Как правильно посетить дацан

Обновлено: 07.09.2024

Развивать интерес к знаниям о храмах, правилах поведения в храмах; обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Планируемые УУД:

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

воспитание доверия и уважения к истории и культуре России.

знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной

и буддистской России;

осознание ценности и духовности в человеческой жизни.

формирование первоначальных представлений о храмах и их роли в истории и современности России.

Метапредметные:

умение добывать информацию из различных источников;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения;

умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог;

умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы;

владение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

Оборудование:

Карточки для дифференцированной работы;

Бумажные листочки для выполнения задания.

План классного часа с хронометражем

I Ориентировочно-мотивационный этап 5 минут

2. Определение темы занятия учениками .

II Операционно-исполнительный этап. 25 минут

2 . Правила поведения в дацане

3. . Правила поведения в православном храме

Физкультминутка.

4. Словарная работа (объяснение новых слов).

III . Рефлексивно-оценочный этап. 13 минут

1. Закрепление изученного материала.

2.Свод правил поведения в храме.

IY . Домашнее задание 2 минуты

Ход классного часа

I Ориентировочно-мотивационный этап

1. Приветствие.

Учитель : Здравствуйте, ребята!

Дадим друг другу руку –

Учитель: Я рада видеть вас здоровыми и жизнерадостными.

Учитель: Что вы ждёте от классного часа?

Ученики делятся пожеланиями с соседом и говорят вслух.

-Узнать что-то новое, вспомнить поездку в храмы

-Поработать в парах, группе.

-Отвечать на трудные вопросы, выполнять задания

Учитель: Желаю нам успешной работы!

2. Определение темы занятия учениками

Учитель: Послушайте загадку, которая поможет определить тему нашего классного часа

Его я видел много раз,

Но близко так – впервые.

Смотрю, не отрывая глаз,

На главки золотые.

На колокольню, на кресты,

На голубя на крыше…

Ему оттуда, с высоты,

Кажусь я ростом ниже.

На купол солнце льёт и льёт

И, кажется, что он поёт

Учитель: Помогите разгадать ключевое слово .

Дети работают в парах.

а) Человек, который принял учение Иисуса Христа (христианин).

б) Что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога? (добро).

в) Правила, данные людям от Бога на горе Синай (заповеди).

г) Одно из дел милосердия (милостыня).

- Что это такое? Какое ключевое слово?

( храм)

Ребята, отгадайте загадку:

У буддистов тоже есть

Место для моления

Красивый, экзотичный храм,

Называется … (дацан)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на классном часе?

- Сформулируйте тему

II Операционно-исполнительный этап

Недавно мы посетили с вами православный и буддийский храмы. Вспомните, чем отличаются правила поведения в них.

Зайдя в главный дуган, обязательно нужно сделать обряд очищения тела – простирание. Перед началом поклонов-простираний нужно сложить ладони вместе впереди себя. Большие пальцы согнуты вовнутрь, это означает трон Будды . Прикасаясь к трем частям тела, то есть ко лбу, гортани и груди, мы получаем благословение Тела, Речи и Сознания Будды. Польза от простираний огромна: мы подавляем гордыню, гневное восприятие. Силой очищения тела даруется долгая жизнь без болезней и невзгод, силой очищения речи обретается сила слова, способность увлечь за собой других, от очищения ума обретается мудрость, любовь и сострадание.

Ребята, а как надо одеваться, посещая дацан?

Войдя в дацан, нужно снять головные уборы. В дацан желательно одевать национальную одежду спокойных расцветок. Не приветствуется желтая, красная, оранжевая одежда. Женщинам не следует одевать брюки.

Давайте вспомним, как мы отходили от алтаря?

Отходим от алтаря на 4-5 шагов назад спиной, затем повернуться и идти к выходу, так как нельзя поворачиваться сразу спиной к алтарю. Выходя, можно испить аршан – святую воду. Надо налить в левую ладонь и испить тремя глотками, а что останется, прикоснуться к голове, что будет символически означать омовение.

А какое основное подношение божествам вы знаете?

Одним из основных подношений божествам являются масляные лампады – зула, зажечь которые есть большое благодеяние. Свет зула символизирует свет, мудрость, благополучие, долголетие.

Физкультминутка.

Звучит колокольный звон.

- Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

(ответы учащихся)

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место.

Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Недавно мы посетили Воскресенский собор в городе Кяхта, где разговаривали с батюшкой. Он рассказал нам, как надо вести себя в православном храме. Давайте вспомним..

Храм- это место для молитвы, преклонения перед святыней, это место общения с Богом. И этой цели должно все подчиняться при посещении храма. Человек, посещающий храм, не должен привлекать к себе внимание – ни одеждой, ни поведением, ни запахом. В храме надо вести себя тихо., спокойно, благочестиво.

Особенных церковных правил относительно женской одежды в храме нет. Но есть неписаные установившиеся правила. Прежде всего женщина в храме должна быть с покрытой головой. Платок, косынка на голове – это главный атрибут женского одеяния в храме. Это или капюшон, или, по крайней мере, шляпка, берет.

Вообще платок на голове женщины – это символ ее подвластности перед мужчиной, это есть ее признание Богом установленной иерархии: Бог – муж – жена – ребенок. А в храме, кроме того, платок на голове – это знак скромности женщины, как ее истинного украшения. Платок на голове в храме прикрывает волосы женщины, которые от природы являются ее физическим украшением. И в храме волосы женщины могут служить отвлечению внимания от молитвы, от духовной сосредоточенности.

Платье женщины или юбка должны быть обязательно ниже колен, а лучше максимальной длины, без больших разрезов и вырезов. Без открытых плечей и коротких рукавов. Здесь та же причина: не привлекать к себе внимания, не отвлекать других от молитвы. Мы видели, что при входе в храм имеются платки.

Косметику лучше совсем не применять. Или свести ее к минимуму. Надо учитывать, что в храме люди прикладываются к иконам, к кресту. И оставлять следы помады на святыне – это очень плохо.

4. Словарная работа (объяснение новых слов).

- Какие новые слова- понятия вы узнали при посещении храмов?

(учащиеся зачитывают записанные ими непонятные слова:

аршан, хурдэ,гороо,мантры,кадило, икона, благовест, иконостас, алтарь, канун, благословение).

III . Рефлексивно-оценочный этап.

1. Закрепление изученного.

(Природа, звонарь, мантры, радость, свеча, простирание, дом, отец, статуя, канун, икона, Родина, алтарь, картина, аршан, замок, крест, колыбельная, хурдэ, кадило, стихи, Царские врата, звонница, молитва).

б) Дифференцированная работа

1группа – допишите незаконченное предложение :

Царские врата – это ..

Трон Будды – это…

Благословение Тела, Речи и Сознания Будды – это…

2 группа – подберите слова – прилагательные, характеризующие храмы в г.Кяхта и с.Мурочи

(Храм: красивый, легкий, воздушный, любящий, добрый, искренний, нежный и др.)

2. Свод правил поведения в храме

Учитель: Во всех общественных местах существуют определенные правила поведения, и в храме мы должны знать как вести себя правильно, соблюдая церковный этикет.

- Давайте, все вместе составим свод правил поведения в храме.

Коллективная работа

(Вести себя тихо;

Не разговаривать;

Отключить сотовый телефон;

Не вертеться и не смотреть по сторонам;

Внимательно слушать священника).

Учитель: Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм:

Подготовленные учащиеся читают стихи по ролям.

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

И скажу я от души:

Выйти из храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Даром время не губи,

Службу Божию полюби.

На молитву приходи.

3. Рефлексия

Учитель: Скажите, почему и православные христиане , и буддисты с такой любовью и заботой относятся к своим храмам?

- Вы замечательно сегодня поработали .

А сейчас давайте поделимся своими впечатлениями, которые получили на классном часе, методом незаконченного предложения:

Я узнал (а), что ________________________ .

Мне понравилось, что __________________ .

Для меня храм – это ____________________ .

IY Домашнее задание

- рассказать родителям о том, что запомнили на классном часе

- узнать историю и особенности храмов, находящихся в Кяхтинском районе

Индивидуальное:

- нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты из пластилина или бумаги. Пусть вам помогут родители.


Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.

Калмыкия


Байкал


Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления. Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.


Алтай


Бурятия


Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.
Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.



Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.

храм

Центр современного буддизма в России - Иволгинский дацан - сравнительно молодой монастырский комплекс, построенный сразу после Великой Отечественной войны буквально среди чистого поля.

За высоким забором монастыря – кустарники, увешанные химморинами – цветными ленточками с нанесённым на них текстом молитвы, да покрытая разнотравьем степь до самых предгорий Хамар-Дабана. С южной стороны дацана обустроен небольшой стадион для проведения соревнований по традиционным бурятским видам спорта – стрельбе из лука, борьбе. На востоке к монастырскому комплексу примыкает ипподром. А внутри ограды – целое местечко, включающее культовые религиозные сооружения, визитно-информационный центр, буддистский университет, домики для проживания монахов и студентов-хураваков, летнюю гостиницу для туристов, музей памятников буддистского искусства, библиотеку, оранжерею со священным фикусом, или деревом Бодхи, сувенирные лавки, вольеры для косуль – священных животных, согласно легенде – первых слушателей наставлений Будды, достигшего просветления.

История строительства Иволгинского дацана

Буддизм проник в Забайкалье примерно в XVII столетии, потеснив шаманизм, православие и старообрядчество. До революции на территории современной Бурятии функционировало несколько десятков буддистских дацанов, уничтоженных большевиками наряду с храмами других религий.

Верующие со всех ближайших окрестностей потянулись к месту строительства, чтобы помочь, кто физически, кто материально, многие приносили религиозную утварь, сохранённую после разрушения храмовых зданий. В конце декабря 1945 года возведён деревянный дом, которому позже придали вид дугана с традиционно загнутыми кверху уголками крыши. В нём прошли первые службы – хуралы, а первый Цогчен-дуган построен к 1948 году, который после сооружения второго храма стал Чойра-дуганом философского факультета.

молитвенные барабаны в храме

В 1951 году за Иволгинским дацаном официально закреплён участок земли. Основные храмовые сооружения монастырского комплекса возводились в 70-е годы прошлого столетия, а в 1991 году при нём основан Буддийский университет, в котором сейчас обучаются на 4 факультетах около 100 студентов-хувараков, изучающих философию, восточную медицину, иконографию, тибетский язык, а также целый ряд светских предметов – логику, историю и прочие.

Осенью 2002 года в Иволгинский дацан переместили главную реликвию российских буддистов – нетленное тело Даши-Доржо Итигэлова, бурятского религиозного деятеля, одного из выдающихся буддийских подвижников.

В нём находится и резиденция главы Буддийской традиционной Сангхи России Пандито Хамбо-ламы Дамбы Бадмаевича Аюшеева.

Исторический и архитектурный памятник, Иволгинский дацан сегодня – обязательный пункт посещения всех экскурсионных и паломнических туров по Бурятии благодаря удобному месторасположению рядом со столицей и хорошей транспортной обеспеченности.

Структура монастырского комплекса

Главный соборный храм комплекса Цогчен-дуган построен в 1976 году. У главного входа – скульптуры львов с устрашающим оскалом. Внутренний интерьер чрезвычайно богат украшениями изображений на шёлковых тканях, в алтарной части возвышается скульптура Будды Шакьямуни – духовного учителя.

Чойра-дуган, первый из храмов дацана, сейчас считается храмом философского факультета. После него возводился восьмистенный глинобитный (в отличие от большинства деревянных зданий) двухэтажный Деважин-Сумэ, или Рай Будды Амитабхи.

Одно из наиболее значимых сооружений монастырского комплекса – храм-дворец Хамбо-ламы Итигэлова, в котором хранится священное нетленное тело величайшего буддистского просветителя.

Дуган Зелёной Тары посвящён прародительнице всех Будд женской бонхисаттве Ногоон Дара Эхын сумэ. Гунрик-дуган и Майдарин-сумэ – храмы будды Вайрочаны и Майтреи, а Маанин-дуган с расположенным перед ним вольером с косулями – бонхисаттвы Арьяа-Баалы.

Тантрический храм Жуд-дуган соседствует с квадратным Сахюусан-сумэ, посвящённым гневным божествам дхармапалам, защищающим буддистское учение.

По периметру монастырского комплекса встречаются хурдэ – молитвенные барабаны. В каждый из них помещены свитки с мантрами – молитвами, в самом большом – 100000 мантр, в маленьких – от 6500 молитв.

Достопримечательности Иволгинского дацана и его окрестностей

Одна из достопримечательностей и, пожалуй, самая главная – нетленный старец, сидящий в позе лотоса практически 90 лет. Феномен, озадачивший всё научное мировое сообщество, не нашедшее объяснения тому состоянию, в котором сейчас пребывает Даши-Доржо Итигэлов.

Летом 1927 года хамбо-лама созвал своих учеников и сообщил, что уходит из жизни, но через 75 лет вернётся живым. Сел в позу лотоса и стал медитировать, а затем ушёл в нирвану. Ученики, увидев, что лама не дышит, поместили его в кедровый куб-саркофаг и опустили в подземную камеру на глубину больше 2,5 м. В 50-х и 70-х годах тело извлекали, меняли одежду, убеждались в том, что оно осталось прежним, без видимых признаков разложения, и опускали обратно.

В 2002 году, как и завещал Учитель, произвели эксгумацию трупа с соблюдением всех необходимых процедур. Все присутствовавшие судмедэксперты были поражены состоянием тела, выглядевшего просто спящим, но не дышащим. Все биохимические анализы кожи, ногтей и волос подтвердили увиденное – ткани не омертвели, а тело находится в неизвестном науке состоянии.

Итигэлова переместили в Иволгинский дацан, а вскоре соорудили для него храм. Ламы, ухаживающие за ним, говорят, что наблюдают изменение температуры тела, небольшие скачки веса в сторону увеличения и обратно, в дни особенного скопления народа он потеет.

Увидеть священное нетленное тело доступно каждому, но лишь 8 раз в году во время больших буддистских праздников. В остальные дни в храм к Итигэлову пропускают разве только высокопоставленных лиц.

Ещё одна важная святыня в Иволгинском дацане – камень с отпечатком ладони якобы самой Зелёной Тары, богини, спешащей на помощь к каждому. Говорят, если отойти от камня шагов на десять, закрыть глаза, вытянуть вперед руки, двигаться по направлению к камню и попасть своей ладонью в отпечаток Тары, то любое загаданное бескорыстное желание обязательно сбудется.

В окрестностях также находится несколько интересных мест, достойных внимания туристов и паломников. Несколько святых источников у окраин посёлка Верхняя Иволга с целебной студёной водой, говорят, наделяют силой и бодростью каждого испившего глоток влаги. Ошор-Булаг юго-западнее села ещё и связывают с легендой, рассказывающей о ламе-путешественнике, закопавшем на дне небольшого водоёма у этого источника камень силы – ошор. Из источника Булаг севернее посёлка берут воду ламы монастыря для совершения всех ритуальных служб. Ута-Булаг также обладает чистейшей студёной водой, оказывающей благотворное влияние на состояние желудочно-кишечного тракта.

В 12 км севернее Верхней Иволги находится Халютинский аршан с холодными гидрокарбонатными водами. Многие приезжают сюда подлечить своё здоровье.

сооружение дацана

Посещения и экскурсии

Пройти на территорию Иволгинского дацана можно с 9 до 19 часов, в большие праздники – через главные ворота, в обычный будний день – через левую калитку, сразу возле которой начинаются торговые палатки с сувенирами и вязаной шерстяной продукцией – варежками, шалями, носками.

Посещение дацана обычно начинают с гороо – почётного обхода святых мест, который совершают неспешно по направлению часовой стрелки и обязательно нечётное количество раз. Для этого в монастыре по всему периметру оборудована специальная дорожка. По пути следует обязательно крутить хурдэ – молитвенные барабаны, также по часовой стрелке. Считается, сколько раз барабан обкрутился вокруг своей оси, столько же раз прочитаны и обращены к Будде молитвы.

Можно заходить в любой из открытых дуганов, общаться с ламами – они очень приветливы и доброжелательны, обязательно подскажут к кому обратиться со своим вопросом: к астрологу, если цель визита – узнать своё будущее, к ламе-медику, если беспокоят проблемы со здоровьем, а уж побеседовать о каких-то психологических состояниях организма сможет любой из монахов.

Посетителям рекомендуют заказывать экскурсии: их проводят ламы-гиды для групп или индивидуально. Стоимость экскурсии в зависимости от языка – бурятского, русского или английского для групп из 1-3 человек от 250 до 350 рублей, если количество посетителей в группе больше 3-х, то от 70 до 100 рублей с человека.

Посещение Иволгинского дацана входит в программу многих этнотуров по Байкалу и Бурятии.

Полезные подсказки для туристов

На территории Иволгинского дацана нельзя сквернословить, употреблять спиртные напитки и курить. Внутри дуганов запрещена видео и фотосъёмка, за их пределами – разрешена. Многие из туристов просят сфотографироваться вместе с ламами. Им не отказывают, но и особенной радости не испытывают, хотя и сохраняют приветливое выражение лица.

Женщинам внутри храмов не обязательно покрывать голову платком, как этого требуют правила посещения православных церквей, а вот надевать мини-юбки нежелательно.

Находясь в буддистском храме, не положено поворачиваться к статуям Будды спиной или показывать на них пальцем. В Иволгинском дацане во время выноса нетленного тела Итигэлова не разрешается к нему прикасаться.

Отправляясь в дацан, обязательно берут с собой сладости, чтобы положить в храме, многие покупают в подарок хадак – длинный ритуальный шарф в основном синего цвета, но бывает и белого, жёлтого, красного, как символ бескорыстия и гостеприимства дарящего.

Войдя в храм, снимают с плеч сумки и отключают мобильные телефоны. Находясь в храме, не следует во время службы скрещивать руки или ноги.

Где остановиться

По поводу бронирования мест в летней гостинице дацана и их стоимости обращаются в визитно-информационный центр монастыря. Вблизи монастырского комплекса обустроено несколько гостевых домов, в которых можно остановиться за умеренную плату.

Большинство туристов предпочитают гостиницы столицы для кратковременного размещения, ведь одного дня вполне хватает на поездку в Иволгинский дацан. Вариантов поселения в Улан-Удэ много – больше ста гостиниц, отелей и хостелов, стоимость номеров в них от 300 рублей в сутки для одного человека.

Как добраться

Россия, Республика Бурятия, Иволгинский район, село Верхняя Иволга

Из Москвы в Улан-Удэ добираются поездом или самолётом. Авиаперелёт продолжается в течение 6 часов, а билеты на самолёт обходятся в среднем 15800 рублей, но если повезёт, бывают и экономварианты с ценой 13400 рублей за 1 билет.

Путешествие поездом более продолжительное – около 4-х суток, но и стоимость билетов дешевле – от 8600 рублей для 1 пассажира в плацкартном вагоне.

От площади Банзарова в Улан-Удэ отправляется 130-й автобус, следующий до райцентра Иволгинск. Первый рейс в 6-50, до 19 часов автобусы отправляются каждые 10 мин, до 20 часов – каждые 20 мин, до 21 часа – каждые 30 мин. Время в пути – 50 мин, цена билета – 45 рублей. От Иволгинска до Верхней Иволги расстояние всего 8 км, его преодолевают, пересев на местную маршрутку и заплатив за проезд 15 рублей. По большим религиозным праздникам автобус доходит прямо до дацана.

Собственным автомобилем необходимо ехать по Кяхтинскому тракту, который ранее обозначался на картах как трасса А-165, а позже – А-340. Следуя через Сужу, Нур-Селение, Нижнюю Иволгу, райцентр Иволгинск и Верхнюю Иволгу, до храма можно добраться из Улан-Удэ за полчаса.

Путешествие продолжается. Приглашаю вас на экскурсию в буддийский дацан Ринпоче Багша. Это дацан тибетского ламы Еше Лодой Ринпоче. Расположен он в самой высокой точке Улан-Удэ, в потрясающе красивом месте, на крутой горе.

Дацан Римпоче Багша


Дацан Ринпоче Багша

Вокруг великолепная природа, чистый воздух и лес. Здесь очень тихо и спокойно, льется приятная, умиротворяющая тибетская музыка.
На нижней площадке расположены восемь ступ-субурганов. Это культовые постройки с вмурованными святынями без доступа внутрь. Ступы имеют разные назначения: ступа Просветления, ступа Мудрости, ступа Чудес, ступа Примирения и т.д. Главное их предназначение — помогать живым существам очищаться от негативных проявлений и увеличивать позитивные.

Ступы


Ступы — сурбуганы

На верхнюю площадку ведет большая лестница.

Лестница


Лестница

Отсюда весь город виден как на ладони.

Город


Город виден как на ладони

Еще выше находится здание самого дацана. С правой и с левой стороны от главной лестницы построены еще две большие золотые ступы. В одной из ступ находится музей дацана, в другой тысячи Будд.

Ступы


Ступы. Здание дацана

На территории дацана просто идеальный порядок, она очень красивая и ухоженная: цветы, скульптуры, скамеечки, вымощенные плиткой дорожки.

Территория дацана


Территория дацана

Лестницу, ведущую к главному храму, украшают фигурки львов и мифических животных.

Фигурка


Фигурка мифического животного

Украшение лестницы


Еще фигурка

Белый лев


Белый лев

У входа в буддийский храм тоже такие же фигурки

Дорожка вокруг храма


Дорожка вокруг храма

В начале пути установлен Большой Колокол Четырех Печатей. Это крупнейший буддийский колокол в России, его вес — 700 кг.

Колокол


Большой Колокол Четырех Печатей

На поверхности колокола изображены восемь благих символов. Звук колокола очищает пространство, устраняет все препятствия. Каждый приходящий в дацан может прикоснуться к колоколу, позвонить в него, совершая ритуальный обход.

Колокол


Каждый может позвонить в колокол

Комплекс молитвенных флагов


Комплекс молитвенных флагов

По буддийскому поверию, у каждого человека есть свой хий-морин, и чем он выше летит — тем лучше идут дела. Цвет флажков зависит от года рождения. Цвета символизируют стихии: белые — воздух, желтые — землю, красные — огонь, синие — небо, зеленые — воду.

Флаги


Флаги хий-морин

Вид сверху


Вид сверху

Вокруг всей территории храма, в парковой зоне, проложена вымощенная деревянными дощечками тропа – Дорога Долгой Жизни.

Дорога долгой жизни


Дорога Долгой Жизни

Вдоль тропы установлены 12 беседок с фигурами животных-символов соответственно годам рождения по восточному календарю: год Тигра, Дракона, Обезьяны и т.д. В каждой беседке есть полезная информация по году рождения с соответствующими мантрами. В беседке своего года нужно сделать подношение (например, положить желтые монетки).

Беседки на Дороге долгой жизни


Беседки на Дороге Долгой Жизни

Протяженность дорожки – около километра. Примерно до середины тропы идет спуск, а дальше – подъем. Чтобы просто пройти по ней потребуется где-то 30-и минут. Можно спокойно прогуляться, отвлечься от суеты, настроиться на нужный лад.

Сначала спуск


Сначала спуск

Затем подъем


Затем подъем

Первая беседка – года Мыши.

Беседка года мыши


Беседка года мыши

Мантры


Мантры в беседке

Далее – по очередности по годам.

Беседка года Коровы


Беседка года Коровы

Беседка года Тигра


Беседка года Тигра

Беседка года зайца


Беседка года зайца

Беседка года змеи


Беседка года змеи

Беседка года Лошади


Беседка года Лошади

Беседка года Овцы


Беседка года Овцы

Беседка года Обезьяны


Беседка года Обезьяны

Беседка года Курицы


Беседка года Курицы

Беседка года Собаки


Беседка года Собаки

Примерно в середине пути есть отворот в каменный сад — Сад Благих Мыслей. Можно заглянуть туда, это место для медитаций и размышлений.

Сад благих мыслей


Сад Благих Мыслей

Возле беседки Дракона есть хурдэ — цилиндры, внутри которых находятся свитки с молитвами и священные мантры. Покрутив барабаны, вы очищаете себя и пространство вокруг.

Беседка года Дракона


Беседка года Дракона

Беседка года Дракона


Беседка года Дракона

Молитвенные барабаны


Молитвенные барабаны — хурдэ

Рядом с беседкой – священная горка из камней с написанными на них молитвами и стендом с цитатами из священных текстов. Вообще, такие стенды размещены по всей территории дацана.

Камни с молитвами


Камни с молитвами

Стенды с изречениями


Стенды с изречениями

Дацан Ринпоче Багша – очень красивое и интересное место! Посещая его, испытываешь не только духовное, но и эстетическое удовольствие, получаешь мощный заряд энергии. Время там идет как-то незаметно, и уходить оттуда совсем не хочется.

Дацан Ринпоче Багша


Дацан Ринпоче Багша

Но это еще не все. Прогуливаясь по Дороге Долгой Жизни, можно повстречать белочек и покормить их.


Белочка


Беличий домик

Для этого там установлены специальные кормушки.

Кормушки для белок


Кормушки для белок

Но эти пушистые зверьки совсем не боятся людей и угощаются прямо из рук.

Угощение


Здравствуй!

Угощайся!


Угощайся!

Красавица!


Красавица — белочка

А особо смелые даже могут взобраться на колени.

Самая смелая


Самая смелая

Одна из белочек, наевшись, решила сделать запас впрок и, набрав орешков, побежала их закапывать.

Решила сделать запас на зиму


Решила сделать запас на зиму

Очень интересно и смешно было за ней наблюдать.

Закапывает орешки


Закапывает орешки

Такой позитив мы получили! Голуби тоже не прочь полакомиться.

Угощайтесь!


Угощайтесь!

Вот с таким необычным и красивым местом я вас познакомила. Экскурсия подошла к концу, надеюсь, она вам понравилась.

Читайте также: