Как сходили выборы консулов в риме

Обновлено: 18.09.2024

МАГИСТРАТЫ РИМСКИЕ. Магистраты, сенат и народ образовывали в римской республике три главных ветви власти. В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и (совместная с сенатом) значительная часть административных функций. В республиканский период власть магистратов, все их права и обязанности исходили от государства. Первоначально официальные должности могли занимать только аристократы-патриции. Верховная власть принадлежала двум ежегодно избиравшимся консулам, которым помогали приставленныые к ним квесторы, финансовые чиновники. Борьба плебеев за политические права (см. также ПАТРИЦИИ) привела к созданию плебейских магистратур – десяти трибунов, имевших право вето даже по отношению к консулам, и двух менее значительных городских чиновников, плебейских эдилов.

Между 421 и 300 до н.э. плебеи были допущены ко всем магистратурам, прежде принадлежавшим исключительно патрициям, а также в большинство жреческих коллегий, что привело к возникновению новой служилой знати. Она вытеснила прежнюю аристократию и создала новый сенат, в который вошли представители немногих выдающихся родов, монополизировавших большую часть магистратур. Таким образом вносившие разлад в систему управления плебейские магистратуры влились в традиционные формы общественной жизни. По состоянию на 150 до н.э. полностью развившиеся магистратуры можно разделить на курульные (консул, диктатор, претор, цензор, курульный эдил), дававшие право на почетное (курульное) кресло и считавшиеся более престижными, и менее значительные должности (квесторы, трибуны, плебейские эдилы и т.д.). Диктатор, официальное лицо, облеченное верховной властью, избирался только в чрезвычайных ситуациях; претор являлся судьей по гражданским делам и младшим коллегой консула; цензоры проводили перепись населения и допускали или отвергали кандидатов в сенат, проводили ревизию сословия всадников; курульные эдилы отправляли гражданские и религиозные функции. По другой классификации магистратуры делились на три группы: обычные, избиравшиеся ежегодно или с постоянными интервалами, как цензоры; чрезвычайные, как диктаторы и их заместители, начальники конницы; и специальные, как, например, децемвиры – комиссия из десяти человек, созданная в 451–449 до н.э. для кодификации права.

Власть магистрата.

Все магистраты обладали potestas, т.е. властью, сопутствующей их должности и необходимой для ее отправления. Высшим магистратам (консул, диктатор, претор) особым решением куриатных комиций давался также империй, т.е. право командования войсками и власть над жизнью и смертью граждан. Фактически на империй был наложен ряд ограничений, так что он мог вполне проявиться только на поле битвы. Внутри городских стен магистраты, обладавшие империем, могли прибегать к принуждению, однако при наложении тяжких наказаний граждане имели право апеллировать к народу. Все магистраты, кроме диктатора, срок должности которого, однако, ограничивался шестью месяцами, обязаны были внутри городских стен повиноваться вето народного трибуна, и все магистраты, включая и трибунов, были обязаны подчиняться вето своего коллеги по магистратуре, а низшие должностные лица – и вето лица с более высоким империем или potestas. Все, кроме цензоров, не обладавших империем и занимавших свою должность в течение 18 месяцев, могли отправлять свои обязанности в городе в течение одного года. В дальнейшем добавились и другие ограничения: запрет на повторное избрание консулом в течение десяти лет (342 до н.э.) и запрет на повторное избрание цензором (264 до н.э.), однако повторное отправление должности трибуна, хотя это случалось редко, оставалось законным, а повторное отправление должности военного трибуна – даже обычным. Запрещалось также совмещать несколько должностей (344 до н.э.).

Порядок занятия должностей и выборы.

В поздний республиканский период кандидат должен был объявить о своем участии в выборах лично за три базарных дня (т.е. за 24 дня, так как римская неделя была восьмидневной). Магистраты, руководившие выборами, располагали значительными полномочиями в вопросе о допуске кандидатов и провозглашении победителя. Сроки выборов менялись, но обычно они проходили в середине лета. Первыми могли проходить выборы трибунов, а затем, по порядку – консулов, преторов, эдилов и квесторов. По истечении своих полномочий магистрат был обязан принести клятву в том, что честно исполнял свой долг и следовал законам.

Престиж магистратуры.

Магистратура считалась почетной обязанностью, она не оплачивалась, хотя некоторые расходы магистрату возмещались. Однако огромные расходы, требовавшиеся от кандидатов на должности, в том числе устраивавшиеся для населения колоссальные цирковые игры и раздачи, приводили к злоупотреблениям служебным положением, к поборам при управлении провинцией в попытке возместить то, что было затрачено.

Количество служителей также зависело от ранга магистрата. Диктатора сопровождали 24 ликтора, которые несли знаки власти, называвшиеся фасциями и состоявшие из пучка прутьев и топора. У консула было 12 ликторов, у претора – 6. В присутствии высших магистратов низшие должны были вставать и опускать свои фасции. Знаками курульной магистратуры служили курульное кресло, пурпурная кайма тоги и пурпурная полоса на тунике. Трибуны получали особую скамью, а квесторы обычный стул. Лиц, занимавших при жизни курульные должности, погребали со знаками их власти, в присутствии изображений предков (их масок, которые хранились у всякого родовитого римлянина), также занимавших магистратуры.

Дальнейшая история.

В эпоху великих войн 3 и 2 вв. до н.э. полномочия магистратов оказались до некоторой степени затененными ведущей ролью сената в политике и управлении. Это случилось вполне естественно, поскольку магистраты являлись еще и сенаторами. Формально магистраты сохраняли инициативу обращения к сенату за консультацией и вынесения законопроекта на обсуждение народного собрания, они все так же могли применять насилие и сохраняли судебные полномочия. В качестве представителей государства они могли заключать обязательные для народа соглашения, но эти соглашения подлежали ратификации сената и народного собрания. В период пребывания в должности магистраты пользовались неприкосновенностью, но по окончании этого срока могли быть привлечены к суду.

Республиканские магистратуры сохранялись в эпоху принципата, т.е. империи, созданной Августом и его преемниками, однако их функции постепенно переходили к людям, назначенным императором, или к комиссиям, ответственным непосредственно перед ним. Выборы фактически были перенесены в сенат и происходили в соответствии с рекомендациями принцепса. Магистратуры превратились в обозначение ранга, который позволял данному лицу претендовать на высокооплачиваемую должность в имперской бюрократии. Только преторы отчасти сохраняли прежнее значение вплоть до правления Адриана. В поздней империи должности консула и претора становятся просто почетными званиями.

Считалось, что институт консулов берет свое начало от традиционной даты установления Республики в 509 г. до н. э., но в V веке до н. э. последовательность консулов не была непрерывной. В мирное время консулы имели широкие полномочия (административные, законодательные и судейские), а во время войны часто возглавляли армию. Дополнительные религиозные обязанности включали некоторые полномочия, которые через свою официальную важность, могли выполняться только высшими должностными лицами государства.

Консул

509 г. до н. э. – 705 г.


Двое консулов избирались ежегодно, служили вместе, каждый имел право вето на действия своего коллеги. Считается, что сначала право стать консулом имели только патриции. С 366 г. до н. э. (после Лициниева закона) один из консулов мог быть и плебей, но только в 342 г. до н. э. одна вакансия стала обязательно заниматься плебеем; в 172 г. до н. э. оба консула были из плебейских родов.

Консулов избирали центуриатные комиции (в которой преобладала аристократия) под председательством консула или диктатора, а если в городе Риме в то время не было ни того, ни другого, то избирался interrex.

Оба консула должны были избираться в одно и то же заседание; если же случалось, что избирался только один, то последний в возможно ближайшее время производил новые, дополнительные выборы. Время вступления в должность в древнейшие времена было различно; со времени второй пунической войны с 222 г. до н. э. консулы вступали в должность 15 марта, а с 153 г. до н. э. — 1 января. Вступление это происходило очень торжественно; совершалось шествие в Капитолий, где приносился в жертву Юпитеру белый бык и происходило заседание сената.

Однако, формально получали власть только после ратификации их кандидатур в куриатных комициях, которая предоставляла консулам империй соответствии с законом lex curiata de imperio.

Функции консульской власти были двоякого рода: военные и гражданские, и обозначались словами imperium и potestas.

Военная власть консулов заключала в себе следующие права:

1) сформирование войска, сначала вновь набиравшегося ежегодно, а впоследствии, когда войны затягивались, просто передаваемого преемникам; назначение офицеров (tribuni militum), перешедшее позже к комициям, и центурионов.

2) предводительство войском во всей римской территории, кроме г. Рима; после покорения Сицилии, начавшего собой образование провинций, оно ограничивалось Италией; после Суллы консулы должны были оставаться в Риме, занимаясь исключительно гражданскими делами, и лишь по окончании ее получали военную власть, управляя провинцией в звании проконсула.

Гражданская власть консулов состояла в высшем руководстве государством во внутренних и внешних делах. Они имели право:

1) созывать сенат и председательствовать в нем (jus cum patribus agendi). Консул докладывал сенату все вопросы, подлежавшие обсуждению, представлял лиц, желавших сделать доклад; вводил иностранных послов, протоколировал решения сената и приводил их в исполнение;

2) созывал народ в комиции по куриям, центуриям и трибам и председательствовал при проведении какого-либо вопроса или законопроекта, который был уже обсуждаем в contiones (jus cum populo agendi).

Власть консула была ограничена, кроме возможного вмешательства другого консула:

1) провокацией к народу,

2) учреждением квесторов (509 г. до н. э.), контролировавших расходы государственного казначейства;

3) учреждением народных трибунов (494 г. до н. э.), имевших право интерцессии;

4) цензурой (443 г. до н. э.), отнявшей у консулов производство ценза и заведование финансами, а по закону Овиния (между 318 и 312 гг. до н. э.) — и право составления списка сенаторов;

5) претурой (367 г. до н. э.), к которой перешла гражданская юрисдикция;

6) все увеличивавшимся влиянием сената и отдельных собраний плебса (concilia plebis).

В чрезвычайных обстоятельствах сенат наделял консулов неограниченными полномочиями. Право вести судебные процессы по гражданским делам с 367 г. до н. э. перешло к младшим коллегам консулов — преторам. Помощниками консулов были квесторы.

Знаками отличия консула были: тога с широкой пурпурной каймой (toga praetexta), курульное кресло, инкрустированное слоновой костью, и 12 ликторов, с пучками прутьев (fasces). Если оба консула оставались в городе, то чередовались в управлении помесячно, причем первым начинал консул, старший годами. В древнейшие времена у консула, стоящего не у дел, не было ликторов, а перед ним шел служитель (accensus); впоследствии и у него были ликторы, но они шли позади консула. Если оба консула были на театре войны, то чередовались ежедневно или по соглашению. Если было необходимо присутствие консулов на различных пунктах, то область действий каждого определял жребий (sortiri provincias) или соглашение (comparare inter se provincias). В случае увольнения или смерти одного консула, другой выбирал нового коллегу (consul suffectus).

Лица, бывшие консулами, назывались consulares; этот титул давался в императорское время, как особое отличие, и тем, кто прежде не исправлял консульской должности. Бывших консулов посылали губернаторами в провинции, со званием проконсулов, непосредственно по истечении года их консульства или (с 53 или 52 г. до н. э.) 5 лет спустя, и они оставались в этой должности обычно также 1 год.

По законам республики, минимальный возраст консула составлял 41 (для патриция) и 42 года (для плебея). Но дозволялись исключения: Помпей впервые стал консулом в 27 лет, а Октавиан в 19 лет.

В последние времена республики пало значение и власть консулов. В эпоху империи, когда консулам было оставлено лишь председательство в сенате и в уголовных процессах, и запрещено участие в государственных делах, мало-помалу звание консула стало только почетным титулом. С перенесением столицы в Константинополь, один консул был на Западе, другой — на Востоке. В Риме консулат продолжал существовать до 534 г., а на Востоке — до 541 г. С этого времени император Восточной империи был пожизненным консулом (consul perpetuus). Временные магистраты, заменявших консулов в 451 — 449 и 444 — 366 гг. — децемвиры (decemviri legibus scribundis) и трибуны (tribuni militares consulari potestate).

Выборы в органы местного самоуправления в Ростовской области

23 августа пятнадцать лет исполняется Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". В мире до сих пор нет аналогов подобной системы. ГАС "Выборы" по праву считается крупнейшей в мире по количеству выполняемых функций.

23 августа пятнадцать лет исполняется Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". В мире до сих пор нет аналогов подобной системы. ГАС "Выборы" по праву считается крупнейшей в мире по количеству выполняемых функций.

Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" была создана Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1994 года. Сегодня ГАС "Выборы" - неотъемлемая часть избирательной системы Российской Федерации.

"Шаровая" технология

Предшественники автоматизированной системы голосования еще в дореволюционной России были довольно примитивными. Так, до начала XX века голосовали шарами.

Процедура голосования была довольно затянутой. Выборы депутатов городской Думы проходили в здании городской Управы в течение нескольких дней. Избиратели голосовали отдельно за каждого кандидата, бросая белые и черные шары в ящик с двумя отделениями: в правом были голоса "за", в левом - "против".

Как только ящик оказывался полным, голосование останавливали и начинали подсчитывать шары. Затем ящик возвращали на место для следующей партии шаров. Это продолжалось до конца голосования.

В 1905 году шары как технология голосования ушли в прошлое. Власти приняли манифест, согласно которому голосовать полагалось по спискам. Со временем на смену спискам пришли современные бюллетени.

Голосование бобами, черепками и ногами

Истоки современных выборов берут начало из Древней Греции и Рима. Граждане этих государств должны были участвовать в политической жизни, заседая в народных собраниях.

Голосование в Древней Греции ненамного отличалось от голосования в России конца XIX века. Вот только вместо шаров избиратели использовали бобы: белый - означал "за", черный - "против".

Самый яркий пример народного голосования в Древнем Риме - гладиаторские бои. Когда решался вопрос жизни и смерти побежденного гладиатора, зрители использовали жестикуляцию. Большой палец вниз означал казнь проигравшего, палец вверх - помилование.

Также в Афинах существовало тайное голосование под название "остракизм", или "суд черепков". К нему члены общины прибегали в том случае, если требовалось изгнать из пределов города какого-либо общественного деятеля, если его популярность угрожала основам демократии. Остракизм применялся как профилактика тирании в обществе.

Участники остракизма писали имя провинившегося чиновника на черепке, после чего черепок помещался в специальное отгороженное место на площади. Изгнанным объявлялся тот, чье имя повторялось большее число раз, говорится в статье "Большой советской энциклопедии" на "Яндексе".

В Древнем Риме технология голосования при Сервии Туллии (VI век до н.э.) основывалась на так называемых центуриях (электоральных группах римлян). Каждая группа представляла собой имущественный класс, выставлявший определенное количество центурий и имевший соответствующее количество голосов в народных собраниях.

Истоки избирательных технологий на территории современной России также берут свое начало в античной эпохе. В древнем античном городе Танаисе (III в. до н.э. - V в. н.э.), располагавшемся на территории Ростовской области, использовался один из самых примитивных приемов - голосование руками.

Жители Танаиса собирались на народное собрание на городской площади и после того, как председательствующий на собрании оглашал текст предлагаемого постановления или имя избираемого кандидата, поднимали руки в знак согласия.

Кстати, со временем получил распространение такое выражение как "голосование ногами". Оно вовсе не означает, что для голосования избирателям надо поднимать ноги. Это фигуральное выражение, голосовать ногами - значит игнорировать голосование, не являться на выборы.

Альтернативные виды голосования

В настоящее время голосование используется в самых разных сферах общественной жизни. С развитием технологий у избирателей появилось больше шансов отдать свой голос любым удобным способом - по телефону, через интернет или SMS.

Одно из самых любопытных голосований проводилось в 1987 году руководством передачи "Что? Где? Когда?". Зрителям предлагалось проголосовать за ту или иную команду весьма оригинальным способом. Сначала их всех попросили выключить телевизоры, после чего частоту питающей сети измерил частотомер, выполненный на основе ЭВМ ДВК-2М. Затем телевизоры выключили только те зрители, которые голосуют за первую команду, а после них - голосующие за вторую команду. В каждом из данных случаев измерялась частота тока.

По данным "Википедии", эффективность данного вида голосования находится под вопросом, т. к. системы автоматического регулирования на электростанциях не позволяют частоте "уплыть" при изменении нагрузки за установленные пределы.

Консул – это должностное лицо, которое назначается правительством с согласия другого государства. Консул осуществляет защиту интересов и прав пребывающих в другой стране подданных своей страны. Эта должность отличается от дипломатических агентов, так как защищает социально-экономические интересы.

консул это

Немного истории

Консульская должность впервые была введена в первом веке до нашей эры. Во время стремительного разрастания империи, бесконечных войн державе требовались новые государственные должности, упрощающие общее управление страной.

Консул в Риме – это одна из высоких коллегиальных должностей. Их было сразу двое, и избирались они сроком на один год. Учредили коллегию двух консулов уже после изгнания Тарквиния Гордого. Сначала консулов выбирали только из патрициев, но после борьбы между ними и плебеями последние также получили право быть избранными.

Права и обязанности консулов в Древнем Риме

В Риме консул - это человек, который обладал высшей военной и гражданской властью. Они могли набирать легионы и возглавлять их, созывать комиции и сенат, председательствуя там, назначать диктаторов и проводить ауспиции. Изначально консулы имели право вести все судебные процессы, затем оно перешло к преторам.

консул в риме это

Консулы имели помощников (квесторов) и знаки отличия: тоги с пурпурной широкой каймой, кресло, украшенное слоновьей костью, постоянное сопровождение из 12 ликторов. По окончанию срока консульства они получали звание проконсула и провинцию в личное управление. Впоследствии консулы утратили свою основную власть, и должность перешла в почетный титул, а вместо выборной стала назначаемой.

В современное время в Риме консул - это должностное лицо, которое назначается постоянным представителем в районе или городе другой страны для того, чтобы защищать юридические и экономические интересы не только своей страны, но и своих подданных. Основное направление работы консульства – выдача виз и забота о гражданах, находящихся на территориях вверенных им государств. В основном функции, которые выполняет консул Рима, совпадают с теми, которые выполняют на той же должности и в России.

Обязанности консула России

Консул – это государственная должность, поэтому предполагает определенные обязанности, возложенные государством на должностное лицо:

юрист консул это

Права консула

Консул – это лицо, представляющее государство и имеющее по роду службы определённые права:

консул россии

Легализация

Консульская легализация подразумевает установление и обязательное засвидетельствование подлинности поставленных подписей на актах и документах и отслеживание соответствия всем законам страны пребывания. Легализует такие документы непосредственно консул России, принимают их на рассмотрение только при консульской легализации, если международным договором или законом РФ не предусмотрено иное.

Юрист-консул

консул это государственная должность

Юрист-консул – это работник государства, обеспечивающий соблюдение его законодательства. Он должен иметь юридическое образование и владеть актуальными знаниями обо всех изменениях в законе. Он участвует в разработке необходимой правовой документации и готовит юридические заключения, рассматривает вопросы корпоративного права, следит за соблюдением законодательства, занимается подготовкой договоров и юридической документации, а также проводит консультации по юридическим вопросам. Он защищает права граждан в другой стране, рассматривает жалобы и обеспечивает полную юридическую поддержку.

Читайте также: