавать новые рабочие места.

Также глава региона поднял вопрос о ремонте аэропорта в Тынде. Работа должна начаться по графику в 2024 году, но от имени жителей губернатор попросил приступить раньше – в 2022 году. Президент поддержал это мнение.

01.jpg

Отличный ликбез от камрада lozga - для чего нужен космодром "Восточный" и немного о "механике" выводов.

. На самом деле, космодром "Восточный" нужен нам не из-за того, что большинство гражданских запусков происходит с космодрома "Байконур". Но, чтобы объяснить, зачем он нам нужен, придется рассказать, почему орбиту космического аппарата можно сравнить с туннелем, а также объяснить, что за "железо" падает с неба, и на кого оно падает.

Туннель в небе

Физика орбитального движения совершенно не интуитивна. Она скорее противоположна тому, что представляет себе обычный человек. И даже хорошие фильмы, вроде бы стремящиеся к реалистичности, дают совершенно неверное представление о том, как летают спутники и космические корабли. Помните "Гравитацию", в которой лихо перелетали от "Хаббла" к МКС, а затем к китайской станции? Даже если отбросить разницу в высоте орбит, один параметр орбитального движения убивает даже малейший шанс на такие перелеты. Этот параметр называется "наклонение орбиты".


Наклонение орбиты - это угол между плоскостью орбиты спутника и плоскостью экватора (для спутника Земли)

02.jpg

03.jpg

Например, для случая "Гравитации" картинка будет такая:

И тот факт, что плоскости орбит совсем не совпадают - это еще не беда. Настоящая беда в том, что для низкой круговой орбиты (а "Хаббл", МКС, "Тяньгун" и масса прочих спутников - это низкая круговая орбита) изменение наклонения очень дорого. Чтобы "повернуть" орбиту на 45° нам придется изменить свою скорость примерно на 8 км/с, столько же, сколько нам понадобилось для выхода на орбиту. А изменение скорости - это трата топлива и сброс ступеней. То есть, если ракета массой 300 тонн выводит на орбиту 7 тонн, то после изменения наклонения на 45° останется всего 150 килограмм. Фактически, каждый орбитальный аппарат летит внутри невидимого туннеля, диаметр которого зависит от его способности изменять свою скорость. Поэтому при запуске спутников их стараются вывести сразу на нужное наклонение.

Проторенные дороги

04.jpg

А какое наклонение используется для существующих орбитальных аппаратов? На орбите Земли сейчас много спутников:

05.jpg

Если приглядеться, то видно, что на каких-то орбитах спутников больше. Вот картина, показывающая движение спутников относительно Земли:

Геостационарная орбита (зеленый). Это круговая орбита с высотой 36 000 км и наклонением 0°. Спутник на ней находится над одной точкой земной поверхности, поэтому на картинке правильная геостационарная орбита обозначена зеленой точкой. Зеленые петли - это неисправные спутники или такие, у которых закончилось топливо. Геостационарная орбита находится под возмущающим воздействием Луны, и нужно тратить топливо просто для того, чтобы оставаться на месте. На этой орбите обитают телекоммуникационные спутники, которые приносят прибыль, поэтому свободные места на ней найти уже трудно.
Орбиты ГЛОНАС/GPS (синий и красный). Эти орбиты имеют высоту примерно 20 000 километров и наклонение в районе 60°. Как ясно из названия, на них находятся навигационные спутники.
Полярные орбиты (желтый). Эти орбиты имеют наклонение в районе 90° и высоту обычно не больше 1000 км. В этом случае спутник будет пролетать над полюсами каждый оборот и будет видеть всю территорию Земли. Отдельным подвидом таких орбит являются солнечно-синхронные орбиты с высотой 600-800 км и наклонением 98°, на которых спутники пролетают над разными участками Земли примерно в одно и то же местное время. Эти орбиты востребованы для метеорологических, картографических и разведывательных спутников.

Кроме этого, надо отметить орбиту МКС с высотой 450 км и наклонением 51,6°.

Бессердечная география

Ну, хорошо, с наклонениями мы разобрались, скажет читатель. А причем тут космодром? Дело в том, что есть такой неприятный физический закон:

06.jpg

Почему так? Все становится понятней, если нарисовать траекторию спутника на карте Земли:

07.jpg

Если мы, стартовав с Байконура, начнем разгоняться на восток, то получится орбита с наклонением широты Байконура, 45° (красная). Если мы начнем разгоняться на северо-восток, то самая северная точка орбиты будет севернее Байконура, то есть наклонение будет больше (желтая). Если мы попробуем схитрить и начнем разгоняться на юго-восток, то получившаяся орбита все равно будет иметь самую северную точку севернее Байконура и, опять же, большее наклонение (синяя).

08.jpg

А вот такая орбита невозможна физически, потому что не проходит через центр масс Земли. Точнее, она невозможна для полета с выключенным двигателем. Вы сможете какое-то время находиться на такой орбите с включенным двигателем, но топливо кончится очень быстро.

Таким образом, если мы хотим запускать спутники на геостационарную орбиту не с экватора, нам надо каким-то образом обнулять наклонение орбиты, расходуя топливо. Именно эти расходы и объясняют, почему одна и та же ракета "Союз-2.1а" успешно выводит спутники на геостационарную орбиту с космодрома Куру около экватора, но не используется для этих задач с Байконура.

Россия - северная страна. И если на полярные орбиты и орбиты ГЛОНАСС можно спокойно запускать спутники с Плесецка, который расположен на широте 63°, то для геостационарной орбиты чем южнее расположен космодром, тем лучше. И тут вступает в силу вторая проблема - не любая территория подходит для космодрома.

Ступенью по кумполу

09.jpg

Все современные ракеты при запуске спутника сбрасывают отработанные ступени и головные обтекатели, которые падают на Землю. Если место падения находится в другой стране - приходится договариваться с этой страной по каждому пуску. Поэтому, например, минимальное наклонение космодрома Байконур не 45°, а 51°, потому что иначе вторая ступень будет падать в Китай:

10.jpg

А по месту падения первой ступени приходится договариваться с Казахстаном и платить за использование этих районов. Иногда возникают проблемы, и запуск спутников откладывается. Районы падения приходится отчуждать немаленькие:

11.jpg

И в европейской части России хороших мест для космодрома нет. Я поигрался с картами, на Кавказе можно извернуться и пытаться запускать из района Моздока, но и тогда придется стараться, чтобы вторые ступени не упали в Казахстан. Если запускать ракету из Крыма, то первая ступень будет падать в населенные районы около Ростова-на-Дону, а вторая ступень будет опять же норовить упасть в Казахстан. И это не учитывая проблемы с инфраструктурой в обоих вариантах. На этом фоне посмотришь на доступные наклонения для космодромов США и пожалеешь о бессердечности физики с географией.

12.jpg

Но ведь у нас тоже есть восточное побережье. И, если мы разместим космодром там, то можно будет найти глухие районы для падения отработанных ступеней для самых востребованных наклонений: 51,6° (на МКС и геостационарную орбиту), 64,8° (ГЛОНАСС, некоторые спутники зондирования Земли), 98° (на полярную орбиту).

Еще раз тезисно

Космодром Восточный даст нам возможность запускать полезные нагрузки на геостационарную орбиту и к МКС без необходимости согласования этих запусков с другими странами и выплат им за использование районов отчуждения. Он расположен в южной части страны и обеспечивает начальное наклонение орбиты не хуже Байконура. Стартовый комплекс для новой ракеты-носителя "Ангара" нерационально строить на Байконуре (еще раз, согласование пусков и районы падения), но с Восточного она обеспечит не меньшую грузоподъемность.
Приятная мелочь: новый стартовый комплекс с башней обслуживания, как в Куру, позволит запускать западные полезные нагрузки, которые должны устанавливаться на ракету-носитель в вертикальном положении.
Бонусом также идут развитие инфраструктуры, толчок к развитию территории, наукоград и прочее.

UPD: инфографика вышла.
Жаль, не успели перерисовать размещение спутников. Очень кратко все-таки постарались объяснить то, что здесь написано. На мой взгляд получилось симпатично.

Когда состоятся ближайшие запуски космических кораблей?

  • 9 апреля;
  • точная дата второго еще не определена, скорее всего пуск состоится осенью.
  • в феврале;
  • в марте;
  • в конце лета или осенью.

Можно ли попасть на космодром самостоятельно?

Приехать в одиночку на Байконур на законных основаниях не получится. Разрешение на посещение космодрома выдается Центром эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) только аккредитованным туроператорам. А уже они набирают туристов и организуют поездку. На Байконуре не предусмотрены даже индивидуальные поездки: VIP-туристы попадают на запуск космического корабля в составе общей группы.


Даже VIP-туристы могут попасть на территорию Байконура только в составе туристической группы

Когда бронировать поездку и какие документы нужны?

Стандартный тур на Байконур длится 5 дней, 4 ночи. Спонтанно попасть на космодром не получится, экскурсию нужно планировать заранее — минимум за 35 дней до поездки. Это время необходимо для оформления всех допусков.

Зато документ нужен только один – паспорт. Подойдет как российский, так и заграничный. Главное – потом взять с собой в поездку именно тот документ, на который ЦЭНКИ будет получать разрешения.

Подготовьте и отправьте в турфирму по электронной почте скан первой страницы паспорта и заявку на тур.

Как выбрать турфирму?

С 2017 года аккредитация для турфирм, желающих организовывать туры на Байконур, стала открытой. И сегодня такие экскурсии предлагает большое количество компаний. На что обратить внимание при выборе, чтобы не нарваться на мошенников?


  • Несомненным плюсом будет, если компания не первый год специализируется на организации путешествий на космодром.
  • Остерегайтесь фирм-однодневок, у которых нет офиса.
  • Изучите сайт компании: обратите внимание на наличие лицензии, насколько полно представлена информация об интересующем вас туре.
  • Почитайте отзывы о проведенных турах.
  • Пообщайтесь по телефону с сотрудниками турфирмы, чтобы понять насколько они в теме предстоящего путешествия, насколько подробные и четкие ответы дают на ваши вопросы.

Как добраться до Байконура?

Ближайший аэропорт к Байконуру находится в Кызыл-Орде. Туда лучше всего и прилетать – из Казахстана или России (Москвы). Билеты на самолет, как и трансфер до космодрома, можно приобрести самостоятельно или заказать в турфирме. Время в пути от Кызыл-Орды – три часа.


Город Байконур рядом с космодромом — закрытый, попасть туда можно только по пропуску или в составе тургруппы

Добраться до Байконура можно и на автомобиле. Однако, чтобы попасть в одноименный город, который расположен рядом с космодромом, нужен пропуск – это закрытый населенный пункт. Разрешение также может оформить только туристическая компания.

А на территорию космодрома въезд разрешен только на авторизованном транспорте турфирмы.

Могут ли отменить запуск?

Вероятность, что старт космического корабля состоится в назначенное время, достаточно велика и составляет более 90%. Но исключения случаются.

Схема космодрома Байконур


Что увидят туристы во время тура?

В программу тура, кроме самого запуска ракеты, входят:

Что происходит в день запуска?

Кульминацией тура на Байконур становятся проводы космического корабля. Старт может быть назначен на любое время – и на раннее утро, и на поздний вечер. Туристы проводят на космодроме практически весь день.


В музее воссоздан пункт управления космическими полетами

За два часа до старта экипаж занимает свои места в корабле, идет проверка всех систем. И, наконец, происходит сам пуск: ракета яркой вспышкой уходит в небо. Через 528 секунд она доберется до орбиты, а дальше ее ждет стыковка с международной космической станцией.

Сразу после пуска некоторые туристы пытаются аплодировать. Однако по традициям космодрома этого делать не стоит. Нужно выждать 528 секунд (это самое опасное время в полете), пока корабль успешно выйдет на орбиту. А потом можно и дать волю восторженным чувствам.

Можно ли пообщаться с космонавтами?

Туристы встречаются с ними в момент выхода из гостиницы. Космонавты, конечно, машут руками, позируют для фото, но их дружелюбие больше направлено на друзей и родных, для которых в толпе провожающих выделены лучшие места.

И, конечно, запрещено прикасаться к космонавтам или пытаться с ними сфотографироваться.


Космонавты готовятся к полету в режиме обсервации — общаться посторонним с ними нельзя. Поэтому увидеть их можно лишь издали

Какие сувениры везти с Байконура?

Кружки, магнитики, макеты космического корабля, космическую еду в тюбиках.

Читайте также: